- Музыка выражает настроения чувства характер людей
- Колыбельная
- Кабалевский. Клоуны
- Средства музыкальной выразительности — свойства, основные виды и приемы
- Регистр, ритм и мелодия
- Размер, темп и лад
- Тембр и динамика
- Метр и гармония
- Фактура в музыке
- Штрихи и форма
- Настроение характер чувства музыкальный образ средства музыкальной выразительности
- Конспект урока музыки на тему «Средства музыкальной выразительности»
- Конспект урока музыки «НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА и ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ В МУЗЫКЕ» (3 класс)
Музыка выражает настроения чувства характер людей
Колыбельная
Музыка рассказывает нам о своем содержании, но только не словами, а звуками — тихими, ласковыми или громкими, напряженными. Она может звучать быстро, весело, звонко или спокойно, медленно, неторопливо; быть отрывистой или плавной; звучать высоко, светло или темно, низко, напряженно. Послушайте «Колыбельную песенку». Это произведение для фортепиано, без голоса. Музыка спокойная, ласковая, нежная — убаюкивающая.
Комплект для проведения занятий по материалам О. П. Радыновой «Слушаем музыку»: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий. Для детей дошкольного возраста.
Кабалевский. Клоуны
Учимся различать смену характера музыки, форму музыкального произведения, выделять выразительные средства — динамику, направление мелодических интонаций, ладовую окраску как выразительное средство музыки, уметь передавать в движении различный характер музыкальных образов. Закрепляем представления детей о выразительном значении динамики, характере мелодических интонаций, находить выразительные тембры инструментов, передающие разный характер музыки.
Комплект для проведения комплекса занятий по материалам О. П. Радыновой «Слушаем музыку»: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий. Для детей старшего дошкольного возраста.
Источник
Средства музыкальной выразительности — свойства, основные виды и приемы
Регистр, ритм и мелодия
Регистр является частью диапазона. Также этим термином называют высоту музыкального инструмента или голоса.
Бывают такие виды регистра:
- Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание.
- Высокий. Лёгкое и тонкое звучание.
- Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека.
Ритм — это первое, чему учат ребёнка на уроке в музыкальной школе. Там рассказывают, какие средства музыкальной выразительности играют первостепенную роль. Ритм относится именно к таким. Этот элемент присутствует в каждом произведении и в каждом исполнении песни. Может происходить чередование отрывистых звуков с плавными, то есть повторение коротких и долгих.
Это средство становится понятным, если наблюдать за каким-либо танцем. Все происходит в такт, благодаря чему движения приобретают эмоциональных окрас.
Музыка без ритма не может восприниматься полноценной мелодией. Она похожа на простой набор звуков. Этот приём придаёт музыкальной композиции изобразительность и лиричность или же тревогу и взволнованность.
Развитие цифровой музыки основано на хорошо подобранном ритме. Чтобы был качественный звук у таких композиций, нужно использовать хорошие динамики. Также существуют и другие важные элементы.
Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.
Средства выразительности | Содержание | Свойства и разновидности |
Мелодия | Одноголосно выраженная мысль | |
Лад | Взаимосвязь звуков между собой | Мажор, минор |
Регистр | Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей | Ровный, пунктирный |
Звуковедение | Штрих | Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно |
Тембр | Окраска звука | Звонкий, глухой, мягкий, резкий |
Темп | Скорость музыки | Медленный, умеренный, быстрый, динамический |
Динамика | Изменение громкости | |
Форма | Построение музыкального произведения | Рондо, вариации, сонатная форма |
Аккомпанемент | Сопровождение | Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь |
Мелодия — это одно из 12 основных выразительных средств музыки. Она является душой любой композиции, так как показывает тему, оттенок и характер. Поэтому без неё произведение не состоится.
Размер, темп и лад
Для записи ритма на листе применяется музыкальный размер. Благодаря этому музыкант может понять, какой темп и ритм необходимо соблюдать. Существуют разные музыкальные размеры, например, две четверти, одна восьмая и т. д. Для правильного соблюдения ритма во время изучения нового материала нужно использовать метроном или самостоятельно считать.
Темп — это скорость исполнения, которая полностью зависит от конкретного музыкального произведения. Например, колыбельная исполняется очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции.
Для обозначения используется итальянский язык. В самом начале композитор указывает, в каком темпе нужно исполнять мелодию. Может быть написано воодушевлённо, мечтательно, в темпе марша, в темпе вальса.
Помимо равномерного звучания музыки могут быть отклонения. Это позволяет сделать композицию более живой и эмоциональной. Темп произведения и его изменения является очень важным способом музыкальной выразительности.
Лад — это отношение устойчивых и неустойчивых звуковых рядов. Он систематизирует и определяет порядок звуков, благодаря чему создаётся осмысленная мелодия.
Существуют неустойчивые и устойчивые звуки. У вторых звучание ясное, поэтому они являются основой. Если музыка остановилась на неустойчивом звуке, то необходимо перейти на устойчивый. Такая взаимосвязь является основой музыкальной речи. Зачастую в композиции присутствует многократные переходы.
Наиболее распространёнными считаются минорные и мажорные лады. Они определяют образное содержание мелодии и её характер. Мажорная композиция всегда весёлая и бодрая, а минорная — печальная и грустная.
Тембр и динамика
Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.
Женские и мужские голоса бывают:
Хор — это большое количество певцов (не меньше 12). Это подобие оркестра в музыке. Хор может быть мужским, женским, смешанным или детским.
В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:
- Ударные.
- Медные духовые.
- Струнные.
- Деревянные духовые.
Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.
Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.
Метр и гармония
Метром называется пульсация, то есть равномерная смена слабых и сильных долей. Если записывать это в нотном выражении, то указывается размер, такт и отдельные тактовые черты.
Гармония — последовательность звучания объединённых звуков в аккорды или же созвучия. Основным элементом является аккорд. Это сочетание трёх и более звуков.
По интервальному строению аккорды подразделяются на такие:
Современная музыка часто предполагает резкое звучание гармонии. Это называется диссонансом. В классической в основном используются трезвучия.
Диссонанс может быть довольно сложным, так как очень часто применяются нестандартные созвучия, например, одновременное сочетание разных размеров.
Происхождение этого средства выразительности в музыке связывают с многоголосым пением. Есть свидетельства, что оно существовало уже в Средние века.
Фактура в музыке
Фактура с латинского означает обработку. Это вид изложения музыки. Основными элементами, входящими в определения, являются средние голоса, аккомпанемент, бас и мелодия.
Фактуру подразделяют на прозрачную и плотную. Первая вызывает ощущение лёгкости, а от второй создаётся впечатление мощи и силы.
Также данное средство выразительности подразделяется на одноголосную и многоголосную. Одноголосная музыка — это любая мелодия, состоящая из вокала одного человека или из инструментальной игры. Второй вид подразумевает гомофонию и полифонию.
В многоголосной музыке один из голосов является основным, а все остальные выступают в роли аккомпанемента, то есть сопровождающими. Ритмические аккорды, объединённые с сопровождающими, являются разновидностью гомофонной фактуры.
Полифония — это сочетание нескольких голосов. Она подразделяется на имитационную и контрастную. Имитационная повторяет в другом тоне прозвучавшую мелодию. Контрастной полифонию можно назвать, когда одновременно звучат мелодии нескольких типов.
Имитационная также подразделяется на несколько типов:
- Канон. Включает в себя несколько голосов, которые играют одну мелодию, но вступают на первый план по очереди.
- Инвенция. Инструментальное произведение, состоящее из двух или трёх голосов. Обычно оно имеет небольшой объём и написано по технике имитации.
- Фуга. Это многоголосная полифония. Вся мелодия повторяется одновременно во всех голосах. Считается наиболее сложным типом имитационной полифонии.
Также существует ещё разновидность, которая называется фугетта. Это упрощённая фуга, предназначенная для фортепиано или органа.
Штрихи и форма
Одним из важнейших инструментов выразительности в музыке являются штрихи. Это средство, с помощью которого музыкант может понять манеру исполнения. Это определяет характер произведения. Музыкальные штрихи подразделяются на такие виды:
- Legato. Инструмент должен издавать мягкие и плавные звуки. То есть человеку нужно играть мягко.
- Staccato. Звуки следует извлекать резко. Данный штрих в записи обозначается точкой, расположенной сверху или снизу ноты. Каждое извлечение должно быть коротким, похожим на маленькие толчки. При этом ставиться акцент на промежуток между звуками.
- Non legato. Каждое извлечение должно немного акцентироваться. Это что-то среднее между Legato и Staccato. Нужно стараться сделать так, чтобы звуки подчёркивались и слышались отчётливо, но были мягкими.
Последовательность отдельных частей, из которых состоит мелодия, называется формой музыкального произведения. Она подразделяется на сюиту, рондо, сонатное аллегро, сонатно-симфонический цикл, куплетную, трёхчастную или двухчастную форму.
Наиболее простой формой является период. В нём слушатель отчётливо понимает, что мысль завершена. Период разделяется на предложения, а они — на фразы.
Также существует мотив. В музыкальной речи это самый маленький элемент.
При исполнении произведения музыкант выделяет отдельные мысли, фразы и предложения. Это уже называется фразировкой. Данное средство является частью формы. Оно предполагает, что во фразах есть кульминации.
Источник
Настроение характер чувства музыкальный образ средства музыкальной выразительности
У каждого творческого человека есть средства, с помощью которых он выражает свои мысли и чувства, превращая фантазию в произведение искусства. У поэта это слова, стихотворный размер и рифма; у художника — кисти, краски, мазки и холст; у рукодельницы — иголки, нитки и ткань. У композитора тоже есть средства с помощью которых он может донести до слушателя свою мысль, и называются они «Средствами музыкальной выразительности».
Главные из них: мелодия, ритм, лад, гармония, регистр, темп и тембр.
Но обо всем по порядку:
1) На первом месте по важности, среди музыкальных выразительных средств, стоит МЕЛОДИЯ.
Термин мелодия произошел из 2х слов: melos- песнь, и ode – пение. Мелодия -это одноголосно выраженная музыкальная мысль. Это то, что можно пропеть. Даже если мы не поем какое-нибудь произведение целиком, то часто напеваем из него мотивы и фразы. Ведь в музыкальной речи, так же как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы.
Несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а несколько фраз – предложение.
Можно выделить два основных типа мелодии:
* Кантилена — «мелодия большого дыхания». Когда мы слышим такую мелодию, нам кажется что она льется мягко и широко, как река, и звуки музыки увлекают нас далеко далеко за собой.
Композиторов, часто использующих в своих произведениях кантилену называют композиторами мелодистами. Среди известнейших русских композиторов мелодистов можно назвать Петра Ильича Чайковского, Сергей Васильевича Рахманинова, Георгия Васильевича Свиридова.
Чтобы ощутить широту и протяжность кантилены, я предлагаю Вам послушать фрагмент концерта №2 С.В. Рахманинова.
Источник
Конспект урока музыки на тему «Средства музыкальной выразительности»
Тема урока: «Средства музыкальной выразительности»
Цель урока: понять, с помощью чего музыка может передать свои краски.
— обучающая: выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно – познавательной деятельности (технологии обучения) и т.д., проверка знаний по теме, обобщение изученного материала, проверка усвоения материала на основе теоретических знаний.
— развивающая: продолжить работу по развитию памяти, внимания, восприятия музыкальных произведений, речи, мышления, воображения; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма;
— воспитательная: воспитывать отклик эмоциональной отзывчивости на услышанные произведение.
Универсальные учебные действия (УУД):
— личностные: понимание функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества в своей жизни; осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно – нравственное становление личности.
— познавательные: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной деятельности.
— регулятивные: владение умением целеполагания в постановке учебных исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений различных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира.
Источник
Конспект урока музыки «НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА и ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ В МУЗЫКЕ» (3 класс)
Открытый урок музыки
Тема урока: « НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА и ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ В МУЗЫКЕ»
Тип урока : Урок обобщения и систематизации полученных знаний.
3-ий урок в теме.
Цель: Систематизировать и закреплять жанровое многообразие в музыке, расширять музыкальный кругозор.
Развивать образное мышление, творческое воображение.
Развитие музыкального слуха; музыкальной памяти; чувства ритма
Работа над вокально-хоровыми навыками; артикуляцией, дыханием.
Обобщать музыкально-жизненные впечатления детей;
Формировать чувство прекрасного.
Воспитывать любовь и чувство нежности к маме, к друзьям и товарищам своего класса.
1. Учить различать в музыке изобразительность и выразительность.
2. Учить детей различать оттенки и настроение в музыке.
3. Учить детей различать средства музыкальной выразительности.
4. Прослушать и исполнить знакомые песни, провести вокально-хоровую работу над новой песней.
Объяснение, беседа, эмоциональный отклик;
Форма организации учебной деятельности:
учебник — Критская, Сергеева, Шмагина;
аудио и CD , видеозаписи;
Организационный момент. (Вход под музыку «Марш деревянных солдатиков» «Детский альбом» П. И. Чайковского).
Актуализация темы урока.
Раскрытие темы урока на музыкальных произведениях:
«Марш деревянных солдатиков» «Детский альбом» П.И. Чайковского
«Кто дежурные?» Д.Б. Кабалевский
«Три подружки» (Плакса, Злюка, Резвушка), Д.Б. Кабалевский
«Новогодняя песенка», муз. Г. Гладкова
«Новогодний хоровод» И.Смирновой
Открытый урок музыки
« НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА и ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ В МУЗЫКЕ»
— Дети входят в класс под музыку «Марш деревянных солдатиков» «Детский альбом» П.И. Чайковского
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех вас на нашем сегодняшнем уроке.
Звучит «Марш деревянных солдатиков” П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик” Под какую музыку, вы вошли в класс? Что можно делать под эту музыку? Какая она по характеру? Пульс – это ритм нашего сердца. В пульсе бывают сильные и слабые доли.
Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.
Давайте прохлопаем ритм . I ii I ii I ii I ii I ii I ii ; I I I I I I .
У — Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется «ударная”. Марш всегда исполняется под счет: «раз-два”, причем «раз» – ударная доля, а «два” – тихая.
Удобно маршировать под эту музыку? Ответы учеников.
У — Когда наступает ночь, все стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад. Послушайте и определите, какой музыкальный инструмент исполняет этот марш.
У — Звук фортепиано, изображает какие звуки, на какие музыкальные инструменты они похожи?
Ответы: барабан и труба.
У — Как вы думаете. А игрушечный марш, он какой? Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.
Ответы : Легкий, звонкий, веселый, забавный.
У — Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. А теперь сыграем «Марш деревянных солдатиков” П.И. Чайковского Мальчики на барабанчиках, девочки – на трубе. Я буду дирижёром, а вы музыкантами, оркестром.
Звучит «Марш деревянных солдатиков” «дети аккомпанируют в оркестре” (имитируют барабаны и трубы)
У — У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ. Набежали тучи, и настроение становится грустным, печальным.
Музыка обладает волшебным свойством — она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания — нежность, волнение, грусть и радость.
I .Вот мы и определили тему нашего урока. «МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ХАРАКТЕР, ЧУВСТВА ЛЮДЕЙ»
А сейчас включите все свое внимание. Сядьте правильно, красиво, выпрямите спинку, руки положите на колени и настройтесь на хороший лад.
Звучит музыка Георгия Свиридова, «Ласковая просьба».
У — Давайте прислушаемся внимательно к музыке, которая звучит в нашем классе.
«Всё в мире хочется познать, всё хочется увидеть в мире:
В стране мелодий погулять и поиграть на струнной лире.
Прекрасное нас в мире ждёт…Нам музыка всего дороже
Фантазий сказочная нить не заблудиться нам поможет».
У – Ребята, нарисуйте, пожалуйста, своё настроение в цвете.
«Возьмите кисти, краски и очутитесь в сказке,
Где можно фантазировать, выдумывать, мечтать.
И свесив ножки с облачка, попутно ветру резвому,
С весёлыми друзьями по небу полетать» ( Архипова И.С.)
У — Мы говорили о том, что музыка передаёт разные настроения человека — грусть и радость, нежность и тревогу.
Мы прослушали пьесу композитора Георгия Свиридова, «Ласковая просьба».
В этом произведении, как и в знакомой вам пьесе Л. Бетховена «Весело – грустно», уже в самом названии композитор сообщает нам о том, какие чувства он хотел выразить в музыке. Как звучит эта пьеса? (Исполняет её.)
Д е т и. Ласково.
У — Да, музыка нежная, просящая, иногда настойчивая и жалобная. (Исполняет фрагменты.)
У — Попробуем сменить наше настроение, ведь грустное настроение может повредить нашему здоровью, а что может этому помочь?
Дети: Доброе слово, улыбка, верные друзья, и, конечно хорошая музыка!
У – Положите руки рядом сидящим с вами друзьям. Закройте глаза и скажите себе: «У меня всё хорошо, со мной верные друзья и их добрая улыбка». Откройте глаза, передайте друг другу положительные эмоции – подарите улыбку.
«Рано утром стоит вам проснуться – не забудьте миру улыбнуться,
Со здоровьем, чтоб не расставаться – надо чаще миру улыбаться ( О.Ю.Макаров)
У — А кого мы называем друзьями и для чего нужны друзья?
Какими же качествами должен обладать настоящий друг?
Слушание песенки — попевки: « Кто дежурные?»
Дети: Эта фраза из попевки Д.Б. Кабалевского “Кто дежурные?”.
II. Изучение нового материала Интонация, как и музыка, может быть изобразительной (“рисует”) и выразительной ( чувства человека). Какие интонации были в попевке “Кто дежурные?”.
Дети: В попевке слышны вопросительные и утвердительные интонации, а также слышна горделивая интонация – “самые дежурные”, “лучшие дежурные”. Ребята гордятся тем, что сами делают свой класс чистым и красивым.
Учитель: Как движется мелодия? Интонация движется вверх и вниз. Физкультминутка: На зарядке 2 класс. Мы присядем много раз. Высоко поднимем руки. Будем жить всегда без Скуки. Повернёмся вправо, влево. Песни петь мы будем смело.
Слушание и подпевание попевки Д.Б. Кабалевского, разучивание 2, 3 куплетов и затем выразительное исполнение по подгруппам.
У — Сейчас мы с вами поиграем:
— Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладошки, а если нет, то топаете ногами.
У — Посмотрите, ребята из хороших качеств получился портрет настоящего друга.
— Тема дружбы отразилась и в музыке. Три подружки. Музыка может очень похоже передавать и черты характера человека.
Задание для слушания:
Обратить внимание, какие интонации прозвучат для выражения характера девочек?
Какие инструменты использовал композитор, чтобы лучше передать образ подружек?
Это интонации выразительные или изобразительные и почему?)
Злюка – резкие, отрывистые, недружелюбные интонации (медная труба)
Плакса – плачущие, горюющие, обижающиеся, несчастные интонации (скрипка)
Резвушка – веселые, игривые интонации (фортепиано)
Одно из инструментальных произведений для детей Д. Б. Кабалевский назвал «Три подружки».
1. Давайте с ними познакомимся. Посмотрите на портреты этих подружек, что вы о них можете сказать? У – Послушайте пьесу о девочке с таким характером — Злюка . А какого ребёнка мы называем злюкой?
Д е т и. Который злится, дерётся.
У — Да, к сожалению, бывают такие дети-злюки, сердитые, драчливые, всех обижают и никого не пожалеют. (Исполняет пьесу.)
Какая колючая и некрасивая музыка. Это потому, что она рассказывает про злюку.
2. Как бы вы их назвали? Д. Б. Кабалевский назвал их «Плакса», «Резвушка», «Злюка»
У – А кого называют плакса, вы, конечно, знаете. Помните и сказку про Царевну-Несмеяну, которая проливала слезы, чуть, что не по ней. Сколько есть плаксивых, капризных детей, которые иногда добиваются своего слезами. Их тоже называют плаксами. Мелодия «Плаксы» звучит тихо, жалобно, печально, медленно. (Исполняет фрагмент.) Она заунывная, передаёт всхлипывания и взвизгивания капризули.
Послушайте, как плаксу изобразила музыка. (Исполняет пьесу.) Какие горькие слёзы проливает плакса, даже взвизгивает иногда! (Исполняет 9-12-й такты.)
3. Третья пьеса, которую я вам сыграю, называется «Резвушка».
Резвушкой называют девочку — непоседу, попрыгунью, ей так трудно усидеть на одном месте. Слово резвушка происходит от слова резвая — то есть быстрая, живая, игривая. Вот и пьеса «Резвушка» — подвижная, живая, весёлая, шаловливая. Музыка рассказывает о девочке с характером непоседы, озорницы. Интересно, как можно передать движениями характер девочки-резвушки? (Исполняет фрагмент.)
Музыка такая быстрая, резвая, лёгкая, полётная, шаловливая, озорная. Мелодия то спускается вниз, то внезапно взлетает вверх, то стремительно подпрыгивает, порхает. (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. Движения будут быстрыми.
У — Да, движения будут лёгкими, размашистыми, стремительными, быстрыми, изящными, игривыми. (Исполняет пьесу, дети выполняют задание.)
Давайте представим себя композиторами. Какую музыку вы бы сочинили для каждой девочки, чтобы передать их характер?
III. Физминутка “Движения” игра “Эмоции”
С помощью эмоций выразить характер девочек, и изобразить их движения музыкальными жестами. Может быть, кто-нибудь хотел бы потанцевать под эту музыку? Кто у нас будет резвушкой?
IV . Нотки: « Чтобы песни исполнять, нужно ноты твёрдо знать.
Выучи названье нот – и где каждая живёт».
С помощью нотной грамоты мы приготовим необычный подарок любимым и близким нам людям. « Песенка о гамме», Г. Струве , Н. Соловьева
«Снежинки кружатся с утра, слетаясь в хоровод,
Метель им песенку поёт, всю сотканную из нот»
Снежинки расположились на доске не случайно – а в порядке повышения нот.
«С утра снежинки кружатся, слетаясь в хоровод.
А песня наша зимняя вся состоит из нот».
«Новогодняя песенка», Г. Гладков
• Распев на слог «ля», «лё»
• Движение мелодии по руке;
• Разучивание песни по 2-3 фразы;
• Работа над дыханием, артикуляцией в окончании фраз.
Учитель: Перед разучиванием сделаем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. «Кулачки»
Поверните ладони от себя и согните их в локтях так, что они были направлены строго вниз.
Начинайте делать резкие, шумные вдохи, сжимая при этом ладошки в кулачки (иногда данное упражнение так и называют — «кулачки»).
Делайте подряд 4 вдоха, а затем выдыхайте. Отдохните 3-4 секунды и начинайте новую серию.
Закрепление знакомой песни «Новогодний хоровод»И.Смирновой
Учитель: Много нового и интересного мы узнали, побывав в прекрасном мире музыки. Встретили старых друзей и познакомились с новыми.
Вспомните все, что встречалось нам на пути, и назовите
– Есть школа, в которой находиться “замечательный класс” (выразительные интонации).
– На улице выразительных и изобразительных интонаций, проживают три подружки – “Злюка”, “Плакса”, “Резвушка” (выразительные интонации).
– Находится на этой улице замечательная музыкальная инструментальная галерея (изобразительные интонации).
«Марш деревянных солдатиков» «Детский альбом» П.И. Чайковского
«Ласковая просьба» Г.Струве
Учитель задает вопросы, отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность.
Домашнее задание: прослушайте музыкальные произведения повторно и нарисуйте полюбившиеся картины и зарисовки характеров своих друзей и людей, окружающих вас в повседневной жизни.
Разыграйте сцены из сказок, сопровождая пение звучанием музыкальных инструментов
У — Я желаю вам, ребята, чтобы вы всегда шагали по жизни с хорошей музыкой и весёлой песенкой.
Источник