- Влияние настроения на работоспособность
- Факторы влияющие на работоспособность
- Факторы влияющие на работоспособность
- Работоспособность и влияние на нее различных факторов
- Основные факторы определяют общую работоспособность.
- Гипокинезия.
- Последствия умственного перенапряжения.
- Основные средства физической культуры и спорта.
- Производство Факторы, влияющие на работоспособность
Влияние настроения на работоспособность
Перед тем как начать еще одну очень интересную, на мой взгляд, тему о работоспособности я хотел бы поблагодарить всех постоянным читателям, посетителей блога и просто прохожих за то, что время от времени наведываетесь на сайт. Я был безумно рад когда вчера вечером увидел, что за сутки мой сайт посетило 116 уникальных посетителей (умм … так бы всегда). А теперь перейдем непосредственно к теме статьи.
Ни для кого не секрет, что с хорошим настроением любая работа делается не только быстрее, но и качественнее. Учёные из Америки подтвердили данный факт научно и окончательно уверили всех в том, что работоспособность зависит от того, с какой ноги вы встали с утра.
Учёные потрудились на славу и не только доказали прямую зависимость, но и дали несколько ценных советов – что же делать, чтобы настроение всегда было на уровне и помогало, а не мешало совершать трудовые подвиги.
Факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека и на его способность активно мыслить никак не меньше десятка. Рассмотрим основные поподробнее и примем во внимание.
[yandex]Дизайн рабочего помещения. Главными атрибутами комнаты, в которой работает человек, должны быть уют и стиль. Однако важно не переборщить! Цветочки, милые занавески и обилие фотографий, конечно, сделают рабочее место привлекательным, уютным и подарят прекрасное настроение, но сосредоточиться в такой обстановке – задача сложная.
Придётся совмещать приятное с полезным и выбирать дизайн привлекательный, но лаконичный. Большие окна, светлые стены, высокие потолки, аксессуары из кожи и дерева станут идеальным решением.
Перерывы или, если выразиться посовременнее, кофе-брейки. Не позволять себе отдохнуть в течение рабочего дня – вариант очень нерациональный. Конечно, может показаться, что усиленно работающий человек за день сделает намного больше, чем вот тот его коллега, который уже второй раз за три часа идёт делать себе кофе, попутно останавливаясь поболтать с другими работниками. В действительности же это не так.
Отдохнув человек с новыми силами «набрасывается» на работу, выполняя её максимально эффективно, а не вяло копается в бумажках, надеясь на скорейшее завершение рабочего дня. Улыбки, возникающие при попутном общении с коллегами – дополнительный антистресс, а если учесть, что на таких перерывах обсуждаются больше всего рабочие проблемы и ищется их решение, кофе-брейкам цены нет вообще!
Этот пункт нуждается в дополнении. Ни в коем случае нельзя путать перерыв на кофе с перекуром. От того, что человек пойдёт и выкурит сигарету, работоспособность повыситься не может даже чисто по физиологическим причинам. Прилив энергии, ощущаемый после перекура через 15 минут сменяется вялостью и апатией, которая продержится не менее часа.
Питание. Без преувеличений именно голод чаще всего становится причиной плохого настроения и пониженной работоспособности. Согласятся многие, что с пустым желудком, напоминающим о себе каждые две минуты, сосредоточиться на работе бывает сложно. Обед, проведённый с коллегами в ближайшем кафе способен подарить массу положительных эмоций, а вторая половина дня станет не менее продуктивной, чем первая!
Помните, что работа, как и любая деятельность, должна дарить только хорошее настроение, а хорошее настроение, в свою очередь, помогать работать. Чего я вам и желаю!
Эту статью на украинском языке вы можете прочитать здесь
Источник
Факторы влияющие на работоспособность
Факторы влияющие на работоспособность
В статье описаны понятия физической и умственной работоспособности студентов, объективные и субъективные факторы, влияющие на изменение состояния организма, а также признаки утомления в процессе умственного труда.
Работоспособность характеризуется как способность человека совершать некую работу в рамках определенного времени и параметров производительности. Понятие работоспособности можно изучить в двух аспектах. В первом случае, работоспособность раскрывает возможности биологической природы человека, т.е. является одним из показателей работоспособности, в другом случае, отражает социальный фактор будучи одним из показателей успешности освоения условий определенной деятельности [1].
Работоспособность заключается в определенных знаниях, навыках, умениях, а также психологических, физических и физиологических особенностей человека. Существуют еще такие критерии работоспособности, как смышленость, внимательность и обязательность, которые также оказывают влияние на успех в осуществлении определенной деятельности. В целом, можно отменить, что уровень работоспособности находится в зависимости от уровня мотивации, поставленной цели, возможности человека.
Существует ряд факторов, которые влияют на уровень работоспособности по отдельности и в сочетании. Данные факторы принято делить на три основные группы:
- В первую группу входят факторы физиологического характера, т.е. состояние здоровья человека в целом, и работа различных групп органов по отдельности.
- Во вторую группу относят факторы физического характера, такие как степень освещенности помещения и шума, температура воздуха и другие.
- Третью группу составляют факторы психического характера, такие как самочувствие, мотивация, настроение и другие [2].
Одним из важнейших факторов, влияющие на работоспособность студентов, можно считать соотнесение жизненного ритма и естественно-биологического ритма студента. Таким образом, студенты, которые относятся к «утреннему» типу («жаворонки») наиболее работоспособны с 9 утра до 14 часов дня. Т.е. можно сделать вывод, что данная группа студентов показывает более хорошие результаты, т.к. их биологический ритм и социальный ритм совпадают. Студенты «вечернего» типа («совы») работоспособны с 18.00 до 00.00, в связи с этим обучаясь на дневном отделении вуза данная группа показывает не лучшие результаты.
Еще одним из факторов, влияющих на работоспособность является возраст. Ученными был сделан вывод, что люди в юном возрасте показывают более высокие физиологические и интеллектуальные результаты.
Способности студентов в интеллектуальной деятельности во многом зависят от их индивидуальных возможностей, но данные показатели можно улучшить с помощью занятий спортом. Ученными была доказана прямая зависимость интеллектуального уровня человека и физической подготовленности. Таким образом, студенты с лучшей физической подготовкой, показывают более высокие результаты в интеллектуальной деятельности. Т.е. всем известно, что занятия спортом создают благоприятные условия для умственного развития как студентов, так и людей любого возраста в целом. Но это далеко не значит, что все спортсмены обязаны быть интеллектуалами. Возможности для умственного развития у спортсменов и правда выше, чем у людей, которые не имеют ничего общего с занятиями спортом, но для достижения отличных результатов в учебе, следует уделять достаточное количество времени не только спорту, но и учебной деятельность. Второй причиной, по которой не все спортсмены хороши в интеллектуальной деятельности, являются высокие нагрузки и напряжение при занятиях спортом, которые плохо влияют на работу нервной системы.
Еще одним явным преимуществом занятия физической культурой можно выделить то, что занятия физической культурой помогает снизить стресс и повышает настроение, т.е. повышаются показатели психического характера, которые были упомянуты выше. Повышая данные показатели также можно увидеть явные улучшения в развитии умственных способностей.
Физическую и умственную работоспособность студента можно выразить в скорости утомления, как следствия напряженной или длительной работы студента. Обычно именно из-за утомления заметно снижается уровень работоспособности. Физическое утопление связанного с высокими нагрузками при занятии спортом. Умственное утопление обычно связано с продолжительностью учебного процесса. Т.е. для нормальной работы вашего организма и мозга следует найти некий баланс, которого стоит придерживаться. Учитывая ранее сказанное, можно сделать вывод, что для продуктивной работы вашего организма, нужно придерживаться нормального для вас ритма жизни [2].
Но бывают ситуации, при которых придерживаться нормального ритма становится сложно. Одной из такого рода ситуаций в жизни студента является экзаменационная сессия. В данной период у студентов часто нарушается режим сна, питания и другое. Все это частично сказывается на работе организма, но следует заметить, что студенты с высокой работоспособностью, намного лучше справляются с данной ситуацией. Т.е. студенты с более высоким уровнем физической подготовки показывают хорошую устойчивость организма в эмоционально напряженный период. [3]
Следует отметить, что сочетание учебного процесса и занятий спортом создаст оптимальный баланс. Т.е. постоянные занятия спортом позитивно влияют на формирование интеллекта и эмоциональную стабильность к напряженной деятельности человека.
Работоспособность и влияние на нее различных факторов
Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.
С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.
В процессе учебной деятельности работоспособность студента определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.
Эти факторы можно разделить на следующие группы: 1) физиологического характера — состояние здоровья студента, состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем; 2) физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3) психического характера — самочувствие, настроение, мотивация и др.; 4) социального характера — условия мест занятий, условия проживания, питания и др.
Существуют общие закономерности изменения работоспособности на протяжении учебного дня, в начале которого студент не сразу «входит в учебу», когда даже самая привычная учебная деятельность выполняется с некоторым затруднением, а работоспособность повышается постепенно.
Первый период динамики работоспособности получил наименование периода врабатывания.
В течение этого периода наблюдается некоторое рассогласование между учебными требованиями и функциональным состоянием организма студента. Чем рассогласование больше, тем длительнее период врабатывания.
Второй период — оптимальной (устойчивой) работоспособности — характеризуется полной мобилизацией (физиологической, психической, организационной) организма на выполнение учебной деятельности.
Этот период в норме должен быть самым длительным.
Третий период — полной компенсации — характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевыми усилиями или положительной мотивацией к выполнению учебных заданий.
Четвертый период — неустойчивой компенсации — характеризуется нарастанием утомления; волевые усилия уже не могут обеспечить поддержание работоспособности.
Требуется отдых и восстановление.
Снижение работоспособности в результате учебной деятельности и закономерно наступающее утомление является нормальной реакцией человека.
С физиологической точки зрения утомление — это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой. Состояние утомления усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха (активного, пассивного и сна).
При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает; снижается сила памяти — быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности.
В связи с этим условно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффективности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде.
Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором необходим отдых, сон.
Процесс утомления может характеризоваться субъективным симптомом — усталостью. Ощущение усталости считается одним из наиболее чувствительных показателей утомления.
Усталость характеризуется тяжестью в голове и конечностях, общей слабостью, разбитостью, вялостью и недомоганием.
Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. То есть, она не может служить объективным показателем работоспособности.
В основе этого несоответствия, в первую очередь, лежит разная эмоциональная настройка работающего на выполняемую работу. Например, при высокой мотивации работающего, выполняющего приятную и социально-значимую работу, усталость не возникает у него в течение длительного времени.
И, наоборот, при бесцельной, неинтересной работе усталость может возникнуть, когда объективно утомление или вовсе еще не наступило, или выраженность его далеко не соответствует степени усталости.
Наряду с основным фактором (учебной нагрузкой), существует ряд дополнительных причин способствующих наступлению утомления. Эти причины сами по себе не вызывают утомление, однако, сочетаясь с действием основного фактора, вызывают более раннее и выраженное его проявление.
К числу дополнительных причин можно отнести:
- факторы внешней среды (температура, влажность, газовый состав, барометрическое давление и др.);
- факторы, связанные с нарушением режимов труда и отдыха;
- факторы, обусловленные изменением привычных суточных биоритмов, и выключение сенсорных раздражении;
- социальные факторы, мотивация и др.
В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности студента, особенностей нервной системы, темперамента.
Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм молодого человека правильно согласуется с естественными биологическими ритмами. Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будет учебный труд.
Различают студентов с устойчивой стереотипностью изменения работоспособности. Студенты, отнесенные к «утреннему» типу, так называемые жаворонки.
Для них характерно то, что они встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. Наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность заметно снижается. Студенты «вечернего» типа — «совы» — наиболее работоспособны с 18 до 24 ч. Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены.
Очевидно, период снижения работоспособности студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха, обеда, если же необходимо заниматься, то наименее трудными дисциплинами. Для «сов» целесообразно с 18 ч устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программы.
Наблюдения показали, что у студентов, которые по оптимуму работоспособности относятся к группе утренних, в 1,5 раза чаще возникает гипертония, чем в группе вечерних.
Объясняется это тем, что у «жаворонков» утром организм быстрее и активнее перестраивается с отдыха на работу — уже в 6 ч у этих студентов больше выбрасывается в кровь адреналина, норадреналина, которые поднимают артериальное давление. У студентов вечерней группы внутренние механизмы, влияющие на повышение давления, работают медленнее.
Есть еще и третья группа студентов — аритмики, они занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», но все же они ближе к «жаворонкам».
Основные факторы определяют общую работоспособность.
Работоспособность – это эффективное выполнение определенной работы на протяжении какого-то времени при совокупности функциональной деятельности разнообразных внешних и внутренних факторов:
1) физиологический – состояние сердечнососудистой системы, органов дыхательных механизмов, мышечной, эндокринной систем;
2) физический – уровень функциональной двигательной активности и физического развития;
3) психический – самочувствие, темперамент, мотивация, здоровье, состояние ЦНС.
Дополнительные факторы, определяющие работоспособность.
Работоспособность в учебный период студентов характеризуется еще и дополнительными факторами:
1) повышенный интерес к учебной деятельности, познанию нового информационного учебного материала;
2) стремление к достижению поставленной конкретной задачи (стать отличником, получить красный диплом, участвовать в научной работе, поступить в аспирантуру и т.д.);
3) прилежность, аккуратность в выполнении учебной работы, умение организовать систематичность и последовательность в выполняемой работе;
4) стремление к гармоничному развитию организма и здоровья, как символу прекрасного и красивого в человеке.
Работоспособность в учебной деятельности подразделяется на различные типы умственной работоспособности:
1) усиливающий (с сильным уровнем ЦНС);
2) неровный (со слабой нервной системой);
3) ослабевающий (со слабой нервной системой);
4) ровный (с устойчивой нервной системой).
Все типы умственной работоспособности характеризуются различным качеством, объемом и интенсивностью выполненной работы.
Влияние ритмических процессов на работоспособность.
Работоспособность тесно взаимосвязана с периодичностью ритмических процессов.
От умения человека достичь гармонии с бесконечными силами Природы зависят его работоспособность, здоровье и, в конечном итоге, его долголетие.
Различают студентов «утренних», называемых «жаворонками», и «вечерних», называемых «совами».
«Жаворонки» встают рано, с утра и днем работоспособны на повышенной тональности.
Их биологический ритм совпадает с ритмом дневного вуза.
Студенты – «совы» наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, в первой половине дня заторможены, просыпают занятия.
Согласно научным исследованиям установлено, что у «жаворонков» в 1,5 раза чаще возникает гипертония, чем у «сов».
Суточным ритмом охвачен весь организм человека, представляющий собой единую систему взаимодействия всех органов, тканей и клеток.
Ритмичность физиологических процессов, отражающая единство организма и среды, проявляется в определенные часы суток, когда происходят минимумы и максимумы проявления физиологических реакций организма.
1) внутренние – ритмы сердцебиения, пульса, дыхания, АД, глубина сна и умственная активность;
2) внешние – ритмы, связанные с биохимическими процессами, которые зависят от изменения внешней среды;
3) промежуточные – затухающие мышечные сокращения под действием одиночного внешнего раздражителя.
16.Влияние занятий физической культурой и спортом на улучшение психофизиологического состояния в организме студента.
Потенциальные возможности в области двигательной деятельности, которыми человек наделен от природы и которые он в течение жизни использует недостаточно, физическая культура и спорт позволяют раскрыть и развить в полной мере.
Именно движения, как основа физической активности, позволяют осуществить морфологическое и функциональное развитие и совершенствование организма человека, формирование и улучшение его жизненно важных физических качеств, двигательных навыков, умений, знаний, психического и физиологического равновесия.
Для поддержания оптимальных физических качеств необходима постоянная физическая активность, которая воздействует на обменные процессы в организме.
Гипокинезия.
Гипокинезия – недостаток движения, который приводит к ожирению, влияет отрицательно на нервную ткань.
Снижаются выносливость, физические качества и работоспособность.
Гипокинезия – распространенное явление у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, проводящих большую часть деятельности в «сидячей» позе. К ним относится и студенческая молодежь.
Последствия умственного перенапряжения.
Напряженная умственная работа в учебный период у студентов создает предпосылки нарушения нормальных нервных процессов в коре головного мозга, что негативно отражается на работоспособности организма.
Чтобы мозг функционировал в нормальном рабочем состоянии, к нему должно поступать необходимое количество нервных импульсов, создающихся движением мышц различных систем организма.
Поэтому умственная работоспособность неразрывно связана с двигательными действиями, которые обеспечивают его успешное физическое и психическое функциональное развитие и выражают физиологическую и психологическую комфортность внутреннего состояния.
19.Средства физической культуры, использующиеся для улучшения психофизиологического состояния организма у студентов.
Физическая культура и спорт является необходимым условием поддержания человеческой жизни, здоровья, общего тонуса, работоспособности и общего гармоничного физического развития всех функциональных систем организма человека. Основной формой занятий физической культурой являются физические упражнения.
В студенческой учебной деятельности используются:
1) учебные занятия по физической культуре согласно общему вузовскому расписанию;
2) внеучебные занятия по физической культуре в виде самостоятельных или спортивно-секционных занятий;
3) различные виды пассивного и активного отдыха (ежедневный, еженедельный, каникулярный).
Все виды занятий и отдыха должны быть подчинены одному принципу – восстановлению оптимального потенциала основных нервных процессов в коре головного мозга, стабилизации умственной работоспособности в учебный и, особенно, экзаменационный период.
Основные средства физической культуры и спорта.
В качестве основных средств физической культуры, улучшающих психофизиологическое состояние студенческой молодежи в учебный период, теория и методика физического воспитания рекомендует использовать:
1) физические упражнения различных видов спорта и различных целевых направленностей (улучшение общей физической подготовленности, снятие стресса, повышение спортивного мастерства, стабилизация уровня работоспособности и др.);
2) природные факторы окружающей среды (вода, воздух, солнечная энергия), позволяющие оказывать закаливающее воздействие на организм человека и стимулирующие обмен веществ, улучшающие работу сердечнососудистой системы;
3) физические упражнения реабилитационно-восстановительного характера (лечебная физическая культура – ЛФК).
ЛФК посредством целенаправленных упражнений направлена на восстановление функциональной деятельности различных органов и систем после болезней, травм, хронического утомления и др.;
4) физические упражнения гигиенического характера (утренняя гимнастика, терренкур-дозированная ходьба, производственная гимнастика в режиме рабочего или учебного дня, физкультпаузы по 10 мин, через каждые 4 часа занятий;
5) физические упражнения восстановительно-эмоционального характера, являющиеся средствами активного отдыха (туризм, спортивно-развлекательные мероприятия, ЗОЖ, походы выходного дня, прогулки и др.);
6) физические упражнения в системе спортивно-тренировочной работы, позволяющие, кроме повышения спортивного результата, наилучшим способом повысить работоспособность и двигательную активность.
Все перечисленные средства физической культуры и систематическая деятельность повышают психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.
Производство
Факторы, влияющие на работоспособность
Работоспособность человека зависит от уровня его тренированности, степени закрепленности рабочих навыков и опыта͵ его психического и физического состояния и других факторов. На протяжении рабочей смены работоспособность меняется в широких пределах. Это связано с влияние как внутренних, так и внешних факторов.
Среди внешних факторов ведущее значение имеют условия окружающей среды (температура и влажность воздуха, освещенность, барометрическое давление, шум, вибрация, загрязненность воздуха и т.
д.). Внешними факторами, влияющими на работоспособность являются, характер производительной деятельности, психическая нагрузка, гигиенические условия, квалификация работающего, его возраст, пол, стаж и физическое состояние, направленное использование физической культуры (производственная гимнастика) [ТиМФВ, 2001, 285].
Из внутренних факторов выделяют такие, как мотивация и эмоциональная сторона труда, уровень функциональной активности в момент работы, физическая подготовленность человека, особенности его личности и др.[физиология, с. 286].
Комплексное отрицательное воздействие перечисленных факторов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т. д.
Во многом работоспособность зависит от индивидуальных психофизических возможностей человека. В первую очередь от типа высшей нервной деятельности. Люди с сильным, уравновешенным типом нервной системы (сангвиники), как правило, обладают большими резервами повышенной работоспособности при действии стимуляторов.
У них развитие торможения наступает позднее, чем, у людей слабого (меланхолики) и возбудимого (холерики) типов
Основные положения биоритмологии свидетельствуют, что работоспособность человека зависти от типа суточного биоритма. Как утверждают специалисты, существуют три типа суточных ритмов: утренний, вечерний и средний (аритмик), которые в свою очередь имеют свои различия.
У представителей первого типа «жаворонков», основная активность и высокий уровень физиологических процессов прослеживаются в первой половине дня.
Οʜᴎ рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня, а вечером испытывают сонливость и рано ложатся спать.
У представителей второго типа «сов», высокий уровень активности и физиологических процессов во второй половине дня. Οʜᴎ засыпают далеко за полночь, просыпаются поздно и встают с трудом, так как наиболее глубокий период сна у них утром. «Совы» работают лучше во второй половине дня и вечером. У представителей самого распространенного среднего типа «голубей», главный период высокой активности и физиологических процессов приходится на середину дня и охватывает два периода времени 10—12 и 16—18 часов.
В соответствии с этим их работоспособность изменяется по М-образной кривой.
История сохранила много примеров разных ритмов работоспособности: Бальзак часто работал ночи напролет, Моцарт творил днем и ночью, а знаменитую увертюру к опере «Дон Жуан» написал в одну ночь не ложась спать.
Ночью работал великий химик Менделеев. Наполеон начинал свой рабочий день в 3—4 часа утра. В утренние часы предпочитал работать Бах. Л Толстой обычно работал с 9—10 до 14—14.30 и 1—1,5 часа вечером.
Основными стимуляторами для повышения работоспособности как при умственных, так и при физических нагрузках служат: врабатываемость, труд и отдых, чередование видов деятельности, ритмичность. Оптимальная физическая тренированность является одним из необходимых условий сохранения работоспособности человека.
Источник