В статье приведены краткие статистические сведения о проблеме инвалидности в аспекте нарушений опорно-двигательного аппарата на данный момент, а также обзор литературных источников, посвященных проблеме особенностей личностного развития у детей и подростков с двигательными нарушениями. Далее приведены данные по проводимому исследованию в области эмоционально-личностной сферы лиц юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Вложение | Размер |
---|---|
Текст статьи | 100.5 КБ |
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
В настоящее время существенно возрос интерес общества и исследователей к проблеме инвалидности. По данным Министерства труда и социального развития РФ на конец 2000 года в нашей стране на учете состояло 675, 4 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. (Баранов А.А., Шеплягина Л.А., 2007).
Особое место в структуре инвалидности занимают болезни опорно-двигательного аппарата. В России ежегодно рождаются свыше 4,5 тыс. детей с двигательными нарушениями, частота заболевания высока и колеблется в широких пределах в зависимости, главным образом, от возрастных групп, в которых ведется подсчет (в среднем от 0,9 до 2,2 случая на 1000 детского населения).
С 1960-х годов появилось множество работы, посвященных изучению особенностей личностного развития у детей и подростков с двигательными нарушениями (Oswin, 1967; Henderson, 1961; Saran, 1986; R. Dickshen, A. Dunsky, 2004; М.Б. Эйдинова, 1969; С.А. Бортфельд, 1988; К.A. Семенова, 1968, 1991, 1999; М.В. Ипполитова, 1967; Б.М. Коган, 2007; И.И. Мамайчук, 1976; О.В. Воробьева, 1987; А.В. Короткова, 2003; Г.В. Пятакова, 1990; Н.Б. Шабалина, 2002 и др.).
В процессе исследований, у разных авторов в исследовании лиц юношеского возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата выявляются аффективные расстройства со склонностью к нарушениям настроения или аффективной взрывчатостью, страхи, проявления девиантного поведения (О.В. Воробьева, 1987; А.В. Короткова, 2003; Г.В. Пятакова, 1990; Н.Б. Шабалина, 2002). В трудах отечественного психолога О.В.Воробьева раскрыты особенности строения многих элементов структуры Я-концепции ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. А.В.Короткова выявила, что у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в результате травматизации отмечаются выраженные психоэмоциональные нарушения. Г.В. Пятакова рассматривала дезаптивные проявления эмоциональной природы, как присущие всем детям с физическими недостатками. По её мнению, нарушение эмоциональной регуляции способствует формированию психической зависимости больного ребёнка от ситуации, ограничивает репертуар его поведения, способствует социально-психологической деформации его личности. У детей с патологией опорно-двигательного аппарата особенности их социальной ситуации развития увеличивают нагрузку на эмоциональную сферу и могут спровоцировать дезадаптивные срывы и кризисы. Н.Б.Шабалина в своем исследовании пришла к выводу, что у людей с нарушением опорно-двигательного аппарата легко формируются предпосылки социально-психологической дезадаптации.
Общей закономерностью всех результатов в исследовании лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата является то, что у них нарушена эмоциональная стабильность и регуляция, которая оказывает свое непосредственное влияние на личностную сферу. Вследствие нестабильности эмоционального фона у них повышенный риск дезадаптивного срыва, что может способствовать развитию диструктивного поведения.
Опираясь на вышеописанные результаты, исследуя эмоционально-личностную сферу у юношей и девушек с нарушениями опорно-двигательного аппарата для своего исследования я поставила следующие гипотезы:
В качестве исследовательской базы было выбрано государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида №44». Контингент испытуемых состоял из 12 человек, 6 из которых были учащимися 3 курса данного учреждения, а еще 6 учащимися профессионально класса. Все испытуемые были с различными по тяжести, этиологии и формами проявления ДЦП.
Методики исследования : Тест восьми влечений Сонди (модификация Собчик); личностный опросник акцентуаций характера Г. Шмишека; психогеометрический тест С. Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громова).
Анализ результатов теста восьми влечений Л.Сонди (модификация Л.Н. Собчик) показывает (см. Табл. 1), что чаще выбирались портреты из серий C – социальная вовлеченность и Sch – “Я”- влечение.
Общегрупповые факторно-векторные показатели ( тест восьми влечений Л.Сонди (модификация Л.Н. Собчик))
Разница между значениями «+» и «-»
Эти два фактора создают вектор социальной вовлеченности «С».
Эти два фактора создают вектор «Я-побуждения» — «Sch».
Если рассмотреть разницу между строкой со значениями “+” и строкой где “-”, наиболее высокие показатели наблюдаются по факторам k, hy и m. При этом стоит отметить, что в столбце k разница со знаком +, а в столбцах hy и m полученная разница со знаком минус:
k- , hy+ , m+ . Интерпретируя эти показатели можно отметить:
Повышенная тревожность, склонность к самоанализу, сдержанность в проявлении чувств, стремление к избеганию конфликтов, избыточная самокритичность, повышенное чувство вины, пассивно-страдательная позиция, пессимистичность, избегание неуспеха преобладает над мотивацией достижения, в стрессе — блокировка и нерешительность, защитный механизм — бегство в мир мечтаний;
Эмоциональная лабильность, склонность драматизировать имеющиеся трудности, склонность к соматизации конфликта, стиль межличностного поведения многоликий с тенденцией к перевоплощению в разные социальные роли;
Коммуникабельность, стремление к эмоциональной вовлеченности, впечатлительность, стремление к сотрудничеству, неустойчивая мотивация, эмоциональная лабильность, экстравертированность, гибкость и общительность в контактах с окружающими, реакция на стресс эмоционально яркая со склонностью к страхам, механизм защиты психосоматический или вытеснение.
Из анализа приведенных результатов опросника акцентуаций характера Г. Шмишека (см. Рис.1) видно, что максимальное значение из 10 шкал методики обнаружено по аффективно-экзальтированной акцентуации (у 9 старшеклассников).
Рис. 1. Среднегрупповые значения юношей и девушек с нарушениями опорно-двигательного аппарата ( опросник акцентуаций характера Г. Шмишека )
Яркая черта людей с аффективно-экзальтированным типом акцентуации — способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных . Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям , порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
На втором месте по среднему значению расположилась шкала эмотивности (у 5 людей). Этот тип акцентуации родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Наиболее сильно выраженная их черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение , которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе , не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность.
Третье место по выраженности акцентуации делят между собой гипертимическая шкала и шкала демонстративности (по для каждой из этих двух шкал по 4 человека). У людей первого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности . Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям . Они трудно переносят условия жесткой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
Шкала демонстративности характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству , лживости и притворству , направленным на приукрашивание своей персоны , к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями , сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается . Обладая патологической способностью к вытеснению , он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков .
Результаты исследования психогеометрического теста С. Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громова) показали, что большинство испытуемых отдают предпочтение кругу и квадрату (см. Табл. 2) , данные результаты подтвердились и нашим наблюдением.
О бщегрупповых показателей по постановке фигур (психогеометрического теста С. Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громова))
Источник
Гирш Наиля
Особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Современная специальная психология и коррекционная педагогика изучают достаточно широкий круг дефицитарного развития. Особое место здесь занимают дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, имеющие нарушения двигательных функций различной этиологии и степени тяжести.
Основными задачами в данной отрасли служат:
— изучение логики, специфики и особенностей развития психических функций детей с данным видом нарушения и разграничение их с детьми, имеющими нормальное развитие;
— определение возможностей компенсации дефекта, способствующих преодолению негативных факторов на развитие психических функций детей с нарушениями ОДА;
— разработка обоснованных и наиболее эффективных методов и форм коррекционно-педагогического воздействия.
Категориальный аппарат в сфере нарушений ОДА имеет разнообразную структуру,куда относятся:
— дети с ДЦП, дети с нарушениями ОДА, образовавшимися вследствие полиомиелита;
— дети с прогрессирующими заболеваниями нервно-мышечной сферы (рассеянный склероз, миопатия и др.);
— дети с врожденным недостатком, либо искажением опорно-двигательной системы;
— дети с приобретенными повреждениями, либо заболеваниями ОДА.
Причинами проявления ОДА являются негативные воздействия на плод в пренатальный период,такие как:
— инфекционные заболевания, перенесенные матерью;
— нарушения работы эндокринной и сердечнососудистой систем матери;
— токсикозы в процессе беременности;
— травмы, ушибы, нанесенные плоду;
— резус конфликт матери и плода;
— воздействие физических явлений (переохлаждение, перегревание, вибрация и др.);
— употребление матерью сильнодействующих лекарственных препаратов;
— неблагоприятная экология и др.
Все вышеперечисленные факторы являются причиной развития внутриутробной гипоксии плода, что нарушает благополучное формирование его нервной системы.
Основным негативным фактором, влияющим на плод в период родов, является родовая травма, иногда в сочетании с асфиксией (недостаток кислорода в крови, нарушение дыхания и сердечной деятельности, представляющая собой механическую травму, влияющую как на костный скелет, так и на мозг ребенка, что может спровоцировать нарушение кровообращения (редко мозговое кровоизлияние). Именно такое сочетание травмирующих обстоятельств, в сочетании внутриутробной патологией является наиболее распространенной причиной проявления ДЦП. При нарушении нервной системы в данный период негативному влиянию подвергаются большие полушария мозга, отвечающие за регуляцию работы корковых функций,таких как: речь, произвольные движения и др.
Также данный вид патологии может возникнуть и в ранний, постнатальный период (на первом году жизни, под воздействием перенесенных ребенком инфекционных заболеваний (энцефалит, менингит и др., сильных травм головы, а также в результате осложнений вакцинации.
Лица, имеющие нарушения ОДА подразделяются на несколько групп, в виду учета степени тяжести двигательных функций, а также развитиядвигательных навыков:
1. Дети с тяжелым нарушением ОДА, где навыки самообслуживания невозможны, либо частично сформированы, присутствует нарушение, либо невозможность сохранения вертикального положения тела (прямостояние, ходьба, существует невозможность захвата, либо удержания предметов. Передвижение детей данной группы осуществляется лишь при помощи специальных ортопедических приспособлений (инвалидные коляски, ходунки, костыли и др.). Образование таких детей затруднительно, ввиду многих обстоятельств.
2. Дети со средней степенью выраженности нарушений, составляющие наиболее распространенную группу. Передвижение данной группы ограничено небольшим расстоянием, в виду разнообразных факторов. Навыки самообслуживания развиты и автоматизированы недостаточно. Возможности образовательного процесса детей данной группы зависят как от характера и степени выраженности нарушения ОДА, так и от развития их волевой сферы.
3. Дети с легкой степенью выраженности нарушений ОДА, где оно проявляется в виде патологически неправильных поз тела, нарушениях походки, наличии насильственных движений и др. Передвижение детей данной группы, как в помещении, так и на улице, в целом не затруднено. Навыки самообслуживания достаточно сформированы и развиты. Образование таких детей не сильно осложнено негативными факторами.
Ведущим, в структуре нарушения, при ОДА, является двигательный дефект,при котором выделяются следующие общие признаки:
— наиболее простые формы рефлекторной активности (чаще свойственные более раннему возрастному периоду);
— ретардация становления основных моторных функций.
Среди врожденных и приобретенных нарушений ОДА, его распространение определяется лишь в 5-7% случаев.
Врожденную патологию ОДА характеризуют такие повреждения и травмы,как: врожденный вывих бедра, дефекты и недоразвитие верхних или нижних конечностей, либо дистоз развития пальцев кисти, деформации стоп (косолапость и др., недоразвитие, либо дефектное строение позвоночника (сколиоз, врожденное уродство — артрогрипоз.
Приобретенная патология ОДА характеризуется такими повреждениями и заболеваниями,как: полиартрит, заболевания скелетного каркаса, такие как опухоли костей, остеомиелит, туберкулез и др., системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит, а также полученные травмы головного, спинного мозга и конечностей, возникающих под воздействием вредоносных факторов.
Среди детей с нарушением ОДА, наибольшее распространение имеет такое заболевание, как детский церебральный паралич (далее ДЦП, проявляющееся в 89 % случаев. Данное заболевание является видом патологии опорно-двигательного аппарата, возникающей при нарушении структуры и работы нервной системы. В настоящее время ДЦП обширно распространено, так как статистика выявляет проявление данного нарушений в 0,6 % случаев из 100 новорожденных.
В целом интеллектуальная деятельность детей с ДЦП имеет ряд общих черт, проявляющихся в дезорганизации работы произвольного внимания, что значительно влияет на развитие и работу памяти, мышления, речи и других функций. У детей донной категории часто проявляется церебрастения, при которой резко выражена истощаемость психических процессов, а также страдает эмоциональная сфера, отличающаяся неустойчивостью, что иногда приводит к патологии в развитии личности. Так же здесь отмечаются трудности в переключении ребенка с одного вида деятельности на другой, ригидность мышления и другие аномалии.
Нарушения двигательной и моторной сфер детей данной категории часто приводят к нарушениям вторичного характера в сфере анализаторных систем, а также психическому недоразвитию познавательной сферы, высших психических функций, а также к расстройствам в эмоционально-волевой сфере.
У большинства детей, страдающих нарушением ОДА, проявляются нарушения речевых функций, что влечет за собой задержку психоречевого развития различной степени выраженности, часто сохраняющуюся на протяжении длительного периода времени. Для детей с нарушениями ОДА (около 70% случаев) свойственно проявление речевых нарушений различного характера, таких как дислалия или дизартрия и др., так как двигательные расстройства негативно сказываются на формировании артикуляционно-двигательной моторике, что влечет за собой затруднения в звукопроизношении. Здесь также проявляются трудности в образовании связей звуковой и смысловой характеристикой слов, что проявляется в лексическом недоразвитии (деформация связей: слово — образ — смысл).
Детям с нарушением ОДА часто свойственны нарушения пространственного восприятия, что провоцирует нарушение становления причинно-следственных связей и объединения логико-смысловой стороны речи.
Познавательная сфера у таких детей имеет некоторые особенности в виде повышенной истощаемости внимания, проявляющейся в резком снижении работоспособности, трудности сосредоточения на заданном объекте. Здесь проявляется также и недостаточность развития поля зрения, что проявляется в невозможности долговременной фиксации взора на заданном объекте (недостаточность функций зрительного анализатора). В виду сложной структуры дефекта и его разнообразного негативного влияния на психическое развитие, здесь могут оказаться нарушенными как память детей с ОДА, так и различные формы мышления. Для каждой категории детей с ОДА существует необходимость в организации особых условий жизнедеятельности, воспитания, обучения и развития.
В настоящее время в Российской Федерации интенсивно реализуется государственная программа «Доступная среда». Основная цель данной программы состоит в структурировании и развитии определенных условий, предоставляющих возможность беспрепятственной доступности лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) к транспортной, информационной и другим инфраструктурам, используемым гражданами Р. Ф. (оборудование зданий специальными пандусами, оборудованные остановки и общественный транспорт и др.).
Также в настоящее время интенсивно внедряется в систему образования, обучение детей с ОВЗ по инклюзивному направлению, что способствует наиболее легкой адаптации и социализации лиц с нарушениями в обществе, а также подразумевает под собой наиболее легкий и продуктивный путь усвоения детьми знаний, умений и навыков.
В виду вышеизложенного можно сказать о специфическом, часто неравномерном развитии психических процессов у детей с ОДА, что обусловлено сложной и неоднородной структурой дефекта при данном нарушении.
Комплекс упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата I.Упражнения для формирования навыка правильной осанки. Основная стойка у стены, касаясь затылком, спиной, ягодицами, икрами, пятками..
Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата) Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата, II младшие и средние группы. МУЗЫКАЛЬНЫЙ.
Конспект НОД для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в спортивном зале в рамках лексической темы «Овощи» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (в спортивном зале) Лексическая.
ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста. Аннотация: в статье лечебная физическая культура при заболеваниях опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста рассматривается.
Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс «Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс» Для помощи в реабилитации детей с ДЦП специалисты.
Особенности развития моторной сферы детей с речевыми нарушениями. «Логоритмика» как метод коррекционного развития Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее.
Особенности сенсорного развития у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями Появившись на свет, ребёнок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей.
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания на музыкальных занятиях Учитывая, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учереждения, в основу музыкальных занятий наряду.
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.
Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский.
Источник