- «Нам свежесть слов и чувства простоту…» А. Ахматова
- Анализ стихотворения Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…»
- Нам свежесть слов и чувства простоту…
- Статьи раздела литература
- ✌Нам свежесть слов и чувства простоту
- Слова и чувства
- Осуждённые на расточение
- Рок поэта
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Анна Андреевна Ахматова. «Нам свежесть слов и чувства простоту…»
«Нам свежесть слов и чувства простоту…» А. Ахматова
Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу – зренье
Или актеру – голос и движенье,
А женщине прекрасной – красоту?
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены – и это знаем сами –
Мы расточать, а не копить.
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
Дата создания: 1915 г.
Анализ стихотворения Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…»
Тема назначения поэта и поэзии появляется уже в ранней лирике Ахматовой. Среди стихотворений, в которых она затронута, – «Нам свежесть слов и чувства простоту…». В произведении, написанном в 1915 году, мотив творчества рассматривается с опорой на пушкинские традиции. Анна Андреевна всегда с большим вниманием относилась к наследию Александра Сергеевича. Примерно с 1920-х годов поэтесса занялась скрупулезным его изучением. Связь с Пушкиным она почувствовала гораздо раньше. Не в последнюю очередь тому способствовало время, проведенное в Царском Селе.
С самого начала стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…» лирическая героиня считает себя членом своеобразного братства – братства поэтов. Неслучайно в первой же строке употребляется местоимение «нам». Главный страх – потерять «свежесть слов и чувства простоту», то есть способность простыми, но в то же время точными и яркими словами передавать человеческие чувства. Без этого таланта не мыслится настоящий поэт. Без него лирические произведения – просто пустышки. По мысли Ахматовой, истинный дар дается при рождении, как женщине дается при рождении красота, живописцу – особенное зрение, актеру – «голос и движенье». Распоряжаться им по собственной воле нельзя. И здесь возникает этико-эстетический парадокс. С одной стороны поэтическое творчество подразумевает под собой накопление художником эмоций, чувств, впечатлений. С другой – согласно христианской морали, нужно «расточать», а не хранить. Ахматова следует за пушкинским «Пророком». В финале рассматриваемого текста она определяет основную миссию поэта – служение народу: «Иди и исцеляй слепых…». Александр Сергеевич же призывал пророка «глаголом жечь сердца людей». В последних строках стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…» проявляется мотив противостояния художника и толпы, свойственный уже в большей степени творчеству Лермонтова, нежели Пушкина. «В тяжелый час сомненья» поэту неоткуда ждать помощи и поддержки. Он узнает только «учеников злорадное глумленье» да «равнодушие толпы».
Получается, талант – не только награда, данная творческому человеку небесами, но и тяжкая ноша, большая ответственность, предполагающая служение народу и высшим идеалам. При этом зачастую за самопожертвование художник не только не получает благодарности, но еще и сталкивается с агрессивным непониманием.
Источник
Нам свежесть слов и чувства простоту…
Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу — зренье,
Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами
Мы расточать, а не копить.
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
Статьи раздела литература
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Обратная связь
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Источник
✌Нам свежесть слов и чувства простоту
Что такое дар поэта, как им следует распоряжаться и по силам ли нести этот крест, как нёс свой Иисус? Эти и другие вопросы заданы Анной Ахматовой между строк стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту», написанного в 1915 году.
Слова и чувства
В первых строках поэтесса, выступая в роли лирической героини, говорит, что поэту никак нельзя терять свежесть своего слова и простоту чувств. Для убеждения Ахматова сравнивает пиитов с живописцами, актёрами и женщиной. Что есть художник без зрения? Кто такой актёр без голоса, а женщина без красоты? Таков и поэт, который не может простыми словам показать читателю свой мир и погрузить его в грёзы четверостиший.
Терять не то ль, что живописцу — зренье
Или актеру — голос и движенье
Важнейшее оружие и щит поэта – это слово, но им надо владеть не только в рамках грамматики. С помощь слов поэт может вызвать слезу радости или огорчения, способен показать читателю свой мир, покорить сердце фантазией. Однако, передача мысли должна идти простыми словами, не надо строить громоздкие конструкции, в который читатель запутается и потеряет интерес к поэзии.
Осуждённые на расточение
Далее мы видим посыл к Библии, которая учит нас расточать, а не хранить, то есть, более отдавать, чем брать. Такова и роль поэта, который должен отдавать миру свой дар, не надеясь на похвалу и аплодисменты.
Дар творчества дан свыше, поэтому им надо делиться с тем, кто его не получил. Говоря простым языком – рок поэта служить людям и открывать им глаза мыслью ярких и свежих рифм.
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами.
Нельзя что-то скрывать в себе, всё должно ложиться на бумагу и выноситься на золотом подносе людям. Поймут они написанное или нет – это другой вопрос, но хранить дар и его всходы внутри себя нельзя. Подобная «жадность» может привести к тому, что Бог дар заберёт и Лира покинет поэта.
Рок поэта
Последние четверостишие является продолжением предыдущего и описывает рок поэта. Он всегда будет один на 100% понимать своё творчество, но обязан нести свет поэзией, должен открывать глаза слепым и уши глухим. Поэт должен уподобиться Христу и раздавать людям надежду, за которую после и будет возведён на плаху людского суда.
Ученики, лишённые божественного дара, будут в злорадстве глумиться и предавать (Иуда), а толпа, которой поэт не успел открыть глаза будет само равнодушие (вспомним прощение Варавва и осуждение Христа).
Ахматова сама поэтесса и знает, что пишет. Она еще не испытала на себе этого равнодушия и глумления, но ждать остаётся недолго. Вполне пророчески, так как в 30-е годы Ахматову не печатают и добывать себе хлеб насущный поэтесса вынуждена переводами.
Стихотворение открывает нам обязанности поэта по отношению к читателю и показывает, какую награду пиит получает в большинстве случаев. Глубокое с нотками грусти стихотворение, которое не оставит равнодушным почитателя Ахматовой.
Терять не то ль, что живописцу — зренье
Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами —
Мы расточать, а не копить.
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
Предлагаем послушать стихотворение в прочтении Бориса Драгилева.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Авиация (150)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (14)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2364)
- Габсбурги (16)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (114)
- Дальние страны (1258)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога — это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (536)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (268)
- Земля (144)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (715)
- Истории любви (186)
- ИСТОРИЯ (2448)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1122)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (30)
- КУЛЬТУРА (249)
- КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
- Легенды и мифы (185)
- ЛИТЕРАТУРА (301)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (571)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
- МИКРОмир (16)
- Мода (54)
- Москва (75)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (623)
- Облака (15)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (197)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (764)
- Праздники (53)
- Притчи (34)
- Проза (478)
- Прошлое и настоящее Ташкента (203)
- Психология (81)
- Птицы (214)
- Растения (120)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (106)
- Россия (1238)
- Сады и парки (36)
- Самарканд — столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (113)
- Символы (165)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (77)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1617)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (213)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (195)
- Фотографии (521)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (804)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
- ЭПОХА СССР (455)
- ЮСУПОВЫ (21)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Анна Андреевна Ахматова. «Нам свежесть слов и чувства простоту…»
Понедельник, 06 Ноября 2017 г. 22:50 + в цитатник
Анна Андреевна Ахматова
Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу — зренье
Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами —
Мы расточать, а не копить.
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
Тема назначения поэта и поэзии появляется уже в ранней лирике Ахматовой. Среди стихотворений, в которых она затронута, — «Нам свежесть слов и чувства простоту…». В произведении, написанном в 1915 году, мотив творчества рассматривается с опорой на пушкинские традиции. Анна Андреевна всегда с большим вниманием относилась к наследию Александра Сергеевича. Примерно с 1920-х годов поэтесса занялась скрупулезным его изучением. Связь с Пушкиным она почувствовала гораздо раньше. Не в последнюю очередь тому способствовало время, проведенное в Царском Селе.
С самого начала стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…» лирическая героиня считает себя членом своеобразного братства – братства поэтов. Неслучайно в первой же строке употребляется местоимение «нам». Главный страх – потерять «свежесть слов и чувства простоту», то есть способность простыми, но в то же время точными и яркими словами передавать человеческие чувства. Без этого таланта не мыслится настоящий поэт. Без него лирические произведения – просто пустышки. По мысли Ахматовой, истинный дар дается при рождении, как женщине дается при рождении красота, живописцу – особенное зрение, актеру – «голос и движенье». Распоряжаться им по собственной воле нельзя. И здесь возникает этико-эстетический парадокс. С одной стороны поэтическое творчество подразумевает под собой накопление художником эмоций, чувств, впечатлений. С другой – согласно христианской морали, нужно «расточать», а не хранить. Ахматова следует за пушкинским «Пророком». В финале рассматриваемого текста она определяет основную миссию поэта – служение народу: «Иди и исцеляй слепых…». Александр Сергеевич же призывал пророка «глаголом жечь сердца людей». В последних строках стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…» проявляется мотив противостояния художника и толпы, свойственный уже в большей степени творчеству Лермонтова, нежели Пушкина. «В тяжелый час сомненья» поэту неоткуда ждать помощи и поддержки. Он узнает только «учеников злорадное глумленье» да «равнодушие толпы».
Получается, талант – не только награда, данная творческому человеку небесами, но и тяжкая ноша, большая ответственность, предполагающая служение народу и высшим идеалам. При этом зачастую за самопожертвование художник не только не получает благодарности, но еще и сталкивается с агрессивным непониманием.
Источник