- Помогите, пожааалуйста. Охарактеризуй настроение каждой из частей Концерта N23 для фортепиан…
- Настроение 23 концерта моцарта
- Piano Concerto No. 23 (A-dur), K. 488
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Музыка
- —неизвестно
- —
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Трансляции
- —Статистика
- Моцарт. Концерт №23
- Урок музыки: Концерт № 23 В. А. Моцарта.
- Концерт Моцарта № 23. Концерт-загадка
Помогите, пожааалуйста. Охарактеризуй настроение каждой из частей Концерта N23 для фортепиан…
Охарактеризуй настроение каждой из частей Концерта N23 для фортепиано с оркестром В.А.Моцарта.
1) Тип формы (простая трехчастная, сонатная и т. д.)
2) Цифровая схема формы в крупных чертах, с буквенными обозначениями тем (частей) и их названиями ( I период, разработка и т. д.)
Б. Анализ каждой из основных частей
1) Функция каждой части в форме ( I период, середина и т. д.)
2) Тип изложения (экспозиционный, срединный и т. д.)
3)Тематический состав, его однородность или контрастность; его характер и средства достижения этого характера
4) Какие элементы подвергаются развитию; способы развития (повторение, варьирование, сопоставление и т. д.); тематические преобразования
5) Место кульминации, если она есть; способы, которыми она достигается и покидается.
6) Тональное строение, каденции, их соотношение, замкнутость или разомкнутость.
7) Подробная цифровая схема; характеристика структуры, наиболее важные моменты суммирования и дробления; «дыхание» короткое или широкое; характеристика пропорций.
В. Анализ соподчинения основных частей в целом
1) Тематические соподчинения; однородность и контрастность, их подчеркнутость и сглаживание.
2) Темповая однородность или контрастность в связи с тематическими соотношениями.
3) Тональные соподчинения.
4) Высотный профиль в крупных чертах; соотношение кульминаций в связи с динамической схемой
5) Характеристика общих пропорций
6) Характеристика целого, степень типичности формы; основы ее строения (сквозное развитие, сопоставление).
Источник
Настроение 23 концерта моцарта
- Поддержите наш сайт →
Piano Concerto No. 23 (A-dur), K. 488
Поселившись в Вене в качестве «свободного художника», не обремененного службой, Вольфганг Амадей Моцарт в восторге написал отцу: «Конечно, здесь фортепианная страна!» Действительно, нигде тогда не играли, не слушали и не печатали столько фортепианной музыки. Венские мастера активно строили и совершенствовали инструменты. Именно с фортепиано в наибольшей степени были связаны планы Моцарта как исполнителя, композитора и педагога. За какие-то четыре года он написал пятнадцать концертов, среди них концерт № 23 ля мажор (K. 488).
Концерт создавался одновременно с оперой «Свадьба Фигаро» и был закончен 2 марта 1786 года. К нему удивительно подходят слова из другого письма Моцарта: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту; кое-где сатисфакцию могут получить одни только знатоки…»
Действительно, это одновременно блестящее и глубокое сочинение. В первой части есть и виртуозная каденция, вписанная самим Моцартом в партитуру, и абсолютно невиртуозные соло. Финальное рондо относится к категории «приятных для слуха», прежде всего, благодаря разнообразию: в нем не менее семи различных тем, которыми солист обменивается с оркестром. Но наиболее знаменита вторая часть, вдохновенная сицилиана, благодаря которой этот концерт уже третье столетиe — самый популярный из всех 27 фортепианных концертов Моцарта.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—неизвестно
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Моцарт. Концерт №23
Пятница, 13 Сентября 2013 г. 19:25 + в цитатник
Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром №23
По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
Вольфганг Амадей Моцарт:
Концерт для фортепиано с оркестром №23 , KV488
Мария Юдина, фортепиано
Симфонический оркестр Всесоюзного радио
дирижёр Александр Гаук,
Москва, 1943.
Это совершенно особый мир. Какой интимности и затаённости приглушённых чувств достигает Юдина, какая тончайшая нюансировка и высочайшего вкуса в произнесении каждой фразы! Какое эстетическое наслаждение слушать эту высокую, полную грусти поэзию! Невольно вспоминается, как Мария Вениаминовна в своих концертах читала на бис стихи Гумилёва, Ахматовой, Пастернака .
Концерты Моцарта восхищают юдинской волей, законченностью интонирования. Рояль чутко отвечает на каждое прикосновение. Это не тот красивый звук, о котором обычно говорят — «поёт», нет, у Юдиной рояль говорит, это, скорее, речитатив, декламация, когда каждая интонация гибка и выразительна. Вслушайтесь в первую тему концерта ре-минор: с вами говорят, вам разъясняют сказанное прежде, вас заставляют прислушаться к самому важному (знаменитая фермата на самой верхней ноте, вызывающая шок у некоторых моцартоведов). А как с вами разговаривают моцартовские пассажи, фигурации, арпеджио, украшения! А какой гневный напор темы финала в концерте ре-минор, поистине юношеский задор финала ля-мажорного концерта, необычайно стремительного!
Слушать сейчас эти бесценные интерпретации, записанные в разные годы, в разных условиях, не всегда хорошо сохранившиеся технически и, что особенно важно, — без визуального, почти гипнотического восприятия М. Юдиной за роялем — особенное, ни с чем не сравнимое ощ ущение!
Виктор Деревянко, ученик и друг Юдиной
«Другая» жизнь — это дружба с Михаилом Бахтиным, Павлом Флоренским, Мариной Цветаевой, Дмитрием Шостаковичем, Сергеем Прокофьевым, Борисом Пастернаком, Николаем Заболоцким; участие в философских кружках (в частности, посещение собраний Алексея Лосева); переписка Юдиной с классиками послевоенного музыкального авангарда Штокхаузеном и Булезом; исполнение классиков авангарда довоенного — Шенберга, Берга, Веберна.
В этой другой жизни — письмо благодарному слушателю Иосифу Сталину, пожелавшему иметь пластинку с записью 23 концерта для фортепиано с оркестром Моцарта, для чего эту запись спешно организовали — за одну ночь.
Bolshoi Ballet principal Konstantin Ivanov performs the role of Mozart who meets the Muse, danced by Yoo Joon Bae in 2002. The music is Piano Concerto No. 23 by Wolfgang Amadeus Mozart.
Источник
Урок музыки: Концерт № 23 В. А. Моцарта.
«Мелодией одной звучат печаль и радость…»
1. Изменчивость музыкальных настроений и образов — характерная особенность музыкальных произведений.
2. Сравнение характеров частей в произведении крупной формы — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта.
1. В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание);
2. Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Выявлять круг музыкальных образов в произведениях крупных форм.
2. Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания.
3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (В. А. Моцарта).
Обращение к народно-песенной традиции, наиболее полно передающей радостные настроения в музыке, глубоко закономерно. Но не только народная музыка знает эти состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним светлые страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига. Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной; скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями.
Сравните, например, характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры, созданного Моцартом (вспомним, что именно этого композитора называли «сыном солнца» за тот необыкновенный свет, что излучает его музыка).
Как и все концерты, Двадцать третий ля мажор для фортепиано с оркестром состоит из трёх частей.
Первые же такты погружают нас в стихию грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке?
Спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой.
Все части концерта прекрасны, но жемчужина среди них – вторая. Она разительно контрастирует с радостными крайними частями.
Начало II части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.
Откуда такая грусть? Новое ли это настроение в музыке концерта, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?
Прослушав Адажио, мы уже по-новому воспринимаем характер I части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить по звучанию первых тактов? И, возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях и чувствах людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником реального живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.
И всё же финал концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.
Однако та ли это радость, что звучала в музыке I части? Можем ли мы снова охарактеризовать её словами «непринуждённая, по-детски чистая»?
Наверное, точнее было бы всё же сказать о новой радости — радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.
Так даже в рамках одного произведения мы видим столь различные нюансы одного эмоционального состояния.
Жанр инструментального концерта был необычайно востребованным культурой XVIII века. Публика того времени ценила всё театрально-зрелищное, броское, блестящее, а именно эти качества заложены в самой природе концертного жанра: термин «концерт» происходит от латинского concerto — «состязаться». В творчестве Моцарта концерт занимал особое место.
Моцарту было лишь одиннадцать лет, когда он сочинил свой первый концерт для фортепиано с оркестром. Всего его перу принадлежит двадцать семь сочинений в этом жанре.
Моцарт синтезировал искания своих непосредственных предшественников и в своём творчестве довёл жанр концерта до классического совершенства: установил классическую последовательность и значение частей концерта:
I ч. — сонатное allegro с двойной экспозицией. Первая экспозиция — чисто оркестровая, вторая — с участием солиста. В тональном отношении первая, оркестровая экспозиция напоминает, скорее, сонатную репризу, поскольку все темы, в том числе побочная, обычно проходят в ней в главной тональности. Кроме двойной экспозиции в концертной сонатной форме имеется виртуозное соло — каденция. В каденции, когда оркестр замолкал, солист давал полную волю своей фантазии и демонстрировал всё, на что был способен. Каденции обычно импровизировались или, по крайней мере, сочинялись самим исполнителем. Однако, существующие авторские каденции Моцарта (сохранились 36 каденций к 14 концертам) были записаны им для исполнителей.
II ч. — лирический центр всей композиции, где наиболее полно представлена инструментальная кантилена, воспринятая концертным жанром у итальянской оперы;
III ч. — быстрый жанровый финал, написанный, как правило, в форме рондо-сонаты.
Концерт № 23 был написан в 1786 году в дни Великого поста, когда спектакли и подобные им развлечения запрещались, но публика всё равно желала слушать музыку, поэтому концертная жизнь в этот период резко активизировалась. Моцарт, целенаправленно добившийся репутации лучшего в Вене пианиста, не мог упустить такой момент.
При жизни Моцарта этот концерт не издавался, его впервые напечатали в Лейпциге уже в XIX столетии.
Вопросы и задания:
1. Одно из значительных мест в творчестве Моцарта, а также в истории жанра занимают концерты для различных инструментов в сопровождении оркестра. Для какого солирующего инструмента написан Концерт № 23?
2. Что вы знаете о таком жанре инструментальной музыки, как концерт? Какова особенность этого жанра?
3. Чем сольный концерт отличается от кончерто гроссо?
4. Что, по-вашему, чаще встречается в музыке: смена настроений или их одновременное выражение? Обоснуйте ваш ответ на примере Концерта № 23 В. А. Моцарта. Назовите другие музыкальные произведения, в которых соседствуют различные настроения.
Источник
Концерт Моцарта № 23. Концерт-загадка
Сталин по нескольку дней никому не показывался. Он много слушал радио.
Как-то Сталин позвонил руководству Радиокомитета и спросил, есть ли у них запись 23-го фортепианного концерта Моцарта, который слышал по радио днем раньше. «Играла Юдина» — добавил он.
Сталину сказали, что, конечно, есть. На самом деле не было никакой записи — концерт передавался вживую. Но Сталину боялись сказать: «Нет», — никто не знал, какие могли быть последствия. Человеческая жизнь для него ничего не стоила. Все, что можно было, это — соглашаться, кивать, поддакивать, пресмыкаться перед сумасшедшим.
Сталин потребовал, чтобы к нему на дачу прислали запись исполнения Моцарта Юдиной. Комитет запаниковал, но надо было что-то сделать. Позвонили Юдиной и оркестру и сделали запись той же ночью. Все дрожали от страха. За исключением Юдиной, естественно. Но она — особый случай, ей было море по колено.
Юдина позже рассказывала мне, что дирижера пришлось отослать домой, так как он от страха ничего не соображал. Вызвали другого дирижера, который дрожал, все путал и только мешал оркестру. Наконец третий дирижер оказался в состоянии закончить запись.
Думаю, это — уникальный случай в истории звукозаписи: я имею в виду то, что трижды за одну ночь пришлось менять дирижера.
Так или иначе, запись к утру была готова. Сделали одну-единственную копию и послали ее Сталину. Да, это была рекордная запись.
Вскоре после этого Юдина получила конверт с двадцатью тысячами рублей. Ей сказали, что это — по специальному распоряжению Сталина. Тогда она написала ему письмо. Я знаю об этом письме от нее самой и знаю, что история покажется невероятной. Но, хотя у Юдиной было много причуд, одно я могу сказать точно: она никогда не врала. Я уверен, что это правда.
Юдина написала в своем письме что-то в таком роде: «Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу поддержку. Я буду молиться за Вас день и ночь и просить Господа простить Ваши огромные грехи перед народом и страной. Господь милостив, Он простит Вас. Деньги я отдала в церковь, прихожанкой которой являюсь».
И Юдина послала это убийственное письмо Сталину. Он прочитал его и не произнес ни слова, даже бровью не повел. Естественно, приказ об аресте Юдиной уже был готов, и малейшей гримасы хватило бы, чтобы уничтожить даже ее след. Но Сталин смолчал и отложил письмо в тишине. Ожидаемого движения бровей не произошло.
С Юдиной ничего не случилось.
Говорят, когда вождя и учителя нашли на даче мертвым, на проигрывателе стояла ее запись Моцарта. Это — последнее, что он слышал.
_______
Дмитрий Шостакович, «Свидетельство».
Источник