Аффектация: что это простыми словами, примеры, причины
Приветствую Вас, друзья!
Людям свойственно скрывать эмоции. Каждый из нас хотя бы однажды делал это сам и наверняка замечал, как это делает кто-то другой. Желание скрыть свои эмоции выглядит вполне естественным и, как правило, не вызывает осуждения, в отличие от другой крайности – попытки изобразить переживания, которых на самом деле нет. Притворная демонстрация несуществующих эмоций называется аффектацией, и сегодня мы рассмотрим, что она собой представляет, как проявляется и почему так отталкивающе действует на окружающих.
Что такое аффектация?
Согласно словарю Ожегова, аффектация – это неестественная, часто показная возбужденность человека в поведении или речи. Иногда она выглядит как намеренное кривляние, но чаще искусственные эмоции пытаются выдать за настоящие. Характерной особенностью аффектации является то, что притворство обычно хорошо заметно со стороны. Поэтому она практически всегда вызывает негативную реакцию у собеседников, даже если в целом они согласны с позицией рассказчика.
Термин «аффектация» образован от латинского affectatio (притворство). Хоть это слово и выглядит как современное психологическое понятие, оно встречается у многих классиков русской литературы. К примеру, его употребляет Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» (1855), чтобы описать хладнокровное спокойствие офицера во время боевых действий.
В психологии аффектацией называется неестественная манера общения, при которой человек намеренно пытается продемонстрировать определенные эмоции. Обычно её можно заметить по едва различимым признакам, таким как ощущение притворства и «заученности» высказываний. Если же у человека вообще отсутствует актёрский талант, такое поведение выглядит, как ответ ученика, плохо подготовившегося к уроку. В таком случае его старания приводят к противоположному результату.
К аффектации успешно прибегают политики. Как правило, они являются хорошими актёрами и изображают эмоции весьма профессионально и правдоподобно. Благодаря этому они выглядят вполне убедительными, возмущенно приписывая оппонентам какие-то прегрешения и удивленно отрицая аналогичные обвинения в свой адрес.
В наше время аффектация в публичных выступлениях никого не удивляет. К примеру, она часто встречается у начинающих ораторов, которые думают, что так они выглядят убедительнее или привлекают к себе больше внимания. Но гораздо хуже, когда к этому приёму прибегают в личном общении. Как правило, это вызывает у собеседника сильный дискомфорт, поскольку у него возникает вполне обоснованное ощущение, что его пытаются обмануть.
Лучше понять, что такое аффектация, помогут синонимы данного термина. В качестве основных примеров можно привести «нарочитость», «фальшь», «жеманство», «напыщенность», «наигранность» и прочие слова, обозначающие намеренно изображаемые эмоции.
Причины аффектации
С точки зрения психологии, аффектация – это нарочное возбуждение, наигранные эмоции, чрезмерная жестикуляция и интонирование речи, не свойственное данному человеку. При этом показные эмоции человек может выражать всеми доступными ему способами: через манеру речи, высокопарные слова, интонацию, мимику, жесты и позы.
Психологи считают, что к данному приему люди прибегают из-за низкой самооценки или скованности. В некоторых случаях аффектация представляет собой защитную реакцию. Если человек недоволен какими-то обстоятельствами своей жизни, он пытается скрывать их, не замечать, приглушать или делать вид, что они ему нравятся. Это приводит к тому, что эмоции берут верх над здравым смыслом.
К примеру, человек может изображать радость в ситуациях, когда для всех очевидно, что на самом деле он испытывает противоположные чувства. Другая крайность – излишняя драматизация ситуации, которую некоторые люди используют, чтобы показать, как им сейчас нелегко. К такому приёму часто прибегают те, кто нуждается в помощи, но стесняется попросить о ней напрямую.
Также аффектацию часто применяют неуверенные в себе люди, которые пытаются при помощи эмоций изобразить самоуверенность, продемонстрировать свой профессионализм или высокий статус. Кроме того, аффектированное поведение свойственно людям, которым сложно сохранять самообладание в непривычной для себя обстановке. За счёт этого они пытаются выглядеть естественно, но обычно добиваются обратного эффекта
Что плохого в аффектации?
Аффектация при обычном общении практически всегда вызывает у собеседника негативную реакцию. И если человеку свойственно подобное поведение, к нему, как правило, относятся весьма предвзято. Причина в том, что все люди ценят искренность. Можно понять, когда кто-то не хочет слишком открыто демонстрировать свои чувства. Но когда кто-то изображает эмоции, которых нет, это выглядит как попытка манипулировать чувствами окружающих.
Неконтролируемая аффектация присутствует в списке проявлений некоторых психических расстройств. Возможно, этим отчасти объясняется то, что она настолько отталкивающе действует на людей.
Все мы ценим искренность в людях, с которыми общаемся, независимо от того, насколько они нам близки. Но достаточно буквально пару раз заметить, что человек ведёт себя аффектированно, и в дальнейшем верить в его искренность будет намного сложнее. При этом сам человек, которому свойственна аффектация, часто не понимает, почему ему так сложно строить дружеские или романтические отношения с симпатичными ему людьми.
Как избавиться от аффектации?
Читая о том, что такое аффектация, вы наверняка вспомнили одного или двух знакомых, которым свойственно подобное поведение. Если же вы вдруг осознали, что и сами часто изображаете неискренние эмоции по каким-либо причинам, это повод хорошенько поработать над собой и своим поведением. Начать можно с трёх простых шагов:
- Научиться воспринимать и любить себя со всеми своими достоинствами и недостатками.
- Научиться быть честным с собой.
- Научиться чувствовать себя непринужденно в любой ситуации.
Дело в том, что аффектация часто возникает из-за психологической «зажатости». Научившись сохранять спокойствие в любой ситуации, можно избавиться от главной причины аффектированного поведения.
Теперь можно перейти к следующему шагу. Начните наблюдать за собой и постарайтесь научиться «чувствовать» ситуации, которые заставляют вас вести себя аффектированно. Возможно, это дискомфорт из-за неуверенности в себе, или дискомфорт, возникающий рядом с человеком, в глазах которого вы хотите выглядеть лучше.
Когда сможете определять такие ситуации и идентифицировать причину аффектации, научитесь избавляться от дискомфорта и расслабляться. Займите удобную позу и сделайте глубокий вдох. Если вам сложно говорить и вы боитесь, что ваш голос будет дрожать, пусть говорит собеседник. Постепенно вы расслабитесь, и вам будет проще отвечать ему без жеманства. В любом случае, ключ к избавлению от аффектации состоит в том, чтобы почувствовать себя спокойно и непринужденно.
Заключение
Аффектация – это неестественная эмоциональная возбужденность в речи и поведении. Она может быть как намеренной, так и неосознанной, поэтому не должна быть поводом для преждевременных суждений о собеседнике. И всё же она считается нежелательной особенностью поведения, которая обычно производит неприятное впечатление на окружающих. К счастью, от неё можно избавиться. Для этого нужно развить уверенность в себе и научиться чувствовать себя непринужденно в любой обстановке.
Источник
Наигранность Наигранный
Наигранное прекраснодушие встречается довольно
часто, чуть ли не на каждом шагу.
Джейн Остин. Гордость и предубеждение
Того, кто любит тебя, обмануть очень просто. А того, кого любишь
сам, — почти невозможно. Каждая улыбка, каждая уверенная фраза
выйдут наигранными и ненастоящими. Словно ты, говоря вполголоса
одно, выкрикиваешь при этом другое. Когда любишь, даришь
частичку себя. А себя не обманешь.
Сергей Лукьяненко “Почти весна”
Наигранность как качество личности – склонность к напускному, притворному, неискреннему поведению, театральности, искусственности и нарочитости.
Касьян с детства мечтал разбогатеть. Чтобы осуществить свою мечту он закончил экономический факультет университета и устроился по специальности в некую торговую компанию. Ознакомившись с должностными инструкциями и пройдя специальный тренинг по продажам, Касьян смело занял свою должность менеджера по продажам в торговом зале. Перед ним открылась узенькая тропинка к богатству. С каждой продажи менеджеры имели свой определённый процент, и всё, что от них требовалось — это правильно «обработать» клиента. Касьян с большим энтузиазмом приступил к работе, но клиенты, словно сговорившись, ничего у него не покупали. Возможно, они чувствовали его чрезмерный напор, наигранность в речи или фальшь и поэтому не решались совершить покупку. Из-за вялых продаж Касьян получал совсем мизерный доход. С каждым днём он всё больше и больше понимал, что его мечта неосуществима. Со временем Касьян вовсе потерял желание работать и даже более того — он начал жалеть, что выбрал для себя именно экономическое образование. Когда старший менеджер узнал о проблеме сотрудника, то решил ему помочь. — В чём дело, юноша? — спросил Касьяна опытный коммерсант. — Что мешает тебе выполнять план по продажам? — Да я и сам не пойму! — ответил молодой менеджер. — Не получается у меня продавать. Люди почему-то отворачиваются от меня. — Ответь мне, пожалуйста, на вопрос: зачем ты выбрал именно этот вид деятельности? — Потому, что коммерсанты очень хорошо зарабатывают. А я хочу разбогатеть! — Тогда всё ясно. Перестань гнаться за деньгами и просто начни получать удовольствие от своей работы.
Наигранность – подделка чувств. Фальшивка эмоций. Чрезмерно драматизируя и трагедизируя, человек делает театр жизни деланным, аффектированным и неестественным. Наигранность – отрепетированная непринуждённость. Это звучит также глупо как смертельное убийство. Ненатуральная и принуждённая наигранность не может достучаться до людских сердец. Настоящее идёт от сердца. Наигранность делегирована прагматичным разумом и быстрым, спонтанным умом. Максим Горький в романе «Жизнь Клима Самгина» пишет: «Подозрительная была быстрота, с которой она отказалась от наигранных жестов, театральных поз».
Наигранность – это попытка сыграть чувства по строго целевому назначению.
Погиб мулла Насреддин. Кто-то пришёл сообщить об этом его вдове, которая как раз пила после обеда чай — она уже выпила полчашки. — Твой муж погиб, он попал под автобус, — сообщил ей вошедший. Но вдова муллы Насреддина продолжала спокойно пить свой чай. — Ты что! — воскликнул этот человек. — Ты что, продолжаешь пить чай?! Ты слышишь меня? Твой муж мёртв, а ты не сказала ни единого слова! Она ответила: — Дайте, я сейчас допью чай; а потом — о, молодой человек, я подниму такой крик! Сейчас, одну минуту.
Наигранная весёлость близка наигранной скорби неискренностью и притворством. На похоронах мужа прекрасная молодая вдова безутешна. Она постоянно заламывает руки, бросается в могилу с истошными криками. Её постоянно поддерживает под руку молодой человек — дальний родственник мужа. Ближе к ночи они оказываются в одной постели, но вдова робко сопротивляется: — Ну как же, ведь траур? — А мы будем всё делать медленно и печально!
Наигранность плакальщиц извинительна в сравнении с притворством тех, кто пытается посредством наигранности сыграть нужную для себя роль. Плакальщицы на похоронах громко кричали, пели скорбные песни, били себя в грудь, даже царапали щеки. Все это нужно было для того, чтобы: оповестить как можно громче о трагическом событии, чтобы к похоронной процессии присоединилось как можно больше людей и все они проводили покойника в последний путь; облечь в слова горе родственников, подчеркнуть, что умерший был важен для них; помочь близким выплакать свое горе (своеобразная психологическая разгрузка – не держать в себе слезы и скорбь, а выплеснуть их, чтоб они не разъедали душу, не привязывали покойного к земле, позволяя ему спокойно удалиться в Царство Божие); подчеркнуть социальный статус: абы кого оплакивать не станут.
Наигранность отлична от спонтанности, дружащей с истинной эмоциональностью, импровизацией и естественностью. Психолог Анна Узбекова пишет: «Речь идет об обращении со своей эмоциональностью. К сожалению, в нашем обществе принято эмоциональное возбуждение, которое есть, подавлять, а вместо него изображать нечто социально-приемлемое. Так мы теряем спонтанность. Почувствовать свой источник эмоционального возбуждения и течь вместе с ним — это и есть истинная спонтанность, которая интригует и завораживает. Степень раскрепощения и спонтанности женщины хорошо заметны через тембр и интонирование её голоса, ведение беседы, движения, жесты и позы тела, танцы, пение, походку и прочее. Здесь, как и везде, НАИГРАННОСТЬ НЕ РАБОТАЕТ, так как наигранность не есть спонтанность».
Еще более резко говорит Юрий Татаркин: «Кажущаяся легкомысленность и наигранная нелогичность женщин — это часть тайного и тщательно разработанного плана порабощения мужчин с применением нестандартных методов психологической обработки». Оноре де Бальзак в «Дочери Евы» описывает один из таких методов: «Я на вас дуюсь, не правда ли?» – сказала она, глядя на него с покорным видом, какой напускают на себя женщины, притворяясь жертвами».
Наигранность – один из факторов, отталкивающих мужчину от женщины. Дело в том, что она связана с проявлением слишком больших усилий. Психологи утверждают, что хоть это и забавно, но старания стать сексуальной приводят к обратному результату. Мужчины не хотят, чтобы женщина казалась слишком усердной, особенно когда речь заходит о сексапильности, потому что, если женщина очень уж старается казаться сексуальной, это означает, что она не сексуальна. Интуиция не подводит мужчин, и они сразу улавливают такие сигналы. Вот что называют в этой связи мужчины: наигранность, игра в наивность, агрессивность, излишняя худоба, материализм, излишняя соблазнительность, слишком облегающая одежда, назойливость, одежда не по случаю, излишняя догадливость, большой рот, соблазнительное поведение в неподходящих ситуациях, длинный язык.
Наигранность тоже напоминает излишние усилия, и мужчины это чувствуют. Женщина, играющая в наивность или излишнюю сообразительность, как будто просит, чтобы ее отвергли. «Я знаю одну девушку, которая играет недалекую, глупенькую, забавную девчонку, — говорит студент колледжа, горько сожалеющий, что женщины в колледже «временно — забавны». «А потом, когда она напивается, она демонстрирует колоссальную хитрость. Она вовсе не так глупа, как прикидывается».
Словом, есть женщины, о которых так и хочется сказать: у неё наиграно все: поза, улыбка, оргазм.
Источник