- Как передать эмоции в тексте
- А что в тексте?
- Лингвистические средства
- О пользе психологии
- Урок развития речи по теме: «Этикетные формулы и правила обращения к собеседнику в устной и письменной речи»
- Формулы речевого этикета
- Формулы речевого этикета
- Формулы речевого этикета – основные группы
- Формулы речевого этикета – приветствие
- Формулы обращения в речевом этикете
- Формулы речевого этикета – просьба
- Формулы речевого этикета – извинение
- Примеры формул речевого этикета
Как передать эмоции в тексте
Для того чтобы передать эмоции, у человека есть множество средств, которые называют экспрессивными или выразительными. Это мимика, пантомимика, выражение глаз, жесты, характер движений и поз. А наша речь наполнена нюансами интонаций, изменчивым ритмом, расцвечена средствами экстралингвистики – вздохами, фырканьем, хмыканьем, смехом, всхлипыванием и т. д.
А что в тексте?
Но это в реальности. А в тексте почти единственными выразительными средствами писателя являются слова. Ну, можно еще добавить стилистику и пунктуацию, которая в какой-то мере может имитировать интонацию. Но этого мало, очень мало! Ведь слов в языке намного меньше, чем оттенков чувств и настроений. Недаром поэты иногда завидуют художникам. Так, Н. Заболоцкий написал очень правильные, на мой взгляд, строки:
Владение навыками литературного творчества и богатый словарный запас лишь частично компенсируют скудость письменной речи. Но все же, что есть, то есть, поэтому для писателя очень важно овладеть искусством передачи эмоции. Тогда читатель ему поверит, тогда почувствует переживания героев, проникнется трагизмом или комизмом повествования.
Лингвистические средства
Самый простой способ передать эмоции – это описать их. Так, филологи подсчитали, что в произведениях Льва Толстого описано 97 различных оттенков улыбки и 85 выражений глаз. А вам слабо? Для описания можно использовать разные виды лексики.
- Слова, обозначающие эмоциональные состояния и характеристики человека : радостный, грустный, зло, раздраженно, восторженно и т. д. Для усиления эффекта или придание оттенка чувствам можно добавлять определения: слегка восторженно, необычайно злобно, беспросветная грусть, неискренняя радость и т. д.
- Слова, имеющие переносное значение и отражающие эмоциональное отношение: шляпа, тряпка, тюфяк, дубина и т. д.
- Слова повышенной экспрессии : мерзавец, мразь, любимчик, красавчик и т. д. Они тоже хорошо передают эмоциональное отношение, к сожалению, у них почти исключительно негативная коннотация.
- Метафоры не только передают эмоции, но и создают настроение, окрашивая им весь отрывок текста. «Он полз словно утомленная жизнью муха». «Облегченно выдохнув, она ощутила себя беззаботной бабочкой, только что выбравшейся из тесного кокона и радующейся наступившему лету».
- Использования разных форм слов . Суффиксы и приставки позволяют придавать словам разный эмоциональный оттенок: уменьшительно-пренебрежительный (старикашка, парнишка, красавчик, девчонка, депутатишка), восторженно-преувеличенный (великанище, силища, наикрасивейший, наиумнейший, величайший); уменьшительно-ласкательный (дороженька, девонька, щеночек, тапочка, бедненький, красивенький).
Но словами можно эмоции описать. А хороший писатель создает образ, который должен быть объемен, предметен, красочен. То есть лучше этот образ не описать, а показать.
О пользе психологии
Часто для передачи эмоций просто слов оказывается недостаточно. Например, если я напишу: «Узнав, что любимый изменил ей со школьной подругой, Маша расстроилась». Это будет убедительно? Вряд ли. Даже если напишу, что очень расстроилась, то нужного эмоционального эффекта не достигну. Для этого надо так описать состояние героини, что и без слов станут понятны ее очень непростые чувства. Ведь это не просто расстройство, здесь и обида, и злость, причем и на мужчину, и на подругу, и жажда мести, и отчаяние, и противоречивое желание послать изменщика лесом и вернуть его назад.
В этом случае очень хорошо помогает знание психологии эмоциональных состояний. Ведь любая эмоция отражается в поведении человека. Так, гнев проявляется в том, что движения становятся жестче, отрывистей, резче. Мышцы напрягаются и действия, требующие плавности и скоординированности, выполнять становится сложно. Когда разгневанный человек пишет, то ручка от сильного нажима даже рвет бумагу, рассерженную женщину на кухне слышно на всю квартиру, так она гремит кастрюлями и ложками. Желание ударить бывает в этом состоянии настолько сильно, что человек может пнуть стул, стукнуть кулаком по стене. Глаза сверкают негодованием, лицо может покраснеть или побледнеть – это индивидуально, голос становится или низким, рычащим или, напротив, визгливым, если гнев приправлен истерикой.
А если человеку грустно, то его движения утрачивают силу, становятся вялыми, он идет, опустив плечи и голову, шаркает ногами, и дыхание часто прерывистое, словно ему не хватает воздуха. Но вот плечи расправились, голова поднялась, походка стала упругой и решительной, а руки сжались в кулаки – все, хватить грустить, пора действовать.
Таких нюансов поведения великое множество, можно их подмечать, наблюдая за другими и за собой, можно, читать книги, например, Аллана Пиза «Язык телодвижений», но использовать это в тексте нужно. Недаром же говорят, что хороший писатель – это всегда психолог.
Это не все средства передачи эмоций в тексте, а значит, мои дорогие читатели, ждите еще одну статью на эту тему. А я прощаюсь с вами ненадолго. Хороших вам мыслей, удачных идей и доброго настроения. Не забудьте поставить «лайк», если статья понравилась.
Источник
Урок развития речи по теме: «Этикетные формулы и правила обращения к собеседнику в устной и письменной речи»
1) формировать понятие о правилах речевого этикета;
2)научить использовать этикетные формулы и правила обращения в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией;
3) Воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
- словари русского языка,
- раздаточный материал,
- мультимедийная установка.
Формы работы: групповая, коллективная.
Учитель приветствует класс:
2. Работа над темой урока.
1) Слово учителя с элементами беседы.
— Почему вы так удивлены?
— Я неправильно обратилась к вам?
— А как же я должна была вас поприветствовать? Почему?
— Итак, как вы считаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
— Что мы с вами должны узнать? Чему научиться?
Вы, наверное, заметили, как по-разному каждого из нас называют люди? Мы в течение дня можем быть и Надей, и Надькой, и Надеждой, и Надюшей. Некоторые обращения звучат ласково, другие – официально, третьи – обидно.
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими спутниками выступают волшебные слова – слова речевого этикета.
2) Словарная работа.
Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. (Ожегов).
Речевой Этикет – система устойчивых формул обращения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке. (Лингвистический энциклопедический словарь).
Обращение – 1. Призыв, речь или просьба, обращение к кому-либо…4. В грамматике: слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью. (Ожегов).
— Какие же этикетные формы обращения употребляются в жизни?
3) Творческая работа (5-7 минут) (Результаты наблюдения над использованием форм обращений в окружающей жизни).
Группа №1. Исследование обращений в нашей школе: в столовой, в коридорах во время перемен, на уроках…
Исследование обращений на улицах села.
Группа №3. Исследование обращений в официальной обстановке (собрания, конференции…)
Результаты творческой работы.
— От чего зависит выбор формы обращения?
4) Анализ ситуаций общения. (Работа в группах. 5-7 минут. Каждая группа получает карточку с текстом; задание и справочные материалы проецируются на доску).
Задание. Вы находитесь в аэропорту Тридевятого царства. Здесь собрались сказочные герои, чтобы лететь в Тридесятое государство. Вдруг они слышат, как диспетчер объявляет об отмене рейса. Если бы вы были диспетчерами, какой вариант объявления и почему вы бы выбрали? Выберите возможный вариант.
Тексты объявлений (Печатный вариант).
А) Уважаемые пассажиры!
Вылет рейса №13 временно задерживается. Только что получено сообщение, что Иван-царевич уже вылетел на скоростном ковре-самолете и через час будет здесь. Ждите наших объявлений!
Б) Дорогие пассажирчики!
По техническим причинам рейс №13 задерживается. Авиакомпания Тридевятого царства приносит вам свои извинения. У нас работают сказкотека, видеоизбушка на курьих ножках и ресторан «Скатерть-самобранка». Ждите дополнительных сообщений через час.
В) Эй, вы! Рейс №13 отменяется. Когда полетите, не знаем.
5) Инсценирование ситуаций общения по группам.
Группа №1. В большом магазине потерялся ребенок. Об этом надо объявить по радио. Составьте полный текст объявления по плану:
- К кому обращаемся?
- О чем сообщаем?
- О чем просим?
Группа №2. Красная Шапочка приготовила подарок и идет к бабушке на День рождения. По дороге обдумывает, как будет поздравлять бабушку. Помогите девочке:
— Как вы начнете поздравление?
— Как обратитесь к бабушке?
Группа №3. Озвучивание телефонного разговора. Ситуации:
а) к телефону подошла твоя подруга (друг);
б) к телефону подошла мама подруги (друга);
в) к телефону подошёл брат подруги (друга);
г) вы ошиблись номером.
6) Этикетные формулы и правила обращения в письменной речи.
— Я получила письмо от одного знакомого ученика. (Письмо проецируется на экран).
— Как вы думаете, какое впечатление произвело на меня это письмо?
Образец письма. (Печатный вариант)
Лити с приветам,
Миленькая Оличка Никалавна.
Драсьти! Жыву я классно, чё и вам жи лаю. Как там наши?
Ну, пака, жду атвета как соловей лета.
Ваш любимый Коля.
— Попробуйте исправить все ошибки в этой работе. (5-7 минут).
7) Практическая работа в группах «Поздравь с праздником!»
Задание. Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику черепахе Тортилле, лисе Алисе и Мальвине. По своей рассеянности папа Карло забыл написать имя адресата. Помогите папе Карло: вставьте в текст недостающие обращения. Текст поздравлений запишите, выделите обращения.
Тексты поздравлений. (Печатный вариант раздается по группам).
Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по-прежнему такой же доброй, мудрой и щедрой. Как и 300 лет назад, Вы самая обаятельная. Так держать!
Ваш преданный друг, папа Карло.
Поздравляю Вас с женским днем! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезет с честным и преданным другом, и Вы сможете заработать миллион.
Поклонник Ваших талантов Карло.
Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, желаю стать звездой театра и кино, а ещё сохранить дружбу со старыми друзьями – Буратино и Пьеро.
Целую тебя. Папа Карло.
— Объясните свой выбор форм обращения. Расскажите о постановке знаков препинания в предложении с обращениями.
Что нового мы сегодня с вами узнали?
Герои каких литературных произведений нам помогали?
Какие условия необходимо соблюдать при выборе форм обращения к собеседнику?
Мы не замечаем речевых правил, так как они привычны. Заметным становится их нарушение: продавец покупателю сказал «ты»; близкий знакомый обратился слишком официально…Такое неисполнение норм речевого этикета заканчивается обидами, ссорами. Чтобы избежать подобных недоразумений необходимо каждое обращение выбирать с учётом речевой ситуации, то есть того, кто – кому – где – когда – почему – зачем говорит.
Написать письмо на тему «Самый замечательный день летних каникул».
1 группа – классному руководителю;
2 группа – бабушке;
3 группа – другу (подруге)
Источник
Формулы речевого этикета
Формулы речевого этикета
Процесс любого общения строится на применении определенных правил, главной задачей которых является помощь в выражении вежливости, культурности, в придании речи окраса грамотности, лаконичности. Эту функцию выполняют различные формулы речевого этикета . Речь идет о так называемых заготовках, фразах, стандартных конструкциях, систематически употребляющихся во время общения. Использование типовых формул содействует выстраиванию этикетных ситуаций, связанных с различными факторами (психосоциального, возрастного характера) и коммуникативными сферами.
Формулы речевого этикета – основные группы
По словам лингвистов, о сновные формулы речевого этикета подразделяются на 3 большие группы, которые относятся к:
- началу беседы/знакомства/приветствия;
- основной части разговора;
- завершающему этапу разговора.
Начало речи сопровождается вежливым традиционным приветствием. Именно выбор приветственных фраз задает ритм будущего разговора и его целесообразность. После банального начала ожидается переход к основной части разговора. Беседуя с оппонентом, важно придерживаться золотой середины – ясно и коротко выражать свои мысли. Какие формулы будут использованы в этой части разговора, во многом зависит от того, какие цели ставят перед собой собеседники. В заключительной же части беседы (в процессе прощания) правила речевого этикета обязывают обменяться стандартными прощальными словами или репликами, подчеркивающими важность и желанность следующей встречи («До свидания », «До скорого/До вечера»). Учитывая то, какие отношения связывают собеседников, официальный или нет тип ситуации объединяет их во время общения, используются определенные группы формул речевого этикета .
Формулы речевого этикета – приветствие
Завязывая разговор (приветствуя кого-либо, знакомясь с кем-то), мы используем формулы приветствия. Выбор определенных фраз зависит от целого ряда факторов: возраста собеседника, его пола, статуса, а также от ситуации. Жесткого регламента в отношении того, какие приветственные фразы следует использовать во время знакомства или встречи, нет. Речевой этикет предлагает широкий выбор примеров. Допустимо акцентировать внимание на эмоциональной стороне «Привет, я так рад встрече!», пожелать доброго утра/дня/вечера или ограничиться дежурным и эмоционально нейтральным «Здравствуйте!». В любом случае использование в приветственной речи тех или иных фраз не должно диссонировать с ситуацией (недопустимо в полдень желать доброго утра) и социальным статусом собеседника (некорректно приветствовать учителя/директора фразой «Привет!»). Важно также в этот момент использовать верную форму обращения.
Формулы обращения в речевом этикете
Применение формул обращения может происходить во время любого этапа общения, как на начальном, так и на основном или заключительном. Всего в русской речи их существует 3: безличное обращение, а также формы «вы» и «ты».
Русский этикет рекомендует при выборе формулы обращения учитывать:
- то, насколько близки собеседники (не знают друг друга, плохо знакомы, являются хорошими приятелями);
- тип ситуации (в какой обстановке проводится беседа – официальной, полуофициальной, неофициальной);
- характеристику говорящего, адресата (учитываются пол, возраст, статус лиц);
- отношение к оппоненту (фамильярное, почтительное, нейтрально-вежливое).
Оценив каждый фактор, можно выстраивать линию разговора с применением уместных для данного случая формул обращения.
Официальная обстановка, обращение к незнакомому или уважаемому человеку предполагает использование вежливого «вы» и называние человека по имени/отчеству. Ты-форма применяется по отношению к близким людям/приятелям (супругам, детям, друзьям).
Нередко, когда возникает необходимость обратиться к незнакомому человеку (прохожему, например), некоторые слова опускаются, и инициатор разговора использует заготовки, не называя собеседника («Простите…», «Не подскажете», «Позвольте узнать…», «Не могли бы вы помочь…», «Будьте добры, скажите…»). В этом случае важно не выйти за границы дозволенного, не допустить дерзости, фамильярности. Категорически запрещено окрикивать человека фразами «Эй…», «Слышь, подскажи, как пройти…» и прочими. Это не только неэтикетно, но и грубо. Важно проявлять вежливость в любой ситуации и руководствоваться элементарными правилами приличия.
Помимо основных формул обращения, указанных выше, используются различные варианты:
- специфических обращений (когда употребляются прямые слова-обращения, относящиеся непосредственно к конкретному лицу/лицам);
- именных обращений.
Важно заметить, что этикет общения во втором случае допускает произносить имя и отчество человека путем использования укороченной формы (Мария Ивановна – МарьИванна, Федор Семёнович – ФедСемёныч), чем с удовольствием пользуются молодые люди. В исключительных случаях допускается называние только фамилии при обращении к конкретному лицу (в армии, школе, в больницах).
Правила речевого этикета также не запрещают называть собеседников, указывая на их должность, но используются такие формулы весьма ограниченно. Все-таки они более характерны для европейцев, которые при любом удобном случае делают акцент на профессиональном статусе человека.
Формулы речевого этикета – просьба
Речевым действием, побуждающим человека к выполнению определенных задач, является просьба. Во время обращения с просьбой необходимо проявить максимальную деликатность и вежливость, но не допустить чрезмерного заискивания. Просьба может быть выражена в форме:
- приказа;
- требования;
- совета;
- рекомендации;
- мольбы;
- прощения;
- заявления;
- прошения/петиции.
Просить оппонента о чем-то можно по-разному. Формулы русского речевого этикета , выражающие просьбу, весьма разнообразны. Так, подвести разговор к нужному знаменателю можно путем использования различных приемов:
- этикетного предварения («Вы, наверное, очень заняты, но позвольте попросить. »);
- мотивировки просьбы («Лишь вы в силах мне помочь»);
- основной части («Вас не затруднит…?», «Окажите любезность…», «Простите, не могли бы вы…»).
Что касается характера просьбы, она может быть разной степени вежливости:
- категоричной;
- нейтральной;
- вежливой;
- сверхвежливой.
И если первый тип используется в исключительных случаях, то формулы просьбы, ставящие перед собой цель в максимально вежливой и уважительной форме привлечь внимание адресата и побудить его к выполнению важной задачи, являются универсальными и рекомендуемыми. Важно не только уметь применять нужную формулу просьбы с учетом всех обстоятельств, но и не забывать об употреблении этикетных и вежливых слов.
Формулы речевого этикета – извинение
В русской речи важная роль отводится извинениям, словесным искуплениям проступков. Формулу «Извините» или «Простите» (иногда с добавлением вежливого «Пожалуйста») используют в случае совершения небольшого проступка (наступил на ногу, непреднамеренно толкнул). Вина большего масштаба требует от человека употребление исключительно формулы «Простите» и ее производных. Здесь уместно не только признать свою вину, но и объясниться, за какой именно проступок приносятся извинения («Прошу прощения за поздний визит»). Формулы извинения применяют не только в случае искупления вины, но и во время обращения к кому-либо («Извините, не подскажете, где находится…», «Простите, не могли бы вы пройти немного вперед?»). Выбор стилистических способов извинения огромен. Главное – учитывать окружающие обстоятельства и стараться быть предельно вежливым с адресатом.
Примеры формул речевого этикета
Чтобы иметь более ясное представление о том, в каких случаях следует применять те или иные формулы речевого этикета , рассмотрим ситуацию на жизненном примере.
Турист, желающий найти художественную галерею, решает обратиться к помощи прохожих. Главная задача человека в таком случае будет заключаться в четком изложении просьбы путем использования деликатной и утвердительной формы («Подскажите, пожалуйста…», «Будьте любезны, скажите, как пройти…»). Важно помнить о том, что употребление разных формул позволяет с различной степенью отдачи добиваться отзыва со стороны адресата. Чтобы вызвать у человека желание помочь, необходимо озвучивать просьбу вежливо и доступно.
Еще один пример корректного использования формулы речевого этикета, на этот раз связанной с отказом: «Простите, ничем не могу помочь». Этикет всегда делает акцент на вежливости, поэтому односложные ответы (даже в случае категорического отказа) давать не принято. Представители многих культур стараются избегать прямых отказов, предпочитая заменять их общепринятыми речевыми формулами. Ими рекомендовано пользоваться не только при ведении деловых переговоров, но и в обыденной жизни. Считается, что даже тот, к кому обращаются с просьбой, должен этикетно и деликатно отвечать оппоненту, каким бы ни был его ответ (положительным или отрицательным). Применение формул вежливости является главной чертой культурного человека.
Используя определенные формулы русского речевого этикета , человек демонстрирует степень культурности и образованности, отношение к окружающим людям, ситуациям. Способности грамотно и вовремя подбирать нужные фразы можно научиться. Это небыстрый процесс, опыт приходит со временем. Но если нет уверенности в том, что формулы речевого этикета подобраны правильно, рекомендуется обратиться к помощи общепринятых и часто используемых универсальных фраз, которые всегда будут гарантировать успех. В 21 веке грамотность, образованность, культурность, вежливость являются способом жизни. Поэтому так важно придерживаться общепринятых правил поведения и соблюдать культуру речи не только в присутствии незнакомцев, но и во время общения с самыми близкими людьми. Невозможно представить, что, например, британская королева Елизавета II или кто-либо из царской династии ведет себя как-то иначе в стенах собственного дома, без пристального внимания любопытных глаз. Вполне логично, что культура поведения соблюдается ими и в закулисной жизни. Важно помнить, что каждодневная практика (работа над собой, наблюдение за речевым поведением людей) позволит превратить это занятие в привычку, и основные формулы речевого этикета , которыми рекомендуется пользоваться в повседневной жизни, будут усвоены на ура.
Источник