Наиболее важная задача духовно нравственного воспитания это воспитание у ребенка чувства

Нравственное воспитание детей

Наталия Полякова
Нравственное воспитание детей

Нравственное воспитание – это основной стержень общей системы всестороннего развития личности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества ; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека. Формирует облик его личности,определяет его систему ценностей характер сторон процесса формирования личности ребенка. В дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания. Основные задачи воспитания — формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, формирование чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других наций, к сверстникам, их родителям и другим людям. У ребенка в дошкольном возрасте появляется способность анализировать свои поступки, и оценивать поступки других детей. Так у ребенка появляются предпосылки рефлексивного мышления. Развитие рефлексивного мышления – это воспитание у ребенка умение чувствовать сердцем другого ребенка. Нужно научить ребёнка ставить себя на место других людей, уметь радоваться чужим успехам, научиться переживать свои неудачи.

У ребенка-дошкольника значительно увеличиваются требования предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде). Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовывать свое поведение. Предпосылки развития личности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путей воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.

В дошкольном возрасте приобретается сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя. личностью еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона — это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его независимость от изменения внешних обстоятельств.

В результате нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Одна из серьёзных проблем нашего времени недостаток духовности, творить добро считается слабостью. Поэтому необходимо с дошкольного возраста развивать у детей понимание культурного наследия.

Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами национальных культур, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Особую роль в приобщении к народной культуре играют народные праздники как средство национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов, объединенных совместными действиями. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В нашем дошкольном учреждении осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир,впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в итоге овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе. Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом- формирование определенного набора нравственных качеств,а именно:

-гуманности; -трудолюбие ; -патриотизма; -гражданственности; -коллективизма. Идеальная цель нравственного воспитания — воспитание счастливого человека.

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. в ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «об образовании»ст. 18п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно — образовательного процесса. Родители- это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитании, меры по укреплению здоровья детей, воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей. В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов.Наше дошкольное образовательное учреждение в течении многих лет проводить планомерную целенаправленную работу с родителями под девизом : «Создание единого образовательного пространства «детский сад-семья». В работе с родителями решаются следующие,выделенные нами как приоритетные задачи: 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. 3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов, объединенных совместными действиями. Оптимальным для нравственного воспитанияв нашем детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников : осенью-«Праздник осени»; «Веселая карусель». Зимой – «Новый год», «Новогодний серпантин», «Защитники Отечества», «Ай да масленица». Весной- «Наши любимые», «Встреча весны- Сороки», «Перелетные птицы», «Никто не забыт и ничто не забыто». Дети со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе. Основные формы приобщения детейк культурному наследию: -познавательные беседы; — творческая продуктивная и игровая деятельность детей; -экскурсия в библиотеку, целевые прогулки по улицам нашего города.

Читайте также:  Препараты для регуляции настроения

В результате совместных действий педагогов и родителей ребенок начинает овладевать различными формами выражения, собственных переживаний, устанавливается гуманные отношения между сверстниками, эмоциональная отзывчивость и опора на собственные чувства.Данный процесс рассматривают с разных точек зрения: нормы поведения в разных ситуациях (в транспорте, обществе, за столом); моральные нормы по отношению к людям; духовная составляющая; патриотические чувства; личностные качества. Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей средней группы (4–5 лет)» Проект на тему «Духовно-нравственное воспитание детей средней группы (4-5 лет)» Воспитатели 11 группы: Ракина О. М. Портнягина Л. Е. Целью.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (фотоотчет) Добрые традиции. Дошкольный возраст это период активного познания мира, человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Нравственное воспитание детей Многие считают, что начинать нравственное воспитание детей надо, когда они подрастут. Они будут понимать и им можно будет объяснить, что.

Нравственное воспитание детей с помощью сказки 1 слайд-2 слайд. Сегодня мы будем говорить о сказке, о её роли в нравственном воспитании детей. Сказка является одним из самых доступных.

Нравственное воспитание детей раннего возраста У трёхлетнего ребенка, поступающего в детский сад, формируется первая форма общения со сверстниками – эмоционально-практическая. Она заключается.

Нравственное воспитание детей в семье Нравственное воспитание детей в семье. История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребёнка уходит своими корнями в глубокую древность.

Нравственное воспитание — главная задача в воспитании детей Ребенок впервые пришел в детский сад. Новая обстановка, незнакомые лица вызывают у него чувство неуверенности, он испытывает беспокойство,.

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, У нас прошёл муниципальный конкурс «Воспитатель года — 2015». Я принимала в нём участие и хочу представить.

Читайте также:  Что чувствует энергетический вампир когда его блокируют

Социально-нравственное воспитание детей в игровой деятельности Игру принято называть «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста В рамках ФГОС приоритетной задачей для воспитателей, родителей и дошкольным учреждением стоит очень важная задача. Мы должны детей научить.

Источник

Духовно-нравственное воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Наталья Асанова
Духовно-нравственное воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

«Духовная жизнь ребенка полноценна

лишь тогда, когда он живет в мире игры,

сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он — засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. В 21 веке в нашей стране произошли перемены социально — экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально — нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детейнаметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования.

Работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основана на «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Я начала работать по данному вопросу с детьми I младшей группы с сентября 2017. Главная моя задача заключается в том, чтобы помочь ребенку определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.

Я изучила литературу по данной теме

2)взаимодействие с родителями;

Провела анкетирование родителей с целью, выявления мнения родителей о проблемах духовно — нравственного воспитания детей. Анализ анкет показал в большей степени положительные результаты.

3)совместная деятельность с детьми.

Для работы с детьми была создана предметно — развивающая среда.

В начале учебного года мной были поставлены цели и задачи по духовно-нравственному воспитанию:

Цель: Создать условия для духовно-нравственного воспитания детей;

Приобщение детей к традиционным для православной России духовно -нравственным ценностям;

Раскрытие духовной одаренности ребенка,

Активизация позитивных, гармоничных, отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде;

Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,

Охрана и укрепление духовного и физического здоровья детей,

Создание игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

Основными направлениями работы с детьми дошкольного возраста являются:

1. Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение художественной литературы, беседы, устные поучения, игровые тренинги.)

2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)

3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .

4. Нравственно-трудовое направление (трудовое воспитание, изготовление подарков, атрибутов для игр)

5. Работа с родителями

Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы:

Наглядный метод использую при чтении сказок, рассказов, потешек, стишков с использованием презентаций или показе иллюстраций к произведению.

Ребята самостоятельно смотрят иллюстрации из сказок, рассказывают, что изображено на картинке.

Читайте также:  Как избежать послеродовой депрессии вероника степанова

Дети с большим удовольствием показывают настольный театр: «Репка».

Словесные методы наиболее эффективные в процессе разучивание потешек, колыбельных песен, чтения сказок,например: «Теремок» учу простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» показываю детям, как можно преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подвожу к пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

Обыгрываю различные ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия. Например, во время сюжетно ролевой игры «Угощения» к нам в гости пришла кукла Таня.Детям задаю вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т. п.

Сюжетно – ролевая игра «Семья», девочки укладывая куклу спать, поют колыбельную ей песенку.

Во время самостоятельной деятельности детей закреплению правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища». Вместе с ребятами делаем вывод и закрепляем правило.

Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».

На занятии по развитию речи по теме: «Моя мама», дети (с использованием семейных фотографий) рассказывали о своих мамах, о том, какие они; как дети любят их. Я подвела детей к выводу о том, что о маме тоже надо заботиться, помогать им, не огорчать.

Совместно с музыкальным руководителем, мы организовали утренник – посвященный 8 Марта, на котором поздравляли мам и бабушек.

Также в работе с ребятами мной использую дидактические игры: «Азбука настроений», «Наши чувства и эмоции». Игры находятся в доступном месте, дети пользуются ими в любое время.

Важное значение имеет практический метод, который использую,когда необходимо:

Всегда на занятие, в гости к детям приходит сказочный герой, создаю проблемную ситуацию. Спрашиваю у детей: «Как мы можем помочь?» Ребята предлагают на рисовании нарисовать подарок для мамы. На занятии по лепке слепить ягоды для семьи.

Мной ведется ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи и т. п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка, стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.

Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Мной запланировано родительское собрание «Воспитание духовно — нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», на котором я расскажу о проведенной мной работе в первой младшей группе по духовно – нравственному воспитанию, а также познакомлю с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей во II младшей группе, с формами и методами работы по данной теме, также будут даны рекомендации родителям по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств.

Каковы же результаты моей работы? Я считаю, что задачи, поставленные мной в начале учебного года, почти в целом выполнены. Дети в основном соблюдают правила поведения в детском саду, вместе пользуются игрушками, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании. Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в д/с, прощаются, уходя из д/сада, благодарят за помощь. Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательны друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода.

Работа по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей мной будет вестись и в дальнейшем; я буду работать над решением новых задач в соответствии с возрастом детей.

Вывод: Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

14 слайд Список используемой литературы:

Источник

Оцените статью