Нарастание антицерковных настроений по причинам
Тема: «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства».
Цель: Изучая причины Реформации ее особенности, учащиеся приходят к пониманию причин раскола Европы на два враждебных лагеря католический и протестантский, как проявлению разложения традиционного общества.
Задачи:
Образовательные:
- Определить время, раскрыть предпосылки и причины Реформации
- Познакомить учащихся с идеями и взглядами реформаторов (на примере Мартина Лютера)
- Выяснить социальный состав участников движения за реформу церкви и познакомиться с их целями
- Показать эпоху Реформации как революцию в сфере сознания людей в Новое время
Развивающие:
- Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи
- Развивать умение работать с текстом учебника и исторического источника
Воспитательные:
- Развивать коммуникативные навыки, работая в группе
- Формировать толерантное отношение к людям другого вероисповедания
Оборудование: Карта «Европа в XVI веке»
Учебник «История Нового времени» под редакцией А.Я.Юдовская , П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина
Интерактивная доска — презентация «Начало Реформации в Европе»
Раздаточный материал (конспекты для заполнения для всех учащихся, таблица «Участники Реформации и их требования» для учащихся 1 группы, текст литературно-исторического источника для учащихся 3 группы)
Набор букв для физкультминутки.
Распечатка букв русского алфавита (на каждую парту)
Словарь: Реформация ,революция, лютеранская церковь, протестант.
Васко да Гама — лишний
А что объединяет оставшиеся имена – это ученые периода раннего Нового времени
А что объединяет оставшиеся имена – это гуманисты, а кто такие гуманисты (это люди, которые стали думать больше о мирской жизни, а не о загробной, в переводе человеческий)
Леонардо да Винчи
А что объединяет оставшиеся имена- художники эпохи Возрождения (красота человека физическая и духовное совершенство)
Научные знания, гуманисты, Возрождение как эти слова связаны с нашей сегодняшней темой урока.
К 16 веку появляется образ человека с новыми ценностями: образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду, который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно, складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения. Изменения, происходящие в сознании людей, касались всех сфер жизни европейского общества. События, о которых мы с вами будем говорить сегодня на уроке начались в Германии и распространились по всей Европе. В Германии в начале 16 века не было единства. Ее территория окрашена в различные цвета. Сама Германия входила в состав Священной Римской империи.(карта)
Я предлагаю вам самостоятельно назвать тему нашего урока. На доске зашифровано главное слово, с которым нам сегодня предстоит работать. В слове 10 букв, каждая буква зашифрована под цифрой. Цифра – это номер буквы в алфавите.
Это слово: РЕФОРМАЦИЯ
Тема урока: Начало реформации в Европе.
Знакомство с проблемными заданиями:
1.Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?
Знакомство с планом урока.
- Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
- Мартин Лютер. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
- Народная Реформация и крестьянская война
- «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.
Ответы на эти вопросы вам предстоит дать в конце урока.
Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей (записать в конспект)
Революция может быть в сфере общ. отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания.
Реформация – движение за переустройство церкви. (записать в конспект)
Задания по группам (по рядам)
1ряд — читает п.1 §11, формулирует причины Реформации
2 ряд – читает п.2 §11, заносит в бланк таблицы требования участников Реформации
3 ряд – работает по заданию к тексту литературно-исторического источника о причинах недовольства католической церковью.
Подводит итог о причинах недовольства всех сословий кат церковью. Записывают причины Реформации в конспект.
- потребность верующих в духовном обновлении
Под влиянием идей гуманистов менялось сознание людей.
Шел процесс обмирщения сознания (дать толкование слова). Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.
Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.
Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства.
что такое десятина?
Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем.
Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.
Что такое индульгенция?
Их продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить индульгенцию, заполнить ее на свое имя и обрести спасение души.
- вмешательство духовенства в вопросы светской жизни
- гонения церкви на науку
(Вспомните судьбу Джордано Бруно- сожжен на костре, Галилей – отречен от церкви)
Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы — вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.
Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела ( также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.
Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и сильной королевской власти не было оставались самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения, произведения городской поэзии.
Физкультминутка
Учащиеся 1 варианта подходят к одному столу, 2 – к другому 3 – к третьему . На столах лежат буквы. Задание: чья команда быстрее составит слово Реформация, Революция, Католики и правильнее даст их определение. Буквы на листах берут в руки, выстраиваются так чтобы прочесть слово.
Рассказ о Мартине Лютере.
В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь толчок, чтобы началась открытая борьба. Этим толчком стала торговля индульгенциями? С чем было связано оживление торговли индульгенциями? ( с развитием рыночных отношений)
В 1517 году против продажи индульгенций выступил ученый монах Мартин Лютер. Лютер окончил городскую школу, затем изучал право. Стал основателем университета в Виттенберге. Был профессором богословия.
На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил обращение к верующим, ученым и духовенству «95 тезисов»
1.осудил торговлю индульгенциями
2.церковь не может быть посредником между человеком и богом
3.предложил не посылать денег в Рим и призвал к борьбе против папы римского. Церковь может обойтись без папы.
Папа Римский обвинил Мартина Лютера в ереси и предал проклятию. Народ стоял на стороне Лютера, что придавало ему силы и он сжег папскую грамоту. Тогда император
Священной Римской империи КарлV (он же являлся испанским королем) вызвал Лютера на съезд князей в Вормсе. Лютера не удалось заставить отречься от своих взглядов, а попытка арестовать Лютера провалилась: на его защиту встали рыцари. Это стало началом реформации. На сторону Мартина Лютера встали горожане, крестьяне, рыцари, князья.
Лютер укрылся в замке саксонского князя, где жил под именем рыцаря Георга. Пока он жил в замке началось нисповержение католицизма.
Записывают дату начала реформации и имя Мартина Лютера
Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
Основной вопрос «как достичь спасения души?»
Мартин Лютер осуждал отпущение грехов за плату, а также отвергал учение о возможности спасения души лишь при посредничестве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует божий глас – это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несет за них ответственность. Таким образом, в отличие от учения катол. церкви о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего – это его индивидуальное дело.
- человек спасется только верой
- вера обретается только через милость божью и не зависит ни от каких заслуг человека
- единственный авторитет в делах веры – Священное писание
- священники должны растолковывать Библию
должность священников – выборная
- не признавалось монашество
- церковь не должна владеть землями
- удешевление церковных обрядов (внутреннее убранство,богатые церковные одежды, пышные обряды)
- церковь должна подчиняться не папе, а светским владыкам
- богослужение на родном языке
Может быть использован материал учебника стр.94 Прочитать и выделить основные положения учения Мартина Лютера
Церковь, основанная на учении Лютера стали называть лютеранской (записать в тетрадь)
IV. Народная Реформация и крестьянская война
Краткий рассказ о Крестьянской войне и требования Томаса Мюнцера.
V. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.
После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря:
- часть князей напуганная крестьянским движением и считавшая ее причиной движения за реформу церкви, сохранила верность католицизму
- часть князей начала захват монастырских земель
Император Карл V запретил присвоение монастырского имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант.
Протестанты – сторонники реформации церкви.
(записать в тетрадь)
В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами 30-40 годы 16 века.
В войну включается Карл V, но боязнь потерять власть заставила объединиться и князей католиков и протестантов и им удалось разбить войска Карла. Император чуть было не попал в плен и в 1555 году поспешил заключить Аугсбургский мир между князьями: стр. 99 найти и записать в конспекты
1. католичество и протестантство признавалось равноправными
2. глава церкви -князь
3. подданный должен был исповедовать ту же религию, что и князь (чья страна, того и вера)
4.пасторы (протестантские проповедники) находились на государственной службе
5. отменены пышные службы (убраны скульптуры, упразднены иконы) — церковь стала дешевой
Список использованной литературы и источников.
6. Новая история, 1500-1800: учеб. Для 7 кл./А.Я. Юдовская, П.А. Баранов., Л.М. Ванюшкина – М.: Просвещение, 2002.
7. Поурочные разработки по всеобщей истории. 7 класс/ Соловьев К.А.- М.: ВАКО, 2013.
Источник
О причинах антицерковных настроений в российском обществе
Доклад был сделан на Круглом столе, проходившем осенью 2012 г. в РАНХиГС. Мероприятие было приурочено к общеевропейским дням толерантности и собрало ученых, представителей городской администрации и студентов ВУЗов. На Круглый стол были приглашены и представители традиционных религий. Русскую Православную Церковь представляли священники Лев Баклицкий и Андрей Гупало.
«Что означают эти сегодняшние нападки на Церковь со стороны части российской интеллигенции и наших СМИ? Такой вопрос задают себе сегодня не только люди верующие, но даже люди далекие от религии, настолько неожиданным и бурным оказался этот всплеск антицерковных настроений. Кто-то видит в этом политическую подоплеку, причем обязательно с вмешательством мировой «закулисы». Кто-то говорит о непропорциональном присутствии Церкви в общественной жизни, которое, якобы раздражает людей неверующих. Кто-то видит в этом вину самой Церкви, служители которой не всегда соответствуют тем ценностям, которые они проповедуют. В принципе, любое из этих предположений можно считать верным, но с некоторыми оговорками, которые и хочу предложить вашему вниманию.
Со времен создания концепции Бжезинского, никто уже не сомневается, что у Православной Церкви за рубежом есть враги. Впрочем, Церковь не сама по себе является врагом США, а только как единственная реальная сила, объединяющая большинство нашего народа в единое государственное тело. Разрушив ее, можно будет не создавать никаких антироссийских военных блоков и планов по борьбе с нашей страной. Россия, как наследница и хранительница традиций Византийской государственности, просто перестанет существовать. Наши враги получат при этом вожделенный монополярный мир, не потратив при этом ни денежных, ни людских ресурсов. Возникает вопрос: должны ли мы обращать внимание на эти демарши зарубежных политиков и как-то отвечать на их? Ведь глупо было бы не замечать, что тебе объявили войну и, более того, что эта война уже ведется. Думаю, что и Церковь и государство достаточно трезво оценивают ситуацию и уже предпринимают меры, против этой скрытой войны. Впрочем, эти меры продиктованы не необходимостью обороны или нападения, а являются вполне естественными для каждого из этих институтов. Так государство поддерживает социально значимые проекты Церкви и прислушивается к ее мнению по вопросам справедливого общественного устройства. Церковь в свою очередь, молится о властях, проповедует ценности патриотизма, предупреждает об опасности революционных потрясений. Этих мер вполне достаточно, чтобы противостоять внешним опасностям не путем вычисления и шельмования внешних врагов, что в принципе не возможно в русле христианской морали, а путем естественного роста государственного и церковного организма.
К сожалению, этот процесс не устраивает не только наших заокеанских недругов, но и многих наших соотечественников. Они усматривают в таком тесном сотрудничестве Церкви и власти нежелательную для них тенденцию клерикализации российского общества. При этом клерикализация представляется им эдаким монстром, который норовит разрушить такой привычный для них светский образ жизни. Признаками клерикализации, по их мнению, является: присутствие государственных чиновников на главных церковных праздниках, а чиновников церковных на праздниках государственных, знаки внимания, которые власть и Церковь оказывают друг другу, трансляция значимых церковных событий государственными телеканалами, и прочее, что является естественным следствием того принципа взаимовыгодного сотрудничества, о котором было сказано выше.
Но, пожалуй, самым главным раздражителем защитников светского образа жизни стало введение преподавания в наших школах основ религиозной культуры. Магнитогорская система образования в этом смысле оказалось образцово-показательной. Несмотря на соглашение о взаимном сотрудничестве, принятом на уровне областного министерства образования и Челябинской епархии, православному духовенству Магнитогорска весной этого года было отказано в посещении родительских собраний, на которых презентовались модули нового предмета. Потребовалось личное вмешательство главы Челябинской епархии (ныне – Митрополии), Владыки Феофана, чтобы изменить ситуацию. О причинах отказа официально объявлено не было, но можно догадаться, что такая реакция является следствием нежелания работников образования пускать религию в школу. И если в городе ситуацию удалось переломить, то в селах соседних с Магниткой районов все развивалось по этому сценарию. На собраниях в сельских средних школах родителям хотя и презентовались все 6 модулей предмета, но настойчиво предлагалось выбрать именно светскую этику – нерелигиозный модуль. При этом и директора школ и завучи в один голос убеждали родителей в отсутствии у них средств и учителей для введения нескольких модулей, хотя реально в наших районах их должно быть не больше трех. Вообще эта тема требует отдельного обсуждения, так как речь идет о правовых нарушениях со стороны руководства некоторых школ, не обеспечившего родителям реального, а не фиктивного права выбора модуля ОРКСЭ.
Не отстают от педагогов в желании остановить «монстра клерикализации» и Магнитогорские СМИ. После приговора, вынесенного Хамовническим судом Москвы женщинам, осквернившим главный Храм России, газета «Магнитогорский металл» начала публикацию откровенно антицерковных и антирелигиозных материалов, составленных в стиле богоборческих агиток 30-х годов. Вот лишь некоторые тезисы из этих статей:
«Церковники продемонстрировали, что до костров инквизиции России уже недалеко», «Для Европы, не замутненной дымом от церковных свечей, этот процесс (клерикализации) – попрание устоев демократии», — пишет Юлия Счастливцева в статье под названием «Шапка-балаклава как символ эпохи». Статья посвящена оправданию и превозношению кощунственного поступка в Храме Христа Спасителя, что делается автором на фоне критики Церкви и власти.
Вот в той же статье цитируется некая Бобо Ло (Великобритания): «Русская православная церковь — оплот самодержавия в России. Ее основная задача заключается в легитимации режима Путина. Но это ошибка, она сильно раздражает общество. Если РПЦ хочет выжить, она должна быть вне политики». Примечательно, с какой безапелляционностью иностранная гражданка говорит от имени всего Российского общества, а всенародно избранную власть называет режимом. А предложение к Церкви не вмешиваться в политику вообще звучит как ультиматум. Кстати, рядом с этой статьей редакция поместила небольшую заметку с заглавием: «Революция – это молодежно», в которой говорится о «прокатившейся мощной волне в поддержку участниц панк-молебна». В Магнитогорске отголосками этой волны были надписи в защиту московских кощунниц, оставленные юными революционерами в надземном пешеходном переходе возле «Арены-Металлург». Публикуя такие заметки и в таком контексте, редакция делает недвусмысленный реверанс в сторону хулителей Церкви и революционеров.
В другом номере, в интервью с религиоведом Эллой Комисаровой читаем: «Навязывание клерикального образа мышления вызывает у людей отторжение», «Навязывание религии, как это сейчас происходит, — оскорбление моих чувств, как атеиста», и дальше в том же роде. Особый интерес представляет прилагающийся к интервью коллаж: на фоне православного храма за забором из церковных свечей художник изобразил российскую семью, над которой нависают черные силуэты колоколов, а сверху на несчастных надвигается карикатурно раздутая черного цвета фигура православного священнослужителя.
Смысл этого художественного пасквиля понятен: Православная Церковь – тюрьма для российского общества, священники и епископы – надзиратели, дым церковных свечей – ядовитые испарения религии. Что это, как не разжигание розни по религиозному признаку? Причем делается это с размахом, которому позавидуют богоборцы советской эпохи, да еще на деньги ММК.
Как видим, спектр критических замечаний в адрес Церкви очень широк: ее обвиняют в покушении на демократические устои российского государства, в нарушении прав человека, в насильственном насаждении религии, в коррупции и даже в препятствии на пути человека к Богу. И если бы все было именно так, как видится авторам статей, то ситуация была бы действительно мрачной. Но все эти обвинения гроша ломанного не стоят, т.к. не только не соответствуют действительности, но и фактически ничем не подкреплены. Такие материалы годятся разве что для желтой прессы. И очень жаль, что самая читаемая в городе газета скатывается до этого уровня.
Такими же беспочвенными выглядят и заявления борцов за светский характер общества о наступлении религии на их права. Рост Церкви и активизация ее миссии – это естественный процесс, который развивается в точном соответствии с российским законодательством, ничуть не затрагивая интересов и прав, как других традиционных религий, так и неверующего меньшинства. И если кому-то этот процесс не нравится, то надо искать причины не в законодательной, а в психологической сфере. В противном случае борцы с клерикализацией сами рискуют войти в конфликт с законом, защищающим право гражданина на свободу совести.
Что же касается предложения отделить Церковь от политики, то откуда такая странная мысль? Церковь никогда не была вне политики, в том смысле, что никогда не существовала отдельно от народа. А политика в демократическом обществе – дело всенародное. И как таковое не может не затрагивать интересов Церкви, как и Церковь не может не влиять на политику. Только формат этого влияния совершенно иной: Церковь не создает никаких политических партий и не борется за власть в стране. Но Церковь может и должна высказывать свои суждения относительно политических событий, происходящих в стране и мире, что она делает, и будет делать, т.к. это право закреплено Конституцией за любым физическим и юридическим лицом.
Последняя причина, возбуждающая особенно большой шквал критики в адрес Церкви, — недостатки отдельных ее служителей и несовершенство ее структур. Эту тему можно вообще обойти молчанием, т.к. недостатки церковной организации (если они, конечно , не вымышленные) — сугубо внутрицерковная проблема, никак не затрагивающая интересы светского общества, а преступления двух или нескольких человек не могут являться поводом к обвинению в тех же преступлениях всей Церкви. Но недруги Церкви игнорируют эту очевидную истину и представляют частный случай как всеобщую тенденцию, что является одним из эффективных средств черного пиара.
В заключении хочется отметить, что ругая Русскую Православную Церковь по поводу и без повода, ее критики будто не замечают тех действительно серьезных социальных и духовных проблем, от разрешения которых зависит сохранение нашего государства и нашего народа: это и проблемы демографии, и проблемы наркозависимости среди молодежи, и проблема обесценивания духовно-нравственных ценностей, и еще многое другое, свидетельствующее о продолжающемся кризисе российского общества. Неужели, ради его преодоления нельзя забыть все идеологические разногласия и стать, если не друзьями, то хотя бы партнерами? Уверен, что самый радикально настроенный антиклерикал не сильно огорчится, если молодой человек вместо наркотиков, алкоголя и подворотни, выберет Евангелия, а не кодекс строителя коммунизма. Ведь настоящий христианин, коль скоро он живет по заповедям Божиим, никак не может быть врагом общественного благополучия и прогресса, даже наоборот! Существующие же разногласия всегда можно обсудить в рамках цивилизованной дискуссии – лучшего средства для снятия социальной напряженности в обществе.
Хочется еще раз напомнить нашим оппонентам и о том, что без Церкви нам не вернуться к нашим исконным духовным традициям, без которых мы окончательно потеряем связь с нашей историей и нашей культурой, навсегда потеряем ключ к национальной самоидентификации».
Источник