- «Наши помощники-органы чувств» с презентацией план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Презентация к уроку окружающего мира «Органы чувств», 2 класс. презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши помощники-органы чувств» с презентацией
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект урока с презентацией по предмету «Окружающий мир» 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_nashi_pomoshchniki_-_organy_chuvstv.docx | 36.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СОШ №3 им. С. В. Ишеева» г. Ясногорска Тульской области»
по окружающему миру
«Наши помощники — органы чувств»
учителя начальных классов
Урок окружающего мира
2 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Раздел программы: «Кто ты такой?»
Тема урока: «Наши помощники – органы чувств».
Цель: Дать представление о хорошей работе органов чувств, как показателе здоровья человека. Выявить уровень сенсорного развития обучающихся.
Задачи: обучающие – формировать представления об органах чувств человека, их роли при восприятии человеком окружающего мира;
развивающие — развивать связную речь и воображение детей, умение работать в паре, в группе. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы;
воспитывающие – воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни.
Методы обучения : наблюдение, наглядные (иллюстрации, презентация), практические (опыт), словесные (беседа, рассказ учителя, учебный диалог), игровые (дидактические сенсорные игры), групповая работа, работа в парах.
Организация образовательного пространства.
- вода в банках (кислая, сладкая, солёная, горькая, безвкусная),
- сахарный песок, соль, горчица, лук, перец, чеснок, лимон, помидор
- пластмассовые коробочки сразличными пахучими веществами.
- Учебник для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» 2 кл асс – часть первая. Авт. Н. Ф. Виноградова – Изд. Вентана-Граф-2014 г.
- Интерактивная доска
- Проектор
- Ноутбук
- фронтальная (Ф)
- групповая (Г)
- индивидуальная (И)
- в парах
1. Организационный момент.
Сегодня мы продолжим узнавать загадки природы.
Какое настроение возьмём с собой?
Тогда вперёд за знаниями.
2. Вводная беседа.
— Какое сейчас время года? Назовите признаки осени.
— А вы хотите в лето?
— А давайте поколдуем, закройте глаза, начинаем считать: раз, два, три. Откройте глаза. Представьте, что вы тихо вошли в лес. (Слайд 1)
Остановились. Присмотрелись и увидели полянку с ягодами. (Слайд 2) Ах, какая ягода! Расскажите, какая? ( Красная, сладкая, ароматная).
Пошли дальше, прикоснулись к дереву. (Слайд 3) Расскажите, какое дерево? (Ствол шершавый, высокое.)
А вот около речки, увидели камни. (Слайд 4) Расскажите, какие они? (Круглые, холодные).
— Что вам помогло дать такие ответы? (Глаза, нос, руки, рот).
3. Формулирование темы и цели урока.
Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? Вместе с детьми формулируется тема урока Слайд 5 «Наши помощники – органы чувств» и цели.
-Итак, о каких органах чувств мы будем говорить?
-Чем мы воспринимаем окружающий мир – его красоту, запахи, звуки? Приведите примеры.
— Правильно! Все перечисленные вами органы – глаза, уши, нос, кожа, язык – это органы чувств, мы ими чувствуем, ощущаем все вокруг себя и поэтому мы называем их нашими помощниками. Давайте поближе с ними познакомимся.
4. Постановка учебной проблемы
-Учитель: Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. Кстати, кто такие исследователи?( Дети: Исследователь — человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам)
— Как вы думаете, что будет объектом наших исследований? Правильно: глаза, нос, уши, кожа, язык.
5.Открытие детьми новых знаний
Учащиеся делятся на 5 групп, каждая из которых проводит свой опыт и готовит краткое выступление про органы чувств . Перед началом работы вспоминаются правила работы в группе Слайд 6
Алгоритм работы в группе
1.Какой опыт проводили?
2.К каким выводам пришли?
3.Что еще узнали об этом органе чувств?
4. Как уберечь и сохранить здоровье?
5. Оцени работу группы
Работа в группах .
1 группа-орган вкуса – язык
1.Опыт . Цель: выяснить, что и как чувствует язык
Группа 1 определяет вкус воды, сахара, лимона, солёного огурца.
Цель: Определить какие вкусы может различать наш язык.
(На столе расставлены стаканчики с водой разного вкуса (сладкая, соленая, кислая, пресная, горькая). Дети наливают в свой стаканчик воду из какой-либо баночки и определяют вкус воды).
Группа определяет вкус разных продуктов.
Цель. Установить, как человек определяет вкус.
На столах у детей разные продукты и специи: горчица, лук, перец, чеснок, лимон, помидор, соль, сахар.
Задание. С закрытыми глазами определить вкус разных продуктов.
После проведения опытов дети подводят итог и отвечают на вопрос: С помощью какого органа чувств человек определяет вкус?
Учитель: — Язык покрыт слизистой оболочкой, на котором расположены особые вкусовые сосочки. Слайд 7. Когда мы берем пищу в рот, она раздражает язык, и мы ощущаем вкус пищи. Языком различают, горькую, соленую, сладкую, кислую пищу. Так же мы можем при его помощи определить качество пищи.
Нужно помнить, что нельзя человеку кушать слишком горячую еду и обязательно перед тем как сесть за стол вымыть руки.
2 группа-орган осязания — кожа
1. Опыт . Цель: выяснить, что мы чувствуем при помощи кожи
Проводится игра « Угадай, что лежит в корзинке». С закрытыми глазами дети достают предметы: ключи, бумагу, деревянную ложку, меховую игрушку и тд. Опиши какой предмет по качеству, по размеру, определи материал и тд
При помощи кожи мы можем определить какой предмет: твердый или мягкий, большой или маленький, а также из какого материала он сделан, холодный он или горячий. Слайд 8.
Учитель: – А сейчас я хочу рассказать вам одну печальную историю, вы подумайте, зачем я вам ее рассказываю?
Однажды, во время одного праздника решили сделать живую статую «Золотой мальчик» Слайд 9 . Для этого мальчик с головы до ног был выкрашен золотой краской и поставлен на пьедестал. К концу праздника мальчик почувствовал себя плохо. Врач приказал смыть краску с кожи мальчика, но она долго не смывалась. Ребенку становилось все хуже, и вскоре он умер. Почему? (ответы детей, кожа мальчика не могла дышать, выделять пот через краску).
Слайд 10. О коже тоже нужно заботиться, ухаживать содержать в чистоте (комментарии детей по содержанию слайда).
3 группа-орган обоняния-нос
Опыт . Цель: выяснить, когда возникает чувство запаха; какие вещества вызывают неприятные ощущения.
Перед вами футлярчики, в которых лежат различные вещества. Можем ли мы на глаз, не открывая футлярчик, определить, какие именно? Что мы должны сделать?(понюхать).
Определите эти вещества.
Запах №1-чеснок Запах №4-лук
Запах №2-кофе Запах №5-апельсин
Запах №3-духи Запах №6-зубная паста
Вывод группы: с помощью носа мы определяем запахи.
Учитель.: Когда вы ощущали запах?
Дети.: Когда делали вдох.
Учитель. : Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать? Людям какой профессии нужно острое чувство обоняния? ( Парфюмерам)
– Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Слайд 11 . То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом наш нос. Нос очень нужен человеку.
-Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить орган обоняния? (Беречься от простуды, не курить, не толкать в нос посторонние предметы)
-Неприятные запахи предупреждают об опасности. Запах чего может предупреждать об опасности? (Запах газа, испорченной пищи, запах дыма). Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса. Неприятные предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д. Таким образом нос работает как сторож.
Давайте отдохнем и подышим воздухом.
Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.
— Руки за спину положим
И легко – легко подышим.
Вдох через нос, выдох через рот.
Дышим правою ноздрей…
Дышим левою ноздрей…
Вдох через правою ноздрю, задержали дыхание,
Выдох через левою ноздрю… ( переменное дыхание)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
4 группа-орган слуха — уши
1.Опыт. Цель: узнать, что мы слышим при помощи ушей.
Детям предлагается сыграть в игру « Чей голос?» (голоса животных) и « Отгадай музыкальный инструмент», «Узнай по звуку» (дети на слух угадывают звуки: звучит колокольчик, поет птичка, шумит ветер, грохочет гром).
Вывод: С помощью ушей мы различаем человеческую речь, голоса животных, звуки, шумы и шорохи
Учитель -Чтобы уши не болели, а слух был хорошим, нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие? (ответы детей).
Обсуждаем правила охраны слуха (экран с картинками: в холод носи шапку, чисти уши, громким звукам — нет). Слайд 13.
5 группа-орган зрения-глаза
1 Опыт. Цель: узнать, что мы видим при помощи глаз
Детям выданы геометрические фигуры. Задание -разбей их на группы.
Учитель:- По какому признаку вы разбили фигуры? ( По форме, цветы, размеру)
— Какой орган чувств помог выполнить это задание?
Вывод: Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.
Учитель :- Возьмите зеркало и рассмотрите свой глаз. Как природа позаботилась о его защите?
Дети:- Брови останавливают пот, текущий со лба; ресницы защищают глаза от пыли и повреждений.
Человеческий глаз имеет форму шара. Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? ( Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз.)
Учитель:-. Как вы понимаете поговорку? «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». (Можно человеку долго рассказывать о предмете, который он никогда не видел.)
— Глаза считались оберегами и амулетами, поэтому изображались, чтобы уберечь человека от беды. Например, греки рисовали глаза на носу кораблей, чтобы уберечь от кораблекрушений, а египтяне изображали глаза на пирамидах.
. Учитель:-. А нужно ли беречь свое зрение? Как сохранить свое зрение.
Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете? Учитель дополняет ответы детей: Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2–3 м. При письме свет должен падать слева.
Учитель:-. Людям каких профессий нужно хорошее зрение?
Учитель:-. Какое значение в жизни человека играет зрение?
Игра «Что полезно, а что вредно для глаз».
Учитель называет различные ситуации. Если это полезно для глаз, — встаем, если вредно – садимся.
-следим за освещением при выполнении заданий;
-сильно наклоняемся при письме;
— трем глаза руками;
— смотрим телевизор не ближе 3 метров от экрана;
Для того, чтобы зрение не портилось, и глаза не уставали, необходимо делать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Данный комплекс упражнений эффективно тренирует глазные мышцы и благодаря этому позволяет несколько улучшить зрение.
- Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
- Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
- Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
- Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
- Частое моргание глазами.
6. Обобщение. Первичное закрепление .
– Итак, мы познакомились с 5 органами чувств человека. Почему же органы чувств мы называем нашими помощниками?
Нужно соединить орган чувства с предметом окружающего мира, который он может воспринять.
Слайд 15 Проверь себя
Уши Орган осязания
Глаза Орган обоняния
Кожа Орган зрения
Язык Орган слуха
Нос Орган вкуса
Учитель обобщает ответы детей.
7. Рефлексия. Итог урока.
-Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
Учащиеся отвечают по схеме: Слайд 16
-Мне было трудно…
— А теперь каждый оцените свою работу.
Если вы считаете, что урок для вас прошёл с пользой, и вы узнали много нового и интересного, поднимите синий кружочек. Ну, а если ничего нового для себя вы не унесёте с урока, поднимите жёлтый кружочек.
8. Домашнее задание. Подготовить сообщение : Какое значение для человека имеют органы чувств?
— Дети, спасибо за урок. Я вами очень довольна. Вы хорошо поработали. Слайд 17.
Источник
Презентация к уроку окружающего мира «Органы чувств», 2 класс.
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме
Презентация к уроку окружающего мира по системе Л. В. Занкова, 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_poznayot_okruzhayushchiy_mir.ppt | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация к уроку окружающего мира по теме « Органы чувств », 2 класс. Автор: учитель начальных классов ГБОУ ЦО № 1467 г. Москвы Лукина Любовь Викторовна
Человек познаёт окружающий мир
Органы, с помощью которых человек воспринимает или «чувствует» окружающий мир, называются органами чувств.
Отгадайте! Брат с братом через дорогу живут, А один другого не видит. Глаза – орган зрения. Большую часть (80%) информации об окружающем мире человек узнаёт через глаза.
Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспри- нимает лишь световые волны. Эта информация переда — ётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предме – тов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.
Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость. Берегите зрение! 1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза. 2.Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30 – 35 сантиметров от глаз. Свет должен падать слева. 3.Не читай лёжа. 4.Не читай в транспорте. 5.Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, каждые 30 минут давай глазам отдохнуть. 6.Вредно для глаз долго смотреть телевизор, компьютер. 7.Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии. 8.Пользуйся чистым носовым платком. 9.Не стесняйся носить очки.
Отгадайте загадку! У зверушки – на макушке. А у нас – ниже глаз. Уши – орган слуха. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.
Второй по важности орган чувств – ухо. Ухо человека включает три отделения – наружное, среднее внутреннее ухо . Видимая часть уха называется ушной раковиной . Она сама ничего не слышит, а только улавливает звуковые волны, которые потом проникают глубже и заставляют вибрировать барабанную перепонку. Дальше колебания передаются в среднее ухо , а затем через внутреннее ухо – в мозг. Во внутреннем ухе есть орган равновесия. Поэтому даже если мы закроем глаза, то всё равно будем знать, где верх, а где низ, где лево, а где право. Значит ухо – это орган слуха и равновесия.
Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Берегите уши! 1.Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. 2.Никогда не ковыряйте в ушах спичками, булавками и другими предметами. Можете повредить барабанную перепонку и потерять слух. 3.Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух. 4. Чаще отдыхайте в тишине. 5.Если почувствуете боль в ухе, сразу обращайтесь к врачу.
Отгадайте загадку! Между двух светил В середине я один. Нос – это орган обоняния. Обоняние – это способность организма чувствовать запахи. За многие века люди выделили 6 «основных» запахов: цветочный, фруктовый, зловонный, пряный, смолистый запах гари.
Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди могут отравиться, так как не могут определить некачественной пищи.
Берегите обоняние! 1.Надо закаляться, беречь организм от простуды. 2.Не курить, так как курение ухудшает обоняние.
Отгадайте загадку! Всегда во рту, А не проглотишь. Язык – орган вкуса. Основных вкусов всего 4: сладкий, солёный, кислый горький. Но всем богатством оттенков вкуса мы обязаны обонянию.
Снаружи язык покрыт бесчисленны множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.
Отгадай загадку! Каждый человек, как в скафандр в неё одет. Кожа – орган осязания. Её чувствительность заключается в том, что мы распознаём предмет, к которому прикасаемся.
Осязание – способность человека чувствовать прикосновения. Кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Но кожа нас не только предупреждает об угрозе, но и защищает. Поэтому она обладает такими качествами, как прочность и упругость. Берегите кожу! Не допускайте ожогов, обморожений!
«Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!» Из внешнего мира мы получаем информацию в виде чувств, передаём эту информацию в мозг, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают друг другу и дополняют друг друга. И все они имеют память.
Органы чувств помогают человеку воспринимать окружающий мир.
Интернет-ресурсы: http://sdorov.ru/attachments/Image/risunok76.png?template=generic http://www.velvet.by/files/userfiles/4467/nose.jpg http://o-samom-glavnom.tv/sites/default/files/img/nos.jpg http://yogagimalai.files.wordpress.com/2012/03/feeling.jpg http://900igr.net/datai/okruzhajuschij-mir/Mir-chuvstv/0002-001-Glaza-organ-zrenija.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/71/Menschliches_auge.jpg http://images.newsukraine.com.ua/news/2010/5/6/ushi-spasli-zhizn-malchiku/real/01_ushi-spasli-zhizn-malchiku.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/61/872/61872732_48624.jpg http://gorod-magov.ucoz.org/_fr/7/9200476.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/4/448/4448126_mozg.JPG Учитель начальных классов ГБОУ ЦО № 1467 города Москвы Лукина Любовь Викторовна Презентация опубликована на сайте viki . rdf . ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данную презентацию можно использовать на уроке окружающего мира. Загадки сопровождаются красочными картинками.
Использование ИКТ делает процесс обучения более ярким, наглядным.
Конспект с подробными заданиями и всеми материалами для урока.
технологическая карта урока по теме » Когда изобрели велосипед» 1 класс.
технологическая карта урока по теме » Когда изобрели велосипед» 1 класс.
Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха.
Презентация преследует цель:Наглядно сформировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с внешней средой.
Источник