Горе и потери в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей
Причины для горя могут быть разными, разной может быть и его интенсивность. Утрата родителей, пожалуй, самое страшное горе в жизни ребёнка. Родители умирают или их лишают родительских прав , ребёнок попадает в приют или больницу – и это становится самым значительным травмирующим событием в жизни ребёнка.
Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Такую вынужденную разлуку ребёнок воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» — ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только один: стараться не думать о том, что с ними случилось.
Ещё одно традиционное заблуждение – считать, что ребёнок не может любить родителей, которые так плохо с ним обращаются. А если любит – значит, «сам — ненормальный». Однако сохранение привязанности к родителям как раз является одним из признаков «нормальности» ребёнка. Потребность любить и быть любимым естественна для всякого душевно здорового человека. Просто эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое.
Детям трудно адекватно оценить причины отобрания их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие, а представителей органов опеки – как агрессоров. Но даже тогда, когда перемещение было ожидаемым, дети испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей. В соответствии с особенностями характера и поведения, после отобрания из семьи ребёнок может быть подавлен, безучастен к происходящему или агрессивен. Но каковы бы ни были его реакции, взрослым нужно помнить: уход из семьи – самое значительное событие из всех, что происходили до сих пор в жизни ребёнка.
Все дети из неблагополучных семей хотят, чтобы их родные родители были нормальными, заботливыми и любящими. Разлука с семьей, по сути, является признанием того, что для данного ребёнка быть любимым своими родителями – невозможно. И утрата семьи, даже если она была неблагополучной, — серьезная травма. Приносящая ребёнку боль, обиду на родителей и на «жизнь вообще», чувство отверженности и гнев.
Попадая в учреждение, дети теряют:
– Отношения с близкими людьми , привязанность . Даже в тех случаях, когда отношения с родителями складываются плохо, все равно для ребёнка это та семья, которую он знает, его самые близкие люди на свете. И ребёнок не утрачивает надежды на изменения к лучшему. С одной стороны, привычные отношения дают ощущение стабильности и безопасности, с другой стороны – эмоциональные связи реальны, и утрата привязанности приносит боль, которая может переживаться не только душевно, но и на физическом уровне.
– Микросоциум и доступ к информации о семье . Для ребёнка семья – это мир, в котором он живет, на котором основываются его знания о своем происхождении, представления о своей личности. С утратой семьи ребёнок утрачивает принадлежность к конкретным взрослым и оказывается в ситуации слишком ранней социальной эмансипации, которая в норме должна происходить уже после подросткового возраста. Неудивительно, что дети чувствуют себя потерявшимися и дезориентированными.
– Широкое социальное окружение , дружеские связи – макросоциум . Дружеские связи и широкое социальное окружение отчасти компенсируют недостаток тепла и заботы, которые дети ощущают в своих кровных семьях. Для любого человека дружеские связи очень важны, но для детей из неблагополучных семей они важны особенно. Мир за пределами квартиры (дома) – территория, которую ребёнок активно осваивает с трехлетнего возраста. Познавательная активность детей, самостоятельность, первые социальные контакты – все это оказывается под ударом в результате отрыва ребёнка от семьи и попадания в учреждение.
– Свой дом и имущество , личные вещи . Материальная среда является продолжением личного пространства для человека. Все то, что мы называем «своим», имеет особую значимость для людей. Теряя «свое», любой человек всегда испытывает беспокойство, переживает. Утрата дома – одно из самых больших несчастий в жизни (достаточно вспомнить о беженцах, переселенцах…). Попадая в учреждение, дети теряют свой дом и все то, что считают своим, вплоть до одежды. Еда, игрушки, предметы обихода – все это, по сути, «общее», то есть ребёнку не принадлежит, и сам он не имеет «своего места в жизни».
– Контроль над собственной жизнью , ощущение безопасности . Человеческая жизнь регулируется социальными правилами и законами, но внутри этих правил люди обладают определенной свободой выбора: у них есть свои желания, предпочтения и возможности хотя бы частичной их реализации. Дети не выбирают для себя «возможность» оказаться в детском доме, и внутри детского дома они тоже ничего для себя не выбирают. Их жизнь полностью контролируется извне, они становятся «пассивными объектами». Подобная утрата контроля над своей жизнью приводит к потере чувства психологической безопасности. Дом и семья – первооснова жизни ребёнка, и их утрата означает для него, что все остальное тоже может исчезнуть, что ничего надежного и стабильного на свете нет. Кроме того, опыт пассивного существования усваивается детьми и через некоторое время становится жизненным принципом: они не умеют и не хотят предпринимать самостоятельных усилий в устройстве своей жизни. Пресловутые «иждивенчество» и «потребительство» детей из учреждений – проблема, созданная существующей системой.
– Социальный статус : « хуже других ». Дети, переживающие травму изъятия из семьи, испытывают душевную боль, а боль люди часто воспринимают как «наказание» за что-то, за какую-то свою вину. Кроме того, дети лишаются всего, что есть у других людей, и это также заставляет их чувствовать себя хуже других, «наказанными». Также для детей расставание с семьей означает, что их родители позволили этому произойти, то есть фактически «отказались от них». Это ощущение отверженности усиливается социальным реагированием. Для многих людей дети из детских домов – «неблагополучные», «умственно отсталые», «малолетние преступники» и т. д. Социальный статус этих детей объективно ниже, чем статус детей из обычных семей, даже неблагополучных.
Прожить горе необходимо для дальнейшей полноценной жизни и развития, принять его как полноправную часть своего опыта. В большинстве случаев дети не знают или не понимают, что с ними произошло, как сложится их дальнейшая судьба и как относиться к сложившейся ситуации.
Процесс переживания горя – достаточно длительный (около года), особенности его протекания и проявлений носят индивидуальный характер, однако структура, последовательность стадий – общая для всех людей независимо от возраста, пола и культурной принадлежности.
СТАДИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ И ПОТЕРИ.
- Потрясение и недоверие. Когда наша модель мира уничтожена, мы не чувствуем себя способными справляться с жизнью. Это может происходить и с ребенком, принятым в новую семью: его мир рухнул, а что его ждет — неизвестно. Для ребенка отчуждение от родной семьи начинается не с момента изъятия, а в момент помещения в приемную семью. Кроме того, дети начинают чувствовать себя отличающимися от обычных детей — тех, которые не лишились семьи. Осознание этого может проявляться по-разному. Этим, объясняется факт, что многие вновь принятые в семью дети начинают вести себя заметно хуже в школе и внезапно становятся мрачными и агрессивными.
- Отрицание. Главная особенность поведения ребенка на этой стадии состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю. Такой ребенок может быть послушен, даже весел, вызывая удивление у взрослых: «ему все нипочем». Для вновь принятых в семью детей это может означать то, что они привыкают не выражать болезненные чувства, обращаясь к опыту прошлого. Они живут, изо всех сил стараясь не думать о том, что произошло, плывут по течению. Но такое состояние длится недолго — либо последует «взрыв», когда переживания нахлынут, либо начнутся соматические и поведенческие проявления вытесняемых переживаний: рассеянность, частое впадение в прострацию, расстройство учебной и любой другой деятельности.
- Стадия гнева и смешения чувств. Эта стадия характеризуется появлением сильных, иногда взаимоисключающих эмоций. Жить ребенку с чувствами, вызывающими тревогу и беспокойства, сложно и тяжело. Дети в этот период чрезвычайно чувствительны, и они особенно нуждаются в помощи, чтобы эти подавленные чувства не нанесли вреда. Дети испытывают следующие эмоции, причем иногда все сразу:
а) Тоска. Это чувство может вызвать у детей стремление увидеться с членами родной семьи и повсюду их разыскивать. Нередко утрата обостряет привязанность, и ребенок начинает идеализировать даже тех родителей, которые обращались с ним жестоко.
б) Злость. Это чувство может проявляться против чего-то определенного или быть самодовлеющим. Дети могут не любить себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т.д., они могут гневаться на «предавших» их родителей. На «разлучников» — милицию и детский дом, которые «вмешались не в свое дело». Наконец, на приемных родителей — как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит.
в) Депрессия. Боль потери может вызвать чувство отчаяния и потерю уважения к себе. Помогая принятому в семью ребенку выразить свою печаль и понять ее причины, замещающие родители помогают ему тем самым преодолеть состояние стресса.
г) Вина. Это чувство отражает реальное или предполагаемое отвержение или обиду, причиненную потерянными родителями. «Я не слушался родителей, плохо помогал им, и меня забрали». Такие и подобные им утверждения высказывают дети, лишившиеся родителей. Суть происходящего в том, что ребенок в попытке осмыслить ситуацию ошибочно принимает ответственность за происшедшее на себя. С другой стороны, он может также чувствовать вину из-за собственных чувств, например, из-за того, что он любит приемных родителей или наслаждается материальным комфортом, в то время как его родители живут в бедности.
д) Тревога. В критических случаях она может перерасти в панику. Принятый в семью ребенок может бояться отвержения замещающими родителями. В тех случаях, когда ребенок сталкивался с жестоким обращением в родной семье, а к новой семье искренне привязался, он может бояться, что родные родители разыщут его и заберут.
- Разрешение . Процесс переживания утраты ограничен во времени. В конечном счете, депрессия и другие сложные чувства уступают место попыткам восстановить эмоциональное равновесие. Отказавшись от надежды вернуться домой, дети начинают формировать привязанности к членам новой семьи.
Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. Обычно адаптация происходит в течение года. На протяжении этого периода замещающие родители могут оказать существенную помощь ребенку, и это послужит «цементом», скрепляющим новые отношения. Однако если какие-либо из перечисленных выше проявлений сохраняются на более долгий срок, имеет смысл обратиться за помощью к специалистам.
Важно помнить, что любой ребенок стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым!
Источник
Тревожный тип привязанности
Такой стиль привязанности встречается примерно у 10% людей и очень часто формируется у детей, выросших в деструктивных семьях (например, в семьях алкоголиков ).
Родители такого ребёнка не всегда доступны и заботливы. В какие-то моменты родители могут быть чуткими и отзывчивым, а в другие – полностью игнорировать потребности ребенка . Возьмем, к примеру, вариант с матерью, страдающей алкогольной зависимостью. Находясь в трезвом состоянии, она заботится о малыше, успокаивает его и реагирует на его призывы. Но в моменты алкогольного опьянения ей становится не до ребенка, и она полностью игнорирует его потребности и крики. Из-за такой непоследовательности ее поведения, у ребенка нет уверенности, что, когда ему будет необходима забота и помощь родителей, он их получит. Поэтому он не слишком доверчив к миру и старается держаться поближе к матери, боится её отпускать даже на непродолжительное время. Он всегда с тревогой ищет внимания родителей. С возрастом может появиться иррациональный страх потери матери (ребенку кажется, что она может бросить его или неожиданно умереть). В моменты непослушания, если родители пугают ребенка тем, что могут отдать его в детский дом, полицейскому или злой соседке – это только усугубляет ситуацию.
Ребёнка и взрослого с тревожным типом привязанности часто преследует страх одиночества и поэтому он всегда будет искать возможность к кому-то присоединиться, слиться , привязаться. Он чувствует себя комфортно и в безопасности, только будучи к кому-то привязанным, чувствуя свою принадлежность и связь с другим человеком. Он не ощущает себя ценным и достойным любви, а других людей оценивает положительно, поэтому очень часто пытается «заслужить» любовь, быть удобным и угождать всем вокруг. Он старается формировать очень близкие отношения с другими, чтобы почувствовать, что другие его принимают. Также, такие дети очень боятся быть отвергнутыми, поэтому обиду или недовольство матери воспринимают как катастрофу.
Основные черты людей с тревожным типом привязанности:
— Желание высокой степени эмоциональной близости с партнёром, вплоть до слияния и растворения в нем. И одновременно с этим – внутреннее недоверие и страх отвержения.
— Отношения у таких людей часто выходят на первый план, затмевая собой все остальные сферы жизни. Партнер становится центром их жизни, они постоянно озабочены мыслями о нем.
— Неуверенность в себе и, как следствие, ревность . Они постоянно переживают, не разлюбил ли их партнер, боятся, что он найдет кого-то лучше, сравнивают себя с другими (с его бывшими, с его коллегами). Ждут постоянного подтверждения, что их любят и ценят, требуют гарантий.
— Часто впадают в эмоциональную зависимость от партнера.
— Пытаются «заслужить» любовь, выбирая эмоционально недоступного партнера и доказывая, что они достойны его любви. Правда иногда это превращается в самое настоящие вымогательство чувств.
— Склонны все драматизировать, принимать близко к сердцу любые проблемы во взаимоотношениях.
— Из-за сильного страха отвержения и неуверенности в себе, готовы прощать партнеру очень многое, поэтому часто становятся жертвами тиранов. Такой человек может не уходить годами, даже если ему очень плохо, просто потому, что одиночества он боится гораздо больше, чем плохих отношений.
— Очень тяжело переживают расставание, способны даже на суицид, так как вместе с уходом партнера теряется их смысл жизни. Хотя очень часто они сами, своей навязчивостью, контролем, ревностью и тревожностью подталкивают партнера к разрыву отношений.
Этот тип привязанности часто встречается у людей с зависимым расстройством личности. В крайнем своем проявлении такие люди могут иметь пограничное расстройство личности .
С такими людьми сложно. Но зачастую они оказываются самыми верными и преданными спутниками жизни. Они способны глубоко чувствовать и нередко выплескивают свои эмоции в творчество. Именно они создают проникновенные стихи и чувственные романы, сочиняют музыку, рисуют картины. Именно они способны на подвиги ради любимого человека. С ними бывает очень сложно, но зато не скучно. Как и люди с надежным типом привязанности, они склонны к длительным и серьезным отношениям, но это не всегда счастливые браки.
Тревожный тип + Надежный тип
Неплохой союз, при условии, что партнер с надежным типом привязанности имеет высокую терпимость, а тревожный тип учится у него психической зрелости. В противном случае, партнеру с надежным типом может быстро надоесть желание тревожного партнера слиться с ним в единое целое, проводить всё свободное время вместе и постоянно доказывать чувства. Стремление надежного типа к независимости больно ранит его «тревожного» партнера, он воспринимает это как отвержение. Скандалы здесь неизбежны и прочность такого союза зачастую зависит от запасов терпения партнера с надежным типом привязанности.
Тревожный тип + Избегающе-отвергающий тип
Самый распространенный союз, в котором тревожный тип постоянно догоняет, а избегающий тип убегает. Тревожного партнера обижает отчуждённость и холодность его избегающего партнёра, а партнёра с избегающим типом очень злит навязчивость тревожного партнера, отчего он закрывается еще больше.
Человек с избегающим стилем привязанности может неосознанно выбирать тревожного партнёра, потому что только тревожный партнер способен постоянно догонять его и вкладываться в отношения за двоих. В свою очередь, человека с тревожной привязанностью может притягивать избегающий партнёр, потому что бессознательно он уверен в том, что он не ценен, никому не нужен и будет брошен. Такие отношения бывают очень сложными, деструктивными и выматывающими, но могут длиться годами. Потому что оба партнера взаимозависимы друг от друга.
Тревожный тип + Тревожный тип
Такие союзы встречаются нечасто. Уж слишком они одинаковые. Поначалу их притягивает иллюзия духовного родства, совпадение моральных ценностей, стремление к высшему проявлению любви. Но в итоге они просто сливаются друг с другом, абсолютно теряя свои личные границы. Они воспринимают друг друга как продолжение самих себя, а не как отдельную личность. На этой почве возникает много проблем, так как оба партнера достаточно инфантильны в отношениях и не способны зрело смотреть на вещи. Это не самый счастливый тип отношений, но тем не менее они могут прожить вместе очень долго просто потому, что никому из них не хватит смелости поставить точку и выйти из отношений. Ведь они оба очень боятся остаться одни. А при такой степени слияния, отсоединиться друг от друга и стать независимой личностью бывает практически невозможно. Со временем они начинают воспринимать друг друга как брат с сестрой.
Более подробно о тревожном типе привязанности можно узнать из этого видео:
Более подробно о других типах привязанности можно прочитать здесь.
Поработать с травмами привязанности можно на моём онлайн-курсе «Исцеление детства «. Приглашаю всех желающих!
Источник