Начало учебного года стресс для родителей

Содержание
  1. Снова в школу: как родителям пережить стресс
  2. Больше уделять времени себе и своему здоровью
  3. Отказаться от завышенных ожиданий
  4. Переключаться
  5. Проводить время с детьми
  6. Правильно разговаривать с учителями
  7. Начало учебного года — как пережить и о чем не забыть родителям. Советы психолога Людмилы Петрановской
  8. Первый раз в пятый класс
  9. Старшеклассники и юмор
  10. Начало учебного года для родителей и детей. Что рекомендуют психологи?
  11. Начало учебного года — это стресс. И это нормально
  12. Всем родителям страшно
  13. Страхи ребенка
  14. Как понять, что ребенку психологически тяжело в школе
  15. Как перестроить ребенка на новый распорядок дня
  16. Какие слова от родителей ранят, а не помогают
  17. Школа, дополнительные занятия и продленки
  18. Как понять, что ребенок перегружен
  19. Если учителя нагружают слишком сильно
  20. Сложности при переходе из одной школы в другую

Снова в школу: как родителям пережить стресс

Рассказываем, что делать мамам и папам учеников, чтобы не сойти с ума

Начало нового учебного года зачастую ассоциируется вовсе не с праздником, а с постоянным нервным напряжением и усталостью. И касается это не только детей, но и их родителей. Шутка ли, постоянно общаться с учителями, выполнять вместе с ребенком непростые задания, держать под контролем успеваемость. Тут рискуют заработать нервное расстройство даже самые стойкие мамы и папы. В нашем материале мы расскажем, как минимизировать стресс в течение ближайших девяти месяцев.

Больше уделять времени себе и своему здоровью

Начало учебного года — не повод забывать о своем теле, ведь школа отнимает много сил и времени не только у детей, но и у родителей. Бесконечные подготовки к контрольным и проверочным работам, изматывающие совместные вечера за разбором домашних заданий — все это не лучшим образом сказывается на нервной системе и даже может стать причиной серьезных проблем со здоровьем. Чтобы всегда оставаться в форме и не терять присутствия духа, мы рекомендуем обратить пристальное внимание на процессы, которые происходят в организме.

Блуждающий нерв. Руководство по избавлению от тревоги и восстановлению нервной системы Стэнли Розенберг Твердый переплет 845 ₽ В корзину В корзину

Книга Стэнли Розенберга «Блуждающий нерв» поможет вам оставаться спокойным и здоровым человеком на протяжении всего учебного сезона. Автор расскажет о разработанной им уникальной системе восстановления блуждающего нерва — важнейшего органа в человеческом теле. В эту методику входят элементы остеопатии, китайской акупунктуры, тайского массажа и многих других техник, отлично зарекомендовавших себя в борьбе с разнообразными болезнями. Теперь ваша нервная система будет в полном порядке и сможет пережить все неприятности, которые готовит учебный год.

Отказаться от завышенных ожиданий

Каждый из нас в той или иной мере стремится к успеху. И неудивительно, что того же самого мы требуем и от своих детей. Но разве так необходима победа, которая достается ценой отношений и здоровой нервной системы?

Любить то, что есть: четыре вопроса, которые изменят вашу жизнь Кейти Байрон Твердый переплет 480 ₽ В корзину В корзину

Умение находить золотую середину между учебой и отдыхом, а также способность радоваться даже самым незначительным успехам вашего чада помогут вам избежать ненужных конфликтов. А книга Байрон Кейти «Любить то, что есть» станет отличным помощником в разговоре с самим собой и с ребенком. Благодаря методике известного тренера личностного роста вам откроются простые радости жизни, которые мало связаны с оценками и победами на олимпиадах.

Переключаться

Многие проблемы, особенно если речь идет об образовании вашего ребенка, требуют оперативного вмешательства и постоянной вовлеченности. Но беда в том, что, если не позволять себе отдыхать, можно очень быстро выгореть. А это, в свою очередь, не принесет пользы ни вам, ни вашему чаду. Так что самое время научиться переключаться с повседневных забот на размеренный и осознанный отдых. Посвятите время хобби, выставкам, просмотру фильмов или самым обычным прогулкам.

Счастливые люди гуляют по городу просто так. Как научиться жить не спеша Эрика Оуэн Твердый переплет 709 ₽ В корзину В корзину

Эрика Оуэн, журналистка и заядлая путешественница, уверена, что подчас легкий променад по парку или родному району может заменить сеанс у психотерапевта. В книге «Счастливые люди гуляют по городу просто так» она объяснит, как превратить в увлекательное путешествие даже знакомый путь от работы до дома и замечать прекрасные детали, забыв о вечной спешке и дедлайнах. Оказывается, чтобы избавиться от стресса и усталости, достаточно научиться гулять правильно, выкинув из головы все лишние мысли. Попробуйте, вам понравится.

Проводить время с детьми

Будь то учебное время или каникулы, дети всегда нуждаются в нашем внимании. А значит, нет подарка ценнее, чем время, проведенное с ними. Отправляйтесь вместе на прогулку, заведите совместные увлечения и просто побольше разговаривайте с ребенком. Совместный досуг поможет вам забыть на время об оценках и экзаменах и просто получить удовольствие.

Я люблю их, когда они спят. 10 способов сделать свою жизнь с детьми проще и счастливее К. Дж. Дель’Антониа Твердый переплет 456 ₽ В корзину В корзину

Многодетная мама и блогер К. Дж. Дель’Антониа в книге «Я люблю их, когда они спят» делится с другими родителями секретами ненавязчивого воспитания, а кроме того, рассказывает, как превратить совместный день с ребенком не в очередной источник стресса, а в увлекательное путешествие. Станьте другом своему сыну или дочке, и тогда жизнь станет легче и приятнее.

Правильно разговаривать с учителями

Едва ли не самое сложное и одновременно изматывающее занятие для каждого родителя — это встречи с педагогами. Кто из нас не чувствовал себя в такие моменты провинившимся ребенком, вынужденным оправдываться перед строгим учителем? Так как же научиться вести диалог со своим грозным оппонентом и не чувствовать себя после этого как выжатый лимон?

Неудобные разговоры. Как общаться на невыносимо трудные темы Дуглас Стоун, Брюс Паттон, Шейла Хин Твердый переплет 709 ₽ В корзину В корзину

Преподаватели Гарвардской школы права Дуглас Стоун, Брюс Паттон и Шейла Хин — настоящие знатоки переговоров. В «Неудобных разговорах» они подробно объяснят, как не бояться своих собеседников, а также всегда побеждать даже в заранее проигрышных спорах. А кроме того, научат вас справляться с неловким молчанием и приводить правильные аргументы. Благодаря их книге родительские собрания перестанут быть для вас катастрофой, ведь вы будете знать, как вести диалог.

Источник

Начало учебного года — как пережить и о чем не забыть родителям. Советы психолога Людмилы Петрановской

Принято считать, что помощь в адаптации требуется лишь первоклассникам. Так ли это? Какая поддержка нужна десятикласснику, пятикласснику? На эти и другие вопросы отвечает психолог Людмила Петрановская.

Можно ли как-то сгладить «переходный период», заранее как-то настроить ребенка, чтобы он не уставал?

Читайте также:  Что чувствуют солдаты во время боя

– Усталость от такой резкой смены образа жизни и большой нагрузки у ребенка будет в любом случае. Мне не кажется, что этот вопрос вообще можно решить каким-то разговором с ребенком или какой-то предварительной подготовкой.

Адаптация после отдыха бывает у всех: и у детей, и у нас, взрослых, когда мы из отпуска возвращаемся.

Если в школе у ребенка все нормально, то он, с одной стороны, жалеет, что каникулы кончились, с другой стороны, рад, что увидит своих одноклассников, начнет учиться. Если он совсем-совсем не рад и только тяжело вздыхает, то, может быть, имеет смысл подумать: «Что происходит в школе у ребенка?» И как-то разобраться.

В целом же если есть какая-то возможность, ближе к концу летних каникул стоит чуть-чуть начать сдвигать распорядок дня. Обычно это, правда, особенно не удается. То есть люди пытаются, но все равно понимают, что первые несколько дней учебы ребенок будет не высыпаться, перестраиваться с ритма отдыха на ритм учебы.

Многие дети заболевают на второй, на третьей неделе учебного года: таким образом они сбрасывают стресс, вызванный изменениями распорядка жизни. В этом, как правило, нет ничего страшного. Дети приспосабливаются к новому ритму.

Первая неделя (и даже недели) будут непростыми, и чем младше ребенок, тем больше ему может понадобиться особого внимания, особой родительской поддержки, отдыха. Так что нужно больше разгружать ребенка, не требовать от него сразу же идеальной собранности и успешности.

Обычно родители берут отпуск, чтобы проводить время с первоклашками, но и детям постарше очень поможет адаптироваться к новому учебному году, если родители найдут возможность быть рядом с ними. Важно, чтобы хотя бы первую неделю ребенок не был чересчур нагружен, не оставался в продленке.

Многие дети, даже те, которые давно не спят днем, возвращаются к дневному сну в первые школьные недели. Хорошо, если у ребенка будет возможность отдохнуть днем.

Первый раз в пятый класс

А что касается учеников средней школы – здесь есть свои нюансы? Особенно если говорить о пятиклассниках – ведь детям, привыкшим к одной учительнице, придется приспосабливаться к разнообразию предметов, учителей.

– Пятиклашки испытывают особый стресс. Они очень часто в первые недели, даже месяцы учебы не справляются, и не со школьной программой, а с логистикой. То есть раньше было понятно: обычно уроки задают сегодня на завтра, причем это три-четыре совершенно понятных предмета. А тут начинается много предметов, уроки могут задавать на через неделю, и непонятно когда их делать. Легко забыть что-то, что просили принести. Разные учителя, разные требования, разные тетрадки…

Обычно к пятому классу родители особо не контролируют детей в том, как они подготовились к школе, ничего ли не забыли, не следят за выполнением домашнего задания: они вроде бы стали самостоятельными.

Теперь пятиклашкам, как когда-то первоклашкам, снова нужна родительская помощь. И именно – в логистике. В первые недели, месяцы родителям стоит помогать ребенку «разруливать» ситуацию. Не столько делать с ним уроки, сколько помочь справиться с новым расписанием, с планированием. Чтобы не получилось, что какой-то день он вдруг сидит до 11 вечера, пытаясь выполнить все заданное.

Немаловажно говорить с ребенком, расспрашивать: «Как тебе эта учительница? Что думаешь о той? Как больше понравилось, как меньше?» То есть помогать проговаривать впечатления, осознавать объемы большой информации и упаковывать все это в слова.

Если родитель берет отпуск, чтобы посидеть с ребенком, не нужно использовать его для того, чтобы выносить ребенку мозг требованием безукоризненного выполнения уроков: «Раз уж я сижу с тобой, то давай как следует позанимаемся!» Родитель не для этого, он для того, чтобы быть рядом, чтобы подольше погулять или сходить в бассейн, например. И чтобы помочь справиться со сложной ситуацией.

А если ребенок приходит и говорит, что какие-то учителя не нравятся?

– Что делать родителям? Выслушивать, утешать: «Давай посмотрим, давай подождем, как все образуется». Это нормально, что какие-то учителя нравятся, какие-то не нравятся. Конечно, если не происходит что-то совсем из ряда вон выходящее, травмирующее ребенка. Тогда, конечно, нужно разбираться, защищать ребенка.

Если же все просто в категориях «нравится» – «не нравится», и у ребенка просто стресс от того, что сразу столько новый учителей, причем каждый – со своими требованиями, то надо настроить его: «Ничего страшного. Люди – разные и не все должны тебе нравиться. Зато смотри, какая та учительница хорошая, о которой ты говорил».

Старшеклассники и юмор

Старшеклассникам нужна поддержка родителей в начале учебного года?

– В старших классах начинается истерика по поводу ЕГЭ. Школа мастерски загоняет и себя, и детей, и родителей по этому поводу в состояние паники. Тут надо ребенка психологически разгружать от этого, где-то разрядить нервную обстановку, где-то напрямую попросить учителя, если классный руководитель по этой части очень увлекается, не нагнетать и не вводить детей в невроз. Обычно детям такого возраста помогает юмор. Иногда просто нужно следить, чтобы он спать вовремя ложился, не забывал поесть.

В этом году 1 сентября в понедельник, то есть сразу – целая учебная неделя…

– Обычно на первой неделе много не задают, поэтому можно побольше погулять с ребенком, пойти куда-нибудь в парк, сходить в кино. Если ребенок маленький, и вы видите, что он совсем в стрессе, то лучше оставить его на один день дома, чем потом он две недели будет болеть.

Еще самим родителям нужно дать себе установку: начало учебного года – совсем не кошмар, ничего страшного в этой ситуации нет. Иначе дети начнут воспринимать все так же.

Если дополнительные занятия, кружки начинаются в первую же неделю, то нужно смотреть на собственного ребенка. Дети разные. Есть такие, которые с удовольствием бегают по занятиям с утра до вчера и чувствуют себя отлично. А есть астеничные ребята, которым такой график сразу дается тяжело, значит, темп нужно наращивать постепенно.

Чтобы переход от отдыха к учебе был легче, для некоторых детей поддерживающим ресурсом может быть, например, красивый пенал, красивые тетрадки или еще что-то новое, яркое. Или, например, поход всей семьей в кафе 1 сентября, чтобы поесть мороженого, или самые любимые завтраки всю первую неделю. А для других детей, для интровертов, самое лучшее будет, если видно, что он устает, просто взять небольшую паузу.

В общем, главное – быть внимательным к ребенку, быть рядом с ним, а остальное все приложится.

Источник

Начало учебного года для родителей и детей. Что рекомендуют психологи?

1 сентября начинается новый учебный год. Подготовиться морально к нему нужно не только детям, но и родителям.

Читайте также:  Коль буйны радости конец их будет буен

О том, чего боятся родители и почему страхи вредно передавать детям, как настроить ребенка на новую жизнь и помочь сохранить интерес к учебе, Эволюция Юга.ру узнала у детских психологов Елены Стешенко и Алины Едрышовой.

Елена Стешенко

аналитически ориентированный психолог, клинический психолог, детский психолог. Руководитель детского развивающего центра «Карандаши»

Начало учебного года — это стресс. И это нормально

Елена Стешенко: У взрослых и детей любая перемена места жительства или смена социальной роли вызывает фрустрацию — все новое пугает, выбивает из колеи, выводит из зоны комфорта. Период привыкания к новому — это нормально. Любое развитие идет через фрустрацию, через столкновение с чем-то незнакомым и пугающим.

Больше всего мы боимся того, о чем мало знаем. Поэтому с ребенком очень важно говорить о том, как все будет в школе. Особенно если это первоклассник — лучше рассказать о своем приятном опыте, поделиться воспоминаниями, показать фотографии, показать первых учителей. Рассказать про друзей в классе, особенно если с этими людьми есть связь до сих пор . Заряжать ребенка какими-то такими положительными знаниями и ожиданиями.

Алина Едрышова

детский и семейный психолог-консультант, психотерапевт, сертифицированный специалист в области индивидуального и семейного консультирования

Для младшеклассников самый действенный способ привить интерес к учебе — это взаимодействие с миром. Например, можно выкладывать свое имя из камешков. Посмотреть на созвездия, поискать их названия. Понаблюдать рассветы и закаты. Собрать листья, посмотреть в книжке или в интернете, что это за деревья. Потом в школе у него будет ощущение, что ему это уже знакомо, и будет проще.

Алина Едрышова: Если ребенок идет в первый класс, стоит рассказать ему, как и что будет происходить. Просто описать картину: есть учитель, есть детки, их там будет примерно столько, вы будете заниматься до такого-то часа, я буду тебя забирать, спать как в садике вы в школе не будете.

Всем родителям страшно

Елена Стешенко: Первое, с чем сталкиваются родители, особенно родители первоклассников, — это свой новый статус, связанный со взрослением ребенка. Теперь он родитель школьника, который уже должен быть немного самостоятельным. Как раз в это время у ребенка происходит кризис семи лет — он хочет делать что-то сам, сам одеться, выбрать себе рюкзак и канцтовары . Родитель, сталкиваясь с этим, боится упустить ребенка. Я очень часто слышу на приемах: «А если я дам ему свободу, не упущу ли я его?».

Другой страх — это когда родители, особенно мамы, видят в ребенке свое продолжение. Поэтому возможные неудачи ребенка приравниваются к личным неудачам. Ребенок как бы вынужден отдуваться в этом мире за маму. «Если он не справится, что обо мне подумают люди?», — рассуждают родители. И это же автоматически транслируется ребенку — а вдруг ты не справишься, а вдруг ты получишь не пятерку. И ребенок боится подвести родителя, чувствует груз ответственности и старается вообще меньше делать что-либо, лишь бы не ошибиться.

Неудачи ребенка приравниваются к личным неудачам. Ребенок как бы вынужден отдуваться в этом мире за маму

Вообще, для родителей совершенно нормально переживать за своего ребенка, нормально бояться, что он может кому-то не понравиться, что не справится с чем‑то. Но важно не наполнять этим страхом ребенка.

Страхи ребенка

Елена Стешенко: Самый глубинный страх — страх быть отвергнутым, быть не принятым в коллективе. Это связано с младенческими переживаниями о том, насколько безопасно ребенок чувствует себя в мире. Чувство безопасности формируется в отношениях с матерью в течение первого года жизни. И если страх отвержения проявляется в школе, страх вступить во что-то новое, познакомиться с другими детьми, то, вероятно, эта привязанность не очень надежна. При этом нужно учитывать, что страх отвержения бывает не только у первоклассников, об этом могут переживать и дети постарше: вдруг все изменились за лето, вдруг меня не примут, вдруг я больше не нужен друзьям.

Хорошо ли адаптируется ребенок к новому коллективу и к новым занятиям, будет понятно уже к октябрю. Если с этим будут проблемы, не нужно стесняться обращаться за помощью к специалистам.

Для понимания того, как ребенок относится к учебе, хорошо помогает игра «в школу» дома. Родители могут притвориться, что сидят на уроке, капризничают, не хотят ничего читать и учить. А ребенок пробует выступить в роли учителя, стать возле воображаемой доски, попросить открыть учебники, задавать домашние задания. Во-первых, это поможет ему увидеть свою роль со стороны, присоединиться к учителю и понять его мотивы, во-вторых, покажет его отношение к процессу. Такую игру мы часто используем для диагностики, не только в начале учебного года.

Как понять, что ребенку психологически тяжело в школе

Елена Стешенко: Это довольно заметно — ребенок плохо спит, ночами просыпается, ему снятся плохие сны. Начинаются психосоматические проблемы, когда внутреннее состояние выражается через болезни: болит живот, голова, появляется тошнота.

Дома он не рассказывает о друзьях, не произносит никаких имен, с кем он ходил на перемене перекусить, с кем шел домой после школы.

Как перестроить ребенка на новый распорядок дня

Елена Стешенко: Любой организм довольно легко перестраивается. Ребенок плавно входит в новый ритм и привыкает. Но психологи рекомендуют родителям не держать детей до 12 ночи и на каникулах. Есть книжки, сказки, когда родитель садится рядом и помогает уснуть примерно в 10 часов вечера. Редко кто меняет этот режим на лето. Но если ребенку приходится все-таки вставать заметно раньше, можно подбадривать и говорить: «Ты становишься старше, это нормально, мы утром едем на работу, а ты идешь в школу, ты привыкнешь».

Читайте также:

Если ребенок чуть постарше, в предподростковом возрасте, и хочет читать книгу допоздна или посидеть за компьютером, и из-за этого у него сбивается режим, тут нужно понимать, кто вводит правила в семье. Плохо, когда мир полностью сосредоточен вокруг ребенка, когда он становится центром, по правилам которого живет вся семья. Если он всегда сам устанавливает правила, это ему не только не помогает, но и мешает.

Родитель может договариваться с ребенком: «Хорошо, сейчас 10, ты можешь до 11 книжку еще почитать, но не дольше». Ну и к тому же десятилетки уже не первый год в школе, они говорят: «Ой, да нормально начну в сентябре вставать» — и начинают. Да, сначала сложно, как нам после отпуска, но дети перестраиваются.

Алина Едрышова: Начало учебы само корректирует режим дня, и ребенок постепенно привыкает. Я не знаю взрослых людей, которые неделю, даже три‑четыре дня своего отпуска посвящают тому, чтобы настроиться на работу. Практически все взрослые отдыхают, пытаясь насладиться каждой минутой, так зачем же отнимать это драгоценное время у своих детей?

Читайте также:  Стрессы во время беременности второй триместр последствия

Какие слова от родителей ранят, а не помогают

Елена Стешенко: Прежде всего не должно быть сравнений с другими: с соседом, с Васей, с Петей. Нельзя говорить: «Вот ты не решил пример, а Вася справился. Вот ты не подтянулся на турнике, а Петя подтянулся». Любые сравнения очень больно ранят ребенка , у него отбивается инициатива что-то пробовать — зачем что-то делать, если я и так хуже.

Или страхи, когда родители сами говорят: «Ой, лучше бы ты в садике остался, школа — это так трудно». Все, что родители говорят вслух, впитывается ребенком и работает как программа. «Школа — это страшно. В школе над тобой будут смеяться. Будешь плохо себя вести, учитель тебя линейкой ударит». Таких слов нужно избегать.

«Я в тебя верю» — это самый главный посыл. Говорите ребенку, что верите в него, что он со всем справится

Стоит говорить: «Мы всегда с тобой, мы тебя защитим в любом случае, мы будем тобой гордиться, что бы с тобой ни случилось» — и говорить про школу что-то хорошее. «Я в тебя верю» — это самый главный посыл. Говорите ребенку, что верите в него, что он со всем справится.

Школа, дополнительные занятия и продленки

Елена Стешенко: В адаптационный период важно сохранить те занятия, от которых ребенок получает удовольствие. Если у него получается рисовать — пусть занимается, это его отдушина . То, что будет его разряжать и стимулировать. Он будет знать, что он придет, сделает уроки и после сможет заняться любимым делом, поедет на акробатику или на танцы.

А вот сразу заваливать новыми дополнительными занятиями, английским, спортивными секциями, музыкальной школой не стоит, это может привести к перегрузке. У ребенка должно быть свободное время. Хочет первоклассник играть — пусть играет, он еще ребенок.

Читайте также:

Продленки тоже бывают разные. Часто они помогают лучше адаптироваться к школе. Продленка нужна для того, чтобы ребенок не был предоставлен сам себе дома слишком долго. Надо смотреть программу продленки. Хорошо, если продленка предполагает прогулки на свежем воздухе, секции, связанные с творчеством, на которых бы ребенок отдыхал.

Если в такую продленку ребенок начинает ходить и вы чувствуете, что ему хочется там заниматься, то почему нет. Это очень индивидуально.

Как понять, что ребенок перегружен

Елена Стешенко: От чрезмерных нагрузок в учебе появляется апатия, постоянное «я устал, мне тяжело». Конечно, к концу учебного года все дети начинают это чувствовать, но в начале это нехороший признак. Ребенок будет часто болеть: когда снижается эмоциональный фон, снижается и иммунная система, поэтому ребенок начинает хватать все простудные заболевания. Появляются тики, заикание. Это все говорит о высоком внутреннем напряжении.

Если учителя нагружают слишком сильно

Елена Стешенко: Родитель должен держать связь с учителем. Как правило, учителя начальных классов не отдаляются от родителей. Учитель наблюдает ребенка в коллективе, и услышать его мнение очень важно, поэтому не стоит стесняться спрашивать.

Сейчас есть чаты с мамами или учителями, и если требованиями возмущен весь класс, то это вопрос, который поднимают все вместе. Но если проблемы только у одного ребенка, то тут вопрос к его психоэмоциональному состоянию.

Иногда мы видим, что ребенок как будто отсутствует, находится в фантазиях. Часто это связано с тем, что происходит дома в семье. Он переваривает какую-то ситуацию — ссоры и развод родителей, смерть родственников, рождение брата или сестры. Первые дети в семьях тяжело переживают появление младших и могут даже регрессировать, играть в маленьких, чтобы им уделяли больше внимания. Это может отражаться и на учебе.

Алина Едрышова: Если вы считаете, что вашему ребенку нужно больше времени, чтобы влиться в учебу, лучше пойти и поговорить об этом с преподавателем. Только вы знаете своего ребенка лучше всех, и только вы можете его поддержать и защитить перед учителем.

Сложности при переходе из одной школы в другую

Елена Стешенко: Это не только ситуация, которая должна вызывать тревогу, но и способ понаблюдать, как ребенок вписывается в новый коллектив. Иногда в подростковом возрасте (с 11 лет) переход в новую школу означает жизнь с чистого листа и возможность стать популярным. Родители могут помочь ребенку адаптироваться: предложить пригласить новых друзей домой, сходить вместе в кафе, как-то помочь ребенку наладить контакт. Кроме того, ребенок смотрит, как мы общаемся со своими друзьями, есть ли традиции собираться вместе по праздникам. Говорим ли мы за спинами у наших друзей хорошие или плохие вещи. Все это впитывается и отражается на том, как ребенок будет вести себя с новыми друзьями.

Алина Едрышова: Если ребенок переходит в другую школу, то надо понимать, что кроме того, что ему придется потратить силы на адаптацию к новому, у него еще могут оставаться печальные, грустные, гневные чувства по поводу того, что он расстался со своими старыми друзьями и учителями, которые ему нравились. Поэтому надо разговаривать, спрашивать, как он себя чувствует в новой школе.

У меня был случай с девочкой, у которой появились проблемы с адаптацией в новой школе. Когда мы начали с ней работать, оказалось, что она стесняется даже спросить, где в этой школе туалет. Вроде простая вещь, которой можно было бы избежать, если бы родители вместе с ней прошлись по школе и изучили ее.

Коротко о главном

• Переживать, что ребенок идет в школу, — это нормально. Главное, не транслировать ему свой страх. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, пугать школой, рассказывать про злых учителей и конфликты с одноклассниками.

• Нужно разделить себя и ребенка и перестать воспринимать его неудачи как свои личные. Это снимет с него психологический груз. Вера в его силы и поддержка от родителей гораздо важнее и эффективнее.

• Больше всего в школе дети боятся быть отверженными группой сверстников. Если ребенку трудно адаптироваться, есть смысл обратиться к специалисту.

• Дополнительные занятия не должны перегружать ребенка. В начале учебного года лучше оставить те занятия, которые приносят ему удовольствие, — например, танцы или рисование.

• Важно спрашивать ребенка о том, как он чувствует себя в школе, обращать внимание на усталость, на то, о чем он не рассказывает, — например, о друзьях. Нужно поддерживать контакт с учителями, потому что им хорошо видно, насколько хорошо ребенок адаптируется. Защищать интересы ребенка перед учителем — это нормально, ведь только вы знаете его лучше всех остальных.

Источник

Оцените статью