Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое синтаксический разбор

помогите! Найти в каждом предложении грамматическую основу!

1.​ Поздним вечером поставили диагноз.

2.​ Величайший патриотизм – страстное, бепредельное желание блага Родине.

3.​ Сокрытое неприступными берегами, горное озеро на первый взгляд казалось изумрудным.

4.​ Кузьмин был застенчив, мягок с окружающими.

5.​ Всё вокруг чернеет, исчезает, раздавленное тьмой ночи, — точно пугаясь маленькой фигурки, прячась от неё и играя с нею.

6.​ Хозяин, волнуясь и потирая руки, стал раздеваться.

7.​ Настроение нашего экипажа сверх обыкновения было приподнято.

8.​ На корабле отбили две склянки.

9.​ Меня потянуло в тёмную чащу лип.

10.​ Ветер гудит между стволами вековых сосен, наклоняет стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей.

11.​ Из путаного рассказа стало ясно следующее.

12.​ Её передёргивало вспышками молний.

13.​ Он продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку.

14.​ А во-вторых, создатите себе задел (то есть нужный запас) на будущее.

15.​ Мой отец, небогатый заводской священник, страстно любил книги и затрачивал на них последние гроши.

1. Поздним вечером поставили диагноз. Поставили (сказуемое, односоставное предложение)

2. Величайший патриотизм – страстное, бепредельное желание блага Родине. (патриотизм-желание)

3. Сокрытое неприступными берегами, горное озеро на первый взгляд казалось изумрудным (Озеро казалось изумрудным, озеро-подлежащее, казалось изумрудным составное именное сказуемое).

4. Кузьмин был застенчив, мягок с окружающими (Кузьмин-подлежащее, был застенчив, был мягок-составные именные однородные сказуемые).

5. Всё вокруг чернеет, исчезает, раздавленное тьмой ночи, — точно пугаясь маленькой фигурки, прячась от неё и играя с нею. ( всё-подлежащее, чернеет, исчезает- однородные сказуемые)

6. Хозяин, волнуясь и потирая руки, стал раздеваться. (хозяин-подлежащее, стал раздеваться-составное глагольное сказуемое)

7. Настроение нашего экипажа сверх обыкновения было приподнято. (настроение- подл., было приподнято-составное именное сказ.)

8. На корабле отбили две склянки. (отбили-сказ., предложение односоставное)

9. Меня потянуло в тёмную чащу лип. (потянуло-сказ., односоставное безличное предл.)

10. Ветер гудит между стволами вековых сосен, наклоняет стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей. (ветер гудит)

11. Из путаного рассказа стало ясно следующее. (следующее-подл., стало ясно-сказуемое, составное именное)

12. Её передёргивало вспышками молний. (передёргивало-сказ.)

13. Он продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку. (он-подл., продолжал водить-составное глагольное сказ.)

14. А во-вторых, создатите себе задел (то есть нужный запас) на будущее. (создадите- сказ)

15. Мой отец, небогатый заводской священник, страстно любил книги и затрачивал на них последние гроши. (отец-подл., любил и затрачивал-однородные сказуемые)

Источник

Урок по русскому языку на тему «Обособленные члены предложения» ( 8 класс)

8 класс. Русский язык

Тема: Обобщающий урок. Обособленные члены предложения.

Цель: ученики смогут продемонстрировать знания по пройденному материалу.

Образовательные: учащиеся смогут повторить и обобщить знания, умения и навыки по данной теме;

Развивающие: умеют распознавать обособленные члены предложения, смогут выделять их на письме, умеют делать синтаксический разбор предложений, развивать речь, делать выводы, высказываться.

Воспитательные: воспитание любви к природе, чувства ответственности каждого перед природой.

Наглядность : компьютер, слайды, постеры, фломастеры,бумага., смайлики, стикеры.

Тип урока : урок повторения и закрепления..

Методы: словесные, практические, наглядные.

Технологии : информационно-коммуникативные технологии, синквейн, кластер, уровневые задания, тесты.

Формы урока : групповая, индивидуальная, парная.

І. Организация класса .

2. Психологический настрой .(3мин.)

Дети встают в круг и желают друг другу пожелания на весь день.

3. Деление на группы . Учащиеся вытягивают из коробочки цветные картинки и садятся по цветам.(2мин.)

Выбор лидера групп и раздать листы оценивания .

4.Проверка домашнего задания. Прием «Горячий стул». (5мин.)

Д\З.Надо было повторить правила. Учащиеся задают друг другу вопросы. Знакомство с эпиграфом урока:

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (М.Родович)

Вопрос для повторения: Чем осложнено 1-е предложение? (однородными членами предложения).

1.Что называется обособленныи обстоятельствами?

2. Что называется обособленными определениями

3.Что называется обособленными дополнениями?

4. Однородные члены предложения?

— Как вы думаете, сегодня тема урока какая?

— Какова цель урока? Что мы будем делать на уроке?

— Повторить пройденное, обобщить знания, умения и навыки по данной теме.

ІІ. Объявление темы, цели урока не учителем, а учащимися.

У. Работа по тексту «Лебеди»

Индивидуальная работа . Каждый прочитайте текст про себя.(3мин.)

Несколько лет тому назад через этот край пролетала стая лебедей. Лебеди отдыхали на маленьком озере возле деревни. Было раннее утро. Лебеди плавали, чистили крылья и громко кричали. Когда люди проснулись, они не разрешили детям подходить близко к озеру, чтобы не испугать стаю. Дети приносили хлеб и издали бросали его птицам.

Лебеди переночевали и рано утром на следующий день, когда все е щё спали, собрались в путь. Они улетели бы так же тихо, как и прилетели, если бы не выстрел, неожиданно разорвавший тишину. Испуганные птицы поднялись в воздух, а на берегу осталась подстреленная птица. Но не успела стая улетать, как от неё отделился один из лебедей. Вернувшись, он долго летал над убитой подругой.

И люди впервые услышали странный крик, который без слёз нельзя было слушать. Потом лебедь улетел.

Человека, стрелявшего в птицу, судили.

Может быть, этот случай и забыли бы, но ровно через год, день в день, час в час, прилетел на это озеро лебедь. Он был один. Он пел ту же грустную песню. И все поняли, что это был лебедь, потерявший здесь свою – подругу.

Читайте также:  Снятие эмоционального напряжения ребенок 4 года

Вот уже четвёртую осень он прилетает сюда… Люди привыкли к нему, ждут его. Ему бросают пищу. Он помнит выстрел. И всё-таки прилетает.

Чтение текста, озаглавливание. Беседа по вопросам.

О чем говорится в тексте?

Какое злодеяние совершил человек?

Какова основная мысль этого текста?

Работа в парах. Каждая пара составьте по 3 вопрос-ответа по тексту.(5мин.)

Выписывание предложений с обособленными членами (3 предложения), синтаксический разбор 1 предложения.(2мин.)

Они улетели бы так же тихо, как и прилетели, если бы не выстрел, неожиданно разорвавший тишину.

Вернувшись, он долго летал над убитой подругой.

Человека, стрелявшего в птицу, судили.

Работа в группах.

5. Составление кластера к слову «лебедь» — характеристика по его признакам и действию (групповая работа).(5мин.)

Проверка по слайду:

6.Составление синквейна к слову лебедь (самостоятельная работа).

Радует, по ёт, танцует

Остаётся верным подруге

7. Схематический диктант (на слайде написаны предложения, учащиеся должны в тетрадях начертить только схемы), найти предложение с обособленными членами, объяснить знаки препинания.

И рыбам, и зверям, и травам для жизни необходимы зоны спокойствия.

Позаботиться об этом может только человек.

Защищая природу, человек защищает себя.

Проверка по ключу:

ІХ. Тестовые задания (6 вопросов на слайдах). Проверка по ключу.

Самооценивание по шкале.

1. Укажите предложение, где нет обособленного обстоятельства (знаки не расставлены).

А) Прочитав книгу думаешь о ней.

Б) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

В) Расставшись с Павлом Тоня отправилась домой.

2. Количество запятых в предложении: Ум направленный на одно отрицание бледнеет.

3. Укажите предложение, в котором обстоятельство обособляется:

А) Маша сидела хмурясь.

Б) Миша лежал не двигаясь.

В) Бледнея заря затихает.

4. Количество запятых в предложении: «Художественный стиль созданный скифами называют «звериным».

5. Найдите предложение с обособленным обстоятельством (знаки не расставлены).

А) Не посеяв тени не посидишь в прохладе.

Б) Облетевший тополь серебрист и светел.

В) Артисту открывшему концерт долго аплодировали.

6. Укажите, чем осложнено предложение:

Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое.

А) обособленное определение

Б) обособленное дополнение

В) обособленное приложение

1 – б 6 баллов – «5»

2 – а 5 баллов – «4»

3 – в 4 балла – «3»

4 – б 3 – 2 балла – «1»

Х. Закрепление урока. Выполнение уровневых заданий.

1 уровень: подбор однокоренных слов к слову «лебедь», разбор их по составу.

2 уровень: подобрать словосочетания к этому слову, определить их род (применение шторки интерактивной доски).

3 уровень: составить 5 – 6 предложений (текст-сообщение) лебедях, о лебединой верности, используя обособленные члены предложения.

ХІ. Заключительная часть. Просмотр видеосообщения «Зимовка лебедей» (2 минуты). Беседа о доброте и зле. Звучит кюй «Көңіл толқыны».

ХІІ. Выставление оценок. Взаимооценивание.

ХІІІ. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Аққуды атпа – досыңды сатпа!» (на русском языке, использовать предложения с обособленными членами).

Источник

2.8. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

Упражнение 32. Разберите предложения. Выделите уточняющие члены предложения. Обоснуйте расстановку знаков препинания.

1. Там, ниже, мох тощий, кустарник седой (Пушкин). 2. Внизу, в тени, шумел Дунай (Тютчев). 3. Илья Ильич учился в Верхлеве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего немца Штольца (Гончаров). 4. Прямо против кордона, на том берегу, всё было пусто (Л. Толстой). 5. Его временный командирский пункт был сейчас прямо на путях, в полуверсте от станции, в железнодорожной каменной будке (Симонов). 6. Мы жили в большом доходном доме Гольденгорна, на Канатной улице, во втором этаже (Катаев). 7. Из широких ворот депо выезжали маленькие, почти игрушечные, паровозики большефонтанной железной дороги (Катаев). 8. В предместье, около боен, выли собаки (Чехов). 9. Несколько в стороне от гуся, на матрасике, лежал белый кот (Чехов). 10. За рекою, в розовеющем небе, ярко сверкала вечерняя звезда (М. Горький). 11. Попал он в полк случайно, на марше (Бакланов). 12. Недалеко, в направлении станицы Ольгинской, привычно перекатывались звуки орудийной стрельбы (Первенцев). 13. Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой (Чаковский). 14. Это было глубокой осенью, в холодный и сумрачный день (Достоевский). 15. Один раз, перед вечером, ногаец-ямщик плетью указал из-за туч на горы (Л. Толстой). 16. На покривившемся стогу уныло, по-сиротски, примостилась ворона и молчала (Фадеев). 17. Бабы зашумели все сразу, в один голос, не давая Давыдову и слова молвить (Шолохов). 18. Вдали высилось тёмно-красное, цвета сырого мяса, здание фабрики (М. Горький). 19. Эти, не всегда твёрдые и стройные, стихотворные строки писала рука, твёрдая, как сталь. (Симонов) 20. По соседним, без дверей, заляпанным светлым комнатам загрохотали, приближаясь, шаги (Панова).

Упражнение 33. Разберите предложения. Выделите пояснительные члены предложения. Обоснуйте расстановку знаков препинания.

1. Вдруг она [лошадь] оборвалась и села в водомоину, или канаву (Л. Толстой). 2. По всей ширине Лены торчали в разных направлениях огромные льдины, или, по-местному, торосья (Короленко). 3. День был прохладный, уже осенний – «в полсвета» (Паустовский). 4. Язи брали жарко – с ходу, как говорят рыбаки (Пермитов). 5. На палубе и внизу идёт обычная утренняя чистка и уборка клипера к подъёму флага, то есть к восьми часам утра (Станюкович). 6. Следовательно, здесь, где неминуемо пойдут синие корабли, и надо выставить заграждение, то есть скрытно послать к Чёртовой Плеши какой-нибудь корабль (Соболев). 7. Почти одновременно с фаянсовым производством в Египте начинают появляться и изделия другого рода, а именно чисто стеклянные (Качалов). 8. Он обладает особой способностью – делать всё вовремя (Катаев). 9. Было ещё одно препятствие на пути учёных – суеверие островитян (Крутиков). 10. Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда (Л. Толстой).

Читайте также:  Парень спрашивает как настроение что это значит

Упражнение 34. Разберите предложения. Выделите присоединительные члены предложения. Обоснуйте расстановку знаков препинания.

1. Все слушали молча рассказ Анны Саввичны, особенно девушки (Пушкин). 2. Искусство, в частности поэзия, есть акт познания (Брюсов). 3. Пять мальчиков, в том числе и Юра, впервые поехали вместе с колхозными ребятами в ночное (Леонтьева). 4. Отец Лены был убит на войне в последний год войны, даже в последние дни войны, при взятии рейхстага (Леонтьева). 5. Метод этот изучить интересно, даже, может быть, необходимо (Соболев). 6. Он спрятал очерк, но слова Артемия Богдановича запали ему в душу – к Насте стал приглядываться, и очень внимательно (Тендряков). 7. Сбавили мы ход, и счастливо (Соболев). 8. Трёх человек, в том числе и Максутова, командир порта всё-таки списал (Соболев). 9. Всё, что ты говоришь, мне известно, да и им, пожалуй (Крымов). 10. Когда я познакомился с Верой Николаевной, она, представь себе, ни в одном городе не бывала отроду, даже в своём уездном (Тургенев). 11. Чтобы приобрести кровельное железо, да ещё в облсельхозснабе, требовались крепкие нервы, громкий голос и умение вовремя прикинуться несчастным (Тендряков). 12. Мы испытали всё, и полной мерой (Прокофьев). 13. Я опять промолчал, должно быть от изумления (Паустовский). 14. Видел я на днях «Крокодиловы слёзы» – бездарнейшая пятиактная белиберда (Чехов). 15. Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожку (Чехов). 16. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой нашего времени (Лермонтов).

Упражнение 35. Разберите предложения. Выделите обороты со значением включения, исключения, замещения. Обоснуйте расстановку знаков препинания.

1. Быстрыми шагами прошёл я длинную площадь кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидел совершенно другие, мне неизвестные места (Тургенев). 2. Он опять хотел говорить, но вместо слов из груди его выходило какое-то глухое клокотанье (Григорович). 3. Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках, стоял неподвижно (Короленко). 4. И стал Михаил Синицкий гвардии красноармейцем, участником всех славных дел своего батальона, несущим наряду со всеми боевые тяготы (Полевой). 5. Помимо лечебной помощи, в тайге требовалась культурно-бытовая, оздоровительная работа (Коптяева). 6. Князья, графы ни к кому помимо меня заезжать не хотели на двор (Островский). 7. Вы будете получать всё нужное сверх пенсии (Тургенев). 8. Дедушка приказал, сверх месячины, выдавать птичнице ежемесячно по полпуду пшеничной муки на пироги (Аксаков). 9. Роса стекает с мезонина на крышу заколоченной терраски, и, кроме равномерного звона капель, ничего больше не слышно в густеющем сумраке вечера (Паустовский). 10. Кроме сосен он [остров] оброс по краям и густым кустарником, защищавшим сердцевину острова от ветров и заносов (Нагибин).

Упражнение 36. Найдите в предложениях уточняющие, пояснительные, присоединительные члены, обороты со значением включения, исключения, замещения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Чтобы читать лекции хорошо то есть не скучно и с пользой для слушателей нужно кроме таланта иметь сноровку и опыт (Чехов). 2. Почти все молодые рыбки особенно некоторые из пород не очень крупных так красивы или лучше сказать так миловидны резвы и чисты, что народ на юге России употребляет слово «рыбка» как слово ласки нежности (Аксаков). 3. Кроме хозяйки застал я в столовой ещё четырёх гостей чиновников. Один из них старик без усов и с седыми бакенами похожий на драматурга Ибсена оказался младшим врачом лазарета (Чехов). 4. Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях столь известных жителям деревни и города например о ожидании почтового дня (Пушкин). 5. На хуторе в трёх вёрстах от деревушки Соломенной разведчики оставили лошадей и пошли пешком (Фадеев). 6. В Крыму в Мисхоре прошлым летом я сделал изумительное открытие (Куприн). 7. Шагах в десяти от входа в туннель у самого шоссе стоял одинокий домик (Н. Островский). 8. Мы отправились и бродили долго до вечера (Тургенев). 9. На другой день я с пятью якутами переправился через Лену то есть через узенькие протоки разделявшие бесчисленные острова (Гончаров). 10. Кольчатый тюлень или нерпа относится к числу ластоногих (Арсеньев). 11. Узкая на одну телегу дорога вилась ужом (Грибов). 12. Предписание у обоих было в воинскую часть 113 то есть в группу наших войск расквартированных в Монголии (Симонов). 13. В урожайные или в грибные годы грибы часто попадаются кучками семьями даже растут двойничками (Аксаков). 14. Адмирал решил остановиться на островах Зелёного Мыса в пятистах верстах от африканского материка и именно на острове С.-Яго (Гончаров). 15. Профессия его была самая мирная учитель (Крымов). 16. Искусство вместе с речью есть одно из орудий общения а потому и прогресса то есть движения вперёд человечества к совершенству (Л. Толстой). 17. В этом отношении случилось даже одно важное для них событие именно встреча Кити с Вронским (Л. Толстой). 18. Иногда что-нибудь хочется сделать почитать (Гоголь). 19. Немцы изрядно повредили садик Поповых особенно вишнёвые деревья (Фадеев). 20. Зычный крик их [лебедей] и глухое гоготанье весьма отличное от гусиного слыхали все охотники и в том числе я сам (Аксаков). 21. Служил старший штурман Трук на линейном корабле по прямой своей специальности то есть судовой лавкой заведовал дознания производил шефов ездил встречать (Соболев). 22. Ему тогда исполнилось шесть лет и не просто исполнилось а исполнилось именно в тот день 1 мая (Распутин). 23. Базаров живет бобылём и умрет бобылём и притом бесполезным бобылём. (Писарев) 24. Это ощущение и беспокоило его особенно в первые недели командования (Соболев). 25. А не находите ли вы, что если все в том числе и лучшие люди мыслители и великие учёные участвуя в борьбе за существование каждый сам за себя станут тратить время на битьё щебня и окраску крыш, то это может угрожать прогрессу серьёзною опасностью? (Чехов). 26. Кроме того он был не чужд любования собою и своим голосом свойственного очень молодым особенно красивым людям, которые оставаясь даже совершенно одни постоянно воображают, что на них кто-то с любопытством смотрит, и ведут себя точно на сцене (Куприн). 27. Ступай домой и притом быстренько (Кетлинская). 28. На этих двух Никон постоянно сердился и особенно на длинного рыжего с кошачьими глазами Кольку, которого звал не иначе, как Колчага (Никитин). 29. Было невероятно, чтобы один человек да ещё с тяжёлым чемоданом решился отправиться на лыжах в такой далёкий путь (Кетлинская). 30. За столько верст прискакал да в такую погоду (Арбузов). 31. Уже на Кавказе я узнал и то не от капитана что он был четыре раза тяжело ранен. (Л. Толстой) 32. В людях есть много благородства много любви самоотвержения особенно в женщинах (Островский). 33. Наиболее отсталые из партизан в том числе и командиры отряда заволновались зашумели (Фадеев). 34. Он оставался таким же, как и прежде, спокойным трудолюбивым скромным (Закруткин). 35. Лизе наряду со всеми пришлось искать службу (Федин). 36. Объявились кроме того совершенно неожиданно и другие обстоятельства сильно благоприятствовавшие подсудимому (Достоевский). 37. При этом занятии выяснилось, что на катере все за исключением лишь Сизова и Жадана были старше своего командира (Соболев). 38. В квартире у пани Козловской кроме неё и её сына пехотного поручика Ромуальда никто не жил (Паустовский). 39. Обширный этот труд был интересен тем, что помимо общего описания каждой области её рек и озёр почвы климата растительного и животного мира исторических судеб быта и культуры промыслов и занятий населения в нём были ещё подробно описаны не только все города вплоть до самых ничтожных «заштатных» но даже все сёла и деревни (Паустовский). 40. Но мы не видели ничего кроме ржавой болотной воды гнилого кустарника и осоки (Гайдар). 41. Кроме того пикник обещал выйти очень занимательным (Куприн). 42. Сводка за редкими исключениями соответствовала тому, что запланировано иметь (Симонов). 43. Одним словом вместо учения пришлось Стёпе быть на посылках (Станюкович). 44. В кают-компании почти никто не разговаривал с бароном исключая служебных дел и он был каким-то чужим в дружной семье офицеров «Могучего» (Станюкович). 45. Ему казалось, что все дети за редкими исключениями похожи друг на друга (Паустовский). 46. Помимо обычных наших постоянных собраний, время от времени устраивались так называемые выходные или большие «среды», на которые съезжалось много народа (Телешов). 47. Вместо ответа он откинул мотор на себя так, что гребной винт выступил наружу, при этом из охладителя потекла вода (Дементьев). 48. Он имел привычку говорить «ты» всем своим подчинённым включая и людей старше себя по возрасту (Симонов). 49. Так помимо командира со мной познакомились корабельный врач инженер-механик лейтенанты-артиллеристы штурманы и политработники (Новиков-Прибой). 50. Они поехали посмотреть это место но вместо него нашли громадный новый грузовой порт (Катаев). 51. Вагон остановился. Теперь слышались кроме грачиных человечьи голоса (А.Н. Толстой). 52. Рассказ очень понравился мне за исключением некоторых деталей (М. Горький). 53. Граф написал завещание, по которому всё его имение помимо прямых наследников и нас отдавал Пьеру (Л. Толстой). 54. Никто исключая её камердинера не видел его ненапудренным (Тургенев). 55. Лекарь второпях вместо двенадцати капель налил целых сорок (Тургенев). 56. Почва Суданской долины за исключением только болот при устье реки чрезвычайно плодородная (Пржевальский). 57. Общий сбор полка был назначен в десять часов но ни одному ротному командиру за исключением Стельковского не пришла в голову мысль дать людям выспаться и отдохнуть перед смотром (Куприн). 58. У всех за исключением комиссара дела шли хорошо, и только разговоров было что о выписке [из госпиталя] (Полевой). 59. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое (Новиков-Прибой).

Читайте также:  Типы темперамента по аристотелю

Источник

Оцените статью