Какое из приведенных положений наиболее точно характеризует темперамент?
а) психологические особенности, обуславливающие сферу познания человека;
б) психологические особенности, от которых зависит успешность деятельности;
в) психологические особенности, обуславливающие динамику психической деятельности;
г) психические свойства, характеризующие отношение человека к миру.
2. Свойства темперамента проявляются:
а) лишь в определенных ситуациях;
б) совершенно не проявляются;
в) в любых ситуациях и в любой деятельности.
3. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении ‑ «темперамент зависит от соотношения в организме основных жидкостей — крови, желчи, слизи, черной желчи»:
4. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении ‑ «темперамент зависит от соотношения гормонов, поступающих в кровь и влияющих на телосложение»:
5. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении ‑ «физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности»:
6. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: медлительный, пассивный, предпочитает уединение, с трудом знакомится с новыми людьми. Трудно рассмешить или рассердить. Бедная выразительность мимики и пантомимики.
7. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: энергичен, очень подвижен, увлекающийся. Крайне вспыльчив. Подвержен резким переменам настроения.
8. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: впечатлительный, обидчив. Не уверен в себе, тревожный, очень ранимый. Теряется при неудачах. Работоспособность понижена.
9. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений. Преобладает бодрое, повышенное настроение. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает.
Тема 14. Личность
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Содержание самостоятельной работы | Вид СР | Форма контроля |
Обязат. | Дополн. | |
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия | Оценка работы на семинаре, устное собеседование | |
решение задач | Проверка решения задач | |
доклады и рефераты | Доклад и реферат | |
заполнение аналитической таблицы | Проверка заполнения таблицы | |
работа с основными понятиями темы, составление глоссария | Проверка записей в словаре, диктант терминологический | |
тест | Тестирование | |
Трудоёмкость в часах по видам СРС | ||
Общая трудоёмкость в часах |
Цель:освоить основные характеристики и критерии свойств личности, современные представления о зарубежных и отечественных концепциях личности и ее структуре.
Ключевые понятия:индивид, субъект,личность, индивидуальность, направленность личности, характер, самосознание.
План:
1. Основные зарубежные персонологические концепции (психоанализ, бихевиоризм, социально-когнитивная, когнитивная, гештальт-теория, диспозиционная, гуманистическая).
2. Соотношение понятий индивид, субъект, личность, индивидуальность. Отличительные признаки свойств личности.
3. Основные подсистемы структуры личности в концепции А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, В.С. Мерлина.
&Список литературы:
Основной‑ рекомендуемые учебники:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2010. — С. 469 – 470.
2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. — СПб.: Питер, 2010. — 320 с.
3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. – С. 295-315.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. — М.: Академия, 2008. – С. 336-370.
Дополнительный:
1. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПУ, 1990. — Гл. 4. – С. 81-107.
2. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПУ, 1988. — С. 10-19, 19-40.
3. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. – С. 221-241.
4. Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 11-19, 35-38.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб: Питер, 2001. – С. 574-606.
4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
Какое из приведенных положений наиболее точно характеризует темперамент?
а) психологические особенности, обуславливающие сферу познания человека;
б) психологические особенности, от которых зависит успешность деятельности;
в) психологические особенности, обуславливающие динамику психической деятельности;
г) психические свойства, характеризующие отношение человека к миру.
2. Свойства темперамента проявляются:
а) лишь в определенных ситуациях;
б) совершенно не проявляются;
в) в любых ситуациях и в любой деятельности.
3. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении ‑ «темперамент зависит от соотношения в организме основных жидкостей — крови, желчи, слизи, черной желчи»:
4. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении ‑ «темперамент зависит от соотношения гормонов, поступающих в кровь и влияющих на телосложение»:
5. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении ‑ «физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности»:
6. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: медлительный, пассивный, предпочитает уединение, с трудом знакомится с новыми людьми. Трудно рассмешить или рассердить. Бедная выразительность мимики и пантомимики.
7. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: энергичен, очень подвижен, увлекающийся. Крайне вспыльчив. Подвержен резким переменам настроения.
8. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: впечатлительный, обидчив. Не уверен в себе, тревожный, очень ранимый. Теряется при неудачах. Работоспособность понижена.
9. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений. Преобладает бодрое, повышенное настроение. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает.
Тема 14. Личность
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Содержание самостоятельной работы | Вид СР | Форма контроля |
Обязат. | Дополн. | |
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия | Оценка работы на семинаре, устное собеседование | |
решение задач | Проверка решения задач | |
доклады и рефераты | Доклад и реферат | |
заполнение аналитической таблицы | Проверка заполнения таблицы | |
работа с основными понятиями темы, составление глоссария | Проверка записей в словаре, диктант терминологический | |
тест | Тестирование | |
Трудоёмкость в часах по видам СРС | ||
Общая трудоёмкость в часах |
Цель:освоить основные характеристики и критерии свойств личности, современные представления о зарубежных и отечественных концепциях личности и ее структуре.
Ключевые понятия:индивид, субъект,личность, индивидуальность, направленность личности, характер, самосознание.
План:
1. Основные зарубежные персонологические концепции (психоанализ, бихевиоризм, социально-когнитивная, когнитивная, гештальт-теория, диспозиционная, гуманистическая).
2. Соотношение понятий индивид, субъект, личность, индивидуальность. Отличительные признаки свойств личности.
3. Основные подсистемы структуры личности в концепции А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, В.С. Мерлина.
&Список литературы:
Основной‑ рекомендуемые учебники:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2010. — С. 469 – 470.
2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. — СПб.: Питер, 2010. — 320 с.
3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. – С. 295-315.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. — М.: Академия, 2008. – С. 336-370.
Дополнительный:
1. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПУ, 1990. — Гл. 4. – С. 81-107.
2. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПУ, 1988. — С. 10-19, 19-40.
3. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. – С. 221-241.
4. Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 11-19, 35-38.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб: Питер, 2001. – С. 574-606.
4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):
Роль биологического и социального в развитии личности.
1. Брушлинский А.В. Соотношение биологического и социального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности / под ред. Е.В. Шороховой. – М.: Наука, 1974. — С. 83-121.
2. Артемова Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности// Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 67-87.
3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. — Гл.4. – С. 22-51.
Социокультурная теория личности К. Хорни.
1. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб.: Питер, 2001. – С. 254-262.
Гуманистическая теория личности Э. Фромма.
1. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Директ-Медиа, 2007. — С. 246-248.
2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб.: Питер, 2001. – С. 215-246.
4 Заполнение аналитической таблицы
Направление | Представители | Ключевые положения о личности, её структуре и факторах личностного роста |
Бихевиоризм: -классический -необихевиоризм | ||
Психоанализ: -классический -неофрейдизм | ||
Социально-когнитивная теория | ||
Когнитивная психология | ||
Диспозиционная теория | ||
Гештальт-теория | ||
Гуманистическая психология |
Перечень контрольных вопросов для самооценки студента
´ Задания для самостоятельной работы.
Задача 1.
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Человека как индивида характеризуют…
а) рост; б) цвет глаз и волос; в) тип высшей нервной деятельности;
г) принадлежность к расе; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, ‑ это …
а) задатки; б) лидерство; в) нравственность; г) гуманность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
3. Личностные свойства, обусловленные социально, ‑ это…
а) инстинкты; б) ценностные ориентации; в) музыкальный слух; г) острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
4. Личность – это …
а) совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других; б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению; в) рефлексивный образ «Я»; г) индивидуально выраженное всеобщее; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Задача 2.
Вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях.
1.Личность – это человек в совокупности его __________________ качеств, формирующихся в различных видах ________________ _________________ и отношений.
2.Личность – это не только продукт, но и ___________________ общественных отношений.
3.Понятие …. выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода.
4.Особенности индивида образуют _________________, обусловленную подструктуру __________________.
5.Вступая в __________________ систему отношений, субъект обретает системные качества, которые образуют ____________________ структуру ______________________.
Задача 3.
Какие из перечисленных признаков относятся к свойствам личности?
1. Определяют направление и содержание социально-трудовой деятельности.
2. Отражают отношение к обобщенным сторонам объективной действительности.
3. Проявляются в самых разнообразных ситуациях.
4. Не могут быть оценены, как социально (или нравственно) положительные или отрицательные.
5. Отражают отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания.
6. Не зависят от мотивов и отношений личности.
Задача 4.
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы
Источник