Нас охватило чувство радости бсп причина
Бессоюзное сложное предложение
2 . Наступает время грибной охоты и лес зовет и манит.
Когда наступает время грибной охоты, трудно усидеть дома.
Трудно усидеть дома: наступает время грибной охоты.
(Возможны другие варианты)
3. А. Нас охватило чувство страха: мы оказались у топкого болота.
Б. Я давно написал другу письмо – он до сих пор мне не ответил.
В. Раздался удар грома – дождь забарабанил по крыше дома.
4. А. Любите книгу: она откроет вам много интересного.
Б. Я повторил приглашение — он ничего не ответил.
5. А. Даша задумчиво перелистывала страницы книги, рассматривала иллюстрации.
Б. Даша задумчиво перелистывала страницы книги, герои рассказа вновь вставали перед глазами.
В. Даша задумчиво перелистывала страницы книги; странные чувства, ранее никогда не испытанные, переполняли душу девушки.
9. Карамзин свидетельствовал: «Язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии, но и для звуков сердца».
Сложные бессоюзные: 3.
2. Ночью ударил первый морозец с ветерком, и все вокруг побелело.
Ночью ударил первый морозец с ветерком, после теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.
Так как ночью ударил первый морозец с ветерком, всё вокруг побелело.
3. А. Мы хорошо отдохнули – можно снова приступать к делу.
Б. Я взглянул на небо – мне стало немного страшно.
В. Здесь нельзя проехать: дорога завалена деревьями.
4. А. Было решено отправиться пораньше – мы встали чуть свет.
Б. Я подошел к окну и увидел: ночью снег запорошил весь сад.
5. А. Юноша говорил мало, смотрел по сторонам, о чём-то размышлял.
Б . Юноша говорил мало, желание собеседников увлечь его темой разговора оказалось тщетным.
В . Юноша говорил мало, без настроения, часто зевая; все вокруг горячо спорили, перебивая друг друга, желая доказать что-то своё.
9. Когда мы произносим какое-нибудь слово, то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете; так, например, произнося слово огонь, мы представляем себе эту стихию со всеми ее признаками: светом, жгучестью и горением, хотя бы в то время, как мы говорим, мы и не видели бы огня.
Источник
Урок русского языка «Бессоюзные сложные предложения»
Описание разработки
Задачи урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном бессоюзном предложении;
закрепить навык постановки различных знаков препинания в сложном бессоюзном предложении; развитие монологической речи учащихся; воспитание интереса к русскому языку.
Ход урока
Организационный момент
Сегодня мы повторим семантику БСП, способы связи простых предложений в составе сложного, закрепим навык постановки знаков препинания.
Лексико – орографическая разминка
— Объяснить значения слов
Аккредитив – м. р. Абонемент – м. р.
Рапорт – м. р. меморандум – м. р.
Протокол – м. р. Абонент – м. р.
Ультиматум – м. р. Доверенность – ж. р.
Аттестат – м. р. Бюллетень – м. р.
Ходатайство – ср. р. Коммюнике – ср. р.
— Расставьте ударение в словах
— Что в них общего? (сущ. , официально – деловой стиль)
— Каковы лексические признаки официально – делового стиля?
1) языковые штампы (канцеляризмы, клише): ставить вопрос, на основании решения, входящие — исходящие документы, контроль за исполнением возложить, по истечении срока.
2) профессиональную терминологию: недоимка, алиби, черный нал, теневой бизнес;
— Какое слово может быть лишним?
А) доверенность – ж. р. приставочно – суффиксальный способ
Б) бюллетень – согласные мягкие
В) абонент – одуш. предмет
Г) ходатайство – ср. р.
— Подберите синонимичные пары к слову АТТЕСТАТ – свидетельство, диплом.
— В каких словах число букв и звуков не совпадают? За счет чего это происходит?
— Дайте лексическое толкование последнего слова (КОММЮНИКЕ – официальное сообщение по вопросам международного значения).
— Составьте с этим словом предложение.
Синтаксический разбор предложения
Конвенция, коммюнике, декларация, меморандум, нота относятся к языку дипломатических актов, которые играют основную роль в международной терминологии.
Отметьте, из скольких частей (морфем) состоит каждое слово?
электр — о — свет — о — вод — о — леч — ениi — е 9
из — вест — и — ть 4
вольн — о — дум — ец 4
лев — о — береж — н — ый 5
ст — о — пят — и — десят — и — миллион — н — ый 9
В словах что, волчий, дам, гадаю, змея, змей, веселье, рисунок, две выделите окончания.
ч — то, волчий( ) , да — м, гадаj — у, змеj — а, змей( ), весельj — е, рисунок( ), дв — е.
Источник
«Бессоюзные сложные предложения»
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Итоговая работа по теме «Бессоюзные сложные предложения»
1 . Какое утверждение является неверным?
А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.
Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.
В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.
2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.
3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.
А. Нас охватило чувство страха … (причина).
Б. Я давно написал другу письмо … (противопоставление).
В. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).
4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.
5. Продолжите предложение Маша задумчиво перелистывала страницы книги …, чтобы получились предложения следующих типов:
А. простое с однородными членами (без союзов)
Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую
В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой
6. Каково роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?
А. разделяет подлежащее и сказуемое
Б. обозначает пропуск члена предложения
В. разделяет части сложного бессоюзного предложения
Г. отделяет предложение
7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.
А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
Б. Предложения рисуют быструю смену событий.
В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.
8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стояли на реке.
А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.
Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение
Карамзин свидетельствовал язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.
10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).
1) Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.
2) Волнистые облака рассеялись и стало жарко.
3) До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.
4) Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
5) Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.
Виды предложений предложения
Итоговая работа по теме «Бессоюзные сложные предложения»
1. Какое утверждение является неверным?
А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.
Б. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.
В. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.
2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.
3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.
А. Мы хорошо отдохнули … (вывод или результат).
Б. Я взглянул на небо … (следствие).
В. Здесь нельзя проехать … (причина).
4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.
Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.
5. Продолжите предложение Юноша говорил мало …, чтобы получились предложения следующих типов:
А. простое с однородными членами (без союзов)
Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую
В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой
6. Каково роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне?
А. разделяет подлежащее и сказуемое
Б. обозначает пропуск члена предложения
В. разделяет части сложного бессоюзного предложения
Г. выделяет вводное предложение
7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.
А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
Б. Предложения рисуют быструю смену событий.
В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.
8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.
Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение
Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением .
10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).
1) Не спится няня здесь так душно.
2) Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезли во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.
3) Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.
4) Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.
5) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
Источник
1. Допишите предложение, образуя бессоюзные сложные предложения.
А. Нас охватило чувство страха… (причина).
Б. Я давно написал другу письмо… (противопоставление).
В. Раздался удар грома . (быстрая смена событий).
2. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.
3. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном пред¬ложении
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы.
А. Содержание одного предложения противопоставлено содержа¬нию другого.
Б. Предложения рисуют быструю смену событий.
В. Второе предложение заключает в себе вывод. следствие из того, о чём говорится в первом предложении.
4. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомые села, я обнару¬жил: они все стояли на реке.
А. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом.
Б. Второе предложение поясняет первое. т. е. раскрывает его содер¬жание.
В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
5. Запишите, расставляя знаки препинания предложение Карамзин свидетельствовал язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.
6. Прочитайте предложения (знаки препинания не постав¬лены).
1. Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно замет¬ны приметы наступления осени.
1. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.
2. До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носи¬ли завтрак.
4. Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойст¬вах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чув¬ствует сокровенную прелесть нашей земли.
5. Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта ¬- первой половине апреля.
Виды предложений Номер предложения
7. Закончите предложение: между. частями бессоюз¬ного сложного предложения со значением перечисления ставится _____________________.
8. Укажите верные утверждения.
Двоеточие между частями бессоюзного сложно• го предложения ставится:
а) если вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части
б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких-либо ее членов
в) если первая часть указывает на время того, о чем говорится во второй части.
г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части
Источник