Наши помощники органы чувств подготовительная группа

Я человек. Наши помощники органы чувств.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytoe_podg_gruppa.docx 21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: На основе исследовательской деятельности развивать представления о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее. Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние и осязание в познании мира. Воспитывать потребность быть здоровым. Учить передавать различное эмоциональное состояние. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.

Материал: рисунки с изображением скелета, мозга, легких человека; баночки с нарезанными: лимоном, луком, апельсином для узнавания на запах; игрушки для узнавания на ощупь; яблоко, огурец, печенье, конфеты для узнавания на вкус; музыкальные инструменты: металлофон, бубен, погремушка, для узнавания на слух.

Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

В. Сегодня мы будем говорить о человеке. Человек – часть природы. Это живая или неживая природа?

В. Почему вы так думаете?

(Д. Так как он передвигается, питается, дышит воздухом, чувствует.)

В. Для того, чтобы жить, человек должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Назовите основные части тела человека.

Д. Голова, шея, туловище, руки, ноги.

В. Хорошо. Вы сказали, что человек, так же, как и растения и животные относится к живой природе. В чем же сходства между растениями, животными и человеком?

(Все они нуждаются в воздухе, воде и пище.)

В. Правильно. А отличается человек тем, что он – существо разумное: он думает, говорит, действует осознанно (показ на рисунке модели «мозга»).

А раз человек — существо разумное, гуманное, то он бережно и заботливо относится к другим людям, растениям, животным; проявляя заботу, милосердие, он и сам становится лучше. А, если он не бережет природу, живые существа, жесток с ними, то и сам становится грубым, злым, неприятным.

На планете живет много людей. Каждый из них – человек. Ты – человек, я человек, он – человек, все мы – люди. А чем люди отличаются друг от друга?

Д. Есть мальчики и девочки, мужчины и женщины.

В. А чем еще люди не похожи?

Д. Разный рост, цвет глаз, волос и т.д.

В. А сейчас мы отправимся в институт здоровья, побываем в разных лабораториях, где проводятся исследования органов чувств человека. Какие органы чувств человека вы знаете?

Д. Глаза, уши, нос, язык, руки.

В. Правильно, они помогают нам познать окружающий мир и, поэтому мы называем их нашими помощниками.

В. Заходим в первую лабораторию. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, поймете, какой орган чувств, здесь исследуют.

На ночь два оконца

А с восходом солнца

Сами открываются (глаза)

В. Да, в этой лаборатории изучают зрение. Для чего людям нужны глаза?

Правильно, глазами мы видим мир. Чтобы глаза хорошо видели, о чем мы должны всегда помнить?

Д. – меньше сидеть перед телевизором, компьютером;

— когда пишем, рисуем, читаем – сидеть прямо, сильно не наклоняться;

— не носить длинную челку, собирать волосы;

Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

В. А еще, чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную зрительную гимнастику.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два,

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

В. Заходим во вторую лабораторию. Отгадайте загадку:

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят (уши)

В. Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.

тихо говорит: «Встаньте» (дети встают)

В. Почему вы встали?

Д. Потому, что услышали, что Вы сказали.

В. А чем вы услышали? (ушами)

-Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (ответы детей)

(проводятся игры на слух)

— «Какой музыкальный инструмент звучит» (металлофон, погремушка, бубен)

— «Узнай по голосу» Все дети встают в круг, водящий ребенок в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:

Даша , ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя «Ау»

Ты глаза закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

А теперь мы немного отдохнем. Физминутка.

Раз – согнуться, разогнуться

Два – нагнуться, потянуться

Три — в ладоши три хлопка

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

В. Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку:

Между двух светил

В середине я один (нос)

В. Для чего человеку нужен нос? ( Дышать, чувствовать запахи.)

В. А какие бывают запахи?

Д. Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие и т.д.

В. Может ли запах предупредить человека об опасности?

Д. Можно почувствовать запах дыма при пожаре или когда на плите что-то подгорает. Если продукты плохо пахнут – они испортились, их нельзя есть. При запахе газа надо звонить 04, при пожаре 01.

В. Ребята, носом мы вдыхаем воздух, а дышим мы легкими, которые располагаются в грудной клетке (показ на рисунке)

Мы делаем вдох – межреберные мышцы тянут ребра в стороны – грудная клетка расширяется. Мы делаем выдох – мышцы расслабляются, объем легких уменьшается, из них выходит воздух.

(проводится дыхательная гимнастика)

-Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть (повторить 3-4 раза)

(проводится игра «Узнай по запаху»)

(детям предлагается с завязанными глазами определить по запаху, что находится в баночках) (апельсин, лук, лимон)

В. А как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (на вкус)

В. В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств – язык.

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. А каким может быть вкус? (ответы детей)

(показ на рисунке: кончик языка – сладкое / боковые края – кислое / на передних боковых краях – соленое / задняя поверхность языка – горькое)

В. Итак, язык помогает ощутить вкус пищи. Но не все стоит пробовать на вкус. Гуляя по лесу, например, можно ли пробовать на вкус грибы или незнакомые ягоды?

А что еще нельзя пробовать? (лекарства, незнакомые продукты)

В. Ну и, наконец, мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Что мы можем почувствовать с помощью осязания руками?

Д. Если возьмем в руки: чашка с чаем – горячая /холодая,

кончик иглы – острый,

промокли под дождем – одежда влажная,

наждачная бумага – шершавая.

В. Наши руки помогают нам во всех делах, и мы должны их беречь, ухаживать за ними. Что мы должны сделать, если:

— на улице холодная, ветреная погода

— как обращаться с острыми предметами

— можно ли трогать электрическую розетку, совать руку в дверную щель?

(проводится пальчиковая гимнастика – массаж пальчиков рук)

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

(проводится игра «Узнай на ощупь игрушку»)

В. Вот и закончилась наша экскурсия по Институту Здоровья. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.

Одна голова нам дана,

А глаза два и уха два.

И два виска, и две щеки,

И две ноги и две руки,

Зато один и нос и рот,

А будь у нас наоборот,

Одна нога, одна рука-

Зато два рта, два языка,

Мы только бы и знали,

Что ели, да болтали.

На этом наше занятие закончено. Спасибо за внимание!

Источник

Конспект НОД «Верные помощники органы чувств» (подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД. Образовательная область «Физическое развитие». «Верные помощники — органы чувств» (подготовительная группа)

Скачать:

Вложение Размер
vernye_pomoshchniki_organy_chuvstv.docx 25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД. Образовательная область «Физическое развитие». «Верные помощники — органы чувств» (подготовительная группа)

Тема: «Верные помощники — органы чувств»

Цель: формирование потребности быть здоровыми, желания соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем организме.

Образовательная область «Физическое развитие»

формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека.

развивать зрительное, слуховое, обонятельное восприятие, память, мышление;

воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

побуждать детей к познанию органов чувств; знакомить с их функциями, значением; формировать умение делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;

Образовательная область «Речевое развитие»:

развивать активную речь детей;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия друг с другом в игре «Комплимент»

слайды с изображениями органов чувств, компьютер для их воспроизведения;

картинки для игры «Наложенные рисунки»;

баночки с запахами лимона, лука, чеснока, свежего огурца.

предметы для слухового восприятия (бумага, стакан, стакан с водой, колокольчик, погремушка);

предметы для определения формы, размера, величины;

маленькие машинки; цветок для зрительной гимнастики.

провести ознакомительные занятия по органам чувств;

рассматривание анатомического атласа;

знакомство с пословицами и поговорками об органах чувств.

Дети подходят к воспитателю, приветствуют гостей.

— Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся. Недаром русская поговорка гласит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».

— Как вы понимаете, что такое здоровье?

Здоровье – это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается. А сейчас поговорим о том, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье.

Давайте вспомним лозунг о здоровом образе жизни:

«Я здоровье берегу, сам себе я помогу» .

Поговорим сегодня о наших помощниках – органах чувств.

Попробуйте вспомнить поговорки и пословицы про органы чувств.

В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем.
Глаза страшатся, а руки делают.
Честные глаза вбок не глядят.
Язык до Киева доведёт.
Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет.
В одно ухо влетело, в другое вылетело.

Не суй нос не в свое дело.

— Ребята, вы хотите отправиться в лабораторию органов чувств? Проходите за мной.

Она находится в институте Здоровья. Вот он. Слайд № 2

Здесь трудятся ученые. Они изучают человеческий организм для того, чтобы помочь людям справиться с разными болезнями.

Давайте там побываем.

А поможет нам в этом непростой орешек. Это орешек знания. Возьмите в руки по одному орешку, покатаем его между ладонями и скажем волшебные слова:

Орешек знанья твердый,
Но всё же, мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Желание наше — «Хочу все знать».

Сегодня нам орешек поможет узнать многое о наших помощниках, о наших органах чувств. Слайд №3

— Какие органы чувств вы знаете?
— Почему их называют помощниками? (Ответы детей).

Давайте пройдем в первую лабораторию. Слайд №4

Какой орган здесь изучают, мы узнаем, если отгадаем

«Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят». (Глаза). Слайд №5
— Как по-другому можно их назвать? (Орган зрения).
— Для чего нужны глаза, что мы замечаем глазами? (Глаза помогают видеть все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов).

Сейчас мы это и проверим.

Исследование органа зрения:

Закройте глаза. Воспитатель выставляет на стол игрушку.

— Скажите, что я сделала? (Дети молчат)

— Почему вы не можете ответить на мой вопрос? (не видели)

— Какой сделаем вывод?

Зрение нужно нам, чтобы видеть.

Давайте продолжим наше исследование.

Разделитесь на 4 группы. На каждом столе предметы. Рассмотрите их и сделайте вывод, что вы заметили с помощью органа зрения.

Правильно, ребята. Орган зрения очень важен для человека. С его помощью мы различаем цвета и оттенки, форму и размер предметов, их движение.

— Что нужно делать, чтобы глаза лучше видели и не уставали? (Нужно делать гимнастику для глаз).

Выполнение упражнений зрительной гимнастики

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву,
И обратно в высоту.

(Посмотреть вверх-вниз, голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение)

Во вторник часики-глаза,
Отводят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.

(Посмотреть влево, вправо; голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение.)

В среду в жмурки мы играем,
Плотно глазки закрываем.
Жмуримся и открываем —
Так игру мы продолжаем.

(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза; упражнение снимает глазное напряжение.)

А в четверг мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали –
Глазки рассмотреть должны.

(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку; упражнение укрепляет мышцы глаз, совершенствует их координацию.)

В пятницу мы не зевали,
Глаза по кругу побежали.
Остановка! Им опять,
В другую сторону бежать.

(Смотреть вверх, вправо, вниз, влево и в обратном направлении; упражнение совершенствует сложные движения глаз.)

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый; упражнение совершенствует сложные движения глаз.)

В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Свежим воздухом дышать.

(Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев: верхнее веко – от носа к наружному краю глаз; нижнее веко – от наружного края к носу; затем наоборот; упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.)

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

Игра «Наложенные рисунки»

После зарядки наши глазки стали зоркими и внимательными. Давайте это проверим. На столах рисунки. В них спрятались предметы. Их нужно разыскать и назвать.

С задание справились, зрение у всех хорошее.

Что же нужно делать, чтобы сберечь зрение?
Правила:
— Нельзя смотреть телевизор больше 2-3 часов в день.
— Нельзя читать лежа в постели.
— Нельзя читать при слабом освещении.
— Нельзя грязными руками тереть глаза.
— Нельзя плавать в бассейне, море без защитных очков.
— Нельзя проводить много времени за компьютером.

— Нужно защищать глаза от яркого солнечного света.

Молодцы! Все правильно назвали.

А я немного добавлю. Для того, чтобы сохранить хорошее зрение, нужно правильно питаться, употреблять в пищу продукты, содержащие витамины А, Е и С. Это морковь, петрушка, свекла, черника, печень, абрикосы, курага, шиповник и др.

Кстати: ученые, которые изучают орган зрения, считают, что золотой цвет способен восстанавливать зрение.

А знаете ли вы, как называют доктора, который лечит зрение. Это офтальмолог.

Проходим в следующую лабораторию. Слайд № 7

— Какой здесь изучают орган мы узнаем, если отгадаем загадку:

Слышат всё они вокруг.
Кто есть враг, а кто есть друг!
Люди носят в них серёжки.
У коровок рядом рожки.
На макушке у зверушки.
И зовут сестричек … (ушки).

— Какой это орган? (Орган слуха). Слайд № 8
— Для чего нужны уши? (Слышать звуки).
— Что полезно для слуха? Слайд № 9

— Чем можно слуху навредить? Слайд №10

— Если вода попала в ухо, что будем делать? (давайте сделаем это движение)

— Какие бывают звуки? (Тихие, громкие, короткие, длинные, музыкальные и т.д.)

В окружающем нас мире много разных звуков. Это речь людей, голоса животных, шелест листвы, журчание воды и еще много разных звуков. Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве.

Сейчас я предлагаю исследовать ваш орган слуха и узнать, сумеют ли ваши ушки распознать звуки различных предметов.

Игра: «Какой предмет ты слышишь?»

Воспитатель за ширмой издает различные звуки с помощью различных предметов. Дети угадывают звуки. (Шелест бумаги, звон стакана, колокольчика, журчание воды и т.д.)

Ну, что ж. испытание прошли успешно. Молодцы.

— А теперь мы идем изучать…. Нос! Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще? (чтобы дышать, различать запахи)

Об этом Настя Г. нам прочитаем стихотворение.

— Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент.

Исследование «Определим по запаху»

(На подносе на тарелочках лежат ароматизированные продукты: чеснок, апельсин, яблоко, шоколад, орех, кофе). Дети по очереди с закрытыми глазами определяют по запаху эти предметы.

— Что вы почувствовали? (запах разных продуктов)

Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ.
Нос — орган обоняния (повторяем вместе). И носы нужно беречь? А как, знаете? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие и неизвестные запахи, при необходимости пользоваться чистым платком).

О том, как беречь нос нам расскажет Миша П.

А для человека важно различать запахи? Почему? (Некоторые запахи предупреждают нас об опасности. Например, угарный газ во время пожара, выхлопные газы автомобиля, запах газа на кухне от плиты, неприятный запах испорченных продуктов).

Вот почему так важно чувствовать запахи.

Воспитатель: Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика по С. Стрельниковой

Исходное положение (и. п.): станьте прямо согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» — «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения).

Ребята, а вы знаете к какому доктору вы пойдете лечить ухо, горло и нос если заболеете?

Доктор, который лечит простудные заболевания горла, носа и уха называют отоларинголог. Очень трудное название, поэтому его чаще называют лор или ухо, горло, нос, так как все эти органы связаны между собой.

— Мы сегодня много узнали о наших органах чувств. Эти знания нам пригодятся для того, чтобы сохранить свое здоровье.

Давайте все эти правила повторим. Возьмите в руки сигнальные карточки.

Если мое утверждение о здоровье, верно, поднимайте зеленую карточку, если неверно красную.

Игра: «Полезно или вредно»

Смотреть близко телевизор.

Слушать громкую музыку.

Умываться по утрам и вечерам.

Защищать глаза от яркого солнечного света.

Тереть глаза грязными руками.

Одеваться по погоде.

Лежа читать книгу.

При необходимости пользоваться чистым носовым платком.

Не совать, что попало в нос, в ухо, в рот.

— Пора возвращаться обратно: (дети прокатывают орешки между ладонями и проговаривают слова)

— Мы орешек покатали, много о себе узнали

Возвращаемся назад в наш любимый детский сад.

— Вы, молодцы! Я всем желаю, здоровья и предлагаю нарисовать для мамы картинку о том, что вы видели, слышали и узнали нового.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники — органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс.

Конспект занятия формирует у детей представления о том, что каждый орган орган человека имеетбольшое значение для него; прививает навыки элементарного самомассажа. Знакомит со способами профилактики с.

Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы «Вербочка» Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна.

Конспект «Наши помошники — органы чувств»Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их ценностям зд.

] .Закрепить знания об органах чувств.2.Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.3.Воспитывать потребность быть здоровым.4.Учить переда.

Совершенствовать знания о геометрических фигурах, счёт в пределах пяти, частях суток.

Цель занятия: познакомить детей с предметами личной гигиены и их назначением. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.Задачи занятия:Знакомство детей с предметами личной гигиены и их назначениемЗак.

Источник

Читайте также:  Ароматы притупляющие чувство голода
Оцените статью