- Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Наши помощники — органы чувств» план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- конспект урока «Наши помощники-органы чувств» методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Наши помощники — органы чувств»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Данный урок входит в раздел «Кто ты такой». При изучении нового материала применяется методика наглядного обучения, методика практического обучения, методика словесного обучения, игровые методы. Учащиеся приобретают знания посредством опытов, элементарных исследовательских действий, познание объектов идёт посредством выполнения игровых действий. Используется мультимедийная презентация; для проведения опытов и исследований: геометрический материал разной формы и величины; игрушки: машинка, резиновый мяч; ароматические вещества: долька лимона, зубчик чеснока, апельсин, яблоко, три стакана с водой: солёной, сладкой, кислой; рукавички, корзина с накидкой, клубок ниток. В учебнике идёт работа с рубрикой «Это удивительный мир. Материал для любознательных» Дети узнают, кого называют композиторами. Оказывается, это не только люди, которые сочиняют музыку, но и те специалисты, которые придумывают запахи. Дети узнают много нового и интересного из моего рассказа о коже, о её значении в жизни человека, из рассказа о «Золотом мальчике».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данный урок входит в раздел «Кто ты такой». При изучении нового материала применяется методика наглядного обучения, методика п | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Наши помощники – органы чувств».
Цели урока: Уточнить понятие «органы чувств»; положить начало формированию
знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;
способствовать развитию интереса в познании самого себя; развивать
мышление, речь учащихся.
Оборудование: рисунок человека без лица , геометрический материал разной формы
и величины; игрушки: резиновый мяч, машинка, запись «Звуки
леса»; долька лимона, зубчик чеснока; три стакана с водой:
солёной, сладкой, кислой; рукавички, корзина с накидкой, апельсин,
яблоко, клубок ниток; мультимедийная презентация.
Ход урока: I. Организационный момент.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять!
II. Вводная беседа.
— Какое сейчас время года? Назовите признаки осени.
— А вы хотите в лето?
— А давайте поколдуем, закройте глаза, начинаем считать: раз, два, три. Откройте глаза. Представьте, что вы тихо вошли в лес. (Слайд 2)
Остановились. Присмотрелись и увидели полянку с ягодами. (Слайд 3) Ах, какая ягода! Расскажите, какая? ( Красная, сладкая, ароматная).
Пошли дальше, прикоснулись к дереву. (Слайд 4) Расскажите, какое дерево? (Ствол шершавый, высокое.)
А вот около речки, увидели камни. (Слайд 5) Расскажите, какие они? (Круглый, холодный).
— Что вам помогло дать такие ответы? (Глаза, нос, руки, рот).
— Прочитайте тему нашего урока. (Слайд 6)
III. Постановка проблемы.
— Я хотела бы, познакомить вас с одним интересным человеком. (На доске рисунок человека, но без лица). Очень странный человек. Почему? (Нет лица, нет ушей).
Он считает, что они ему не нужны. Вот ещё – умывать их. Как вы думаете, прав ли он? Нам с вами надо доказать ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать.
IY. Изучение нового материала.
— Чтобы точно и полно ответить на вопрос, нам предстоит провести исследование- Кто такой исследователь? (Слайд 7)
1. — Предметом нашего исследования будет человек, вернее его организм. Чтобы узнать какого помощника мы будем исследовать в первую очередь, надо отгадать загадку. (Слайд 8)
Живёт мой братец за горой,
Не может видеться со мной.
— Теперь разделимся на две группы и приступим к исследованию. Каждая группа получает своё задание.
1-я – группа (геометрический материал разной формы и величины). Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.
2-я – группа (игрушки: резиновый мяч, машинка). Рассмотрите игрушки по форме, покатайте, поиграйте.
— Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что мы можем увидеть.
Выступление представителей от групп:
1-я – глазами мы видим цвет, различаем форму и величину предмета.
2-я – различаем цвет, форму, пронаблюдать движение предметов.
(Слайд 9) Глаза – это неотъемлемая часть организма, т.е. орган. Орган зрения.
— Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира. Так что глаза нам очень нужны.
— Что надо делать, чтобы у вас всегда было хорошее зрение? (Читать при хорошем освещении; нельзя читать лёжа; смотреть телевизор на расстоянии 2-3 метров; при письме свет должен падать слева; тереть глаза грязными руками; чтобы глаза не уставали, делать гимнастику для глаз).
— Вернём человеку глаза.
Физминутка (гимнастика для глаз) (Слайд 10)
— Животным глаза также нужны. Посмотрите, какими разнообразными могут быть глаза. (Слайд 11)
2 . — Перед вами четыре картинки. (Слайд 12) Определите, какую я загадала. (Звучит запись «Звуки леса»).
— Что помогло вам почувствовать, услышать это?
— Речь людей, шум ветра, шелест травы, журчание ручейка, пение птиц – всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам всё это почувствовать?
— Ведь и уши нам нужны. Давайте, вернём их человеку.
— Как сохранить здоровым этот орган? (Защищать уши от сильного шума, от ветра; правильно чистить уши; не допускать попадания воды в уши; если у вас заболели уши, обратитесь к врачу).
— Посмотрите как разнообразна форма ушей у животных. (Слайд 14)
3. – Проведём опыт. (Слайд 15) Сможете ли вы с закрытыми глазами определить предмет по запаху?
Приглашаются представители команд. Им предлагается зубчик чеснока, долька лимона.
-Вы хорошо справились с заданием. Умение человека различать запахи получило название обоняние. (Слайд 16)
— А как сохранить орган обоняния?
- Чтение рубрики «Обрати внимание» (Правила , которые надо соблюдать, чтобы сберечь орган обоняния)
- Работа с рубрикой «Этот удивительный мир. Материал для любознательных». (Дети узнают кого называют композиторами).
— Давайте вернём нос нашему человеку.
— Обратите внимание на разнообразные формы носа у различных животных.
4. – Отгадайте загадку. (Слайд 18)
Приглашаются три ученика. Им выдаются три стакана с водой: солёной, сладкой, кислой.
— Понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?
— Значит, нам необходимо ещё одно исследование – на вкус.
— Что помогло вам определить, что вода солёная, кислая, сладкая? (Язык) (Слайд 19)
Учебник стр. 21-22
- Чтение статьи «Вкус» (Узнаём о функциях языка)
- Рубрика «Задание»
— Давайте и язык вернём человеку.
— Язык в жизни животных играет немаловажную роль, у некоторых он даже является инструментом ловли добычи. (Слайд 20)
5. Игра «Узнай, что в корзине» (Слайд 21)
Учащимся предлагается на ощупь (в рукавичке) определить предмет в корзине. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, яблоко, апельсин, клубок). Корзина закрыта салфеткой.
— Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет?
Учитель предлагает снять рукавичку и определить предмет.
— Как, при помощи чего вы смогли отгадать предмет? (Кожи) (Слайд 22)
На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – это орган осязания.
— Какое значение имеет кожа в жизни человека?
Кожа – самый крупный орган чувств. У взрослого человека её площадь составляет около двух квадратных метров, а вес – два – три кг. У кожи есть несколько названий, которые отражают её значение в жизни человека. Кожа – «крепостная стена», она отгораживает человека от внешней среды. Кожа – «защитница»: покров тела спасает организм от проникновения вредных веществ и ультрафиолетовых лучей. Кожу называют ещё «телогрейкой» и «одеялом», и «очистителем», и «вторым лёгким». Все эти определения показывают, что кожа очень нужна нашему организму и при серьёзных её нарушениях человек может умереть. Далее рассказ учителя о «Золотом мальчике».
Кожа у живых существ на земле бывает различной. (Слайд 23)
— Во и закончилось наше исследование. Теперь посмотрите на человека, у него появилось лицо. Я думаю, мы смогли ему доказать, как необходимы для жизни наши помощники. А также сможем ответить на вопрос: кто же они, наши помощники. (Слайд 24)
— Обратите внимание на экран. С левой стороны таблицы – органы, а справой – чувства.
— Дополните предложения. (Слайд 25)
YI. Домашнее задание: Стр. 22 рубрика «Домашняя работа», подготовить правила
охраны кожи. По желанию : составить небольшой рассказ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели урока: сформировать представление учащихся о подземных богатствах;познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением,свойствами, способами добычи, охраной полезных ископаемых;развива.
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:»Питание и органы пищеварения».
Тест по ООМ 3 класс.
Работа охватывает учебный основной материал по данной теме (программа «Перспектива»). Проводится в конце года в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Урок разработан по программе «Начальная школа 21 века», 1 класс.
Целью урока: определить отличия птиц родного края по месту обитания, способам питания.
Источник
конспект урока «Наши помощники-органы чувств»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI век»
Тема: «Наши помощники – органы чувств».
Цель: уточнить представления об органах чувств.
Задачи:
· Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
· Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств;
· Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
Ход урока.
I. Проверка готовности к уроку.
II. Объявление темы и целей урока.
—На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образуют различные органы. Давайте вспомним, как они называются. У вас лежит мнебольшой кроссворд, послушайте загадки и заполните его. Открывается кроссворд (Слайд1)
1.У зверушки на макушке,
А у нас – выше глаз. (Ухо)
2.На ночь два оконца
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
3.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)
4.Меж двух озер стоит утес,
В нем две пещеры – это…(Нос)
5. Первым пробовать привык
Угощенья все ….(Язык)
3 к
1 у
о
5 я
х
ж
з
о
р
2 г
а
4 н
ы
л
о
к
а
с
з
-Сегодня мы на уроке познакомимся с органами чувств, которые присутствуют в нашем организме.
III. Работа по теме.
1. Игра «Чудесный мешочек». Орган зрения.
В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.
— У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)
— Какой цвет этого предмета?
— Почему не можем сказать? (Не видим)
— А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.
— Что вам помогло?
— Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. (Слайд 2)
-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему? (Ответы детей. Возможно составление правил о том, как беречь глаза)
Глаза — орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа — глазницах, защищены подвижными веками — верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.
Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их
расположение.
2.Игра «Угадай голос». Орган слуха.
—Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить правила, которые мы составили. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)
— Что помогало ведущим угадывать? (Слайд 4)
— Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом — это часть уха — ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.
— Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши?
Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.
3. Работа с учебником. Орган обоняния.
-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)
-Откройте учебники на странице 19. Прочитайте, какой орган чувств помогает услышать запах?
— Как называется этот орган чувств? (Орган обоняния, слайд 5)
-. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.
— Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи? Кто они?
Обоняние – это способность чувствовать запахи.
Выступление ребенка: Парфюмеìр — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов и/или продажей парфюмерии. В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер. Он (а чаще — она) занимается составлением парфюмерных композиций. Главный парфюмер («Нос») во многих странах является ключевой фигурой парфюмерной фирмы в процессе создания новой композиции, или при воспроизведении традиционного аромата парфюмерного изделия с помощью новых компонентов.
4.Орган вкуса
— А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)
— Прочитаем об этом органе на стр.22.
-Как он называется?
-Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. ( Слайд 6)
Язык помогает различать вкус еды.
5. Орган осязания. Игра «Узнай, что это?»
— И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).
— Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)
-Что помогает определить, какой это предмет?
-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. (Слайд 7)
— Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.
6. Работа в рабочей тетради.
IV. Итог урока.
-Мы сегодня говорили о внешних органах чувств. Давайте вспомним, как они называются? Можно предложить заполнить заранее подготовленные карточки, например:
Напиши органы чувств.
ухо -____________ язык — ______________ глаз — ________________
нос — ____________ кожа — __________
и проверка Слайд 8
— Какую роль для человека они выполняют?
Этими органами мы можем чувствовать окружающий мир. К органам чувств надо относится бережно. Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение. Поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, избегайте вредных привычек, ведите только здоровый образ жизни.
— Вам понравился урок?
—Вы хорошо работали. Молодцы.
Дополнительно можно предложить интересные данные о шестом чувстве.
Раньше считали, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. И только поэтов, которые как-то иначе, тоньше, глубже воспринимают мир, наделяли «шестым чувством». Правильно ли это?
Закройте-ка глаза и встаньте в какую-нибудь позу, потом «смирно», а потом опять в ту же позу. Какой из пяти названных выше органов чувств позволил вам повторить движение?
Это было «шестое чувство» — кинестезическое, то есть чувство движения, вызванное раздражением специальных рецепторов (концевых образований нервных волокон), заложенных в мышцах, сухожилиях, суставах.
При ходьбе, танцах, езде на велосипеде вы чувствуете изменение скорости или направления вашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. Это он воспринимает изменение положения головы и направления движения тела.
Кроме того, мы ощущаем голод, жажду, боль в животе и так далее.
Все это так называемые интерорецептивные (от латинских слов: «интериор» — внутренний и «рецептио» — прием) чувства.
Вот, оказывается, сколько у любого человека, а не только у поэта, «шестых чувств», хотя во всех этих случаях правильнее говорить об ощущениях и анализаторах, а не о чувствах и органах чувств. «Шестое чувство», о котором говорят поэты, — это чувство прекрасного и интуиция. Об интуиции мы уже писали.
Источник