Насколько важна рабочая среда для снижения стресса

Стресс на работе: основные причины и стратегии управления

Что такое стресс у сотрудника?

— это реакция организма на воздействие физических или психологических факторов, например, чрезмерная нагрузка или повышенные требования предъявленные к человеку.

Стресс сотрудника является проблемой для компаний, ведь это снижает их желание работать, заинтересованность результатом и качеством выполняемой работы.

Но стресс не всегда отрицательный. Как вариант, стрессовое состояние могут побудить человека открыть новый, более комфортный и умный способ ведения дел. Такой стресс называется эустрессом и он оказывает позитивное действие на психофизиологическое состояние человека.

Но зачастую, стресс носит негативный характер, Таким разрушительным процессом является дистресс — стресс, связанный с выраженным негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье.

Таким образом, можно сказать, что одних людей стресс заставляет побеждать, а других — быть побежденными.

Симптомы стресса

Можно привести такие симптомы стресса на рабочем месте:

прогулы, опоздания, ранний уход с работы, увиливание от рабочих обязанностей и тд.;

снижение производительности труда, учащение ошибок и тд.;

раздражительность, вспыльчивость, беспокойство, эмоциональная лабильность и тд.;

ухудшение состояния здоровья, сна, изменения аппетита, частые болезни и тд.

Причины стресса

Факторы, вызывающие состояние стресса, называются стрессорами. Условно можно поделить стрессоры, воздействующие на сотрудников на такие типы:

Организационные факторы:

С ростом бизнеса растут и организационные факторы компании, которые могут вызвать стресс у подчиненных.

Некоторые из таких факторов:

необъективная заработная плата;

неэффективное общение руководителя с подчиненными;

давление со стороны коллег и руководителя;

нечетко прописанные обязанности должности;

отсутствие организационной структуры компании;

недостаток участия сотрудников в принятии решений;

чрезмерный контроль со стороны руководства;

ненадлежащие условия труда;

отсутствие понимания в чем суть результата работы своей должности и компании.

Индивидуальные факторы:

Здесь важную роль играют темперамент, характер и черты личности.

Стресс могут вызвать различные семейные, финансовые проблемы, изменения в карьере и личной жизни. Различные ожидания членов семьи, близких людей, сотрудников, руководителей, могут вызывать негативные ощущения у человека, в особенности, если он сам не способен понять эти ожидания и соответствовать им.

Характер работы, связанный с факторами:

слишком активная работа;

преувеличенное соперничество в коллективе;

нездоровые условия труда.

Внеорганизационные факторы:

Социальные и политические проблемы, ситуации в стране, также могут влиять на психологическое состояние сотрудника.

Стратегии управления стрессом

Стресс, испытываемый подчиненными негативно сказывается на их здоровье, работоспособности и поведении. Поэтому, необходимо с ним эффективно бороться, чтобы минимизировать вредные последствия.

Организационные стратегии управления:

Качественное активное общение с сотрудниками. Каждый человек должен понимать, как принято общаться в организации. И сотрудник будет понимать, что запрос нужно передавать в письменном виде, это не потому, что с ним не хотят лично общаться, а потому что, таков вид коммуникации эффективен и продуктивен для всех.

Поощрять участие работников в принятии решений. Это даст возможность понять сотруднику, что его мнение важно и в дальнейшем он будет с большим энтузиазмом и ответственностью подходить к своим решениям.

Читайте также:  Как не чувствовать себя зажатым

Предоставлять сотрудникам больше независимости. Да, возможно это немного рискованный шаг. Но, со временем, так или иначе, вы увидите, насколько этот человек креативен, ответственен и заинтересован в результате работы. Такая независимость покажет, является ли человек профессионалом своего дела и можно ли на него положиться.

У компании обязательно должна быть цель. Она должна быть реалистичной но не легкодоступно. Цель должна стимулировать подчиненных, быть конкретной и понятной.

Делегировать. Вы, как владелец, сохраняете за собой принятие важных решений и стратегическое управление, остальные полномочия делегируете подчиненным. Опять таки, это прекрасная возможность для вашей команды — проявить себя и подтвердить свой уровень профессионализма.

Справедливое распределение поощрений и заработной платы. Если человек мотивирован исключительно деньгами, он уйдет от вас, как только выпадет возможность заработать больше. И конечно, пытаться удержать такого подчиненного — бессмысленно. Но с другой стороны, ваш сотрудник должен знать, что достойный труд достойно оплачивается. Но запомните, это никак не является основным видом мотивации.

Справедливое продвижение по карьерной лестнице. Лучший руководитель — выращенный вами в компании. И если сотрудник доказал свою ответственность и компетентность, а у вас, как раз свободна одна из руководящих должностей — это прекрасная возможность для сотрудника и для компании — у вас есть преданный человек, который готов идти к цели и улучшать компанию.

Комфортная рабочая среда. Ваши сотрудники совместно проводят досуг, с удовольствием общаются, понимают важность друг друга в компании? Отлично! Значит, им комфортно. Они с большим удовольствием будут идти на работу и находиться рука об руку с коллегами по 8 часов в день.

Эффективная процедура найма и ввода в должность. Новый человек ознакомлен с компанией, коллегами и своими обязанностям. У него есть возможность обучаться и развиваться. Значит о стрессе и речи быть не может.

Цените сотрудников за выполнение целей и повышение статистик. Любой человек хочет чувствовать себя нужным. Если ваш подчиненный старается, выполняет и перевыполняет план, значит он ценит свою работу, цените и вы его. “Ты молодец!”, “Я горжусь тобой!”, “Хорошая работа, так держать!”, — фразы, которые хотят слышать все. Так почему бы вам не говорить их, если они уместны?

Индивидуальные стратегии управления:

Сотрудники должны ежедневно составлять список задач на день, расставлять приоритеты и план их реализации. Перерывы в работе, обед с коллегами, обсуждение интересной темы, помогут немного расслабиться, а затем приступить к работе с новыми силами.

Нужно стремиться к своим целям, работать усердно и качественно. Но не в убыток личному пространству, семье, хобби. Во всем нужен баланс.

Спорт-спорт-спорт. Физические нагрузки отвлекают от рабочих мыслей, держат в форме и это прекрасное средство в борьбе с плохим настроением и моральной усталостью.

Вести здоровый образ жизни. Сон и здоровое питание — это обязательно. Даже нет необходимости расписывать этот пункт, надеюсь, все понимают его важность.

Нет негативу. Избегать связи с вечно всем недовольными людьми. Взамен, окружать себя доброжелательным, веселым и продуктивным обществом. Вы обязательно заметите перемены к лучшему в своей жизни и психологическом состоянии.

Сотрудники должны иметь эмоциональный интеллект. самосознание, уверенность в себе, самоконтроль на рабочем месте — без этого нельзя построить работу и отношения с коллективом.

Социальная поддержка. Человек должен понимать, что он не брошен на произвол. Как и в личной жизни, так и на работе должны быть люди, которым можно доверять свои проблемы.

Читайте также:  Способы выражения отрицательных эмоций

Если у вас в компании есть возможность поставить стол для настольного тенниса, настольный футбол или прочие интересные способы снять стресс — это очень хорошо и полезно для ваших сотрудников.

Источник

Что делать, если «гореть» на работе больше нечему. Психотерапевт о том, как как распознать стресс и что с ним делать

Каким бывает стресс, каковы признаки разных его стадий и что можно делать в стрессовой ситуации, в интервью для probusiness.io рассказывает психотерапевт Елена Солодкая.

елена солодкая

– Под стрессом принято понимать любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с жизнедеятельностью человека. И, как бы мы ни были вдохновлены благими целями и великими достижениями в бизнесе и на работе, усталость и истощение рано или поздно дадут о себе знать.

Еще в 1936 году Ганс Селье создал биологическую концепцию стресса. Да-да, стресс – это о том, что все мы – биологические организмы.

Стадии стресса

Первая стадия стресса – аларм-стадия, или стадия тревоги – вполне любима и уважаема в бизнес-среде. При ней мобилизуются все адаптационные ресурсы организма: внимательность к делу, так называемая «отдача» становится завидно высокой.

Опять же, проходит – или уходит на второй план – психосоматика: мигрени, гастриты, язвы, аллергии и прочее. Человек может «гореть» на работе, показывая чудеса продуктивности, то есть быть мечтой руководства: не есть, не спать, только работать.

Однако если стрессогенный фактор слишком силен или продолжителен (например, аврал на работе затянулся), то первичная реакция на стресс перетекает во вторую стадию – резистентности (устойчивости).

Стимулы, которые вызывали повышенные реакции организма, перестают рассматриваться как значимые. Человек привыкает и как может успокаивается.

Важно! Ваши задачи на работе могут остаться прежними, а реакция на них – измениться: станет более прохладной, если хотите – расслабленной. Все дело в количестве ресурсов:

1. Доступных для конкретной нервной системы.

2. Потраченных на адаптацию к стрессу в процессе его первой стадии.

Если работа требовала – и требует – чрезвычайного напряжения (горят сроки, подводят поставщики, субподрядчики срывают договоренности), а физических и психических сил в обрез, то снижение интенсивности рабочих усилий – необходимый ответ организма на сложившуюся ситуацию. Рано или поздно «горящие избы» становятся просто неинтересны. Хочется пройти мимо и не ввязываться в очередную авантюру с неясным финалом.

В противном случае, если адреналиновая кнопка по-прежнему работает (и вы не можете остановиться), наступает третья стадия проживания стресса – истощение. На последней стадии развития общего адаптационного синдрома – а именно так по-научному называется стресс – физическая и психическая энергии оказываются исчерпанными. Те защиты, которые на начальных стадиях проживания стресса помогали к нему адаптироваться, больше не действуют. «Гореть» на работе больше нечему.

Со стороны это выглядит как полная потеря мотивации. Нет даже сил для отстаивания новых правил игры, изменения условий работы, переформулирования производственных задач. При определенных условиях это может казаться даже удобным: работник покладист и ничего для себя не требует.

Однако низкая производительность рано или поздно даст о себе знать. Плюс – который минус – равнодушие и защитное обесценивание рабочих процессов одним человеком, негативно сказывающееся на общей атмосфере во всем коллективе.

Читайте также:  Наша радость медицинский центр розы люксембург

Что можно предпринять, и о чем важно помнить

Для начала отметим, что все тот же Селье выделил два вида стресса: эустресс и дистресс. Первый вдохновляет (активизируются психические процессы, эмоции приобретают стенический характер), второй – истощает (в том числе и иммунную систему человека). Ключевым фактором при различии негативного и положительного влияния стресса является его количество (выраженность), которое и перерастает в качество.

Иными словами, сам по себе стресс нейтрален: просто нестандартные ситуации, просто реакция возбуждения организма, нацеленного на выживание. Но если среда хронически недружественная, то психическое и физическое благополучие становится серьезной проблемой.

Рассмотрим на примере. Сотрудник в вашей компании проходит период адаптации на новом месте работы (что само по себе стресс). Параллельно на предприятии возникает напряженная ситуация – поставщики срывают сроки. Два этих обстоятельства действуют кумулятивно: усугубляют и усиливают напряжение. То есть появляется та самая недружественная среда. Как грамотно противостоять объективно существующей стрессовой ситуации?

Есть масса изученных копинг-стратегий, то есть стратегий совладания со стрессом, есть исследования и рекомендации по эффективному построению бизнес-процессов и в частности по работе с поставщиками. Но все это общие, абстрактные рекомендации, которые легко оценить, когда ты спокоен.

Если же ситуация «входит в штопор», то трезвость и взвешенность могут стать дефицитным ресурсом. Холодный расчет сменяют сильные эмоции и даже паника.

Что же делать?

В нашем случае – как бы это на первый взгляд банально ни звучало, но это «истины», о которых все забывают, – можно посоветовать:

  • Больше уделять внимания своему физическому состоянию (следить за качеством сна и питания, организацией полноценного отдыха).
  • Использовать все виды поддержки и помощи (от коллег, начальства, родных и близких людей).
  • Вникать в особенности своей работы и видеть и улавливать ее основные закономерности и зависимости (еще до того, как они примут авральный характер).

Руководителям, чтобы не доводить сотрудников до стрессового состояния, а тем более – до его третьей стадии, важно сопоставлять производственные задачи (объем, срочность, интенсивность и длительность работы) и психофизиологические возможности подчиненных (состояние общего здоровья, темперамент, умение работать в команде и т.д.).

С первым поможет разобраться хорошая работа планового отдела или подразделения, выполняющего его функции, второе – дело служб, ответственных за работу с персоналом, и непосредственных менеджеров. Знанию и пониманию не только деловых, но и личных качеств работника могут помочь как классические опросы и тренинги, так и более «прицельные» методы психологического анализа: включенное наблюдение, эксперименты, творческие задания и конкурсы и т.д.

Главное, повторюсь, здесь не допустить третью стадию стресса – истощение.

Если профессиональный стресс – это напряженное состояние, возникающее у работающего человека (при относительно длительном и (или) интенсивном воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с его профессиональной деятельностью), то линии его предотвращения будут следующими:

1. Оптимизация рабочих задач и условий труда – это уже описано выше.

2. Повышение личной стрессоустойчивости. Если кратко – это все, что нормализует и восстанавливает ваше здоровье и настроение: спорт, дружеское общение, разнообразные новые впечатления и эстетические переживания.

Детали и нюансы воплощения антистрессовых стратегий – это отдельный разговор.

Источник

Оцените статью