Нарушение чувства ритма у детей с нарушением речи

Темпо-ритмические нарушения у дошкольников с ОНР

Ольга Захарова
Темпо-ритмические нарушения у дошкольников с ОНР

Нарушение темпо-ритмической организации речи – это сложное психофизиологическое расстройство, связанное с искажением речевой плавности. Сочетание и чередование ударных и безударных слогов, а также их соотношение называется ритмом речи. Темп – это степень быстроты сменяющихся в потоке речи звучащих элементов.

Эти элементы могут быть нарушены при дизартрических расстройствах у детей с общем недоразвитии речи. Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все процессы, затрагивающие устную речь, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и комплекс просодических характеристик. У детей может отмечаться ускорение темпа речи (тахилалия, сопровождающееся искажением звуко-слоговой структуры, либо замедление темпа речи (брадилалия) с множеством необоснованных пауз, речевых нарушений.

Нарушение развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ОНР считается достаточно распространенным нарушением, которое может возникнуть у детей в раннем возрасте в период, когда наиболее активно формируется речь. Такое нарушение характеризуется расстройством ритма и темпа речи, которое проявляется ее прерывистостью, судорожностью пауз, повтором, судорожным движением мышц, участвующих в речевом акте, дополнительным движением в мышцах шеи, лица и конечностях. При нарушениях ритма и темпа речи дети не могут проговаривать слова, либо возникают судороги во время произношения слов, когда растягиваются звуки, также эти расстройства могут комбинироваться.

Нарушение темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ОНР выделяет в себе и расстройство дыхания. Неречевое дыхание часто является поверхностным, ритм недостаточно устойчивым, легко может нарушиться при эмоциональных напряжениях. Сильно выраженные нарушения речевого дыхания возникают перед вступлениями в речи, ребенок делает недостаточный по объему вдох, что не может обеспечить целостное произношение интонационно-смыслового отрезка сообщений. Ребенок может часто говорить на вдохе, либо в фазу полного выдоха. При коррекции речевых расстройств восстановление речевого дыхания считается ведущим приемом по установлению плавности речи.

В большинстве случаев нарушения темпо-ритмической стороны речи приобретают хронические течения. В соответствии с чем различается несколько типов течения такого речевого расстройства.

Регредиентный тип течения, при таком типе постепенно вся симптоматика темпо-ритмических нарушений может исчезнуть. Это наиболее благоприятный тип течения. Уменьшения и исчезновения симптоматики нарушений могут произойти спонтанно в течение полугода от начала возникновения.

У дошкольников с ОНР, имеющих нарушения темпо-ритмической стороны речи отмечается незначительное недоразвитие во всех видах познавательной деятельности, чаще на непроизвольном уровне. Внимание может характеризоваться неустойчивостью, отмечаются трудно при включении, переключении и распределении внимания. Некоторым детям присуще снижение способности к абстрагированиям, обобщениям. Такие дети легче выполняют задание, представленное не в речевых, а в наглядных видах. Часто отмечается моторная неловкость, с импульсивным, хаотичным движением. Ребенок быстро утомляется, имеет пониженную работоспособность, долго не включается в выполнение заданий.

В движениях детей также обнаруживается разнообразность нарушений. У дошкольников с ОНР с нарушением темпо-ритмической стороны речи могут затрудняться с выполнением пробы на динамическую и статическую координацию, возникает слабое развитие чувства ритма, нарушения одновременности движения. Наблюдается слабая переключаемость движений, истощаемость, утомляемость, недостаточность развития моторных навыков. В ряде случаев может страдать выразительность движений, ловкости, быстроты двигательных реакций. Наблюдается паталогичность движений, синкинезии, многообразные сопутствующие речи движения. Характерными могут быть недостаточные речевые движения по точности, силе, объему и переключаемости. Обнаруживаются трудности при выполнении действий с мелкими предметами, недостаточно сформированы графомоторные навыки и мимическая моторика.

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющие общее недоразвитие речи. Помимо нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у таких детей выявляются нарушения компонентов просодической стороны речи.

Просодика – это инструмент, обеспечивающий эмоциональность и выразительность речи.

Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как тембр, сила голоса, его высота, ритм, пауза, модуляция голоса, логическое ударение, дикция.

Просодические элементы речи: мелодика, сила произнесения слов и слогов, соотношение отрезков речи и пауз, общая тембровая окраска.

Речь тесным образом связана с личностью ребенка, так как важнейшей функцией речи является коммуникативная. У детей с ОНР нарушение интонационной выразительности речи влияет на разборчивость, внятность и мешает детям общаться со сверстниками и взрослыми. Дети скованны, зажаты, отказываются проявлять свои эмоции. Их речь монотонна и невыразительна, убыстренная или наоборот — замедленная, отсутствует мимика, выразительность в движениях. Дети не всегда осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

Читайте также:  Лучшие цветы для настроения

Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности может быть значительно ослаблен или сведен к нулю, если будет начата своевременная коррекционная работа. Своевременно организованная коррекционно-педагогическая работа должна быть направлена на полноценное формирование личности ребенка. Поэтому возникает необходимость для поиска наиболее новых и эффективных научно-обоснованных путей в дифференциальной диагностике и определение оптимальных способов развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Фото отчет занятия по ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Лечебная физкультура дает возможность оказывать, общеукрепляющие.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Консультация для педагогов «Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения» За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста» Какие общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи? Исследование закономерностей специального обучения и.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Источник

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей с ОНР, а также коррекции речевой и двигательной сфер.

Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально- ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие невозможно.

Проблема: Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Цель: Преодоление общего недоразвития речи детей средством развития ритмических способностей.

Задачи:

  1. Развивать умение чувствовать, понимать ритм, передавать его в движении, игре на музыкальных инструментах.
  2. Усвоение метра-ритма: ритмический рисунок, пульсация, акценты.
  3. Вызвать интерес к выполнению ритмических заданий в процессе музыкальных игр.

Ритм в переводе с греческого – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется в том случае, если звуки организованы ритмично, т.е. обладают определенными длительностями; чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия.

Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

По мнению К.В.Тарасовой, чувство ритма имеет три основных компонента:

  • темпа — способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
  • метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;
  • ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз
Читайте также:  Как чувствует части язык вкус

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Под влиянием музыкально-ритмических упражнений, устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций.

Ритм формирует физическое и духовное развитие ребенка, помогает ему развить свои способности и творческие проявления. А также способствует развитию речи и ее восприятия. Работая много лет с детьми, имеющими нарушения речи, могу утверждать, что речевые нарушения, имеющиеся у детей, могут корректироваться на музыкальных и логоритмических занятиях. Ведь на таких занятиях связь слова, движения и музыки решает многие речевые проблемы. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений, игр, положительно развиваются музыкальные способности, чище становится речь. Поэтому я пришла к выводу, что развитие ритмических способностей детей не только способствует музыкальному развитию, но и развивает речь и личность ребенка во всех его проявлениях.

Ритмическое чувство наиболее эффективно развивать, применяя систему:

  1. Музыкально- дидактических игр;
  2. Музыкально-ритмических движений;
  3. Игр на развитие чувства ритма;
  4. Игры на детских музыкальных инструментах;
  5. Пальчиковой гимнастики;
  6. Речевых игр.

Работая с детьми, имеющими ОНР, учитываю их психофизические особенности: нарушение психических процессов и свойств, недостаточность внимания и памяти, плохая координация движений и ориентировка в пространстве, нарушение процессов возбуждения и торможения, замедленное включение деятельности, слабая заинтересованность. Поэтому в своей работе руководствуюсь главным принципом – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных и индивидуальных особенностей. Учитывая эти особенности, занятия провожу в игровой форме, чередуя спокойные и подвижные виды деятельности.

Занятие имеет четкое построение:

1 музыкально-ритмические упражнения;

2 упражнения, развивающие чувство ритма;

3 пальчиковая гимнастика;

4 слушание музыки;

5 распевание, пение

6 музыкально-ритмические движения (танцы, хороводы, игры).

7 Танцевальная импровизация

  1. Музыкально- дидактические игры

Как показывает опыт моей работы в данном направлении, систематическое и планомерное применение музыкально – дидактических игр в музыкальной деятельности, вызывает у детей большой интерес, тем самым ускоряя обучение. Так как музыкально- дидактические игры и пособия отсутствуют в продаже, а если есть, то низкого качества, то я сама занимаюсь их изготовлением. Дети с удовольствием занимаются самостоятельно в музыкальных зонах в свободное время. Подбираю игры в соответствии с возрастными особенностями детей. Составлен перспективный план музыкально- дидактических игр по все возрастным группам. Использование м.д. игр на занятиях, праздниках и развлечениях, а также в самостоятельной и совместной деятельности в доступной игровой форме развивает не только чувство ритма, но и побуждает к самостоятельной музыкальной деятельности, развивает инициативу и самостоятельность.

  1. Упражнения на развитие чувства ритма.

В своей работе особое внимание уделяю виду деятельности из методики «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. Игры из этой программы подобраны таким образом, что дети легко переходят от простых заданий к сложным (первый, второй и третий уровень сложности). Все задания строятся на игре и красочно подобранных иллюстраций. В своей работе использую игры на развитие чувства ритма: «Игрушки и инструменты», «Дирижер», «Паровоз», «Рыбки», «Грибочки». А также видео – клипы с ритмическими играми: «Кузнечик», «Лесная сказка», «Мышки – ритм», «Котята- цыплята», «Ромашковые ритмы» и другие. ИКТ активизирует внимание и интерес детей, повышает результативность обучения.

Музыкально-ритмические упражнения

Большое внимание уделяю развитию музыкально- ритмических движений. Очень часто дети с ОНР не могут правильно и ритмично выполнить даже основные виды движений, не слышат сильные доли такта, выполняют движения хаотично. Для того, чтобы движения выполнялись ритмично, использую игры со словом, ритмичное прохлопывание музыкального произведения. Обращаю внимание на мелодию, остановки, выразительность музыки. Предлагаю детям внимательно вслушиваться в музыку и стараться все движения выполнять вместе с ней.

Дети очень любят танцевать, и народные, и современные, и классические танцы. Интересный танец, красивая мелодия, ярко выраженные характерные части способны творить чудеса. Такие танцы я беру из «Ритмической мозаики» Бурениной, «Танцевальной ритмики» Суворовой, «Топ, топ, каблучок!» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. Перед разучивание нового репертуара, использую подготовительные упражнения и индивидуальную работу. В подборе репертуара учитываю уровень двигательных способностей, индивидуальных особенностей детей.

Читайте также:  Смешанные чувства это примеры

Игры со словом корнями уходят в фольклор. В своей работе я часто применяю их на занятиях для закрепления сложных двигательных навыков, активизации движения, совершенствования чувства ритма, интонационного и поэтического слуха, музыкальности, координации и выразительности движений. Подбираю игру со словом в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Взаимосвязь движения и речи, музыки и движения протекает у детей с ОНР так же как и у нормально развивающихся детей, но только гораздо медленнее. Но в процессе занятий у детей развивалось ритмическое чувство, двигательные навыки, координация движений улучшалась, и как следствие, улучшалась речь.

  1. Пальчиковые игры.

Считаю, что пальчиковые игры способствуют развитию у детей не только ритмических способностей, но и памяти, двигательных и речевых центров головного мозга, мелкой моторики. Систематически использую на занятиях как релаксационную минутку. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах. Материал беру из программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.

  1. Игра на детских музыкальных инструментах.

В своей работе использую авторскую программу Т.Э. Тютюнниковой « Элементарное музицирование», учебно- методические пособия «Бим! Бам! Бом!», программу «Ладушки» И. Каплуновой , И. Новоскольцевой. Игра на музыкальных инструментах – один из видов музыкальной деятельности, который очень привлекает детей. В процессе игры на музыкальных инструментах развиваются не только ритмические способности, но и выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

В становлении чувства ритма в дошкольном возрасте мне очень помогает наглядный материал. Дети являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они – внутри музыки, а не снаружи ее.

Развитие чувства ритма в ходе праздников и развлечений

Праздники и развлечения оказывают большое воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей оказывает влияние красочное оформление зала, костюмы персонажей, музыкальное сопровождение, художественное слово. Сценарий продумываю таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя не зрителем, а активным участником деятельности, мог проявить инициативу и самостоятельность. Каждому ребенку достается своя интересная роль, в которой он мог бы проявить свои индивидуальные способности и таланты.

Особенно ценными считаю развлечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях.

Результативность.

За последние годы, используя в своей работе новые методики, инновационные технологии, хочу отметить, что динамика положительных результатов возрастает. Работу по развитию ритмических способностей считаю успешной, потому что дети на занятиях получали ощущение радости и с нетерпением ждали новых встреч. Лучшая награда за мою работу – это видеть, что детям интересно на музыкальных занятиях, наблюдать как ребенок, преодолевая трудности, учится любить и понимать музыку.

Эта тема остается для меня интересной и актуальной. Планирую в дальнейшем разработать план логоритмических занятий для детей с ОНР, так как «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (Пунина З., Брозелио Л., Кыштымова А. Ритмика для детей с расстройством слуха и речи).

Литература.

  1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–

Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»

  1. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., 1968
  2. Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом!» изд. ЛОИРО, 2003 год
  3. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмическх занятий с детьми 5-6 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. Буренина А. И. «Ритмическая мозайка» СПб., 2000.
  6. «Танцевальная ритмика» Суворовой
  7. «Топ, топ, каблучок!» И. Каплунова, И. Новоскольцева

Источник

Оцените статью