Надо помочь клиентам контролировать свои чувства особенно когда они

Отражение чувств в психологическом консультировании

Принципы работы с чувствами и эмоциями в психологическом консультировании:

1. Следует помнить, что чувства это те же самые эмоции: если какие-то воспоминания систематически вызывают одни и те же эмоции (характерные эмоции), то можно говорить, что по отношению к объекту воспоминания существуют определенные чувства. Поэтому, с одной стороны, в процессе психологического консультирования по характерным эмоциям можно судить об истинных чувствах клиента, а также, с другой стороны, изменения в этих эмоциях могут свидетельствовать об изменениях в чувствах клиента, что может и должно являться важным свидетельством в пользу успешного или не успешного течения консультации.

2. Чувства и эмоции очень важны в процессе консультирования, но не могут и не должны являются самоцелью, хотя сильные чувства (страх, боль, тревога, жалость, надежда, любовь и др.) могут помочь в работе. Вместе с тем они могут и помешать, потому что психолог-консультант обычно апеллирует к разуму клиента. Ориентация исключительно на чувства и эмоции может свести на нет рациональное вмешательство.

3. Познание и отражение чувств клиента — одна из главнейших техник консультирования. В работе важно обращать внимание на баланс фактов и чувств в консультативной беседе. Если психолог желает отражать чувства клиента, он внимательно выслушивает признания, перефразирует отдельные утверждения. Важно следить и за содержанием признаний клиента, и за тем, что кроется за чувствами его.

4. Одна из возможных ошибок психолога-консультанта — полное или почти полное игнорирование чувств и эмоций клиента. Если какое-то чувство важно для клиента и он нарочито проявляет его (демонстрирует), консультант должен включить это чувство в рабочее пространство консультации. Уровень эмпатии не должен быть очень высоким, но и не должен быть очень низким.

5. Если клиента интересует собственная внешность, он может дома посмотреться в зеркало. Если же он запутался в своих чувствах, он идет на прием к психологу-консультанту. Поэтому у последнего появляется специфическая функция — быть квалифицированным зеркалом чувств для клиента. Само по себе это отражение уже очень много для клиента. Психолог-консультант в процессе общения помогает уяснить смысл чувств.

6. Если чувства клиента носят для него характер явной проблемы, то это всегда говорит о наличии внутреннего конфликта. То есть существуют другие — может быть еще не высказанные в процессе консультации — чувства, которые противоречат данным. Уяснив характер этого внутреннего конфликта, можно выработать способы его преодоления.

7. Клиент может демонстрировать чувства, которых у него нет. Поэтому необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента и интонации голоса, но и на общий эмоциональный тон, позу, выражение лица, жесты, оговорки.

8. Поскольку чувства это характерные эмоции при тех или иных воспоминаниях, то важно конкретизировать — при каких именно воспоминаниях проявляются эти эмоции. Клиентка может, например, показывать как она ненавидит мужа, однако некоторые воспоминания о муже могут носить нейтральные и даже положительный характер. Поэтому можно сделать вывод, что клиентка не столько ненавидит мужа, сколько отдельные особенности его поведения.

9. Имеет значение общая эмоциональная направленность личности клиента. Насколько это можно, следует выяснить в каких эмоциях у клиента повышенная потребность, в каких — пониженная. Один клиент может быть «зациклен» на романтических эмоциях, другой — на «адреналине» и т.д.

10. Психолог-консультант постоянно должен рефлексировать свои собственные эмоции: как на них повлияло поведение клиента, как собственные эмоции психолога действуют на клиента.

11. Совсем не обязательно рефлексировать каждое чувство клиента. Иногда достаточно просто кивком головы показать, что консультант заметил это чувство.

12. Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства. Самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства.

13. Вслушиваясь в свои чувства, возникающие в ходе консультирования в качестве реакции на поведение клиента, консультант может получить о нем (и о других людях, которые фигурируют в рассказе) много ценной информации.

14. В некоторых случаях надо помочь клиентам контролировать свои чувства, особенно когда они слишком интенсивны. Для этого можно, например, предложить клиенту освоить ту или иную психотехнику.

Источник

Надо помочь клиентам контролировать свои чувства особенно когда они

М.: “Академический проект”, 1999

1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1.Определение и цели психологического консультирования

1.2.Психологическое консультирование и психотерапия

1.3.Теории личности и практика консультирования

1.4.Структура процесса консультирования

2.1.Роль и место консультанта в консультировании

2.2.Требования к личности консультанта — модель эффективного консультанта

2.3.Система ценностей консультанта

2.4.Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

2.5.Профессиональная подготовка консультанта

3. КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОНТАКТ

3.1.Определение консультативного контакта

3.2.Терапевтический климат. Физические компоненты терапевтического климата

3.3.Эмоциональные компоненты терапевтического климата

3.4.Навыки поддержания консультативного контакта

3.5.Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии

4. ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

4.1.Первая встреча с клиентом

4.2.Оценка проблем клиентов

4.3.Процедуры и техники консультирования

4.4.Советы начинающему консультанту

5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

5.1.Консультирование тревожных клиентов

5.2.Консультирование при реакциях страха и фобиях

5.3.Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов

5.4.Особенности консультирования “немотивированных” клиентов

5.5.Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования

5.6.Консультирование при переживании вины

5.7.Особенности консультирования плачущих клиентов

Читайте также:  Как себя лечит когда депрессия

5.8.Консультирование истерических личностей

5.9.Консультирование обсессивных личностей

5.10.Консультирование при параноидальных расстройствах

5.11.Консультирование шизоидных личностей

5.12.Консультирование асоциальных личностей

5.13.Консультирование при алкоголизме

5.14.Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами

5.15.Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями

5.16.Консультирование при переживании утраты

5.17.Особенности беседы с умирающим человеком

5.18.Консультирование при сексуальных проблемах

6. ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

М.: Академический проект, 1999. — 240 с.

Книга Римаса Кочюнаса представляет собой уникальное руководство по общению с клиентами — речь идет о консультировании людей без выраженных психических расстройств. Как правильно войти в консультативный контакт, умело его поддерживать и грамотно завершить консультирование — эти весьма сложные вопросы впервые столь подробно освещены в русскоязычном учебном издании. Книга актуальна для психологов и врачей любого профиля, а также для всех, чья профессиональная деятельность связана с общением.

Рекомендовано Профессиональной психотерапевтической лигой и кафедрой психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования в качестве учебного пособия.

© Матулявичене В., перевод с литовского, 1999

© “Академический проект”, 1999

В настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике со множеством психологических проблем, которые трудно или невозможно охарактеризовать клиническими терминами и нельзя решать в рамках традиционной психиатрии. Это проблемы повседневной жизни, связанные с трудностями развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями (наркомания, алкоголизм, распад семьи, СПИД и др.), возрастными кризисами. Широкий круг таких проблем и составляет предмет относительно новой профессиональной области — психологического консультирования, выделившегося из клинической психологии и психотерапии.

Монография познакомит читателей с важнейшими теоретическими положениями и понятиями, основными техниками и процедурами психологического консультирования. В ней изложены универсальные принципы психологического консультирования, а не какой-то один теоретический подход (хотя признаюсь в симпатии к экзистенциально-гуманистической психологии).

Монография может служить учебником для студентов, изучающих психологию, медицину, педагогику. Для них особенно полезны знания об условиях установления и поддержания профессионального контакта, о психологическом понимании основных человеческих проблем. Надеюсь, мой труд актуален и для специалистов, уже работающих в области психологического консультирования и психотерапии, он поможет им усовершенствовать профессиональные навыки, легче преодолевать возникающие в работе проблемы, более гибко применять свои знания. Наконец, рассчитываю на интерес всех читателей, увлекающихся психологией.

Эта книга — результат многолетней практической работы в качестве психолога-психотерапевта, но мое профессиональное становление было бы невозможно без всесторонней помощи. Хочется прежде всего поблагодарить моего первого учителя, д-ра Александра Алексейчика, и коллег, с которыми, долгие годы работая вместе, мы учились решать проблемы других людей и справляться с собственными трудностями. Я также благодарен сотням клиентов, встреча с которыми помогла значительно глубже понять сложности и противоречия человеческого существования, поверить в реальность изменения жизни в сторону большего благополучия.

Вильнюс, июль 1998

1. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: “Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений”. Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: “Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как “личность-личность”, хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера”.

Источник

Процедуры и техники консультирования

Постановка вопросов

Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса.

Вопросы разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»). Открытые вопросы расширяют и углубляют контакт: они дают возможность делиться своими заботами с консультантом, позволяют обсуждать чувства. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир.

Основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:

  1. Начало консультативной встречи («С чего сегодня Вы хотели бы начать?»).
  2. Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное («Что Вы почувствовали, когда это случилось?»).
  3. Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять («Не сможете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?»),
  4. Сосредоточение внимания клиента на чувствах («Что Вы чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?»).
Читайте также:  Что будет чувствовать человек за которым вы плачете

В консультировании используются как закрытые, так и открытые вопросы.

Однако в консультировании следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован. Если опрос превратить в основную технику консультирования, то и консультирование превратится в допрос или следствие. В такой ситуации клиент покинет кабинет консультанта с чувством, что был не столько понят и призван к эмоциональному участию в консультативном контакте, сколько допрошен.

Ободрение и успокаивание

Эти техники очень важны для создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Например: «Продолжайте», «Да, понимаю», «Хорошо», «Так» и т.п. Ободрение выражает поддержку — основу консультативного контакта.

Другим важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, испытывая новые способы поведения. Это тоже короткие фразы консультанта, выражающие согласие: «Очень хорошо», «Не волнуйтесь из-за этого», «Вы поступили правильно», «Вы правы» и т.д.

Частой ошибкой «успокаивания» является то, что консультант предлагает себя в качестве «подпорки» беспокойному клиенту. Это ограничивает возможности клиента самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, если успокаивание используется чрезмерно и слишком часто, т.е. начинает преобладать в консультировании, оно создает зависимость клиента от консультанта. В этом случае клиент перестает быть самостоятельным, не ищет собственных ответов, а полностью полагается на одобрение консультанта, т.е. ничего не делает без санкции консультанта.

Отражение содержания: перефразирование и обобщение

Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. Клиент таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, установках.

Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования, потому что побуждает клиента более открыто обсуждать свои проблемы.

В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. Обобщение помогает клиенту систематизировать свои мысли, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности консультирования. Если перефразирование охватывает только что высказанные утверждения клиента, то обобщению подлежит целый этап беседы или даже вся беседа.

Отражение чувств

Познание и отражение чувств клиента является одной из главнейших техник консультирования. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием.

Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.

Желание отражать чувства предполагает их распознавание. Для этого необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента, но и на его эмоциональный тон, позу, выражение лица. Так же важно помнить, что чувства могут таиться не только в том, что рассказано, но и в том, что не рассказано, поэтому консультант должен быть чутким к различным намекам, умалчиваниям, паузам.

Паузы молчания

Большинство людей испытывает смущение, когда обрывается беседа и стоит тишина. Она кажется бесконечно долгой. Однако умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях — один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее она бывает и глубоко осмысленной.

Молчание далеко не всегда означает отсутствие реальной активности. Молчание иногда подразумевает глубокое обобщение без слов, оно тогда более осмысленно и красноречиво, чем слова. Во время пауз молчания клиент может искать нужные слова для продолжения своего повествования, взвешивать то, о чем шла речь перед этим, пытаться оценить возникшие во время беседы догадки. Консультанту также нужны паузы молчания для обдумывания прошедшей части беседы и формулировки важных вопросов. Периодические паузы молчания делают беседу целенаправленной, так как в это время мысленно выявляются существенные моменты беседы, резюмируются основные выводы. Паузы молчания помогают не пропускать важные вопросы.

Предоставление информации

Цели консультирования достигаются также посредством предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем.

Предоставление информации в консультировании иногда бывает очень важным, поскольку клиенты нередко задают консультанту самые разные вопросы. Особенно существенны вопросы, за которыми кроется тревога клиентов о своем будущем, здоровье. Озадаченность клиентов значима не сама по себе, а в контексте ее возникновения. На вопросы клиента следует смотреть серьезно и хорошо обдумывать ответы на них. Желательно проявлять компетентность и избегать упрощений, чтобы не утратить доверия клиентов и не увеличить их тревогу.

Интерпретация

В консультировании очень важно выявить большее, нежели содержится в поверхностном повествовании клиента. Внешнее содержание, конечно, тоже значимо, однако существеннее раскрытие латентного содержания, скрытого за словами клиента. Для этого используется интерпретация повествования. Интерпретационные утверждения консультанта придают определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями. Такое преобразование помогает клиенту увидеть себя и свои жизненные трудности в новой перспективе и новым способом.

Выделяют пять типов интерпретации:

  1. Установление связей между якобы раздельными утверждениями, проблемами или событиями. Например, клиенту, который говорит о страхе публичного выступления, низком уровне самооценки и трудностях в отношениях с другими людьми, консультант указывает на взаимосвязь проблем и влияние на их возникновение неадекватных ожиданий и притязаний клиента.
  2. Акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств клиента. Клиент, например, постоянно отказывается от работы, хотя высказывает желание работать. Консультант может сказать ему: «Вы, казалось бы, радуетесь появившейся возможности, однако, когда сталкиваетесь с неизбежными трудностями, убегаете».
  3. Интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса. В вышеприведенном примере возможна интерпретация: «Судя по нашей беседе, побег является для Вас способом борьбы со страхом неудачи». Таким образом, здесь интерпретируется психологическая защита (побег) от тревоги (страха неудачи).
  4. Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым. Иначе говоря, консультант помогает клиенту усмотреть связь теперешних проблем и конфликтов с предшествующими психотравмами.
  5. Предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем.
Читайте также:  Как пережить негативные эмоции 15 проверенных способов

Практически во всех перечисленных типах интерпретаций очевидным является момент объяснения, т.е. суть интерпретации в том, чтобы непонятное сделать понятным. Интерпретация, как правило, не снимает невротический симптом, однако уменьшает тревогу, превращая симптом из непонятного препятствия в ясно установленную проблему, которую можно решать.

Хорошая интерпретация, как правило, не бывает слишком глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает. Действенность интерпретации тоже определяется своевременностью, готовностью клиента ее принять. Какой бы мудрой и точной ни была интерпретация — если она представлена в неподходящее время, эффект будет нулевым, поскольку клиент не сможет понять объяснений консультанта.

Консультанту необходимо уметь понимать реакции клиентов на суть интерпретаций. Эмоциональное равнодушие клиента должно заставить консультанта подумать о соответствии интерпретации действительности. Однако, если клиент прореагировал враждебно и сразу отверг интерпретацию как неправдоподобную, есть основание предполагать, что интерпретация затронула корень проблемы.

Несмотря на значение интерпретирования, не следует им злоупотреблять; когда в процессе консультирования слишком много интерпретаций, клиент начинает защищаться от них и сопротивляется консультированию. Интерпретационные утверждения неуместно формулировать авторитарным, категорично-поучительным тоном. Клиенту легче принимать интерпретации, формулируемые как допущения, когда ему позволяется отвергать их. Гипотетический характер интерпретаций не умаляет их ценности, если они оказываются точными и приемлемыми для клиента.

Конфронтация

Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтация – это всякая реакция консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, «игры», хитрости, извинения, «пускание пыли в глаза», т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией также добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.

Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта утонченности и опытности. Она часто воспринимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что консультант понимает его и заботится о нем. Для правильного использования техники конфронтации важно знать и понимать ее ограничения:

  1. Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение. Это не средство выражения консультантом враждебности.
  2. Конфронтация не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты клиентов. Ее назначение — помочь клиентам распознать способы, которыми они защищаются от осознания реальности. Здесь важнее понимание, а не разрушение, которое раздражает клиента и вызывает его сопротивление.
  3. Конфронтацию нельзя использовать для удовлетворения потребностей или самовыражения консультанта.

Конфронтация с клиентом ни в коем случае не должна быть агрессивной и категоричной. Желательно чаще использовать фразы: «мне кажется», «пожалуйста, попробуйте объяснить», которые выражают определенные сомнения консультанта и смягчают тон конфронтации.

Чувства консультанта и самораскрытие

Откровенность консультанта является важным аспектом современного консультирования, помогающим сложиться искренним отношениям между консультантом и клиентом. Спускаясь с пьедестала анонимности, консультант придает смелости клиентам в раскрытии значимых событий и увеличивает взаимное доверие. Откровенность клиентов часто зависит от обоюдности, т.е. от эмоционального участия специалиста в консультировании.

Различают позитивную и негативную откровенность консультанта. В первом случае клиенту выражается поддержка и одобрение. Например: «Я тоже чувствую, что наши отношения складываются прекрасно, и Вы заметно преуспели». Во втором случае имеет место конфронтация с клиентом. Например: «Вы говорите, что все хорошо, однако, если кто-нибудь подобным образом реагировал бы на мое появление, я крайне рассердился бы». Раскрываясь, консультант в любом случае должен быть искренним, спонтанным и эмоциональным.

Техника самораскрытия используется лишь при наличии хорошего контакта с клиентами, как правило, на поздних стадиях консультирования.

Структурирование консультирования

Эта процедура проходит через весь процесс консультирования. Структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Закончив один этап, мы вместе с клиентом обсуждаем результаты, формулируем выводы. Необходимо убедиться, что оценки результатов данного этапа консультантом и клиентом совпадают.

Работа с клиентом осуществляется по принципу «шаг за шагом». Каждый новый этап начинается с оценки того, что достигнуто. Это способствует желанию клиента активно сотрудничать с консультантом, создает возможность в случае неудачи на отдельном этапе вновь вернуться к нему.

Источник

Оцените статью