Пьеса горе от ума анализ 2 действия
В произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» высмеиваются нравы дворян 19 века. Автор поднимает извечный вопрос разницы взглядов поколений. Главное столкновение происходит между Чацким — адептом нового дворянства — и кругом общения Фамусова, где главное — не личность, а материальное состояние и звание. Но в тексте присутствует и романтический мотив. Делая анализ 2 действия «Горе от ума», необходимо учитывать все сюжетные линии.
Основные сюжетные линии и герои
При рассмотрении основных сюжетных линий необходимо выделить их участников. В первом случае — это люди одного возраста. Чем и объясняется некоторая наивность и пылкость чувств. В пьесе присутствует любовный треугольник:
Во втором случае речь уже идет о разных возрастах и воспитании. Это и отразилось на разнице взглядов. Отсюда вытекает второй конфликт пьесы — конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», участники которого:
Эти линии сюжета в тексте комедии взаимодействуют друг с другом.
Составляя краткий конспект по пьесе, необходимо обратить внимание в «Горе от ума» на 2 действие и его анализ. Для начала нужно взглянуть на список главных персон, приведенный в таблице, и их характеристики:
Павел Афанасьевич Фамусов | Управляющий казенного дома, уважающий чин, власть и богатство. |
Софья Павловна Фамусова | Дочь Фамусова, сообразительная и храбрая, но воспитанная в традициях «века минувшего». |
Алексей Степанович Молчалин | Секретарь Фамусова. Боязливый и скрытный. |
Сергей Сергеевич Скалозуб | Полковник. Не очень умный, но очень богатый человек. |
Александр Андреевич Чацкий | Друг Софьи, влюблен в нее. Смелый, с новаторскими взглядами на общественный строй. |
До появления Чацкого герои лгут друг другу, пытаясь что-либо скрыть. Для них это норма. И именно поэтому правдивые слова Чацкого в его монологах вызвали в других персонажах такое негодование и смену настроения.
Уже в действии 2 явлении 1 «Горе от ума» прослеживаются устаревшие взгляды Фамусова на общество и его ценности, где важным является не ум, честность и порядочность, а богатство и власть.
Зарождение конфликта
Во 2 явлении из 2 действия показано ядро зарождающегося конфликта между адептами «века минувшего» и «века нынешнего», Фамусовым и Чацким. Между Чацким и Фамусовым случился напряженный разговор. Столкнулись люди, принадлежащие к двум разным эпохам.
Сперва юноша только и может беседовать о Софье, дочери Фамусова, в которую влюблен с детства. Последний же, не желающий выдать дочь за Чацкого, наоборот, пытается уйти от этой неприятной ему темы. Но Чацкий не воспринимает слова Фамусова. Мысли о возлюбленной не покидают Чацкого, и он снова говорит о девушке.
Постепенно разговор Фамусова с молодым человеком меняется и становится напряженнее. Беседа о Софье перетекает в конфликт принципов, взглядов на жизнь, понятий нравственности и порядочности. Но отпечаток личного остается в этом споре, даже когда он превращается в совсем не личный. Тема Софьи не пропала, а переросла во второй завуалированный подтекст. Именно это есть причина вспыльчивости героев дискуссии.
Особое значение во втором явлении второго действия играет речь Чацкого: «И точно, начал свет глупеть…», в которой сравнивается «век нынешний» и «век минувший». Он не старается переубедить Фамусова, он просто страстно верит в то, что говорит, и пытается защитить свои принципы и взгляды, которые для него важны и обязательны.
Возможно, немалую роль здесь играет возраст героя, ведь он молод и горяч, страстно верит в то, о чем говорит. Он убежден, что «век минувший» должен уйти в прошлое, уступив права «веку нынешнему», который принесет благие изменения и свободу.
Столкновение мнений
Но когда в пьесе появляется полковник Скалозуб, то становится понятно, что молодость — это еще не показатель принадлежности к «веку нынешнему». Полковник ненамного старше Чацкого, но, несмотря на недалекий ум, уже «выслужился» до высокого чина и придерживается тех же взглядов, что и Фамусов, который считает полковника достойным человеком и первым кандидатом в мужья своей дочери Софье.
Чацкий же, наоборот, не терпит лести, подобострастия и раболепства, что видно при разборе его монолога «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он хочет служить делу, а не людям. И именно поэтому он покинул свою довольно перспективную должность. Чацкий, понимая, что Фамусов и Скалозуб его осуждают и даже жалеют, не может сдержать чувств и произносит монолог «А судьи кто?»…
Выдержка покидает героя, он открыто начинает конфликтовать с собеседниками, резко и негативно выговаривая им в лицо свое мнение о порядках сегодняшнего времени, «века покорности и страха», где царят подхалимство, гордыня и подражание, в том числе давая нелестную характеристику всему иностранному.
Фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему родному, национальному. Чацкий же, несмотря на то что последнее время провел заграницей, наоборот, ценит свою культуру, свой язык, свои традиции. Он критикует крепостное право, считая, что любой человек достоин свободы и что взгляды и убеждения — это личное дело каждого.
Ситуация обостряется тем, что герой видит реакцию Софьи на незначительную травму Молчалина. Чацкий умен и умеет читать между строк. Он догадывается, что больше не мил той, которую любит. Он понимает, что планы на счастливый брак с любимой девушкой рушатся и возвращение на Родину теряет свой смысл. Он усвоил этот урок.
Итак, проанализировав диалог персонажей во втором действии пьесы «Горе от ума», можно сделать вывод, что в произведении четко прослеживается конфликт двух поколений, двух миров:
- Чацкий — умный, целеустремленный, свободный, со свежим видением и высокоморальными принципами.
- Фамусов — приверженец старых порядков, не желающий перемен, для которого порядочность равна высокому чину и умению «прислуживаться».
Для Фамусова, Скалозуба и Молчалина во главе угла стоит чин, богатство. Для Чацкого — принести пользу обществу.
Автор говорит о том, что «век минувший», где царит фамусовское общество, изжил себя и ему должен прийти конец. Он должен смениться «веком нынешним» с новыми людьми, подобными Чацкому.
Источник
Анализ 2 действия. Проанализировать монологи Фамусова
Ответ или решение 1
Во втором действии комедии «Горе от ума» Фамусов произносит три монолога. В первом он рассуждает о смерти, сокрушаясь, что «всякий сам туда же должен лезть, в тот ларчик, где ни стать, ни сесть». В тоже время, он считает, что лучше умереть знатным и уважаемым человеком, тогда «о нём прискорбно вспоминают». Под «похвальным житьём» он подразумевает богатство и чины, которые человек оставил своим детям: «с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат, и на богатой был женат».
Во втором монологе он протестует против мировоззрения Чацкого и других молодых людей, которые стремятся к новой жизни, думают и действуют иначе. Он советует смотреть на своих предков: «спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя». Он называет Чацкого и прогрессивных людей «гордецами», считая, что ради чинов можно и «затылок расшибить».
В третьем монологе он говорит о том, что женихом можно считать только знатного дворянина («по отцу и сыну честь»), у которого «наберется душ тысячки две родовых». Он превозносит московское дворянство, «на всех московских есть особый отпечаток»: молодые — «в пятнадцать лет учителей научат!», старички — «прямые канцлеры в отставке — по уму!», женщины — «судьи́ всему, везде», «патриотки», поэтому нет в мире лучше столицы, чем Москва.
Источник
Анализ 2 действия Горе от ума
Во втором действии комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» все больше проявляется конфликт между старым и новым миром. Старый мир представляют Фамусов и Скалозуб, а новый мир – Чацкий.
Приехавший из-за границы Чацкий встречен Фамусовым с надеждой, так как Фамусову нужно выдать Софью замуж за перспективного и дальновидного человека, с чинами и деньгами. Ради того, чтобы определиться, Молчалин или Чацкий будет его зятем, Фамусов говорит с Чацким о жизни и службе.
Услышав, что Чацкий не желает служить и уж тем более выслуживать звание унижением и послушанием перед начальством («Служить бы рад, прислуживаться тошно»), Фамусов сразу же категорично делает вывод, что Чацкий не практичен и зятем его не станет.
Чацкий произносит свой монолог, размышляя об устаревшем веке Фамусова и нынешнем, прогрессивном веке. Старые взгляды непонятны ему – он хочет «служить делу, а не лицам».
Автор снова сталкивает два мира с помощью появления полковника Скалозуба. Скалозуб и Фамусов разговаривают о племяннике Скалозуба, который вместо службы стал читать книги. В их разговоре видны нотки ненависти и презрения к людям, для которых служба – не главное в жизни. Чацкий, который тоже раскритикован за нежелание служить, произносит еще один диалог: «А судьи кто?».
Для Чацкого все, что происходит в фамусовской Москве – дико и противно. Он называет клоунами тех, кто падает перед императрицей, смешит ее, чтобы она дала звание. Да и вообще всех, кто гонится за статусом. Чацкий даже не просто не понимает их, скорее презирает.
По мнению Чацкого, мундир прикрывает необразованность общества Фамусова. Эти люди боятся всего нового, и особенно тех людей, которые занимаются науками и искусством. Ему неприятно нахождение в таком обществе.
Любовь Софьи к Молчалину становится очередным ударом для Чацкого, которой понимает, что даже эта девушка смотрит только на обертку человека, и ей совсем не важно, что у человека внутри. Молчалин (говорящая фамилия) только и может, что «прислуживаться», он – достойный преемник Фамусова.
Сталкивая Чацкого и Фамусова лицом к лицу, Грибоедов явно дает понять, что общество Фамусова должно быть уничтожено, а на смену ему должны прийти такие люди, как Чацкий.
Источник
Конспект урока по литературе «»Анализ 2 действия комедии Грибоедова «Горе от ума» (9 класс)
Тема : Анализ 2 действия комедии Грибоедова «Горе от ума».
Цели урока: проанализировать II действие комедии; определить завязку конфликта; формировать умение анализировать монолог; воспитывать человеколюбие, принципиальность, требовательность к себе.
I. Повторение. Проверка домашнего задания.
— С каких событий начинается комедия?
— Как ведут себя герои до появления Чацкого?
(Все лгут, пытаясь что-либо скрыть.)
— Вспомните, что такое экспозиция в драматическом произведении?
(Экспозиция — события, происходящие в произведении до завязки действия.)
— Как вы думаете, почему у А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» такая большая экспозиция, практически все 1-е действие?
(Писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в семье.)
— Каковы эти взаимоотношения?
II. Анализ конфликта и основных этапов развития действия в комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума».
— Что такое конфликт в драматическом произведении?
(Конфликт — столкновение противоречий, движущая сила действия в произведении.)
— Каким был конфликт в традиционной драме классицизма?
— Есть ли любовный конфликт в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? (Да.)
— Кто является основными действующими лицами в любовном конфликте комедии? (Софья, Молчалин, Чацкий.)
— Определите, когда завязывается любовный конфликт?
(Завязка конфликта: слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек— змея»)
— Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Почему?
(Любовный конфликт в «Горе от ума» не является основным, так как цель написания комедии, которую поставил перед собой А.С.Грибоедов, не просто показать характер любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать наметившиеся противоречия в обществе.)
— Какой конфликт в комедии «Горе от ума» является основным? Как это соотносится с произведением реализма?
(Основным в «Горе от ума» является социально-политический конфликт как отражение всех противоречий того времени.)
— Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и представители «фамусовского общества».)
Во втором действии нам необходимо понять, почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым, почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы, которое произойдет в следующем действии.
Второе действие насыщено монологами. Это понятно: перед столкновением стороны излагают свою программу.
Действие начинается монологом Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой. » (читаем).
Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь:
Читай не так, как пономарь;
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Постой же. — На листе черкни на записном,
Противу будущей недели:
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй, ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Отметь-ка, в тот же день. Нет, нет.
В четверг я зван на погребенье.
Ох, род людской! пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть,
В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
Но память по себе намерен кто оставить
Житьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! —
Что за тузы в Москве живут и умирают! —
Пиши в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить. —
— Чем раздражен Фамусов в начале монолога и почему он успокаивается к концу его?
(Разумеется, его волнует не разодранный локоть слуги и не манера его чтения. Приезд Чацкого Фамусова встревожил.)
— Почему Фамусова так взволновал приезд Чацкого?
(От «сорванца» жди только неприятностей, нарушений порядка.)
— Как и почему меняется настроение Фамусова, усевшегося за календарь?
(Фамусов хочет восстановить порядок, усевшись за календарь. Это для него — священнодействие. Принявшись за перечисление предстоящих дел, он приходит в самое благодушное настроение.)
— Чем же заполнен день в Фамусова?
(Предстоит обед с форелями, погребенье богатого и почтенного Кузьмы Петровича (превознося его, Фамусов ничуть не скорбит о его смерти, и это делает его одушевление комическим), крестины у докторши. Вот основы его жизни — рожденье, еда, смерть. Фамусов так ободрён этими прочными и понятными ему опорами существования, что встречает Чацкого даже любезно.)
Просмотр фрагмента из спектакля.
— Чувствует ли Чацкий отношение Фамусова?
(Чацкий проницателен, от него не укрывается внутреннее беспокойство Фамусова, спрятанное за благодушным гостеприимством)
— Понимает ли Чацкий причину беспокойства Фамусова?
— Почему Фамусова, почувствовавшего, что Чацкий хочет посвататься, так это беспокоит? Какое условие он выдвигает.
(Поняв, что Чацкий готов посвататься, Фамусов выдвигает условия: Чацкий должен служить, а главное — перестать быть «гордецом».)
— Почему Чацкий отказывается служить?
(«Служить бы рад — прислуживаться тошно»)
Далее следуют два очень важных монолога Фамусова и Чацкого.
— В чем суть конфликта, наметившегося в начале второго действия? Выявите позиции спорящих.
Чтение монологов и их обсуждение.
Вот то — то , все вы гордецы !
Спросили бы , как делали отцы ?
Учились бы , на старших глядя :
Мы , например , или покойник дядя ,
Максим Петрович : он не то на серебре ,
На золоте едал ; сто человек к услугам ;
Весь в орденах ; езжал — то вечно цугом ;
Век при дворе , да при каком дворе !
Тогда не то , что ныне ,
При государыне служил Екатерине .
А в те поры все важны ! в сорок пуд .
Раскланяйся — тупеем не кивнут .
Вельможа в случае — тем паче ,
Не как другой , и пил и ел иначе .
А дядя ! что твой князь ? что граф ?
Сурьезный взгляд , надменный нрав .
Когда же надо подслужиться ,
И он сгибался вперегиб :
На куртаге ему случилось обступиться ;
Упал , да так , что чуть затылка не пришиб ;
Старик заохал , голос хрипкий ;
Был высочайшею пожалован улыбкой ;
Изволили смеяться ; как же он ?
Привстал , оправился , хотел отдать поклон ,
Упал вдруго ́ рядь — уж нарочно , —
А хохот пуще , он и в третий так же точно .
А ? как по вашему ? по нашему — смышлен .
Упал он больно , встал здорово .
Зато , бывало , в вист кто чаще приглашен ?
Кто слышит при дворе приветливое слово ?
Максим Петрович ! Кто пред всеми знал почет ?
Максим Петрович ! Шутка !
В чины выводит кто и пенсии дает ?
Максим Петрович ! Да ! Вы , нынешние , — ну — тка !
— Каково мировоззрение Фамусова?
(В качестве достойного образца для подражания появляется Максим Петрович, карьерист, лицемер, низкопоклонник, готовый унижаться ради собственной выгоды.)
— Каковы истинные ценности, по мнению Фамусова?
(Для Фамусова ценны размеренность и налаженность московского быта, прочность традиций, патриархальный уклад.)
— Приемлет ли взгляды на жизнь Фамусова Чацкий?
(Любя Софью, он вынужден вступить в общение с Фамусовым, а, заговаривая с ним, не может не отстаивать свои позиции, не отталкиваться от той морали, которую ему навязывают. Так появляется монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть. ». Это не упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фамусова,— это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он отказаться не может.)
Чтение монолога «И точно, начал свет глупеть. ».
И точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом;
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть как кружево плели.
Прямой был век покорности и страха,
Всё под личиною усердия к царю.
Я не об дядюшке об вашем говорю;
Его не возмутим мы праха:
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?
А сверстничек, а старичок
Иной, глядя на тот скачок,
И разрушаясь в ветхой коже,
Чай приговаривал: ах! если бы мне тоже!
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде;
Недаром жалуют их скупо государи.
— Что сравнивает Чацкий? (век нынешний и век минувший)
— Каковы же взгляды Чацкого? (Он не приемлет мир косных, консервативных правил, привычек, ему ненавистны пустота, суетливость московской жизни, отсутствие творческой свободной мысли, жестокость крепостников. Ему противны раболепство и низкопоклонство, лицемерие и чинопочитание.)
— Перед нами завязка другого конфликта (о завязке любовного конфликта мы говорили ранее). В чем суть его?
(Обозначим первоначальный конфликт между Фамусовым и Чацким как конфликт поколений. Молодое поколение, чтобы достичь чего-то в жизни, должно ориентироваться на идеалы отцов — такова позиция Фамусова; дядя Максим Петрович — образец для подражания.
Проповедь нового образа жизни в речах Чацкого, отказ от идеалов московского барства.)
— Чья позиция предпочтительнее? Есть ли своя правота в высказываниях Фамусова?
— Как меняются поведение и интонация речи героев в ходе словесного
— Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой?
(Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).
— Во втором действии завязавшийся общественно-политический конфликт только углубляется? Покажите это на примерах из текста.
Важный момент — появление Скалозуба.
— Кто такой Скалозуб? Каковы его взгляды на жизнь? Чья жизненная позиция ему ближе? Докажите свою точку зрения.
(Скалозуб немногим старше Чацкого, но так ли велико его отличие от «века минувшего»? Он настолько ничтожен, что не в состоянии понять, на чьей он стороне в споре Фамусова и Чацкого.)
— Найдите в тексте реплики Скалозуба, которые помогают нам понять, что это за человек.
(«Мне только бы досталось в генералы…». О Москве: «дистанции огромного размера». «Довольно счастлив я в товарищах моих…»)
— Что вызвало монолог Чацкого «А судьи кто. »?
(Слыша, что его «жалеют», Чацкий не может удержаться от негодования.
Монолог «А судьи кто. » рождён протестом Чацкого: его отдают на суд Скалозуба!)
Чтение монолога «А судьи кто. »
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки.
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! —
Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, —
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
— Как произносит этот монолог Чацкий?
(Сдержанность оставляет героя, он распаляется всё больше и больше. Пылкость его не убита до конца презрением. Чацкий не понимает, что его речи в ответ вызывают лишь раздражение и испуг.)
— Каковы политические взгляды Чацкого? Что не приемлет он в современном ему обществе?
(Косность, равнодушие, подлость, крепостничество.)
СЛАЙД «Общественный конфликт»
— Говоря о социально-политическом конфликте, мы совершенно забыли о любовном конфликте. Развивается ли он?
(Да. У Чацкого возникают подозрения, не является ли Скалозуб его счастливым соперником. Падение Молчалина и обморок Софьи как будто бы окончательно должны были убедить Чацкого в её привязанности к сопернику. Чацкий забывает о Молчалине — он занят лишь заботами о Софье.)
— Как вам кажется, почему такой умный молодой человек не понимает до конца происходящего?
(Он влюблён. Сосредоточенность чувства, волнение не позволяют ему верно воспринять происходящее, хотя он старается всё подметить. Несмотря на то что Софья смеётся над участливостью Чацкого, прямо говорит ему: «На что Вы мне?», он уходит омрачённым, печальным, но не прозревшим всё ещё.)
— Как и почему изменяется настроение Чацкого от начала к концу второго действия?
Прочитать III действие комедии «Горе от ума»
Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? (письменно)
Учить «А судьи кто. » (монолог Чацкого) – через урок
Источник