Накопление эмоционально положительного опыта общения детей с природой

Накопление эмоционально положительного опыта общения детей с природой

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Косых Светлана Викторовна

Организация: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 20»

Населенный пункт: Томская область, г. Колпашево

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Природа заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Природа является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Ребенок познает красоту окружающего мира наиболее полно через восприятие красоты природы. Многие ученые считают, что эстетика природы является основой формирования эмоциональных представлений об окружающем.

Важнейшим условием формирования у детей дошкольного возраста эмоциональных представлений является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольники подводятся к пониманию того, что каждое животное или растение – живое, общение с которым вызывает чувство радости, что в свою очередь способствует накоплению эмоциональных представлений.

Для того чтобы дети накапливали запас эмоциональных представлений, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Дошкольники под руководством воспитателя овладевают эмоциональными представлениями в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи и предоставляется возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать. Яркость и точность представлений у ребенка возрастает под влиянием эмоций, которые он испытывает в процессе общения с природой. Дети проявляют устойчивый познавательный интерес, охотно наблюдают за объектами и явлениями, отмечают изменения, происходящие в природе, надолго удерживают в памяти события, связанные с природой.

Ребёнку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц, поэтому особое значение придаём наблюдениям в природе, которые проводятся ежедневно. Наблюдения за объектами и явлениями природы мы сформировали по сезонным признакам. В зимний период мы обращаем внимание на снег, как он покрывает дома, кусты, деревья, как тёмные стволы деревьев в сочетании с белым снегом создают образ зимнего пейзажа, который способствует пробуждению у детей светлых, добрых чувств и заботливого отношения к природе.

Картины весенней природы особенно эмоционально воспринимаются детьми, так как после долгой зимы все радуются солнечным, тёплым дням, ярким лучам, первым цветам, прилёту птиц. Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы.

С приходом летних дней мы наблюдаем, как живописен и прекрасен лес, на многообразие растений, насекомых, красоту распустившихся цветов. Привлекаем детей к участию во всех видах работ по уходу за клумбами. Это укрепляет у них уверенность в своих силах, создает радостное настроение от проделанной работы.

Наиболее яркие изменения происходят осенью. В осенний период ребята наблюдают, как изменились листья деревьев: поменяли окраску, стали опадать. В каждом осеннем листочке мы учим детей видеть прекрасное: как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака.

Дошкольники испытывают радость от общения с природой. И мы говорим о том, что растения живые и им тоже бывает радостно и бывает грустно, если он их не заботиться.

Именно через восприятие красоты природы во все времена года у детей развивается бережное, эмоционально-положительное отношение к природе.

Для эмоциональной основы усвоения знаний постоянно используем художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, приметы, загадки. Это «кладезь» для решения задач по развитию эмоциональной сферы ребенка.

«Снег пушистый лег на ветки.

У крыльца играют детки,

Лепят бабу под окном,

Дружно катят снежный ком.»

«Нынче удались цветы повсюду,

Вволю им дано покрасоваться.

Я смотрю на землю, как на чудо!

Просто не могу налюбоваться!» (А. Прокофьев)

Читая стихи, интонационно выражаю своё эмоциональное отношение, что вызывает у детей чувство восторга, восхищения и радости.

«Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год»

На основе знакомства с народными приметами («Птицы сидят на верхушке дерева – к морозу») дети учатся подмечать изменения в природе. Чтобы процесс усвоения знаний экологического содержания проходил наиболее эффективно, мы анализируем результаты наблюдений и фиксируем их в календаре природы.

Использование художественного слова способствует обогащению словарного запаса детей эпитетами, сравнениями, подбору синонимов для характеристики явлений и объектов природы (снег искристый, блестящий, слепящий; елка зеленая, пушистая, колючая).

От рассматривания ярких красочных явлений дети постепенно переходят к познанию их сущности. Это создает благоприятные условия для развития эмоционального отношения к природе, вызывает желание смотреть, спрашивать, рассказывать.

Большое значение мы придаём исследовательской деятельности детей – проведению опытов, наблюдений. Такие эксперименты как «Свойства воды», «Воздух-невидимка», «Опасный снег» и т. д., во время которых задействованы все органы чувств ребенка, а не только зрение и слух, вызывают у детей огромный интерес, любознательность, развивают умение делать выводы. Мотивом экспериментальной деятельности служит любопытство ребенка, а стимулом для дальнейшего развития этой деятельности – удивление и изумление ребёнка от узнанного.

Читайте также:  Термин частой смены настроения

Воспитанию эмоционально-положительной отзывчивости способствуют и занятия продуктивной деятельностью: рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок из природного материала. В своих работах дети выражают впечатления от увиденного и показывают своё отношение к явлениям природы. Стало традицией проведение таких конкурсов как «Песочные пирожки», «Удивительные камни», которые стимулируют творческую активность, развивают воображение, фантазию, вызывают положительные эмоции.

Также для закрепления материала и активизации полученных эмоциональных представлений используем дидактические игры и упражнения природоведческого содержания. Например: «Опиши, а мы угадаем», «Скажи наоборот», «Что выросло на огороде, в саду, на ёлке», «Назови похожее». Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игры способствуют углублённому переживанию детей, расширению их представлений о мире.

Участие детей в проектной деятельности стало способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. В рамках проекта «Чудеса в траве» дети получили знания о насекомых (жуках, кузнечиках, бабочках и др.), об их строении, способах передвижения, о том какую пользу они приносят. Результатом проекта «Цветочное наслаждение»стало приобретение детьми навыков бережного отношения к цветам, умение видеть прекрасное и получать от этого радость.

Для создания эмоционально-положительной атмосферы, для более полного и осознанного усвоения знаний проводятся экологические праздники, развлечения, досуги. («Осень в гости просим», «Встречи на полянке» и др.). Их проведение вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание.

Работа по воспитанию у детей экологического сознания может быть по-настоящему результативной, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического эмоционального мировоззрения. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей основ экологической культуры, которая включает в себя знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки. Нельзя мириться с ситуацией, когда дети в детском саду учатся бережно относиться к природе, а во время отдыха с родителями наблюдают совершенно другое – экологически неграмотное поведение родителей. Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребёнку в детском саду, и пренебрежительным отношением родителей к природе делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает у детей ситуацию психологического дискомфорта, поэтому мы используем различные методы и формы работы с родителями как традиционные (родительские собрания, консультации, беседы, конференции) так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии, выставки рисунков, работ из природного материала, семейных фотографий, создание мини-музеев).

Традиционными стали выставки: «Осенняя фантазия», «Зимушка зима», «Братья наши меньшие» и пр. и участие в акциях «Покормите птиц зимой!», «Озеленим наш сад» и др.

В процессе проводимой работы у детей наблюдается рост интереса к окружающему миру. Они стали рассказывать не только о том, что видели недавно, но и выражать своё эмоциональное отношение к предметам и объектам действительности, могут обосновать свой ответ «Мне нравится зима, потому что всё вокруг белое, можно кататься на горке, играть снежками», «Мне не нравится зима, потому что на улице мороз».

Таким образом, эмоции сопровождают человека в течение всей жизни, а особенно дошкольников, которые отличаются эмоциональной непосредственностью и открытостью, ведь только так мы сохраним эмоциональное благополучие дошкольника, а значит, сохраним физическое и психическое здоровье ребенка.

  1. Кравченко И.В., Домова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 176 с.
  2. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. Группы дет. Сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
  3. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми2 – 4 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 80 с.
  4. Скоролупова О.А. «Весна. Насекомые. Перелетные птицы», Тематические недели в детском саду: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003. 2015. – 136 с.
  5. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2014. 112 с.

Источник

Накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой

Методика экологического образования дошкольников это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального воздействия с природным окружением.

Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы формированием у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению. Н.Виноградова в своих исследованиях ставила задачу развития у детей дошкольного возраста сдобности видеть, замечать и понимать красоту природы. Эстетические чувства по отношению к природе она рассматривает как составляющую положительного отношения к природному окружению. В первую очередь она обращает внимание на организацию форм общения с миром природы, отмечает что общение с природой создает разнообразные ситуации, которые можно эффективно использовать для воспитания чуткости, доброты, эмоций ребенка. Давая определение отношения детей к природе В.Г. Грецова приводит оценочные критерии, которыми оно (отношение) обуславливается 1 отрицательное отношение к природе, выражающееся на словах и в поступках, отсутствие интереса к природе и знаний о ней.2 положительное отношение к природе выражающееся в эмоциональной форме и общих словесных оценках, типа «люблю» «нравится» «хороший» «надо беречь», не всегда подкрепляемых адекватным поведением в силу отсутствия соответствующих знаний и умений.3 положительное отношение, выражающееся участием в деятельности по охране природы и уходу за растениями и животными, основанием которого являются полученные знания но при этом отсутствуют необходимые навыки и умения. 4 положительное отношение к природе носит характер привычки чувства и действия детей адекватны знаниям о природе. Эмоциональное развитие детей в процессе их взаимодействия с природным окружением оказывает самое непосредственное влияние на их интеллектуальное развитие, на накопление необходимой информации о мире природы. Суть сориентировать детей в различных явлениях природы, главным образом доступно непосредственному наблюдению. Работа в ДОУ —воспитание бережного отношения к живому. Наблюдение — специально организованное, целенаправленное, длительное и активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Цель — усвоение различных знаний, причин изменения и развития объектов, а также накопление эмоционально-положительного общения с природой. Содержание наблюдения — это то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой. Они получают информацию самостоятельно при условии специальной, педагогической организации наблюдения педагогом. Методика: определяется четко цель, задачи, объект (интересен и доступен).

Читайте также:  Егор крид филипп киркоров цвет настроения синий

71.Современные исследования развития личности ребенка в процессе общения с природой. Анализ и сравнительная характеристика понятий «экологическое воспитание», «экологическое сознание», «экологическое образование».

Общая характеристика современных научных исследований развития личности

дошкольника в процессе ознакомления с природой (Н. Ф. Виноградова, В.А. Зебзеева, А.И.

Иванова, Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, Т.А. Серебрякова, и др.)

Вопросы нравственно-экологического воспитания детей отражены в работах и исследованиях СВ. Алексеева, О.В. Васильевой, Н.Н. Вересова, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Груздевой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Л.В. Моисеевой, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной.

Такие ученые, как Н. Виноградова, Э. Никитина и Ф. Томина изучают вопросы, связанные с эстетическим развитием дошкольников средствами природы.
Н.Ф .Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Эстетические чувства по отношению к природным объектам исследователь рассматривает как важнейшую составляющую положительного отношения к природному окружению. Основным средством реализации поставленных задач, Н.Виноградова определяет обеспечение детям условий для полноценного общения, взаимодействия с природными объектами.
По мнению В.А. Зебзеевой экологическое развитие личности понимается как качественные личностные экологические новообразования, проявляющиеся в ценностных ориентациях, экологическом опыте взаимодействия с природой (экологической картине мира), экологической позиции, направленности личности, экологичности – принципиально нового свойства личности.
Экологическое развитие дошкольника достигается при взаимодействии всех компонентов экологического сознания, которыми являются эстетико-экологические чувства, восприятие и мышление, экологические знания и отношения, чувства сопричастности и единения с природой как универсальной общечеловеческой ценностью и которые являются интегративным целым (Л.В. Моисеева).

В работах Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др. отмечается важность идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста.

По мнению Т.А. Серебряковой особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Дидактические игры оказывают влияние на развитие мыслительных операций дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (сравнение, обобщение, классификация), развивают память и внимание, способствуют становлению личностных качеств.
Исследования В.Г. Грецовой ориентированы на разработку проблемы нравственного воспитания детей средствами природы. В.Г. Грецова обращает внимание на рассогласование имеющихся у детей знаний о правилах поведения в природе и реальных поведенческих проявлений по отношению к природным объектам. Не случайно целью своего научного исследования ученый определяет разработку содержания таких знаний о мире природы, которые бы выполняли не только образовательную, но и воспитательную функцию. По мнению исследователя, знания о природе, ее объектах и явлениях призваны решать задачу формирования у детей положительного отношения к миру природы, «деятельностной любви» к нему.

Читайте также:  Ситуационные задачи стресс с ответами

Анализ и сравнительная характеристика понятий «экологическое воспитание»,

«экологическое сознание», «экологическое образование».

Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление де­тей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

ЭВ — процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.

Цельэкологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Экологическое воспитание — новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы — сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
Взаимодействие человека с природой — второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей — социальной экологии, экологии человека — не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
Итак, в основе экологического воспитания — адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Содержание ЭВ включает 2 аспекта:

1. Передача экологических знаний

2. Трансформация знаний в отношения.

Знания являются обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры, а отношение его конечным результатом. Истинно экологическое знание формирует осознанный характер отношения и дает начало экологическому сознанию.

ЭВ и следствие его экологическое сознание возникают во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах поведения.

Экологическое сознание — (Э. В.Гирусов, А. Н.Кочер-гин, Ю.Г.Марков, Н.Г.Васильев и др.) рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмо­ций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Экологическое сознание определяет иной масштаб деятель­ности: историческую оценку достижений человечества во взаимо­действии с природой, планирование предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Особенное значение имеет про­гнозирование — умение предвидеть ближайшие и отдаленные по­следствия воздействия человека на природную среду.

Экологическое сознание— это система представлений о мире, для которой характерно:

ü Ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы;

ü Восприятие природных объектов как полноправных субъектов окружающей действительности;

ü Баланс прагматичного и не прагматичного взаимодействия с природой.

Для ЭС характерно:

· Высшую ценность представляют гармоничное развитие члка и природы. Природа признается изначально самоценным, имеющим право на существование в независимости от полезности и бесполезности и даже вредности для члка. Члк не собственник природы, а один из членов природного сообщества.

· Отказ от иерархической картины мира. Члк не признается обладателем каких-либо особенных привилегий, на том основании, что он имеет разум. Его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они являются элементами единой системы.

· Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей члка, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.

· Характер взаимодействия с природой определяется следующим экологическим императивом: «правильно и разрешено только то, что не нарушает экологического равновесия в природе».

· Этические нормы и правила равным образом распределяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды” (И.Д. Зверев).

Н.А. Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры, согласуется с общей целью экологического образования – формированием экологического

Источник

Оцените статью