Нарушения эмоционально волевой сферы презентация

Презентация на тему: «Особенности эмоциональных нарушений и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
презентация к уроку

Особенности поведения детей с ЗПР

Скачать:

Вложение Размер
deti_s_zpr.ppt 206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Особенности эмоциональных нарушений и поведения детей с ЗПР

Задержка психического развития Задержка психического развития (ЗПР) – это отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе.

Виды ЗПР: — конституциональная ЗПР ( вызвана замедлением созревания центральной нервной системы у детей, чаще всего она передаётся по наследству) — психогенная ЗПР( данный вид ЗПР обусловлен неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребёнок) — соматогенная ЗПР (обусловлена тяжёлыми и длительными соматическими заболеваниями ребёнка в раннем возрасте) — церебрально-органическая ЗПР( обусловлена органическим поражением головного мозга, возникшим в результате патологий беременности, родовых травм, тяжёлых заболеваний, перенесённых в раннем возрасте.

Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения: через переживание положительной или отрицательной эмоции выражается оценка события, явления. Эмоции могут служить способом познания мира , общения с другими , кроме того, они насыщают человеческую жизнь красотой и богатством переживаний, делают ее полифоничной.

Неблагоприятным фоном для формирования эмоционального неблагополучия у детей с нарушениями интеллекта является органическое поражение центральной нервной системы, что способствует следующим факторам: — незрелость эмоционально-волевой сферы; — органический инфантилизм; — несогласованность эмоциональных процессов; — гиперактивность; — импульсивность; — склонность к аффективным вспышкам

У детей с нарушениями интеллекта эмоциональное развитие задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. они более, чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства.

Эмоциональная сфера при ЗПР конституционального происхождения Психический инфантилизм — эмоциональная сфера у этих детей как бы находится на более ранней ступени развития. Для них характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, порывистые движения, неосторожность, непредусмотрительность, плаксивость. Такие дети наивны, доверчивы, тяжело приспосабливаются к новым условиям. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы.

Эмоциональная сфера при ЗПР психогенного происхождения развивается на фоне патологического формирования личности : — в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности. Такой ребенок является заводилой всех беспорядков в классе и, по-видимому, получает от этого большое удовольствие. — по типу «кумира семьи» — в условиях гиперопеки, в которой не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, установка на постоянную помощь и опеку; — по невротическому типу — в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье. Там, где нет взаимной любви, доверия. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы.

Эмоциональная сфера при ЗПР соматогенного происхождения Эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. В связи с этим у младшего школьника преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, неустойчивость, вялость, сниженная выносливость, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой (даже игровой) деятельности. Эмоциональное развитие обусловлено рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности.

Эмоциональная сфера при ЗПР церебро-органического происхождения Отмечаются : слабая заинтересованность, низкий уровень притязаний ,пониженный фон настроения, нерешительность, боязливость, нервозоподобные и психатоподобные нарушения на фоне поражения ЦНС. Дети очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими. Среди детей данной категории выделяется группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозимости.

Агрессивный ребёнок Агрессивность у детей с ЗПР связана, прежде всего, с незрелостью его нервной системы, с ограниченностью выбора при переживаниях, поэтому наиболее удовлетворительным для ребёнка решением может оказаться и физическая или вербальная реакция. Зачастую причиной агрессивного поведения детей с ЗПР служит страх, обида, пережитая душевная травма. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Агрессивный ребенок , как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия-это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Коррекционная работа с агрессивными детьми Рекомендуется проводить работу с агрессивными детьми в четырех направлениях: — Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме. — Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания. — Отработка навыков общения. — Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты).

Направление коррекционной работы при нарушениях эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР — повышение самооценки, активности и самостоятельности; — обучение ребенка умению управлять своим поведением; — смягчение эмоционального дискомфорта у детей; — устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями (повышенная возбудимость, тревожная мнительность, страхи и др.); — отработка навыков общения, развитие познавательной активности; — снятие мышечного напряжнения;

Методы и методики коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР — Беседы, ролевые игры; — Поручения, упражнения; — Арт-терапия; — Тренинги , психогимнастика; Закаливание организма, дыхательная гимнастика; индивидуальные занятия

Правила работы с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы Не сравнивайте ребенка с окружающими. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

Рекомендаций для тех, кто непосредственно общается детьми, испытывающими эмоциональные затруднения Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо помочь ребенку адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции — это результат длительного зажима эмоций.

Не надо пытаться в процессе занятий с трудными детьми полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Это невозможно в повседневной жизни, и искусственное создание «тепличных условий» лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность. Важно помнить, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, т.к. изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку.

Вывод: В заключение можно отметить, что не существует плохих или хороших эмоций, и педагог во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному для ребенка уровню организации эмоциональной сферы, способствовать регуляции поведенческих аспектов ребенка, оптимальным способам социализации. Прогноз развития указанной аномалии целиком и полностью зависит от внешних обстоятельств воспитания: от степени воспитательных воздействий, коррекционной работы, от характера социальной сферы, в которой живет ребёнок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен материал о взаимодействии ОУ с социумом по вопросам адаптации детей с ОВЗ в среднем звене.

Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации.

В данном материале расскрывается значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности. Акцентируется внимание на необходимость проведения коррекционно.

В презентации раскрываются:- проблемы родителей ребенка с ОВЗ;- формы работы педагога с родителями; — роль семьи в социализации ребенка с ОВЗ;- проблемы социализации ребенка с ОВЗ;- линии поведен.

В презентации рассказывается о методах и приемах работы с родителями детей с ОВЗ.

В презентации представлен опыт работы педагогов СОГБОУ «Сказка&quot.

Особенности эмоционального поведения детей с ЗПР.

Источник

Презентация «Эмоциональные расстройства у детей»
презентация по коррекционной педагогике на тему

Эмоциональные расстройства и социопатии составляют две самые большие группы наиболее часто встречающихся нарушений. Эмоциональные расстройства, как уже видно из их названия, характеризуются такими ненормальными эмоциональными состояниями, как тревога, фобия, депрессия, навязчивость, ипохондрия и пр. На практике врач обычно определяет состояние больного в соответствии с той формой, которую принимает эмоциональное расстройство, например состояние фобий или депрессии. Эти состояния обычно называют «неврозами» однако, нам кажется, что при диагностике ребенка лучше отказаться от использования этого термина, так как подобные состояния у детей в очень ограниченных пределах аналогичны невротическим состояниям у взрослых.

Детские эмоции, как и эмоции взрослого человека, напрямую связаны с внутренним миром маленького человечка, его переживаниями и восприятием разных жизненных ситуаций. Наиболее распространенные нарушения эмоциональной сферы у детей – это состояния аффектов, фрустрации, страхи, гипербулия, гипобулия, абулия, навязчивое и копульсивное влечение.

В данной презентации вы найдете подробное описание каждого из этих состояний ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
kondrasheva_a_do-2.pptx 1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Эмоциональные расстройства у детей» Подготовила воспитатель ДУУ «Ладушки» Кондрашева Анастасия Андреевна

Эмоциональные расстройства и социопатии составляют две самые большие группы наиболее часто встречающихся нарушений. Эмоциональные расстройства, как уже видно из их названия, характеризуются такими ненормальными эмоциональными состояниями, как тревога, фобия, депрессия, навязчивость, ипохондрия и пр. На практике врач обычно определяет состояние больного в соответствии с той формой, которую принимает эмоциональное расстройство, например состояние фобий или депрессии. Эти состояния обычно называют «неврозами» однако, нам кажется, что при диагностике ребенка лучше отказаться от использования этого термина, так как подобные состояния у детей в очень ограниченных пределах аналогичны невротическим состояниям у взрослых. Эмоциональные расстройства у детей

Детские эмоции, как и эмоции взрослого человека, напрямую связаны с внутренним миром маленького человечка, его переживаниями и восприятием разных жизненных ситуаций. Наиболее распространенные нарушения эмоциональной сферы у детей – это состояния аффектов, фрустрации, страхи, гипербулия , гипобулия , абулия, навязчивое и копульсивное влечение. Давайте попробуем разобраться, в чем их смысл.

Аффект Наиболее распространенное нарушение эмоционального развития – это состояние аффекта, которое возникает, как правило, в стрессовых для малыша ситуациях (изменение режима дня, образа жизни, переезд, ссоры в семье или развод родителей). Аффективные состояния характеризуются кратковременностью и очень бурными проявлениями. Может произойти сбой в работе внутренних органов, потеря контроля над действиями и эмоциями. Все это негативно воздействует на самочувствие крохи.

Фрустрация Эмоциональное состояние любого ребенка зависит от его возраста. На каждом возрастном этапе у детей наблюдаются личностные кризисы. По мере развития у малышей формируются новые потребности, обладающие эмоциональным компонентом. Если по завершению определенного возрастного этапа потребность не удовлетворяется или длительное время подавляется, то ребенок впадает в состояние фрустрации. Это расстройство психоэмоционального характера, означающее непреодолимые сложности на пути к удовлетворению потребностей и желаний. Проявляться фрустрация может в виде агрессии или депрессии. Причинами такого нарушения чаще всего являются недовольство ребенка общением с родителями и сверстниками, дефицит человеческого тепла и ласки, а также неблагополучная ситуация в семье.

Страхи Третье распространенное нарушение психоэмоциональной сферы – страх. Это состояние означает наличие мнимой или реальной угрозы существованию данного человека. Появляться страхи могут у детей практически любого возраста в зависимости от накопленного опыта, уровня самостоятельности, воображения, чувствительности и тревожности. Часто страхи мучают застенчивых и неуверенных в себе детей. Наука выделяет конкретные и символические типы страхов. Конкретные страхи вызваны определенными существами или предметами повседневной жизни (например, собаки, машины или работающий пылесос). Как правило, к трем годам малыши уже спокойно реагируют на большинство раздражителей, особенно если часто с ними сталкиваются. Однако в этом возрасте могут появляться символические страхи, которые имеют неопределенную форму и больше похожи на фантазии. Есть еще страхи, возникающие на основе развитого воображения у детей, — это страхи, связанные с героями сказок, темной пустой комнатой и прочие.

Гипербулия , гипобулия и абулия Гипербулия – это повышенная тяга к чему либо (например, обжорство или игромания ). Гипобулия – наоборот, состояние общего снижения воли и желаний, проявляющееся в отсутствии потребности в общении и тягостным отношением к необходимости поддерживать беседу. Такие детки погружены в свои страдания полностью и попросту не замечают окружающих. Абулия – это синдром резкого снижения воли, самое тяжелое состояние.

Навязчивое и компульсивное влечение Ребенок может кратковременно контролировать свое навязчивое влечение в зависимости от ситуации. Однако при первом же удобном случае он удовлетворит свою потребность, испытав перед этим сильные негативные переживания (например, если человек страдает навязчивым страхом загрязнения, то он обязательно тщательно вымоет руки, когда его никто не будет видеть). Компульсивное влечение – это крайняя степень навязчивого желания, оно сравнимо с инстинктами, которые человек стремится немедленно удовлетворить, даже если за этим последует наказание. Дети с эмоциональными нарушениями часто становятся необщительными, некоммуникабельными, капризными, упрямыми, агрессивными или наоборот глубоко депрессивными.

Коррекция эмоциональных нарушений — важный аспект в воспитании ребенка. Правильно используя психологические методы, можно не только нивелировать нарушения эмоциональной сферы малыша, но и смягчить эмоциональный дискомфорт, развить самостоятельность, бороться с агрессивностью, мнительностью и тревожностью, свойственными нестабильной детской психике. Психологическая коррекция Сегодня все нарушения эмоционально-волевой сферы корректируются с помощью двух подходов: психодинамического и поведенческого. Психодинамический подход призван создать условия, снимающие внешние социальные преграды на пути развертывания внутреннего конфликта. Поведенческий подход помогает ребенку усвоить новые реакции.

Различные эмоционально-волевые нарушения в разной степени поддаются тому или иному методу лечения. Подбирая метод психокоррекции , нужно исходить из специфики конфликта, влияющего на благополучие ребенка. Наиболее распространенными и эффективными считаются игровые методы коррекции, поскольку игра – это естественная форма деятельности малышей. Сюжетно-ролевые игры способствуют исправлению самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основная задача игр-драматизаций также коррекция эмоциональной сферы. Как правило, такие игры построены в форме знакомых ребенку сказок. Ребенок не только подражает персонажу, но и отождествляет его с собой. Особое значение имеют подвижные игры (пятнашки, жмурки), обеспечивающие эмоциональную разрядку и развивающие координацию движений. Популярен сегодня также метод арт-терапии , основанный на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания. Чаще всего этот метод используют для коррекции страхов у детей и подростков.

Библиография 1. Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р. Система коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у детей с расстройствами развития // «Школа здоровья», №3, 2007 2. Воропаева И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников: Ме­тодическое пособие. — М: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993 — 56 с. 3. Изотова Е.А., Никифоров Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш . учеб. завед . – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 228с. 4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.

Источник

Читайте также:  Если все время чувствуешь мочевой пузырь
Оцените статью