Бойцовский клуб: 10 цитат Тайлера Дердена, чтобы вдохновить вас на новую жизнь
«Бойцовский клуб» — фильм 1999 года про безымянного протагониста, который борется с разгулом потребительства, отчаяния, конформизма и страха потерять мужественность. Это один из самых спорных и самых влиятельных фильмов 20 века.
Тайлер Дёрден — альтер-эго главного героя, которого играет Брэд Питт, — стал анархическим антигероем-иконой для миллионов молодых людей, столкнувшихся с проблемами общества в начале 2000-х. Но его высказывания о материализме, квази-экзистенциализме, фатализме, судьбе и индивидуализме актуальны и сегодня.
Потому эти цитаты могут стать отличным кратким содержанием какого-нибудь тренинга по освобождению от пут нынешнего мира, охваченного потребительством, капитализмом и «современным» обществом…
1. «Вещи, которыми ты владеешь в конце концов начинают владеть тобой».
2. «Лишь утратив всё до конца, мы обретаем свободу».
3. «Сколько перья не цепляй — цыплёнком не станешь».
4. «Ты — это не твоя работа, твои деньги в банке, твоя машина, твой бумажник. И твоя сраная одежда. Ты — это поющее и танцующее дерьмо».
5. «Наше прошлое — это уже только история. И как только вы это осознаете, оно больше не имеет власти над вами».
6. «Я за неидеальность, я за несовершенство, я за… эволюцию, а там как карта ляжет».
7. «Вы не уникальны, неповторимая красота снежинки — это не про вас. Вы — разлагающая органическая масса, как и все вокруг».
8. «Потребители. Мы — побочный продукт этого жизненного стиля. Война, голод — все это не интересует меня. А интересуют меня знаменитости и скандалы, телевизор, где 500 каналов, имя какого-то парня на моих трусах».
9. «Реклама заставляет нас покупать тачки и тряпки. Мы вкалываем на ненавистных работах, чтобы купить ненужное нам дерьмо. Мы — пасынки истории. Ни цели, ни места. На нашу долю не выпало ни великой войны, ни великой депрессии. Наша великая война — духовная. Наша великая депрессия — наше существование. Нам внушали по телевизору, что однажды мы станем миллионерами, кино- и рок-звездами, но нам это не светит. Постепенно до нас это доходит и бесит, страшно бесит».
10. «Это твоя жизнь, и с каждой минутой она подходит к концу».
Бойцовский клуб: 10 цитат Тайлера Дердена, чтобы вдохновить вас на новую жизнь
Источник
Бойцовский клуб
(цитаты по мотивам фильма)
МЫ САМИ СОЗДАЕМ Аварийный выход на высоте 30 тысяч футов.
Иллюзия безопасности ЖИВЕТ В НАС ИЗНАЧАЛЬНО.
Люди — рабы САМИ СЕБЕ
РАБЫ своих вещей.
— Знаете, для чего в самолётах нужны кислородные маски?
— Чтобы дышать.
— Кислород опьяняет.
В катастрофических ситуациях люди впадают в панику и бешено глотают воздух, и вдруг эйфория, покой, и ты смиряешься с судьбой.
Вот рисунок.
Аварийное приводнение — 600 миль в час.
А на лицах спокойствие, как у коров в Индии.
Мы были на волосок от жизни!
ЕЩЕ НЕМНОГО И МЫ СТАЛИ БЫ СЧАСТЛИВЫМИ.
Ты хотел изменить свою жизнь, но не мог этого сделать сам.
Я — то, кем ты хотел бы быть.
Я выгляжу так, как ты мечтаешь выглядеть.
Я умён, талантлив и, самое главное, свободен от всего, что сковывает тебя.
Лишь утратив всё до конца, мы обретаем свободу..
К черту совершенство.
Не надо его добиваться.
Надо развиваться ЛЕГКО.
Пусть фишки ложатся как ложатся.
Я бежал.
Пока мышцы не стало жечь огнем,
а кровь не стала едкая, как кислота.
И тогда.
Я побежал дальше.
Верь мне.
Мы встретились в странный период моей жизни.
Я не верну тебе деньги.
Считай это плата за мудизм.
Мы ходим на работу, которую ненавидим,
чтобы купить барахло, которое нам не нужно.
Кто мы такие?
Мы просто потребители, одержимые внешней атрибутикой преуспевания.
Война, голод, насилие — все это не волнует.
А волнует меня: знаменитости и скандалы, телевизор,
где 500 каналов и чье имя на бирке моих трусов.
Если можно проснуться в другом времени, и в другом месте,
нельзя ли проснуться другим человеком?
Преодолеть страх.
Отсечь лишнее.
Отвергнуть все, что не имеет подлинной ценности.
И скользить.
вы знаете?
вы самый интересный из всех моих одноразовых друзей.
правило Бойцовского клуба : новичок обязан принять бой.
Перестань ты за все цепляться
НЕ ТРУСЬ И ВСЕ СВЕРШИТСЯ
После драки
всё остальное как будто звучит слишком тихо в жизни.
Ты ТЕПЕРЬ можешь справиться, с чем угодно.
— Когда люди думают, что ты умираешь, тебя серьёзно слушают.
Шесть месяцев я не мог спать.
Когда у тебя бессонница — всё нереально;
всё очень далеко от тебя,
всё это — копии копий копий.
Ни великой войны, ни великой депрессии.
Наша война — война духовная,
наша депрессия — наша жизнь.
Неповторимая красота снежинки —
НО это не про вас..
Ты то ласкаешь меня, то топчешь ногами, то любишь, то ненавидишь,
открываешь мне душу и делаешь из меня посмешище —
я похоже описала наши отношения!
Он был полон энергии, видимо, вставил себе клизму из кофе.
Ударь меня.
не хочу умирать без шрамов!
Давно известно: мы причиняем боль тем, кого любим.
Но часто бывает и наоборот.
Мы из поколения мужчин, выращенных женщинами.
поможет ли другая женщина, в решении наших проблем?
Ты — это не твоя работа.
Ты — это не сколько денег у тебя в банке.
Ты — это не машина, которую ты водишь.
Ты — это не содержимое твоего кошелька.
Ты — это не ключи от машины.
Ты — это поющее и танцующее дерьмо, ТЫ — центр этого мира.
— Эй, послушайте, я же мучаюсь.
— Ты мучаешься?
Зайдите в Первую методистскую церковь вечером во вторник
и посмотрите на ребят с раком яичек. Вот они мучаются.
— Ты — симулянтка! Ты не умираешь!
— НУ ИЗВИНИ!
.Все мы стали иначе воспринимать мир.
Оказываясь в разных местах мы заново ДАЕМ ЕМУ ОЦЕНКУ.
Суть бойцовского клуба не в победах и поражениях.
Слова тут пустой звук.
Истеричные выкрики на неведомых языках, как в церкви пятидесятников.
После боя проблем меньше не становилось,
НО ТЕБЕ на них было начхать.
Каждый ПОСЛЕ БОЯ чувствовал, что возродился.
Источник
Смысл фильма Бойцовский клуб
« Пуля очень многое меняет в голове, даже если попадает в задницу».
(Аль Капоне)
Фильм «Бойцовский клуб» (Fight Club) 1999 г
Режиссёр Дэвид Финчер
По мотивам романа Чака Паланик «Бойцовский клуб»
Фильм интересный и сложный. Смысл приходится «вычислять». В опубликованных рецензиях много интересного, но всё-же решил найти своё понимание, что и представляю на Ваш суд.
Носящийся «пулей» по стране Тайлер Дердон создал массу бойцовских клубов, всегда на шаг опережая Умника, разыскивающего его. Как оказалось в конце фильма, Умник и Тайлер – одно и то же. Умник, неудовлетворённый самим собой, «выдумал» персону Тайлера – сильного, умного, ни в чём не сомневающегося, способного на всё и всего добивающегося.
«Мы – один человек?!»,- спрашивает Умник Тайлера.
«Правильно!», — отвечает тот; «Ты хотел изменить свою жизнь, но не мог это сделать. Твои желания воплощены во мне. Ты хотел именно так жить.…Я умён, талантлив, свободен от всего, что сковывает тебя.»
«Не может быть…», — засомневался Умник.
« Может. Со всеми это бывает. Люди видят себя такими, какими они хотели бы быть. В отличие от тебя им не хватает смелости. Ты ещё борешься с этим, поэтому, иногда, ты – это ты. А временами тебе кажется, что ты видишь меня. Ты дал себе волю и теперь чаще ты – это Тайлер Дердон.», — объясняет ему Тайлер.
Казалось бы, вот он смысл фильма. Умник и Тайлер – один человек. Но, выдуманный Тайлер захватывает руководящую роль и куда-то ведёт Умника, к какой –то цели. При этом говоря: «Мы».
«…Ясно, в чём дилемма? Это очень важно. Пора решить не сорвутся ли из-за этого все наши планы.»
«О чём это ты…? Чушь полная. Слушай, ты — псих?»
« Нет, псих – ты. У нас нет времени на подобную ерунду».
Шизофрению заканчивает пистолетный выстрел в собственную голову, навсегда разъединивший Умника и Тайлера. Раненный Умник (Тайлер) держа за руку Марлу говорит: «Со мной всё хорошо. Верь мне. Всё теперь будет прекрасно». Умник и Марла стоят рядом, держась за руки, на фоне рушащегося мира…
Кто же такие Умник, Тайлер, Марла? И о чём фильм?
Полгода я мучился бессонницей, мучился бессонницей, мучился бессонницей,…При этом всё становится нереальным, маячит где-то вдали… Всё лишь копии, копии, копии…
«От бессонницы не умирают. Вам нужен здоровый естественный сон», — советует ему доктор.
Повседневный мир бытовухи с ненавистной работой, шефом, мебелью ИКЕА, усыпляющий и уводящий от реальных ценностей, уже не удовлетворяет Умника. Здоровые силы его сущности пытаются пробудить его от этой «естественной» спячки.
Наш главный герой, названный Тайлером в самолёте Умником, действительно, олицетворяет собой РАЗУМ человека.
«Ваш чемодан вибрировал»,- говорит ему служащий аэропорта. Содержание разума (знания) как будильник пытаются разбудить его.
Наш герой по совету доктора, заглянувший в протестантскую церковь в группу больных раком яичек, пристрастился к этому.
«Больные раком яичек, — вот кто мучается, а не вы»,- говорит ему доктор.
«Рак яичек» — символ духовной и жизненной импотенции, неспособности человека к творческому подходу к жизни, отсутствие воли и бездействие.
«Мы – мужчины, мы всё равно — мужчины…»,- рыдают они, вешаясь друг на друга.
«Давай, Корнелиус, поплачь»,- просит его Боб с женскими титьками, бывший чемпион по бодибилдингу. Однобокий материализм («бодибилдинг») привёл его в это плачевное состояние.
«И, вдруг, я обрёл свободу. Свобода есть утрата всяческих надежд. Даже младенцы не спят так крепко… Я пристрастился к этому…Они рыдали всё громче и я рыдал всё громче»,- рассказ Умника.
Но истинная реальность намёками подсознания пытается пробиться в Разум. На медитации:
« Ваша пещера…Вот сейчас вы вошли в неё…Вы продвигаетесь вглубь своей пещеры…Здесь вы встретите животное покровительствующее вам…Пингвин! -«Колизей!»
Ледяная пещера и пингвин, назвавший Умника Колизеем (арена битвы гладиаторов в древнем Риме) как символ предстоящих суровых «ледяных» будней на арене битвы с самим собой (олицетворённым неприхотливым и редким животным – пингвином).
ТАЙЛЕР ДЕРДЕН (Tyler Durden).
Тайлер в конце фильма говорит о себе как о дубле (альтер эго) Умника. Так ли это?
Мы видим Тайлера, мелькающим на многих кадрах – угоняющим красную машину в аэропорту, поднимающемуся по эскалатору вверх (Умник, при этом, опускается по эскалатору, стоя спиной к Тайлеру и не видя его), на экране телевизора в гостинице…Тайлер успевает работать и киномехаником, внося изменения в содержание фильмов и официантом, «трансформируя» изысканные яства. При этом, Тайлер занят главным делом – он делает мыло и продаёт его. Тайлер изготавливает динамит и взрывает квартиру Умника. Спящий же на ходу Умник работает целыми днями на фирме, а в свободное время занят своим кондоминиумом и мебелью ИКЕА. Итак, Тайлер – нечто внешнее по отношению к Умнику.
Раскодируем смысл, вложенный авторами в имя DURDEN TYLER
Меняя первую букву на «B» в DURDEN, получаем
вurden = нагрузка, тягота, обременение (англ)
анаграмма endure = стерпеть, выдержать, выстрадать, стойко переносить
enduring = вечный, бессмертный
TYLER, читая обратно = RELY…= RELIGIOUS= религия
В имя TYLER DURDEN вложен двойной смысл –
— ВЕЧНЫЙ, БЕССМЕРТНЫЙ, СТОЙКО ПЕРЕНОСЯЩИЙ ТРУДНОСТИ
— РЕЛИГИОЗНОСТЬ
Очевидно, речь идёт о реальной Силе, в религии называемой ДУХОМ. В иных дисциплинах (науке, эзотерике, мистике…) эта Сила может иметь другое название. Но Её реальность и влияние на жизнь уже мало у кого вызывает сомнение. Не затрагивая различные аспекты человеческого понимания этой Силы (мораль, этика, разумность, происхождение, отношения, смыслы, персонификации…), рассмотрим Её только в контексте смыслов фильма.
«Я произвожу и продаю мыло»,- говорит Тайлер Умнику. Символически МЫЛО означает ЧИСТОТУ. Тайлер работает над ОЧИЩЕНИЕМ ЖИЗНИ от лишнего. Он вносит в жизнь трудности. Его проделки напоминают обычное хулиганство, но целью является благо и пробуждение человека.
Кроме того, Тайлер кустарно изготавливает взрывчатые вещества :
«Вы знаете, что смешав бензин с апельсиновым соком, можно изготовить напалм?
– Это правда?
–Правда. Взрывчатые вещества можно делать из подручных материалов.
– Неужели?
– Если захотите…
Тайлер взрывает лишнее и очищает грязное. Всё, попавшее в поле его внимания, подлежит «реконструкции». Он взрывает кондоминиум Умника, освобождая его от хлама.
«Как много специй и совсем нет еды…»,- замечает Умник на руинах своего прошлого.
Интересна сцена в телефонной будке, когда Умник звонит Тайлеру. Сначала он решил позвонить Марле, но передумал с ней разговаривать после её слов: «Я слышу твоё пыхтение». Тайлер не поднял трубку, но перезвонил со словами:
«Я не поднимаю трубку. У меня определитель номера». Это ещё одна характеристика способа общения Духа и человека.
«Ударь меня посильнее»,- просит Тайлер недоумевающего Умника. И, получив удар «в ухо» (символически «услышав»), сам молотит его. Это символическое представление духовной борьбы человека с самим собой.
Бойцовский клуб», созданный человеком при помощи Духа, предназначен для борьбы с самим собой.
«После боя громкость звука, сопровождающего всё прочее в жизни снижалась и всё становилось по силам. В бойцовском клубе победа и поражение ничего не значили. Слова не имели значения. Бой заканчивался. Вопросы оставались неразрешёнными, но ничто уже не имело значения. После боя мы чувствовали, что обрели спасение».
Духовная битва часто заканчивалась падением. «Я с лестницы упал», — объяснял Умник доктору, штопающему его лицо.
Тайлер учит Умника на практике. Нанеся ему химический ожог, он требует от него:
«Ощути боль, не блокируй её. Не поступай как эти ходячие мертвецы. Это лучший момент в жизни, понял? А ты где-то витаешь…». Тайлер бьёт скулящего Умника и показывает свою рану на руке.
«Вначале ты должен смириться и признать без страха, что ты когда-нибудь умрёшь. Лишь утратив всё до конца, мы обретаем свободу.
— «Точно».
– «Поздравляю, ты уже у последней черты».
Очень важные слова Тайлера, раскрывающие смысл происходящего с бойцовским клубом дальше:
«Первое мыло было изготовлено из праха героев… А обезьяны, запущенные в космос. Без боли, без жертв не было бы ничего».
«…Я вижу в бойцовском клубе самых сильных мужчин на свете. Огромный потенциал. И он растрачивается. Черт возьми, мы вкалываем в ресторанах и на фабриках, гнём спину в офисах. Нас дразнят рекламируя одежду, мы работаем в дерьме, чтобы купить дерьмо нам не нужное. Мы пасынки истории, ребята…Мы не востребованы. Ни тебе ни великой войны, ни великой депрессии. Наша война – война духовная. Наша депрессия – наша судьба. ТВ внушило нам идею, что все мы станем миллионерами, звёздами кино и рок-н-ролла. Всё враньё. И мы начали это осознавать. И это приводит всех в ярость», — проповедует Тайлер.
На смену очарованию Силой Тайлера в трансформации личной силы индивидуума приходит первое недоумение. Тайлер собирает в своём доме волонтёров, готовя из них бойцов, готовых к смерти.
«Слушайте, недоноски, вы не уникальны. Неповторимая красота снежинки – это не про вас. Вы, разлагающаяся органическая масса. Как всё вокруг. Все мы часть одной большой навозной кучи», — учит он волонтёров.
«Как обезьяна перед запуском в космос. Жертвует собой ради благой цели…»,- говорит он о подстригающем волосы волонтёре, пренебрежительно ударив его по бритому затылку.
Тайлер создал свою армию. «Все мы превращались в тех, кем Тайлер хотел нас видеть. Мы уповали на Тайлера».
Умник (Разум) перестаёт понимать происходящее. Однажды приехав на автобусе, зашёл в дом. Слышит обсуждения слов Тайлера бойцами. Обнялись с Тайлером.
Тайлер: « Иди туда. Мы празднуем». Пьют пиво.
— Что празднуем?
Начались Новости по телевидению.
«Про нас!»
Корреспондент – Что произошло?
– Комиссар полиции Джекобс: «Мы считаем это одним из множества актов вандализма и как-то связано с подпольными клубами. В полночь сильный пожар уничтожил…»
Гогот бойцов.
– «Что же вы делаете?», — возмущается Умник (Разум)
— «Главное правило Проекта «Разгром»– не задавать вопросов»,- хором отвечают дисциплинированные Тайлером бойцы.
Власти озабочены уличными бесчинствами бойцов клубов. Заседание органов власти.
«Ситуация улучшилась. У горожан появилась надежда. Впрочем, это лишь начало. Это лишь первые шаги к далёкой цели…» , — читается доклад. Но в зале заседания видны бойцы клуба в виде официантов.
Сила духа, привнесённая в безмозглую толпу, очарованную строевым шагом, бравыми маршами, бряцанием оружия и лживой профессиональной пропагандой, создаёт Зло по закону подобия, отображая личное зло в массовое.
Экстремизм, терроризм, нацизм, фанатизм – оборотная сторона Силы Духа, лишённая Силы Разума, Сознательности. Религия, как «Связь человека с Богом», утрачивает свою изначальную цель, превращаясь в фальшивку многочисленных «бойцовских клубов» (сект, белых братств, «богов Кузей»), манипулируемых одержимостью и корыстью.
«К хренам твои знания. Забыть всё что знаешь. Что, якобы, знаешь о любви, дружбе и, главное, о нас с тобой»,- говорит изменившийся Тайлер Умнику, мчась на машине по встречной полосе.
Дуализм и закон полярности никто не отменял. Реальность, даже высшего плана, может в любой момент обернуться оборотной стороной. Касаться Высшего лучше своей «солнечной» частью, чтобы по закону подобия не навредить ни себе ни ближним.
Тупое бессознательное подражательство внешнему, атрибутике, рекламируемому «ширпотребу» — материальному или «духовному», приводит к фанатизму и бездумности, предательству ближнего и самого себя. Отождествляя себя с подобными же, эта «обезьянья масса» рвётся в «космос», заполняя улицы и площади городов, концертные залы и церкви, танцуя свою безумную тарантеллу где угодно – и на свалках цивилизации и на её духовных и интеллектуальных шедеврах.
МАРЛА ЗИНГЕР (MARLA SINGER)
Марла появилась на одном из собраний группы, посещаемой Умником.
«Она была симулянткой, она не болела ничем. Марла-гастролёрша. Её ложь была отражением моей. Я перестал что-либо чувствовать. Я больше не мог плакать. На меня опять навалилась бессонница», — Умник.
Почему же Умник (Разум), нашедший успокоение и комфорт в плачущем зале, вдруг потерял покой и стал тревожным, опять потеряв сон, при приходе Марлы?
Раскодируем смысл её имени.
МАРЛА = MARLA = анаграмма A L A R M — ТРЕВОГА (англ)
ЗИНГЕР = SINGER = ПЕВЕЦ (англ)
Марла Зингер — символ человеческой ДУШИ
Может пребывать в двух основных состояниях – тревоги и беспокойства, радости и пения («душа поёт»).
Умник (Разум) живёт без души. Многочисленные сцены фильма говорят о том, что он не любит Марлу. На собраниях больных он «вампирит» — использует силы чувств чужих душ, изливающихся на него в рыданиях. Эта душевная прививка стабилизирует его состояние. Но приход на собрание его личной души – Марлы Зингер, срывает это действо. Он сосредоточен теперь на своей (нелюбимой им) душе. И естественно, на её состоянии ТРЕВОГИ, так как она не может «запеть» без любви.
Цельность человека (Умника) нарушена. Он однобок. Марла Зингер платит ему той же монетой. Разум без Души и Душа без Разума хиреют.
Но вот Умник (Разум) встречается с Тайлером Дерденом (Духом), преобразившем его жизнь. Умник наполняет свою жизнь Духом, со временем становясь его земной проекцией. Разум и Дух идут по жизни вместе, совершая подвиги. Тайлер Дерден (Дух) спасает Марлу Зингер (Душу), когда Умник(Разум) на неё совершенно не обращает внимания, позволяя умереть ( кладёт трубку телефона исповедывающейся ему умирающей Марлы).
Умник обескуражен при виде зашедшей на кухню Марлы: «Что ты здесь делаешь? Это мой дом, я здесь живу…».
Марла также не понимает Умника: «Да пошёл, ты…». Ведь она провела с ним всю ночь. Но это был Тайлер в образе Умника.
«Почему ты тратишь на неё время?»,- спрашивает Умник Тайлера
«В защиту Марлы скажу, что она до конца пойдёт» — отвечает Тайлер
«А я, что – нет?»,- возмущается Умник.
«Как перья не цепляй, цыплёнком не станешь»,- резюмирует Тайлер.
«Марле нужен не любовник, а психотерапевт…», говорит Умник о Марле.
«Помыться ей надо», — парирует «чистюля» мыловар Тайлер.
«Террорист» Тайлер минирует здания, готовя мировой крах. Его заложник – Разум (Умник) связан и к его голове приставлен пистолет Тайлера. Боевики подвозят сюда же его Душу (Марлу). Дух Злой Силы готов закончить начатое.
Но Разум Умника уже не тот. Он закалён в духовных битвах. Он сам стал духовным, осознал смысл взаимоотношений со своей душой.
«Марла, я знаю, что вёл себя очень странно. Ведь тебе иногда казалось, что во мне два человека. Природа наших взаимоотношений была не ясна мне по причинам в которые я не стану вдаваться. Главное, я понял, что плохо с тобой обращался. Прошу у тебя прощения. Я понял, что ты нравишься мне по настоящему. Я не хочу, чтобы из-за меня с тобой стряслась беда…»,- говорит он ей за столиком в кафе.
Разум Умника находит выход из ситуации. «Пистолет в моей руке»,- говорит он Тайлеру. Это означает, что ничто внешнее, как бы оно не претендовало на тождество со мной, не способно повлиять на мой личный сознательный выбор. Разум Умника отказывается быть «обезьяной – космонавтом», бездумно жертвующей собой ради чужих целей.
Символическая пуля, осознанно выпущенная в свою атакуемую чужой волей голову, навсегда разрывает эту порочную связь.
Разум (Умник) ранен. Но он будет излечен. «Приготовь бинты»,- говорит он одному из бойцов.
«Марла, со мной всё хорошо. Верь мне. Теперь всё будет прекрасно.», — последние слова Умника.
Духовный Разум в единстве со свой Душой спокойно наблюдают символическое крушение внешнего мира. Вместе они сильнее всего внешнего.
Источник