- Урок-конспект по теме «Урок-закрепление по теме «БСП «ю
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Нас охватило чувство страха причина дополнить бсп
Урок-конспект по теме «Урок-закрепление по теме «БСП «ю
Урок русского языка в 9 классе: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Закрепление.
— закрепить знания по теме «Сложные предложения»;
— познакомить с бессоюзными сложными предложениями (БСП);
— учить строить ответ с опорой на теоретические знания;
— отрабатывать умения правильной постановки знаков препинания.
— способствовать развитию устной и письменной речи учащегося;
— учить применять полученные знания на практике;
— способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности;
— учить внимательному отношению и любви к слову, пробуждать интерес к художественной литературе.
— способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
— формировать умение ставить цель, выделять существенное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе.
Оборудование: учебник, тетрадь, памятка «Знаки препинания в БСП», составленная учащимися на предыдущих уроках, листки контроля, раздаточный материал.
Организационный момент. Нацелить учащихся на урок, подчеркнуть важность сегодняшней работы в подготовке к контрольной работе по теме «Бессоюзное сложное предложение».(1 мин.)
Знакомство с оценочным листом (См. Приложение), (1 мин.)
Актуализация имеющихся знаний. Игра «Морской бой» (класс разбивается на две команды, из сильных учеников случайным образом выбирается «эксперт». В течении 10-12 минут команды должны обменяться «выстрелами»: вопросами ( часть домашнего задания) и ответами на них по теоретической части изученной темы. В случае затруднения на помощь командам приходит эксперт или учитель.
Самостоятельная работа с раздаточным материалом. Слабые ученики при выполнении работы могут воспользоваться «Памяткой». В ходе работы идет параллельная проверка выполненных заданий, выставление оценок за отдельный вид работы (20 минут).
Подведение итогов урока, выставление окончательных оценок (5 мин.)
Сообщение домашнего задания (Выписать из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» по 10 предложений с бессоюзной связью) с рекомендациями по итогам работы на уроке (2 мин.)
1. Прочти задание.
2. Поставь себе предварительную оценку в оценочный лист.
3. Выполни задание.
4. Проверь себя по ключу. Поставь контрольную оценку. Перейди к следующему заданию.
(Упр.236 + вопросы к
Карточка № 1 «Запятая и точка с запятой в БСП»
Расставьте знаки препинания.
1. Илюша у него учится полтора целковых за урок плачу.
2. Он взял его к себе в секретари в этом и вся его должность.
3. Приезжай-ка в наш городишко, Фома, всего десять верст там есть домик за церковью, в первом переулке, с зелеными ставнями, премиленький домик вдовы-попадьи как будто для тебя его и построили.
4. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной всю ее было видно из сеней.
Карточка №2 «Двоеточие в БСП»
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Между Обломовым и Ольгой установились тайные, невидимые для других отношения: всякий взгляд, каждое незначительное слово, сказанное при других, имели для них свой смысл.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
Карточка № 3 «Подготовка к ГИА»
Выпишите номера бессоюзных сложных предложений
А) (1) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать.
(2) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. (3) Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет. (4) А Люсенька обрадуется.
(5) На другой день приехал хозяйственник.
(6) – Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
Б) (1) Поднимается артелью рабочих чугунная бабища и бьет по свае, народ валил толпами песни послушать. (2)Чем больше собирается народу, тем оживленнее рабочие: они, как и актеры, любят петь и играть при хорошем сборе. (3)Запевала оживляется: что видит, о том и поет; вот он усмотрел толстую барыню-щеголиху и высоким фальцетом, отчеканивая слова, выводит:
У барыни платье длинно,
(4)А уж дальше такое хватит, что барыня под улюлюканье и гоготанье рада сквозь землю провалиться. (5)А запевала уже увидал франта в цилиндре:
Франт, рубаха – белый цвет,
А порткам, знать, смены нет.
Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения .
А. Нас охватило чувство страха … (причина).
Б. Я давно написал другу письмо … (противопоставление).
В. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).
1. Илюша у него учится; полтора целковых за урок плачу.
2. Он взял его к себе в секретари; в этом и вся его должность.
3. Приезжай-ка в наш городишко, Фома, всего десять верст; там есть домик за церковью, в первом переулке, с зелеными ставнями, премиленький домик вдовы-попадьи; как будто для тебя его и построили.
4. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней.
Правильный ответ -3, возможна синонимичная замена союзным предложением со словами а именно .
Карточка №3 А – 2, 3 Б — 1
2. Записать предложения, расставить знаки, определить вид, построить схемы.
а) Каштанка обнюхала все углы и двери заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного. ( И.П. Чехов )
б) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом… ( А. Блок )
в) Из лесу доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос. ( И.П. Чехов )
г) Еще одно последнее сказанье и летопись окончена моя. (А.С. Пушкин)
д) Самым дорогим кажется то во что твой труд вложен. (Пословица)
е) Чтоб музыкантом быть так надобно уменье. (И.А. Крылов)
ж) Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман. (А.С. Пушкин)
з) Самое главное было сделано мы переправились через реку. (В. Арсеньев)
и) Поздняя осень грачи улетели лес обнажился поля опустели только не сжата полоска одна. (Н.А. Некрасов)
к) Чин следовал ему он службу вдруг оставил. (А. Грибоедов)
3. Беседа по итогам выполнения задания.
1) Какие предложения называются бессоюзными сложными предложениями?
2) Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?
3) Какие отношения могут быть между частями бессоюзного сложного предложения?
4) К каким союзным предложениям близки бессоюзные сложные предложения со значением перечисления? Со значением противопоставления? С причинным, следственным, временным и условными значениями?
5) Какие из бессоюзных сложных предложений могут состоять только из двух частей и не допускают включения третьей,а в каких количество частей может быть увеличено?
6) Когда ставится каждый из этих знаков в бессоюзном сложном предложении ( запятая,точка с запятой, двоеточие, тире)?
4. Тренировочные упражнения. Расставьте нужные знаки препинания(карточки):
а) Вдруг позади нас в овраге раздался шум кто-то спускался к источнику. (И. Тургенев)
б) Солнце багряным кругом сползает к горизонту в сизую дымку закутывается тайга. (Г. Федосеев)
в) Назвался груздем полезай в кузов. (Пословица)
г) Потерянное золото можно найти потерянное время — никогда. (Пословица)
д) Смех крики ропот шум и ржанье все дышит буйством и войной. (М. Лермонтов)
Какое из предложений лишнее? Выполните его синтаксический разбор.
5. Вашему вниманию предлагается таблица:
Как бы вы ее озаглавили?
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Синонимичные синтаксические конструкции, которыми можно заменить бессоюзное сложное предложение
Значение перечисления (одновременность или последовательность)
запятая, точка с запятой
1. Значение причины: вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой
2. Значение пояснения: вторая часть поясняет содержание первой
3. Значение дополнения: вторая часть дополняет содержание первой
[ ], (потому что, так как).
1. Значение времени, условия: в первой части указывается на время или условие действия
2. Значение следствия, сравнения: вторая часть заключает в себе следствие, в ы в о д из того, о чём сообщается в первой, или содержит сравнение с тем,
о чём говорится в первой
3. Значение противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий
6. Обобщение изученного материала.
Чтобы правильно поставить знак препинания между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного нужно( вместе с учащимися строим схему-алгоритм):
Разбить сложное предложение на простые
Определить смысловые отношения между частями сложного предложения
Причины , пояснения. дополнения
Следствия , сравнения, противопоставления или быстрой смены событий
Значительно ли распространены, есть ли запятые внутри простых
точку с запятой
7. Подведение итогов.
— С какой темой мы сегодня с вами познакомились?
— Что нового вы узнали о сложных предложениях?
(Кроме ССП и СПП предложений есть БСП, где части простых предложений могут разделяться различными знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются ).
— Оценки за урок командам исследователей.
8. Домашнее задание.
Параграф 32-35, выполнить упражнение 200. Ваши отзывы об уроке-исследовании (устно).
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Источник
Нас охватило чувство страха причина дополнить бсп
1. Если втрое простое предложение в бессоюзном дополняет смысл первого, распространяя один из его членов, то между частями ставится:
в) точка с запятой
2. Укажите, какие схемы не могут быть отнесены к бессоюзным сложным предложениям.
в) [ ], а [ противопоставление]
3. Какие синтаксические отношения выражены в бессоюзном сложном предложении.
Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
а) перечислительные отношения б) сопоставительные отношения
4. Какое из бессоюзных сложных предложений при синонимичной замене интонационно – смысловой связи на союзную превратится в сложноподчиненное.
а) Я был уверен: виной всему было самовольное мое отсутствие из Оренбурга.
б) Моя любовь никому не принесла счастья: я ничем не жертвовал для тех, кого любил.
в) Трижды громкий клич прокричали — ни один боец и не тронулся.
г) Опять испорчена тетрадь — страничку надо вырывать.
5. Определите количество частей в бессоюзном предложении (знаки препинания не расставлены).
Уж небо осенью дышало
У ж реже солнышко блистало
Короче становился день
Лесов таинственная осень
С печальным шумом обнажалась
Ложился на поля туман
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу приближалась
Довольно скучная пора
Стоял ноябрь уж у двора.
а) 12 6)6 в) 8 г) 10
6. Укажите предложение, соответствующее схеме [условие] — [ ]. (знаки препинания не расставлены).
а) Я понимаю успеть к празднику нельзя.
б) Придешь поздно никого не будет дома.
в) Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.
г) Дрова все вышли топить нечем.
7. Укажите номера предложений, в которых нельзя поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
а) Такой вид спорта был небезопасен при сильном ветре скорость развивалась очень большая.
б) Сержант поднимет руку над головой все тотчас замирают.
в) Вдруг дверь каморки быстро распахнулась вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы.
г) У Сытиных был заведен обычай родился в семье ребенок сажай дерево под окнами.
д) Соловьи продолжают петь где-то начинает один и почти немедленно отвечает другой.
8. Какие знаки препинания следует поставить в бессоюзном сложном предложении.
Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения Лермонтов убегал «беседку с акациями в саду Врубель незаметно уходил в свою комнатку или в дедовскую библиотеку.
а) двоеточие и запятая
б) двоеточие и точка с запятой
в) запятая и двоеточие
г) точка с запятой и двоеточие
9. Укажите условие постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
Солнце на закате багрово — красное — день будет ветреным.
а) вторая часть заключает в ребе вывод, следствие
б) содержание первой части сравнивается с содержанием второй
в) части рисуют быструю смену событий
г) первая часть указывает на время или условие того, о чем говорится во второй
10. Укажите условие постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.
а) вторая часть поясняет первую
б) вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой
в) вторая часть дополняет содержание первой
1. Какое утверждение является неверным?
А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.
Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.
В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.
2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.
3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения .
А. Нас охватило чувство страха . (причина).
Б. Я давно написал другу письмо . (противопоставление).
В. Раздался удар грома . (быстрая смена событий).
4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.
5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги. чтобы получились предложения следующих типов:
А. простое с однородными членами (без союзов)
Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую
В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой
6. Какова роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер — предвестник бурана?
А. разделяет подлежащее и сказуемое
Б. обозначает пропуск члена предложения
В. разделяет части сложного бессоюзного предложения
Г. отделяет приложение
7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении: Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы.
А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого. Б. Предложения рисуют быструю смену событий.
В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.
8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении: Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стояли на реке.
А. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом.
Б. Второе предложение поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание.
В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение Карамзин свидетельствовал язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.
10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).
1. Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.
2. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.
3. До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.
4. Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
5. Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта — первой половине апреля.
1. Какое утверждение является неверным?
А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.
Б. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в союзных.
В. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.
2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Все вокруг побелело.
3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.
А. Мы хорошо отдохнули . (вывод или результат)
Б. Я взглянул на небо . (следствие)
В. Здесь нельзя проехать . (причина)
4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.
Б. Я подошел к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.
5. Продолжите предложение Юноша говорил мало, чтобы получились предложения следующих типов:
А. простое с однородными членами (без союзов)
Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую
В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой
6. Какова роль тире в предложении Ребята — их было четверо — держались в стороне?
А. разделяет подлежащее и сказуемое
Б. обозначает пропуск члена предложения
В. разделяет части сложного бессоюзного предложения
Г. выделяет вводное предложение
7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать — ноги от страха не двигались.
А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
Б. Предложения рисуют быструю смену событий.
В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.
8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
А. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом.
Б. Второе предложение поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание.
В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми ее признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим мы и не видели бы огня.
10. Прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены).
1. Не спится няня здесь так душно.
2. Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озера мало-помалу исчезали во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.
3. Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.
4. Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.
5. Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
Источник