Направление воспитание нравственных чувств убеждений этического сознания

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Виды и формы деятельности

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности

• сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;

• любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

• понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;

• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;

• понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;

• умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;

• отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.

Знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед.

Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю.

Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

Расширяют положительный опыт общения со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, активно участвуют в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях.

Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемст-венность между поколениями).

Знакомятся с деятельностью традиционных религиозных организаций.

• ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

• чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;

• умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;

• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;

• понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;

• готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;

• готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

• потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;

• умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;

• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;

• понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие.

• понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.

Источник

Направление «Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания»

В результате реализации направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания» будут сформированы следующие ценности:

ü ценностное отношение к жизни;

ü уважительное отношение кстаршим и младшим, личности другого человека;

ü уважительное отношение к религии, представителям различных конфессий;

раскрыты и развиты способности:

• сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;

• любить школу, город, народ, Россию, Кубань;

1. уважительное отношение к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества;

2. понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;

• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи; • понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;

Читайте также:  Прыжок с парашютом это чувство бесценно

• умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков;

• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития;

• отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.

Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся

Уровень

Приобретение знаний

• о традициях своей семьи и школы, бережное отношение к ним;

• о значении религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;

• о взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие;

• о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

Уровень

Приобретение опыта

• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;

• ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества;

• дружеского отношения к представителям всех национальностей Российской Федерации и других стран;

Уровень

Применение в социуме

• умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• умение преодолевать конфликты в общении;

• умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;

• умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды;

• умение сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 370 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

«Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей» в рамках направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания»

Командир 3 роты СВУ

« ___ » __________ 2017 г.

проведения воспитательного занятия

Тема занятия: « Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей » в рамках направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания».

Формирование чувства совести у суворовцев.

Формирование нравственной позиции обучающихся к различным поступкам.

Нравственное совершенствование личности.

Анализ проблемных ситуаций и самоанализ поступков.

Формирование знаний о функциях совести в жизни человека.

Знакомство с пословицами.

Развитие умений отстаивать свою точку зрения.

Развитие умения вести дискуссию.

Воспитание культуры общения.

Задачи:
1. Раскрыть значение слова «совесть», подвести к нужным и правильным выводам.
2. Помочь суворовцам осознать важность гармонии со своей совестью, важность ответственного отношения к своим поступкам;
3. Рассмотреть и проанализировать внутреннюю работу совести в различных обстоятельствах.

4. Формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков,

5. Побуждать суворовцев к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

6. Определить понятие «честный человек»;

7. Рассмотреть возможные последствия поступков «по совести» и «против совести»;

8. Рассмотреть роль честности в общественных и личных отношениях; необходимость и важность честности.

9. Создать условия для развития таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Ожидаемый результат:
1. Ценностное отношение к своей совести;
2. Умение исправлять свои ошибки: прощать, просить прощение, возмещать ущерб, нанесенный другому человеку;
3. Умение давать объективную оценку своему внутреннему состоянию.

Форма: классный час – размышление.

Место проведения: учебный класс ___ взвода

Дата проведения: 19 января 2017 г.

Время проведения: 45 минут

Сопровождение классного часа :

Фильмы «Вовка и Совесть»

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, который здесь прозвучит.

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?

Предполагаемые ответы : добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, скромность, тактичность.

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!

— слушают рассказ воспитателя в сопровождении слайдов презентации;

— отвечают на вопросы, высказывают своё мнение;

— слушают дополнение воспитателя

основы социально-критического мышления

В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает о том, что совесть – важнейшее нравственное понятие. Я вам предлагаю сегодня поразмышлять на тему: «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило изненных ценностей»

Понятие «совесть» – ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Совесть – понятие морального сознания, внутреннего убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Читайте также:  Чувствуют ли спящие запахи

— слушают рассказ воспитателя в сопровождении слайдов презентации;

— отвечают на вопросы, высказывают своё мнение;

— слушают дополнение воспитателя

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Мозговая атака:
Что вы знаете о совести?
Какой может быть совесть?
Для чего необходима совесть?
В чем проявляется действие совести?
Знакомы ли вы с голосом совести?
Как вы понимаете высказывание: «Будь господином своей воли, но для совести будь рабом».
Что значит идти на компромисс со своей совестью?
Какие нравственные законы выражает совесть?
Что значит быть «бессовестным»?

Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности, ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши.

Предлагаю вам прочитать рассказ.

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла — и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение — все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло — это был я. Прости меня, — сказал человек.

– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, — ответил слепой.

Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа? Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком – то нищем слепом старике?

Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести?

Предполагаемые ответы : э ти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.

Как бы вы озаглавили этот рассказ?

Предполагаемые ответы : «Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.

О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок, высказываний известных людей. Вот некоторые из них.

В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица)

Совесть без зубов загрызет.

Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л. Ландау)

Совесть – это наш внутренний судья. (Гольбах).

Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными. (Ж. Ж. Руссо)

«Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести» ( Исократ)

Конкурс «Народная мудрость».

Задание: собрать из кусочков пословицу и разъяснить ее смысл.

У кого совесть чиста,

а совести не перемудришь

Бывает и палач с совестью,

а стыда нет, и совести нет

без совести – полчеловека

1. Как не мудри, а совести не перемудришь.

2. От человека утаишь, от совести не утаишь

3. Волосом сед, а совести нет.

4. Платье черненько, да совесть беленька.

5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

6. Деньги потеряешь – можно нажить, а совесть потеряешь – беду узнаешь.

7. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.

8. Совесть – не повесть: в архив не сдашь.

9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.

11. Есть слезы – есть и совесть.

12. Говори по делу, живи по совести.

«В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Игра «Чего нужно стыдиться?»

Задание: ответить словами «стыдно», «не стыдно» на что, по – вашему, надо стыдиться в жизни? И почему?

– бедность своих родителей;

– аккуратная, но не модная одежда;

– пренебрежение к окружающим;

– непрестижная работа родителей;

– твое «простое» происхождение;

– невежество, необразованность, безграмотность;

Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах училища, в общественных местах, наедине с собой и т.п. И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжёлую сумку в маминых руках или старушку, которая не может перейти дорогу, можно позволить себе взять самый большой кусок торта, первым протиснуться к прилавку или в автобус, подставить подножку бегущему первокурснику, швырнуть камень в бродячую собаку или котёнка, прочитать чужое письмо, анонимно отправить оскорбительную SMS-ку, не вступиться за товарища, спрятаться за чью – то спину, а можно, даже в ущерб себе, поступить честно. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, малодушие, оправдывая свои неблаговидные поступки, мы идём на сделки со своей совестью, разрушаем свою личность.

Читайте также:  Пусть наши чувства прошлом

Вопросы без ответа вслух.

Я задам вам вопросы, вы обдумайте их и мысленно ответьте на них.

Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

Было ли стыдно за свои поступки?

Всегда ли вы поступали по совести?

Наедине с самим собой.

Ты размышляешь над тем, что совершил;

Эта мысль тебя преследует;

Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок;

Ты исправляешь положение

5. Наступает мир с самим собой.

У А.С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом».

Каждый из вас слышал и употреблял выражения: «люди с чистой совестью», «угрызение совести», «спокойная совесть».

Многие подростки не включают совесть в число жизненных ценностей. Им кажется, что совесть мешает жить по законам современного общества. Доказательство этому они видят на экранах телевизоров и в окружающей жизни. Примером служит совершенно жуткий лозунг «Хочешь жить — умей вертеться!» и афоризм вроде «Победителей не судят!»

Может быть, в современном мире и в самом деле легче прожить без совести?

Прежде всего заглянем в историю слова совесть. Это слово состоит из двух частей: приставки со – что значит – вместе, корня – весть, что значит, знать, ведать. Совесть – это совместное знание человека со своим внутренним миром.

Задание: охарактеризовать один из духовно – нравственных законов и объяснить его действие в конкретной ситуации из жизни.

«Закон сеяния и жатвы»

Сеется семя одно, а урожай, плод бывает обильным. От того какое семя ты посеял, зависит и твой урожай. Если ты питаешься только плохой информацией, то пожнешь только плохое. Если ты совершаешь зло по отношению к другим, то ответом будет такое же отношение к тебе, как человеку.

Целеустремленность, избирательное отношение к информации, к общению, к взаимоотношениям, работа над своим характером, честность, уважение и любовь к людям, стремление к полезным знаниям, даст свои обильные положительные плоды. Плод, как известно, вырастает из одного семени. Урожай собирают по роду посеянного семени, в многократном размере.

Е ть такая индейская поговорка «Бумеранг не возвращается пустым». Бумеранг – метательное орудие серповидной формы, которое обычно возвращается обратно к тому месту, откуда было пущено (у аборигенов Австралии). Ты сделал что-то необдуманно, но получаешь взамен много неприятностей. Делаешь добро – оно к тебе возвращается. Бумеранг – это возвращение назад в твою жизнь всех твоих поступков. Не надо думать, что делая зло, ты вредишь другим. Это не совсем так. Все сделанное возвращается бумерангом к тебе самому и приносит свой плод.

Если вы крикните в лесу один раз, то крик повторится несколько раз, в зависимости от силы, которую вы приложили. То же происходит части во взаимоотношениях между людьми. Один поступок имеет множество соответствующих ему последствий.

«Побеждай зло добром»

Почему зло побеждается только добром?

Потому что тот, кто делает зло — сеет его в свою жизнь и пожнет свой урожай, не надо пытаться наказать его, делая ему зло. Это отнимет у тебя жизненные силы, радость жизни, наполнит горечью и ненавистью, может быть на всю жизнь. Но если ты будешь помнить о том, что каждый несет ответственность за свои поступки через действие этих законов, это освободит тебя от чувства мести и поможет жить и радоваться жизни дальше.

«Не делай другим того, чего не желаешь себе»

Этот духовный закон поможет тебе представлять себя на месте другого человека и размышлять над тем, какое же действие оказывает твой поступок и как бы ты чувствовал себя на месте другого человека. Понимание ценности этого закона научит тебя сопереживать, сострадать и прощать других.

Итак, совесть нужна? Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

Он все делает по совести, стыдится поступать… (нечестно, несправедливо .)

Это – человек… (справедливый, добросовестный, ответственный. )

Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

Он не совершает поступков … (которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

Он не пройдет мимо … (беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то ( непреднамеренно ), и они вызывают у него… ( глубокое раскаяние ).

Совесть выражается в …( глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков ).

Она побуждает человека следовать… ( добру, истине и справедливости ).

Отвращает его от… ( дурных поступков и действий ).

— слушают рассказ воспитателя в сопровождении слайдов презентации;

— отвечают на вопросы, высказывают своё мнение;

— слушают дополнение воспитателя

осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности

Фильм «Вовка и Совесть»

Воспитатель ___ взвода _____________________

Источник

Оцените статью