Нарисовать эмоцию с помощью цвета

Планы конспектов занятий по формированию эмоциональной выразительности в рисунке средствами цвета

Татьяна Киньшакова (Кузина)
Планы конспектов занятий по формированию эмоциональной выразительности в рисунке средствами цвета

Планы конспектов занятий по формированию эмоциональной выразительности в рисунке средствами цвета.

• Наборы простых карандашей (по количеству детей)

• наборы цветных карандашей (по количеству детей (как можно больше цветов);

• наборы красок (по количеству детей, гуашь или акварель.

• альбомные листы А4;

• методика творческого развития «100 цветов» А. Маниченко (желательно несколько наборов);

• изображения, репродукции, фотографии по темам занятий;

• музыка (классическая, звуки природы, для релаксации.)

Занятие 1

Тема: «Знакомство с цветом»

Цель: Знакомство детей с цветом, формирование знаний об эталонном значении цветов. Знакомство с эмоциональными характеристиками цветов. Развитие умения образовывать ассоциации между цветом и эмоцией.

План — конспект.

Начало занятия.

Детям предлагается рассмотреть разноцветные карточки, выбрать одну-две (каждому, которые больше всего понравятся. Затем педагог рассказывает по очереди про каждый цвет – как он называется, про его значение, привлекая детей к обсуждению, спрашивая об ассоциациях с этим цветом, которые у них возникают.

Детям предлагается выбрать любой цвет (желательно один из тех, которые обсуждали в предыдущем задании) и нарисовать картину этим цветом (карандашами). Рисовать можно, что хочется ребенку, важно, чтобы это было связано со значением, ассоциациями с цветом. Пока дети рисуют, экспериментатор подходит по очереди к каждому ребенку, задает вопросы о рисунке. Детей спрашивают, что они рисуют, как это связано с выбранным цветом, стараясь получить как можно более полные ответы.

Затем садимся в круг и рассказываем о том, что нарисовали, вспоминая значение цвета, ассоциации с ним.

Занятие 2

Тема: «Какого цвета радость

Цель: Развитие умения подбирать цветовые ассоциации к позитивным эмоциям. Развитие умения выражать эмоции при помощи рисования.

План — конспект.

Начало занятия.

Детям показывают изображения или фотографии радостных людей/персонажей,проводится обсуждение настроения изображенных людей:

— Посмотрите на лицо этого человека.

— Как вы думаете, этот человек грустный?

— А может быть, он сердитый? Или весёлый, радостный?

— Да, этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своём лице.

— Что для этого нужно сделать? (глаза прищурены, улыбка).

— А сейчас представьте себе,что мы художники и нам надо рисовать картину на тему: «радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется.

Затем садимся в круг и рассказываем о том, что нарисовали. Экспериментатор задает в процессе обсуждения вопросы (по каждому рисунку): Как мы можем понять, что на рисунке изображена радость? Какие цвета использованы в рисунке? Можем ли мы определить это по цветам, которые использованы?

Занятие 3.

Тема: «Какого цвета грусть

Цель: Развитие умения подбирать цветовые ассоциации к негативным эмоциям. Развитие умения выражать эмоции при помощи рисования.

План — конспект.

Начало занятия.

Рассматриваем изображения или фотографии грустных людей/персонажей, обсуждаем.

— Посмотрите на лицо этого человека.

— Как вы думаете, этот человек грустный или веселый?

— Да, этот человек грустный. Попробуем изобразить радость на своём лице.

Вспоминаем какую-нибудь ситуацию, когда было грустно.

Детям предлагается с помощью цветных клякс нарисовать грусть. Рисуем красками (гуашь).

Затем садимся в круг и рассказываем о том, что нарисовали.

Спрашиваем, помогает ли музыка и рисование почувствовать себя лучше, когда грустно? Что помогало?

Как мы можем понять, что на рисунке изображена грусть? Какие цвета использованы в рисунке? Можем ли мы определить это по цветам, которые использованы?

Читайте также:  Факторы вызывающие стресс у медицинских работников

Занятие 4.

Тема: «Музыка и цвет»

Цель: Развитие умений подбирать цветовые ассоциации к разным по настроению музыкальным произведениям.

План — конспект.

Начало занятия.

Детям дают прослушать разные музыкальные фрагменты, предлагают подобрать похожий на них цвет, затем объяснить свой выбор. Про каждый цвет вспоминаем, как он называется.

Сначала детям ставят музыкальное произведение, с ними обсуждают, какое оно, какое у него настроение. Детям предлагается нарисовать картину, похожую на музыку, которая звучит, и придумать название для своей картины. Рисуем красками.

Затем садимся в круг, дети по очереди рассказывают о своих картинах — что они рисовали, как это связано с музыкой, как они назвали картину.

Занятие 5.

Цель: Развитие умения подбирать цветовые ассоциации к различным природным явлениям.

План — конспект.

Начало занятия.

Детей спрашивают, какие они знают явления природы (например, снег, дождь, туман, листопад, иней, молния, радуга, ветер и т. д.).Предлагают им посмотреть репродукции с пейзажами в разную погоду (А. Куинджи «Радуга», Ф. Васильев «Перед грозой», И. Левитан «Золотая осень» и др.)

Затем обсуждают, какого могут быть цвета разные природные явления и почему. Детям предлагается найти ассоциации этих явлений с цветом и выбрать нужный цвет среди набора карточек. Каждый ребенок выбирает себе природное явления, которое сейчас похоже на его настроение (желательно, чтобы все дети выбрали разные).

Детям предлагается нарисовать природное явление, которое они выбрали в предыдущем упражнении. Рисуем красками.

Затем организуется «выставка», каждый ребёнок-«художник» рассказывает о своем произведении.

Занятие 6.

Тема: «Цветные сны»

Цель: развитие умения использовать творческого воображения при выборе цвета в рисунках.

План — конспект.

Начало занятия.

Обсуждаем, что во сне можно увидеть такие вещи, которых не бывает на самом деле, например, фиолетового слона или розовое море. Детям предлагается пофантазировать, что можно увидеть во сне, чем больше вариантов они предложат, тем лучше.

Игра: показываем карточку из набора с редко используемым цветом и не менее редким названием (например, чайный, индиго) и предлагаем детям придумать, чего не бывает такого цвета на самом деле и что бывает такого цвета во сне.

Предлагается придумать и нарисовать сон. Рисуем карандашами.

Затем садимся в круг. Рисунки дети друг другу не показывают. Каждый ребенок по очереди ребёнок, не глядя на рисунки детей называет цвет. Дети, в чьих рисунках этот цвет преобладает, показывают их и просят угадать, что именно им «приснилось». В конце занятия рисунки можно подарить друг другу.

Занятие 7.

Цель: развитие рефлексии собственных эмоций. Развитие умения подбирать цветовые ассоциации к различным эмоциональным состояниям.

План — конспект.

Начало занятия.

Вспоминаем, какие эмоции и настроение дети знают.

Игра: угадай эмоцию. Каждому ребенку по очереди экспериментатор загадывает эмоцию (такую, чтобы её несложно было изобразить дошкольнику, он должен её передать (без слов) мимикой/жестами, показать карточки, похожие на эту эмоцию, так чтобы другие дети догадались, о чем идет речь. При необходимости экспериментатор дает детям подсказки.

Экспериментатор перечисляет эмоции, которые вспоминали в начале занятия. Детям задают вопросы об их эмоциональном состоянии, предлагают нарисовать эмоцию, которая ближе всего их состоянию на данный момент. Рисуем карандашами.

Затем садимся в круг и рассказываем о том, что нарисовали. Затем детям предлагается разложить рисунки в ряд (от веселого к грустному, или по другому критерию, в зависимости от выбранных рисунков)

Занятие 8.

Тема: «Палитра чувств и цвета»

Цель: повторение и обобщение знаний о цветах, их эталонных значениях и эмоциональных характеристиках.

План — конспект.

Начало занятия.

Игра: дети по очереди называют по одному цвету, получают по карточке с этим цветом. Победит тот, у кого будет больше всего карточек. Экспериментатор следит за тем, чтобы каждому ребенку достались карточки, при необходимости подсказывает.

Читайте также:  Хорошее настроение это юмор

Вспоминаем названия и эмоциональные ассоциации с цветом. Делим цвета на группы: «грустные», «веселые», «задумчивые», «мечтательные», «гневные» и т. д.

Детям предлагается нарисовать картину, используя все цвета, которые есть в наборе карандашей.

Затем садимся в круг и рассказываем о том, что нарисовали.

«Букет для мамы и бабушки» асто бывает думаешь, что бы такое сделать с детьми на праздник для мам и бабушек. Вроде бы испробовали многие техники и различные материалы,.

«Цветы для мамы». Поделки Работа предназначена для детей от 5 лет. Поделка выполнена из салфетки и цветных карандашей, но не из самих карандашей, а когда начинаем.

Источник

Эмоциональный фон

Психологи говорят, что каждый человек, независимо от культурного бэкграунда, испытывает пять основных эмоций: радость, грусть, гнев, страх и отвращение. Остальные чувства — оттенки тех базовых, но разной степени интенсивности.

Жанровые рамки в иллюстрации формируются этими пятью базовыми эмоциями. Даже беглого взгляда хватит, чтобы понять: вот это изображение — страшное, а это — радостное. Мы посмотрели, какие приемы используют в иллюстрации, чтобы создать нужный вайб, — и делимся некоторыми из них.

Радость

Радость — единственная безусловно положительная эмоция среди базовых. Ее диапазон огромный: от покоя — до экстаза. В иллюстрации она проявляется тоже по-разному: от пасторальных изображений — до эмоционально заряженных, почти аффективных. Но универсальные приемы, которыми можно передать радостное настроение, все же есть.

Симметрия. Человеческий мозг получает удовольствие от гармоничных и довольно симметричных изображений. В процессе эволюции именно так он научился определять самое ценное: потенциального партнера или добычу. Лица и тела людей и животных симметричны. И если видишь что-то естественно симметричное, тревога снижается — значит, это «что-то», скорее всего, безопасное.

Насыщенность. Эстетика детской кондитерской с вырвиглазными пончиками и яркой карамелью — конфетти, цветы, искренние принты — выглядит беззаботно. И, конечно, радостно. Но с интенсивностью лучше не перебарщивать, чтобы изображение не выглядело агрессивно.

Плоские, сочные пятна. Этот ключ к радостному изображению открыли в начале ХХ века фовисты. Например, цвет у Матисса не должен совпадать с цветом реальных объектов — за ним закрепилась одна простая задача: передавать настроение. Плоские пятна чистого цвета справлялись с этой задачей лучше всего.

На этих трех приемах миланский иллюстратор Олимпия Загноли построила свой авторский стиль. Она рисует обложки для The New York Times и The New Yorker, оформляет витрины для Uniqlo и разрабатывает принты для коллекции Prada. Good vibes only — одна из ее последних работ для The New York Times.

Грусть

За грустным настроением закрепился целый набор визуальных приемов: синий цвет, вытянутые фигуры, дождь или тусклый свет в темной комнате. Но диапазон таких переживаний огромный: от скуки и меланхолии — до горя и отчаяния. И чтобы передать все эти состояния, одного дождя маловато.

Разлом. Грусть, отчаяние, разочарование — это разрушительные состояния. И чтобы визуализировать внутренний надлом, часто используют визуальный сдвиг в композиции. Разорванные линии, расколотые фигуры, деформированные силуэты — все это работает на ощущение, что «что-то пошло не так».

Иллюстрации к стихотворению Agony: A Poem of Genocide военного корреспондента Марка Хабанда художница Анна Стейнберг собирала буквально из кусочков. Она прокрашивала лист бумаги, резала его на кусочки, складывала из них изображения, а потом все это сканировала. Эта ее работа попала в лонглист премии World Illustration Awards 2021.

Трагическая метафора. Необъяснимая тоска, глубокое отчаяние или болезненная грусть не обязательно должны считываться с мимики персонажа. Эти чувства сами могут стать героями. Персонифицировать эмоцию, сделать ее большой, неподъемной, давящей, даже жуткой — и вписать в сюжет.

Читайте также:  Не чувствую кожу над швом после кесарева

Иллюстратор Хенн Ким говорит, что ее личная грусть стала артом. Тревожный подростковый возраст Ким переживала так сложно, что перестала говорить на два года — и тогда начала рисовать. Она создает сюрреалистичные иллюстрации о сотнях оттенков грусти, используя визуальные метафоры. Любовь как болезнь, отношения как тяжесть и взаимные раны Ким рисует буквально.

Не только ч/б. Например, чистый желтый цвет воспринимается как радостный и искренний, а грязно- или зеленовато-желтый — как тревожный и болезненный.

В начале ХХ века немецкие экспрессионисты «открыли» электрический желтый: Берлин перед Первой мировой был самым освещенным городом Европы — и даже целый его квартал назвали в честь электрического гиганта Siemens. Но освещенность не всегда транслировала позитивные эмоции. На картинах Кирхнера и Нольде «берлинский электрический желтый» прочно закрепился за ощущением безысходности и предвоенной тревоги.

Художница Инь Синь Хэ использовала экспрессионистский желтый для иллюстраций к книге Германа Гессе «Степной волк». Она ставила перед собой цель передать не исторические события, а состояния главного героя — наполненные не светом, а болью и тревогой.

Страх

На поле страха можно играть в открытую: насилие, кровь, кишки. Но к таким страшилкам у зрителя иногда формируется хоррор-устойчивость, или хоррор-слепота — и по-настоящему он не испугается. Даже если в целом картинка выглядит пасторально, есть способы добавить в нее саспенса и ощущение ужаса.

Взгляд снизу вверх. Высокая линия горизонта создает у зрителя ощущение, что он прячется — залег в овраг, затаился в засаде. А откуда-то сверху в любой момент может вылезти что-то ужасное. Самого кошмара на картинке может и не быть: воображение само «достроит» то, чего зритель боится больше всего.

Шведский иллюстратор и автор Саймон Столенхаг создает ретрофутуристические миры, которые пугают и восхищают. Он автор четырех книг. По одной из них на Amazon Video в 2020 вышел сериал «Рассказы из петли». В каждой истории Столенхага есть изображение, в котором от внешне спокойной сцены веет таким ужасом, что пробирает до костей. И все из-за точки обзора.

Когнитивный диссонанс. Есть набор характеристик, по которым человек опознает предмет или существо не задумываясь. Но когда в привычной картине мира появляется баг, мозг напрягается — чувствует опасность. Например, мы привыкли представлять восстание роботов как атаку сверхумных, сверхмощных машин. И если увидим технологичных роботов, наделенных чертами полудиких древних людей, уже не будем знать, чего от них ожидать.

В книге Столенхага «Вещи из потопа» — целая галерея образов, построенных на этом пугающем диссонансе. Потасканные роботы в диких лесах и на необжитых берегах ведут себя, как бродяги и древние шаманы: одеваются в шкуры и перья, носят ритуальные маски и копья.

Техно-кьяроскуро. В XVI веке термином «кьяроскуро» называли один из видов гравюры на дереве: печать в несколько оттисков позволяла создавать объем на контрасте света и тени. Потом так стали называть живопись Караваджо и Рембрандта, тоже построенную на резких светотеневых контрастах. В век технологий у кьяроскуро — новая реинкарнация. Теперь в игре света и тени участвуют гаджеты: голубоватый свет смартфона трансформирует лица в маски. И выглядит это зловеще.

Художник Даниэль Зендер специализируется на редакционной иллюстрации: работает с The New Yorker, The New York Times и Business Week. И лучше всего ему удаются изображения на тему опасностей и проблем современного мира: от диджитализации и хакерских атак — до полицейского произвола и рабства.

Источник

Оцените статью