Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Людмила Карнаухова
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина»включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст — наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. [3; 15]

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.

Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье. [2; 31]

Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам, и настолько насколько считал это необходимым. [1; 26] Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.

Цель. Воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.

1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно — прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.

2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.

4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

Методы,наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала:

— метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций; эвристический (частично поисковый) метод;

— метод практических действий,

Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. [1; 33]

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки — потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.). [3; 21] Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини- музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фотосессии подготовленные родителями, который используем в работе с детьми в приобщении к русской народной культуре.

В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивали колядки, русские народные песни, заклички. Ежегодно проводится в ДОУ праздник Масленица, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Знакомим с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т. д.Изготовляем игрушки своими руками: лепим из глины и расписываем их по известным нам народным промыслам. А затем,организуем выставки детского творчества: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня».

Читайте также:  Изжога при стрессе лечение

На протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит» и др. ;хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-бай», «Спи, моя радость, усни…»

В работе используем современные развивающие программы и технологии: «Детство» Т. И. Бабаевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева; «Система патриотического воспитания в ДОУ» Александрова Е. Ю. ; «Патриотическое воспитание дошкольников» Алешина Н. В.

Результатом работы является перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской народной культурой»; серия занятий, способствующая приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста. Оформлены картотеки — русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни);Разработаны консультации для родителей: «Роль народного — прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания».Рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Давайте попоем», «Семейный музей» и др.

Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре». Родители принимают участие в организации экскурсии в городской музей и «Ангарскую деревню»; в организации «Минимузеев». Изготовляют своими руками деревянные игрушки, костюмы, кокошники.

Для педагогов была предложена анкета «Готовность к работе по патриотическому воспитанию», а также рекомендации «Метод проектов в руководстве работой по нравственно — патриотическому воспитанию» и консультация «Концепция патриотического воспитания». Педагоги участвовали в организации выставок детских работ, ярмарок и мини музеев в ДОУ.

Контроль за эффективностью работы по приобщению детей к русской народной культуре осуществляется через диагностику, которая проводится в начале года (сентябрь, и в конце года (май).

В результате дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. Научились различать виды народно-прикладного искусства, жанра художественного и фольклорного творчества. Имеют представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость, расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.

Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

— Я живу на этой Земле!

— Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них!

— Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа!

— Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли!

— Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом!

Это все – моя Родина! [3; 19]

1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград: Учитель, 2007, 203 стр.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М. : ЦГЛ, 2005, 205 стр.

3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300 стр.

4.С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кондрыкинская.М: Сфера, 2003, 192 стр.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок очень раним, социально не адаптирован, находится в стадии.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Источник

Консультация для педагогов на тему «Формирование основ духовности и патриотизма средствами народной культуры»

Евгения Бабина
Консультация для педагогов на тему «Формирование основ духовности и патриотизма средствами народной культуры»

Проблема нравственного воспитания в настоящее время очень актуальна. Падение уровня нравственности в молодежной среде вызывает обеспокоенность педагогической общественности, родителей, государства. Уже с детства ребенок посредством современных средств массовой информации видит свою страну не в лучшем свете (наркотики, пьянство, жестокость, коррупция и т. д.). Уже с раннего детства его окружает преимущественно чужая культура (зарубежная музыка, низкопробные сериалы, мультфильмы с садистскими сюжетами, герои мульт-страшилок на обложках школьных тетрадей и т. д.). Большинство молодых людей мечтают жить за границей. Слово «Родина» не вызывает трепетных чувств, а слово «патриотизм» теряет свое былое значение. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского.

Читайте также:  После еды выделяется слюна как при чувстве голода

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. Каждое понятие и направление патриотическоговоспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использовать мини-музеи.

Пути и средства патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре включают в себя:

— понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;

— взгляды на патриотизм в летописях;

— русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли);

— роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее;

героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;

— русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина»включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживают века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т. д.). Каждый народ приносит культуре своё и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.

Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении,можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев).

И при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуален он знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский,

В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуреположены важные стратегические принципы современной системы российского образования:

— профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;

— сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;

— сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;

— взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;

— единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

В практической деятельности способствует решению большинства воспитательных задач:

1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи.

2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.

Читайте также:  Делиться радостью с друзьями

3. Совершенствованию коммуникабельности среди взрослых и сверстников.

4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей к национальной культуре мирового значения.

При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено:

— разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;

— составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;

— разработка цикла практических занятий с детьми;

формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);

— разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).

Решить возникшие задачи может организационный процесс обучения:

-Научить детей играть в русские народные игры.

-Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.

-Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.

-Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.

-Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

-Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.

-Уметь различать изделия различных народных промыслов.

Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблему в условиях ДУ и семьи.

Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.

Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки,нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:

— экскурсии и наблюдения;

народные подвижные игры;

— чтение художественной литературы;

— рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;

— работа с семьей.

Одновременно с этим создается развивающая среда по обзначенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта и воссоздается обстановка русской избы. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы. Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина.Работа музея предусматривает:

— выход на детей-дошкольников;

— выход на дошкольников близлежащих садов;

— выход на родителей (консультации, экскурсии, беседы);

— выход на ветеранов;

— сотрудничество со школами города.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины,услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Консультация для родителей «Формирование культуры еды» Консультативная помощь родителям в рамках семейной гостиной «Как растет мой малыш».Цель: привлечь внимание родителей к формированию у детей.

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: » Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева — наша задача, в том, чтобы научить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного «культурным поворотом» — диалогом общества и.

Источник

Оцените статью