Направление теории познания представители которого считают чувственный опыт

Основные направления в теории познания.

Познание как форма отражения действительности.

Эпистемология (от др.-греч. — научное знание, наука и учение), гносеоло́гия (от др.-греч. — знание, познание и теория, учение – теория познания) – это раздел философии, изучающий природу познания и его возможности, отношения знания к реальности, проблемы достоверности и истинности познания. Хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 году) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании разрабатывалось с древнейших времен.

Без субъекта и объекта познания невозможен сам процесс познания.

Субъектом познания может выступать как отдельный индивид, так и коллектив, класс, общество в целом (академии, университеты, НИИ, лаборатории и т.д.).

Объектом познания может выступать вся объективная реальность (как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека). Также объектом научного анализа могут быть как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности: художественные и литературные произведения, религия и т.д.

Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа.

Чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных органов чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

Формы чувственного познания:

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. (Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.).

Восприятие — отображение не отдельных свойств, а в целостности. (Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве).

Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. (Например, если мы когда-либо видели лимон, мы можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств). Здесь большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Возможность представления обусловлена тем, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. (Например, понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стол). Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность.

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. (Например, «Золото есть металл»).

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Основные направления в теории познания.

В теории познания не существует единого мнения — чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму.

Сенсуализм. Сенсуалисты считают, что новое знание можно получить только на основе чувств. Истинные знания нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Рационализм. Рационалисты указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны. Данные органов чувств нас могут обманывать. Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, не использующий разум, а опирающийся только на чувства, будет собирать все, что видит, однако, разрозненные факты вне логической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем. Существуют такие учения, как агностицизм и скептицизм.

Скептицизм (греч. – рассматривающий, исследующий, критикующий) – философская концепция периода 4 в. до н. э. — 3 в. до н. э. и затем 1 век до н. э. — 2 век н. э.). Родоначальником был Пиррон (ок. 365-275 до н. э.).

Основное положение скептицизма — это воздержания от суждения, от предпочтения одного из двух противоречащих друг другу равносильных суждений.

В современной философии традиционные аргументы скептицизма перенял позитивизм, который считает бессмысленными любые суждения, обобщения и гипотезы, недоступные прямой проверке опытом.

Агностицизм (от греч. познание; а – отрицание) — представители этого течения либо сомневались, либо полностью отрицали принципиальную возможность познания объективного мира. Термин агностицизм введен английским естествоиспытателем Гексли. Агностики не отрицают сам процесс познания, но они ограничивают познавательные возможности человека.

Агностицизм спекулирует на естественных трудностях и противоречиях познавательного процесса, его незавершенности. Источниками агностицизма являются также сложность и неисчерпаемость самого окружающего мира, ограниченность возможностей человека, несовершенство экспериментальной базы исследований.

Конвенционализм — концепция, согласно которой научные теории и понятия не являются отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными.

Проблема истины.

Познание – движение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию. В познавательной деятельности центральным является понятие истины. Истина – соответствие наших мыслей объективной реальности. Ложь – несоответствие наших мыслей действительности. Установление истины – акт перехода от незнания к знанию, в частном случае – от заблуждения к знанию.

Заблуждение – представление, не соответствующее действительности, ложное представление. Это незнание, выдаваемое, принимаемое за знание; ложное представление, выдаваемое, принимаемое за истинное.

Многообразие определений истины:

Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли и действительности, представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Г.Гегель);

Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие).

Теория истины как очевидность: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Э. Гуссерль и др.).

Теория истины как опытной подтверждаемости. (Дж.Локк, М. Шлик).

Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, требуется построение метатеории, трактующая понимание истины для исходной теории (А.Тарский).

Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения (А.Пуанкаре, Т.Кун).

Читайте также:  Кто более эмоционален мужчины или женщины статистика

Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э.Мах).

Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч.С.Пирс).

Современная трактовка истины включает в себя следующие характеристики:

1. Объективность — обусловленность реальной действительностью.

2. Субъективность, поскольку истину познают люди, она субъективна по содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)

3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком, а постепенно углубляется и всегда неполна и неточна.

Для характеристики объективной истины применяются категории абсолютного и относительного.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, она не может быть опровергнута в будущем: «люди смертны» и т.д. — это вечные истины.

Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин.

Относительная истина — это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о вечном двигателе).

Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины.

Конкретная истина определяется:

1) характером объекта, к которому относится,

2) условиями места, времени;

3) ситуацией, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение.

1. Что является субъектом познания?

2. Какие формы чувственного познания Вы знаете?

3. Назовите формы рационального познания.

4. Назовите основные направления в теории познания.

1. Что означает гносеология?

2. Что Вы знаете об ощущениях как форме чувственного познания?

3. Что такое понятие?

Задания на СРСП:

1. Реферат о направлении «скептицизм».

2. Назовите классические концепции истины.

3. Что есть «Абсолютная истина»?

ГЛОССАРИЙ

на русском на казахском на английском
Эпистемоло́гия Эпистемоло́гия Epistemologia
«Научное знание, наука», «достоверное знание»
Ощущение Сезім Feeling
Простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних [1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.
Восприятие Байым Perception
Познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств
Представление Көрініс Presentation
Процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека
Суждение Пікір Judgement
Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.
Истина Ақиқат Truth
Гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету

ЛИТЕРАТУРА

1. Зотов А.Ф. Современная Западная философия. — М.: Высшая школа, 2012.

2. Мырзалы С.К. Философия. — Алматы: Бастау, 2014.

3. Нурышева Г.Ж. Философия. — Алматы: 1нжу-маржан, 2013.

4. Петрова В.Ф.. Хасанов М.Ш. Философия. Алматы: Эверо, 2014.

1. Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия. — М. Проспект, 2010.

2. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. — Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОІІ РК.2011.

3. Бегалинова К.К.. Альжанова У.К. Философия. Часть 1,2. — Алматы: Жібек жолы, 2014.

4. Лавриненко В.Н. Философия. — М.: ИД Юрайт, 2011.

Источник

Теория познания

Никто из нас не способен существовать в мире, не умея ориентироваться в нем. Эта ориентация может происходить успешно только в том случае, если человек обладает способностью к адекватному отражению, воспроизведению и постижению окружающей действительности. Именно по этой причине проблема познания человеком мира и реальности волнует людей с древних времен. Изучает же эту проблему (и множество связанных с ней) теория познания.

Суть и основные проблемы теории познания

Теория познания, называемая также эпистемологией и гносеологией, – это раздел философской науки, изучающий особенности природы познания и его возможности, вопросы отношения знания к действительности; исследующий общие предпосылки познания и выявляющий условия его истинности и достоверности. Стоит заметить, что, например, в отличие от психологии и физиологии, анализирующих индивидуальные психические механизмы, приводящие человека к познавательному результату, теория познания делает упор на общие основания, предлагающие рассматривать данный результат в качестве знания, которое выражает истинную картину мира.

Гносеология стала сферой философского знания задолго до того как сформировалась современная наука, а в состав философии вошла еще в античные времена. Произошло это благодаря появлению подхода, изменившего взгляд на процесс познания вообще. Он стал рассматриваться не как нечто естественное, что заложено в человеческой природе, а как то, что поддается контролю. Чтобы упростить понимание, приведем главные этапы развития эпистемологии, обусловленные расширением исследуемых факторов познания:

  • Изначально познание воспринималось в качестве деятельности разума. Изучалась техника мышления, а центральное место во всем направлении занимала логика.
  • Позже главной дисциплиной в гносеологии стала методология. Стал изучаться чувственный и практический опыт, люди начали исследовать взаимосвязь разума и чувств, технологии опытного и экспериментального исследования.
  • Наконец, во внимание были приняты все основания и способы познания, вследствие чего появились новые гносеологические школы, такие как сциентизм, семиотика, феноменология, герменевтика и теория неявного знания.

В результате основной идеей теории научного познания стало то, что познание имеет две формы, которые рассматриваются как стороны познавательной деятельности, – это чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание зависит от получения информации из внешнего мира через нервную систему и органы чувств. Здесь все знания обрабатываются и сохраняются в виде наглядных образов. Главные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие и представление. А основу рационального познания составляет абстрактно-логическое мышление. Реальность осмысляется через обобщенные символические знаковые средства. Главные формы рационального познания – это понятие, суждение и умозаключение.

Познавательный потенциал человека опирается главным образом на способность познавать рационально. Чувственное же познание чаще сравнивается (относительно, конечно) с познанием, свойственным высшим животным. А операции наподобие сопоставления, различения и объединения информации одинаковы для обоих видов познания.

Таким образом, в гносеологии есть два основных направления – это идеализм и материализм. И обобщая научные приемы и методы, о которых мы еще скажем, теория научного познания служит философско-методологической основой науки. Ее задачи состоят в проведении исследований, анализе существующих направлений и критике.

Будучи учением о познании, эпистемология рассматривает субъект, имеющий сознание и волю, и противостоящей этому субъекту объект, который не зависит от сознания и воли субъекта и связан с ним только познавательными отношениями.

Читайте также:  Как сделать подруге хорошее настроение

Окончив предыдущий блок на том, что гносеология рассматривает взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, будет логичным продолжить беседу рассмотрением методов и проблем теории познания. Для начала скажем о проблемах.

Проблемы теории познания

Первая проблема состоит в выяснении природы познания, определении условий и основ познавательного процесса. Говоря проще, основной ее вопрос таков: «Почему человеческий ум пытается понять происходящее?». А вместе с поиском ответов на него изучаются такие условия как мир во всем его многообразии, человек, являющийся продуктом этого мира, и формы отражения мира в познавательной деятельности (чувства и мысли). Лишь при наличии этих трех составляющих есть смысл говорить о познании.

Вторая проблема заключается в определении конечного источника знаний и характеристике объектов познания. Вопросы этой проблемы: «Откуда познание берет исходные данные?», «Что является объектом познания?» и «Какие существуют объекты познания?». В качестве источника исходной информации рассматривается весь окружающий мир, а в качестве объекта познания – мир социальный и природный.

Третья проблема фокусируется на субъекте познания. Ее вопросы: «Что является субъектом познания?» и «Какова роль субъекта в процессе взаимодействия с объектом?». За субъект, как правило, берется человек, социальная группа или социум вообще, действия которого направлены на получение знаний, воспроизводящих действительность и выражаемых языком. Познавательный процесс может корректироваться субъектом либо по индивидуальной (исходя из личных потребностей и интересов), либо по коллективной (исходя из групповых потребностей и интересов) линии.

Четвертая проблема подразумевает исследование содержания, форм и закономерностей процесса познания, отслеживание развития знания через чувственное и рациональное познание, а также выявление закономерностей процесса этого развития, его противоречий и их разрешение.

Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Ставятся вопросы: «Что есть истина?», «Каковы соотношения между истиной и заблуждением?» и «Как можно найти истину и по каким критериям она оценивается?»

Процессы познания, происходящие в психике и служащие моделью познавательных процессов в психологической науке, не являются исчерпывающими. Познавательный процесс (вместе с проблемами появления и функционирования знания) касается и множества других наук, так или иначе, его исследующих. Практическая деятельность в этой области сопровождала человечество и общество на протяжении всей истории их развития.

Методы теории познания

Все методы теории познания основаны на нескольких базовых предпосылках:

  • объект познания (т.е. все «вещи») существуют объективно и не зависят от субъекта познания, все они доступны познанию человека;
  • содержательная часть знания объективно обусловлена существованием действительности, не зависящей от сознания человека;
  • главным источником знания являются ощущения, представляющие собой образы объектов действительности;
  • рациональное познание отлично от чувственного тем, что опосредовано познанием, влияющим на формирование понятий;
  • мышление субъективно, а не только социально и физиологично (действительность отражается субъективно, принимая разные формы);
  • субъективность мышления может выступать источником заблуждений и ошибок;
  • рациональное познание взаимосвязано с языком, играющим роль средства материализации познавательного процесса и его результатов;
  • метод познания обусловлен особенностями познаваемых объектов, условиями познания и его целями.

Любой из гносеологических методов берет во внимание эти предпосылки, и выстраивается с их учетом. Самих же методов существует несколько больших групп. Кратко расскажем о них, стараясь не упустить суть.

Все методы научного познания делятся на две больших группы:

  • Общенаучные методы. Сюда входят эмпирические методы, такие как моделирование, факт, эксперимент, описание и наблюдение, а также теоретические методы, такие как логический и исторический методы, абстрагирование, дедукция, индукция, синтез и анализ.
  • Частнонаучные методы. Эти методы относятся к конкретным наукам, например в биологии есть метод рефлексов и анатомирование, в социологии – обработка статистики и анкетирование, в химии – метод спектрального анализа и т.д.

Кроме того, в научном познании есть еще и два уровня познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирическим является уровень накопления информации и фактов на тему исследуемых объектов. Здесь объект отражается с позиции отношений и связей, доступных для созерцания. Этот уровень тесно связан с чувственным восприятием, а основными методами эмпирического познания являются:

  • Научный факт, т.е. предмет, явление или действие, существующее объективно. То, что было в прошлом или есть сейчас. Но в отличие от простого факта, научный описывают посредством специального языка. С помощью научных фактов можно подтвердить или опровергнуть что-либо.
  • Моделирование, при котором объект исследования заменяют каким-либо другим объектом, сходным с оригиналом, т.е. моделью. Чаще всего к моделированию прибегают, когда есть какие-то трудности в работе с оригиналом.
  • Наблюдение, являющееся начальным этапом эмпирического исследования. Его суть состоит в получении чувственной информации об объекте познания. Наблюдение помогает получить данные о внешнем виде и качествах объекта.
  • Эксперимент, состоящий в научно поставленном опыте над исследуемым явлением в управляемых условиях. При помощи эксперимента можно выделить явление в чистом виде, что упрощает получение объективной информации о нем.

Однако высшим уровнем научного познания является уровень теоретический. Если на эмпирическом уровне материал об объекте или явлении накапливается и изучается, то на теоретическом появляется возможность познать его суть и понять законы и закономерности, по которым он существует.

Главные методы теоретического познания:

  • Анализ, суть которого состоит в разложении единого целого на отдельные элементы (свойства, стороны, части).
  • Синтез, суть которого состоит в соединении отдельных элементов в одно целое.

Анализ и синтез – это два противоположных метода, но они тесно связаны, т.к. представляют собой разные аспекты целостного познавательного процесса. Интересно то, что эти два метода используются всеми науками.

  • Индукция – метод, в котором делаются умозаключения от частного к общему. Присущ наукам, опирающимся на опыт, т.е. когда фактический материал накапливается и обобщается.
  • Дедукция – метод, в котором делаются умозаключения от общего к частному. Характерен для теоретических наук, делающих логические выводы относительно частных фактов.

Как и первые два, эти методы отличаются, но также взаимосвязаны, являясь разными сторонами познавательного процесса. Основаны оба метода на наличии связей между общим, единичным и особенным.

  • Гипотеза – особый способ мышления, предусматривающий формулирование предположения, его развитие и доказательство. Построение гипотез – один из основных путей для создания научных теорий. Изначально научное понимание какого-то явления представляется в виде гипотезы, и если впоследствии она доказывается и подтверждается на практике, она может перерасти в научную теорию – истинное и проверенное на практике знание.
  • Формализация – метод закрепления результатов познания в точных утверждениях и понятиях.

Помимо названных, на теоретическом уровне есть еще несколько дополнительных методов:

  • Исторический метод – мысленное воспроизведение какого-либо исторического процесса развития.
  • Логический метод – отражение какого-либо исторического процесса через систему понятий в теоретической форме.
  • Научное предвидение – метод, основанный на познании закономерностей объективной действительности и знании о событиях будущего.
Читайте также:  Зачем при депрессии назначают карбамазепин

Кроме этих методов (их все можно назвать общенаучными), есть и более специфические, такие как метод материалистической диалектики, интуитивизм, прагматизм и аксиологический подход, относящиеся к философским методам, а также сравнительный, социологический, логический, формально-юридический, статистический и кибернетический методы, относящиеся к категории частнонаучных. Именно такую многоуровневую концепцию методологического знания можно наблюдать сегодня.

Направления теории познания

Как уже стало понятно, единого мнения насчет того, что играет в процессе познания решающую роль – чувства или разум – до сих пор нет. В связи с этим можно выделить несколько основных направлений теории познания.

  • Сенсуализм. Нередко его называют теорией познания Локка, т.к. именно английский философ и педагог Джон Локк в 17 веке развивал его идеи. Сенсуализм считает, что восприятие и ощущения являются главной и основной формой достоверного знания. Базовый принцип направления гласит, что в разуме нет ничего, чего не могло бы не быть в чувствах. И любое новое знание проистекает из чувственной сферы, когда разум замыкается в сфере известного. Другими яркими представителями сенсуализма являются его, можно сказать, основоположники – древнегреческие философы Эпикур и Протагор, а также французский философ XVIII века Этьен Бонно де Кондильяк.
  • Рационализм – противоположность сенсуализму. Согласно ему, человеческое познание и действия основываются именно на разуме. Данное направление в свое время поддерживалось множеством мыслителей, поэтому его нельзя относить к чертам каких-либо философских течений. Также рационалисты по-разному смотрят на место разума в познании. Среди известных представителей можно выделить Георга Гегеля, Рене Декарта, Готфрида Лейбница и Бенедикта Спинозу, а также Иммануила Канта, начинавшего с традиционного рационализма, но впоследствии создавшего свою философию, основанную на симбиозе рационализма с эмпиризмом.
  • Скептицизм. Это направление теории познания выдвигает в качестве принципа мышления сомнение, в особенности сомнение в истине. Скептицизм бывает обыденным, научным, методологическим, философским и религиозным. В любом виде ему свойственна пессимистическая позиция: он не отрицает того, что мир можно познать, но сомневается в возможности этого при помощи имеющихся у человека средств. Главные представители скептицизма: Франциско Санчес, Давид Юм, Пьер Бейль и Мишель Эйкем де Монтень.
  • Агностицизм. Это усугубленный вариант скептицизма. Теория познания Канта часто приводится, как ярчайший образец агностицизма. Согласно ей, действительность принципиально непознаваема, и познать можно лишь реальность, искаженную опытом и чувствами. Также агностики считают невозможным доказать или опровергнуть идеи и утверждения, основанные на субъективном опыте. Среди наиболее известных агностиков можно назвать, помимо Канта, Томаса Хаксли, Бертрана Рассела, Чарльза Дарвина, Альберта Эйнштейна, Карла Сагана.

Таковы на сегодняшний день основные направления эпистемологии. Но наш рассказ будет не полным, если мы не упомянем вместе с ними и о нескольких концепциях истины, ведь к теории познания они имеют самое прямое отношение.

Немного о концепциях истины

В философии истина соответствует комплексу концепций, при помощи которых можно отличить достоверное знание от недостоверного, исходя из того, как оно согласовывается с действительностью, а также из того, насколько оно является противоречивым или непротиворечивым логически. Собственно, истинность и есть краеугольный камень познания вообще.

Ученые выделяют следующие концепции истины:

  • Классическая концепция (концепция Платона и Аристотеля). Истиной в ней выступает соответствие знаний человека тому, как все обстоит в реальном мире. Эта концепция самая популярная в научных и философских кругах, и служит основой диалектического материализма, основанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
  • Априористская концепция. Здесь истиной служит доопытное познание рассудка и чувственности, которые составляют сознание человека. Именно они являются мерилом получаемой информации и истиной. Сознание – это источник правил внешнего мира, по причине чего эти правила подобны истине. Таких воззрений придерживался Иммануил Кант и его единомышленники.
  • Онтологическая концепция. Истина – это вся действительность одновременно, и отдельные вещи истиной быть не могут. Целое здесь не является суммой частей, а потому достоверным может быть лишь знание, связующее все части. Приверженцами этой концепции были известный немецкий философ Мартин Хайдеггер и русский мистик и религиозный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев.
  • Когерентная концепция. Согласно ей, истинное знание является упорядоченным и непротиворечивым, и истиной нужно считать логическую корректность и правильность. Также истиной может быть непротиворечивость предположений относительно фундаментального научного знания. Известные сторонники когерентной концепции: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн и Альфред Тарский.
  • Прагматисткая концепция. Истинным может быть только то знание, которое может обеспечить определенный реальный результат. Т.е. истина здесь – это результативность и польза знания. Эти идеи в свое время разделяли философы Уильям Джеймс и Чарльз Пирс.
  • Конвенционалистская концепция. В ней истиной является результат гласного или негласного соглашения между участниками процесса познания, и при условии, что знания не просто доказаны, но и согласуются друг с другом. Представители этой концепции: Томас Сэмюэл Кун и Хилари Уайтхолл Патнэм.
  • Экзистенциалистская концепция. Учитывая то, что экзистенциальное состояние – это состояние погружения человека в духовную сферу и поиск смысла жизни, истина в этой концепции отождествляется с ценностями. А критериями истины служат духовное развитие и творческая самореализация. К экзистенциализму склонялись Карл Ясперс, Серен Кьеркегор, Николай Александрович Бердяев и некоторые другие известные мыслители.

Достичь истины в процессе познания, каким бы путем это не происходило, невозможно, если отсутствует конкретная цель, которой зачастую является сама истина. Исходя из этого, важно понимать, что в случаях, когда достигнуть истины еще не удалось, человек должен иметь убежденность, в том, что это непременно случится. И здесь разговор уже начинается о вере, что в очередной раз указывает нам на то, насколько объемна и безгранична теория познания, и как трудно описать ее при помощи обывательского языка.

Но цель статьи и не состояла в том, чтобы дать исчерпывающие объяснения теории познания. Нашей задачей было познакомить вас с общими и основными понятиями в гносеологии и коротко передать ее суть. Теория познания играет серьезную роль в познании человеком окружающего мира и себя самого. Она исследует познание и все, что только может быть с ним связано, а таких вопросов, как мы видим, очень много.

Гносеология уже успела пройти немалый путь, но все еще продолжает развиваться, вследствие чего появляются новые концепции, подходы и идеи. И предела этому развитию, вероятнее всего, не будет никогда. Если же вас интересуют более частные вопросы на тему теории познания, вам неизбежно придется обратиться к сторонним источникам, которых сегодня можно найти немало. И уже первые ответы на свои вопросы вы можете получить из этого небольшое видео от кандидата исторических наук Зарапина Романа Валерьевича.

Источник

Оцените статью