Настроение русского лагеря перед бородинским сражением
Настроение русского лагеря перед бородинским сражением в романе Война и мир
Русские войска во время долгого отступления ждали этого боя. Они были полны решимости померяться силами с противником и готовы лучше умереть, чем пропустить врага.
Сама идея, цель этой борьбы становится близка и понятна каждому. Этим определяется главное настроение солдат:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою За родину свою!
(Лермонтов»Бородино»)
В этих словах отражен весь могучий русский характер. И эти строки тесно переплетаются с настроем народа в романе «Война и мир», образами мужиков, «работающих на поле сражения» не щадя себя во имя Родины.
Толстой показал сражение глазами Пьера, человека невоенного, который воспринимает всё происходящее с психологической точки зрения, лучше чувствует настроение солдат и офицеров. Даже вид самого Бородинского поля, «покрытого войсками и дымами выстрелов», вызывает у него восхищение, ему хочется «быть там, где были эти.. . блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки».
Пьер очутился в самом центре сражения, на знаменитой курганной батарее Раевского, куда был направлен главный удар тяжелой французской конницы, пехоты и артиллерии, и где погибли десятки тысяч людей. Батарея с «ласковым и шутливым участием» принимает этого неуклюжего штатского толстяка в очках и белой шляпе, который, стараясь никому не мешать, «смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару». Он видит простые лица солдат, слышит их немудреные шутки, и замечает, как «на лицах этих людей вспыхивали молнии разгорающегося огня».
Источник
Роман Война и Мир. Бородинсоке сражение, анализ поведения героев. Помогите)
Бородинская битва — кульминация романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого — это момент наивысшего напряжения, момент концентрации народной ненависти к захватчикам и одновременно момент окончательного сближения с народом его любимых героев — Андрея и Пьера.
Бородинское сражение в романе описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер Безухов. Этот неловкий, добрый и наивный, никогда не видевший войны человек, по замыслу автора, как ребенок, воспринимает разворачивающиеся батальные события, все это для него внове, и оттого нельзя даже усомниться в его правдивости. Ранее Пьер много слышал о роли военного плана, о значимости правильно выбранной позиции. И приехав, он прежде всего пытается разобраться именно в вопросах военной тактики. Л. Н. Толстому нравится наивность героя. Рисуя картину сражения, писатель использует свой излюбленный прием: сначала дает “вид сверху”, а затем — “изнутри”. Именно взгляд Пьера и есть тот самый вид изнутри, война глазами новичка. Дважды Пьер охватывает взглядом все поле Бородина: перед боем и в ходе боя. Но оба раза его неискушенный взгляд подмечает не позицию, а “живую местность”, В начале битвы дается вид с высоты. Пьера поражает вид самого сражения. Перед ним открывается изумительная по красоте и оживлению картина поля битвы, освещенного лучами утреннего солнца. И Пьеру хочется оказаться там, среди солдат. В тот момент, когда герой вступает “в ряды пехотных солдат”, он остро начинает ощущать силу народного патриотизма. Народные и солдатские сцены здесь также даны с точки зрения Пьера. Именно простота и искренность Пьера в этом случае становятся свидетельством великой истины: народ — основная сила русской армии в Бородинской битве. Он слышит солдатские разговоры и не столько умом, сколько сердцем понимает их величественный смысл. Пьер внимательно наблюдает за ополченцами и, как и сам Толстой, видит крайнее напряжение нравственной силы сопротивления русской армии и народа. Вскоре Пьер встречает Андрея Болконского, который теперь уже не служит в штабе, а принимает непосредственное участие в сражении. Он тоже больше не верит в военную науку, но точно знает, что сила народа сейчас велика, как никогда. По его мнению, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. И это чувство — народный патриотизм, необъятный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят. “Завтра, что бы там ни было, — говорит он, — мы обязательно выиграем сражение! ”. И с ним совершенно согласен Тимохин, который знает, что солдаты даже отказались пить перед боем водку, потому что это “не такой день”.
В жарком бою, на батарее Раевского писатель глазами Пьера наблюдает неугасимый огонь народного мужества и стойкости” Простые люди — солдаты и ополченцы — и не думают скрывать чувство страха. И именно от этого их мужество кажется еще более удивительным. Чем более грозной становится опасность, тем ярче разгорается огонь патриотизма, тем прочнее становится сила народного сопротивления.
Подлинным полководцем народной войны показал себя М. И. Кутузов. Он является выразителем народного духа. Вот что думает о нем князь Андрей Болконский перед Бородинским сражением: “У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее его воли.. . А главное, почему веришь ему, — это то, что он русский. ”
Историки считают, что Наполеон выиграл Бородинское сражение. Но “выигранное сражение” не принесло ему желанных результатов. Народ бросал свое имущество и уходил от врага. Запасы продовольствия уничтожались, чтобы не достались врагу. Партизанских отрядов были сотни. Были они большие и маленькие, мужицкие и помещичьи. Один отряд, руководимый дьячком, за месяц взял в плен несколько сотен.
Бородинское сражение — кульминация романа
Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это – центр романа, его кульминация, решающий момент в жизни всей страны и многих героев произведения. Здесь перекрещиваются пути главных действующих лиц: Пьер встречает Долохова, князь Андрей – Анатоля, здесь каждый характер раскрывается по-новому, и здесь впервые проявляет себя громадная сила, выигравшая войну, – народ, мужики в белых рубахах.
Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства, овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом. «Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее…» Он впервые ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, а частью единого множества людей. Решив ехать из Москвы к месту сражения, Пьер испытал «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобство жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…»
Это чувство естественно рождается у честного человека, когда над ним нависает общая беда его народа. Пьер не знает, что такое же чувство испытают Наташа, князь Андрей в горящем Смоленске и в Лысых Горах, а также многие тысячи людей. Не одно только любопытство побудило Пьера отправиться на Бородино, он стремился быть среди народа, там, где решается судьба России.
Утром 25 августа Пьер выехал из Можайска и приближался к расположению русских войск. По пути ему встречались многочисленные телеги с ранеными, и один старый солдат спросил: «Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы?» В этом вопросе не только безнадежность, в нем ощущается то самое чувство, владеющее Пьером. И еще один солдат, встретившийся Пьеру, сказал с грустной улыбкой: «Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят. Нынче не разбирают. Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы этого всего, потому что они – профессиональные военные, привыкшие к ужасам войны. Но для Пьера все это необычно, как неискушенный зритель он замечает все мельчайшие подробности. И глядя вместе с ним, читатель начинает понимать и его, и тех, с кем он встречался под Можайском: «удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то. »
И вместе с тем все эти люди, каждый из которых завтра может быть убит или искалечен, – все они сегодня живут, не задумываясь о том, что их ждет завтра, с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, смеются и подмигивают раненым. Название поля и деревни рядом с ним еще не вошло в историю: офицер, к которому обратился Пьер, еще путает его: «Бурдино или как?» Но на лицах всех встреченных Пьером людей заметно «выражение сознания торжественности наступающей минуты», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимание: «ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться».
«В длинном сюртуке на огромном толщине теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице», – таким видим мы Кутузова перед Бородинским сражением. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости». Это подчеркнутая автором старческая тяжесть и слабость, физи
Бородинское сражение — кульминация романа
Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это – центр романа, его кульминация, решающий момент в жизни всей страны и многих героев произведения. Здесь перекрещиваются пути главных действующих лиц: Пьер встречает Долохова, князь Андрей – Анатоля, здесь каждый характер раскрывается по-новому, и здесь впервые проявляет себя громадная сила, выигравшая войну, – народ, мужики в белых рубахах.
Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства, овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом. «Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее…» Он впервые ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, а частью единого множества людей. Решив ехать из Москвы к месту сражения, Пьер испытал «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобство жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…»
Это чувство естественно рождается у честного человека, когда над ним нависает общая беда его народа. Пьер не знает, что такое же чувство испытают Наташа, князь Андрей в горящем Смоленске и в Лысых Горах, а также многие тысячи людей. Не одно только любопытство побудило Пьера отправиться на Бородино, он стремился быть среди народа, там, где решается судьба России.
Утром 25 августа Пьер выехал из Можайска и приближался к расположению русских войск. По пути ему встречались многочисленные телеги с ранеными, и один старый солдат спросил: «Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы?» В этом вопросе не только безнадежность, в нем ощущается то самое чувство, владеющее Пьером. И еще один солдат, встретившийся Пьеру, сказал с грустной улыбкой: «Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят. Нынче не разбирают. Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы этого всего, потому что они – профессиональные военные, привыкшие к ужасам войны. Но для Пьера все это необычно, как неискушенный зритель он замечает все мельчайшие подробности. И глядя вместе с ним, читатель начинает понимать и его, и тех, с кем он встречался под Можайском: «удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то. »
И вместе с тем все эти люди, каждый из которых завтра может быть убит или искалечен, – все они сегодня живут, не задумываясь о том, что их ждет завтра, с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, смеются и подмигивают раненым. Название поля и деревни рядом с ним еще не вошло в историю: офицер, к которому обратился Пьер, еще путает его: «Бурдино или как?» Но на лицах всех встреченных Пьером людей заметно «выражение сознания торжественности наступающей минуты», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимание: «ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться».
«В длинном сюртуке на огромном толщине теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице», – таким видим мы Кутузова перед Бородинским сражением. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости». Это подчеркнутая автором старческая тяжесть и слабость, физи
Источник
Урок литературы в 10 классе. Тема: «Бородинское сражение в судьбах героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Урок литературы в 10 классе
Тема: «Бородинское сражение в судьбах героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Цель урока: проследить, как переплетаются и изменяются судьбы героев романа накануне и во время Бородинского сражения.
доказать, что Бородинское сражение — поворотный момент в истории войны 12 года ,
показать, что Бородинское сражение — это точка пересечения судеб главных героев романа;
выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе;
показать, как реализуется в этих главах любимая мысль Толстого — «мысль народная».
Личностные: уважение к своему народу, к истории своей страны, гордости за подвиги русской армии;
Метапредметные: регулятивные : самостоятельно определить цели урока;
Познавательные: КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, НАХОДИТЬ И ПРИВОДИТЬ КРИТИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ ПРИ АНАЛИЗЕ ТЕКСТА;
коммуникативные: развернуто и логично излагать свою точку зрения;
предметные: понимание ключевых вопросов темы, умение решать предметные задачи.
мультимедийная установка; презентация;
план расположения войск русской и наполеоновской армий перед Бородинским сражением 26 августа 1812 года.
1. Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня мы продолжим разговор по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
«Во всем мне хочется до самой сути»,-этими словами Б.Л.Пастернака хочу начать сегодняшний урок. До самой сути хотел добраться Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Для Толстого — писателя всегда было свойственно двойственное отношение к жизни. И в этом романе он соединил «историю души человека» и «историю целого народа».
Прочитав первую половину романа, вы узнали о судьбах главных героев. И у вас сложилось свое впечатление о каждом из них. Автор показывает, что каждый из его любимых героев имеет за плечами свой жизненный опыт, приходит к идейным, нравственным итогам. Используя прием «Логическая цепочка», обобщите итоги жизни любимых героев Л. Н. Толстого, основываясь на прочитанном.
Прием: Логическая цепочка.(1 мин.)
(Работа в парах: составление логической цепочки)
А.Болконский, Пьер, Наташа.
(Например: Князь Андрей: мечты о славе — ранение под Аустерлицем-смерть жены, рождение сына-разочарование в мечтах и желание посвятить жизнь сыну – участие в реформах Сперанского- встреча со старым дубом – ночь в отрадном – вторая встреча со старым дубом- любовь к Наташе – отъезд на год – измена Наташи — желание вызвать на дуэль Анатоля – ссора с отцом — отъезд на войну 1812 года).
Учащиеся: (короткие выступления).
— Итак, к каким выводам о жизни героев подводит нас Толстой?
Ученики: у А. Болконского, П. Безухова, Н. Ростовой эти итоги разные, но у всех горестные: разочарование, крушение мечтаний, надежд, иллюзий.
— «Распадение прежних условий жизни», — так характеризует автор психологическое состояние своих героев в 1812 году.
-Ребята, так о каких событиях мы будем говорить сегодня на уроке?
Учащиеся: О войне 1812 года
— Ребята, какое событие является важнейшим и в войне 12 года, и в судьбах героев?
( Центральным эпизодом Отечественной войны является Бородинское сражение. Оно считается кульминационным моментом в развитии действия романа).
( В о-первых, потому что в ходе войны сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось;
во-вторых, Бородинское сражение – кульминационный момент в художественном развитии действия романа, так как это точка пересечения судеб всех героев ) .
— А с какой целью мы начали разговор с вывода о жизни героев?
Уч: с целью проследить, как переплетаются и изменяются судьбы героев романа накануне и во время Бородинского сражения.
— Итак, тема нашего урока: «Бородинское сражение в судьбах героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
— Чтение отрывка из тома 3, гл.1, ч.1.
— «Двенадцатого июня 1812 года силы западной Европы перешли границы России, и началась война, т. е. совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»,- пишет Толстой в гл1. части 1 , 3 тома.
— Зачем описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции?
( Толстой устанавливает, что Бородинское сражение произошло на случайной, неудобной и невыгодной для русских позиции. Толстой при этом почти снимает роль выбора позиции, кол-во людей и вооружения, роль командующих. То есть он отрицает разум ведения войны, военную науку. Толстой начинает описание Бородинского сражения с диспозиции затем, чтобы показать, что Бородино – нравственная победа русских. )
— Как Пьер откликнулся на призыв помочь России?
(Так же, как и другие состоятельные дворяне и купцы он снаряжает 1000 человек в ополчение).
— Что приводит Безухова на Бородинское поле? Какие чувства он испытывает?
(Им движет “чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то”.Он видит подводы с ранеными, все были на молебствии, когда приехал Пьер, мужики-ополченцы в белых рубахах, Пьер понял наконец мысль солдата о том, что “ всем народом навалиться хотят”.)
— Накануне Бородинского сражения происходит последняя встреча Пьера и князя Андрея . Где находился Андрей Болконский? Что его волновало?
( Тот, не в пример Борису Друбецкому, не остался в штабе, хотя его туда приглашал Кутузов, а командовал полком (и Кутузов это одобрил). Князь Андрей лежал в сарае и думал. (гл.25) «Три главных горя его жизни занимали его: любовь к женщине, смерть отца и французское нашествие, захватившее половину России». Он ощущает их как нечто целое. )
— Как относится князь Андрей, а вместе с ним и Тимохин, к назначению Кутузова?
( Он считает, что в опасный для России час ей нужен свой родной человек – Кутузов ) .
— Что думает князь Андрей об исходе завтрашнего сражения?
( Бой будет выигран – это всеобщее настроение! )
( Для князя Андрея Россия не абстрактное жизненное пространство, а земля, на которой жили предки, на которой живут дети и близкие. За эту землю идут в бой солдаты. И в этих условиях, говорят князь Андрей и Тимохин, нельзя ни себя жалеть, «ни великодушничать с врагом».
«Я бы не брал пленных… Французы разорили мой дом, идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. Также думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить» ) .
— Толстой вкладывает в уста князя Андрея странные на первый взгляд мысли. Он не только оправдывает, но и призывает к жестокости расправы над врагом, он, осуждавший ужасы войны. Почему так? Подтвердите свой ответ словами Толстого.
( Французы сами начали несправедливую войну. «А война – так война, а не игрушки.» Такая война должна быть, чтобы никто не захотел больше ее повторения. «Война должна идти не по правилам фехтовального искусства», — скажет дальше Толстой.
Толстой признает войну освободительную, оборонительную. Признает и оправдывает войну за жизнь отцов и детей.
«Война – это самое гадкое дело в жизни», — завещает Толстой устами князя Андрея. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, убить твоих детей, отнять твою землю, тогда бери дубину и рази врага. )
— Болконский предвидит конечное торжество русского войска на Бородинском поле. Он чутко подметил в солдатах ту волю к победе, которая потом обнаружилась в самом сражении. Своей верой он заразил и Пьера, который “понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения”.
Теперь для Пьера лица солдат, готовящихся к бою, “осветились новым светом”. Он понял ту скрытую силу, которая объединяет и Андрея, и Пьера, и Тимохина, и стотысячное войско – это патриотизм – и только одно нужно в предстоящем сражении, чтобы это чувство было в сердце каждого.
Что мы видим на Бородинском поле?
(Глядя на панораму Бородинского поля перед началом сражения, мы видим крест, колокольню, дымящиеся костры, массы войск, сожженную деревню, “строгое и серьезное выражение” на лицах людей, церковное шествие за иконой Смоленской Божьей матери, возимой за армией).
Инд.сообщение об иконе Смоленской Божьей матери.
— Что думал увидеть Пьер на поле сражения и что он видит?
( Пьер думал увидеть что-то красивое, торжественное, а видит во время боя грязь, боль, кровь, страдания. У Толстого война- это не парад с развернутыми знаменами, а тяжелая работа. Он описывает солдат не рыцарями, а людьми, которым страшно, им не хочется умирать. А мужество в том и заключается, считает Толстой, что люди умеют скрыть страх под пулями и проявлять бесстрашие) .
— Выразительное чтение фрагмента “Пьер…замер от восхищенья перед красотою зрелища”(Т. 3, ч. 2, гл. XXX).
— С каким произведением древнерусской литературы перекликается эпизод “Бородинское поле после сражения”?
( “Слово о полку Игореве”. Описание наполнено скорбью. )
— Какое участие принимает Пьер в битве?
( Он попадает на Батарею Раевского, где все становятся одной семьей)
В 7 главах, посвящённых битве, Пьер – действующее лицо. Почему день накануне битвы и частично саму битву Толстой показывает глазами Пьера, невоенного человека?
При подведении итогов можно использовать приём «Фишбоун»: вверху – название сцены, внизу — запишем наблюдения, впечатления Пьера, в «хвосте» — ответ на проблемный вопрос.
(Пьер, не занятый непосредственно в сражении и ничего не понимающий в военном деле, сможет наблюдать «за настроениями участников» (а оно-то и являлось причиной победы.)
Выполнение задания – 2 мин.
— Кто же настоящие герои Бородинского сражения? Что изменил этот новый взгляд в душе Пьера?
( Простые солдаты — истинные герои. “Они не говорят, но делают”. И Пьер испытывает непреодолимое для него ощущение “своей ничтожности и лживости” в сравнении с правдой, простотой и силой этих людей).
-Все честные люди поднялись на защиту своей отчизны. Семья Ростовых не исключение.
— Какое участие принимают Ростовы в войне?
(Николай воюет в действующей армии, Петя позднее уходит воевать. Наташа не может остаться в стороне. Ей чужды такие люди, как Берг )
«Гроза двенадцатого года
Настала — кто тут нам помог?
Барклай, зима, иль русский Бог?»
— Как вы ответите на этот вопрос?
(Простой народ взял на себя всю тяжесть сражения. Русская армия в Бородинском сражении воевала в таких условиях, в которых немыслимо было сражаться 10 часов )
-Каков был результат сражения ?
( Русские приблизились к погибели Москвы, а французы к погибели армии ).
Вывод: Как переплетаются судьбы героев в войне 1812 года?
( Любимые герои Толстого не могут остаться в стороне от народа. Они не только разделяют его участь, но и находятся непосредственно в гуще событий, в этом и заключается мысль автора романа о величии простых людей и о роевом начале в освободительной войне 1812 года).
— На этом мы завершим сегодня наш урок. Вы работали замечательно.
Д.З. Перечитать том 3.
Подготовить развернутый ответ на вопросы:
1.Ранение князя Андрея.
2. Наташа у постели раненого.
3. Скитания Пьера: пожар в Москве, плен, встреча с Платоном Каратаевым.
Источник