Наличие средств эмоционального воздействия

Факторы эмоционального влияния

Не существует жесткой привязки данной функции к определенному типу материалов или передач, хотя некоторые из них создаются именно для этого («Смехопанорама» вряд ли может служить чему-либо иному, кроме релаксации, формирования и закрепления позитивного настроения). Данная функция может сопутствовать любой другой.

Эмоциональное воздействие СМИ происходит под влиянием нескольких групп факторов, связанных с особенностями: 1)контента и его подачи; 2) профессиональных установок и поведения журналистов; 3) состава и других характеристик аудитории; 3) конкретной социальной ситуации.

Способы взаимного или одностороннего воздействия в ходе коммуникации — убеждение, внушение, заражение и подражание.Убеждение осуществляется «на основе главным образом рационального постижения реальных причинно-следственных связей между фактами действительности» 215 . Здесь, конечно, тоже может иметь место апелляция к недобрым чувствам — зависти, ненависти и т.п., но все-таки воздействие идет прежде всего через аргументацию, пусть и одностороннюю. Внушение же определяется не только и не столько содержанием информации, сколько ее внешней формой, выразительностью, подчеркивающей «смысловую значимость и эмоциональную окраску сообщений, а также престижем источника» 216 . Оно предполагает некритическое восприятие предлагаемого контента. Подражание — целостное восприятие поведения, облика других. Оно тем вероятнее, чем заразительнее выглядит персонаж, реальный собеседник, участник каких-либо событий и т.п. Заражение — один из универсальных способов передачи культуры, практики и распространения эмоциональных реакций. Все способы и степень воздействия сильно варьируются в зависимости от указанных факторов.

Уже отбор материалов для публикации,формирование «повестки дня» (см. 2.3), содержит в себе возможность возникновения позитив-

ных или негативных чувств. Для привлечения внимания аудитории СМИ используют самые разные приемы драматизации действительности, акцентирования внимания на необычных, таинственных, грозящих явной или неявной опасностью событиях или их деталях. Держать в эмоциональном напряжении аудиторию — значит обеспечивать ее больший охват, т.е. тот самый рейтинг, который, в свою очередь, привлечет рекламодателей.

Иногда педалирование тревожности выгодно власти: тогда менее критично, с большей готовностью согласиться, будет воспринято любое ее решение или предлагаемый ею кандидат на высокий пост. Нагнетание драматизма, тревоги чревато, однако, проявлениями психологического эффекта наркотизации (психика не выдерживает напряжения). Сама природа СМИ, особенно телевидения, когда восприятие информации идет в обыденных условиях (наблюдение за смертью в домашних тапочках за чашкой чая, как неоднократно подчеркивали исследователи), чревата таким эффектом. Возможны проявления уже отмеченного эскапизма — ухода от действительности посредством отвлекающей, развлекающей, отупляющей информации или игр.

Известен «эффект бумеранга», когда результат воздействия оказывается обратным ожидаемому. Так, яркая, нарядная, самодовольная реклама может вызвать у одних праздничное ощущение («Обожаю рекламу! Это мой мир!», — писала одна из участниц проведенного нами пресс-опроса), а у других — озлобление («Мы чужие на этом празднике жизни»). Оттого, что по большинству каналов все чаще идут программы типа «Смехопанорамы», не обязательно будет хохотать вся страна. В ответ могут накапливаться и озлобление, негодование, раздражение.

Отбор контента может быть стратегически направлен на формирование только определенной гаммы чувств:мобилизации (подъема) или иммобилизации. Несколько десятилетий назад западно-немецкий обществовед, изучая наши СМИ, отмечал, что в качестве главной функции советской пропаганды — стабилизации, противодействия всякому нежелательному изменению в обществе — «имеет место мобилизация масс не во имя изменения социальных и политических условий, а во имя сохранения установившейся системы господства и во имя того, чтобы устранить опасность апатии или даже оппозиции населения» 217 .

В годы перестройки СМИ очевидным образом работали на активизацию, мобилизацию, но позже способствовали и спаду активности. Недаром в 1990-е годы возник новый жанр — «хорошие новости». В те годы от ведения информационных выпусков была отстранена С. Сорокина, мимика которой при сообщении новостей показалась руководителям телеканала слишком выразительно-тревожной.

Роль личноститого, кто представляет контент на телевидении, особенно высока, поскольку здесь имеет место «считывание» аудиторией

При двустороннем режиме деятельности функции умножаются: возникает возможность обмена информацией, т.е. форума и через него социального участия,создания на этой основе новых, не существующих без СМИ, общностей.

В процессе выполнения социальных функций происходит обмен ресурсами, в котором участвуют и СМИ, и их контрагенты — общество, власть, бизнес (гл. 3).

Источник

МЕТОДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Одним из средств влияния при межличностном общении является уровень, выражения его участниками своего эмоционального состояния, то есть своих чувств, переживаний, своего отношения к происходящему и к лицам, принимающим в нем участие.

Читайте также:  Что значит эмоциональное дистанцирование

Чтобы оказывать на других эмоциональное воздействие, общающимся самим не следует быть равнодушными. Им нужно более или менее эмоционально реагировать на содержание и участников коммуникации. А их речь для этого должна быть образной и эмоциональной.

Однако в этом отношении не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Нельзя не учитывать и того, что слишком эмоциональное восприятие происходящего одним из общающихся может негативно сказаться на его объективности.

Эмоциональность в процессе коммуникации достигается различными средствами. Существуют и универсальные, которые могут широко применяться.

Одно из них заключается в рассогласовании содержащейся в высказываниях информации с устоявшимися взглядами и мнениями слушателей. К примеру, когда нерадивому студенту говорят о необходимости посещения всех учебных занятий, это пробуждает у него эмоции негативного характера.

Другим средством эмоционального воздействия на слушателей является использование говорящим произведений искусства, ярких иллюстраций, красочных примеров, резкого цифрового сопоставления или противопоставления. Это стимулирующе действует на воображение, может вызвать у них цепь представлений или ассоциаций, невольно затрагивающих их чувства.

Экспрессивной силой воздействия обладает и градация, то есть такое расположение в высказывании слов и предложений, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по степени качества или интенсивности.

Пробуждению эмоций у участников коммуникации способствует использование говорящим риторических вопросов, то есть утверждений или отрицаний, облеченных в форму вопроса. Своеобразие их в том, что на них не требуется ответ, а слушатели сами на них отвечают.

Вопросно-ответная форма речи повышает степень эмоционального воздействия на слушателей. Она также помогает выделить главное и донести идею до любого человека, в том числе до такого, у которого обычно трудно пробудить эмоции.

Эмоциональное влияние высказываний можно значительно повысить и путем соответствующего их голосового оформления. Для. этого нужно чаще менять тональность, звучание, скорость произнесения слов и предложений.

Эмоциональное воздействие коммуникативной речи увеличивает и использование говорящим соответствующей мимики и жестикуляции. Поскольку люди не только вслушиваются и вдумываются в то, о чем им «повествуют», но также следят за изменениями на его лице, за выражением его взгляда, за каждым его жестом, и делают из этого свои выводы. Поэтому экономить на внесловесных средствах выразительности в процессе общения, видимо, не стоит.

Имеются и различные языковые средства, которые могут оказать на слушателей то или иное эмоциональное воздействие. Иногда для этого говорящим применяется пара-другая «крепких» слов, которые ранее не использовали в печатных изданиях и на эстраде. Однако брать пример с такого человека вряд ли стоит.

Можно для усиления экспрессивности высказываний включать в них больше эмоционально насыщенных слов и выражений, определенных терминов, придающих изложению красочность, образность или определенный колорит.

В каждом из общающихся в той или иной степени заложена способность к образному мышлению. Это полезно использовать для эмоционального воздействия путем придания своим, высказываниям большей личностной, окраски.

Поэтому не следует в них увлекаться абстрактными рассуждениями, простым перечислением фактов, что современных слушателей нередко оставляет равнодушными, а стараться шире привлекать материалы из собственной биографии и личного опыта.

Иногда эмоциональное воздействие коммуникативной речи повышается с помощью применения в ней контраста. Например, это можно использовать, когда в судебном заседании характеризуются преступник, и его жертва.

Эмоциональность речи может придать и применение в ней приемов стилистического синтаксиса. К ним, в частности, относится повтор, то есть неоднократное употребление слова, словосочетания или предложения. Этим преследуется цель привлечь внимание слушателей, подчеркнуть значение того или иного положения, возбудить у них те или иные эмоции.

Но повтор не должен быть слишком продолжительным, так как он создает только временный подъем и напряжение чувств. При многократном повторении того или иного положения начинается спад внимания и эмоционального восприятия у слушателей.

Для эмоционального воздействия на них можно применять преднамеренную инверсию или нарушение привычного порядка расположения слов в предложении. К. примеру, поставить сказуемое впереди подлежащего. Это «режет слух» и невольно побуждает более заинтересовано прислушиваться к тому, о чем идет речь.

Этой же цели служит намеренное придание говорящим своей речи или отдельным ее частям какого-нибудь колоритного акцепта (эстонского, грузинского, еврейского или иного).

Эмоциональное воздействие речи можно усилить и посредством использования в ней прямой речи, цитирования высказываний других участников, серьезного или шутливого приписывания их тому или иному слушателю. Это оживляет речь, помогает лучше, чем описание или косвенная речь, передать чужие мысли и чувства, что не остается без отклика у слушателей.

Читайте также:  Обнаружены фолиевая никотиновая биотиновая кислоты вещества ответственны хорошее настроение крепкий

Прямую речь полезно использовать и для своеобразных речевых характеристик, что тоже не оставляет слушателей равнодушными. При этом цитируются высказывания и весьма известных личностей.

Для усиления эмоционального воздействия могут быть использованы также различные эмоциональные восклицания. Это позволяет своевременно обратить внимание слушателей на определенное положение, выразить к нему отношение говорящего, а также побудить слушателей воспринимать его мнение или его призыв к определенному действию.

Для эмоционального воздействия коммуникативной речи можно использовать в ней и отступления, прямо не относящиеся к теме, но в той или иной ситуации соответствующие той цели, которую выступающий перед собой поставил.

Однако эмоциональные отступления должны быть достаточно краткими и главное выразительными, так как длинные и скучные не только отвлекают внимание, но и утомляют слушателей.

Источник

Эмоциональное воздействие

Очень часто сильную половину человечества беспокоят мысли о ненужности и неприемлемости в обществе ярко выраженных эмоций. Эту вечную борьбу мужского и женского начал мы обсуждать не будем, но все же стоит заметить одну деталь. Именно благодаря умению женщин тонко воздействовать на людей на эмоциональном уровне, а также на интуитивном (кстати, интуиция, по общему мнению, является типично женской чертой) происходили многие события даже на государственном уровне. Иначе как объяснить высказывание «за каждым успешным мужчиной стоит умная женщина». Как и прежде, мы постараемся упорядочить по смыслу всю информацию об эмоциональном воздействии.

Что такое эмоциональное воздействие? Проще говоря, это способ общения, руководства и манипулирования людьми посредством межличностных отношений и провокаций на демонстрацию внутренних эмоций. Такой способ влияния на другие личности используется и мужчинами, но при женщине-руководителе он более развит в организации. Используется он для того, чтобы подстегнуть развитие сотрудников как профессионалов, выявить скрытый потенциал быстрее, чем обычно, прилагая минимум усилий. А следствие такого воздействия следующее – в коллективе, возглавляемом женщиной, намного чаще возникают интриги, ситуации с подтекстом, скрытая или явная борьба за звание самого лучшего сотрудника.

Какие есть виды эмоционального воздействия? Самый первый – это выдвижение вперед одного или нескольких фаворитов. Эти сотрудники как бы создают государство в государстве и не особо следят за четким выполнением своей работы. Остальные работники относятся к ним с опаской. Ведь (по их мнению) только любимчики могут жить спокойно, а остальные не могут и рта раскрыть. Если объективно рассмотреть эту ситуацию, становится очевиден следующий момент: создавая свое окружение, ваш руководитель пытается подстегнуть подчиненных на более смелые решения, чтобы они сумели выделиться на фоне любимчиков. Значит не стоит обращать внимания на советы не высовываться, а удвоить свой объем работы и стать очень надежным, ответственным сотрудником. А вот непосредственно с фаворитами нужно держаться очень вежливо, приязненно, но не позволять вашим отношениям приобрести яркую эмоциональную окраску. То есть не конфликтовать, но и не дружить, так как опальный фаворит может увлечь вас за собой и шеф может внести вас в черный список неугодных сотрудников.

Что такое черный список, вы, конечно, знаете. Его создание – второй вид воздействия на подчиненных. Нет, это не какой-то документ, а список тех сотрудников, которые постоянно испытывают давление со стороны руководства. Постоянные придирки, проверки, загрузка работой и критика – вот что ожидает каждого в этом списке. Очень частые стрессовые ситуации для вас могут обернуться лишением премий, штрафами за малейшие провинности и бесконечными вызовами на ковер. Проще говоря, сплошная нервотрепка. Естественно, с этой проблемой нужно бороться, но как? Есть несколько вариантов.

1. Если вы начинаете чувствовать пресс со стороны руководства, срочно займитесь самокритикой. Где вы могли допустить оплошность, что сделали такого, что повлекло за собой проявление пристального внимания к вашей личности? Перебирайте не только профессиональные ситуации, но и вспоминайте о разговорах с коллегами, поведении, слухах. Быть может, вы допустили при обсуждении с сотрудниками манер и вкусов каждого из них какую-то двусмысленность, которую собеседники приняли за намек на вкус начальницы. О, это очень болезненно для женщины, особенно если критика исходит от молодого человека и признанного стиляги. Или допустили ряд высказываний о возрасте (эта тема тоже табу!) и услужливые доброхоты преподнесли их вашему боссу в искаженном виде. Если поняли, где допустили ошибку, срочно исправляйте ее, ведь всегда можно найти выход. Обычно он там же, где и вход. Значит, вернитесь в эту ситуацию, искусственно повторив ее, и объясните свою мысль более доходчиво. Если вообще не видите, чем могли вызвать неприязнь, скорее всего вы что-то не так делаете. Можно проанализировать ситуацию самому, а можно пойти к начальнице на прием и попросить помощи в очень вежливой форме. Она не откажет вам, если вы скажете, что у вас появилось сомнение в правильности того, что делаете и вам просто необходимо услышать авторитетное мнение.

Читайте также:  Нездоровые эмоции не могут быть

2. Можно проявить свой характер и попытаться выяснить напрямую, чем вызваны такие отношения. Вполне реально просто поговорить о ваших взаимоотношениях, спросить, почему вам кажется, что вы персона нон-грата. Ваш вопрос о том, что происходит, покажет всю вашу бесхитростную натуру и искренность, а значит, вас нельзя будет обвинить в нелепых поступках. Главное при разговоре – не повышать голос и быть максимально вежливым собеседником.

3. Поинтересуйтесь у коллег о последних новостях. Лучше спрашивать у лояльно настроенных к вам сотрудников, они смогут вам объяснить ваше положение. Быть может, вскроется чей-то план по уничтожению вас в глазах руководства.

Как бы вы себя ни повели, не стоит опускать руки и бросать все на самотек. Иначе изначально пустяковая проблема вырастет в ужасно огромный ком неразберихи и негатива, и вам просто невозможно будет работать в таких условиях.

Еще одна форма эмоционального воздействия – опекунство и попечительство над вами со стороны начальницы. Если вас постоянно спрашивают о личной жизни и активно в ней участвуют – не торопитесь отказываться от такой модели общения. Это пример очень интересных отношений, когда к эмоциям примешивается материнский инстинкт, заставляя защищать и помогать слабому. Естественно, от вас ждут отдачи, вы должны будете делиться своими переживаниями, но весь смысл такого воздействия в том, что бы понять вас как личность. При этом получается, что руководитель сама впадает в зависимость от ситуации. Ведь не может же она вас ругать за неполную отдачу делу, если она в курсе последней драмы в вашей личной жизни. Принимайте советы с глубокомысленным видом, и обязательно говорите о том, насколько ценна ее забота о вас.

Метод кнута и пряника тоже используется женщиной-руководителем. Только в отличие от мужчин, которые переводят его в финансовую область и используют в качестве наказаний и поощрений штрафы или премии, женщины используют эмоциональное воздействие. Если в ваш адрес слышатся только похвалы и доброжелательные отзывы, это и есть поощрение. А наказанием будут повышение голоса, строгие выговоры. Воспринимайте все эти проявления как проходящие моменты. Не позволяйте им отложиться в вашей памяти и как-то влиять на вашу работу.

Необходимо затронуть очень важный момент. Чаще всего кандидатами на должности в той организации, где начальник – женщина, оказываются тоже женщины. Сильный пол предпочитает не быть в подчинении у слабого. Но отношение руководителей к сотрудникам тоже варьируется в зависимости от их пола. К мужчинам, хоть они и опасаются женского руководства, отношение менее предвзятое. Чаще всего от эмоционального воздействия страдают женщины. Происходит это потому, что женщины представляют внешний облик всей такой организации. Глава как бы проецирует свои желания на подчиненных, и выдвигает им свои нормы поведения, внешности, налаживания отношений. И не думайте, что в вашем случае будет по-другому, ведь женщина остается таковой, несмотря на возраст и служебное положение. Выражать свои эмоции и умело манипулировать чужими – основная привилегия женщины-руководителя.

Есть прямо противоположные ситуации, когда патронесса придерживается слишком гротескных взглядов на противостояние полов. Тогда к мужчинам на предприятии будет такое же отношение. К счастью, настоящая женщина-лидер знает и по праву занимает свое достойное место в деловом мире. А противовесом ее воздействию на уровне эмоций является самоконтроль. После нескольких неудачных попыток вызвать у вас демонстрацию негативных, отрицательных эмоций вас оставят в покое, признав спокойным, уравновешенным, а следовательно, надежным человеком. Быть может, назовут сухарем, но это лучше, чем участвовать в словесных баталиях. Это относится к мужчинам, как и следующий совет: вашим кредо на пути к успеху должны быть «позитив на негатив», «женщина любит ушами», и «улыбка – главный аргумент». Помните, что в ваших силах не только не реагировать на чужие эмоции, но и пытаться воздействовать так же, только хладнокровно и с умом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Оцените статью