Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста: реализация аспектов требований ФГОС
статья
Актуальность данной темы в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей, а также коррекции речевой и двигательной сфер. Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально — ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие невозможно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста: реализация аспектов требований ФГОС | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Ю. Г., музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад №40 Пушкинского района
Развитие чувства ритма
у детей дошкольного возраста:
реализация аспектов требований ФГОС
Способность откликаться на звуки музыки – общечеловеческое свойство. Каждый человек может в той или иной степени заниматься музыкой. Звучать и быть услышанным – общечеловеческая потребность и отказывать человеку в удовлетворении этой потребности негуманно. Воспитание музыкой – «почва» для дальнейшего развития человека. Какова почка – таковы и растения. Не всякие уроки музыки могут быть полезны маленькому человеку (да и большому). Чтобы музыкальные занятия послужили базой для роста человеческой личности, они должны быть наполнены творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда маленький человек впервые входит в мир музыки. Вместе с развитием музыкальных способностей детей самое серьѐзное внимание необходимоуделять ритмическому воспитанию.
Актуальность данной темыя считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей, а также коррекции речевой и двигательной сфер. Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально — ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие невозможно.
Проблема: Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не толькосферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Цель: Преодоление общего недоразвития речи детей средством развития ритмических способностей.
• развивать умение чувствовать, понимать ритм, передавать его в движении, игре на музыкальных инструментах;
• усвоение метра-ритма: ритмический рисунок, пульсация, акценты;
• вызвать интерес к выполнению ритмических заданий в процессе музыкальных игр.
— дети воспринимают развитие музыкальных образов и выражают их в движениях, согласовывают движения с характером музыки;
— у детей развиваются музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
— дети умеют определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение);
— различают простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);
— у детей сформирована красивая осанка, выразительные, пластичные движения.
Что же такое ритм и чувство ритма?
Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всѐ наше тело. Ещѐ одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.
Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
По мнению Киры Владимировны Тарасовой, чувство ритма имеет три
— темпа — способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
— метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;
— ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.
Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Под влиянием музыкально-ритмических упражнений, устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций.
Ритм формирует физическое и духовное развитие ребенка, помогает ему развить свои способности и творческие проявления. А также способствует развитию речи и ее восприятия. Речевые нарушения, имеющиеся у детей, могут корректироваться на музыкальных и логоритмических занятиях. Ведь на таких занятиях связь слова, движения и музыки решает многие речевые проблемы. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений, игр, положительно развиваются музыкальные способности, чище становится
речь. Поэтому можно сделать следующий вывод, что развитие ритмических способностей детей не только способствует музыкальному развитию, но и развивает речь и личность ребенка во всех его проявлениях.
Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест.
Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности (хлопки, шлепки по бѐдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.). Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к.
подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.
Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.
Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса.
Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.
Сел сверчок на шесток, таракан – в уголок (попеременно
шлепать по столу ладошками)
Сели-посидели песенку запели (хлопок в ладоши, шлепок по столу)
Услыхали ложки – вытянули ножки (попеременно щелчки
пальцами, притопы ногами)
Услыхали калачи – да попрыгали с печи, (попеременно
выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам,
Да давай подпевать, подпевать да танцевать! (попеременно
шлепать по столу ладошками)
Как без дудки, без дуды, ходят ноги не туды (хлопок в ладоши,
шлепок по столу)
А как дудочку почуют, сами ноженьки танцуют (попеременно
щелчки пальцами, притопы ногами)
Журавли пошли плясать, долги ноги выставлять (попеременно
выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам,
Бух, бух, бух (хлопок в ладоши над головой)
Также много внимания работе над ритмом уделяется и в процессе игры на ДМИ. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.
Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Интерпретируя музыку, ребѐнок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребѐнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.
Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий) возраст пока еще не носит достаточного понимания. «Эмме Пари –известный французский учитель музыки и пения середины 19 века, теоретик относительной системы воспитания слуха – привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».
Часто ритмические слоги подменяются счетом – «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей), тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым».
(Показываем на примере ритмической формулы из рыбок: «раз–и два-
и, раз-и-два-и» и «ти-ти-Та, Та-Та».)
Разница очевидна! Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «Та» и «ти-ти» есть варианты – «дон-ди-ли», «так-ти-ки», «шаг-бегать». Однако, не смотря на вариативность закрепления за четвертями тех или других слогов, у них есть бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и» в своем значении несут малое, меньшее.
Ценность ритмических слогов состоит в том, что:
-любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно
— ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и
— с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется
перевод слов в ритм;
— ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и
— ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции –
это всегда радость и удовольствие для детей.
Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Такая работа ведѐтся со 2 младшей группы.
Ритмическое чувство наиболее эффективно развивать, применяя систему:
— музыкально — дидактических игр;
— музыкально — ритмических движений;
— игр на развитие чувства ритма;
— игры на детских музыкальных инструментах;
Работая по данной теме, я сделала вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.
Комплексная, многоплановая работа с использованием дифференцированного и индивидуального подхода обеспечивает формирование музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи, повышает эффективность воздействия и положительно влияет на результат освоения танца в целом.
1. Анисимова Г. И. Использование музыкально-ритмических упражнений в формировании графических навыков у старших дошкольников в системе подготовки их к школьному обучению // Школьный логопед. — № 4 (48). — 2013. — С. 14-22.
2. Бабаджан Т. С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. — М., 1930.
3.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.
4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания — М.: Палея, 2007. – 320 с.
5. Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2010. – 240 с.
6.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки». — СПб.: ПИТЕР, 2014, — 460 с.
Источник
Аритмия: причины, симптомы, лечение у детей и взрослых
Аритмия – нарушение ритма сердечных сокращений – ассоциируется с заболеваниями сердца, однако наблюдается при инфекционных, эндокринологических, неврологических заболеваниях, травмах, а также может встречаться у практически здоровых людей.
Обычно аритмии регистрируют у взрослых, причем старение населения позволяет предположить увеличение распространенности нарушений сердечного ритма. Зачастую аритмии протекают бессимптомно и чаще регистрируются при холтеровском мониторировании, чем при однократном снятии ЭКГ.
Аритмии у взрослого и ребенка выявляются и при полном здоровье:
- в 7% случаев – синусовая аритмия;
- в 2,9% – синусовая тахикардия;
- в 7,8% – синусовая брадикардия;
- в 0,5% – наджелудочковая и 0,6% – желудочковая экстрасистола;
- 2% приходится на атриовентрикулярные блокады здоровых 1 и 2 степени;
- 0,2% занимают блокады ножек пучка Гиса, в основном у мужчин, причем неполная блокада характерна для молодых респондентов (0,5%), полная – для пожилых (1,2%) [2, 4].
Виды и причины аритмий
Нормальный сердечный ритм называется синусовым. Он определяется автономной проводящей системой сердца. Существуют несколько центров, инициирующих импульсы электрической активности: в норме основное значение имеет синусовый узел (главный водитель ритма), меньшей активностью обладает атриовентрикулярное соединение (второй водитель ритма), наиболее слабые и разрозненные импульсы формируются в пучках Гиса и волокнах Пуркинье.
Аритмии бывают номотропными и гетеротропными, периодическими или постоянными, связанными с патологическим возбуждением клеток миокарда. Номотропными называются нарушения функции синусового узла, который, однако, остается главным водителем ритма (синусовая аритмия). Синусовые брадикардия и тахикардия вызваны изменениями скорости возникновения импульса при нормальной работе синусового узла.
Синусовая тахикардия – учащение сердечных сокращений. Нормальными показателями частоты сердечных сокращений считаются:
- 90-100 ударов в мин. для детей до 10 лет;
- 80-90 ударов в мин. для детей от 10 до 15 лет;
- 64-74 удара в мин. для лиц от 15 до 60 лет;
- 50-60 ударов в мин. для людей старше 60 лет [1].
Причины синусовой тахикардии: физическая нагрузка, стрессы, фобии, неврозы, заболевания эндокринной системы, климакс, гипоксия, лихорадка, интоксикация, травма, миокардиты и перикардиты, кардиосклероз, повреждения головного мозга.
Синусовая брадикардия – урежение частоты сердечных сокращений – как показывает статистика, развивается преимущественно у мужчин. В ее патогенезе значение имеет гипертонус блуждающего нерва при таких состояниях, как повышение внутричерепного давления, новообразования, ушиб или сотрясение головного мозга, менингит и энцефалит, геморрагический инсульт; рефлекторно гипертонус нерва может развиться и привести к аритмии – при спазмах почечного, желудочного, кишечного, желчного происхождения.
Повышается активность парасимпатической нервной системы при гипоксии и ишемии миокарда, воздействии хинина, дигиталиса, морфия, повышении уровня билирубина и желчных кислот.
Синусовая аритмия – генерирование импульсов синусовым узлом с различной регулярностью – происходит при попеременном повышении влияния симпатической и парасимпатической нервных систем. Причинами синусовой аритмии считают изменения содержания в крови кислорода и углекислого газа, желчных кислот, лактата, некоторых лекарств, кровоизлияние в сердечную мышцу и травма сердца.
Гетеротопные аритмии связаны с несостоятельностью главного водителя ритма или нарушением их проведения от синусового узла и ниже. В этом случае его функции берут на себя нижние отделы проводящей системы, генерируя замещающие ритмы.
Общие причины гетеротопных аритмий:
- повышение активности парасимпатической системы;
- опухоли и травмы сердца;
- перерастяжение миокарда (кардиомиопатии);
- отравление алкоголем, дигиталисом, хинином, β-адреноблокаторами;
- инфекционные болезни (дифтерия, скарлатина, брюшной тиф, грипп и другие вирусные инфекции);
- гиперкалиемия;
- врожденные заболевания сердца.
Аритмии этого типа представлены слабостью синусового узла или его блокадой, в основном у лиц старше 50 лет; синоатриальными и атриовентрикулярными блокадами, блокадой одной или обеих ножек пучка Гиса. В этих случаях ритм сердечных сокращений задается более слабыми водителями ритма, так как нормальное проведение не осуществляется.
Ритм сердечных сокращений нарушается при изменении возбуждения клеток миокарда. Причинами таких нарушений являются: ИБС; нарушения водно-солевого баланса; гипоксии; хронические интоксикации; травмы груди, сердца, головного мозга; холецистит, мочекаменная болезнь. Дезорганизация сердечного ритма также связывается с аномалиями крупных сосудов, нарушениями нейрогуморальной регуляции. В результате формируются такие аритмии, как мерцания, трепетания и пароксизмальная тахикардия. Аномальный автоматизм связан с ишемией или инфарктом, увеличением содержания ионов калия и тахикардией.
Экстрасистолии – дополнительные, вне основного ритма, сердечные сокращения, за которыми следует более длительная пауза – бывают одиночными, парными, множественными, связанными с ритмом. Пароксизмальная тахикардия – это временное внезапное учащение ритма сердечных сокращений, сменившееся столь же внезапно его нормализацией. В этот период сердце хуже снабжается кровью за счет снижения минутного объема, артериальное давление снижается, возможны головокружение, боли в сердце, потеря сознания. Пароксизмальная наджелудочковая тахикардия регистрируется в 2 раза чаще у женщин, пароксизмальная желудочковая тахикардия – у мужчин. Трепетание – очень частые регулярные сокращения предсердий (до 380 в минуту) и желудочков (до 300 в минуту) – связаны с появлением очагов re-entry в правом предсердии.
Мерцательная аритмия имеет более тяжелое течение. Мерцание – нерегулярные сокращения предсердий или желудочков при беспорядочной электрической активности сердца – вызывается множественными очагами re-entry, генерирующими импульсы с очень высокой частотой. В предсердиях кровь застаивается, образуются тромбы. Мерцательная желудочковая аритмия характеризуется появлением нескольких очагов, генерирующих частые импульсы, но фактически сокращения желудочка не происходит. Мерцательная аритмия никогда не встречается у здоровых.
Симптомы аритмии
- Ощущение перебоев и замирание сердца.
- Сердцебиение, «трепетание» в кончиках пальцев.
- Боли в области сердца.
- Одышка.
- Отеки.
- Повышенная утомляемость.
- Страх.
- Предобморочные состояния и обмороки.
- Нарушения сна.
У детей могут быть отставание темпа психомоторного развития, плаксивость, деформация грудной клетки. У малышей наблюдают рвоту, беспокойство, одышку, отказ от еды, холодный пот.
В некоторых случаях аритмии являются признаками жизнеугрожающих состояний:
- аритмический коллапс или шок;
- сердечная недостаточность;
- ишемия миокарда (острый коронарный синдром);
- внезапная сердечная смерть.
Аритмия у детей
Аритмии у детей могут появиться в любом возрасте, но чаще встречаются в период новорожденности, в 4-5, 7-8 лет и у подростков [3]. Во многих случаях аритмии протекают бессимптомно и выявляются при рутинных обследованиях. Более высокая распространенность аритмий у детей пубертатного возраста связана с гормональными возрастными изменениями. При этом дети жалуются на сердцебиение при нагрузке или в покое, слабость, утомляемость, головные боли, бессонницу, периодические боли за грудиной и повышение артериального давления. Сердечная недостаточность формируется быстро, особенно у детей первого года жизни, и может привести к синдрому внезапной сердечной смерти.
Прочие причины аритмии детского возраста:
- поражения нервной системы в перинатальном периоде;
- врожденная дисрегуляция (незрелость) вегетативной регуляции сердечной деятельности;
- детские инфекции или перенесенные врожденные инфекции;
- эндокринологические заболевания;
- обезвоживание при длительных рвоте, поносе, потливости;
- гипо- и гипертермия;
- врожденные и приобретенные пороки сердца и аномалии проводящих путей.
Способствуют аритмиям у детей осложненные беременность и роды, гипотрофия плода, недоношенность, внутриутробные инфекции, и, как правило, у детей с аритмиями в анамнезе выявляются различные кардиологические заболевания у близких родственников.
Диагностика
Безусловно, центральную роль в диагностике аритмий играют анализ электрокардиограммы, одиночная съемка ЭКГ или суточное (холтеровское) мониторирование. Выполняют ЭКГ с нагрузкой и функциональные исследования. Иногда устанавливают ревил-имплантируемое устройство, постоянно фиксирующее ЭКГ в течение нескольких месяцев. Дополнительно выполняют электроэнцефалограмму, генетическое тестирование, МРТ или КТ сердца, эхокардиографию.
Отдельного внимания заслуживают лабораторные методы диагностики аритмий с целью выявления электролитных нарушений и признаков воспаления. Берутся анализы крови, мочи, ногтей или волос для определения уровня содержания магния, калия, натрия, хлора. Более показательными являются исследования крови.
Можно выполнить комплексный лабораторный тест «Кардиориск», включающий определение уровня тропонина, NT-pro BNP; С-реактивного белка, гомоцистеина, триглицеридов, липопротеина, креатинкиназы, ЛДГ, холестерина, липопротеинов низкой и высокой плотности, D-димера.
Для контроля эффективности лечения назначают исследование уровня лекарственных препаратов амиодарона, лидокаина, прокаинамида в крови методом высокоэффективной жидкостной хроматографии.
Лечение аритмии
Лечение может быть консервативным и хирургическим. В тяжелых случаях выполняют оперативные вмешательства по установлению искусственного водителя ритма, кардиовертеров-дефибриляторов, радиочастотную и криоаблацию (разрушение очага, генерирующего патологические импульсы, электричеством или глубокой заморозкой).
В экстренных случаях назначают внутривенное введение антиаритмических препаратов.
Первая помощь при аритмии у детей заключается в доступе свежего воздуха, освобождении дыхательных путей и обеспечении покоя. В первые минуты ребенку можно приложить к лицу пузырь со льдом, наклонить вниз головой на пару минут, надавить на корень языка. По назначению врача применяют медикаментозную терапию. Выбор препарата зависит от типа аритмии и индивидуальных особенностей пациента. Таблетки от аритмии назначаются кардиологом или терапевтом, самостоятельно их принимать нельзя. Назначают бесопролол, амиодарон, надолол, атенолол или иные β-блокаторы.
Источник