Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста
Екатерина Силивертстова
Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста
Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании психологии семьи, трудности у ребенка являются своеобразным симптомом трудностей семьи, отношений между родителями. Порядок преодоления эмоционально-волевых нарушений у ребенка дошкольного возраста следует осуществлять коррекцию на уровне семейной системы в первую очередь.
На основании анализа научной литературы и научно-практических разработок моих коллег, удалось выделить следующие подходы, направления в работе с эмоционально-волевыми расстройствами у детей дошкольного возраста:
медикаментозное лечение. Проводится при наличии органической патологии, невротических расстройств и других нарушений. Назначение препаратов осуществляется врачом – невропатологом или психиатром;
коррекционные психолого-педагогические занятия – в рамках дошкольного учреждения;
функциональная терапия (музыкальная, игровая);
семейная психотерапия, в процессе которой проводится работа не только с ребенком, но и с его семьей.
ритмика; ЛФК; физиотерапия;
Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра, через игру ребенок познает мир, усваивает нормы поведения, взаимоотношения в обществе. Поэтому построение коррекционной и развивающей работы психолога в игровой форме будет наиболее эффективны в достижении социально приемлемого поведения и психологического комфорта, благоприятного психоэмоционального состояния ребенка на занятии и за его пределами. В связи с чем методы игровой терапии идеально подходят для коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
Сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, логично отдать в начале коррекционно-развивающего процесса предпочтение именно двигательным методам. Нейропсихологическая работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приёмы. Поэтому нейропсихологические методы коррекционно-развивающей работы с детьми становятся наиболее актуальными в деятельности психологов, дефектологов, учителей-логопедов в современной действительности.
Для старших дошкольников характерно уже более осознанное поведение, активно развивается рефлексия, и здесь мы можем частично применять элементы когнитивно-поведенческой терапии, работать с конструктивные и деструктивными установками детей, моделями поведения.
Виды техник и упражнений, используемых в процессе реализации коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы:
Психогимнастика включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья ребенка с проблемами или коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На непосредственно образовательной деятельности дошкольники обучаются эле-ментам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.
Игры упражнения на изучение эмоций, чувств, переживаний человека и развитие рефлексии:
Нейропсихологические методики и техники основывается на представлении о динамической системной локализации высших функций мозга; работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приёмы. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста направлена на определение уровня несформированности высших функций, выявление компенсаторных возможностей, становление и развитие дефицитарных психологических процессов.
Это достигается за счет опоры на сохранные сильные звенья и установления взаимодействия между функциями. В первую очередь, необходимо понимать, что данные методики не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Упражнения на память и внимание, мышление: комплексное развитие познавательной сферы ребенка в игровой форме, обеспечивающее эффективность интеллектуальной деятельности.
Упражнения на счет: последовательное повторение цифр задает ритм и темп выполнения действий. Считалки еще и способствуют механическому запоминанию счета в пределах первого десятка.
Подвижные игры, хороводы, физминутки, коллективные творческие задачки: эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Арттерапия — синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины «психологии, а в лечебной и психо-коррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Среди арт-терапевтических методов в данной программе используются следующие виды:
Изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т. д. Техники изотерапии эффективны психосоматических расстройств, личностных нарушений: эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества; повышенная тревожность, страхи, низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.
Применение изотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями развития позволяет получить положительные результаты:
— развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, восприятия;
— создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
— обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование (социально приемлемыми формами) у детей с агрессивными проявлениями;
— оказывается влияние на развитие произвольности и способности к саморегуляции, уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком;
Коррекционная ритмика: специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Этот вид кинезитерапии помимо коррекции психоэмоциональных и психомоторных нарушений эффективен и в преодолении отклонений в развитии внимания, памяти, воображения, речи. Задача лечебной, коррекционной ритмики состоит в том, чтобы с помощью ритмо-физических упражнений под музыку развивать чувство ритма и использовать его в лечебно-восстановительных целях.
Имаготерапия лечебное воздействие через образ, театрализацию.
Имаготерапия с дошкольниками чаще всего проводится в форме куклотерапии (сценки, театральные постановки и т. д.). В психокоррекционной работе с дошкольниками применяется как в индивидуальной, так и групповой формах. При этом главная цель ее проведения — не публичное выступление детей перед зрителями как завершающая форма работы, а углубление и фиксация психотерапевтического эффекта. При многократном воспроизведении в игровых ситуациях недостающих ребенку качеств постепенно дает ему возможность в определенной мере приблизиться к своему идеалу, стать на него похожим.
Сказкотерапия как один из видов библиотерапии дает положительные результаты для дошкольников с проблемами, испытывающих различные эмоциональные и поведенческие затруднения, сложности в коммуникативно-рефлексивных процессах, принятии своих чувств (стыда, вины, лживости).
Релаксационные и расслабляющие упражнения: позволяют научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.
Таким образом, основными методами психологической работы по преодолению эмоциональных и поведенческих нарушений у детей в возрасте 3-7 лет являются: игровая директивная и недирективная терапия, арт-терапия (изо-терапия, песочная и музыкальная, танцевальная терапия, психогимнастика (мимические и пантомимические этюды, психомышечная релаксация, нейропсихологические методы коррекции.
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.
Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.
Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.
Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.
Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.
Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.
Источник
Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников
материал по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида
Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников
Работа с детской агрессией
Что такое детская агрессивность?
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб.
— Нарушение и дисфункция нервной системы.
— Нарушенное воспитание в семье.
— Негативное влияние окружающей среды.
Часто в семьях, где воспитывается агрессивный ребенок, родители активно демонстрируют следующее поведение – кричат на него, унижают чувство собственного достоинства, бьют. В такой ситуации ребенок накапливает гнев, который начинает разрушать его внутренний мир, у него понижается самооценка, мотивация к деятельности, формируется тревожность лежит в основе и агрессии, и боязливости, замкнутости. В случае, если такой ребенок встречается с более слабым, он обидит его вернув обиду миру, а если с более сильным – у него постепенно будет развиваться чувство патологического страха. Такой малыш вырастет драчуном или всего боящимся неудачником.
Все хорошо в меру, и наказания не должны стать вечным спутником, т.к. в итоге или они превращаются в пустой звук и ребенок уже не реагирует на нормальное отношение или слушается, только когда с ним говорят на повышенных тонах.
Очень важно демонстрировать такому ребенку доброжелательное отношение, веру в его лучшие качества, любить его. Приоритет здесь отдается нравственному воспитанию, развитию гуманности, эмпатии, созидания.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми, высокую эффективность имеет использование изотерапии. Детям нравится играть с водой, глиной, песком. В работе с ними можно использовать разные способы рисования: пальчиками, ладошками, ножками. Темы рисования: «Мой добрый поступок», «Мы – друзья!», «Как я был злым» и др.
С целью коррекции агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли, которые имеют позитивную силовую характеристику (богатыри, рыцари и т.п.).
Взрослым, которые окружают агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед выпадами ребенка способствует повышению его агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Хорошо, если я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание только на негативные действия детей, а хорошее поведение воспринимают как должное. Для детей важно создавать «ситуации успеха», которые развивают у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах, обращая внимание на их хорошее поведение и одобряя их.
Коррекционную работу следует проводить параллельно с ребенком и его родителями. В зависимости от выявленных причин в работе с родителями нужно сосредоточиться на смене негативной установки в отношении к ребенку на позитивную, на вооружение родителей способами снятия детской агрессивности. И помнить всегда, что агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых.
Критерии детской агрессивности
— быстро выходит из себя;
— противоречит взрослым, спорит;
— демонстрирует упрямство и негативизм;
— специально выводит из себя окружающих;
— не берет ответственность за проступок на себя;
— имеет повышенный уровень раздражимости;
— радуется беде другого.
Агрессивность имеет место, если 4 из 9 критериев проявляются не менее шести месяцев.
Методы снятия детской агрессивности
- Одним каучуковым мячиком сбивать другие мячики, плавающие на воде.
- Сдувать из дудочки кораблики.
- Сжимать и разжимать кулочки.
Выход агрессии социально приемлемыми способами.
Цель – обучение способам адекватного выражения гнева.
«Маленькое привидение»: превращение в доброе привидение. В зависимости от громкости хлопка ведущего (тихо, громче, громко)ребенок произносит пугательное «у-у-у» в позе устрашения (руки согнуты в локтях, пальцы врастопырку).
«Рубка дров»: ребенок рубит воображаемым топором дрова с криком «ха!». Это поможет выдоху гнева.
«Толкалики»: (в паре). Дети встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Руги на высоте плеч и опираются ладонями о ладони партнера. По сигналу начинают толкать партнера, пытаются сдвинуть его с места. Кто устанет, говорит: стоп!
«Мячик»: ребенок садится на корточки, голову прижимая к коленям. Взрослый «лепит» из него мячик, поглаживая его с разных сторон. Если ребенок легкий, «мячик» можно подбросить несколько раз вверх.
«Конкурс художников»: ведущий заранее готовит черно-белый рисунок какого-нибудь сказочного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпу и т.п.
При этом можно устроить конкурс – чей персонаж выглядит добрее всх?
«Почему подрались мальчишки»: ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчишки. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончилась драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было поступить по- другому.
«Я могу защитить…»: дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить…» Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу «Я могу защитить…, потому что…».
Детям важно научиться «выпускать» свою агрессивность. Им можно предложить:
— драться с подушкой;
— использовать физические силовые упражнения;
— нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;
— использовать «мешочек для криков»;
— постучать по столу надувным молотком и т.п.
Работа с тревожными детьми
Что такое детская тревожность?
Тревожность – чувство беспокойства, характеризующееся неадекватностью возникновения. Тревожность – это чувство небезопасности. Родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, не выполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить в ребенке свои нереализованные мечты. Это может быть связано с высоким статусом родителей, не желанием видеть в ребенке неудачника. Нередко и сами родители тревожно-мнительны, и малейшая неудача воспринимается как катастрофа. Многим родителям тревожных детей самим необходимо заняться повышением самооценки.
Можно посоветовать родителям хотя бы в течении одного дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели сделать ребенку, и все поощрения. Это поможет увидеть, какой метод воспитания доминирует – негативный или позитивный. При повышении строгости, излишней требовательности и раздражительности у ребенка формируется тревожность.
Также вы можете написать список достоинств и недостатков вашего чада и увидеть то, каким вы его воспринимаете. В человеке всегда есть и хорошее, и плохое, и закон сохранения равновесия работает и здесь. Еще мудрецы говорили: если ты смотришь на что-то и видишь это с одной стороны – плохой или хорошей, — считай, что ты слеп.
Ваш малыш – ваша радость, и чем больше света вы ему дадите, тем светлее ему будет идти.
Критерии детской тревожности
— неуверенность в себе.
Тревожность предполагается, если хотя бы два из вышеуказанных критериев постоянно проявляются в поведении ребенка.
Методы снятия детской тревожности
— Разложите сложные действия на несколько простых;
— используйте принцип поэтапности;
— старайтесь не соревноваться, т.к. тревожный ребенок не уверен в себе и уже заранее расстраивается, что обязательно проиграет.
«Воздушный шарик». Цель – снижение психоэмоционального напряжения. Ребенка просят представить, что он надувает шарик. Нужно вдохнуть воздух, поднести воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувать его.
«Смелый чебурашка». Цель – повышение уверенности в себе. Ребенок превращается в чебурашку, залезает на стул и громко читает в слух стихотворение.
«Насос и мячик». Цель – снижение мышечного напряжения. На звук «ш-ш-ш» из положения сидя медленно поднимается в верх, вытягивая руки; на звук «с-с-с» медленно возвращается в исходную позицию – садимся на корточки, обхватываем руками колени.
«Я – король». Цель – повышение самооценки. Ребенок в роли короля делает указания, сидя на троне: принеси мне игрушку, спляши польку и т.п.
«Книга моих подвигов». Цель – содействовать повышению самооценки у детей. Сначала ведущий вместе с детьми придумывает историю о том, как ребенок совершает подвиг – побеждает какое-либо злое существо. Затем ведущий вместе с одним из детей разыгрывает эту ситуацию, остальные дети наблюдают за тем, как это происходит. После этого каждый ребенок придумывает и рисует «свой собственный подвиг». После того как рисунки готовы, дети показывают их группе и рассказывают о них.
«Ау!». Цель – способствовать развитию самоуважения детей. Один ребенок поворачивается спиной к группе – он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему «Ау!». «Потерявшийся» ребенок должен догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.
«Потерялась девочка». Цель – способствовать развитию самоуважения детей. Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявления по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)…» — и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел), в детский садик к вам пришла (пришел)».
Методы и приемы, используемые в работе с родителями, по снижению уровня детской тревожности :
- «Игротерапия для родителей» — обучение родителей игровым упражнениям, играм, направленным на снижение детской тревожности, для снятия эмоционального и мышечного напряжения.
- «Поздороваемся глазами» — прием, используемый для установления контакта глаза в глаза. Этот прием направлен на снятие имеющегося эмоционального напряжения в общении, при контакте с другими людьми.
- «Общение с близким человеком» — хороший способ для снятия нервного напряжения.
- «Улыбка» — дается ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки в установление эмоционально-положительного контакта.
- «Дыхание» — рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения.
- « Настройка на определенное эмоциональное состояние» — дается установка на положительные эмоции.
- «Релаксация», «Аромотерапия», «Фитотерапия» , предназначены для расслабления, успокоения, снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Рекомендации родителям тревожных детей:
- Необходимо обсуждать с детьми их проблемы, тогда тревожные дети смогут почувствовать, что аналогичные ситуации случаются и с другими детьми.
- Чаще называть ребенка по имени.
- Чаще хвалить в присутствии других детей и взрослых.
- Не торопить при выполнении каких-либо заданий.
- Использовать только методы положительного стимулирования.
- Не сравнивать результаты тревожных детей с результатами других детей.
- Переключать внимание ребенка на занятие любимым делом.
- Максимально повышать мышечную нагрузку ребенка – интенсивные занятие физкультурой и спортом (можно использовать плавание, как успокаивающий и расслабляющий вид спорта).
- Настраивать ребенка на положительное эмоциональное настроение.
- Использовать методы аромо- и фитотерапии для стабилизации положительного эмоционального состояния.
- По возможности использовать максимальное количество приемов арттерапии, как отдельно, так и в комплексе (изотерапию, игротерапию, музыкотерапию, сказкотерапию и т.п.) в повседневной жизни, как средства для самовыражения, снятия отрицательных переживаний и эмоций тревожных детей, и как средства стабилизации положительного эмоционального состояния.
Работа с детской гиперактивностью
Что такое детская гиперактивность?
Гиперактивность – повышенная двигательная активность ребенка, импульсивность, сопровождаемые трудностями переключения и концентрации внимания.
При взаимодействии с гиперактивными детьми родители испытывают много трудностей: одни жестоко борются с непослушанием; другие опускают руки и впадают в депрессию; а третья, слышат постоянные упреки, начинают венить ребенка, а то и себя в том, что он не соответствует ожиданиям. Во всех этих случаях родители не способны выработать последовательную и оптимальную линию поведения. Здесь очень важна система работы, режим и, конечно, терпение. Таким детям полезен бассейн, массаж. Нужно стараться не перевозбуждать ребенка, исключив поездки по шумным местам.
Гиперактивность корректируется, но не сразу. Поэтому важна максимально правильно воспитывать ребенка, чтобы в последствии избежать более серьезных проблем, таких как школьная неуспешность, отверженность, неспособность найти себя в жизни.
При гиперактивности процессы возбуждения доминируют над процессами торможения в нервной системе. Надо понимать, что, если ребенок трудно управляем, непоседлив – это не вам назло, а ему очень трудно усидеть на одном месте, сконцентрироваться на чем-то. Поэтому так важна современная помощь, а не раздражительность.
Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Критерии детской гиперактивности
Дефицит активного внимания.
— Непоследователен, с трудом удерживает внимание.
— Не слушает, когда к нему обращаются.
— С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его.
— Испытывает трудности в организации.
— Часто теряет вещи.
— Избегает скучных, требующих умственных усилий заданий.
— Часто бывает забывчив.
— Не может длительно сидеть без движения, ерзает.
— Проявляет признаки беспокойства.
— Спит намного меньше времени, чем другие дети, даже в младенчестве.
— Отвечает не дослушав вопроса.
— Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается.
— Не может дождаться вознаграждения, если есть пауза между действием и вознаграждением.
— Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
— При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.
Если до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно сделать предложение о гиперактивности ребенка, однако постановка диагноза должна быть исключена.
Методы работы с гиперактивными детьми
«Найди отличие». Цель – развитие внимания. Ребенку предлагаются две похожие картинки. Его просят найти чем они отличаются.
«Запомни игрушку и опиши ее». Цель – развитие памяти, концентрация внимания. Ребенку демонстрируется игрушка. Его просят запомнить ее как можно лучше. Затем игрушку убирают и просят рассказать о ней (кто это, во что одет…).
«Запрещенное движение». Цель – развитие самоконтроля и коррекции импульсивности. Определяется запрещенное движение, которое нельзя повторять. Взрослый быстро показывает разные движения, а ребенок должен успеть повторить все, кроме запрещенного.
«Отыщи-ка ты, дружок». Цель – развитие концентрации внимания. Ребенка просят найти среди множества игрушек те, которые украшены красным цветом; с желтыми глазками; медвежат и т.д.
«Море волнуется». Цель – контроль двигательной активности. Дети плавно качают руками из стороны в сторону, приговаривая напевно: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…» Ведущий неожиданно выкрикивает: «Замри!» И дети сразу же должны замереть.
«Разговор с руками». Цель – контроль импульсивности. Ребенка просят обвести ручки, раскрасить и договориться с ними, чтобы они слушались хозяина. Ручки очень хорошие, но иногда не послушные.
«Передай мяч». Цель – развитие внимания. Дети быстро передают из рук в руки мяч. Им нужно постараться не уронить мяч.
«Говори!». Цель – контроль импульсивности. Детям задается вопрос, отвечать можно после того, как скажут: «Говори!»
«Съедобное – несъедобное». Цель – контроль импульсивности. Игра с мячом. Перечисляются разные предметы: если съедобное, нужно ловить, несъедобное – прятать руки.
«Сиамские близнецы». Цель – контроль импульсивности. Два ребенка встают спина к спине, сцепившись руками, и пробуют походить в разных направлениях, попрыгать, что-то взять. Важно умение договориться.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!
Если родители едут со своим ребенком в музей, театр или в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: «Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус. ” и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.
Формирование самооценки у детей
Что такое самооценка?
Значение слова «самооценка» на первый взгляд понятно: оценка себя. Но на самом деле оно более емкое и многогранное. Это оценка не только себя, но и своего положения в группе сверстников, социуме, а также своего отношения к другим, что определят характер взаимоотношения не только с людьми, но и со своей судьбой, своей жизнью. От уровня самооценки также зависит активность человека, организованность, чувство собственного достоинства, требовательности к себе, что обуславливает стремление человека к развитию и самосовершенствованию.
Ребенка с низкой самооценкой легко узнать среди других детей: такой ребенок не верит в себя и, как правило, в него не верят родные – те, кто дорог ему больше всего на свете. В игре «Морячки» он не выберет роль «капитана». В игре «Дочки-матери» возьмет на себя роль «ребенка», а не «мамы», «папы», то есть ведомого.
Очевидно, что с раннего детства необходима забота об адекватной самооценке; опыт, полученный ребенком в игре, сыграет важнейшую роль в его дальнейшей жизни.
Методы работы, направленные на повышение самооценки
Цель предлагаемых методов – повышение самооценки ребенка.
«Я!». Выбирается «именинник» (по очереди). Ему задается вопрос от группы: «Какие в тебе есть хорошие качества?» Ответы детей записываются психологом. Далее именинник залезает на стул. Его просят каждый раз, когда он услышит свое хорошее качество, громко выкрикнуть: «Я!» Ведущий зачитывает записанные качества, а группа хором повторяет.
«Что мне нравится в тебе?». Проводят в паре или в круге. О каждом из участников группа (по очереди) высказывается: «Мне нравится в тебе, (имя ребенка),…» В парах участники называют качества друг друга, которые им нравятся (несколько характеристик).
«Что я умею делать хорошего?». Каждого из участников просят рассказать о том, что он умеет делать хорошего. При затруднениях группа дополняет ответ участника.
«Я – король!». Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы. Время «царствования» — 7 минут.
«Главная роль». В условиях театрализации ребенку с низкой самооценкой дается роль победителя, героя. Можно поставить любую сценку, подходящую детям по возрасту.
«Рисование на тему «Я победитель!». Детям дается все необходимое для рисование и предлагается нарисовать себя в роли победителя.
«Пожелания». Каждый из участников высказывает, что бы он пожелал другим от чистого сердца.
«Мой подарок для тебя!». Ведущий распределяет детей на пары и говорит: «Возьмите за руки партнера. Подумайте, что бы вы подарили друг другу. Почему именно этот подарок? Нарисуйте свои подарки и подарите».
«Мой хороший поступок». Каждый по очереди рассказывает свой хороший поступок.
«Именинник». Выбирается именинник, который рассказывает о своем хорошем поступке. Затем распределяются роли и проигрывается ситуация, изложенная именинником; далее он делится своими впечатлениями. В итоге участники группы подходят к имениннику, жмут ему руку и, глядя в глаза, говорят: «Молодец!».
«Ромашка успеха». Сердцевиной ромашки становится фотография улыбающегося ребенка. Желательно, чтобы фотография ассоциировалась с каким-либо ярким, богатым впечатлениями моментом из жизни (детский праздник, рыбалка с папой…) Вокруг сердцевины нужно расположить семь крупных лепестков разного цвета. На лепестках отмечаются успехи, которые ребенок достиг в течении дня. В выходные родители могут торжественно зачитать список достижений ребенка за неделю.
Источник