Конспект занятия «Наши помощники — органы чувств»
Мария Верба
Конспект занятия «Наши помощники — органы чувств»
Тема: «Наши помощники — органы чувств«
Цель: Познакомить детей с органами чувств человека, рассказать об их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Обучающая: Дать детям общее понятие об органах чувств человека.Учить различать понятия: «часть тела», «орган чувств«, «вкус», «зрение», «слух», «обоняние», «осязание».
Развивающая: Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
Ход занятия
— Ребята, я прошу вас быть внимательными, потому что сегодня мы с вами будем учеными! Кто такие ученые? (Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты). Так вот, сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты! И оправимся мы для этого в Институт Здоровья. Как будем вести себя в институте Здоровья? (Не шуметь, отвечать полным ответом, слушать внимательно).
— Скажите, как вы думаете, что у человека самое главное, важное, ценное в жизни? (Здоровье)
— Правильно, самое ценное у человека — его здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать режим дня, правило гигиены, правильно питаться).
— Итак, мы пришли в институт Здоровья. Что мы видим? (плакат «Строение человеческого тела»). Скажите, что вы знаете о строении человеческого тела? Какие части тела вы знаете? (голова, туловище, руки и ноги)
— А как вы думаете, для чего нужна голова? (Чтобы думать, дышать, говорить). Правильно, а вот то, с помощью чего мы думаем, дышим, говорим, называются органами чувств.Скажем вместе: «органы чувств«.
Знакомиться с органами чувств мы будем в лабораториях.
— Как вы думаете, что у нас внутри головы? (мозг). А зачем он нужен? (с помощью мозга мы думаем, размышляем, фантазируем). Человеческий мозг — очень сложное устройство! Ведь он выполняет роль хранилища всей информации, которую человек приобретает за всю жизнь! А вы знаете, что у мозга есть помощники? Сейчас мы с ними будем знакомиться.
2. Заходим в лабораторию №1. Что здесь изучают, вы узнаете,отгадав загадку:
На ночь два оконца сами закрываются
А с восходом солнца сами открываются. (Глаза).
— Правильно, глаз — орган зрения. Давай все вместе скажем — «Глаз — орган зрения«. А для чего нужны глаза? (ответы детей). Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)
— А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходит вокруг. А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур).
Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура? (квадрат). Правильно, а эта? (круг).Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая пирамидка находится ближе к вам, та, что у меня в руках, или та, что на столе? Вот эта да! Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза. Как вы думаете, нужно беречь глаза? А как? (не смотреть близко телевизор, не тереть грязными руками).
— А еще нужно делать зарядку для глаз.
1 Зажмурьте глаза, а потом откройте. Сделаем такое упражнение 5 раз.
2 Часто-часто поморгайте глазами.
3 Посмотрите вправо-влево, вверх-вниз.
— А что еще нужно для глаз? (Витамины)
Помни истину простую-
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный сок пьет.
3. Входим в следующую лабораторию. Как вы думаете, что здесь изучают? (уши)
— А ухо это такой орган? (орган слуха). Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)
— Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему? (ответы детей)
— Проведем еще один эксперимент. (За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой)
— Что я делала? (ответы детей) Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим? (Игра «Жмурки» с колокольчиком)
— Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь? А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку).
— А еще полезно для наших ушей делать зарядку!
Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху — вниз мы их пощиплем,
4. Переходим в следующую лабораторию
— А теперь мы будем изучать. Нос! Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще? (чтобы дышать, различать запахи)
— Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки из баночек. Баночка №1 — вата пропитана чесноком, баночка №2-духами)
— Что вы почувствовали? (запах чеснока и духов)
— значит нос нам нужен еще и для того, чтобы различать запахи. Нос — орган обоняния (повторяем вместе). А носы нужно беречь? А как, знаете? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи). А для для человека важно различать запахи? Почему? (примеры детей).
— А давайте и носиками нашими сделаем гимнастику! Сделаем один глубокий вдох носом, а выдохнем ртом. А теперь носиком быстро-быстро сделаем вдох-выдох.
5. Переходим в следующую лабораторию.
— Ребята, скажите, а что у вас находится ниже носа? (Рот). А что во рту? (Зубы, язык) возьмите кусочек хлеба (на зубочистке) и положите в рот, а зубочистки отложите. Съешьте хлеб. зачем нам нужен рот? (чтобы кушать). А теперь сожмите губы пальцами и скажите «мама». Для чего еще нам нужен рот? (Чтобы говорить). Возьмите ватную палочку и одним концом обмакните стакан №1. (В стакане соленая вода). Дотроньтесь ватной палочкой до языка. Что вы почувствовали? А теперь другой конец палочки обмакните в стакан №2 (Сладкая вода). Какой вкус? (сладкий).
— Значит, мы с вами можем смело утверждать, что нашли еще один орган вкуса — язык! Скажите, когда вы ели хлеб, что помогало вам жевать? (Зубы). У вас здоровые зубки? А их надо беречь? Как вы бережете свои зубки? (Чистим, полощем рот после еды).
— Я вам покажу, как надо правильно чистить зубки. (Показываю свою ладонь с плотно зажатыми пальцами). Представьте, что пальцы — это зубы, а остатки пищи — кусочки бумаги (подкладываю кусочки бумаги между пальцами).Я возьму зубную щетку и буду чистить вот так: справа-налево. Остатки пищи удаляются? (Нет). А если чистить сверху-вниз? Мы избавились от кусочков пищи!
6. Переходим в следующую лабораторию.
— Мы с вами оказались в последней лаборатории, где изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Это наши руки. Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна. Руки — наши помощники. (Вызываю двоих детей). Повернитесь друг к другу, закройте глаза, нащупайте у своего соседа нос, уши, волосы.
— А теперь поиграем в игру «Волшебный мешочек» (в мешочке различные предметы по форме, материалу). Нащупайте руками предмет и скажите, какой он на ощупь? Что вы можете о нем сказать? Что за предмет?
— Итак, мы с вами узнали, какие у нас есть органы — помощники. Назовите их,пожалуйста. (В помощь доска с иллюстрациями).
— Теперь вы знаете, для чего они нужны. А как вы думаете, что у человека самое ценное? (Здоровье). Что надо делать, чтобы быть здоровыми? (Делать зарядку, принимать витамины, следить за гигиеной). Молодцы, а я вам хочу пожелать всегда быть здоровыми!
Информационно-практический проект для детей 5–6 лет «Наши помощники — органы чувств» Информационно-практический проект для детей 5-6 лет «Наши помощники-органы чувств» Продукт: Скульптура головы человека Срок реализации:.
Конспект НОД по валеологии «Наши органы чувств» для детей 5–7 лет Цель: Познакомить детей с органами чувств. Уточнить какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние и осязание в познании мира.
Конспект организованной образовательной деятельности «Наши помощники-органы чувств» Тема: «Наши помощники-органы чувств» Цель: закрепить знания детей об органах чувств, их роли для здоровья человека. Активизировать словарь.
Видео и конспект ООД по познавательному развитию «Наши умные помощники — органы чувств» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Наши умные помощники.
Конспект занятия для детей средней группы «Органы чувств человека» Тема: Органы чувств человека Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Задачи: Помочь.
Презентация «Наши помощники — органы чувств» ВИД ПРОЕКТА: Информационный, практико-ориентированный, игровой. ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕКТА: Краткосрочный, 2 недели. ПРОБЛЕМА: Формирование.
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Тело человека. Органы чувств» Конспект занятия по валеологии в старшей группе: «Тело человека. Органы Чувств». Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших.
План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «Органы чувств — наши помощники» ФИО воспитателя Бородич Анастасия Михайловна Дата проведения: 27 марта 2019 г. Место проведения: МБДОУ д/с «Алёнка» возрастная группа вторая.
Занятие по познавательной деятельности «Наши помощники — органы чувств». Старший дошкольный возраст Цель: Закрепить знания детей об органах чувств. Уточнить, какое значение имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.
Источник
Занятие «Наши помощники — органы чувств»
Южанинова Татьяна
Занятие «Наши помощники — органы чувств»
Занятие «Наши помощники — органы чувств«
Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
-закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание);
-уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира;
-уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира;
-учить бережно относиться к своему здоровью.
— развивать тактильные, зрительные, слуховые ощущения;
-тренировать зрительные, слуховые ощущения, совершенствовать восприятие;
-развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.
-воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.
Методы и приемы:
Наглядные (показ иллюстраций, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);
Практические (упражнения, опыты, исследования).
— личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
Здоровьесберегающие технологии: — дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальчиковая игра, самомассаж ушных раковин.
-демонстрационный материал (цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств, ватные палочки с запахом чеснока и духов,).
Ход занятия:
Добрый день. Сегодня я приглашаю вас и других моих гостей в «Институт здоровья». Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
Ребята, как вы думаете, почему у института такое название? (Ответыдетей).
Вы правы, здесь изучают здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.
Хотите узнать что-нибудь о них? (Да).
Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.
«Кто такой командир?» (Ответы детей).
А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой «командир»?
(Педагог показывает детям цветную таблицу с изображением мозга.)
Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)
Это головной мозг — самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга).
Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке.
А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?
У нашего «командира» — мозга есть память. Он может запоминать на долгие — долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.
А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей.)
Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.
Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.
На ночь два оконца
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
Давайте вместе скажем: «Глаз – орган зрения». А для чего нужны глаза? (ответы детей). Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза (Показываю руку).
-Что я сделала? А теперь откройте глаза. Вот что я сделала. Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходит вокруг. А теперь другой эксперимент, проверим, смогут ли ваши глаза различить контуры предметов.
Игра «Наложенные рисунки» (Цель: различить контуры 4-5 предметов, наложенных друг на друга)
Глаза — это один из ценнейших органов чувств человека.
Так зачем же человеку глаза?
Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила):
• Нельзя тереть глаза грязными руками.
• Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
• Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
• Нельзя долго играть в компьютерные игры
• Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас мы вспомним для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)
Гимнастика для глаз «Белка»
Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо — влево)
Гостя вкусно угощала:
— Ну-ка, дятел, посмотри — (Перемещать взгляд вверх — вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)
И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
А еще нужны для глаз витамины:
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьет.
А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше: (ушки)
-Ухо – это орган слуха. Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом слова). Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? А почему? (ответы детей).
-Проведем еще один эксперимент (За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой).
-Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим.
Физминутка. Игра «Жмурки» с колокольчиком
Слух для человека — это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку)
-А еще полезно для наших ушей делать зарядку:
Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху-вниз мы их пощиплем,
Доктор, доктор,как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть,то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: Еже!
Отвечает доктор гневно:
— Еже, еже, ежедневно!
Вот гора, а у горы —
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
А для чего человеку нос? (Ответы детей.)
-Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам хотелось сделать? (Вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки – вата пропитана чесноком, духами).
-Что вы почувствовали? (запах чеснока и духов).
-Значит, нос нам нужен еще и для того. Чтобы различать запахи. Нос – орган обоняния (повторяем вместе). А нос нужно беречь? А как, знаете? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи)
Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже —
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше —
И легко — легко подышим.
Упражнение «Ракета» (Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)
Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)
-А о чём пойдёт речь сейчас?
Всегда во рту, а не проглотишь?
-Правильно. Все живые организмы питаются, поэтому всем необходимо различать вкусное и невкусное, полезное и вредное.
-Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).
-А определить продукты на вкус нам помогает? Правильно язычок. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. —Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
-Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.
Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.
Ротик шире открывай
Язычок вперед давай
Влево – вправо, тик да так
Время точно на часах
Шире рот мы открываем
Язык вправо направляем
Еще шире открываем
Язык влево направляем
Влево – вправо, влево – вправо
Язычок и так и сяк
Это часики тик-так!
-Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?
-Кто знает скороговорки?
Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы)
Какие помощники нам в этом помогут (Руки, пальцы).
— Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей)
А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое,сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша: (Ответы детей)
Кожа — это орган осязания (повторяем вместе с детьми). Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.
Пальчиковая гимнастика «Доброе утро»:
Доброе утро, здравствуй Иван!
Доброе утро, здравствуй Степан!
Доброе утро, здравствуй Ирина!
Доброе утро, здравствуй Арина!
Здравствуй и маленькая Алина!
(Попарные пальцы начиная с больших соединяются (целуются, а потом перекрещиваются справа налево (обнимаются).
Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.
Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит?
Дидактическая игра «Определи на ощупь».
Сейчас посмотрим, сможем ли мы узнать на ощупь друг друга.
Практическое задание «Соедини по точкам»
-Для того, чтобы правильно соединить, нужно вспомнить счет от 1 до 10.
— Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека!
Давайте вспомним их:
-Кто такие? (Ответы детей)
В. : Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств «служили вам верой и правдой»? А чего лучше не делать?
Соблюдать следующие правила гигиены: относиться бережно, содержать в чистоте; не переохлаждаться; не обжигаться;не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
• не читать книги при плохом освещении;
• не включать громко музыку, особенно в наушниках.
Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что «командир» нашего тела называется….(дети продолжают). Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств).
-Какие вопросы по теме занятия вы хотели бы задать друг другу?
Как по вашему, кто сегодня занимался лучше всех?
-Молодцы, кто сегодня хорошо занимался и правильно выполнил задание «Соедини по точкам», я вам поставила оценку «Пять»и хочу вам сказать: (дети расставляют цифры по порядку, а затем их переворачивают). Кто прочитает, что здесь написано? «СПАСИБО!»
Конспект беседы в средней группе Органы чувств человека Беседа в средней группе «Органы чувств человека» Задачи: — уточнять представления детей о назначении отдельных органов человека; — воспитывать.
Конспект НОД для средней группы «Наши добрые помощники-органы чувств» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» Конспект НОД для детей средней группе.
Конспект НОД «Органы чувств человека». Цель: знакомство с органами чувств человека. Задача: Учить ориентироваться в схеме собственного тела; Формировать представление об органах.
Конспект НОД в подготовительной группе «Наши помощники «Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Конспект внеклассного занятия «Мои помощники — органы чувств» Конспект внеклассного занятия «Мои помощники — органы чувств» Целевые установки Предметные результаты: продолжить формирование системы.
Конспект занятия с элементами ТРИЗ «Наши помощники-органы чувств» Видео Конспект занятия в средней группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники-органы чувств» Цель: Закрепить представления детей об органах чувств.
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Наши помощники — органы чувств» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи по теме «Наши помощники- органы чувств»Цель:1. Познакомить детей с.
Конспект занятия «Наши помощники-органы чувств» (старшая группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №41 «Сказка» Тема: «Наши помощники – органы.
Презентация по валеологии «Органы чувств!» Немаловажное значение в детском саду имеет привитие детям санитарно-гигиенических навыков, воспитание общей культуры и формирование у детей.
Сюжетно-дидактическое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе Цель: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности с использованием личных ощущений. Задачи: Коррекционно.
Источник