Настоящая радость только с богом

«Насколько велика наша радость, настолько крепка наша связь с Богом»

Из поучений старца Эмилиана

5 октября, в день рождения греческого старца Эмилиана (Вафидиса), мы публикуем отрывок из книги «Жить в присутствии Бога», опубликованной издательством Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник».

Изречения старца Эмилиана представляют собой замечательный путеводитель и руководство для самопознания, для восхождения по лествице добродетелей. Его советам может последовать всякий христианин, совершающий подвиг во имя освобождения от своего «я» и обретения свободы чад Божиих (ср. Рим. 8, 21).

Человек духовный всегда мирен

Архимандрит Эмилиан (Вафидис) Естественное состояние, в котором должен жить человек,– это безмятежность, духовная радость и мир. Человек не создан ни для скорбей, ни для боли. Скорби посылаются нам Богом, потому что Он желает возвести нас из нашего убожества на духовную высоту, дать нам успокоение от браней, радость и духовное веселие. Как же мы относимся к встречающимся нам трудностям? Например, у нас есть немощь: нам хочется быть радостными, но вместо этого мы легко поддаемся унынию. Из-за этого мы огорчаемся. Конечно, наша скорбь не по Богу, она эгоистична: нам хочется ощущать радость, но мы не можем. Мы смотрим на свои немощи по-земному. Помните, как апостол Павел подобным образом просил Господа избавить его от болезни? Что же ответил ему Бог? Довольно для тебя благодати Моей (ср. 2 Кор. 12, 9). Бог как бы возразил на просьбу апостола: «Неужели ты не понимаешь? Если Я заберу у тебя эту немощь, то ты можешь погибнуть. А с этой болезнью ты пойдешь прямо на небо». И наш характер, и наши немощи, и все наши скорби и трудности оказываются для нас самыми лучшими проводниками на пути к небу.

Наши скорби и трудности оказываются для нас самыми лучшими проводниками на пути к небу

Если же они становятся для нас препятствием, то причина тому – наш собственный эгоизм. Мы сами оставляем Бога, нам как будто не нужен ни Он Сам, ни Его благодать, мы любим только себя. И вместо того чтобы поклоняться Христу, мы поклоняемся самим себе. Один человек может злоупотребить своей красотой и стать блудником, другой – физической силой и стать преступником, третий – деньгами и превратиться в подлого и низкого человека; так и наше отношение к самим себе может извратиться, и мы можем обожествить свое «я». Если человек не чувствует духовной свободы, радости, веселия, то это значит, что он пока еще не обрел связи с Богом. Тот человек, который не возлюбил Господа всем сердцем, не предался Ему со свободой, все еще находится между тлением и нетлением – и потому огорчается и страдает от трудностей и проблем, тяжело переносит искушения и чувствует себя неудачником в жизни. Человек Божий, человек духовный всегда мирен, никогда и ничем не может быть омрачен мир его души. Над ним нет ни облачка: солнце стоит в зените и разгоняет любые тучи. У него могут быть внешние скорби, но они не задевают его души, не вызывают внутренней боли. Как купина хотя и была объята пламенем, но не сгорала, потому что в ней был Бог, так же точно происходит и со святыми. Они могут гореть в огне искушений и скорбей. Но что такое этот огонь? Это посещение Божие, присутствие Живого Бога, Который таким образом не дает им успокоиться, но побуждает все больше искать Его. И потому в этом огне они не сгорают. Они уже пребывают в состоянии обо́жения, оказываются причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4). Они не страдают ни душевно, ни духовно. У них лишь одно страдание, одна боль – страсти Христовы. У них одно стремление – к совершенству, одна жажда – жажда Бога [1] .

Тот, кто легко приходит в смятение и не имеет мира, еще не стал духовным человеком

Мир Христов – глубинное чувство цельности человеческого существа. Оно возникает, прежде всего, благодаря полному единению и согласию трех сил души: мыслительной, желательной и раздражительной. Святой мир колеблется, когда колеблются силы души, когда теряется равновесие между ними. И это показывает, что человек уклонился с правильного пути в своей духовной жизни, что он уже не пламенеет любовью к Богу и не ощущает Его присутствия. Иными словами, в нем нет внутренней гармонии и единения с Богом. Человек, потерявший душевный мир, потерял и Бога, потому что Божественная благодать уже не может коснуться его сердца, и сам он не способен стать жилищем Божества. И происходит это потому, что владычественное начало, дух человека, призванный соединиться с Богом и привести к обо́жению всего человека, находится в разладе с прочими силами души. Тот, кто легко приходит в смятение и не имеет мира, еще не стал духовным человеком. Его душа увлекается земными наслаждениями, дух погрязает в них и впадает в плотское состояние. Такой человек, хотя создан парить в высоте, подобно орлу, ниспал на землю и пресмыкается, словно червь. Представьте, что орел не может взлететь и ходит по земле, в грязи. Может ли он не тосковать по небесным просторам? Может ли жить как ни в чем не бывало? [2]

Основа духовной жизни – радость

Первая основа духовной жизни – это радость. Церковь призывает нас всегда пребывать в радости, не ходить с мрачным видом, не предаваться ложной печали якобы ради Бога. Печаль по Богу, правильная и истинная, подаваемая Духом Святым, – это совсем не та печаль, которая подчас находит на нас из-за того, что мы удаляемся от Бога. Когда мы стоим на верном пути и приближаемся к Богу, тогда нам сопутствует радость и душевный мир. Именно в атмосфере радости душа способна преуспевать, видеть Бога и наслаждаться Его присутствием. Эта духовная радость естественна для человека, а Святой Дух усовершает ее, так что она становится неоскудевающим, неотъемлемым даром Божиим. Совершенной радости предшествует дар слез. Слезы выражают глубокую боль души, стремящейся вернуться в рай и страдающей от того, что она пала, была изгнана из рая и оказалась здесь, на земле. Иными словами, это печаль, которую испытывает душа от сознания своего бессилия. Но она не лишает нас радости, напротив, приносит духовное веселие и дает вкусить сладости райской. Как невозможно дышать отравленным воздухом, так невозможно жить без радости. Печаль ради Бога и горячие радостотворные слезы усиливают радость, делают ее подлинной и постоянной [3] .

Человек, не испытывающий радости, уклонился с правильного духовного пути

Человек, не испытывающий радости, уклонился с правильного духовного пути. Когда у тебя поднимается температура, то нет сомнения, что ты болен. Так же точно и в духовной жизни: если человек не чувствует радости, значит, с ним что-то не в порядке, и пусть не думает, что в печали выражается его любовь к Богу или что в его унылом настроении виноват ближний, трудности, погода, плохое здоровье… Виноват сам человек, он сам отдалился от Бога [4] .

Читайте также:  Витамин б12 при депрессии

Когда благодаря всецелому сосредоточению сердца устремленность к Богу станет нашим постоянным достоянием, тогда наша радость будет неизмеримой, жизнь – духовной. Из того, мала или велика наша радость, полна она или несовершенна, мы можем понять и то, какова наша связь с Богом. Насколько велика наша радость, настолько крепка наша связь с Богом. Нам не пристало унывать, ведь радость делает нашу жизнь очень легкой, благодаря ей мы можем жить [5] .

Книга архимандрита Эмилиана (Вафидиса) «Жить в присутствии Бога» Отчего мы теряем душевный мир? Потерять душевный мир мы можем и из-за того, что обособляемся от ближних и относимся к ним пренебрежительно. В этом случае мы рассекаем Тело Христово и в нашу духовную жизнь, которая сама по себе должна быть естественной и простой, проникает нечто противоестественное – отчуждение от ближних. Не ощущая единства и общности тела Христова, мы не можем чувствовать присутствия Божия и Его благодатного мира внутри себя. Иными словами, самое малое разобщение с Богом или с любым человеком, равно как и самое малое неудовольствие на окружающий нас мир, природу, лишает нас мира Христова. Ведь вся тварь едина с Богом, признает своего Создателя и не терпит какого бы то ни было разлада и беспорядка в себе. Она стенает и мучится (ср. Рим. 8, 22) вместе с человеком, отпавшим от Бога, стремится к воссоединению с Богом, к своему возрождению, и желает видеть себя новым небом и новой землей (ср. 2 Пет. 3, 13). И потому, как только ты начнешь роптать и раздражаться на погоду: «Почему такой сильный ветер? Ох, эти бесконечные дожди! Какая ужасная сырость!» – или даже просто скажешь: «Зачем нужны на свете черви, ящерицы и змеи?», ты сразу потеряешь мир. Когда ты вступаешь в столкновение с тварью, которая ищет Бога и стенает, соединяя свои слезы со слезами всех святых, доколе не примирится с Богом в последний день (ср. Рим. 8, 21), твоя жизнь звучит диссонансом со всей вселенной, ты отделяешься от природы и Бога. Точно так же и в отношениях с людьми: если ты не поставишь себя наравне с последним грешником, не признаешь его частью своего собственного существа, ты никогда не сможешь почувствовать подлинного мира. Ты должен ощущать единство не только со всеми людьми, но и с самой малой букашкой, признавая, что Сам Бог соединяет и тебя и ее с небесами. Святой мир – это нечто более глубокое, чем радость, более прочное. Мир свидетельствует не только о том, каков я сейчас, но и о том, куда я иду, верен ли мой путь, какая у меня цель. Критерий в духовной жизни – это радость, которая показывает, каково сейчас мое духовное состояние, и мир, который свидетельствует, что я иду верным путем. Если я не имею мира, значит, я сбился с пути. Дерзнем сказать, что даже грех не столь опасен, как потеря мира. Конечно, сам по себе грех – это величайшее оскорбление Бога и человека. Люди ищут успокоения в грехе, но никогда еще грех никому не приносил покоя. И если человек согрешил, то самое главное для него – немедленно отвратиться от греха и всей душой устремиться к раю. Тогда он обретет мир, а это важнее всего. Когда человек в мирном устроении, когда его душа спокойна и утешена, только тогда может загореться в его сердце тот огонек, который его просветит и откроет ему Бога [6] .

Источник

Всегда радуйтесь

«Радуй­тесь всегда в Гос­поде;
и еще говорю: радуй­тесь» (
Фил.4:4 )

Вве­де­ние

Призыв апо­стола к «все­гдаш­ней радо­сти» нередко вызы­вает неко­то­рое недо­уме­ние и сму­ще­ние: как же воз­можно сми­рен­ному хри­сти­а­нину, посто­янно пре­бы­ва­ю­щему в состо­я­нии сер­деч­ного сокру­ше­ния и «плача о грехах своих», тем не менее «всегда радо­ваться»? Непо­ни­ма­ние, как же сов­ме­щать эти два, каза­лось бы, несов­ме­сти­мых состо­я­ния души, при­во­дит зача­стую к пол­ному отри­ца­нию самой воз­мож­но­сти при­сут­ствия какой-либо радо­сти в жизни пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Иногда само упо­ми­на­ние о радост­ном чув­стве в цер­ков­ной среде при­зна­ется недо­пу­сти­мым (напри­мер, в гре­че­ском тексте зна­ме­ни­того пес­но­пе­ния «Свете тихий…» гово­рится вовсе не о «тихом», а о «радост­ном» свете (ilaron – весе­лый, радост­ный [1, c. 627])).

Для «обос­но­ва­ния» такого «без­ра­дост­ного» миро­воз­зре­ния часто при­во­дятся мно­го­чис­лен­ные места Свщ. Писа­ния и тво­ре­ний свв. Отцов, с одной сто­роны осуж­да­ю­щих радость и весе­лье, а с другой – вос­хва­ля­ю­щих сето­ва­ние о гресех: «Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме весе­лья» ( Еккл.7:4 ), «горе вам, сме­ю­щи­еся ныне! ибо вос­пла­чете и возры­да­ете» ( Лк.6:25 ), «Бла­женны пла­чу­щие ныне, ибо восс­ме­е­тесь» ( Лк.6:21 ). Исходя из подоб­ной эклек­ти­че­ской экзе­гезы Свщ. Писа­ния можно прийти к выводу, что любые про­яв­ле­ния радо­сти в прин­ципе недо­пу­стимы, а скорбь душев­ная явля­ется несо­мнен­ной доб­ро­де­те­лью.

Читайте также:  Чувство жжения нижних конечностей

1. Два типа «радо­сти» и «печали»

Тем не менее, опыт Церкви гово­рит о суще­ство­ва­нии двух родов «радо­сти» и «печали»: «о Гос­поде», т.е. име­ю­щие свой источ­ник в Боге, и «мир­ские», веду­щие к отрыву от Боже­ствен­ной жизни.

1.1. Мир­ская радость

Дей­стви­тельно, «мир­ская радость» часто несов­ме­стима не только с пока­ян­ными чув­ствами, но и вообще с памя­то­ва­нием о Боге: «Но вот, весе­лье и радость! Уби­вают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» ( Ис.22:13 ). Для такой «радо­сти концом бывает печаль» ( Прит.14:13 ) и именно такая «радость» непри­ем­лема для хри­сти­а­нина: «Сокру­шай­тесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обра­тится в плач, и радость – в печаль» ( Иак.4:9 ).

1.2. Чрез­мер­ная печаль

С другой сто­роны, «чрез­мер­ная печаль» ( 2Кор.2:7 ) также осуж­да­ется Цер­ко­вью, ибо гра­ни­чит с про­яв­ле­ни­ями таких смерт­ных грехов как уныние и отча­я­ние. По словам архим. Кирилла «Пав­лова), «чело­веку в унынии все в жизни пока­зы­ва­ется лишь с темной сто­роны. Он ничему не раду­ется, его ничто не удо­вле­тво­ряет, обсто­я­тель­ства кажутся ему неснос­ными, на все он ропщет, по вся­кому поводу раз­дра­жа­ется – словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость… очень часто само уныние при­во­дит к дру­гому, более опас­ному душев­ному состо­я­нию, назы­ва­е­мому отча­я­нием, когда чело­век нередко допус­кает мысль о преж­де­вре­мен­ной смерти и даже почи­тает ее уже суще­ствен­ным благом на пути своей земной жизни» 2. По словам ап. Павла «печаль мир­ская про­из­во­дит смерть» ( 2Кор.7:10 ).

1.3. Печаль ради Бога и под­мены на пути к ней

Если же гово­рить о «печали и радо­сти» в рели­ги­оз­ном кон­тек­сте, то необ­хо­димо при­знать, что насто­я­щим хри­сти­а­ни­ном может стать и явля­ется лишь тот чело­век, кото­рый видит свое духов­ное и нрав­ствен­ное несо­вер­шен­ство, свою гре­хов­ность, стра­дает от нее и ищет исце­ле­ния. Только такой, сми­рив­шийся внутри себя чело­век спо­со­бен к пра­виль­ной, спа­са­ю­щей вере во Христа. Именно это явля­ется «печа­лью ради Бога», кото­рая «про­из­во­дит неиз­мен­ное пока­я­ние ко спа­се­нию», в то время как неуме­рен­ная скорбь о грехах, сопро­вож­да­е­мая внеш­ней «суро­во­стью» и «угрю­мо­стью» очень часто сви­де­тель­ствует скорее об ущерб­но­сти пока­я­ния или же об его полном отсут­ствии: «те, кото­рые почи­тают доб­ро­де­те­лью чрез­мер­ную печаль, быва­ю­щую у них после учи­не­ния греха, не разу­мея, что это про­ис­хо­дит у них от гор­до­сти и само­мне­ния… они изум­ля­ются, как встре­ча­ю­щие нечто неожи­дан­ное, мятутся и мало­ду­ше­ствуют, ибо видят падшим и про­стер­тым на земле тот самый исту­кан, т. е. себя самих, на кото­рый воз­ла­гали все свои чаяния и надежды. Посему когда (сми­рен­ный) впа­дает в какое бы то ни было пре­гре­ше­ние, хотя чув­ствует тяготу этого и печа­лится, однако ж не мятется и не колеб­лется недо­уме­ни­ями, ибо знает, что это слу­чи­лось с ним от его соб­ствен­ного бес­си­лия, опыт кото­рого в паде­нии для него не неожи­дан­ная новость» (Неви­ди­мая брань) [3, cc. 27–28].

Внеш­нее сето­ва­ние часто есть лишь при­знак само­лю­бо­ва­ния. Ведь намного проще вместо подвига само­ис­пы­та­ния, веду­щего к сер­деч­ному сокру­ше­нию и к обнов­ле­нию души, иметь просто «вид бла­го­че­стия» ( 2Тим.3:5 ), «при­ни­мая на себя мрач­ные лица, чтобы пока­заться людям» ( Мф.6:15-18 ) – а иногда и самим себе – каю­щи­мися. Подоб­ный само­об­ман и лице­ме­рие во «всплеске эмоций» не имеют ника­кого отно­ше­ния к истин­ному пока­я­нию, кото­рое есть пово­рот, обра­ще­ние к Богу в глу­бине своего «я». Таким обра­зом «сето­ва­ние» не довлеет само по себе – оно лишь сред­ство к дости­же­нию Бого­об­ще­ния: «печаль по Богу не ввер­гает чело­века в отча­я­ние, напро­тив того, при­но­сит радость и утвер­ждает чело­века в воле Божией», – гово­рит авва Исаия [4, c. 200]. А все внеш­ние про­яв­ле­ния пока­я­ния явля­ются лишь сред­ством или след­ствием этой личной встречи чело­ве­че­ской души со своим Спа­си­те­лем. По слову преп. Сера­фима Саров­ского «не в дела­нии только их состоит цель нашей хри­сти­ан­ской жизни, хотя они и служат необ­хо­ди­мыми сред­ствами для дости­же­ния ее. Истин­ная же цель жизни хри­сти­ан­ской состоит в стя­жа­нии Духа Свя­того Божьего».

1.4. Радость духов­ная как след­ствие искрен­него пока­я­ния

И как бы есте­ствен­ным след­ствием обра­ще­ния к Богу явля­ется радость духов­ная: «Воз­врати мне радость спа­се­ния Твоего и Духом вла­ды­че­ствен­ным утверди меня» ( Пс.50:14 ). Даже пост – время сугу­бого пока­я­ния – должен про­яв­ляться не в духов­ным бес­пло­дии, а в особом подъ­еме на пути к Богу. И Бог Сам обра­щает это время сето­ва­ния в радость: «так гово­рит Гос­подь Саваоф: пост … соде­ла­ется для дома Иудина радо­стью и весе­лым тор­же­ством; только любите истину и мир» ( Зах.8:19 ), «им вместо пепла дастся укра­ше­ние, вместо плача – елей радо­сти, вместо уны­лого духа – слав­ная одежда, и назо­вут их силь­ными прав­дою, насаж­де­нием Гос­пода во славу Его» ( Ис.61:3, 58:14 ).

2. Тема пере­мены плача в радость в Свщ. Писа­нии

Можно заме­тить, что тема пере­мены плача в радость явля­ется одной из клю­че­вых в Свщ. Писа­нии. Особо изоби­луют подоб­ными обе­то­ва­ни­ями мес­си­ан­ские про­ро­че­ства Вет­хого Завета. И вот, при­хо­дит испол­не­ние обе­то­ва­ний и архан­гел Гав­риил взы­вает к Деве Марии: «радуйся, Бла­го­дат­ная!» ( Лк.1:28 ). В гре­че­ском тексте слово χαρά (корень слова «радость») звучит дважды: в слове «радуйся» (χαῖρε) и в слове «Бла­го­дат­ная» (κεχαριτωμένη). Полу­ча­ется, что-то напо­ми­на­ю­щее рус­ское «радуйся, обра­до­ван­ная» или «радуйся, полная радо­сти» [5, c. 30] – ведь с при­хо­дом Христа миру дей­стви­тельно была даро­вана пол­нота радо­сти и «радо­сти вечной» ( Ис.35:10 ). Эту же радост­ную весть принес ангел и виф­ле­ем­ским пас­ту­хам «не бой­тесь; я воз­ве­щаю вам вели­кую радость, кото­рая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Дави­до­вом Спа­си­тель, Кото­рый есть Хри­стос Гос­подь» ( Лк.2:10-11 ).

Пасха же Хри­стова без вся­кого сомне­ния явля­ется самым радост­ным, самым свет­лым «празд­ни­ком празд­ни­ков и тор­же­ством всех тор­жеств» для всех пра­во­слав­ных хри­стиан. В этот свет­лый день каждый при­об­ща­ется небес­ной радо­сти по обе­то­ва­нию Христа: «радость Моя в вас пре­бу­дет, и… радо­сти вашей никто не отни­мет у вас» ( Ин.15:11; 16:22 ).

Читайте также:  Как ярко описать эмоции лета

3. Фено­ме­наль­ность хри­сти­ан­ской радо­сти. Источ­ник истин­ной радо­сти – в Боге

Эта Боже­ствен­ная радость не обу­слов­лена ника­кими житей­скими фак­то­рами, наобо­рот, – она помо­гает пере­не­сти все житей­ские испы­та­ния: по слову про­рока Авва­кума «хотя бы не рас­цвела смо­ков­ница и не было плода на вино­град­ных лозах, и мас­лина изме­нила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рога­того скота в стой­лах, – но и тогда я буду радо­ваться о Гос­поде и весе­литься о Боге спа­се­ния моего» ( Авв.3:17-18 ). Ап. Иаков сове­тует при впа­де­нии в раз­лич­ные иску­ше­ния при­ни­мать их «с вели­кою радо­стью» ( Иак.1:2 ). «Радуй­тесь и весе­ли­тесь», – гово­рит Хри­стос Спа­си­тель муче­ни­кам за Имя Его ( Мф.5:11-12 ) – в этом и заклю­ча­ется фено­ме­наль­ность хри­сти­ан­ства: хри­сти­ане «при всей скорби… пре­и­зоби­луют радо­стью» ( 2Кор.7:4 ), причем «радо­стью неиз­ре­чен­ною и пре­слав­ною» ( 1Пет.1:8 ). Св. Игна­тий Бого­но­сец в Посла­нии к эфе­ся­нам назвал ее «радо­стью непо­роч­ною о Иисусе Христе» [6, c. 269].

Таким обра­зом, именно бла­го­дать Божия явля­ется источ­ни­ком «радо­сти о Гос­поде», той пас­халь­ной радо­сти, кото­рая напол­няет любя­щее сердце и «изли­ва­ется» на всех окру­жа­ю­щих. Чело­век ста­но­вится как бы про­вод­ни­ком бла­го­дати Божией. По сви­де­тель­ству ап. Павла такая радость явля­ется «плодом Духа» ( Гал.5:22 в пер. еп. Кас­си­ана), причем именно «радость во Святом Духе» явля­ется одним из при­зна­ков воца­ре­ния Бога в сердце чело­ве­че­ском ( Рим.14:17 ). «Когда Дух Божий снис­хо­дит к чело­веку и осе­няет его пол­но­тою Своего наития, тогда душа чело­ве­че­ская пре­ис­пол­ня­ется неиз­ре­чен­ной радо­стью, ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни при­кос­нулся», – гово­рит преп. Сера­фим Саров­ский 7, кото­рый всей своей жизнью пока­зал воз­мож­ность «сов­ме­сти­мо­сти» горечи пока­я­ния и само­уни­чи­же­ния с глу­бо­кой радо­стью «о Гос­поде». То, что такая радость имеет свое начало в Боге под­твер­ждает и то, что Самому Богу при­пи­сы­ва­ется радость о Своем народе: «Гос­подь Бог воз­ве­се­лится о тебе радо­стью, будет мило­стив по любви Своей, будет тор­же­ство­вать о тебе с лико­ва­нием» ( Соф.3:17 ).

4. Радость в обще­нии с ближ­ними

В прит­чах Хри­сто­вых Пас­тырь, найдя поте­рян­ную овцу, берет «ее на плечи свои с радо­стью» ( Лук.15:5 ), а жен­щина, обрет­шая поте­рян­ную драхму не только сама раду­ется, но и при­зы­вает подруг и сосе­док раз­де­лить эту радость ( Лук.15:9 ), причем под обра­зом послед­них под­ра­зу­ме­ва­ются не только Ангелы Божии, у кото­рых «бывает радость об одном греш­нике каю­щемся» ( Лук.15:10,7 ), но и все хри­сти­ане. «Братия мои воз­люб­лен­ные и вожде­лен­ные, радость и венец мой» ( Фил.4:1 , 1Фес.2:20 ) – так обра­щался ап. Павел к совре­мен­ным ему хри­сти­а­нам. «Радость моя», – при­вет­ство­вал пре­по­доб­ный Сера­фим каж­дого при­хо­дя­щего к нему. При этом случае полезно вспом­нить настав­ле­ние свт. Фео­фана Затвор­ника: «Будьте со всеми так же при­вет­ливы, бла­го­душны и веселы, как и всегда. Только от смеха, сме­хо­твор­ства и вся­кого пусто­ре­чия воз­дер­жи­вай­тесь. И без этого можно быть и при­вет­ли­вою, и весе­лою, и при­ят­ною. Нико­гда ни под каким видом не угрюм­ни­чайте. Когда Спа­си­тель сказал постя­щимся, чтобы умы­ва­лись, голову пома­зы­вали и при­че­сы­вали, то разу­мел именно чтобы не угрюм­ни­чали» 8. Эта мысль хорошо иллю­стри­ру­ется жизнью преп. Амвро­сия Оптин­ского, кото­рый прошел тяже­лый путь мона­ше­ских иску­сов, ступил на стезю стар­че­ства, имел дар слез­ный, но при этом сохра­нил свой весе­лый нрав. Только шутил он не о мир­ском и не для того, чтобы пове­се­литься, а чтобы под­дер­жать, уте­шить, при­обод­рить [9, c. 11].

5. Радость про­ще­ния как мотив доб­ро­де­ла­ния

Но радость Божья не может лишь декла­ри­ро­ваться устами хри­сти­а­нина – она обя­за­тельно про­яв­ля­ется дея­тельно. В этом заклю­ча­ется ее важная, можно ска­зать, пси­хо­ло­ги­че­ская осо­бен­ность и пре­иму­ще­ство перед просто «печа­лью», кото­рая зача­стую непло­до­творна и ведет к пас­сив­но­сти и духов­ному застою. Как в случае Иуды Иска­ри­ота, такая печаль может при­ве­сти даже к само­убий­ству. Напро­тив, чело­век, пере­жив­ший в своем сердце радость про­ще­ния, духовно окры­ля­ется («не печаль­тесь, потому что радость пред Гос­по­дом – под­креп­ле­ние для вас» ( Неем.8:10 )) и активно стре­мится поде­литься ею с окру­жа­ю­щими. Хоро­шей иллю­стра­цией этому служит сле­ду­ю­щая притча Хри­стова: «Еще подобно Цар­ство Небес­ное сокро­вищу, скры­тому на поле, кото­рое, найдя, чело­век утаил, и от радо­сти о нем идет и про­дает всё, что имеет, и поку­пает поле то» ( Мф.13:44 ). Подоб­ным обра­зом и Закхей, узнав, что Гос­подь хочет побы­вать в его доме, «принял Его с радо­стью» ( Лк.19:6 ). И, как след­ствие этой встречи чело­века с Бого­че­ло­ве­ком, он самим делом являет свое пока­я­ние, обещая воз­дать тем, кого обидел, вчет­веро – даже сверх тре­бо­ва­ний Закона Мои­се­ева.

6. Житей­ские радо­сти

Сле­дует отме­тить, что и в повсе­днев­ной жизни не всякую радость можно отож­де­ствить с грехом. Если чело­век вос­при­ни­мает окру­жа­ю­щий мир как чудес­ное тво­ре­ние Божие, а ближ­них как детей Его, то и в обыч­ных «житей­ских мело­чах» он будет радостно заме­чать про­яв­ле­ние бла­го­сти Божией. Так что такая радость опять-таки имеет источ­ни­ком Божию бла­гость: «когда бла­го­дать Божия с чело­ве­ком, тогда всякое явле­ние в мире пора­жает душу своею непо­сти­жи­мою чудес­но­стью, и душа от созер­ца­ния види­мой кра­соты при­хо­дит в состо­я­ние чув­ство­ва­ния Бога, живого и див­ного во всем» [10, c. 89].

Заклю­че­ние

Таким обра­зом, рас­смот­ре­ние про­блемы сов­ме­ще­ния в духов­ной (и житей­ской) жизни хри­сти­а­нина пока­ян­ных чувств с непре­стан­ной радо­стью пока­зы­вает, что эти два состо­я­ния не про­ти­во­ре­чат, а орга­нично допол­няют друг друга, ибо в конеч­ном счете пока­я­ние озна­чает, что про­ще­ние дает воз­мож­ность жить, что снова можно стать чадом Божиим, поэтому пока­я­ние – это радость. Эта «радость о Гос­поде» имеет духов­ную при­роду, ибо дару­ется бла­го­да­тью Свя­того Духа. Но чело­век не должен удер­жи­вать этот дар в себе. Познав пас­халь­ную радость он должен его дарить окру­жа­ю­щим, «раду­ясь с раду­ю­щи­мися и плача с пла­чу­щими» ( Рим.12:15 ). Ведь только в новом эоне все верные Христу войдут «в радость Гос­по­дина» своего ( Мф.25:21 ), а «печаль и воз­ды­ха­ние уда­лятся» ( Ис.35:10 ).

Исполь­зо­ван­ная лите­ра­тура:

Источник

Оцените статью