Наиболее насыщенная эмоционально волевыми интонациями форма речи

Наиболее насыщенная эмоционально волевыми интонациями форма речи

Наиболее насыщенной эмоционально-волевыми интонациями является так называемая побудительная форма речи. В системе повелительного наклонения эта интонация является органической принадлежностью глагольных форм. Если присутствует обильная, непродуктивная речь, то Л.С. Цветкова советует переключать внимание с речи на другие виды деятельности, которые организуют речевой режим. Здесь полезны любые виды невербальной деятельности: метод классификации предметных картинок, метод счётных операций ( любая работа с цифрами и числами), метод рисования по образцу и по слову, работа по раскладыванию серий последовательных сюжетных картин, метод ”Четвёртый лишний” и т.д.

Собственно речевая восстановительная работа на первых этапах (особенно в тяжелых случаях) начинается с привлечения и концентрации внимания ребёнка на конкретном содержании слова и короткой инструкции. Для этого вводятся несложные для восприятия слова и эмоционально насыщенные короткие фразы с подписями к ним .Если ребёнок не умеет читать используют картинный материал. Дети учатся дифференцировать слова и фразы. Вначале берут слова различные по звуковому и ритмическому рисунку, разной слоговой структуре (например: кот—велосипед, шкаф—виноград и т. д. )или «дай ручку», «дай мяч», «открой книгу», «открой окно», «встань» и т. д.

Логопед опирается на сохранные анализаторные оптическую и кинестетическую систему, а также сохранные функции лобных долей, которые в комплексе создают предпосылки и компенсаторной перестройке нарушенных акустико-гностических функций, т.е. очень важно чтобы ребёнок одновременно слышал слово , видел, трогал предмет производил с ним какое-то действие. Широко используется зрительный контроль, зеркальный, чтение с лица. Хорошо если занятие проходит на эмоционально-игровом фоне. По называнию ребёнок показывает картинки, имитирует выполнение движений, мимикой и пантомимикой показывают развитие сюжета темы.

Затем от дифференциации слов, далеких по слоговой и мелодической структуре, переходят к дифференциации слов с близкой слоговой структурой, но с далекими фонематическими отличиями начального звука речи (кот—рот, рак—мак и т. д.) и слов с общим первым звуком, но разных
по своему слоговому и мелодическому рисунку (дерево—дом, стол—собака и т. д.). Эти слова не только воспринимаются на слух и соотносятся с подписями к картинкам, но и составляются из букв разрезной азбуки, записываются по памяти и под диктовку и прочитываются вслух.

Источник

Наиболее насыщенная эмоционально волевыми интонациями форма речи

— Фу, футбол! — Сестра сказала:

— Ну, футбол. А я ответил:

Развитие мелодико-интонационной стороны речи при помощи упражнений, развивающих мо­дуляции, тембр, диапазон голоса

Интонация является одним из важнейших выразительных средств речи. По данным проф. Н. И. Жинкина, интонация уве­личивает объем сообщения, так как сообщается не только то, что содержится в тексте, но и в подтексте. Анатомофизиологиче-скую природу интонации составляют речедвижения, в основе которых лежат модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуков речи.

Интонация уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. И. П. Павлов рассматривал интонацию как услов­но-рефлекторный раздражитель в процессе речевого общения.

Интонация проявляется в мелодическом, силовом и тембраль-ном звучании голоса, а также в ритмико-темповой организации речи.

Таким образом, с одной стороны, интонация придает речи эмоциональную окраску при помощи эмоциональных и волевых интонаций — вопроса, утверждения, восклицания, удивления, изумления, повеления, убеждения, приглашения, просьбы, угрозы. С другой стороны, интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций—повествования, пере­числения, выделения ударных слов, пауз, изменения темпа речи. Человеческая речь обладает бесконечным разнообразием инто­наций, что достигается изменениями высоты, силы, тембра, мо­дуляций голоса. Поэтому различные интонации оказывают много­образное воздействие на слушателя. Так, восходящее звучание голоса возбуждает, нисходящее—успокаивает, монотонная речь усыпляет. В процессе речи эмоциональные, волевые и логические интонации наиболее полно и точно отражают смысл слова и по­этому обладают наибольшей силой воздействия на слушателя.

Источник

Восстановление речина раннем этапе после инсульта

В.В. Виноградов (1947), М.А. Виллер (1960), Г.М. Кузнецова (1960), Е.А. Попова (1961), П.С. Кузнецов (1962), рассматривая вопросы синтаксиса предложения, отмечают, что интонационными средствами устанавливается коммуникативное значение слова в предложении, определяется членение предложения и осуществляется его внутреннее единство.

Таким образом, как показывают лингвистические исследования, в понимании речи интонация играет очень большую роль. Особенно облегчают понимание так называемые волевые интонации, а также мимика и пантомимика.

Читайте также:  Как перестать заедать стресс едой по вечерам

Эти данные имеют для нас большое значение, так как на рдннем этапе после инсульта при всех формах афазий весьма часто выявляется нарушение понимания речи. При этом у больных обычно сохраняется восприятие мимики и интонации. Все это и использовалось в работе над растормажива- нием понимания у больных с афазией на раннем этапе после инсульта.

По наблюдениям Э.С. Бейн (1964), нарушения понимания устной речи у больных афазией на раннем этапе после инсульта проявляются в разнообразной форме: в недоступности показа предмета по названию, в необходимости многократного повторения инструкции, в инактивности больного по отношению к слухоречевым раздражениям (« необращение внимания*).

Характерной чертой различных форм нарушения понимания у больных с афазией являются диффузность этого процесса на раннем этапе после инсульта. Лишь в дальнейшем, в процессе восстановления, понимание речи на слух становится более дифференцированным. Эту особенность восприятия речи мы и учитывали при разработке методик растормаживания понимания речи на слух у больных с различными формами афазии.

Диффузными, первичными в восприятии устной речи являются, как было сказано выше, синтагмы, т. е. различно интонационно окрашенные «отрезки* высказывания.

Наиболее насыщенной эмоционально-волевыми интонациями является так называемая побудительная форма речи, которую мы и использовали в работе с больными. При стимулировании понимания с помощью этой формы речи важным оказывается то, что побудительные предложения, выражая волю говорящего, стимулируют собеседника к активному действию и характеризуются особой интонацией, типичной для каждого вида побудительного предложения. В системе повелительного наклонения эта интонация является органической принадлежностью глагольных форм. Вне этой интонации повелительного наклонения, иными словами, побудительной речи не существует [М.К. Милых, 1953; А.В. Бельский, 1953; М.А. Виллер, 1960; П.П. Блонский, 1965]. Побудительные предложения могут обозначать приказание или распоряжение, требование, приглашение, просьбу, объяснение, согласие, одобрение, запрещение, вопрос и т. п.

Побудительная речь требует не столько ответной речевой реакции, сколько выполнения того или иного действия. Эта особенность побудительной речи позволяет логопеду контролировать понимание услышанной больным речи и постепенно увеличивать сложность побуждений, заданий, уточнять понимание больным воспринятой им речи.

Важным для нас является и то обстоятельство, что побудительная речь по своему лексическому составу является глагольной [В.В. Виноградов, 1947]. Глагол-сказуемое помещается в них в начале предложения, что позволяет с помощью логического ударения — «интонационного центра» — фиксировать внимание больного на словах, обозначающих действие. Логическое ударение является основным средством выделения слова по смыслу в устной речи, оно подчеркивает новое в высказывании [Е.А. Брызгунова, 1963; В.П. Сухотин, 1962].

Глагольность побудительной речи и используется нами в целях предупреждения аграмматизма типа «телеграфного стиля* у больных с моторной афазией [Э.С. Бейн, М.К. Шо- хор-Троцкая (Бурлакова), 1965; М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова), 1964, 1966; М.К. Шохор-Троцкая, 2002].

Источник

Презентация «Восстановление понимания речи у больных с афазией»
презентация по коррекционной педагогике

раскрыты основные принципы восстановления понимания речи у больных с афазией.

Скачать:

Вложение Размер
afaziya.pptx 1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Восстановление понимания речи у больных с афазией Выполнила: Неделько О.В .

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга Нарушение понимания устной речи у больных с афазией на раннем этапе проявляется в разнообразной форме: в не­доступности показа предмета по названию, в необходимости многократного повторения инструкции, в инактивности больного по отношению к слухоречевым раздражителям..

Диффузность нарушения понимания на раннем этапе после инсульта в процессе логопедических занятий сменяет­ся более дифференцированным восприятием отдельных частей фразы . Наиболее насыщенной эмоционально-волевыми интонациями является так называемая побудительная форма речи, т. е. очень краткие словосочетания. Побудительная речь состоит из предложений; побуждающих собеседника к действию, и требует не столько ответ­ной речевой реакции, сколько выполнения того или иного действия. Важным является и то обстоятельство, что побудитель­ная речь по своему лексическому составу является „гла­гольной. Глагол-сказуемое помещается в них в начале предложения, что позволяет с помощью логического уда­рения — «интонационного центра» фиксировать внимание больного на словах, обозначающих действие. Важным является и то обстоятельство, что побудитель­ная речь по своему лексическому составу является „глагольной. Глагол-сказуемое помещается в них в начале предложения, что позволяет с помощью логического ударения — «интонационного центра» фиксировать внимание больного на словах, обозначающих действие.

Стимулирование понимания речи при тотальной афазии Нарушения понимания речи при этой форме афазии часто носят временный, нейродинамический характер.

Логопед предлагает больному выполнять по устной инструкции различные действия. Например: Покажите Ручку, чашку, ложку. Где ваша жена? Покажите на них Рукой. Где дверь? Где тумбочка? Где у вас полотенце? Где носовой платок? Где ваш доктор? Давайте посмотрим картинки. Покажите чашку, ложку, хлеб, яблоко, огурцы, помидоры и т. п. Затем предлагаются задания, включающие не столько указательный жест, сколько уже сложные движения и действия: закройте глаза (книгу, тумбочку, ящик и т. д.); откройте их; покажите язык; покажите зубы; поднимите руку; дайте руку (чашку, книгу); возьмите. поправьте. сядьте. причешитесь. А позже: натяните. пейте. наденьте. встаньте. бросьте. ложитесь. и т. п. Больной выполняет различные манипуляции с одним предметом и одно и то же действие с разными предметами. В конце этих упражнений, через одну-две недели, можно пе­рейти к стимулированию глобального чтения отдельных слов с подкладыванием подписей к предметным картинкам.

Побудительные инструкции, предикативные по своему составу, неоднократно воспринятые больным на слух, становятся постепенно основой его пассивного словаря. Накап­ливание пассивного глагольного словаря создает предпосылки для восстановления как общей активности больного, так и его внутренней речи и тем самым отвечает задачам предупреждения в его речи аграмматизма , восстанавливает «чувство языка». Обычно стимулирование понимания речи на слух при тотальной афазии с помощью побудительных инструкций длится 10—15 дней. К концу третьей недели после инсульта в большинстве случаев вырисовывается основная форма афазии, и на следующем этапе восстановления уже ведется стимулирование понимания речи на слух, либо при моторной, либо при сенсорной афазии, во многих случаях при комплексной моторной или сенсомоторной афазии. Таким образом, использование интонационно-эмоциональной стороны побудительной речи и активация с ее по­мощью ситуативной деятельности больного содействуют установлению речевого контакта с ним.

Стимулирование понимания речи на слух при моторной афазии. На раннем этапе после инсульта не всегда можно решить вопрос о том, какая форма моторной афазии превалирует в речевом расстройстве больного. Исследованиями А. Р. Лурии показано, что у больных с эфферентной моторной афазией может быть нарушено чувство языка, грубо нарушена внутренняя речь, проявляющаяся в экспрессивной речи в виде аграмматизма типа «телеграфного стиля», а при афферентной афазии «телеграфный стиль» может возникать как параграмматизм на стадии восстановления у больных функции номинации.

При моторной афазии логопед стимулирует у больного понимание, значений глаголов, предлогов, местоимений; понимание фраз с различным по расположению местом логического ударения в предложении, а также различных по синтаксису (восклицательных, вопросительных, побуди­тельных, повествовательных) предложений; постепенное включение придаточных предложений времени, места, причины, цели и т. д. Восстановление понимания речи в полном объеме — длительный процесс. Как восстановление устной речи, так и улучшение понимания ее требуют не только этапности (ранний этап — резидуальный этап восстановления), но и опре­деленной периодизации внутри этих двух больших этапов, соответствующих как бы четвертям учебного года, если с больным ведутся систематические логопедические занятия в течение нескольких лет. Восстановление понимания речи включает улучшение фонематического восприятия при сенсорной акустико-гностической, афферентной и эфферентной моторной афазиях, и само это улучшение восприятия звукового состава слова требует своей периодизации. При всех формах афазии необходима работа по расширению объема слухоречевой памяти, ограниченной теми или иными специфическими для каждой ее формы особенностями. Так, слухоречевая память нарушается вторично и при афферентной и при эфферентной моторной афазиях, что особенно заметно во время слуховых диктантов (в процессе записи слов больные не в состоянии держать в памяти все предложение).

Кроме того, надо учитывать, что при всех формах афазии возникают специфично для каждой из них нарушения пони­мания многозначности слова, значения предлогов, место­имений, глагольных приставок, окончаний существительных и глаголов и т. п. Несомненно, что улучшение понимания протекает в процессе преодоления всех остальных функций речи, т. е. в процессе улучшения устной речи, преодоления дефектов артикуляции, улучшения грамматического оформления высказываний по сюжетным картинкам. Понимание улучшается в процессе зрительного и слухового диктантов, а также в процессе чтения и пересказа, решения арифметических задач, в общении с окружающими людьми, при просмотре фильмов по телевидению и т. д. Однако это не означает, что восстановление понимания речи у больных с афазией можно пустить на самотек. На каждом уроке наряду с упражнениями по улучшению устной речи, письма и чтения логопеду необходимо заниматься улучше­нием того звена понимания больного, которое больше всего у него нарушено.

Особенно трудным для больных с афазией бывает задание по нахождению на своем лице различных его частей. Несколько занятий логопед должен провести по этой теме вначале на рисунке по одному, по два и три элемента. По мере того как больной справляется с этим заданием, для стимулирования понимания ему даются парадоксальные задания, например, логопед показывает рисунок ложки и спрашивает у больного: Это слон? Это чашка? Это вилка? Больной в этих случаях эмоционально оживляется и, нередко отрицая вопрос логопеда, произносит ложка или другое соответствующее рисунку слово. При восстановлении экспрессивной речи для проверки понимания достаточно будет речевой реакции больного типа да, нет, сегодня, завтра и т. д.

При афферентной моторной афазии на раннем этапе восстановления особое внимание надо уделять пониманию больными предлогов и глагольных приставок. Для этого используются рисунки с передвижением предметов, животными людей. Например, логопед просит больного пока­зать рисунок, где «птица вылетела из клетки», «летит в клетку», «собака вышла из будки», «собака забирается в будку», «мяч лежит под столом», «на столе», «около стола», «дети идут в лес», «дети возвращаются из леса», «машина уехала», «подъехала», «въехала в ворота» и т. п. Отсутст­вие своевременной работы над пониманием предлогов и приставок приводит к тому, что при афферентной моторной афазии на начальном этапе восстановления больные за­трудняются в подборе соответствующих предлогов и глаголов с приставками, что создает картину псевдотеле­рафного стиля и «глагольной слабости» у них на поздних этапах восстановления. Особенно это проявляется в само­стоятельных письменных работах.

Стимулирование понимания речи на слух у больных с сенсорной афазией.

На раннем этапе после инсульта больные, как правило, крайне возбуждены, не осознают своего болезненного состояния, тяжело реагируют на трудности контакта с окружающими, не соблюдают режима (встают, пытаются ходить, отказываются принимать лекарство и т. д.). Поэтому установление контакта с ними является первооче­редной задачей. Процессу налаживания контакта, подведению больного к мысли о необходимости занятий с логопедом способствуют неречевые виды работы. На первых занятиях логопед предлагает простые слова для списывания, решение простых математических примеров, срисовывания схематичных рисунков и подписей к ним. Инструкции к действию даются с помощью мимики и жестов, иногда для наглядного объяснения заданий приглашается лечащий врач или кто-нибудь из персонала, чтобы выполнить за больного задание логопеда.

Как правило, больные решительно берутся за выполнение такого «простого» задания и сразу же выявляется дефектность копирования, которую они не сразу замечают. Если ошибки не замечаются, логопед указывает на них. При повторных попытках копирования, при попытках исправле­ния, как правило, допускаются новые ошибки, на которые снова логопед обращает их внимание. При этом нередко совсем отчетливо, без логореи и жаргон-афазии, 1 произносят­ся фразы: Ах, вот как!, А может быть, так?, Понял, понял и т. д. В некоторых случаях больные могут обижаться и сердиться на логопеда за исправление их ошибок, однако имен­но эти неречевые способы занятий подводят их к пониманию дефектности выполнения ими простых заданий и осозна­нию неблагополучия их состояния. Вся подражательная работа, которая организуется путем мимики и жестов, сопровождается логопедом краткими интонационно насыщенными репликами: Да!, Нет!, Нет-нет!, Правильно!, Хорошо!, Еще раз!, Здесь ошибка!, Дайте!, По­кажите! и т. д. Так в процессе неречевых форм деятельно­сти (срисовывание, списывание и решение примеров), когда больной подводится к пониманию самого факта речевого рас­стройства, логопед приучает его слушать и понимать интонацию речи. Постепенно лексический состав побудительных инструкций логопеда расширяется от одного до двух, а затем и трех слов.

Как только больной свяжет интонацию фразы Дайте! с жестом, в устную инструкцию вводится второе слово: дайте картинку, дайте ручку, дайте книгу. Это восприятие уже более сложной фразы, где логическое ударение перенесено с уже знакомого на новое слово. В побудительных занятиях логопед с помощью логиче­ского ударения выделяет глаголы, предлоги, наречия, а позднее — существительные в косвенном падеже. Применение побудительной речи на первом этапе работы приучает больных слушать речь, вычленять части предло­жения, главным образом дополнения, подводит их к этапу осознанного овладения фонематическим слухом. Такое спе­циальное внимание логопеда к существительным должно содействовать предупреждению аграмматизма , свойственного больным с сенсорной афазией. Итак, при стимулировании понимания у больных с эфферентной моторной афазией акцент делается на восстановление глагольной стороны речи в целях предупреждения аграмматизма и закладывания в слухоречевой памяти грам­матически организованных отрезков. При афферентной моторной афазии основную роль будет играть акустическое восприятие предлогов, наречий, местоимений, зрительный контроль за перемещением в пространстве, закрепление значений предлогов и наречий.

Источник

Читайте также:  Как понять эмоциональные отношения
Оцените статью