Нарушения эмоционально волевой сферы при опорно двигательном аппарате

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами: СЛАЙД

— Биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

— Социальными условиями — воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Особенности личности ребенка с аномалиями развития, в том числе ДЦП, связанные, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Среди видов аномального развития детей с церебральным параличом часто встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма СЛАЙД . В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. Психическое развитие при инфантилизме характеризуется неравномерностью созревания отдельных психических функций.

В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием данного момента. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо: для этих детей характерны нарушения целенаправленной деятельности. Все эти особенности, по данным В. Ковалева (1973), составляют в совокупности феномен «школьной незрелости», что оказывается на первом этапе школьного обучения.

Поражение незрелого головного мозга при детском церебральном параличе приводит к тому, что корковые мозговые структуры (особенно поздно формируются лобные отделы) созревают неравномерно и в замедленном темпе, что и служит причиной изменений личности по типу психического инфантилизма. Однако специфическим условием развития этого типа отклонений личности является неправильное воспитание, ограничение деятельности, связанное с двигательной и речевой недостаточностью.

Незрелость больных детей, преимущественно их эмоционально-волевой сферы, сохраняется нередко и в старшем школьном возрасте и препятствует их школьной, трудовой и социальной адаптации.

Особенностью психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом является то, что он носит осложненный характер.

Выделены СЛАЙД три варианта осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом.

СЛАЙД Первый невропатическая вариант осложненного инфантилизма представляет собой сочетание психического инфантилизма с проявлениями невропатии (В. Ковалев). При невропатической варианте психического инфантилизма дети с ДЦП отличаются сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемости с пугливостью, неуверенностью в своих силах. Преобладают реакции пассивного протеста (отказ от еды, от устного общения с определенными лицами (избирательный мутизм), нарушение отдельных соматовегетативных функций; совершение суицидальной попытки).

СЛАЙД Второй вариант осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом представляет собой сочетание психического инфантилизма с симптомами раздражительной слабости. Проявления эмоционально-волевой незрелости у этих детей сочетается с повышенной эмоциональной возбудимостью, с нарушением внимания, нередко и памяти, низкой работоспособностью. Поведение отличается раздражительностью, несдержанностью, конфликтностью с окружающими. Эти дети требуют к себе постоянного внимания, одобрения своих действий.

СЛАЙД Третий вариант осложненного психического инфантилизма относится к так называемому органического инфантилизма, описанного отечественными психиатрами Г. Сухарев, С. Мнухин и др. В основе органического инфантилизма — сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы с нарушениями интеллектуальной деятельности, проявляющиеся в виде инертности, туго- подвижности мышления. Эти дети часто бывают благодушные, в них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа своих действий и поступков. Проявление органического инфантилизма чаще наблюдалось при атоничная-астатической форме церебрального паралича, когда имеет место поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Это связано с той ролью, которую играет лобная кора в развитии целенаправленной деятельности, мотивации.

Степень нарушения двигательных функций не определяет степень нарушения эмоционально-волевой и других сфер личности у детей с ДЦП.

Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения у детей с ДЦП в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Для этих детей характерна быстрая смена настроения.

Более многочисленная группа детей, наоборот, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Такие дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в быстро меняющихся внешних условий. В момент страха у них наблюдается ускоренные пульс и дыхание, повышается мышечный тонус, появляется пот, усиливаются слюнотечение и гиперкинезы. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью.

СЛАЙД Часто у детей с ДЦП наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями. СЛАЙД При воспитании таких детей важно соблюдать режим дня. СЛАЙД Они должны находиться в спокойной обстановке, перед сном избегать шумных игр, влияния различных резких раздражителей. Желательно ограничить просмотр телепередач.

Читайте также:  Если мучает чувство тревоги

Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП. Они быстро становятся вялыми или раздражительными и плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро теряют к нему интерес, отказываются от его выполнения. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.

Развитие организованности и целеустремленности всех видов деятельности в такого ребенка проходит с большим трудом и предполагает активное участие волевых процессов.

Волевая активность детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеет свои особенности. Исследования Н. Сараево позволили подразделить СЛАЙД факторы, определяющие особенности волевой сферы детей с ДЦП, на объективные, к которым относятся условия заболевания, длительное пребывание в лечебном заведении, искусственное ограничение активности, особое отношение к больному ребенку окружающих, и субъективные, такие, как отношение подростка к своему заболеванию и самооценка.

СЛАЙД По уровню волевого развития среди испытуемых выявлено три основных группы.

Для первой группы характерно общее снижение эмоционально волевого тонуса, астенизация поведения, волевой инфантилизм. Это проявляется в неумении, а порой и нежелании ребенка регулировать свое поведение, в общей вялости, которая доходит до апатии в одних, и в крайней несдержанности в других, в отсутствии достаточного упорства в достижении как коррекционно-восстановительного эффекта, так и хороших результатов в учебной работе.

СЛАЙД Вторую группу составляют подростки, уровень волевого развития которых достаточно высок. Обладая адекватной самооценкой, правильно определяя свои возможности, подростки данной группы способны на основе длительных волевых усилий мобилизовать компенсаторные силы организма и личности. Они активно ведут борьбу с заболеванием и его последствиями, настойчивы в достижении терапевтического эффекта, сдержанные и терпеливы, проявляют настойчивость в учебе, развивают свою самостоятельность, занимаются самовоспитанием.

СЛАЙД Уровень волевого развития подростков, входящих в третью группу, можно определить как средний. В зависимости от состояния здоровья, самочувствия, многих других обстоятельств подростки эпизодически проявляют достаточную волевую активность.

В указанные выше группы входят подростки, которые имеют различные по степени тяжести поражения опорно-двигательного аппарата.

У большинства детей с ДЦП отмечается патохарактерологические формирования личности. Черты характера формируются и закрепляются у детей с ДЦП в значительной степени из-за воспитания по типу гиперопеки или при неоправданно жесткой позиции в воспитании ребенка с ДЦП.

Акцентуации характера подростков с ДЦП были рассмотрены И Левченко. Среди обследованных удалось обнаружить только часть тех типов акцентуации, которые выявляются при обследовании здоровых подростков: астеноневротический (20%), сенситивный (19%), неустойчивый (22%), психоастенический (21%). Обращала на себя внимание относительно большая частота больных с ДЦП с данными типами акцентуации, которые у здоровых подростков наблюдались крайне редко.

С большой частотой в группе обследованных было выявлено неустойчивый тип акцентуации характера, который столь же часто встречается и в норме. В процессе исследования И. Левченко не выявила детей гипертимного, лабильного и циклоидного типов акцентуации характера. Она предположила, что конституционно обусловленные черты этих типов у детей данной категории нивелируются под влиянием малоподвижного образа жизни, переживания дефекта и других факторов [1].

Исследуя особенности формирования Я-образа у школьников с церебральным параличом А. Романенко обнаружила, что своеобразие формирования Я-образа у школьников с церебральным параличом обусловлена особенностями взаимодействия трех основных факторов: СЛАЙД

Во-первых, биологическим фактором, поскольку при детском церебральном параличе нарушается интеграция сенсорной информации, поступающей извне и изнутри и интерпретируется мозгом. Это становится препятствием при формировании различного вида представлений, составляющих Я-образ личности.

Во-вторых, функциональным фактором, определяется степенью дефицитарности двигательной сферы, ограниченностью возможностей больного ребенка к активному познанию окружающего мира и его взаимодействия с ней.

В-третьих, социальным фактором, который объединяет в себе как психотравмирующий характер общения с социумом, так и особенности реагирования на свой физический дефект, его субъективную значимость для ребенка.

В ходе исследования А. Романенко пришла к выводу, что у школьников с церебральным параличом отмечается более низкая степень развития когнитивного компонента Я-образа по сравнению со здоровыми сверстниками. Это проявляется в замедленной динамике формирования понятий, составляющих Я-образ личности, в неадекватности их понимания, слабой обобщенности и дифференцированности. Причинами когнитивной упрощенности Я-образа является как недостаточность условий для полноценного развития вследствие двигательного дефекта, так и защитно-компенсаторного вытеснения травмирующего для личности осознание собственных качеств.

Читайте также:  Чувствуй жизнь чувствуй ветер

СЛАЙД Нередко для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерна слабая познавательная активность, частично обусловлена ​​недостаточностью коммуникационных функций. Особенно остро стоит эта проблема в подростковом возрасте, поскольку физические и речевые дефекты препятствуют подростку с ограниченными возможностями полноценно общаться со сверстниками.

По мнению Т. Скрипник, в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями является два типа препятствий. Первый тип — это определенные физические, физиологические или психические расстройства ребенка, второй — вторичные явления, такие как собственная неполноценность, отчужденность.

Поэтому, у ребенка с ДЦП наблюдается своеобразный дисгармоничный психическое развитие, специфика которого определяется как биологическими факторами, так и факторами социальными. Развитие ребенка в условиях болезни, а также неблагоприятные социальные условия негативно сказываются на формир овании всех сторон личности ребенка, страдающего детским церебральным параличом. СЛАЙД

Источник

Нарушения эмоционально волевой сферы при опорно двигательном аппарате

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: В последние годы медики констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате.

Статья:

В последние годы медики констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате.

Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит.

Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, проходит на фоне хорошо организованного не только двигательного, но и профилактического режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.

Контингент воспитанников групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) – это дети, имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата, который формируется из числа детей, прошедших городскую психолого–медико-педагогическую комиссию и получивших рекомендации продолжить дальнейшее обучение в ДОУ IV вида. Данный контингент детей нуждается в коррекционно-развивающем образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.

Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста:

Дисплазия тазобедренных суставов

Вальгусная деформация коленных суставов

Плоско-вальгусная деформация стоп

Деформация грудной клетки

Дети, имеющие нарушения функций ОДА разной степени выраженности и не имеющие достаточно развитого уровня сенсомоторного опыта, испытывают определенные трудности в процессе овладения программным материалом. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием мышления, восприятия, внимания, памяти и несформированностью всех компонентов речевой функциональной системы.

У детей с нарушением функций ОДА снижена умственная работоспособность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познавательного опыта, проводит к искажению мыслительной деятельности. У дошкольников замедленна артикуляционная моторика, расстроена динамическая координация и соразмерность как тонких, так и общих движений движений. Указанные трудности затрудняют усвоение учебной программы и формируют особые образовательные потребности у наших воспитанников.

Особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушением ОДА:
• двигательная нескоординированность;
• нарушения в соблюдении темпа движений;
• низкая работоспособность;
• повышенная утомляемость;
• отставание в физическом развитии;
• ограниченность определенных видов движений (в зависимости от диагноза);
• затруднения в освоении отдельных или основных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
• затруднения в фиксации положения на определенное время;
• заторможенность.
У детей старшего дошкольного возраста:
• затруднения в соблюдении точности движений;
• низкий уровень развития некоторых физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости);
• затруднения в освоении определенных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
• затруднения в принятии правильной осанки и фиксации положения туловища на определенное время;
• недостаточное развитие моторных функций пальцев рук;
• ограничение определенных видов движений (в зависимости от диагноза).

Читайте также:  Когда вы чувствуете себя одинокими

Вопрос физической реабилитации дошкольника в стенах дошкольного, а не лечебного учреждения очень актуален. Дошкольники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в работе коррекционно-развивающего характера, в целенаправленном воздействии на коррекцию недостатков, которые могут привести к нарушению умственной работоспособности, вызвать трудности во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, в дальнейшем овладении познавательным опытом на этапе школьной ступени обучения.

Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания в дошкольном учреждении для детей с ОДА строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей.

Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа:
1 этап – формирование предпосылок для развития высших психических функций, что предполагает:
• профилактику и коррекцию двигательной сферы;
• стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;
• развитие общей и ручной моторики;
• развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
• обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
• развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как, выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность), скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов, способность к концентрации и к распределению внимания;
• готовность к сотрудничеству со взрослым;
• стимуляцию речевого развития ребенка.
2 этап – формирование предпосылок к школьному обучению. На данном этапе коррекционно-педагогическая работа направлена на реализацию следующих задач:
• формирование чувства самоконтроля за правильным положением тела;
• развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
• укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствование двигательной сферы;
• развитие познавательной деятельности и формирование определенного запаса представлений об окружающем;
• целенаправленное формирование высших психических функций и предпосылок к школьному обучению;
• развитие речи и коммуникативной деятельности;
• формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется под руководством врача-ортопеда в тесной взаимосвязи с инструктором по физической культуре и плаванию, воспитателем, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, родителями воспитанников. Практически во всех видах образовательной деятельности в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушением ОДА. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от выраженности недостатков в развитии.

Педагоги в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, решает следующие группы задач:

1. Реабилитационные
 разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;
 укрепление мышечного корсета;
 формирование правильной осанки;
 коррекция плоскостопия.
2. Коррекционно – развивающие
 укрепление здоровья и повышение работоспособности детей с нарушением функций ОДА;
 развитие динамической координации и соразмерности движений;
 развитие статического равновесия;
 развитие пространственной ориентировки;
 развитие двигательного воображения и творчества, музыкального слуха и чувства ритма ребенка;
 формирование умений и навыков выразительных, грациозных движений и осознанного отношения к ним.
3. Образовательные
 формирование навыков выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
 развитие умения переключаться от выполнения одних движений к другим;
 развитие самоконтроля при выполнении физических упражнений;
 увеличение силовой выносливости мышц;
4. Оздоровительные
 снятие психологической напряженности и создание оптимистического настроения
 выработка привычек здорового образа жизни;
 повышение приспособляемости и работоспособности органов и систем растущего организма;
 закаливание организма, профилактика простудных заболеваний;
 обеспечение пропорционального развития всех мышечных групп;
 формирование опорно-двигательного аппарата и воспитание правильной осанки
5. Нравственно – воспитательные
 воспитание гигиенических привычек и телесной рефлексии;
 воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности;
 поддержание интереса к двигательной деятельности;
 воспитание желания участвовать в организованных формах работы по физической культуре, совместно с другими детьми: подчинять свое поведение правилам в подвижных играх.

Источник

Оцените статью