Возрастные кризисы у детей
Возрастные кризисы представляют собой переходные состояния с одного этапа жизни на другой. Существующие средства достижения целей переосмысливаются и кажутся неадекватными. Из-за этого развиваются непредсказуемые ситуации, а поведение кардинально меняется и не всегда в лучшую сторону. Возрастные кризисы – часть естественного развития ребенка.
Календарь кризисов
Возрастных кризисов у детей пять:
Психологи рассматривают их с физиологической и психологической точек зрения.
Кризис новорожденности
Физиология. Ребенок адаптировался к существованию вне материнской утробы. Организм привык самостоятельно дышать, регулировать температуру тела, получать и переваривать пищу. Регулярный сон и питание позволяют ощущать себя уверенно в новых обстоятельствах.
Психология. Качество психологической адаптации новорожденного зависит от родителей. Ребенок еще не владеет средствами общения, но нуждается в помощи, поэтому важную роль играет материнская интуиция.
Что делать? Научиться понимать язык тела, жестов и мимики ребенка. Чтобы выразить заботу и поддержку, как можно чаще берите его на руки, обнимайте, кормите грудью.
Кризис новорожденности заканчивается периодом оживления. Ребенок осваивается, узнает близких, улыбается, когда видит их.
Кризис первого года жизни
Физиология. Главные факторы кризиса раннего детства – обучение навыкам ходить и говорить, начало самостоятельного познания мира. Даже если ребенок общается на «своем» языке, ученые расценивают его как автономную детскую речь.
Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.
Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.
Кризис 3 лет
Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.
Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.
Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать. Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети.
В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.
При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.
Кризис 7 лет
Физиология. Кризис 7 лет связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций.
Психология. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.
Что делать? Проблемы чаще возникают у детей, которые физически или психологически в чем-то отстают от сверстников, поэтому не спешите отдавать ребенка в школу, по крайней мере, не посоветовавшись с педиатром. Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе. Не предъявляйте повышенных требований к учебе и обеспечьте дома спокойную обстановку.
Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться. Предоставьте ребенку больше самостоятельности и ответственности. Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.
Подростковый кризис
Физиология. В 11-15 лет наблюдается ускоренный физический рост и половое созревание.
Психология. На этом фоне происходят психологические изменения: повышенная чувствительность, возбудимость, неустойчивость настроения, несдержанность, возможна агрессивность. Стремление к независимости от взрослых и самоутверждению провоцирует необдуманные поступки: курение, алкоголь, ранние половые связи, наркотики. Подростки тяготеют к группированию и времяпрепровождению в обществе сверстников. Они эгоистичны и равнодушны к окружающим, при этом очень нуждаются во внимании и заботе взрослых.
Что делать? К подростку нужно относиться как к взрослому, способному принимать решения и отвечать за поступки. Не нужно навязывать ему свое мнение, постарайтесь подводить его к адекватным самостоятельным решениям. Если поведение подростка вызывает у вас опасения, проконсультируйтесь с психологом.
Возрастные кризисы закономерны. Их течение зависит от особенностей личности ребенка: может быть острым и болезненным либо мягким и практически незаметным. При правильном поведении взрослых ребенок преодолевает возрастные кризисы, а дома сохраняется спокойная, дружелюбная атмосфера.
Источник
Календарь скачков и кризисов развития
С рождения и до 1,5 лет ребенок переживает 10 кризисов роста и развития. Не стоит пугаться, каждый кризис — это скачок развития нервной системы, рост мозга, появление новых способностей у ребенка.
Введите дату рождения ребенка и получите персональную таблицу скачков развития
Кликай на молнию, чтобы узнать больше
1–1,5 месяца. Первый скачок развития ребенка: новые ощущения
Примерно на 5 неделе жизни происходит скачок созревания. Появляются слезы, ребенок дольше бодрствует, лучше видит, больше интересуются окружающим миром. Стремительно развиваются органы чувств. Но мозг малыша пока не может обрабатывать все новые впечатления.
2 месяца. Второй скачок развития ребенка: явления окружающего мира и познание своего тела
Малыш обнаруживает, что окружающий мир – не единое целое, не имеющее границ. Теперь он различает «узоры» – это и рисунки на предметах, и, например, собственные руки. У него разные ощущения, когда его рука поднята вверх и когда свисает вниз. Он с интересом наблюдает за людьми.
2,5 месяца. Третий скачок развития ребенка: осознание перемен
Примерно на 12 неделе жизни ребенок обнаруживает постоянные изменения вокруг себя. Для него вдруг все изменилось. Ничто больше не является стабильным. В меняющемся мире есть только одна постоянная вещь – мама. Конечно, он стремится все время быть у нее на руках.
Скачки развития не происходят за одну ночь. Это не просто появление у малыша нового движения или навыка. Важна готовность ребенка принять изменения в своем теле и сознании, понять, что ему доступны новые возможности для знакомства с миром.
8–9 месяцев. Шестой скачок развития ребенка: категоризация предметов и понимание речи
Ребенок начинает выделять сходства и различия. Он осознает, что разные объекты и ощущения могут быть объединены в группы или категории. Банан отличается от яблока на вид, на вкус и на ощупь, но их оба можно съесть. Малыш узнает больше и о собственных эмоциях.
Новый беспокойный период может начаться в возрасте около 8 месяцев и продлиться от 3 до 6 недель.
Ребенок учится видеть закономерности и группировать объекты по определенным признакам. Развиваются его обоняние, осязание, зрение, слух, эмоции. Активно развивается понимание речи.
10,5 месяцев. Седьмой скачок развития ребенка: первые последовательности
Ребенок начинает понимать, что для достижения цели ему нужно произвести действия в определенной последовательности. Он пытается сложить кубики или пирамидку – раньше иногда у него это получалось случайно, а теперь он действует совершенно сознательно.
Наверное, вы уже привыкли к тому, что малыш постоянно все разбрасывает, а едва вы построите башенку, он ее тут же разрушает.
Около 10,5 месяцев начинается долгожданное время самостоятельного конструирования. Новый скачок развития произойдет на десятом месяце жизни малыша и может продлиться от 3 до 7 недель.
1 год. Восьмой скачок развития ребенка: планирование и достижение целей
Ребенок становится более непредсказуемым. Он осознает, что результата можно достичь с помощью разных действий. Раньше его действия были звеньями простых и знакомых вам последовательностей. Теперь одно и то же действие может работать на разный результат. Некоторые из них вам непонятны, потому что вы не знаете, чего ребенок хочет достигнуть.
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия.
В результате предыдущего скачка развития ваш малыш понял – чтобы что-то сделать, нужно совершить несколько последовательных действий.
И вот примерно в 1 год и 2 месяца на ребенка обрушивается новая лавина информации, на которую он реагирует капризами и слезами.
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы – единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения.
Во время предыдущего скачка развития ваш ребенок научился решать, что ему выбрать, как поступить, куда пойти. Примерно с 1 года и 4 месяца его представление о себе, о маме и папе, обо всем, что его окружает, снова начинает меняться.
Постепенно малышу становится понятно, что в зависимости от его решений все может меняться, что в общении можно проявлять гибкость, что у эмоций много оттенков, а у поступков есть вполне определенные последствия.
4 месяца. Четвертый скачок развития ребенка: влияние на события
Возможность ребенка осознавать мир вокруг себя развивается. Он начинает экспериментировать с событиями. Понимает, что может дотянуться до игрушки, взять ее, повернуть, потрясти. Новый уровень физической активности – следствие более высокой степени развития.
К четвертому месяцу жизни дети учатся концентрировать взгляд на игрушке и брать ее. Физическое и эмоциональное развитие малыша усложняется. Он осознает, что вокруг него есть множество предметов, более того, они существуют независимо от того, трогает он их или нет. Для нас, взрослых, это очевидно, но для крохи это настоящее открытие!
5,5 месяцев. Пятый скачок развития ребенка: осознание взаимосвязей
Ребенок учится координировать движения рук и ног с движениями всего тела. Он начинает изучать взаимосвязи между вещами, которые создают его мир. Мир внезапно становится огромным. То, что ребенок хочет, может находиться далеко, и он не может это достать.
На шестом месяце жизни малыша вы заметите, что он стал намного активнее. А значит, пришло время нового скачка развития.
Зоны регуляции: 18 способов для ребенка, чтобы контролировать эмоции
Не каждый взрослый в полной мере осознает и контролирует свои эмоции. Ребенку это еще труднее. Чтобы помочь детям разбираться в собственных чувствах и лучше себя контролировать, Лея Кайперс, эрготерапевт, работающий в общеобразовательных школах, разработала особый метод – «Зоны регуляции».
Примерно на этой неделе ожидается непростое время
Сейчас относительно спокойное время
Возможно непростое время
Лайфхак от BabySleep
Когда таблица скачков и кризисов ребенка на виду, семье проще их пережить!
Скачки развития ребенка
5 неделя / 1 месяц
1 скачок: новые ощущения
8 неделя (8–9) / 2 месяца
12 неделя / 2,5 месяца
3 скачок: осознание перемен
19 неделя (15–19) / 4 месяца
4 скачок: освоение пространства
26 неделя (23–26) / 5,5 месяцев
5 скачок: осознание дистанции
37 неделя (34–37) / 8–9 месяцев
6 скачок: понимание категорий
46 неделя (42–46) / 10,5 месяцев
7 скачок: конструирование и последовательность
55 неделя (51–54) / 1 год
8 скачок: планирование и цели
64 (60–64) / 1 год и 2 месяца
9 скачок: абстракции и принципы
75 неделя (71–75) / 1 год и 5 месяцев
10 скачок: системы и управление
Как пользоваться календарем, если ребенок родился раньше или позже срока?
Откуда взяты данные по кризисам?
Описание и сроки кризисов взяты из книги «Капризничает? Значит развивается!» (The Wonder Weeks (How to Turn Your Baby’s & Great Fussy Phases into Magical Leaps Forward). Авторы: доктор Хетти Вандерейт и профессор Франс Плой – психологи, специалисты в области раннего детского развития.
В результате 25-летнего исследования авторы смогли с точностью почти до недели предсказать «вспышки» мозговой активности ребенка – кризисные периоды. Результаты были подтверждены учеными из Швеции и Испании.
Ребенок очень плохо спит в кризисные недели, что делать?
Если какие-то скачки проходят незаметно?
Если кризисные недели в таблице и в жизни не совпадают?
Если ребенок как будто все время в кризисе?
10 кризисов действительно идут один за другим каждые 2-6 недель. Но практика показывает, что если сон налажен, то острый период длится всего несколько дней даже у высокочувствительных детей. Если есть ощущение, что кризис длится неделями и месяцами, то дело не в кризисе.
Важно наладить ритм дня по возрасту и научиться укладывать ребенка до наступления перевозбуждения. Наблюдайте за временем бодрствования, проверьте, высыпается ли малыш. Если не получается наладить сон самостоятельно, можно обратиться за помощью к консультанту по сну.
Почему номер кризисной недели в календаре не всегда совпадает с номером недели скачка развития?
Консультанты по детскому сну
Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ
10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.
Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ
Наталья Подольская, Москва
Сын Тёма, 6 месяцев
Засыпает только с долгим укачиванием в люльке, 8–12 пробуждений за ночь
Самостоятельное засыпание без укачиваний и слез в кроватке, 1–3 кормления (ГВ)
Саша Зверева, Лос-Анджелес (США)
Сын Лев, 2 года 6 месяцев
Лев просыпается 5–20 раз за ночь, плачет, просит бутылочку, покачать, поносить на руках
Сон всю ночь без пробуждений и без кормлений
Юлия Смольная, Санкт-Петербург
Сыновья: Захар, 4 года и Серафим, 1 год 8 месяцев
Активные погодки изматывающе долго (1–2 часа) засыпают на ночь, мама устала
Засыпание за 15 минут, ощущение у мамы контакта и единения с детьми
Инна и Роман Тарасенко, Москва
Дочь Варвара, 1 год 7 месяцев
Плачет и кричит по ночам, просыпается каждый час и просит соску
Мягкое отучение от соски, самостоятельное засыпание и сон без слез
Татьяна Краева, Калининград
Двойняшки 5 лет, дочь 2 года 9 месяцев, близнецы 6 месяцев
Близнецы засыпают во время кормления (ГВ), часто просыпаются ночью, иногда будят друг друга; мама всю ночь всех кормит, иногда не успевая лечь; в семье 6 детей (2 пары близнецов)
Научили засыпать в кроватках без груди, сократили ночные кормления до 2; выстроили систему укладывания 5 маленьких детей в доме
Дочь Алиса, 5,5 месяцев
Ребенок спит только короткие сны по 30–40 минут, засыпает на руках у мамы с качанием, после засыпания на ночной сон пробуждается через 30–40 минут
Ребенок спит всю ночь, просыпаясь 1 раз на кормление, засыпает самостоятельно в кроватке; первый и второй дневные сны более часа
Дочь Аня, 1 год 2 месяца
Долгие укладывания с сопротивлением и слезами, короткие дневные сны, пробуждения с сильным плачем, ранний подъем в 5–6 утра
Четкий режим с 1 дневным сном, Аня спокойно спит в своей комнате всю ночь без пробуждений, засыпает за 5 минут без протеста; у ребенка отличное настроение в течение дня
Анастасия Эрдал, Турция
Сын Демир, 6,5 месяцев
Частые ночные пробуждения, долгие укладывания, ночные гуляния с криками, отсутствие подходящего режима
Предсказуемый режим согласно возрасту, сократились ночные пробуждения; мама стала лучше чувствовать малыша, быстрее расслаблять; ребенок стал засыпать за 5 минут в своей кроватке
Анна Берсон, Барселона (Испания)
Сын Ноа, 7 месяцев
Частые ночные пробуждения
Наладили засыпание, сон в первую половину ночи, затем сон под утро; ушли от совместного сна, частых ночных пробуждений при сохранении ГВ, прошли «сбросы» дневного сна
Анна Рязанцева, Шарлотт (США)
Дочь Оля, 4 месяца
Засыпает долго, с укачиванием и слезами; отсутствует предсказуемый ритм дня, короткие сны (30-40 минут)
Засыпание без слез и истерик за 5-10 минут, комфортный ритм дня, уверенность мамы
Сын Лев, 4,5 месяца
Частые ночные пробуждения, сон на руках, короткие дневные сны
Самостоятельное засыпание на ночь, сокращение пробуждений ночью, малыш спит в своей кроватке
Бесплатные консультации и советы в наших соцсетях
ПН–ПТ с 10:00 до 19:00
©2011 – 2021 baby-sleep.ru
Центр детского сна и развития BabySleep™
Основатель и руководитель — Елена Мурадова
1-й в России информационный портал о сне ребенка: режим дня, ритуал перед сном, как уложить ребенка спать без слез, как научить засыпать самостоятельно, совместный сон с ребенком, как приучить ребенка спать в кроватке, что делать, если ребенок плохо спит, нарушение сна у детей, скачки развития, безопасный, здоровый сон, работа консультантов по сну и многое другое.
Публикации и рекомендации консультантов по сну Центра детского сна и развития BabySleep носят исключительно информационный характер, не являются медицинскими, не заменяют предписаний вашего лечащего врача и могут быть не применимы к детям, у которых имеются проблемы со здоровьем или развитием. Если у вашего ребенка наблюдаются вторичные инсомнии – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо заболеваний, чаще неврологических – обязательно обратитесь к врачу!
Источник