Наша речь может выражать радость

Родительское собрание «О слове, о языке, о культуре общения»

Светлана Клокова
Родительское собрание «О слове, о языке, о культуре общения»

Родительское собрание «О слове, о языке, о культуре общения».

Цель: обратить внимание взрослых и детей на их речь, развивать стремление к её совершенствованию, к овладению правильной, образной, логически последовательной речью.

Ход собрания.

1. Вступительное слово.

2. Сообщение «О слове, о языке, о культуре общения» с показом слайдов

3. Упражнение «Да».

4. Игра «Испорченный телефон».

5. Упражнение «Стаканы».

6. Итог собрания.

8. Раздача памяток.

— Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас. Сегодня наш разговор — о слове, о речи, о культуре общения. Давайте дадим определения, что такое слово, речь, язык, общение и культурные нормы.

Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией.

Речь – средство передачи мыслей и чувств.

Язык – это инструмент, им необходимо хорошо владеть.

Общение – это способ жизни человека.

Культурные нормы – это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газеты, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает другим. И это происходит благодаря языку.

Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный запас, и набор грамматических структур, которыми он чаще всего пользуется, и, конечно, же интонации. Чем больше слов в багаже, тем четче, яснее человек может выразить свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему общаться с людьми.

А какие пословицы и поговорки о слове, речи знаете вы?

При разговоре важны не только слова, но интонация, с которой они произносятся. Порой обижают и даже оскорбляют не столько слова, сколько тон человека. Одно и тоже слово – в зависимости от того, с какой интонацией оно было произнесено, — может выражать самые разнообразные чувства.

Вот давайте попробуем одно и тоже коротенькое слово “ да” произнести по-разному. (Предлагается родителям сказать «да» с разной интонацией).

Обычно к речи предъявляются следующие требования: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность.

Точность речи — это, главным образом, соответствие слов обозначаемым предметам действительности. Неточность выражений часто приводит к непониманию, неверным действиям и даже к смешным ситуациям. Сейчас я предлагаю вам поиграть в «Испорченный телефон»

Игра «Испорченный телефон».Предложите группе (уместно до 10 человек) передать по принципу детской игры два предложения, сравнивая то, что услышал первый, с тем, что услышал последний в цепочке.

1. Осень наступила.

2. Птицы начали улетать на юг, начали опадать листья, на улице стало прохладно, идут дожди -это означает, что наступила осень.

После завершения «телефонной линии» проходит обсуждение: Почему получился именно такой результат? Какие нужно выбирать предложения, чтобы все участники могли их правильно понять и передать без искажения?

ВЫВОД: легче понимается, воспроизводится и передается текст, состоящий из коротких, однозначных по смыслу, простых или знакомых предложений.

Следующее требование к речи – логичность.

(слайд 7)

Логичность – это последовательность изложения мыслей.

Ясность и простота речи

(слайд 8)

Ясность речи достигается использованием таких языковых средств, которые помогают понять смысл речи при наименьшей затрате сил слушателя или читателя.

Ясность, понятность речи зависят во многом от правильного использования различных терминов, иностранных слов, диалектизмов, профессионализмов, историзмов, архаизмов, неологизмов. Употребляя новые слова, говорящий сам должен хорошо знать значение используемых слов, уметь разъяснить их смысл. Это позволит сделать речь доступной для понимания.

Простота речи — это отсутствие в речи вычурных, напыщенных слов, это естественность, а не искусственность речи.

(«Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» Л. Н. Толстой»

Что же означает чистота речи? Это прежде всего отсутствие в ней лишних слов, “слов-сорняков”, “слов-паразитов”.

Конечно, в самом языке нет ни одного слова, которое можно было бы так назвать. Такими слова становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие постоянно вставляют в свою речь “любимые словечки”: (“так сказать”, “значит”, “вот”, “понятно”, “собственно говоря”, “видите ли”, “понимаете”, “как бы”, “типа того”, “в смысле”, “ну-у”, “э-э”).

Почему все-таки слова-паразиты появляются в нашей речи? Это происходит от волнения, неумения мыслить публично, и, наконец, от бедности индивидуального словаря говорящего. К словам-паразитам относится и нецензурная брань. Предлагаю вашему вниманию упражнение «Стаканы».

Упражнение «Стаканы»

Инструкция: перед Вами два стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них — это речь ребенка. Итак, возьмем первый стакан и добавим в него вежливость, честность. Что происходит в этом стакане? Вода осталась чистой. Во второй стакан бросим крики, нецензурную речь и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной. Вывод: Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы добавляем только правильную речь-ребёнок говорит чисто и красиво. Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь», то ребенок начинает так же отвечать и нам.

Читайте также:  Диана арбенина радость моя

Немаловажное значение имеет уместность речи.

Уместная речь соответствует теме разговора, её логическому содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей.

О чем люди говорят? Обо всем на свете. Всем нам нравится общаться с приятным собеседником. Какие культурные нормы мы должны соблюдать во время беседы?

Культурные нормы – это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.

Всем ясно, что культуру общения одними словами не привьёшь. Если ребёнок слышит, как родители грубо разговаривают друг с другом, видят, как кинули котенка или щенка, накричали на бабушку, то и он позже будет грубить, срывать зло на слабых.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, приятен окружающим. Пусть будет побольше добрых слов в нашем общении. Стократно прав Корней Иванович Чуковский, написавший:

К. И. Чуковский:
“Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы с презрением, забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз”.

Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы с презрением, забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз”.

Дорогие родители! В завершении нашей встречи хочу предложить вам игру «Хлопок».

Игра «Хлопок»

Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получилось? Либо неудобно, либо тяжело и рука устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – вы. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки). При этом вы улыбались. Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат двух ладоней. Взаимодействие воспитателя и родителя, родителя и ребенка.

Раздача памяток «10 правил общения с людьми».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по культуре речевого общения в подготовительной группе Программное содержание: показать детям, что вежливость – это проявление уважения к людям и выражается оно в словах, тоне, жестах, мимике,.

Конспект открытого занятия по развитию речи и культуре речевого общения «Дикие животные» во второй младшей группе Программное содержание: формировать представления детей о диких животных; выделять их характерные признаки; развивать умение слушать и понимать.

Консультация для родителей «О слове, о речи, о культуре общения» Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном.

Родительское собрание «Давайте познакомимся» «Давайте познакомимся». Цель: Создание условий для установления партнерских отношений педагогов и родителей, приобщение родителей к жизни.

Родительское собрание в средней группе «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка» Ход собрания. «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их.

Родительское собрание по ПДД План проведения собрания: 1. Вступительное слово. 2. Сообщение воспитателя группы. 3. Выступление детей подготовительной группы. Инсценировка.

Родительское собрание: «Родительский дом» Родительское собрание. «Родительский дом» Воспитатель мини-центра разновозрастной группы 3-5 лет. Морозова Ольга. «Самыми главными «мастерами»,.

Родительское собрание «Семья» Цель: привлечь внимание родителей к ребенку, его занятиям, мыслям, поведению и интересам. Вызвать положительные эмоции, нацелить на положительный.

Родительское собрание «Я и мой ребёнок» 1. Психологическая игра с родителями «Кто я, какой я» — надо представиться и назвать свои сильные и слабые стороны; 2. Сообщение воспитателя.

Родительское собрание «Развитие навыков общения дошкольников посредством игровой деятельности» Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Источник

Сообщение из опыта работы «Красота речи — чистота речи»

Фаина КАЗАКОВА
Сообщение из опыта работы «Красота речи — чистота речи»

бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Детский сад № 351 комбинированного вида»

Сообщение из опыта работы

«Красота речи – чистота речи»

Что означает выражение «чистота речи»? Это прежде всего отсутствие в ней лишних слов, слов-паразитов. Конечно, в самом языке нет ни одного слова, которое можно было бы так назвать. Такими слова становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие постоянно вставляют в свою речь такие слова, как «так сказать», «значит», «вот», «понятно», «собственно говоря», «понимаете».

Спросим себя честно: правильно ли мы говорим? Не засоряем ли свою речь грубостями, ошибками? Мы часто допускаем ошибочное употребление формы слова и целых словосочетаний.Приводим пример наиболее распространенных речевых ошибок в нашей обиходной жизни: класть, но не ложить; положить, но не покласть; ляг, но не ляжь; брею, но не брою; их, но не ихний; лекторы, конструкторы, шофёры (множ. число) – с безударным ы на конце.

Читайте также:  Чувствую себя холодной водой

Следует различать слова близкие по звучанию и написанию,но разные по значению:одеть — значит покрыть одеждой: одеть ребенка; надевать –значит покрыть себя или часть своего тела одеждой: надеть пальто, надеть ботинки.

Часто делаются ошибки в следующих словах: звонить, звонишь, звонит, звоним, звоните, звонят…

Следует почаще вспоминать слова И. С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!»

Что значит «беречь язык»? От кого или от чего беречь? Разве у языка есть враги или ему грозят опасности?- Да. На своем историческом пути каждый язык встречает такие опасности. Первый враг чистоты речи – слова – паразиты.Всем знакомы выражения: значит, так сказать, ну в общем, это самое, короче, вот, как бы, то есть, как его, типа, конечно, в принципе, так сказать, представь, понимаешь и т. д.

Речь может засоряться неправильным выбором того или иного слова: большинство времени, одержать поражение, причинить радость, ужасно красиво.

Неправильное использование слов говорит о низкой культуре человека.

Речь человека – это визитная карточка.Недаром Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал!» Мы предлагаем сказать «да» правильной русской речи. А для этого нужно начать с себя.

Врагом нашей устной речи являются также грубые просторечные и жаргонные слова. Употребление просторечий делает речь человека вульгарной и убогой.

чо вместо что; щас вместо сейчас; скока вместо сколько; хочут вместо хотят; обратно в значении опять, а также опосля, здеся.

Все жаргонизмы лишены эстетического значения: рвануть – пойти; тачка- машина; лимон – миллион.

Молодежный сленг относится к разряду грубых слов, является пошлым растворителем грамотного и красивого языка.

Вдумаемся в смысл этих побрякушек,разве они не смешны: клевый – произошло от слова клевать, значит, это тот, который клюет; приколись – зацепи себя чем-либо острым и прикрепи на что-нибудь; облом- это когда нечто треснуло или перелом.

Самый безобразный враг языка – нецензурная брань, или, в простонародье, матершинные слова.

Когда человек нецензурно бранится, он теряет всякий стыд, идет против своей совести. Ведь хозяйка или хозяин не выльют среди комнаты ведро помоев или отбросов. Если же это случится, это будет названо гадостью. Но разве сквернословие не есть то же ведро помоев и отбросов?

Правильная, красивая речь – залог будущего успеха. Умение красиво, грамотно и лаконично говорить всегда и в любом обществе считалось не просто проявлением хорошего воспитания, но было крайне необходимо, для произведения хорошего впечатления, приобретения новых выгодных знакомств и формирования положительного мнения о человеке.

Возродить истинное Слово, сделать нашу речь чистой и красивой – наша насущная задача. А это возможно лишь при внимательном и бережном отношении к нашему родному языку, к прекрасной русской речи. Чистота языка сделает всю нашу жизнь более чистой и прекрасной.

Вспомните, как приятно разговаривать с человеком, который грамотно и точно выражает свои мысли, не прибегая к словам-паразитам и не разбавляя речь ненужными словами и паузами. Возможно ли добиться того, чтобы из среднестатистической манеры разговора перейти на качественно новый уровень? Да, красивая речь поддается тренировкам, и довести до блеска ее технику вполне реально. Для того чтобы стать обладателем такого сокровища, необходимо уделять огромное внимание многим нюансам. Чтобы произносить красивые речи, требуется постоянно совершенствоваться, к примеру,с помощью следующих упражнений:

Для начала необходимо работать над дыханием, которое должно быть спокойным и размеренным во время разговора, иначе слова будут путаться, появятся ненужные звуки-паузы (а-а-а-а, э-э-э-э). Чтобы этого не было, важно контролировать темп речи, не торопиться. Далее, техника красивой речи развивается благодаря упражнениям с гласными и согласными. Каждый день следует составлять определенные сочетания букв и на протяжении 10-15 минут повторять их. Например, про-пра-пры-пре, мло-мла-млы, грэ-гру-гра и т. д. Красивая речь также достигается путем разучивания скороговорок. Следует хотя бы через день читать вслух одну скороговорку, только она должна вызывать определенные трудности в произношении, чтобы эффект от тренировок был более заметен. Потом можно усложнить себе задачу, как героиня знаменитого «Карнавала», которая набирала в рот орешки.

Еще один действенный способ – тренировать речь с собеседником, а при отсутствии такого – с самим собой. Да, как бы смешно это ни звучало. Определяем какую-либо тему и стараемся рассуждать на нее, контролируя темп речи, обдумывая каждое предложение. Безусловно, красивая речь не дастся тому, кто не читает книг. Во-первых, потому, что оттуда можно почерпнуть огромное количество полезных словосочетаний, интересных фраз, книги, как известно, обогащают словарный запас. А во-вторых, расширяется кругозор, а без него красивые речи не найдут применения. Еще один действенный способ – не просто читать книги, а именно вслух. Немаловажный фактор – тембр. Красивая речь оказывает на слушателей более значительный эффект, если вы обладаете низким голосом. Его можно добиться контролированием своей речи и соблюдением техники спокойного дыхания. Техника красивой речи также предполагает соблюдение определенных правил. Во-первых, следует проговаривать абсолютно все слова, не проглатывая окончания, особенно у прилагательных. Во-вторых, не пропускайте гласные в словах, это очень коверкает произношение. И, наконец, в-третьих, не тяните звуки и не удваивайте согласные. Таким образом, очевидно, что красивая речь доступна каждому, кто захочет ее добиться. Главное — периодически тренироваться, тем более что могучий интернет предлагает огромное количество тренингов. Можно записаться на курсы сценической речи, оттачивая навыки там. Другой вариант – заниматься саморазвитием в родных стенах. Однако какой бы способ вы не выбрали, усидчивость и упорство должны стать верными союзниками. Человек с понятной, спокойной, без лишней жестикуляции, речью привлекает внимание и вызывает доверие. Этим мастерством нужно владеть не только профессионалам, но и обычным людям, а также детям.

Читайте также:  Как преодолеть хронический стресс

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Т. е. овладение речью находиться в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Очень важно содержание совместной деятельности ребёнка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребёнком чрезвычайно важные роли:развитие его самосознания и уверенности в себе: во-первых, выражает своё отношение к окружающему, во-вторых, организует деятельность ребёнка с предметами окружающей обстановки, даёт образец правильной речи. В общении со взрослыми обогащается словарь ребёнка.

Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать своё мнение по тем или иным вопросам. В детском саду созданы все необходимые условия для речевого развития детей, но этого не достаточно, необходимо в семье создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения.

Работая в тесном контакте с родителями — даём рекомендации: поиграйте с ребенком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.

По дороге из детского сада, на кухне, на детской площадке.

«Я заметил» — ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Давай искать на кухне слова» — обогащение словарного запаса.

«Угощаю» — вспоминаем вкусные слова и угощаем друг друга.

«Приготовим сок» — образовываем новые слова.

«Доскажи словечко» — заканчиваем фразу.

«Упрямые слова» — рассказать ребёнку о словах, которые никогда не изменяются.

Расширение круга представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью

Красивые, добрые слова делают человека духовно чище, обогащают его внутренний мир. Поэтому, чем чище и краше будет наша речь, тем добрее будет наше сердце. А человек с добрым сердцем – это настоящее сокровище. Так будьте всегда добрыми!

Сообщение из опыта работы «Театрализованная деятельность в детском саду» Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них успехом. За время работы в детском саду ещё ни разу не слышала на своих.

Наша Книга Памяти (сообщение из опыта работы) В нашем детском саду уже стало традицией в подготовительной группе проводить расследование в семьях воспитанников. Дети вместе с родителями.

Сообщение из опыта работы «Интегрированные занятия в детском саду» Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и «теоретики» и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях.

Сообщение из опыта работы «Нетрадиционные физкультурные занятия в детском саду» «Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым». В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной ценности,.

Сообщение из опыта работы «НРК в художественно-эстетическом воспитании дошкольников» (Выступление на семинаре для музыкальных руководителей, воспитателей по Коми языку, воспитателей изодеятельности) Актуальной темой на сегодняшний.

Сообщение из опыта работы. Организация работы «Клуба молодой семьи» Организация работы «Клуба молодой семьи» — как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями. Вообще я работаю над темой: » Сенсорное.

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга» Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга» Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего.

Сообщение из опыта работы «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка» При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным,.

Сообщение из опыта работы «У истоков познания». «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Сообщение из опыта работы «Живой родник народной культуры» «Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.» Устное народное творчество….

Источник

Оцените статью