открытый урок «КОЛОРИТ И НАСТРОЕНИЕ В ПЕЙЗАЖЕ»
план-конспект занятия (5 класс)
План-конспект открытого урока «Колорит и настроение в пейзаже»
для учащихся 2 класса отделения изобразительного искусства ДШИ по дисциплине «Живопись» по 5-летней учебной программе в рамках темы полугодия «Гармония по общему цветовому тону и светлоте»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_kolrit_i_nastroenie_v_peyzazhe.doc | 280.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Детская школа искусств»
План-конспект открытого урока
«Колорит и настроение в пейзаже»
для учащихся 2 класса отделения изобразительного искусства ДШИ по дисциплине «Живопись» по 5-летней учебной программе в рамках темы полугодия «Гармония по общему цветовому тону и светлоте»
Ташимова Оксана Николаевна-
Преподаватель изобразительного искусства
г. Нефтеюганск 2019 год
План-конспект открытого урока
«Колорит и настроение в пейзаже»
Тема урока: Колорит и настроение в пейзаже. «Гармония по общему цветовому тону и светлоте»
Тип урока: комбинированный. (Изучение новых знаний, закрепление и повторение изученного материала)
Этапы урока (в соответствии с учебным планом проводится 3 урока по 40 минут):
1.Организационный момент (3 мин.)
2.Изложение нового материала (15 мин.)
3.Закрепление учебного материала (5 мин.)
4.Инструктаж последовательности работы над пейзажем (10 мин.)
5.Самостоятельная работа учащихся (7 мин.)
6. Продолжение практической работы. (72 мин.)
7. Рефлексия. Подведение итогов (8 мин.)
Цель: Нарисовать пейзаж-настроение с заданным колоритом.
Задачи: Изучить понятие «Колорит» и его влияние на эмоциональную окраску пейзажа, выполнить этюд пейзажа с передачей состояния природы и настроения по представлению, отрабатывать навык работы гуашью.
— образовательные: учить подмечать изменчивость состояния природы в зависимости от освещения и в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., познакомить с разнообразием пейзажных сюжетов; углубить представления детей о возможностях цвета; учить детей смело выражать чувства изобразительными средствами.
— развивающие: развивать художественную фантазию и вкус; формировать навыки работы с художественными материалами; совершенствовать навыки применения цвета в создании художественного образа; закрепить интерес к работе цветом; развивать навыки владения мазком; развивать способность к творческому самовыражению; развивать умение вести диалог; развивать ассоциативное и образное мышление, воображение;
— воспитательные: воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, формировать эстетическое отношение к произведениям искусства;
Универсальные учебные действия:
— умение использовать для достижения своих творческих замыслов образный язык изобразительного искусства,
— умение, используя художественно-выразительные средства, создавать новые образы путём преобразования известных,
— умение эстетически воспринимать окружающую природу.
— умение самостоятельно искать и решать художественно-творческие задачи с целью передачи настроения в пейзаже средствами живописи;
— умение планировать свою деятельность;
— умение сравнивать живописные произведения,
— умение пользоваться языком изобразительного искусства,
— умение выказывать свое мнение,
— умение выслушивать мнение своих товарищей
— умение работать по предложенной учителем последовательности выполнения задания,
— умение обдумывать замысел, выполнять работу в материале,
— умение оценить результат своего труда.
объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический, репродуктивный, исследовательский (просмотр и анализ полученных результатов, анализ выполнения операций).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Технологии: — фоторяд; технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения.
а) для учителя: ноутбук, карточки-задания для практической работы учащихся, мольберт, бумага А4, кисти, гуашь, палитра, баночка с водой, салфетки;
б) для учащихся: тонированная бумага теплых оттенков формата А4, кисти, баночка с водой, палитра, гуашь, тряпочка или салфетка.
Зрительный ряд: фоторяд – репродукции картин художников, учебные таблицы и материалы по цветоведению: образцы выполненных работ «Различные состояния природы, неба», цветовой круг.
Репродукции: А. Матисс «Вид Коллиура», К. Моне, серия «Руанский собор» , «Стог сена в солнечном свете. Эффект утра», «Стог сена в Живерни»,
Словарь: «Колорит», «фактура.
1.Организационный момент (5 мин.)
Преподаватель (далее «П»): Здравствуйте. Начинаем наш урок. (Самооценка готовности к уроку) Перед началом работы прошу проверить готовность: листы формата А4, краски, кисти, палитра, вода, тряпочка.
(Эмоциональный настрой — метод эмоционального погружения).
П: Анри Матисс «Вид Коллиура». Какое настроение и чувства вызывает у вас это произведение? (Ответы учащихся). С помощью чего художник смог сделать своё произведение сияющим?
Сегодня мы продолжаем изучение жанра пейзаж и постараемся разобраться, какими способами можно передать колорит и настроение в пейзаже.
2. Изложение нового материала (15 мин.)
П: Стремление выразить свои чувства через образ, свобода самовыражения, заставили художников 19 века покинуть мастерские, работать под открытым небом-на пленэре. И живой, меняющийся на глазах мир вынуждал их ловить ускользающий на свету цвет и писать картину сразу – свободно брошенными на холст пятнами краски. Так рождался импрессионизм от франц. — «впечатление». Художники создавали целые живописные серии картин, в которых один и тот же вид представал в разных погодных условиях и в разное время суток. Рассмотрим серию К. Моне «Руанский собор».
Какое основное средство выражения живописи использовал художник для передачи состояния и настроения природы? (Ответы учащихся). (Верный ответ – цвет). Цвет — главное средство выражения в живописи. От того какие художник подберёт цвета зависит настроение в картине.
Цветовой строй в картине называется, колоритом.
Колорит (от лат. color — цвет, окраска) — богатство и согласованность цветов. Он может быть тёплым и холодным, нежным и мрачным.
Утром пейзаж будет пронизан серебристо-голубыми лучами восходящего солнца, следовательно, все предметы будут окутаны этим светом, а общий тон пейзажа будет серебристый.
Днем свет становится ярче, а тень – темнее, и из-за этого общий тон пейзажа становится более светлым. Запомните: свет «съедает» цвет К. Моне «Руанский собор в полдень». Вечером , по мере того как солнце садится, краски сгущаются, а воздух окрашивается золотисто-багровыми лучами. В этом случае цветовой строй пейзажа будет золотистым, тени же будут принимать холодный оттенок вечернего неба. К. Моне «Руанский собор вечером».
П одумайте, как можно превратить цвет в нежный , тревожный или тихий ? (Ответы учащихся). (Верный ответ: смешивая с белой, чёрной красками или др. оттенками). В смешении с тёмным настроение полученного колорита можно охарактеризовать как тревожное, грозное; в смешении со светлым оно становится нежным, спокойным. Если же смешать любой цвет с серой краской, он приглушится, станет незаметным и грустным, словно наполнится туманом (работа с наглядными пособиями).
«Фактура. Виды мазков».
П: Настроение в картине во многом зависит и от фактуры — характера поверхности, которая передаётся при помощи мазка . Вид мазков создаёт настроение беспокойное и шумное или тихое и умиротворённое . Краска может ложиться ровно, гладко или густыми, выпуклыми мазками. Они могут быть похожи на точки, полоски, волны, запятые (примеры на представленных репродукциях).
«Тональность». Для передачи того или иного состояния природы очень большую роль играет верно взятый общий тон . Первый план – ярче и насыщеннее. Второй план – светлее и бледнее. Чем дальше от зрителей цвет, тем он светлее и холоднее, контрасты уменьшаются, границы предметов сглаживаются. Небо чем ближе к земле, тем светлее, а чем выше от земли ярче и темнее.
«Эмоциональные возможности цвета».
П: Давайте попытаемся решить некоторую задачу. (Проблемная ситуация). Перед вами картина А. Матисса «Вид Коллиура». Подумайте и ответьте на вопросы :
1. Как вы думаете, для чего художник изобразил песок таким ярко красным? (он стремился обозначить цветом не только свет, воздух, но и чувство и ощущение того, что он горячий).
2. Какое значение имеет цвет в передаче времени суток? (Предполагаемые ответы учащихся: жёлтый цвет – залитый солнечным светом день. Красный – закат. Синий – ночь). Ассоциировать цветовую гамму пейзажа можно и с настроением человека, и с возрастом, и с временем года.
3. Какой можно сделать вывод о значении цвета в передаче настроения? (Ответы учащихся). (Верный ответ: цвет имеет очень большое значение в передаче состояния природы в картине).
Таким образом, собран весь понятийный аппарат, которым должны владеть учащиеся.
3.Закрепление учебного материала (5 мин)
П: Давайте обобщим вышесказанное. (Проблемная ситуация). Рассмотрим репродукции картин великих художников и проанализируем их сходство и различия. При анализе учащимся задаются вспомогательные вопросы: Какое настроение возникает?
При помощи чего художнику удалось передать такие различные состояния природы?
4. Инструктаж последовательности работы над пейзажем (10 мин.)
Перед практической работой проводится инструктаж. Этапы работы над пейзажем».
П: Вспомним последовательность работы над пейзажем. Мастер-класс. Преподаватель озвучивает классу, какое состояние природы им нужно показать. Далее следует демонстрация этапов выполнения работы, передача того или иного состояния природы. В ходе мастер-класса преподаватель комментирует каждое своё действие и советуется с учащимися.
П: И вы сегодня в своей практической работе попробуете передать свои чувства и настроение в пейзаже.
5. Самостоятельная работа учащихся (7 мин.)
«Палитра пейзажа». Учащимся раздаются карточки-задания
П: Как работать с карточками. Прочитайте задачу. Сформулируйте задание, которое вам необходимо выполнить, продумайте, как вы его будете выполнять, этапы работы. Также необходимо будет выполнить цветовую палитру своего пейзажа в карточке с заданием. Далее можно приступить к работе — созданию пейзажа настроения в технике раздельного мазка на тонированной бумаге. Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры, колорита. (Применение новых знаний, закрепление ранее изученного материала, закрепление навыков работы гуашью).
6. Продолжение практической работы (72 мин).
— Теперь можно приступить к выполнению работы в цвете.
— проверка организации учащимися рабочего места;
— наблюдение за правильностью выполнения приёмов работы;
— оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
— контроль над объёмом и качеством выполненной работы.
7. Рефлексия. Подведение итогов (8 мин)
— Посмотрите, какие интересные пейзажи у вас получились. Приглашаю выложить работы и подвести итоги. Анализируем проделанную работу, отвечаем на вопросы:
— Как называется цветовой строй в картине?
— Как колорит влияет на настроение картины?
— С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы?
— Что было самым трудным при выполнении работы?
— В какой работе получилось самое необычное настроение?
— В какой из ваших работ, лучше передано пространство?
— В какой работе наиболее удачное композиционное решение?
— Всё ли получилось из задуманного?
Оценка каждой из работ проводится самими учащимися по 5-и бальной шкале. Итог и обобщение проводит учитель. Критерии оценки:
— грамотное композиционное решение и линейный рисунок;
— верное цветовое и тональное решение с учётом правил воздушной перспективы;
— достижение колористического единства;
— степень эмоциональной выразительности, настроения пейзажа.
П: Вы хорошо сегодня потрудились . В завершении урока, рекомендации — наблюдайте за природой, её явлениями и изменениями.
А домашнее задание на лето будет следующим:
- выполнить с натуры этюды состояния природы: «После дождя», «На закате», «Солнечный день» (формат А5)
1. наблюдать состояния природы;
2. анализировать картины известных художников.
Спасибо вам за урок. Мне понравилось, как вы отвечали, как работали.
В заключении хотелось сказать: природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью – любите природу, не губите красоту вокруг себя…
Знойный летний день
1. Внимательно обдумайте способы передачи данного состояния природы настроения и освещённость.
Источник
Конспект занятия по ИЗО на тему: «Цвет и настроение в пейзаже»
Разделы: МХК и ИЗО
Тема занятия:
Цвет и настроение в пейзаже.
Цель:
Расширить знания обучающихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.
Задачи:
Познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в разных ее состояниях: утром, вечером и т. д. Передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками; развивать творческое воображение, технику работы кистью; воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
Оборудование.
Зрительный ряд: репродукции картин с изображением пейзажей: Ф. Васильев «Мокрый луг», С. В. Щедрин «Терраса на берегу моря» и «Веранда, обвитая виноградом» и т. д.
Словарь: пейзаж
Ход занятия
1. Организационный момент.
Проверка готовности к занятию.
Сообщение темы и целей.
2. Теоретическая подготовка.
— Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой – либо сцены.
И только в 17 веке появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Обычно пейзажи они писали на небольших полотнах, и позднее их стали называть «маленькие голландцы».
Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника .Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы. Вспомним картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». Как поэтично художник изобразил приход ранней весны: рыхлый, розоватый снег, прозрачные дали, чету прилетевших грачей! Смотришь на картину, и, кажется, что она наполнена их криком.
Вряд ли кто – нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку, овражки, на склонах которых еще не сошел снег.
Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и чувствах и настроениях художника. Левитан так правдиво, так ярко передал природу среднерусской полосы, что теперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: «Это совсем, как на картине Левитана».
Откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает? С французского языка оно переводится как «местность, страна».
Обычно так называют реальный вид какой – либо местности. Но и этим словом обозначают, как вы уже знаете, изображение природы в искусстве.
Сегодня трудно представить, что во второй половине восемнадцатого века пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чем — то второстепенным. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же значительным, как историческая картина или портрет.
Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.
Цвет оказывает воздействие на настроение человека; большинство людей эмоционально реагируют на цвет. Наиболее трудным в пейзаже является передача настроения, которое он пробуждает. Хотя настроение и атмосфера – слишком неясные качества для выражения их средствами живописи, лучше всего их показывать через цвет, однако не обязательно множество оттенков. Монохромная картина – один из способов передачи различных тонов (светлых, темных и средних) одного цвета. Монохроматическая цветовая схема идеальна для создания настроений; картина с преобладанием низких (темных) оттенков кажется умиротворенной и таинственной, а если на полотне преобладают высокие (светлые) тона, настроение будет приподнятым и солнечным. Простая органическая палитра может давать почти те же результаты.
Картина, написанная в очень светлых тонах с максимальным использованием белого, называется картиной в «высокой тональности». Подобное использование цвета создает ощущение света и воздушности. В таких работах изменение тона едва уловимо.
«Средняя тональность» картины создается добавлением цвету серого (полученного смешиванием белого и черного). Работая над такой цветовой гаммой, надо очень продуманно смешивать краски, чтобы не переборщить с цветом. Излишек серого заглушает другие цвета, и картина становится тусклой. Идея этого метода состоит лишь в легком приглушении оттенков.
Использование красок с добавлением к ним черного цвета создает в картине настроение, называемое «нижней тональностью». Лунный свет играет на водной поверхности, темные тона синего и черный подчеркивают его яркость. Тем не менее, черный необходимо использовать только для легкого приглушения цветов, иначе вся картина может стать мрачной. Старайтесь, чтобы ваши краски в смеси выглядели живо.
3. Актуализация знаний.
Сегодня на занятии вам предлагается выполнить рисунок пейзажа по памяти в одном из состояний природы.
Природа нашей страны удивительно красива и многообразна. Осенью она торжественна и красочна. Чередующиеся желтые, лимонные, оранжевые листья, голубое небо, яркая зелень озимых и темная синь реки – это яркий солнечный день. Но вот небо потемнело, закрылось лиловыми тучами, и от этого потемнела листва деревьев, вода, земля, покрытая пожухлой травой.
Представьте себе такую картину: поистине сентябрь – чародей цвета. Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осины создают неповторимую палитру. Тихо в лесу. Нет – нет да раздастся лишь звонкий хруст сухих сучков под ногами да донесется еле уловимый шорох падающего иногда на землю листа. Зачарован лес последними погожими днями. Стоит словно прибран к звучному празднику. Каких только оттенков не увидишь. Тут и тяжелая последняя зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и опушек.
Красочная палитра сентября – этого поистине чародея цвета!
Не правда ли, сразу представляем красоту и очарование этого описания, рождается замысел, так отчетливо в воспоминаниях оживает вся прелесть осеннего разноцветья.
Можно приступать к рисованию.
Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. Создание рисунка начните с выбора сюжета и построения композиции из выбранных предметов. Затем нарисуйте контуры деревьев и других деталей рисунка, только после этого
приступайте к детальной проработке рисунка.
4. Практическая работа
— выполните рисунок пейзажа в одном из состояний природы (ветер, дождь, яркое солнце и т. д.). В рисунке должны четко просматриваться времена года (работа карандашом).
Физминутка.
Посмотрите: мы олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени,
А теперь немного лени
Руки не напряжены
И расслаблены
Знайте девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
— выполнить рисунок в цвете (работа красками)
Во время практической работы провожу целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи воспитанникам, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
5. Итог занятия.
— что вы можете сказать о колорите своей работы? В какой тональности она выполнена?
— как изменяется цвет в зависимости от освещения?
— какие выводы вы сделали?
Заключительное слово педагога.
— Ваши лучшие работы пленяют зрителя своим лиризмом. В каком – то пейзаже чувствуешь себя уютно, другие рождают созерцательное настроение. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.
Литература:
- Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Волгоград: Учитель, 2008.
- Пауэлл У. Ф. Уроки рисунка и живописи. Разберемся в цветовой гамме. М. АСТ – Астрель, 2006.
- Симкина П. Л., Титаровский Л. В. Азбука здоровья. Курск,2005.
Источник