Направление признающее возможность познания мира с помощью органов чувств

ЭМПИРИЗМ — направление в теории познания, признающее источни­ком познания в первую очередь чувственный опыт.

Данные чувств рассматриваются в эмпиризме как главная форма Достоверного знания. Спор рационализма и эмпиризма объясняетсятем, что каждое из этих направлений совершенно верно отмечает наличие двух форм познания: чувственного и рационального, но при этом абсолютизирует, т. е. преувеличивает роль одного из них.

Величайшей заслугой немецкого идеализма стало понимание того, что субъектом познания является не отдельный человек (исследователь-Робинзон), а общество в целом. Представление о социальной (общественной) природе познания в немецкой философии содержалось в философии Канта и, в особенности, у Гегеля. За кантовским «трансцендентальным субъектом» и гегелевским представлением об «объективном духе» скрывалась глубочайшая идея о том, что познает не отдельный человек, а все общество в лице индивидуального исследователя. В философии Маркса социальная природа познания была представлена в материалистической интерпретации: «бытие определяет сознание», следовательно, способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни.

В XX в. дальнейшее изучение объективных форм мышления привело к пониманию их опосредованности языком.

В самом процессе познания выделяют две формы: чувственное (опытное) познание и рациональное (логическое) познание. Чувственное знание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зеленый) и его вкус (кислый или сладкий). Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений (так воспринимаются нами все качества яблока). Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления — образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека.

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних Свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное) познание.

Рациональное (от лат. ratio — разум) познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей рационального мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания (так, например, слово студент — это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индивидуальных различий: возраста, пола, специальности и т. п.). Следующая ступень рационального познания — суждение. Суждением называют совокупность понятий, отражающую связи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений. Например. «Все учащиеся в университете — студенты».

Третьей ступенью рационального познания является умозаключение. Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов ло­гики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления.

Умозаключением будет, например, такое рассуждение:

«Все учащиеся в университете— студенты. Я учусь в университете

Следовательно, я — студент».

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык это система знаков, передающих информацию.

Результатом процесса познания выступают знания. Знание, соответствующее действительности, называют истиной. По своему содержанию истина объективна, т. е. независима от познающего ее субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Одно из первых определений объективной истины было дано Аристотелем: познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям. Кант выявил проблему противоречивости самого понятия истины, отметив, что хотя признаками объективности истины являются всеобщность и необходимость, но сама истина субъективна, поскольку является формой де­ятельности субъекта. Истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предмета. Гегель показал, что истина — не застывшая система, а процесс все большего совпадения предмета с отражающим его понятием, причем истина предполагает и изменение самого предмета в процессе познания.

Читайте также:  Как ведет себя мужчина чтобы скрыть чувства

Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной истиной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной исmuнouназывают такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, «вечные истины», физические константы и т. п.

Понятия относительной и абсолютной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в определенных исторических условиях. В теории познания обсуждается так соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями.

Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.

Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную истинность знания. В истории философии предлагались различные варианты решения проблемы критериев истинности наших знаний, т. е. вопроса о том, чем же определяется соответствие знания действительности.

В современной философии выделяются три концепции истины: концепция соответствия, согласно которой истинными являются высказывания, соответствующие действительности; когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными; прагматическая концепция истины, в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике.

Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими. (Прочитайте: Скирбекк Г., Гилъе Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М., 2000 (Глава 29. Обзор современной философии).)

В философской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания Именно практическая деятельность человека дает главные аргументы для философского спора с агностицизмом.

Источник

Процесс познания человеком мира

Содержание:

↑ Понятие «познание».

Изучением теории познания занимается гносеология — это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.

По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:

Гностицизм — философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).

Оптимизм — философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).

Агностицизм — философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).

Релятивизм — философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).

Скептицизм — направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).

↑ Процесс познания

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.

Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)

Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)

Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков

Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Читайте также:  Что такое эмоциональная зависимость от мамы

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

↑ Эмпирический уровень познания

Эмпирический уровень познания (чувственное познание) — начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).

При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:

  • они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
  • они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта;
  • без них человек не способен ни познавать, ни мыслить;
  • они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.

Формы чувственного познания:

1) Ощущение — это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.

2) Восприятие — это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.

3) Представление — это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств.

Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.

↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)

Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Теоретический уровень познания (рациональное познание) — это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.

Формы рационального познания:

1) Понятие — это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.

Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие — это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.

2) Суждение — это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.

Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».

3) Умозаключение — это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.

Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод — это результат умозаключения. Например:

  • Все адвокаты — юристы (посылка).
  • Петров — адвокат (посылка).
  • Следовательно, Петров — юрист (вывод).

Умозаключение может быть:

  • индуктивным (от частного к общему)
  • дедуктивным (от общего к частному)
  • получаемым по аналогии

↑ Интуиция

Интуиция — непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.

Интуиции в познании большое значение придавали как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристотель), так и настоящего времени. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.

Источник

ЛЕКЦИЯ 6. Познание (познавательная деятельность).

Познаваем ли мир.В деятельности человека огромное значение имеет познание. Способность мыслить (логически и абстрактно) является качеством человека, выделяющим его в природе. С позиций здравого смысла ответ на вопрос о том, познаваем ли мир, может быть только утвердительным. Однако для философии вопрос о познаваемости мира имеет глубокий смысл.

Философские направления о возможностях познания мира.

Читайте также:  Депрессия после отмены кормления
Философское направление, признающее возможность познания мира и получения достоверных знаний о нем; человек обладает достаточными средствами, чтобы познать окружающий мир
Философское учение, утверждающее непознаваемость мира (отрицание познаваемости мира) -отрицали полностью или частично возможность познания мира, так как познание не дает достоверных знаний о нем -они считали, что органы чувств могут давать нам разные показания об одних и тех же явлениях (например, в зависимости от состояния нашего организма); -для того чтобы сказать, каков мир на самом деле, надо выйти за пределы своего сознания, что не возможно; т.е наши представления о мире иллюзорны и субъективны. & И. Кант — допустим, мы едим вишню, мы ощущаем алый цвет, ее сочность, мягкость, кисло-сладкий вкус; все это наши субъективные чувства; человек не способен увидеть мир сам по себе, он видит его через призму чувственности, поэтому он никогда не сможет узнать, каков мир сам по себе.

И сегодня этот вопрос тоже не лишен актуальности. (Например, нефть является «кровью» современной экономики, однако вопрос о ее происхождении продолжает обсуждаться учеными, на этот счет нет одного, убедительного для всех решения).

Варианты трактовок понятия «познание».

а) Познание(вид деятельности) особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах, явлениях, процессах и закономерностях их протекания;

б) Познание — процесс отражения объективной реальности в сознании человека и получения нового знания об окружающем мире.

Результатом процесса познания являются знания.

В процессе познания выделяют два основных уровня (этапа, ступени):

I. ЧУВСТВЕННОЕ познание (уровень познания, на котором человек получает информацию о предметах и явлениях с помощью органов чувств-зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

Тремя основными формами ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ являются:

а) ощущение— отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном

воздействии на органы чувств (ощущения могут быть зрительные, слуховые ит.д)

б) восприятие —отражение в сознании целостного образа предмета (форма, величина)

при непосредственном воздействии на органы чувств.

в) представление- сохранение в сознании обобщенного образ предмета, что позволяет

воспроизводить его мысленно, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств (образ объекта познания, запечатленный в памяти)

Роль чувственного познания велика. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира, поэтому вторым уровнем этапом познания является рациональное познание.

II. РАЦИОНАЛЬНОЕ познание(уровень познания, на этом уровне включаются механизмы мышления).

Тремя основными формами РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ являются:

а) понятиемысль, которая отражает общие или существенные признаки предметов или явлений (например, млекопитающее-класс высших животных, выкармливающих детенышей молоком).

б) суждение мысль утверждающая что -либо о предмете или явлении (например, «зубы млекопитающих имеют корни» или «собака-это млекопитающее»).

в) умозаключение-мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения (выделяем новое суждение «зубы собаки имеют корни»).

По-разному рассматривается вопрос о соотношении чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм (от греч. empeiria- опыт) ; эмпирики считают единственным источником всех наших знаний чувственное познание; эмпирикам принадлежит крылатая фраза: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Рационализм – (от лат. ratio – разум); рационалисты считают, что знания могут быть получены только с помощью разума, без опоры на чувства.

&Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, два уровня познания проявляются как единый процесс. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Между чувственным и рациональным существует неразрывная связь.

Наблюдения за развитием детей первого года жизни показали, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, демонстрируют бо́льшие умственные и физические возможности, чем их сверстники.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция.

Интуицияспособность постижение истины в результате «озарения», «прозрения» без опоры на

логику и доказательства.

Иногда результатом познания становится заблуждение.

Заблуждениеэто знание, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждения: несовершенство познавательных средств; перенос чужого опыта без учета

Ложь – сознательное искажение образа объекта.

Цель познания получение знаний, движение к истине.

Источник

Оцените статью