Нам свежесть чувств ахматова

«Нам свежесть слов и чувства простоту…» А. Ахматова

Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу – зренье
Или актеру – голос и движенье,
А женщине прекрасной – красоту?

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены – и это знаем сами –
Мы расточать, а не копить.

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.

Дата создания: 1915 г.

Анализ стихотворения Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…»

Тема назначения поэта и поэзии появляется уже в ранней лирике Ахматовой. Среди стихотворений, в которых она затронута, – «Нам свежесть слов и чувства простоту…». В произведении, написанном в 1915 году, мотив творчества рассматривается с опорой на пушкинские традиции. Анна Андреевна всегда с большим вниманием относилась к наследию Александра Сергеевича. Примерно с 1920-х годов поэтесса занялась скрупулезным его изучением. Связь с Пушкиным она почувствовала гораздо раньше. Не в последнюю очередь тому способствовало время, проведенное в Царском Селе.

С самого начала стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…» лирическая героиня считает себя членом своеобразного братства – братства поэтов. Неслучайно в первой же строке употребляется местоимение «нам». Главный страх – потерять «свежесть слов и чувства простоту», то есть способность простыми, но в то же время точными и яркими словами передавать человеческие чувства. Без этого таланта не мыслится настоящий поэт. Без него лирические произведения – просто пустышки. По мысли Ахматовой, истинный дар дается при рождении, как женщине дается при рождении красота, живописцу – особенное зрение, актеру – «голос и движенье». Распоряжаться им по собственной воле нельзя. И здесь возникает этико-эстетический парадокс. С одной стороны поэтическое творчество подразумевает под собой накопление художником эмоций, чувств, впечатлений. С другой – согласно христианской морали, нужно «расточать», а не хранить. Ахматова следует за пушкинским «Пророком». В финале рассматриваемого текста она определяет основную миссию поэта – служение народу: «Иди и исцеляй слепых…». Александр Сергеевич же призывал пророка «глаголом жечь сердца людей». В последних строках стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…» проявляется мотив противостояния художника и толпы, свойственный уже в большей степени творчеству Лермонтова, нежели Пушкина. «В тяжелый час сомненья» поэту неоткуда ждать помощи и поддержки. Он узнает только «учеников злорадное глумленье» да «равнодушие толпы».

Получается, талант – не только награда, данная творческому человеку небесами, но и тяжкая ноша, большая ответственность, предполагающая служение народу и высшим идеалам. При этом зачастую за самопожертвование художник не только не получает благодарности, но еще и сталкивается с агрессивным непониманием.

Источник

Нам свежесть слов и чувства простоту…

Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу — зренье,
Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами
Мы расточать, а не копить.

Читайте также:  Синонимы радость для души

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

✌Нам свежесть слов и чувства простоту

Что такое дар поэта, как им следует распоряжаться и по силам ли нести этот крест, как нёс свой Иисус? Эти и другие вопросы заданы Анной Ахматовой между строк стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту», написанного в 1915 году.

Слова и чувства

В первых строках поэтесса, выступая в роли лирической героини, говорит, что поэту никак нельзя терять свежесть своего слова и простоту чувств. Для убеждения Ахматова сравнивает пиитов с живописцами, актёрами и женщиной. Что есть художник без зрения? Кто такой актёр без голоса, а женщина без красоты? Таков и поэт, который не может простыми словам показать читателю свой мир и погрузить его в грёзы четверостиший.

Терять не то ль, что живописцу — зренье
Или актеру — голос и движенье

Важнейшее оружие и щит поэта – это слово, но им надо владеть не только в рамках грамматики. С помощь слов поэт может вызвать слезу радости или огорчения, способен показать читателю свой мир, покорить сердце фантазией. Однако, передача мысли должна идти простыми словами, не надо строить громоздкие конструкции, в который читатель запутается и потеряет интерес к поэзии.

Читайте также:  Как сильно чувствуется запах

Осуждённые на расточение

Далее мы видим посыл к Библии, которая учит нас расточать, а не хранить, то есть, более отдавать, чем брать. Такова и роль поэта, который должен отдавать миру свой дар, не надеясь на похвалу и аплодисменты.

Дар творчества дан свыше, поэтому им надо делиться с тем, кто его не получил. Говоря простым языком – рок поэта служить людям и открывать им глаза мыслью ярких и свежих рифм.

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами.

Нельзя что-то скрывать в себе, всё должно ложиться на бумагу и выноситься на золотом подносе людям. Поймут они написанное или нет – это другой вопрос, но хранить дар и его всходы внутри себя нельзя. Подобная «жадность» может привести к тому, что Бог дар заберёт и Лира покинет поэта.

Рок поэта

Последние четверостишие является продолжением предыдущего и описывает рок поэта. Он всегда будет один на 100% понимать своё творчество, но обязан нести свет поэзией, должен открывать глаза слепым и уши глухим. Поэт должен уподобиться Христу и раздавать людям надежду, за которую после и будет возведён на плаху людского суда.

Ученики, лишённые божественного дара, будут в злорадстве глумиться и предавать (Иуда), а толпа, которой поэт не успел открыть глаза будет само равнодушие (вспомним прощение Варавва и осуждение Христа).

Ахматова сама поэтесса и знает, что пишет. Она еще не испытала на себе этого равнодушия и глумления, но ждать остаётся недолго. Вполне пророчески, так как в 30-е годы Ахматову не печатают и добывать себе хлеб насущный поэтесса вынуждена переводами.

Стихотворение открывает нам обязанности поэта по отношению к читателю и показывает, какую награду пиит получает в большинстве случаев. Глубокое с нотками грусти стихотворение, которое не оставит равнодушным почитателя Ахматовой.

Терять не то ль, что живописцу — зренье
Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами —
Мы расточать, а не копить.

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.

Предлагаем послушать стихотворение в прочтении Бориса Драгилева.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)
Читайте также:  Что делать если есть эмоциональное выгорание

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Анна Андреевна Ахматова. «Нам свежесть слов и чувства простоту…»

Понедельник, 06 Ноября 2017 г. 22:50 + в цитатник

Анна Андреевна Ахматова

Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу — зренье
Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами —
Мы расточать, а не копить.

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.

Тема назначения поэта и поэзии появляется уже в ранней лирике Ахматовой. Среди стихотворений, в которых она затронута, — «Нам свежесть слов и чувства простоту…». В произведении, написанном в 1915 году, мотив творчества рассматривается с опорой на пушкинские традиции. Анна Андреевна всегда с большим вниманием относилась к наследию Александра Сергеевича. Примерно с 1920-х годов поэтесса занялась скрупулезным его изучением. Связь с Пушкиным она почувствовала гораздо раньше. Не в последнюю очередь тому способствовало время, проведенное в Царском Селе.

С самого начала стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…» лирическая героиня считает себя членом своеобразного братства – братства поэтов. Неслучайно в первой же строке употребляется местоимение «нам». Главный страх – потерять «свежесть слов и чувства простоту», то есть способность простыми, но в то же время точными и яркими словами передавать человеческие чувства. Без этого таланта не мыслится настоящий поэт. Без него лирические произведения – просто пустышки. По мысли Ахматовой, истинный дар дается при рождении, как женщине дается при рождении красота, живописцу – особенное зрение, актеру – «голос и движенье». Распоряжаться им по собственной воле нельзя. И здесь возникает этико-эстетический парадокс. С одной стороны поэтическое творчество подразумевает под собой накопление художником эмоций, чувств, впечатлений. С другой – согласно христианской морали, нужно «расточать», а не хранить. Ахматова следует за пушкинским «Пророком». В финале рассматриваемого текста она определяет основную миссию поэта – служение народу: «Иди и исцеляй слепых…». Александр Сергеевич же призывал пророка «глаголом жечь сердца людей». В последних строках стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…» проявляется мотив противостояния художника и толпы, свойственный уже в большей степени творчеству Лермонтова, нежели Пушкина. «В тяжелый час сомненья» поэту неоткуда ждать помощи и поддержки. Он узнает только «учеников злорадное глумленье» да «равнодушие толпы».

Получается, талант – не только награда, данная творческому человеку небесами, но и тяжкая ноша, большая ответственность, предполагающая служение народу и высшим идеалам. При этом зачастую за самопожертвование художник не только не получает благодарности, но еще и сталкивается с агрессивным непониманием.

Источник

Оцените статью