Как наше слово отзовется
27 февраля 1869 поэт Федор Иванович Тютчев создает знаменитое стихотворение:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
От этих строк мы и оттолкнемся, начиная разговор о силе слова.
По мнению поэта, язык дан человеку не только для того, чтобы просто общаться. С помощью него можно управлять всем миром, всем что нас окружает. Вспомним у Н. Гумилева (стихотворение написано в 1921 году):
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Сказанное слово в нужный момент может сделать благое дело. Словом можно ранить, а можно исцелить человека. «Доброе слово и кошке приятно».
Но, к сожалению, человек часто не ценит дара слова или пользуется им в корыстных целях. Вспомним недавние «группы смерти» в соцсетях, когда с помощью дистанционного вербального воздействия, с помощью слова молодых людей подталкивали к самоубийству.
Мы часто не задумываемся над тем, какой великой силой может обладать слово, что нужно говорить и какие последствия может иметь сказанное слово. Поэтому Тютчев призывает быть осторожными просчитывать последствия сказанного. И наш ограниченный разум порой не в состоянии всех этих последствий оценить. Стихотворение Гумилева заканчивается словами:
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Мертвые слова… как часто мы их произносим! Говорим бездумно, безответственно, безапелляционно. И в этом случае слово превращается в игрушку, теряет свою благодать, возвышенность, силу. Человек сам перестает верить в эту силу, а значит, теряет дар произносить слова откровения.
Как бы разрушая высокий пафос стихотворения Гумилева, позднее поэт Николай Глазков пишет стихотворение, в котором есть такие строчки:
И я сказал:
— Дождь! Не иди!
Ты видишь: я иду!
С любимой я, а не один,
Имей её в виду!
Поэта дождь послушался
И капать перестал,
Лишь ручейки да лужицы
Омыли тротуар.
Тогда любимая, смеясь,
Спросила вдруг:
— Какая связь
Между дождём и словом? —
И я хотел ответить ей,
Что я, поэт, сильней дождей.
Но дождь закапал снова.
И в этом, на наш взгляд, трагедия современного человека, утратившего способность говорить так, чтобы слово выражала суть понятий.
Возьмем, к примеру, слово «любовь», слово, которое в силу частоности употребления кажется нам истертым, потерявшим свой глубокий смысл. В этимологическом словаре Л.В. Успенского читаем: «Любо;вь. Начало слова в прилагательном «любъ» — «милый», «желанный».
Словарь Ожегова дает нам шесть значений:
Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. 3. Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-н. Л. 4. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). 5. Пристрастие, вкус. 6. Интимные отношения, интимная связь (прост.). Даже этот перечень значений показывает, как нивелировалось понятие, как обесценивалось слово в процессе употребления.
Но и сейчас внимательный к слову человек способен увидеть глубинный его смысл, понять, почувствовать его красоту и мощь. В этом смысле показательно слово «чаять», которое если вдуматься, содержит в себе несколько семантических пластов: это и ждать, и надеяться, и уповать, и полагаться, и верить в лучшее, причем все это – с радостью и воодушевлением (ср.: нечаянная радость, нечаянная встреча). Отнюдь не случайно «Символ веры» православных христиан заканчивается словами: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь».
Прежде, до «девальвации» в языке (в которой виновны его носители, то есть мы с вами) любое слово имело более высокую цену. Человек до грехопадения с помощью слова мог повелевать миром: Адаму Господь Бог дал право назвать всех животных и птиц с Земли. Этим даром совершения чудес с помощью слова обладали ветхозаветные пророки.
Но тогда возникает вопрос, чьей силой и во имя кого человек мог с помощью слова управлять миром, определять, систематизировать все, что его окружает? Очевидно, что во имя Того, Кто создал человека, то есть во имя Творца. Гумилев пишет:
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.
Вот об этом мы не следует забывать. Слово – дар Творца человеку. Более того, в Евангелии сам Господь называется словом (по-гречески «Логос»). Словом Господь создал Вселенную, и людям было принесено благое слово, благая весть (по-гречески «Евангелие»). И этот дар исцеления словом, благим воздействием на человека и окружающий мир обладали апостолы.
Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3,2). «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф.12,36). Поразительно, но наше слово — станет главным свидетелем о нас на Суде Божием: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф.12,37).
Но язык — это и великая заповедь творчества: человек получил от Господа возможность творить посредством своего слова. Это и бесценное сокровище, которое мы часто бездумно расточаем.
А.С. Шишков возводил этимологию слова «человек» непосредственно к понятию «слово»: слово — словек — цловек — чловек — человек. И дело не только в том (хотя и это немаловажно). Вот на какую неизмеримую высоту поднимает нас эта мысль, какое высокое достоинство придано всем нам. Вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1,1-3).
И еще: слово, русский язык, русская речь являются ниточками, соединяющими нас с культурой, традициями своего народа, с нашими предками. Слово выполняет объединяющую, скрепляющую нас как нацию функцию. Известный писатель, филолог-языковед Василий Давыдович Ирзабеков пишет: «Подлинное взросление человека нередко наступает с момента, когда он начинает понимать себя, подлинную мотивацию собственных мыслей и поступков, их происхождение. Наверняка родословные древа заключают в себе, помимо иных, еще и эту функцию. Насколько же важно в этом контексте осознание своих подлинных корней — а значит, и духовных корней целой нации».
Таким образом, человек, плохо знающий родной язык, не желающий его изучать, добровольно отказывается от своих корней, а значит, теряет источники, питающие его силы, становится похож на перекати-поле.
У нас должен быть общий язык, великий и могучий, благодаря которому мы будем понимать друг друга, находить компромиссы, благодаря которому мы будем оставаться сильными, способными достойно пережить не только радостные моменты, но и трудные времена. Скажу больше, сохранение родного языка есть задача государственного масштаба, средство сохранения нации, путь выживания россиян.
В этой связи закончить мне бы хотелось стихотворением Анны Андреевны Ахматовой «Мужество», которое (что очень символично) написано в самые страшные для нашей страны времена – в 1942 году:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Источник
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Фёдор Иванович Тютчев.
27 февраля 1869 г.
***
Каждая снежинка имеет свой узор.
Не успел рассмотреть его —
а снежинка уже растаяла.
А жизнь — это такая метель,
а люди в ней — снежинки.
О, эти снежинки стихов,
Вы снова — на бумаге.
Как быстро растаять вам суждено.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется
в душе другого человека,
захочет ли он пойти навстречу
мысли вашей?
Не воспротивится ли
в силу самости своей?
Но человек есть подобие божие,
и он способен словом сотворить
миры и обстоятельства:
во власти его Образы Света,
мрак же — куда ему деться? —
придет, хотим мы того или нет,
чтобы оттенять и то, и другое.
Так печаль оттеняет радость,
так приходит ночь вослед дню.
Так много шансов у непонимания.
Нам не дано предугадать,
как наше слово отзовется,
ибо все в руках провидения, судьбы,
в контексте жизни и обстоятельств
отдельного человека,
в том ежедневно-ежесекундном
выборе мысли, поступка.
прочесть и верно понять знаки судьбы,
не идти вспять,
не гладить против шерсти
обстоятельства жизни своей.
Нам не дано предугадать,
как наше слово отзовется,
но нам возможность есть понять,
что движет солнцем и светилом,
и духом человека — любовь.
Тот, тот, тот и — ты.
мой собеседник самый главный
и лучшая фантазия моя.
Мысль о мысли без
встречного движения
есть ложь.
«Я» всегда нуждается
в «Ты».
И в Библии,и в жизни.
А шире — в диалоге с жизнью,
мой собеседник самый главный.
Источник
Нам не дано предугадать
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать. »
Из стихотворения Фёдора Тютчева.
1
Нам не дано предугадать,
Судьба узор какой сплетает.
Свеча горит и воск лишь тает,
Но искра может воспылать.
Судьбе мы вправе подыграть:
Любовь в канву её вплетая,
Тепло Души распространяя,
Добрее, лучезарней стать.
А тайну ль в силах разгадать:
Что жизни день собой являет,
Какую грань в нас раскрывает
И что в себе должны менять.
2
Нам не дано предугадать:
Зачем приходят наши Души.
Наш долг — любить людей.И уши,
Сердца открытыми держать,
Светильник сердца зажигать,
В Радости лучах купаться,
В Истине святой рождаться,
Костром Любви в Душе пылать,
Процветания желать, –
Мгновенья в Вечность превращая,
Мыслью святость утверждая,
Свой Свет Вселенной посылая.
3
Нам не дано предугадать —
Зачем иных людей встречаем,
Иль Кармы косы расплетаем,
Долги взаимо-погашать?
Вот хорошо бы нам понять,
При встрече или расставании,
Что же таят в своём сознании,
Как этот ребус разгадать?
Он друг нам или злейший враг?
О том у сердца вопрошаем.
Интуитивно на вопросы
Ответ безмолвно получаем.
4
Учиться будем сердце слушать,
Искать и находить Ключи,
Дерзанья были чтобы круче,
Не вниз, а вверх чтоб нам идти.
Проходим Школу – Испытания
Болезни – это зеркала —
Страдание иль Обучение?
Для размышлений Боль дана.
Нам не дано предугадать,
Посланник чей к нам в дверь стучится,
Но наше право убедиться
И весть, несёт что, распознать.
5
Мудрость дарит нам прозрение,
Успокоение ума,
Восторг и мыслей очищение.
Молитва в спутницы дана.
Мы все должны экзамен сдать.
В себе самих возжечь зарницы,
Что могут пламенем пылать,
Сердца — любовью озариться.
6
Нам не дано предугадать,
На Землю кто когда вернётся,
Но время жизни нам даётся:
Зёрна Мудрости искать,
Словами Души исцелять,
Надежду, Веру в них вселяя.
И нам даётся Благодать –
На Землю Святость призывая.
Всё бумерангом к нам вернётся.
Разумней в радости сиять,
Через Прощенье – Исцеляться,
Блага людям всем желать.
7
Ведь Слово – Птица, не догнать!
Порою Слово возвышает,
На крыльях в облака взмывает,
Чтоб сердцу мужество придать.
И в нашей власти быть мудрее.
Не ранить словом, а. смолчать.
В оружие Слово превращать?!
Нет! Недостойная затея,
Себя в вихрь хаоса ввергать,
Защиту Неба разрушая,
Помощь свыше отвергая,
В терзаниях вечных прибывать.
8
Нам не дано предугадать,
Какие Силы призываем
В единстве с ними прибыаваем
И есть ли смысл затем роптать.
Блажен лишь тот, в ком есть Смирение.
Гордыня, эго – это тьма,
Невежество и заблуждение –
Ввергает в бездну. Мысль ясна.
От нас лишь нужно – Устремление!
И будет тьма побеждена.
Нас призывают к Просветлению:
Пора Земле светить пришла.
9
Нам не дано предугадать,
Кому как Случай улыбнётся,
Но нам возможность всем даётся –
Цветы духовности сажать.
Могла чтоб Божья Благодать
Излиться радостным потоком,
А нам, чтоб не жалеть жестоко,-
Достойными в сей миг предстать.
Такт, Благородство проявлять,
И к Цели светлой устремиться,
О мире искренно молиться,
Тем Миру помощь оказать.
10
Из Источника напиться –
Тем жажду Знаний утолять.
Нам не дано предугадать,
Как к Жизни в Вечном возродиться.
Но все мы можем – Сострадать,
Дружелюбию учиться,
Смиренно данность принимать,
А Мыслью — к Звёздам устремиться..
Хотим доподлинно ли знать:
Кем в Настоящем Мы Являемся?!
И сами мы себе сознаемся:
Себя самих наш долг Познать,
Людей улыбкою встречать,
Счастья от души желая,
Пространство Мыслью очищая,
Добро творить! Не уставать.
Настало время для раздумий:
Как чище и добрее стать.
Свет изливается на Землю!
И Время это – Благодать
Сентябрь 2004
Мюльхайм на Руре. Германия
***
«И если труд мой рукотворный
Ты до конца сумел прочесть,
Я верю, что надежда есть –
Не станет он работой вздорной.
А если что, то не вини.
Прости, и Бог тебя храни».
Игорь Прицко
Источник
Федор Тютчев — Нам не дано предугадать: Стих
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева
Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Нам не дано предугадать» было написано в 1869 году. Впервые опубликовано было лишь в 1903 году, в сборнике «Северные цветы». Произведение представляет собой философское размышление поэта на тему общения и взаимоотношений в обществе.
Основная мысль
Основная мысль, которая тянется лентой через все стихотворение – общение между людьми, важность сказанных слов. Всего в нескольких куплетах поэт сумел уместить мысли, переживания, эмоции и смысл. Поэт ставит акцент на то, как реагируют на слова окружающие люди:
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…»,
Во время написания произведения Тютчев постарался донести до людей главную мысль – одна из самых важных вещей в жизни это бережное отношение друг к другу, понимание потребностей и переживаний собеседника. Он считал, что слова имеют огромное значение. Ведь никогда нельзя узнать наперед, чем обернется для человека неосторожное, резкое слово, брошенное в его адрес. Каждый человек имеет разный характер, что для одного может быть незначительным и быстро забудется, для другого может стать настоящей трагедией и обернуться шквалом негативных эмоций и душевными терзаниями на долгое время.
Структура стихотворения
Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» поэт написал, используя классический четырехстопный ямб, с характерной кольцевой рифмой. Чтобы подчеркнуть и выделить главную мысль он использовал анафоры, метафоры и сравнения.
По сравнению с другими произведениями автора – данное стихотворение краткое, емкое, но содержащее четкий посыл к читателю. Тютчев старался вложить в свое творение все эмоции, переживания, собственное мировоззрение и видение современных межличностных отношений. Автор считал, что внутреннее спокойствие и гармонию с самим с собой нереально достигнуть, не будучи хорошим человеком, который ответственно относится к своим словам и поступкам.
Данная тема неоднократно поднималась и обсуждалась в произведениях и стихотворениях многих литераторов того времени. Это обусловлено тем, что душевная организация каждого поэта тонка, чувствительна и достаточно многогранна. Им гораздо сложнее находить общий язык и вливаться в коллектив, нежели не творческим личностям. Они пропускают через себя даже самые незначительные мелочи и проблемы, остро переживают моменты неудач, непонимания и отсутствия вдохновения.
Главная мысль стихотворения, которую Тютчев постарался донести до читателя это то, что нужно быть ответственным за каждое свое слово, и всегда ставить себя на место собеседника, прежде чем озвучить тот или иной факт.
Вывод
С момента написания стихотворения «Нам не дано предугадать» прошло больше века, все метафоры и многие слова, которые использовал поэт во время написания своего произведения давно потеряли актуальность и по праву считаются устаревшими. Несмотря на это, сама тема и идея стихотворения на сегодняшний день как никогда актуальна и востребована в современном обществе. Любой человек, который прочитает данное творение автора прочувствует каждую мысль и эмоцию, вложенную в написание строк и примет их близко к сердцу, задумавшись о главной теме стихотворения.
Источник