Напряженное состояние работника возникающее при воздействии эмоционально отрицательных факторов

Содержание
  1. Понятие о профессиональном стрессе
  2. Глава 2. Профессиональный стресс
  3. 2.1. Феноменология профессионального стресса
  4. Профессиональный Стресс 2
  5. Классификация эмоций. Эмоциональные состояния
  6. Условия воспитания ребенка в трудовой деятельности.Диагностика .
  7. Влияние психологической совместимости на эффективность работы организации
  8. Доклад — Основные формы и методы работы психологов, социальных .
  9. Группа как основа социальной организации.Эффективность работы рабочих групп
  10. Рабочая программа 57
  11. Особенности работы социального работника в учреждении интернатного .
  12. Примеры похожих учебных работ
  13. Организация труда. Краткая характеристика элементов организации труда
  14. Цели, задачи и содержание научной организации труда
  15. Организация труда инженеров-проектировщиков
  16. Трудовая мотивация в процессе организации труда
  17. Руководитель организации. Функции и роль организации труда
  18. Теория научной организации труда Ф Тейлора Делегирование полномочий

Понятие о профессиональном стрессе

Профессиональный стресс

Профессиональный стресс— это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

В случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется свозникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стрессможет остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликта с руководством.

Коммуникативный стресс,связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности,неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

Динамика профессионального стресса

Выделяются три основные стадии развития стрессового состоянияу человека:

1) нарастание напряженности ;

2) собственно стресс;

3) снижение внутренней напряженности

Продолжительность первой стадииможет быть разной. Один человек «заводится» в течение двух-трех минут, а у другого внутреннее напряжениенакапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев. Но в любом случае состояние иповедение человека, попавшего в стресс, резко меняются на «противоположный знак».

Действительно, спокойный и сдержанный человек неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным ижестоким. А живой, подвижный и общительный человек вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможенным.

На первой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с предметно-содержательных моментов на личные выпады типа «Ты сам(а) — такой (такая)».

И хотя на первой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность профессиональной деятельности, все же постепенно у человека ослабевает самоконтроль. Работник теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Вторая стадияв развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). «Стихия» деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все, в той или иной мере переживавшие разрушительный стресс, впоследствии очень жалеют об этом.

Так же как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна — от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение и усталость.

На третьей стадии он останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая чувство вины («Что же я сделал(а)!»), и клянется, что «этот кошмар» больше никогда не повторится.

Проходит какое-то время, и стресс может опять повториться. У каждого работника своя, индивидуальная форма поведения в стрессовом состоянии. И так же у каждого — свой индивидуальный сценарий стрессового поведения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций.

Можно заметить, что одни «стрессуют» чуть ли не каждый день, по в небольших дозах (не слишком агрессивно и существенно не разрушая отношения с окружающими). Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, существенно снижая самоконтроль в общении: они могут неожиданно «взорваться» и накричать па сотрудников или подчиненных, подать заявление об уходе, разорвать отчет о проделанной работе и т. п.

Стрессовый сценарий проявляется не только в таких характеристиках, как частота и форма поведения и общения человека. Важной является такая характеристика, как направленность стрессовой агрессии человека: на самого себя или на окружающих: коллег, подчиненных. Один винит во всем себя и стремится проанализировать прежде всего свои собственные ошибки. Другой обвиняет окружающих и не способен посмотреть на себя со стороны.

Стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически. Достаточно незначительного нарушения привычного ритма и условий профессиональной деятельности — как будто против воли самого человека «включается» стрессовый механизм и начинает «раскручиваться» как «маховик» какого-то мощного и убийственного «оружия». Человек начинает конфликтовать по какой-то мелкой, незначительной причине. У него искажается восприятие сотрудников и коммуникативной ситуации, он придает негативное значение тем деталям, на которые в спокойном состоянии почти не обращал внимание.

Саморегуляция работника в условиях профессионального стресса

Может ли работник научиться регулировать собственное состояние в условиях профессионального стресса и перестроить свой стрессовый сценарий?

В профессиональной деятельности более успешны люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции.Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить свои внутренние «взрывы» и сохранить самообладание.

Люди с развитой системой саморегуляции размышляют так.

«Что толку обвинять себя или других? Нет смысла мучаться укорами совести. Но и «сбрасывать» свою стрессовую агрессию на окружающих — негуманно и невыгодно. Отношения разрушаются, теряются важные контакты, происходит потеря уважения окружающих, а проблема-то не решается! Я только теряю, ничего не приобретая!»

«Нужно уметь вовремя остановить себя, когда еще есть понимание ситуации и сохранен самоконтроль!» Один ведущий специалист крупной фирмы выразил эту мысль так: «Важно не попасть в точку В!»

«Вывод один: надо хорошо знать самого себя. Надо вовремя почувствовать изменение своего внутреннего состояния, когда «закипает» раздражение и появляется еле сдерживаемая агрессия».

Специалисты, хорошо регулирующие себя в стрессе, по-разному говорято своих ощущениях, однако главное — они хорошо осознают их: «Я становлюсь раздраженным, внутри меня как бы вспыхивает что-то горячее», «Я начинаю ускоряться и несусь на всех оборотах», «У меня все застывает внутри», «Мне становится все безразлично».

Конечно, флегматичные люди имеют больше времени на осознание самих себя при нарастании стресса. Профессиональный стресс у них развивается медленнее, и есть «время в запасе». Люди с холеричным темпераментом, «с лету» входя в первую стрессовую стадию, имеют значительно меньше времени на ее осознавание. Тем не менее успешно овладевают стрессом как флегматики, так и холерики.

Источник

Глава 2. Профессиональный стресс

2.1. Феноменология профессионального стресса

Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс [6].

В случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликта с руководством.

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

В течение последних двадцати лет отмечается растущий интерес к исследованиям в области профессионального (рабочего) стресса [1]. Развитие стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья. В обзорах литературы по проблеме показано, что ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, недостаточный контроль, рабочая перегрузка и другие обычно бывают тесно связаны с психическим напряжением, психосоматическими расстройствами, а также с неблагоприятными поведенческими последствиями [1].

Читайте также:  Методы определения эмоционального состояния

Исследования состояния стресса в трудовой деятельности свидетельствуют о том, что феноменологически и в плане особенностей механизмов регуляции профессиональный стресс представляет специфический вид, который, естественно, отражает физиологические и психологические особенности его развития.

J. Sharit и G. Salvendy определяют профессиональный стресс как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию. Такой подход, по мнению А. Н. Занковского, позволяет выделить следующие направления исследования стресса: «. 1) определить, какие изменения (параметры) данного феномена соответствуют рассматриваемому виду трудовой деятельности; 2) выявить «желательные области» (как с точки зрения субъективных, так и объективных реакций рабочего) в каждом из исследуемых измерений; 3) стандартизировать отклонения, с тем, чтобы соотнести реакции в каждом из изучаемых измерений. В идеале эти отклонения отразят паттерны реагирования, а также величины и длительность этих отклонений; 4) определить «вес» каждого из исследуемых измерений» [1].

Как и в исследованиях стресса жизненных событий, некоторые исследователи профессионального стресса сосредоточились на конкретных типах профессий, в то время как другие изучали более широкие вопросы «ролевого» стресса.

Классический пример исследования специфического стресса рабочего места – изучение R. M. Rose [1] работы авиадиспетчеров. Задачи слежения за мониторами вызывают значительный стресс, поскольку требуют больших усилий для поддержания бдительности. Подобные исследования сосредотачивались на изучении роли окружающей среды как источнике стресса, независимо от характеристик и жизненных обстоятельств индивида.

Более поздние работы концентрировались на взаимодействии между личностью и средой. Хорошим примером такого исследования является работа S. Carrere et al., в которой изучалась деятельность водителей городских автобусов и выявлено развитие у них высокого уровня стресса. Водителю не только приходится ежедневно иметь дело с напряженным городским движением и транспортными пробками, но и вступать в контакт с часто враждебной и даже опасной публикой, при этом соблюдать очень жесткое расписание с суровыми штрафами за опоздание. Не все водители реагировали на стресс одинаково – в частности, личности с поведением типа «А» воспринимали свое рабочее окружение как более стрессовое и имели более высокие уровни катехоламинов в моче [1].

Центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов деятельности. В работах R. А. Каrаsек, посвященных созданию общей теории стресса рабочего места, на основании исследований проблемы контроля выдвинута гипотеза, что переживание стресса возникает при взаимодействии между двумя факторами – ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую напряженность имеет такая работа (профессия), в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий. Автор считает, что «активные» профессии предъявляют большие требования, но также дают большую степень контроля (врачи, адвокаты, руководители). Есть профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (или требования с отставленной реализацией) – ученые, архитекторы, ремонтники, – они считаются наименее стрессовыми. Пассивные профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля, но предъявляют и низкие психологические требования к работнику [1]..

Источник

Профессиональный Стресс 2

Стресс — это нарушение покоя, возникающее внутри нас как реакция на определенную ситуацию или деятельность, как внешнюю, так и внутреннюю.

это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

1. Информационный стресс. При информационных перегрузках, когда человек не справляется с поставленной перед ним задачей и не успевает принимать решение в условиях жестких временных ограничений, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров.

2. Эмоциональный стресс человек переживает еще более остро, чем стресс информационный, поскольку он разрушает его глубинные установки и ценности — то, во что он верил и для чего жил. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отношений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близких.

3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами в общении, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования.

3 стадии развития стресса:

стадия тревоги — возникает при первом появлении стрессора; сначала снижается уровень резистентности организма, затем мобилизуются резервы, включается механизм саморегуляции. Тревога утихает, активность нормализуется. Большинство стрессов разрешается на этой стадии.

стадия резистентности — наступает в случае продолжительного воздействия стрессора. Адаптационные резервы расходуются в соответствии с напряжением функциональных систем

стадия истощения — отражает нарушение деятельности механизмов регуляции и борьбы организма с чрезмерно длительным воздействием стрессора

Причины, признаки и последствия профессионального стресса.

Рост интереса к профессиональным стрессам в последнее время не случаен, так как их негативные последствия влияют не только на психическое и физическое здоровье отдельного работника, но и на организационную среду и эффективность организации в целом. Профессиональный стресс – этомногоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакции субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию.

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

. характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью. .

Можно выделить различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности:

Рабочий стресс, возникающий из-за причин, связанных с условиями труда, организацией рабочего места;

Профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом деятельности;

Организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации.

Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого, и трудовая деятельность и конкретная производственная ситуация могут являться не только причиной, но и поводом для возникновения стрессового состояния человека. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях.

Поэтому причины профессионального стресса можно разделить на главные и непосредственные. Непосредственными причинами могут послужить такие события, как конфликт с руководством, дефицит времени, сложность задания, проблемные ситуации в процессе коммуникации и т.д., следствием которых является развитие психической напряженности и стресса. Чаще всего непосредственные причины связаны со сложностью задания и условиями трудовой деятельности. Главная причина возникновения стресса связана с индивидуальными особенностями человека: психологическими, физиологическими, профессиональными. Практически любой аспект трудовой и профессиональной деятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается субъектом деятельности как превосходящий его возможности и ресурсы. Дополнительные факторы жизни человека могут также оказать влияние на возникновение или усугубление стресса. К этой категории можно отнести рост безработицы, преступность, экономические, политические, военные кризисы – то есть глобальные факторы, влияющие на стресс; и личностные факторы такие, как: финансовые или юридические проблемы, семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, потеря близких, снижение трудоспособности и др.

В качестве стрессоров – факторов, влияющих на возникновение состояние стресса,- выступают жизненные ситуации, события, которые можно систематизировать по интенсивности негативного воздействия и времени, требуемому на адаптацию. В соответствии с этим различают:

Повседневные сложности, неприятности, трудности. Время на адаптацию к ним составляет от нескольких минут до нескольких часов.

Критические жизненные, травматические события.Время на адаптацию – от нескольких недель до нескольких месяцев.

Хронические стрессоры. Могут длиться годами.

В соответствии с выделенными видами профессиональных стрессов, стрессогенные факторы трудовой деятельностиможно классифицировать следующим образом:

Условия воспитания ребенка в трудовой деятельности.Диагностика .

. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, . к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится .

I.Производственные, касающиеся условий труда и организации рабочего места:

микроклимат рабочего помещения (шум, вибрация, освещенность);

интерьер, дизайн помещения;

организация индивидуального рабочего места;

неудобный график работы, сверхурочные;

II Факторы, связанные с профессией:

понимание целей деятельности (ясность, противоречивость, реальность);

профессиональный опыт, уровень знаний;

профессиональная подготовка, переподготовка;

возможность проявления творческих способностей

психологический климат в коллективе (взаимоотношения с коллегами, клиентами, межличностные конфликты);

обратная связь о результатах деятельности;

управление организацией (централизация, возможность участия в управлении сотрудников);

соотношение структуры и функции, целей организации;

нарушение субординации, неправильно выстроенная иерархия;

специализация и разделение труда;

кадровая политика, продвижение по службе (слишком быстрое или слишком медленное);

межличностные отношения с руководством, конфликты;

Читайте также:  Как справиться с стрессом когда ушел муж

нравственная зрелость и устойчивость;

целеустремленность и дисциплинированность, аккуратность;

удовлетворенность ожиданий и результатов деятельности (соотнесение ожиданий и целей);

фрустрация (невозможность удовлетворения) потребностей;

особенности личности (эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, тревожность, агрессивность, склонность к риску, и т.д.);

особенности психического состояния (наличие утомления);

особенности физиологического состояния (наличие острых и хронических заболеваний, биологические ритмы, вредные привычки, возрастные изменения).

Профессиональный стресс возрастает, когда неясны цели работы, когда выдвигаются противоречивые требования, когда работы слишком много или слишком мало, когда работники в лучшем случае могут оказывать незначительное влияние на принятие решений и несут ответственность за профессиональное развитие других людей.

Одним из факторов modus operandi организации и рабочего места, связанным со стрессом, является степень участия. Восприятие работниками степени своего участия в процессе принятия решений, уровне консультаций, получаемых по поводу проблем организации, и вовлеченности в формирование норм и правил поведения связано с удовлетворенностью работой, ощущением угрозы на работе и самооценкой. Другие отмечают, что неучастие связано в целом с плохим физическим здоровьем, злоупотреблением алкоголем с целью забыться, депрессиями, неудовлетворенностью жизнью, низкой мотивацией к работе, намерением покинуть место работы и прогулами.

Влияние психологической совместимости на эффективность работы организации

. в семье членов коллектива, оказывает неблагоприятное и дестабилизирующее влияние на эффективность работы организации, выражающееся в повышенной конфликтности участников коллектива, неудовлетворенности трудом в коллективе, . совместимой команде влияют и на решение других задач. Так, английские исследователи стресса отмечают, что «теплая» атмосфера в коллективе — это мощнейший антистрессовый фактор, .

Четкое понимание своей роли в организации и ощущение, что вы «играете роль», очень важны для поддержания минимального уровня стресса. У работников, которым не хватает этих ощущений, может возникнуть множество ролевых проблем.

Когда требования настолько высоки, что работник чувствует, что не может справиться, развивается стресс. Вы можете себе представить, каково это, когда нужно сделать очень много за слишком короткое время.

Когда работникам не хватает сноровки, образования, навыков или опыта для работы, они испытывают стресс. Несоответствие возможностей и способностей работника и ожиданий организации создают дисгармонию и неудовлетворенность.

Другой возможный источник стресса — ситуация, при которой не прояснены детали работы. Работники должны знать о возможностях продвижения, приоритетах организации и о том, что от них ожидается.

Иногда работники попадают «между львом и крокодилом». Два начальника ставят перед ним разные цели. Работник может столкнуться с противоречащими требованиями. Это дилемма из разряда «сделаешь — плохо, не сделаешь — тоже плохо». Подобная ситуация — также фактор профессионального стресса.

Факторами, обычно связанными с неудовлетворенностью работой, являются за работок и условия работы (например, шум, плохое освещение, плохая вентиляция, слишком много сотрудников в одном помещении и т. д.).

Однако высокая зарплата и хорошие условия труда еще не гарантируют удовлетворенность работой. На данный показатель оказывает влияние и группа факторов, которая называется мотивационными факторами. В число этих факторов входит степень сложности заданий, объем работы, хорошо оцененной по выполнении, отношения между сотрудниками и степень побуждения взять на себя большую ответственность. К несчастью, во многих объединениях при заключении контрактов эти факторы игнорируется. На самом деле большинство из них трудно документально зафиксировать. Однако они достаточно важны, чтобы попытаться это сделать.

Некоторые рабочие места характеризуются постоянной суетой, что является источником стресса. Опасные задания или распорядок работы, токсические вещества, высокий уровень шума, пыль, переохлаждение, неприятные запахи и другие факторы стресса могут привести к появлению болезни.

Признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса, делятся на три основные категории:

Физические.К ним относятся: хроническая усталость, слабость, нарушения сна и дыхания, холодные конечности, повышенная потливость или сухость кожных покровов, аллергические реакции, склонность к частым простудным заболеваниям, изменения аппетита (постоянное чувство голода или полная потеря аппетита), резкие изменения веса, устойчивые нарушения кровяного давления и сердечного ритма, появление болей различного характера. Эти признаки могут быть вначале незначительными раздражителями, но, усиливаясь со временем, привести под воздействием стресса к серьезным заболеваниям.

Эмоциональныепризнаки проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, ощущении потери контроля над собой и ситуацией; в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства беспомощности, необычной гневливости и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и нервозности по незначащим поводам.

Доклад — Основные формы и методы работы психологов, социальных .

. предъявляет особые требования к личности практического психолога и социального работника, их профессиональной деятельности и готовности. Чтобы действовать грамотно в экстремальных ситуациях, . в себя *психодиагностику, *консультирование, *психотерапию, *дибрифинги. Дебрифинг — метод работы с групповой психической травмой (Дж.Митчелл, 1983). Цель дебрифинга заключается в .

Поведенческие признаки стресса относятся к особенностям взаимодействия человека с окружающим миром: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, постоянное откладывание дел на потом, злоупотребление алкоголем, курением, лекарственными препаратами, невнимание к внешнему виду, навязчивые движения и т.д.

Таким образом, можно увидеть, что стресс оказывает серьезное влияние на физическое и психическое здоровье человека.

К негативным последствиям стресса можно отнести:

Снижение трудоспособности, ухудшение показателей работы (качественных и количественных);

Снижение адаптационных возможностей организма;

Деформации личности: переживания одиночества, опустошения, депрессии, хронической усталости и выгорания.

Физиологические проблемы, болезни адаптации (сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь желудка, гипертония, болезни органов дыхания, особенно бронхиальная астма).

Стресс является главным фактором, влияющим на появление или обострение многих заболеваний.

Ключевая роль в процессе управления стрессами принадлежит контролю за их уровнем, построенному на отслеживании характерных признаков стресса. Хотя стресс проявляется внешне на телесном и поведенческом уровне, часто бывает невозможно только по внешним признакам определить наличие стрессового состояния, так как напряжение у некоторых людей даже в критические моменты может быть не выраженным.

Изменения в результате стресса проявляются во всех сферах психики. Так, в эмоциональной сфере возникает чувство тревоги, обостренное восприятие значимости происходящего. В когнитивной – восприятие угрозы, оценка ситуации как неопределенной, осознание опасности ситуации. В мотивационной – резкая мобилизация или полная демобилизация всех сил и ресурсов. В поведенческой сфере – изменение привычных темпов и ритма деятельности, появление «зажатости» в движениях. Все эти изменения имеют нечто общее: для всех них характерно изменение интенсивности процессов данной сферы в сторону уменьшения или увеличения.

Контроль и оценку стресса можно провести с помощью различных тестов, опросников, одним из которых может являться тест по «инвентаризации симптомов стресса».

Для эффективного управления предприятием или фирмой, необходимо учитывать такое явление, как организационный стресс, то есть психическое напряжение, связанное с выполнением профессиональных обязанностей в структуре организации. Для оценки и измерения стрессоустойчивости к организационному стрессу, связанному с умением общаться, адекватно реагировать и оценивать ситуацию и т.д., можно воспользоваться шкалой организационного стресса Мак-Лина. Чем меньше суммарный показатель организационного стресса, тем выше устойчивость к нему, а чем он выше, тем сильнее предрасположенность к переживанию дистресса и различным синдромам, возникающим вследствие стрессовой ситуации таким, как синдром профессионального выгорания.

Группа как основа социальной организации.Эффективность работы рабочих групп

. предусматривающее реальных контактов между ее членами, например, по профессиональному (инженеры, юристы), возрастному (подростки и юноши), по . 5,с.98]. В курсовой работе рассмотрены рабочие группы, их виды и этапы формирования, эффективность работы в группах. Цель исследования: . способствовать его развитию. 4. По уровню организации различают группы низкого и высокого уровня развития. · К группам .

Теоретические подходы к проблеме профессионального стресса.

В современной науке не существует единого подхода в выделении факторов, провоцирующих возникновение профессионального стресса.

Одним из наиболее простых подходов является «витаминная» модель П. Б. Ворра (Warr’s vitamin model).

Автор предполагает, что существует связь между девятью признаками окружающей среды и психологическим благополучием (здоровьем) работника. К признакам окружающей среды Ворр относит [цит. по: Брайт, Джонс, 2003] следующие:

1) возможность лично контролировать действия или события, возможность принимать решения;

2) возможность использовать имеющиеся у работника навыки и приобретать новые;

3) требования, предъявляемые к работнику;

4) возможность делать выбор в рабочей обстановке;

5) ясность обстановки (обратная связь, которую работник получает в ответ на свои действия; степень предсказуемости действий других людей и обстоятельств; ролевая определенность);

6) возможность межличностных контактов (социальная поддержка, помощь в достижении многих рабочих целей);

7) наличие денег, уровень материального стимулирования работника;

8) безопасность труда и условия труда;

9) положение работника в социальной группе. Высокий психологический статус обеспечивает работнику уважение со стороны коллег, что позитивно влияет на психическое здоровье.

Ворр предполагает, что точно так же, как недостаток витаминов в организме приводит к болезням, недостаток каждого из девяти факторов рабочей обстановки вызывает ухудшение психического здоровья.

Модель взаимного соответствия индивидуума и среды (the person-environment fit model) — подход, имеющий наибольшую популярность в США. Данная модель основана на предположении, что особую опасность для человека имеют ситуации, когда работа предъявляет ему требования, не соответствующие его способностям, а также когда существуют расхождения между потребностями человека и уровнем вознаграждения, получаемого им за его труд.

Читайте также:  Что регулируют эмоциональное состояние

Модель Р. Карасека, основанная на требованиях, предъявляемых работой, и контроле над ней (Karasek’s derfland — control model) [Karasek, 1979]. Данная модель оказала огромное влияние на исследование профессионального стресса в Европе и Австралии. Для построения своей модели Карасек выделил два аспекта работы — требования, предъявляемые работой (объем работы, скорость, с которой работа должна быть выполнена, требования к работнику), и контроль над рабочей ситуацией.

Согласно данной модели, максимально высокое физическое и психологическое напряжение возникает при сочетании высоких требований со стороны рабочей ситуации и низкого уровня контроля над ней. Однако каждый фактор должен быть в определенных границах. Высокий уровень контроля над рабочей ситуацией так же плох, как и низкий.

Рабочая программа 57

. Диагностика педагогических способностей. Определение уровня развития педагогических способностей: объективность . в неделю и уйти от стресса / Льюис Дэвид; Отв. . рабочей программы Знакомство с образцом разработанных рабочих программ по психологическим дисциплинам. Определение особенностей содержания рабочей . работа студентов, решение тестов и контрольных заданий. Текущий контроль: контрольные работы, .

Международная организация труда (International Labor Organization) оценила убытки в результате стресса в двести биллионов долларов ежегодно. Сюда входит оплата больничных, стоимость госпитализаций и амбулаторное лечение, а также издержки из-за снижения производительности труда. Выросли также за траты на профессиональное усовершенствование.

Уровень стресса постоянно растет. В 1983 году 55% людей еженедельно сталкивались со стрессом. В 1992 году уже каждый третий испытывал стресс ежедневно или несколько раз в неделю, что на 20% больше, чем десять лет назад. Позже, в 1996 году уже 75% людей ежедневно испытывали стресс . Из всего стресса, которому подвергаются американцы, по результатам исследования 78% жалоб на стресс из-за работы, и только 35% получают удовольствие и удовлетворение от собственной работы, а у половины обследованных за последние десять лет уровень стресса значительно возрос. Признавая тот факт, что профессиональный стресс свойствен не только американцам, Всемирная Организация Здравоохранения называет его «болезнью двадцать первого века», потому что этот вид стресса встречается в любой профессии мира и принял размеры «глобальной эпидемии» .

Такой ужасающий рост профессионального стресса спровоцирован разными факторами, не последним из которых является технический прогресс. Хотя американцам и нравится то, что они везде достижимы для всех — у них есть сотовые телефоны, телефоны в машинах, факсы, лаптопы и переносные компьютеры, электронные адреса и пейджеры, сам факт того, что они «всегда на телефоне», яв ляется сильным стрессором. Размеры этой проблемы стали очевидны после ис следования Гэллапа, согласно которому работники в среднем получают 190 по сланий в день: по телефону, электронной почте, голосовой почте, обыкновенной почте, факсу, кроме того, есть еще и записки, послания на автоответчик, пейджер, сотовый телефон и т. д..

Последствия стресса, связанного с работой, привлекли к бизнесу большое внимание. Например, компании предлагают своим работникам гибкий график, позволяющий им самим составлять свое расписание, учитывая приоритеты и стиль жизни. Это помогает при наборе сотрудников, так как 80% молодых людей в возрасте от 20 до 39 лет говорят, что гибкий график позволяет им больше времени проводить с семьей, что гораздо важнее работы и высокого заработка .

К тому же все больше и больше компаний предлагают программы по уходу за детьми, чтобы снизить стресс, связанный с длительным отсутствием родитель ского надзора за детьми по причине работы. Одной из таких организаций являет ся Chase Manhattan Bank. Работники этого банка могут обеспечить двадцать дней бесплатного присмотра за ребенком в год. Анализ показал, что это сэкономило банку 825 000 долларов в 1996 году. Настоящая экономия стала возможной по причине того, что родителям не приходилось пропускать работу из-за необходимости беспокоиться о состоянии ребенка в рабочее время. Это позволяло им лучше сконцентрироваться на задании; они также стали меньше болеть из-за снижения стресса, вызванного беспокойством за благополучие ребенка. Другими примерами таких организаций могут быть Hewlett-Packard в Санта-Розе, штат Калифорния, и Target в Миннеаполисе. Большинство подобных школ — это местные школы с учителями, пособиями и расписанием, связанные с компанией, которая арендует землю, строит школы, поддерживает их и оплачивает расходы.

Особенности работы социального работника в учреждении интернатного .

. проблемы определили тему нашего исследования — Особенности работы социального работника в учреждении интернатного типа для детей сирот. . и семейных отношений. Разрушение системы ценностей резкое падение уровня жизни большей части населения прогрессирующее ослабление этических мотиваций . типа для детей от младенческого возраста до 00 лет лишившихся попечения родителей. Различают интернаты для детей .

Американская группа поддержки банков (American Bankers Insurance Group) от крыла свою школу в Майами в 1987 году. Компании это обошлось в 140 000 дол ларов. Однако говорят, что компания экономит 475 000 долларов в год, потому что значительно снижается количество прогулов и текучесть рабочей силы. Для родителей, чьи дети посещали эти школы, оборот денег составил 6%, а для всей компании — 13,3% .

Есть и другие мероприятия, позволяющие работникам снизить уровень профессионального стресса. Например, в некоторых компаниях предлагается бесплатный массаж на рабочем месте, разделение труда для снижения нагрузки, бесплатная мобильная связь несколько дней в неделю в часы пик. Уникальный подход используется на Техасском заводе в Далласе. Техасский завод предлагает услуги консьержей, чтобы устраивать дни рождения для детей. Работники оплачивают вечеринку, но услуги консьержей оплачивает завод. Около 1500 работников воспользовались услугами в течение первого месяца после их появления. Теперь такая программа существует на многих других больших предприятиях.

Дж. С. Пеннейс Плано (J. С. Penney’s Piano), штат Техас, дает работникам с собой готовую еду, чтобы им не приходилось готовить дома после работы. Другие организации обеспечивают своим сотрудникам скидки на оборудование для домашнего компьютера или программы по уходу за родителями, бабушками и дедушками, за которых отвечают работники. Также образовалась ассоциация из двадцати двух крупнейших корпораций в Америке — включая IBM, Lucent tech nologies, Xerox, AT&T, Hewlett-Packard, Deloitte и Mobil где предлагается уход за детьми и стариками в семьях сотрудников.

Профессии с высоким уровнем стресса

Исследователь Роберт Карасек и его коллеги, изучая профессиональный стресс, выявили профессии, где уровень стресса очень высок, возможность принятия решений крайне низка, а требования к работникам очень высоки. Примеры психологических требований: быстрая работа и ее большой объем. Ниже перечислены виды деятельности с наиболее высоким и наименее низким уровнем стресса.

Максимальный уровень стресса: электрик, фальшивомонетчик, кассир, электронщик, повар.

Минимальный уровень стресса: архитектор, дантист, лесник, терапевт, сборщик дета лей.

Является ли ваша профессия той, где от вас ожидают, что вы будете полностью выкладываться, но практически не позволяют принимать решений о том, каким образом вы будете это делать? Если это так, то, возможно, вам стоит задуматься, хотите ли вы испытывать стресс и напряжение, которые может повлечь за собой эта работа

Примеры похожих учебных работ

Организация труда. Краткая характеристика элементов организации труда

. к организации труда, потому что без обеспечения определенного уровня умелости работника, без его профессионализма нельзя рассчитывать на сколько-нибудь эффективную деятельность на производстве. Подготовке кадров должен предшествовать профессиональный .

Цели, задачи и содержание научной организации труда

. «организация труда». Слово «труд» — обозначает целесообразную деятельность людей, направленную . работников через результаты труда, получение ими благ, необходимых для жизни. Все выше изложенные факты указывают на то, что выбранная нами тема работы .

Организация труда инженеров-проектировщиков

. обусловлена тем, что организация труда персонала — это постоянно действующий фактор эффективности деятельности компании. На сегодняшний день не все российские предприятия и фирмы имеют профессиональный уровень организации труда персонала, что требует .

Трудовая мотивация в процессе организации труда

. людей, Которые работают в рамках этого объекта. Целью курсовой работы является анализ трудовой мотивации в процессе организации труда . начало в теориях социальной деятельности, в том числе, и профессиональной, заложены в трудах М. Вебера, К. Маркса, .

Руководитель организации. Функции и роль организации труда

. самостоятельная область экономической работы на предприятии имеет особое содержание, сферу исследования и методы изучения производственной деятельности человека. Возникшая на стыке многих научных дисциплин, наука об организации труда основывается на .

Теория научной организации труда Ф Тейлора Делегирование полномочий

. вертикального разделения труда, рассматривая управленческую деятельность как отрасль индустриального труда, по типу инженерного. Среди важнейших принципов научной организации труда Тейлора выделяются такие, как специализация работы и распределение .

Источник

Оцените статью