Направление рационально эмоциональной терапии эллиса

Рационально-эмотивная терапия Эллиса

Опубликовано чт, 30/10/2014 — 08:07

Рационально-эмотивная терапия представляет собой вариант когнитивного реконструирования (Ellis A.,1962; 1973). Согласно автору предложенной терапии эмоциональное поведение можно представить в виде мнемоники «АВС» («модель АСП», «концептуальная схема АСП»), объясняющей и иллюстрирующей роль процессов мышления в эмоциональных расстройствах:

  • А — активирующее событие, активирующий опыт или активация событий и ситуаций, т.е. обычно неприятные или нежелательные внешние события;
  • В (С) — рациональные и иррациональные суждения, мнения, верования и убеждения, принадлежащие данной личности и используемые ею для интерпретации А;
  • С (П) — эмоциональные и поведенческие последствия, вытекающие из личностных интерпретаций А, т.е. неприятные аффективные реакции на события, которые побуждают пациента искать помощи психотерапевта.

Процесс рационально-эмотивной терапии включает в себя:

  • убеждение клиента в состоятельности рационально-эмотивной терапии (изложение теоретических основ и рассмотрение примеров);
  • получение согласия пациента рассмотреть его собственные иррациональные суждения (к последовательности АВС добавляется D — обнаружение иррациональных суждений клиента);
  • обсуждение и оспаривание иррациональных суждений пациента, стимуляция последнего к тому, чтобы он разработал свои собственные аргументы против иррациональных суждений и заменил их более подходящими оценками активирующих событий (стадия эффекта).

В рационально-эмотивной терапии используются такие упражнения, как «упражнения по борьбе с чувством стыда», «диалог с самим собой», различные варианты «оспаривания». Оспаривание (обсуждение, опровержение) является основной техникой рационально-эмотивной терапии. Различают «когнитивное оспаривание» — обсуждение и опровержение с помощью специально разработанных вопросов, которые ставят под сомнение необходимость того, что человек считает необходимым; «эмотивное оспаривание», использующее для опровержения «рационально-эмотивные образы» (представление самого плохого варианта развития событий с последующей заменой неадекватного чувства подавленности на адекватное чувство сожаления) (Maultsby M., Ellis A., 1974) и «поведенческое оспаривание», представляющее собой совершение тех действий, которых пациент избегает, с одновременным убеждением самого себя в том, что его неудачная попытка будет выглядеть не так уж и ужасно. Поскольку рационально-эмотивная терапия особое внимание уделяет суждениям пациента, следует более подробно остановиться на ее определении понятия «иррациональное суждение».

В данном случае под иррациональными суждениями понимаются жесткие эмоционально -когнитивные связи, имеющие характер предписания, требования, обязательного приказа, не допускающего возражения и исключений; нарушения в когнитивной сфере, приводящие к эмоциональным расстройствам, ряду психопатологических синдромов. Отсутствие реализации иррациональных установок приводит к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняет деятельность пациента и мешает достижению его целей.

Выделяются следующие группы иррациональных суждений:

  • суждения долженствования, отражающие мнение, что существуют несколько универсальных ситуаций, когда какой-либо человек или весь мир «должны» пациенту;
  • «ужасающие», катастрофические суждения, согласно которым существуют катастрофические, невыносимые ситуации;
  • суждения обязательной реализации своих потребностей — «надлежит» и «следует», в соответствии с которыми человек должен иметь что-либо для того, чтобы жить или быть счастливым; порицающие, рейтинговые или оценочные суждения.

Помимо этих четырех категорий Эллис составил перечень 12 основных иррациональных идей (отдельные авторы увеличивают число иррациональных суждений до 27 и более).

Двенадцать основных иррациональных идей включают в себя следующие суждения:

  1. «для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих»;
  2. «есть поступки порочные и скверные и повинных в них следует строго наказывать, когда люди поступают плохо или нечестно, они заслуживают порицания, осуждения и наказания, они плохие или омерзительные личности»;
  3. «это катастрофа, это ужасно когда все идет не так, как хотелось бы»;
  4. «все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами»;
  5. «если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку»;
  6. «легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать»;
  7. «каждый нуждается в чем-то, более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе»;
  8. «нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным, успешным, нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха»;
  9. «то, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее»;
  10. «на наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы люди изменялись в желаемом для нас направлении»;
  11. «плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью»;
  12. «мы не властны над своими эмоциями и не можем их не испытывать».
Читайте также:  После стресса нет эрекции

Следует иметь ввиду, что необходимо отграничение двенадцати исходных иррациональных убеждений и атрибуций от глубинных догм, обычно являющихся их источником (Ellis A.,1987). Основные иррациональные суждения отражают определенные опасения человека: страх быть отвергнутым («любовная сентиментальность»): «меня должны любить и поддерживать все, кто мне небезразличен, если этого не происходит, то это ужасно, меня никто не любит» или ожидание какой-либо другой опасности — «следует быть настороженным в отношении неопределенных или потенциально опасных событий».

Как правило, в рационально-эмотивной терапии борьба с иррациональными мыслями происходит посредством когнитивного и эмоционального оспаривания. Эллис (Ellis A., 1952) также выделяет дескриптивные когниции, содержащие в себе чистую информацию о реальности, или когниции, включающие в себя информацию о том, что именно данный человек воспринял в окружающем его мире.

Эллис пользуется психоаналитическим термином кларификация, вкладывая в него свой смысл, понимая под этим прояснение, с помощью которого пациент учится распознавать свои иррациональные установки. Задачей кларификации в данном случае является разделение описаний и оценок, пожеланий и предписаний, прояснение тех логических связей, которые формирую причинно-следственные отношения. Суждения в то же время могут являться формами оценки действительности. Если, что-то действительно происходит, то появляются оценочные суждения, представляющие собой оценку события, отражающие отношения к реальности, выраженной в ее обобщенной оценке, как правило, оценочные суждения оказываются тесно связанными с дескриптивными когнициями. Рациональные суждения отличаются от иррациональных, например, рациональное суждение: «Как неудачно»; иррациональное суждение: «Как ужасно! Это просто катастрофа». Люди могут одновременно иметь два вида суждений. Задача психотерапевта помочь пациенту различать рациональные и иррациональные суждения, так как, в конце концов, психотерапевт предложит обсудить и опровергнуть собственные иррациональные суждения и заменить их более разумными оценками.

Выделяют следующие критерии рационального суждения:

  • рациональное суждение истинно, оно соответствует действительности и качественно и количественно; в его поддержку можно представить доказательства; истинность его можно проверить практически, оно логично, последовательно и согласуется с реальностью;
  • рациональное суждение не является абсолютистским, оно условно или относительно, обычно высказывается в виде пожелания, устремления, предпочтения, но не требования;
  • рациональное суждение ведет к умеренным эмоциям, возможно возникновение и сильных эмоций, но последние не оказывают дезадаптивного влияния на поведение человека;
  • умеренное эмоциональное возбуждение позволяет целенаправленно решать проблему (попытки изменить ситуацию или «активирующее событие»), в то время как недостаточное или выраженное возбуждение мешают ее решению;
  • рациональное суждение повышают степень удовлетворенности жизнью, способствуют самореализации.

В свою очередь, критерии иррациональных суждений выглядят следующим образом:

  • иррациональное суждение неверно;
  • иррациональное суждение является приказом;
  • иррациональное суждение ведет к эмоциональным нарушениям;
  • иррациональное суждение не помогает достижению целей.

С целью выявления иррациональных суждений следует обращать внимание пациентов на частоту употребления таких слов, как «следует» и «должен», особенно если они сопровождаются оттенком требования.

Читайте также:  Нет чувств нет боли нет любви

Эллис пытается объяснить тот факт, почему люди мыслят иррационально. Он приходит к выводам о том, что иррациональные суждения возникают вследствие:

  • наличия привычных культуральных стереотипов, закрепленных в языке, сказаниях и песнях;
  • возможности появления внутреннего, возбуждающего азарта, с целью привлечения внимания и получения сочувствия;
  • иррациональность это такое свойство человека, которое предназначено для того, чтобы человек снял с себя чувство вины, обвиняя себя в излишней иррациональности.

В рационально-эмотивной терапии большое внимание уделяется домашней работе пациента, которая обычно включает в себя: предписание чтения, слушания (прослушивание сеанса на магнитофоне пациента), письменные задания (листы самопомощи: Что случилось? Что я чувствовал? О чем я думал? письменные очерки и дневники), задания с использованием воображения, предписание наблюдения за мыслями, предписание релаксации, предписание действий — задания, связанные с необходимостью рисковать и упражнения на преодоление стыда. Последовательность работы психотерапевта в случае рационально-эмотивной терапии может соответствовать следующей модели:

  1. рельефное, подробное описание активирующих ситуаций и событий, при которых было возможно и максимально выражено происходило обострение симптомов заболевания (по нашему наблюдению наиболее эффективно описание 15-20 подобных ситуаций, причем основную часть этой работы целесообразно отнести к домашней работе пациента).
  2. Описание эмоциональных и поведенческих реакций.
  3. Анализ иррациональных суждений
  4. Построение иерархии иррациональных суждений
  5. Бальная оценка нарушений мышления, поведения и настроения
  6. Альтернативные формы, адаптивные формы мышления (когнитивное оспаривание) и поведения, адаптивные эмоциональные реакции.

Источник

Направление рационально эмоциональной терапии эллиса

От авторов

По рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) опубликовано немало превосходных специальных работ, включая и несколько наших собственных (Bernard, 1991; Bernard & Wolfe, 1993; Dryden, 1994a, 1994b, 1995a, 1995b; Dryden & DiGiuseppe, 1990; Dryden & Hill, 1993; Dryden &Neenan, 1995; Ellis, 1985c, 1994c, 1996a; Ellis & Crieger, 1986; Walen, DiGiuseppe, & Dryden, 1992; Yankura & Dryden, 1990,1994). Однако ни в одной из этих книг нет систематического описания клинического применения РЭПТ, например, ее использования в индивидуальной, супружеской, семейной, групповой и интенсивной терапии. Таким образом, работы, в которой бы систематически обобщался порядок проведения РЭПТ, до сих пор не было.

Ранее мы публиковали статьи и монографии, охватывающие важные аспекты практики РЭПТ (Dryden, 1985b; Ellis, 1971а, 1985с, 1993b), однако некоторые из этих работ уже устарели и более не издаются. Поэтому в данной работе мы пересмотрели и модернизировали материал прошлых лет и добавили несколько глав по новым разработкам РЭПТ — в общем, попытались создать книгу, которая бы предоставляла всеобъемлющую картину по проведению РЭПТ. Такое изложение принципов РЭПТ позволило бы любому заинтересованному психотерапевту эффективнее использовать ее основные клинические приемы.

Эта книга не раскрывает всех аспектов РЭПТ. В некоторых из уже упомянутых публикаций те или иные способы применения РЭПТ описываются более подробно, здесь же о них говорится лишь вскользь. То же самое можно сказать и об использовании РЭПТ в психологической просветительской практике, например, на курсах, семинарах и интенсивных рационально-эмоциональных поведенческих тренингах. Однако специалисты, желающие использовать наиболее популярные клинические методы РЭПТ, найдут в этой книге их самое детальное описание Мы не ждем, что данная работа заменит собой все другие публикации по РЭПТ, но в то же время надеемся, что она станет существенным и полезным дополнением к ним.

Альберт Эллис, PhD

Предисловие

Предлагаемая вашему вниманию книга является результатом более чем 50-летней истории развития когнитивно-эмоциональной поведенческой психотерапии. Безусловно, главная роль в развитии этого метода немедицинской психотерапии принадлежит Альберту Эллису. Созданный им и разработанный в деталях новый метод психотерапии получил широкое распространение в мире и пользуется на сегодняшний момент заслуженным признанием как психотерапевтов, так и их клиентов, о чем свидетельствует успех института Эллиса и написанных им книг.

Читайте также:  Мужчина чувствует что женщина была беременна

Альберт Эллис родился в Питтсбурге в 1913 году и вырос в Нью- Йорке. Так или иначе, вся профессиональная деятельность Эллиса связана с этим городом, доставившим ему много неприятностей. Лишь высокая степень уверенности в себе и умение извлекать пользу из жизненных трудностей путем их рациональной проработки и решения проблем позволили Эллису найти способ помощи в преодоление трудностей другим людям. Проблемы со здоровьем еще в раннем детстве заставили Эллиса сменить занятия спортом на чтение, конфликты в семье (родители Эллиса развелись, когда ему было 12 лет) научили Эллиса внимательно относиться к внутреннему миру человека и стремиться к пониманию других людей.

Первоначально Эллис планировал заняться литературной деятельностью. Он хотел получить специальность экономиста, чтобы к 30 годам заработать достаточно денег для спокойного литературного творчества. В 1934 году Эллис окончил университет Нью-Йорка и получил степень магистра деловою администрирования. Вместе с братом они основали первое предприятие. В 1938 году Эллис получил должность начальника службы персонала в небольшой фирме. Параллельно с работой в сфере бизнеса Эллис занимался литературным трудом, к 28 годам у него было уже более двух десятков рукописей, которые он нигде не мог опубликовать. Желая как-то повысить привлекательность своих рукописей для издателей, Эллис решил написать несколько работ о сексуальных проблемах и стал собирать материалы для книги о сексуальной свободе. Поскольку собранные материалы Эллис широко обсуждал с друзьями, его стали считать чем-то вроде эксперта по этому предмету. Многие из его друзей стали обращаться к Эллису за советом и он обнаружил, что консультирование нравится ему не меньше, чем литературное творчество. Эллис вновь занялся своим образованием. В 1943 году он получил степень магистра по курсу клинической психологии Университета Колумбии (Нью-Йорк). Уже в это время он открывает частную психотерапевтическую практику по семейным и сексуальным проблемам. В 1947 году Эллис поступает в аспирантуру и решает начать учебный анализ, чтобы через несколько лет стать психоаналитиком. Это оказалось не простым делом, поскольку большинство психоаналитических институтов ориентировалось на психологов с докторскими степенями. Все же Эллису удается найти аналитика из группы Карен Хорни, который соглашается работать с ним. Эллис прошел полный анализ и начал практику классического психоаналитика. В 40-е года Эллис работал психоаналитиком в учебных учреждениях и клиниках, но его вера в психоанализ быстро разрушилась. Используя опыт своей консультативной деятельности, Эллис стал экспериментировать с более директивными вмешательствами, чем это было принято в психоанализе. К1955 году Эллис полностью отошел от психоанализа и стал разрабатывать свой собственный стиль психотерапии, основанный на анализе и изменении верований и убеждений клиентов, их представлений о должном и нужном. В 1957 году вышла книга Эллиса «Как жить с невротиком». Двумя годами позже Эллис основал свой Институт рационально-эмоциональной терапии, в котором стал проводить консультации и семинары для психотерапевтов. В 1960-м году вышла его книга «Искусство и наука любви», которая пользовалась большим успехом.

Источник

Оцените статью