- Совет дня: замечайте тревожные сигналы в поведении ребенка, когда он не чувствует себя в безопасности
- Что делать
- Тревожный ребенок. Что делать?
- Тревожный ребенок. Дошкольный возраст
- Школьная пора
- Тревожный ребенок. Советы детского психолога
- Психические расстройства и нарушения поведения в детско-подростковом возрасте. Таблицы
Совет дня: замечайте тревожные сигналы в поведении ребенка, когда он не чувствует себя в безопасности
Иногда мамы удивляются тому, что дети начинают демонстрировать признаки тревоги без видимых (вроде бы) на то причин. К примеру, просят не оставлять их с папой (бабушкой, дедушкой), отказываются от привычной еды, не хотят играть с друзьями… Этот перечень может быть бесконечным, так как ситуации разные.
Похожая история произошла и в семье психолога Яны Молоковских. И пока специалист разбиралась, что же произошло с ее 4-летней дочкой, открыла для себя еще одну грань в детском поведении. С чего все началось:
Примерно 4 месяца назад, когда Рите было чуть больше 4-х лет, она вдруг перестала меня куда-либо отпускать, – рассказывает психолог. – Я так ждала этого времени, когда смогу уходить по своим делам спокойно и надолго, к тому же моя мама была согласна нам активно помогать. Рита лет с 3 прекрасно меня отпускала и укладывалась с бабушкой спать, я была уверена, что мой уровень свободы будет расти, и тут. Совершенно неожиданно дочь перестаёт меня выпускать из дома, прощается по 40 минут со слезами, с висением на мне в дверях, хватанием за руки, “мамочка, мамочка, не уходи», уговаривает остаться и категорически отказывается ложиться спать без меня.
Дальше – больше. По словам психолога, дочь…
. плакала в трубку, постоянно говорила, что не хочет расставаться со мной навсегда, что ей так хотелось бы со мной ещё когда-нибудь увидеться, спрашивала, вернусь ли я когда-нибудь. Эти разговоры были такими эмоционально тяжелыми, что тревога начала передаваться и мне.
© Depositphotos
Психолог Яна Молоковских советует родителям, которые оказались в похожей ситуации, наблюдать за поведением ребенка. Ведь обязательно будут те «маячки», которые станут подсказками. В истории с ее дочерью дело оказалось в следующем:
Стала замечать у ребёнка навязчивые действия. Она стала покашливать во время еды (намеренно и с определенной периодичностью) и стала говорить «Привет» почти каждый раз, когда что-то жевала.
Как-то Марго сказала: знаешь, зачем я говорю «Привет»? Я не здороваюсь, я проверяю, не подавилась ли я. Кашель тоже оказался «страховкой», чтобы не подавиться.
Оказалось, что в мое отсутствие Рита подавилась. Вроде яблоком. И то ли так сильно подавилась, то ли реакция бабушки была слишком тревожной, но, в общем, ребёнок напугался.
Психолог пришла к выводу, что возникшие страхи ее дочери – пример непрожитых и загнанных вглубь эмоций. Эксперт посоветовала не только оберегать ребёнка от неприятных эмоций, избегать расстройств и держать на позитиве. Но и, что очень важно, находить причину негативным эмоциям, которые меняют детское поведение.
Если ребёнок грызёт ногти или совершает навязчивые действия, цепляется за вас или боится засыпать, пожалуйста, сфокусируйте своё внимание не на том, чтобы прекратить нежелательное поведение, а на том, что испытывает ребёнок, и как помочь ему почувствовать себя в безопасности, – отмечает Яна Молоковских.
© Instagram @psychologdlyamam
Что делать
Постоянно транслировать, что отношения в безопасности и давать столько близости, чтобы (ребенок) понял, что «никогда столько не съесть» и успокоился, – рекомендует психолог.
Поэтому отложите дела, делегируйте их другим членам семьи! В то время, когда ребенок демонстрирует, что он в вас нуждается, приоритетом должно стать его эмоциональное состояние. Убедите малыша, что с ним все в порядке, страхи прошли, и он всегда может увидеть вас рядом с собой.
А вам знакома ситуация, когда ребенок начинает демонстрировать дефицит общения?
Источник
Тревожный ребенок. Что делать?
«Я точно не заболею? А качели не упадут? Мама, я за тебя и за бабушку очень беспокоюсь». Ежедневная череда «тревожащих» вопросов, которая утомляет окружающих. Нет никакой возможности оставить любимое чадо одного в квартире и спокойно отправиться по своим делам. Что такое случилось с ребенком, который некоторое время назад был спокойным и послушным?
Все дети разные! У некоторых с самого раннего детства отмечается боязливость и высокая чувствительность, робость и неуверенность. Такие дети могут беспокоиться по самому казалось бы незначительному поводу, испытывать тревогу и волнения. Поводом может служить: отношения в семье и школе; предстоящая встреча, свидание или сдача экзаменов, а также проблемы вселенского масштаба, которые по сути не имеют к ребенку никакого отношения.
Повышенная тревожность затрагивает привычную жизнь и напрямую влияет на её качество. Меняется внутренний мир человека, его поведение и, как следствие, отношения с окружающими. При высокой тревожности у ребенка может:
- нарушаться режим сна и бодрствования,
- снижаться или совсем пропадать аппетит,
- ухудшаться внимание и память,
- снижаться настроение,
- меняться поведение и поведенческие реакции.
Также при высокой тревожности часто начинают появляться вегетативные реакции (потливость, учащенное сердцебиение, покраснение или побледнение кожи, боль или неприятные ощущения в различных частях тела и т.д.).
Стабильный уклад жизни и привычная деятельность остается в прошлом. Тревожность занимает главенствующее место в жизни не только ребенка, но и всей семьи.
Тревожный ребенок. Дошкольный возраст
На детской площадке ваш малыш не отходит от вас, все время держится за руку, прячется за вашу спину, боится играть с другими детьми, сторонится шумных игр, не может попросить у других понравившуюся игрушку. Не подходит к детям, боится с ними играть. На предложение взрослых покататься на самокате или роликах, говорит, что боится упасть. Новая игра может вызвать волну страхов и опасений: «Я не справлюсь», «у меня не получится», «мне будет больно».
Когда дошколенок находится дома, то старается держать близких, а особенно маму в «поле зрения». Ее уход, даже на кроткое время, может вызвать бурю негативных эмоций. В ожидании ее возвращения, малыш стоит под дверью и прислушивается к шагам, каждые 10 минут звонит ей на телефон или спрашивает у домашних, когда она вернется.
Смена привычной одежды на новую у таких детей – процесс крайне трудный. То же самое с питанием, привыкнув к одному и тому же рациону, они с трудом соглашаются на уговоры попробовать новые блюда или продукты. Строгий распорядок дня и «стабильность» дают таким детям ощущение спокойствия и комфорта. Любые новшества или отход от привычного уклада жизни создают дискомфорт, повышают тревогу. Они не терпят изменения планов и с большим трудом адаптируются к быстроменяющейся ситуации.
Тревожные дети часто придумывают определенные ритуалы и заставляют домочадцев им следовать. Они могут долго помнить, «застревать» на негативных переживаниях или неприятных моментах. Любое неосторожное слово или действие оказывает на них сильное впечатление. Например, фраза, сказанная воспитателем в детском саду о том, что нельзя опаздывать к началу завтрака, может вызвать реальную тревогу у малыша. Еще с вечера он будет по нескольку раз напоминать об этом маме, а утром ее торопить, боясь опоздать.
Телевизионные передачи со сценами агрессии и насилия, фантастические фильмы и «ужастики» у ребенка с высокой тревожностью отложатся надолго в памяти и могут вызвать ночные кошмары, трудности с засыпанием.
Тревожных детей вы не увидите на детском утреннике или на сцене школьного спектакля. Даже выученное на 5 с плюсом стихотворение они постесняются рассказать перед публикой.
Как правило, такие ребята испытывают проблемы в общении со сверстниками, не любят и избегают шумные, подвижные игры. В ответ на значимое событие у них возникают невротические реакции: тики (повторяющиеся непроизвольные движения мышц); вокализмы («покашливания», «шмыганье» и т.д.); заикание и запинки в речи. В некоторых случаях появляются «неприятные» привычки такие как: обгрызание ногтей, сосание пальцев или предметов, накручивание (выдергивание) волос, энурез (недержание мочи).
Со временем, опасения могут трансформироваться в конкретные или беспричинные страхи. Ощущение опасности словно преследует ребенка: дома, в школе, на отдыхе. Ребенок может отказываться от походов в гости, посещения спортивных секций и творческих кружков. Посреди ночи прибегать к родителям, спать с включенным светом. Днем – невнимательный, рассеянный, напряженный. На этом фоне могут усиливаться вегетативные реакции: тошнота, рвота, боли неясного происхождения, скачки артериального давления. При медицинском обследовании, как правило, ничего серьезного не находят, а предложенная терапия дает лишь кратковременное снятие симптомов. Можно сказать, что тревожные дети имеют склонность к психосоматическим расстройствам.
Школьная пора
Подростковый возраст – пора серьезной перестройки всего организма. Гормональный «взрыв» сопровождается переоценкой ценностей и своего жизненного пути, социального статуса и места в обществе. Эмоциональные переживания усиливаются в разы, что может повлиять на настроение и стать причиной возникновения депрессии. Именно в это период родителям стоит обратить особое внимание на своего «малыша». Изменение привычек и режима дня-ночи; излишняя замкнутость, отгороженность, частая смена настроения; отказ от привычного круга общения и посещений школы; снижение успеваемости – первые «звоночки» на которые не стоит закрывать глаза, игнорировать, лучше вовремя обратиться за консультацией к специалисту.
В этот же период у подростка могут возникать панические атаки, которые сопровождаются чувством страха, вегетативными реакциями (учащенным сердцебиением, повышением артериального давления, спазмами и т.д.).
Заметили, что у вашего ребенка вышеуказанные признаки носят устойчивый характер на протяжении достаточно длительного времени (около месяца) и стали влиять на качество жизни? Не бойтесь обратиться за консультацией к врачу или медицинскому психологу.
Ответственность, старательность, трудолюбие и перфекционизм
Стоит отметить, что тревожные дети бывают часто успешны в социальной жизни и добиваются значительных успехов за счет своих личностных качеств. Они ответственные, старательные, трудолюбивые, добросовестно выполняют поручения, имеют склонность к перфекционизму. При своевременной коррекции и поддержке со стороны близких, они могут адаптироваться к повседневной реальности и не испытывать психологический дискомфорт.
Тревожный ребенок. Советы детского психолога
Постарайтесь создать ребенку стабильную среду, которая придаст ему уверенности и снизит излишнюю тревожность.
Стоит заранее его предупреждать о каких-либо изменениях в планах. Неожиданные сюрпризы не нужны!
Давайте ему достаточное количество времени, чтобы адаптироваться, подготовиться к предстоящему мероприятию. Не спешите и не торопите!
Как правило, не работают советы типа:
«Не надо беспокоиться, переживать, все будет хорошо!». Поверьте, от этих слов ваш ребенок не станет меньше волноваться и тревожиться.
Более полезными и действенными будут фразы:
- Я рядом с тобой, ты в безопасности.
- Давай поговорим, о чем ты сейчас думаешь.
- На сколько сильно ты тревожишься, например по 10-ти бальной шкале.
- Давай подумаем вместе, что может случиться дальше?
- Бывает, что я тоже боюсь и нервничаю…
- Подскажи мне, как я могу тебе помочь?
Источник
Психические расстройства и нарушения поведения в детско-подростковом возрасте. Таблицы
Деструктивное поведение детей и подростков
Неспособность к принятию норм социального поведения, враждебность и агрессивность в различных ее проявлениях
Наблюдается у 9% мальчиков и 2% девочек в детско-подростковом возрасте, в детстве у мальчиков – в 4 раза и в подростковом возрасте в 12 раз чаще, чем, соответственно, у девочек (в США, по данным Г.И. Каплана и Б.Дж. Сэдока, 1995)
3. Причины развития
1. Наследственные и конституциональные факторы – определяют развитие врожденных качеств личности, которой свойственны:
а) стойкий эгоцентризм
б) неспособность понимать и принимать во внимание разумные ограничения и побуждения со стороны взрослых, контролировать свои эмоции и побуждения
в) неспособность формировать стойкие привязанности, просоциальные интересы и увлечения
2. Неблагополучная семья, часто с родителями, которые являются социопатами, алкоголиками, наркоманами, душевнобольными, к тому же со склонностью к антисоциальному поведению. Ребенок, даже биологически здоровый, а такое случается и у крайне неблагополучных родителей, с самого начала чувствует себя в такой семье скорее нежеланным, отверженным и изначально находится в условиях, затрудняющих либо исключающих формирование стойких и глубоких привязанностей
3. Воспитание в агрессивной традиции, когда склонность к насилию всячески поощряется и дает ребенку осязаемые для него выгоды и преимущества
4. Низкий уровень социально-психологической культуры в окружении ребенка, где разделяются и утверждаются ценности насилия, аморальности, гедонизма и наживы
5. Растлевающее влияние массовой культуры и средств массовой информации, принижающее, третирующее человеческое достоинство, обесценивающее гуманность, коллективизм, сотрудничество и индоктринирующее социал-дарвинистические представления о человеке и отношениях между людьми
4. Диагностические критерии
1. Агрессивность в самых разных ее проявлениях (прямая и косвенная, физическая и психологическая, реактивная, проактивная и отставленная агрессия);
2. Агрессивное поведение является стойким, сохраняется не менее 6 месяцев и обнаруживается в самых разных социальных ситуациях;
3. Поведение недоступно обычным методам коррекции и сохраняется даже при всей очевидности того, что оно неизменно ведет к неудачам и поражению.
4. Возраст до 19-20 лет.
5. Отсутствие умственной отсталости, иной определенной психиатрической, а также неврологической патологии;
6. Предпочтение одиночного характера агрессии. В дальнейшем, при наличии интеллектуальной одаренности, нельзя исключить возможности блестящей криминальной или даже политической карьеры.
5. Клинические проявления
1. Враждебность, тенденция даже нейтральное отношение расценивать как проявление недоброжелательности и насилия
2. Неспособность к помощи кому-либо, жалости и состраданию, благодарности, признательности и милосердию
3. Демонстративный характер агрессивности: она не скрывается, не считается пациентом дефицитарным качеством и, более того, рассматривается как важное достоинство, предмет гордости и тщеславия
4. Необыкновенная фрустрация или острое недовольство, особенно в связи с необходимостью подчинения и зависимости
5. Низкий уровень нравственного и правового сознания, подчинение только грубой силе или неотвратимой угрозе ее применения
6. Дефицит стойких привязанностей, отношений уважения, дружбы и любви, просоциальных интересов, увлечений и занятий, скрытность, недоверчивость, подозрительность и мстительность, обесценивание всего позитивного, в том числе собственной жизни
7. Отсутствие стыда, чувства вины, угрызений совести, раскаяния, адекватных представлений о чести, долге и справедливости
8. Лживость, готовность в любой момент отказаться от данного слова и принятых на себя обязательств, драчливость, склонность к мучительству, живодерству, вандализму, кражам, порче чужого имущества, сексуальному насилию, повышенный, нездоровый интерес к оружию и страстное желание его приобретения, в том числе нелегальным путем
9. Раннее начало алкоголизации, наркотизации, сексуальной жизни, обычно неразборчивой, беспорядочной и нередко извращенной, противоправное поведение, тенденция идентифицировать себя с криминальными ценностями и авторитетами
5. Менее грубые, парциальные проявления деструктивного поведения:
а) расстройство поведения, ограниченное пределами семьи и не проявляющееся в клинически значимой степени в других ситуациях или в отношении других людей, включая сверстников
б) несоциализированное расстройство поведения – брутальное поведение, проявляющееся преимущественно в отношениях со сверстниками и другими детьми. Обычно такие пациенты подвергаются остракизму в среде сверстников, что может способствовать сохранению и усилению деструктивного поведения, еще большему ожесточению и расширению круга лиц, объектов неприязненного отношения
в) социализированное расстройство поведения – групповое брутальное поведение по отношению к сверстникам из других групп, а также по отношению к взрослым, особенно олицетворяющим известность, власть и авторитет. В своей группе пациент способен длительное время поддерживать относительно мирные или даже товарищеские отношения
6. Расстройство поведения в виде непокорности и непослушания
(оппозиционно-вызывающее расстройство). Его характеризуют:
— расстройство свойственно детям в возрасте до 9–10 лет
— брутальное поведение проявляется в более мягкой форме, чем у детей постарше и у подростков: обычно пациенты сердиты, обидчивы, часто досаждают другим лицам, которых склонны обвинять за свои ошибки и трудности
— пациенты часто бывают недовольными, грубят взрослым, склонны игнорировать их просьбы и распоряжения, нередко действуют наперекор им, отказываются от взаимодействия, легко теряют самообладание, склонны к провокационному поведению и нередко становятся зачинщиками ссор
— расстройству не свойственны прямая агрессия, жестокость, возможно, отчасти это связано с возрастными ограничениями масштабов склонности к насилию
Стойкие проявления индивидуального деструктивного поведения оставляют мало надежд на излечение или даже на значительное улучшение поведения. В отдельных случаях может быть, вероятно, показано нейрохирургическое лечение (инактивация миндалевидного ядра). В более мягких, не столь тотальных вариантах брутального поведения удовлетворительные результаты могут быть достигнуты посредством психотерапии, включая семейную, воспитания в специализированных учреждениях (наиболее показаны методы А.С. Макаренко, разработанные на беспризорниках и основанные на воспитании трудом и в духе коллективистских ценностей. А.С. Макаренко указывал, что главное в воспитании – это максимум уважения и максимум требовательности)
Патохарактерологические реакции у детей и подростков
Дефиниции (Исаев, 2001)
1. Характерологическая реакция – преходящее, ситуационно обусловленное изменение поведения ребенка, проявляющееся главным образом при определенных обстоятельствах. Оно: а) психологически понятно; б) направлено на преодоление вызывающей ее ситуации; в) не приводит к нарушениям социальной адаптации; г) не сопровождается соматовегетативными расстройствами
2. Патохарактерологическая реакция – психогенная личностная реакция, проявляющаяся отклонениями в поведении ребенка, она приводит к нарушениям социально-личностной адаптации и сопровождается соматовегететивными расстройствами. Обычно она развивается на основе характерологической реакции, однако при наличии неблагоприятного фона (акцентуации характера, органической недостаточности, дисгармонически протекающем возрастном кризе) сразу принимает патологические формы. Показателями перехода в патохарактерологическую реакцию являются:
а) нарушения поведения, проявляющиеся вне ситуации, в которой она первоначально возникала
б) хотя бы частичная утрата психологической понятности ее возникновения
в) более выраженные аффективные расстройства
г) наличие соматовегетативных нарушений
Как правило, патохарактерологические реакции нарушают приспособление к условиям семейной жизни, детскому коллективу, расстраивают взаимоотношения со взрослыми и сверстниками
3. Распространенность: встречается у 4–8% детей, в том числе с агрессивным поведением (у 20–50% таких пациентов), у мальчиков встречается в 3–4 раза чаще, чем у девочек
4. Причины развития: а) наследственно-конституциональные факторы; б) заболевания в дородовом, раннем периоде развития, в том числе с повреждением головного мозга; в) неадекватные подходы к воспитанию, обучению
Патохарактерологические реакции у детей:
1. Реакции активного протеста проявляются непослушанием, грубостью, разрушительными действиями, а также вызывающе-оппозиционным или агрессивным поведением
2. Реакции пассивного протеста проявляются отказом от груди, еды, аффективно-респираторными «закатываниями» (после 6 месяцев), уходами из дома, попытками самоубийства, отказом от речи (мутизмом), энурезом, энкопрезом, повторными рвотами, запорами, насильственным кашлем, замаскированной враждебностью к «обидчику» и косвенной агрессией, замкнутостью, нарушениями эмоциональных контактов
3. Реакции отказа в раннем детстве (1,5–2 года), часто это явления госпитализма у маленьких детей в детских учреждениях, возникают в связи с утратой чувства безопасности, неудовлетворенной потребностью в общении с эмоционально значимой фигурой. Характеризуются заторможенностью, неподвижностью, отсутствием стремления к общению, блокированием реакций на происходящее вокруг. Утрачивается желание играть, наслаждаться сладостями. Появляются подавленность, расстройства сна, теряется аппетит. Развитию реакции отказа способствует ослабленность соматическими заболеваниями
4. Реакции имитации характеризует копирование поведения авторитетного для ребенка лица, референтной группы (асоциальной компании детей). Копируются сквернословие, хулиганские поступки, воровство, бродяжничество, вредные привычки (онанизм), аддиктивное поведение (курение, употребление алкоголя и наркотиков, вдыхание одурманивающих субстанций). Особенно упорным является такое поведение, если оно возникает на фоне расторможенности влечений или, в свою очередь, само провоцирует преждевременное развитие инстинктивных проявлений
5. Реакции компенсации являются формой психологической защиты. Разочарование своей неудачей в одной сфере деятельности дети пытаются компенсировать успехами в другой. Например, если ребенку не удается проявить себя в школе, он станет укреплять свой авторитет, например, посредством асоциального поведения вне школы
6. Реакции гиперкомпенсации проявляются в том, что свою неспособность или свой дефект ребенок предпочитает преодолевать в наиболее трудной для него деятельности. Например, пугливость, боязливость он скрывает за фантазиями о своем мужестве, нападениями на сверстников, рискованной ездой на велосипеде или мотоцикле, угоняя их у кого-то другого
Патохарактерологические реакции у подростков
1. Реакции эмансипации: проявляются сопротивлением установленным порядкам, игнорированием советов, указаний, наставлений, пренебрежением нормами и правилами, попытками уйти из-под контроля взрослых – стремлением к самостоятельной жизни
2. Реакции группирования: характеризует интенсивное стремление подростков к объединению в а- и антисоциальные неформальные группы, в которых практикуются кражи, мошенничество, хулиганство, употребление психоактивных субстанций и др.
3. Эгоцентрические реакции увлечения: характеризует одержимость занятиями, которые наносят ущерб здоровью, благополучию, социальному статусу, мешают учебе в школе, выполнению домашних обязанностей, препятствуют успешной социализации. Это:
а) информационно—коммуникативные увлечения (жажда новых знаний, общения)
б) увлечения, позволяющие быть в центре внимания (художественная самодеятельность, занятия спортом)
в) увлечения со страстью к накопительству (коллекционированию в бессмысленных и странных его формах)
г) увлеченность телесно—мануальным совершенствованием (культуризм, бодибилдинг)
д) увлеченность лидерством (поиск или создание ситуаций, где можно верховодить)
е) интеллектуально—эстетические увлечения (музыкой, моделированием, радиотехникой)
4. Нарушения поведения, обусловленные реакцией на свое физическое состояние, проявляются стремлением преодолеть физический недостаток, например потребностью быть в центре внимания, бахвальством, бравадой, кражами, наколками, мятежностью
5. Нарушения поведения, обусловленные формированием сексуального влечения, характеризуются:
а) в случаях задержанного сексуального развития медлительностью, несобранностью, неуверенностью в себе, неуклюжестью, вялостью, импульсивностью, трудностями в адаптации к новым ситуациям
б) в случаях преждевременного полового созревания преобладанием в одних случаях аффективных нарушений, в других – психопатоподобного поведения типа дисгармонического инфантилизма (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность), расстройствами влечений, особенно сексуального
в) у старших детей встречаются жестокость, сексуальные девиации, такие как подглядывание за интимными сценами взрослых, переодевание в одежду другого пола, совместный онанизм, орализм, петтинг, нездоровый интерес к уринации и дефекации, эксгибиционизм, промискуитет и др.
6. Нарушения поведения, обусловленные подростковыми психологическими особенностями, такие как эмоциональная неустойчивость, упрямство, импульсивность, самоуверенность, категоричность
Прогноз: в большинстве случаев в благоприятных условиях патохарактерологические реакции редуцируются. В других случаях возникает риск патохарактерологического формирования личности и развития краевой психопатии
Психогенные патологические формирования личности
1. Клинические варианты
1. Патохарактерологический вариант возникает под влиянием уродующего воспитания в неблагополучной семье, в детских учреждениях, имеет своим источником систематически возникающие патохарактерологические реакции
2. Постреактивный вариант возникает в связи с реактивными психическими расстройствами (острая реакция на стресс, посттравматическое стрессовое расстройство)
3. Постневротический вариант возникает в результате затяжных неврозов, таких как депрессивный невроз, невроз навязчивых состояний, истерический невроз, неврастенический невроз
4. Дефицитарный вариант возникает у детей с врожденными или рано приобретенными дефектами слуха, зрения, в результате детского церебрального паралича (особенно тяжелых его форм), аномалий развития различных органов (пороки строения сердца, костно-мышечной системы, органов дыхания или органов мочеполовой сферы), хронических инвалидизирующих заболеваний (инфекционные заболевания, болезни крови, аутоиммунные заболевания и др.
2. Динамика патологического развития личности
1. Первый этап совпадает с периодом развития патохарактерологических реакций
2. Второй этап характеризуется формированием ведущего патохарактерологического синдрома
3. Третий этап – пубертатного полиморфизма – характеризуется сочетанием проявлений основного патохарактерологического синдрома с личностными расстройствами, обусловленными пубертатными особенностями личности (демонстративностью, ипохондрией, эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, односторонними интересами и др.)
4. Заключительный этап проявляется либо в форме краевой психопатии, либо сглаживанием расстройств поведения до частичной или полной личностной гармонизации (депсихопатизации)
4. Лечение: психотерапия (индивидуальная, семейная, групповая), смена обстановки на более благоприятную, адекватные приемы воспитания и обучения, лекарственная терапия
Синдромы уходов и бродяжничества
Неблагоприятные наследственно-конституциональные и социально-психологические факторы формирования личности
Встречается у 0,5% школьников 11–12 лет, чаще бывает у мальчиков. Начинается в возрасте от 3–4 до 17–18 лет и позже (например, побеги из армии, мест лишения свободы). Среди госпитализированных детей и подростков выявляется в 25% случаев
Частые уходы, побеги из дома, школы, детских учреждений, скитальчество
Стадии развития расстройства
1. Первая стадия – психологически понятные уходы. Это уходы, вызванные ситуациями или преимущественно личностными качествами ребенка. Уходы обычно непродолжительные и предсказуемые (в пределах 1 суток), с самостоятельным возвращением обратно. Различают следующие инициальные варианты уходов:
— в связи с недостаточным надзором
— в целях развлечения, ради удовольствия
— как реакция пассивного протеста на чрезмерные для данного ребенка требования и ограничения
— как реакция на недостаточное внимание и заботу со стороны родителей, воспитателей
— вследствие тревоги из-за страха предстоящего сурового наказания
— специфические пубертатные уходы, мотивированные фантазиями, мечтами
— как реакция на чрезмерную опеку со стороны родителей, воспитателей
— как реакция на жестокое обращение со стороны взрослых
— вследствие тяги к переменам из-за скуки, обеднения стимульной среды
— вследствие тоски по утраченным объектам привязанности
— вследствие ограничения свободы (из детских учреждений)
— ничем не мотивированные уходы
2. Вторая стадия – внезапные, психологически непонятные и ситуационно не спровоцированные побеги. Это привычные, условно-рефлекторные уходы, не связанные с определенными ситуациями и конкретными внутренними мотивами поведения. Возникают неожиданно, в любое время года, длятся сутками, неделями. Дети возвращаются обратно самостоятельно или их кто-то доставляет в место начала побега. Как правило, возвращаются истощенными, запущенными, больными, приобретая за время отлучек богатый опыт антисоциального поведения (воровство, курение и др.)
3. Третья стадия – дромомания и мобицентризм
При дромомании периодически и с разной частотой на протяжении ряда лет возникает импульсивное влечение к скитаниям, пациенты внезапно для окружающих и неожиданно для самих себя вдруг срываются с места и надолго исчезают, при этом для них неважно, куда именно, нередко они не знают сами, где окажутся
При мобицентризме скитание становится преобладающим в течение многих лет, а порой и до старости анормальным образом жизни (редко, но встречаются старые бродяги), который они предпочитают спокойной и комфортной жизни в одном каком-то месте
Лечение. Психотерапия, адекватные методы воспитания и обучения наиболее эффективны в начальной стадии развития расстройства, в меньшей степени – во второй. В случае уходов в связи с психическим расстройством (чаще, по-видимому, шизофренией) показана специфическая терапия
Прогноз. В большей части случаев благоприятный, к возрасту 15–16 лет симптоматика расстройства постепенно сглаживается и самопроизвольно исчезает. В других случаях расстройство сохраняется неопределенно долго, иногда у пациентов с изначально немотивированными уходами выявляется шизофрения
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (гипердинамический синдром)
1. Теория наследственных факторов: исследования на близнецах и наблюдения сиблингов ее как будто подтверждают. Риск развития гиперактивности связывают с полиморфизмом некоторых генов (аллельных генов), имеющих отношение к дофаминергическим и адренергическим трансмиттерным системам (например, ген переносчика дофамина ДАТ-1 и ген рецептора дофамина Д-4). У родителей пациентов, кроме того, выявляется увеличение свыше нормативного числа социопатов, алкоголиков, истериков и лиц, страдающих гиперкинезами
2. Конституциональная теория: у значительной части детей выявляются признаки нарушения развития и повреждения головного мозга в дородовом и перинатальном периодах. Указывают на возможность структурных и функциональных аномалий префронтальной коры и базальных ганглиев
3. Задержка созревания головного мозга, чаще преходящая с возрастом, свойственна, по-видимому, большей части пациентов
4. Психосоциальные факторы, такие как длительная эмоциональная депривация, острые и хронические стрессы, вызывающие тревогу, имеют определенное значение в возникновении и фиксации расстройства
Встречается у 2–20% детей школьного возраста, в 3–10 раз чаще у мальчиков, особенно у первенцев. Возраст начала расстройства (или достоверного его выявления) – 3 года, иногда ранее, в младенчестве (в рамках невропатического синдрома), чаще заболевание диагностируется в начальных классах школы
1. Начало в возрасте до 7 лет
2. Отсутствие признаков серьезной неврологической патологии, олигофрении, раннего аутизма, аффективной патологии, расстройств поведения и иных определенных психических отклонений, при которых могут возникать симптомы гиперактивности и дефицита внимания
3. Проявления гиперактивности и проблемы с вниманием, затрудняющие социализацию, наблюдаются не менее 6 месяцев и проявляются в разных ситуациях как дома, так и в школе, на улице, в магазине и т. д.
1. Двигательное беспокойство, непоседливость: дети часто двигают руками, ногами, крутят головой, теребят вещи и одежду, ерзают, вертятся, переминаются, топчутся, кривляются, совершают ненужные действия с предметами, многократно встают, блуждают по комнате и т. п. Некоторые дети беспокойны даже во сне, постоянно крутятся в постели и за ночь могут упасть с постели не один раз. При ходьбе дети часто спешат, срываются на бег, опережают своих спутников. Избыточная подвижность некоторое время может отсутствовать, если ребенок смотрит увлекательную телевизионную программу, увлечен игрой или поглощен каким-то зрелищем, но она значительно усиливается, если ему нужно делать домашние уроки или что-нибудь другое, что требует сосредоточенности активного внимания. Она менее заметна в структурированных ситуациях, требующих определенного поведения, нежели в свободных, неструктурированных
2. Неспособность по просьбе или в игре более 3–5 секунд оставаться в покое, не двигаться
3. Постоянная отвлекаемость внимания на внешние, второстепенные стимулы, не имеющие значения в контексте данной ситуации
4. Нетерпеливость, например неспособность ждать своей очереди в играх, групповых мероприятиях, неспособность отложить удовольствие, потребность в немедленном удовлетворении своих желаний
5. Неспособность размышлять над ответами на вопросы, ответы невпопад, даются первой мыслью, которая приходит в голову, нередко не дослушивается и сам вопрос
6. Трудности в следовании инструкциям извне (не из-за стремления противоречить или их непонимания, а из-за того, что пациенты не могут сосредоточиться и внимательно выслушать наставления взрослых)
7. Неспособность длительно поддерживать внимание при выполнении определенного задания или в игровой деятельности
8. Неспособность доводить дела до их завершения
9. Неспособность хранить молчание в игре, часто повышенная говорливость
10. Трудности в поддержании диалога: не дослушивается сказанное собеседником, перебивается чей-то разговор, вмешательство в посторонний разговор
11. Дети часто не слушают, пропускают мимо ушей что-то им сказанное
12. Часто теряются вещи, нужные для выполнения задания, или забывается, где они были оставлены
13. Неосторожность, частые падения с высоты, в ямы, в воду, повышенная склонность к травмированию
14. Эмоциональная неустойчивость, частые перепады настроения, легкие переходы от смеха к слезам, иногда депрессия, беспредметная тревога, суетливое беспокойство («тревога тела»)
15. Импульсивность, непредсказуемость в поведении, тенденция действовать, не думая о последствиях своего поведения, отчего могут совершаться опрометчивые или даже опасные поступки
16. Неаккуратность, небрежность, неряшливость
17. Несобранность, неорганизованность, неспособность планировать, соблюдать порядок и дисциплину. В общении с взрослыми пациенты часто бывают слишком фамильярными или даже развязными, нахальными, из-за особенностей своего поведения они часто отвергаются сверстниками
18. Раздражительность, обидчивость, агрессивность (у 75% пациентов)
19. Нередко встречаются общий дефицит координации, снижение памяти и умственных способностей (IQ у многих пациентов ниже 100%, наблюдаются персеверации, буквальность мышления, его конкретность или неспособность учитывать контекст происходящего), специфические нарушения способностей к обучению (чтению, письму, счету), расстройство развития артикуляции речи, дефекты развития слуха и зрения, одинаковое владение обеими руками (отсутствие доминирующей руки), быстрые чередующиеся движения, нечеткие знаки резидуально-органической недостаточности головного мозга, нарушения сна, аппетита, явления вегетодистонии, изменения электрической активности на ЭЭГ и тенденция к развитию антисоциальных личностных качеств
20. Обычными являются вторичные психологические нарушения: снижение самооценки, чувство собственной неполноценности, неуверенность в себе, подавленность настроения, склонность к самообвинению, самоистязаниям, уходы с уроков, гиперкомпенсаторное поведение (лживость, бахвальство и т. п.)
21. Часто наблюдается негативное отношение к пациентам со стороны родителей, педагогов и воспитателей, особенно если поведение пациентов они воспринимают как избалованность, невоспитанность или склонность к хулиганству
22. Течение заболевания хроническое, ремиссий до 12 лет обычно не наблюдается. После 12 лет пациенты постепенно становятся более спокойными, несколько позднее улучшаются показатели активного внимания. У 20% пациентов признаки расстройства могут сохраняться в течение неопределенного времени
1. Психотерапия (индивидуальная, семейная) должна помочь пациентам понять характер их расстройства, поверить в себя, уменьшить или устранить подавленность и тревогу, а родителям – осознать факт заболевания, его природу, изменить свое неадекватное поведение на более ответственное, создать более структурированную среду
2. Из лекарственных препаратов назначаются психостимуляторы (метилфенидит, дексамфетамин, декседрин, риталин, пемолин или цилерт), в большинстве случаев это снижает гиперактивность, невнимательность, вспыльчивость, и дети учатся более успешно. Могут быть полезными также клонидин, бупропион, мелипрамин (назначается с учетом его кардиотоксического действия). В целом лекарственная терапия редко приводит к полному выздоровлению. Взрослым пациентам назначают амфетамин или метилфенидит
У части пациентов в возрасте от 12 до 20 лет появляются ремиссии разного качества, чаще всего частичные. Обычно вначале это постепенное снижение подвижности, а затем некоторое улучшение активного внимания. Бывает, однако, и так, что гиперактивность исчезает, а нарушения внимания и импульсивность поведения остаются значительно выраженными или, напротив, остается гиперактивность, а внимание нормализуется. Нарушение способности к обучению, как правило, сохраняется. У 15–20% пациентов расстройство сохраняется с некоторым снижением гиперактивности и ослаблением способности к усвоению знаний, в некоторых случаях продолжает оставаться предрасположенность к антисоциальным и другим личностным расстройствам
Источник