Набор эмоциональное развитие ребенка

Дидактическое пособие для развития эмоций «Сундучок эмоций»

Валентина Валерьевна Саясова
Дидактическое пособие для развития эмоций «Сундучок эмоций»

Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

Чем заняты в свободное от детского сада времени современные дети? Играют в классики? Прыгают через скакалку? Гоняют мяч во дворе? Если увидишь такое чудо, то сердце радуется: ещё не всё пропало! Но к сожалению всё свободное время у большинства ребят занимают телевизор и компьютер. Ребята стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других людей. Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем.

Без эмоций жизнь представить не возможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих эмоций или хороших эмоций. Каждая из них – ключ к познанию окружающего мира.

Мы, педагоги должны помочь выйти детям из узкого круга их виртуального мира в мир настоящей жизни, в мир полный восхищений и переживаний, удивлений и наслаждений! Наслаждением каждого прожитого дня!

Сегодня я предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Сундучок эмоций»

Цель дидактического пособия: сделать процесс развития эмоционального мира ребёнка не только эффективным, но и интересным.

Задачи пособия:

— развивать у детей дошкольного возраста способность к познанию эмоций – как своих, так и окружающих;

— повысить у детей самооценку;

— дети должны овладеть знаниями об основных эмоциях, об особенностях их проявления, способах адекватного выражения эмоций и средствами их вербализации;

— научить навыками позитивного коллективного взаимодействия и самостоятельной работы;

— развить эффективность эмоциональных реакций.

Варианты использования представленного материала

1 Кубик «Назови эмоцию»

Задачи. Научить детей узнавать, называть и изображать данную эмоцию (можно использовать зеркало). Могут быть и варианты игры (если несколько человек, например, изобрази эмоцию, что на стороне куба, а ребята пускай отгадают и т. п.

2 «Волшебный мешочек» .

Договориться, что каждая геометрическая форма– это та или иная эмоция человека.

Задачи. Развивать тактильные ощущения, память, мышление.

Вариант №1: достать из мешочка заданный или задуманный вид эмоции.

Вариант №2:ребёнок достаёт первую попавшуюся геометрическую форму и называет, за какую эмоцию она отвечает.

3 «Что ты испытаешь, если увидишь?» (баночка с мелкими игрушками насекомых, хищников и т. п.)

Задачи. Развивать связную речь ребёнка, называть правильно, ту эмоцию, которая он бы испытал в разных ситуациях. (Например, что бы ты испытал, если бы увидел, что по нашей улице ходит настоящий крокодил? И т. д.)

4 «Какие эмоции нарисовал художник у игрушек?» (баночка с мелкими игрушками от киндера, например, на которых есть эмоции)

Задачи. . Развивать связную речь, Способствовать снятию эмоционального напряжения посредством встречи с любимыми игрушками (героями). Помочь понять детям какие именно эмоции помогают героям, а какие мешают им, например, в обретении новых друзей и т. п.

5 «Мякиши» (воздушные шарики наполненные крахмалом)

Задачи. Способствовать снятию эмоционального напряжения

6 «Отгадай эмоцию на картинке» (набор картинок)

Задачи. Развивать внимание, память, речь, закреплять умение различать и называть эмоциональное состояние героев мультиков, людей.

Вариант: отгадай эмоцию и поставь правильно выбранный смайлик к ней.

7 «Создай эмоцию» (изображаем эмоцию с помощью набора глаз, рта, бровей для лица)

Задачи. Закреплять знания о том, что эмоции человек выражает на лице с помощью глаз, бровей, рта (мимикой). Уметь их составлять, читать по выражению лица.

8 «Нарисуй эмоцию»

Задачи. Закреплять умение изображать эмоциональное состояние человека с помощью рисования. (каждая картинка многоразовая, просто стираем салфеткой фломастер с файла)

9 «Альбом воспоминаний» (задняя обложка альбома и книги вставлены в обложку от тетради, а она приклеена к крышке сундучка)

Задачи. Помочь детям с помощью фотографий вернуться в прожитые детсадовские дни, вспомнить какие эмоции они испытывали при проведении праздников, мероприятий, встреч, занятий и т. п.

10 «Зеркало эмоций»

Задача. Помочь снять эмоциональное напряжение, научиться изображать те или иные эмоции.

11 «Книжка– малышка»

Задачи. С помощью художественных произведений приобщать детей к добру и справедливости, правде, счастью и т. п. Способствовать испытанию детьми разных чувств при просмотре любимой книги или её прочтения.

Книги можно менять по желанию, по теме недели, по сезону и т. п.

12 «Подбери правильно»

Задачи. Подбирать то выражение лица, которое соответствует заданному состоянию человека. Например, девочка (мальчик) разбила мамину любимую вазу.

Примечание. Все картинки., игрушки можно использовать в любом виде игры, дополнять какую-либо, заменять, поэтому игры в «Сундучке эмоций» не пронумерованы.

Играйте и познавайте мир с удовольствием!

Все хорошо в меру! Потеря меры – потеря эмоционального баланса.

Дидактическое пособие «Волшебный сундучок по ПДД» Всем добрый день! Предлагаю вашему вниманию «Волшебный сундучок по ПДД». Это многофункциональное, мобильное пособие, сделанное своими.

Читайте также:  Постоянное чувство жара потливость

Игровое пособие «Кубик эмоций» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня я предоставляю вашему вниманию авторское игровое пособие «Кубик эмоций», который я изготовила.

Дидактическое игровое пособие «Кубик эмоций». Мастер-класс Представляю вашему вниманию пособие для развития эмоциональной сферы детей «Кубик эмоций». Цель «Кубика эмоций»: Развитие эмоциональной.

Дидактическое пособие «Стена эмоций» в кабинете педагога-психолога Дидактическое пособие, игра «Стена эмоций» Цель данного пособия: Обучение детей «языку чувств» с помощью мимики, пантомимики, умению определять.

Дидактическое пособие «Карусель эмоций» Это пособие будет полезно родителям, педагогам и даже психологам!Сегодня наши дети испытывают не только большое физическое напряжение, сколько.

Дидактическое пособие «Математический сундучок» для дошкольников Работая воспитателем в детском саду, я применяю в своей работе бросовый материал во всех направлениях: поделки, игрушки и др. Изготавливая.

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Игровое пособие «Кубик эмоций и общения» Цель: Развитие эмоциональной сферы и социально-коммуникативных навыков дошкольников. Задачи: 1. Отработка мимической реакции. 2. Расширение.

Мастер-класс «Многофункциональное пособие «Калейдоскоп эмоций» своими руками из бросового материала Данный мастер класс будет полезен и интересен для педагогов дошкольного, младшего школьного, дополнительного образования, родителей воспитанников.

Универсальное дидактическое пособие «Чемодан эмоций» МДОАУ «ЦРР – детский сад № 56 «Надежда» г. ОрскаУниверсальное дидактическое пособие: «Чемодан Эмоций» для детей 4-7 лет Воспитатель высшей.

Источник

Комплект материалов по формированию и развитию эмоциональной сферы детей «группы риска» дошкольного возраста

Медарисова Светлана
Комплект материалов по формированию и развитию эмоциональной сферы детей «группы риска» дошкольного возраста

Комплект материалов

по формированию и развитию эмоциональной сферы детей группы «риска» среднего и старшего дошкольного возраста.

В комплект входят:

1. Дидактическая игра «Колпачок эмоций».

2. Альбом «Проблемные ситуации».

3.Театрализованная игра: «Конструктор или калейдоскоп перевоплощений эмоций или масок».

4.Книжка- малышка: «Детские истории».

Автор: Медарисова Светлана Владимировна

педагог- психолог МБДОУ №52

Комплект материалов

по формированию и развитию эмоциональной сферы детей группы «риска» среднего и старшего дошкольного возрас та.

«Необходимо научить ребёнка с детства

волноваться чужим несчастьям,

радоваться радостям другого,

пробудить в восприимчивой душе эту

Проблема детей, имеющих различные отклонения от норм социального развития, является наиболее актуальной в современном российском обществе и наименее изученной. Управлением образования Администрации г. Коврова приказ № 1674 от 18 октября 2011года «О направлении методических рекомендаций по выявлению и сопровождению несовершеннолетних «группы риска»

в образовательных учреждениях» в целях методической поддержки социально – психологической службы. Поэтому необходимо обратить внимание на состояние эмоциональной сферы личности ребёнка, так как эмоциональная сфера дошкольников выражается в лёгкой отзывчивости на происходящие события, в непосредственности и откровенности своих переживаний- радость, печаль, страх, удовольствие или неудовольствие, предчувствие неприятностей, неудач, неуверенность в своих силах, большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения, свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются, мимика других воспринимается часто неверно, также, как истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям дошкольника. В связи с этим дети и попадают в группу «риска». В результате сложившейся проблемы мною был разработан комплекс материалов по формированию и развитию эмоциональной сферы дошкольников, который научит детей управлять своим поведение и внутренним состоянием, отношением к окружающей действительности и к самому себе, поможет детям в улучшении коммуникативности и общего эмоционального самочувствия, эмоциональной возбудимости, снизит уровень импульсивности, тревожности. А сделать это очень просто и доступно в процессе игрового общения. Игра естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения. Ведь эмоциями и выражениями своих чувств в непринуждённом общении и вхождении в игру можно выразить всё своё эмоциональное положительное и отрицательное внутреннее состояние.

Игровой комплект можно использовать, как индивидуально, так и с группой или подгруппой детей среднего и старшего дошкольного возраста. Рекомендован педагогам- психологам, воспитателям ДОУ, музыкальным руководителям. Использовать игры на эмоциональную сферу дошкольниковв различных видах деятельности:

*Театрализованной деятельности, так, как она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Участие ребенка в театрализованной деятельности расширяет его познавательные возможности, создает благоприятные условия для развития эстетического восприятия, нравственного воспитания детей. В театрализованных постановках дети проявляют активное отношение к действительности, передают внутренний мир своих персонажей, учатся критически оценивать поступки и чувства, которые значимы не только для них, но и для окружающих людей.

* Еще одним средством развития эмоциональной сферы ребенка является изобразительная деятельность. На занятиях по изобразительной деятельности мы стараемся особое внимание уделять не операционной стороне рисования (владение техникой, технологией и материалами, а «пробуждению» эмоций ребенка.

Читайте также:  Как лечить стресс народными средствами

Обучение выражению эмоциональных состояний человека в изобразительных образах помогает понять собственно человеческие эмоции, различать и дифференцировать эмоциональное состояние, узнавать мимические и пантомимические проявления эмоций.

*Развитие речи.

Дети придумывают истории, учатся решать проблемные ситуации, перевоплощаются в мир окружающего и пытаются разговаривать на языке этого персонажа.

• движение объекта на неподвижном фоне;

• вхождение в эмоциональное состояние партнёра;

• внезапное появление проблемы, которую необходимо разрешить эмоциями и чувствами с целью удовлетворения потребностей подгруппы детей;

• установкой на внимание, которая задается предыдущими обстоятельствами, ожиданием определенного хода событий;

• согласованностью информации, поступающей от объекта, с наличным содержанием сознания сверстника;

• быстрой и правильной ориентации ребёнка в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл;

• использование игрового пособия на интегрированных занятиях (изодеятельность, развитие речи, социализация, музыкальном занятии).

повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, обеспечение всестороннего гармоничного развития личности, эмоционального комфорта.

Выявить особенности эмоциональной сферы личности дошкольников и психологические нарушения в ней, с целью коррекции.

Развивать эмоциональную сферу детей.

1. Продолжать расширять и систематизировать знания детей, по коррекции эмоциональной сферы, способствуя открытому проявлению детских эмоций через различные социально-приемлемые способы (словесные, игровые, творческие, учить понимать чувства других по мимике, жестам, интонации, голосу (сверстника и взрослого).

2. Активизировать импрессивный (переживание) компонент эмоциональной сферы с помощью вариативных методик (музыкотерапия, объективизируя актуальные и эмоциональные переживания.

3. Обогащать словарный запас детей – синонимами, обозначающими эмоции (радостный, веселый, яркий, ликующий, праздничный, жизнерадостный, бодрый, лучистый, приятный и др)

1. Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

3. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно самому и окружающим.

В результате включения и участия детей в мире эмоций будет прослеживаться положительная динамика развития эмоциональной сферы.

У детей снизится уровень тревожности, уменьшится количества страхов. Они научатся адекватно выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно реагировать на них. Повысится произвольность адекватного поведения, исчезнет скованность, напряжённость, заметно изменится характер взаимоотношений со сверстниками, дети будут чувствовать себя более спокойными, удовлетворенными, находясь в состояние эмоционального комфорта. Число детей находящихся в группе «риска» заметно снизится.

В комплект входят:

1. Дидактическая игра «Колпачок эмоций».

«Подбери эмоцию и придумай историю»

— «Коллективное составление эмоций и придумывание историй, сказок завершающая начальную составленную эмоцию»

«Составление эмоций по внезапным проблемным ситуациям»

«Подбор цветового настроения для данной истории, героя»

В комплект входит колпачок с цветовыми полосками настроений.

Лица смайликов с прическами, двигающаяся полоска глаз с бровями, двигающаяся полоска рта.

2. Альбом «Проблемные ситуации».

В альбом входят:

Наборы карточек с проблемными ситуациями.

Обыгрывание ситуаций с помощью масок, составленных из деталей.

Обыгрывание ситуаций с эмоциями с подбором настроения.

3.Театрализованная игра: «Конструктор или калейдоскоп перевоплощений эмоций или масок».

В комплект входят:

наборы лиц, детали глаз, бровей, рта, прически.

4.Книжка- малышка: «Детские истории».

Обыгрывание историй с помощью масок, и на колпачке эмоций.

Придуманные и записанные истории, сказки детей.

Инструкция по применению:

Дидактическая игра «Колпачок эмоций» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста).

Количество участников: 5-6 человек.

Материалы: поле с изображением безликих лиц с волосами, колпачок с полосками разных цветов, двигающиеся наборы глаз и рта.

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные

эмоции и чувства.

1ый вариант игры.

Желающему первому (ведущему) ребёнку предлагается выбрать понравившееся безликое лицо и предложить придумать начало истории и в соответствии с эмоцией персонажа подобрать ему глаза и рот с помощью двигающихся элементов, и с помощью двигающего калпачка над героем установить полоску такого цвета, какого цвета настроение у этого героя, на что похоже его настроение, с чем его можно сравнить. Остальные дети уже выбирают ту эмоцию, по которой они хотели бы продолжить начатую ведущим историю, следующий участник стоящий рядом с ведущим придумывает продолжение начатой истории ведущего, но уже ориентируясь на своего персонажа, историю продолжает следующий (третий ребёнок) соответственно по эмоции своего персонажа, но продолжая начатую историю уже второго игрока, игра продолжается до тех пор, пока пятый участник не расскажет свою историю, но уже заключающуюся на первом персонаже. Задача состоит в том, чтобы цепочка начатой истории не перешла в другое русло, а дети могли пережить истории и эмоции своего партнёра, а приобрело законченность истории. Игра может продолжаться, но следующий ребёнок теперь выбирает лицо и подбирает эмоцию с началом истории, рассказа, сказки по желанию ведущего. лица неожиданно приобретают.

2ой вариант игры.

Определяется ведущий, дети сами решают, кому уступить место, если оказалось много желающих, ищут приемы выбора (с помощью считалки, среди девочек или мальчиков, или по жребию). Ведущий выбирает как и в первом варианте себе героя, но второй участник уже рассказывает не по эмоции, которая у него внезапно определилась, а подыскивает свой вариант выбора, но история начатая ведущим всё же не прерывается, а продолжается и должна иметь законченность начатого варианта.

Читайте также:  Кто вообще не чувствовал беременность после задержки

3ий вариант игры.

Начинается игра с ведущего, дети также выбирают себе персонажа, но теперь психологом предлагаются проблемные ситуации, предложенные в альбоме, дети просматривают картинку ведущий из детей предлагает начало истории и так же как во 2ом варианте начинается обыгрывание с помощью эмоций, составленных по желанию ребёнка, но задача в том, чтобы решить проблемную ситуацию сообща всем вместе.

«Конструктор или калейдоскоп перевоплощений эмоций или масок».

Данная игра познакомит детей с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, калейдоскоп поможет создать каждому ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции, а также поможет познакомиться с его проблемами, которые могут возникнуть как в детском коллективе, так и в семье. Пособие может использоваться как для индивидуальной, так и для коллективной деятельности детей.

Материал: на одну маску два набора бровей, рта, причёски.

Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства, снятие эмоционального напряжения.

Количество участников: 6 человек (воспитателям можно использовать и изготовить маски на группу детей, но добавив (причёски, рот, брови.)

Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю.

Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица- эмоцию. Затем проигрывают ситуацию в виде диалога между созданными образами.Например: диалог между бабушкой и внуком, мамой или папой и сыном или дочкой.

3ий вариант игры (для детей среднего и старшего дошкольного

возраста).

Ведущий выбранный детьми аналогично, как в «Колпачке эмоций» придумывает историю, рассказ или сказку и с помощью деталей одевает свою маску, приобретая ей определённую эмоцию, держа маску у своего лица за палочку начинает от имени героя историю, тот ребёнок, который придумал продолжение добавляет своей маске определённую эмоцию и продолжает проигрывать ситуацию со своей маской, но уже обращаясь словесно к первому персонажу, и так подключаются остальные дети, история должна приобрести законченный вариант. Задача перед детьми проигрывать небольшие истории.

4 ый вариант игры (для детей старшего дошкольного возраста)

Дети с помощью картинки в альбоме: «Проблемные ситуации» предложенной проблемной ситуации психологом заранее обговаривают продолжение истории и выхода из проблемной ситуации между собой, определяют эмоциональное состояние каждого героя и начинают театрализованно обыгрывать.

5ый вариант (для детей среднего и старшего дошкольного возраста).

Дети заранее придумывают сказки, истории, рассказы составленные дома или вместе с детьми, психолог, воспитатель записывает их в книжку- малышку, а затем дети обыгрывают эти истории с помощью масок, перевоплощаясь в героев.

Использование развивающих игровых карточек для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Развитие эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира ребенка, свидетельствует о его психическом состоянии и благополучии.

Песочная терапия в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста Введение Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная.

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Помоги спасти Радость» Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Помоги спасти Радость» Цель: Развивать и обогащать.

Сказкотерапия как инновационная технология, направленная на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Аннотация Данная методическая разработка основана на использовании сказкотерапии как инновационной технологии, направленной на формирование.

Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ. Автор: Пак Ксения Владимировна.

Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Для развития эмоциональной сферы у детей желательно.

Конспект педагогического мероприятия по развитию эмоциональной сферы детей «Путешествие в музей эмоций» Образовательная область Цель: знакомство с базовыми эмоциями через художественное творчество, музыку, литературные произведения; создание.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкальную деятельность» Проект краткосрочный для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкально-художественную деятельность».

Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Решаемая проблема: В настоящее время, заботясь о физическом и.

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению.

Источник

Оцените статью