Наблюдение за эмоциями ребенка

НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ РЕБЕНКА

Цель: изучение эмоционального состояния ребенка.

Объект наблюдения: воспитанник: Никитченко Ева

Цель: осуществить наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка в течение всего дня и дать педагогическую оценку состояния ребенка в целом за весь день.

Задачи:

1. Осуществить наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка в ходе всего дня и фиксировать проявления эмоций на каждом режимном моменте в форме таблицы.

2. Осуществить анализ зафиксированных в таблице фактов, оценить в целом эмоциональное состояние ребенка, его динамику в ходе всего дня, сформулировать выводы в соответствии со следующим вопросом: „ Какие условия необходимо и достаточно организовать в течении всего дня для эмоционального благополучия ребенка, проявления их эмоциональной отзывчивости, интереса, удивления, радости в ходе изучения нового материала, позитивной самооценки себя?”

3. Данные наблюдения зафиксировать в предложенном протоколе:

Режимные моменты Действия ребенка в деятельности Эмоци-ональное состояние
Утренний прием Здоровается со взрослыми. Подходит к сверстникам, спокойно начинает показывать и рассказывать что она принесла, кто ей это купил. Н, И
Зарядка, физкультурное занятие Положительна настроена. Занимается с удовольствием Н, Р
Прием пищи Не терпится выйти из -за стола. Спокойно ждет указаний со стороны взрослого Н, И
НОД Всегда с охотой занимается, внимательна, испытывает интерес к продуктивным видам деятельности. Если Ева справилась с заданием раньше других детей, она начинает отвлекаться. Глядя на работы других детей, делает им замечание ( например: «Ты приклеил не правильно, не там нарисовал»), начинает жаловаться воспитателю,( например: «А Илюша не там цветок наклеил» ). Испытывает удовлетворение от сделанной работы. Повторяет сказанное за воспитателем И, А, Ж
Музыкаль-ные занятия Проявляет интерес к музыке. Громко поет, даже кричит, что бы быть услышанной. Стоя в полукруге старается выйти на 1-2 шага вперед, что бы ее заметили. Ждет похвалы со стороны взрослых. И, Ж
Свободная игровая деятельность Играет чаще всего в сюжетно ролевые игры с мальчиками (дом, семья, магазин и т.д.) занимает главные роли, дает указания в игре другим детям. В играх эмоциональна. Может поспорить или поссориться, но готова первой помириться и попросить прощение. И, Р
Прогулка На прогулке чаще играет с мальчиками ( Миша, Марк), мальчики первыми подходят к Еве и интересуются её игрой, после предлагают совместную игру. И, Р
Сон В сон час чаще всего не спит. Лежит жестикулирует руками, изображает какие то фигуры на пальцах, вертится, ёрзает, что то шепчет. На просьбу воспитателя ( Ева спи), реагирует, закрывает глаза и лежит примерно 3 -5 мин, после чего снова начинает вертеться. Н, С

Условные обозначения эмоциональных состояний:

Р –радость; Ст –страх;Г –гнев; П –печаль;И –интерес;

С —сомнение; А –азарт; Ж –желание решать или выполнять задание;

Уд –удивление; Н –никакое

Результаты анализа и выводы:

Наблюдая за Евой в течение дня, сделала вывод , что у ребенка преобладает устойчиво-спокойное эмоциональное состояние ( замкнутость). Она активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям ( новое помещение, общение с детьми, взрослыми)

Чаще всего у нее позитивный настрой, она испытывает интерес и радость при ознакомлении с окружающим миром. Особенно ей нравится продуктивные виды деятельности( рисование), работает с интересом, азартом. Если что-то не получается, чаще всего расстраивается, пытается исправить. У Евы часто присутствует желание решать или выполнять задание (предпочитает дидактические игры). Требованиям взрослых подчиняется. Неохотно соглашается на дневной сон. Легко может переключиться при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности. Передает настроение мимикой лица, это говорит о сформированности мимических мышц лица

Протокол № 1(ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 )

Тест рисунок семьи «Моя семья»

Цель:Выявление тревожности у ребенка, отследить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье ребёнка, увидеть его субъективную оценку о его месте в семье и отношениях с другими членами семьи.

Предложила нарисовать свою семью, дала ребенку лист бумаги, поставила перед ней коробку с цветными карандашами. Ева сразу согласилась.

Ева рисовала, я вела наблюдение на всем протяжении рисования

Вопросы после выполнения рисунка:попросила Еву рассказать, что нарисовано на картинке и кто есть кто, какие предметы она изобразила.

Ева почему ты себя не нарисовала на рисунке?

Ответ:» Я же в садике !»

Критерии по которым анализировался детский рисунок

— по составу (семьи);

— по размеру и расположению ( членов семьи, предметов);

— по частям тела ( отсутствие либо присутствие частей, деталей);

— присутствие либо отсутствие опоры ( на чем стоят)

— палитра ( цветовая гамма)

Анализ рисунка.

По очередности:в первую очередь рисовала маму, затем компьютер, стиральную машинку, папу.

Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью.

Сразу отметила, что Ева не нарисовала себя среди членов семьи – это может говорить о трудностях в отношениях с близкими, ребенок чувствует себя всеми отвергнутым. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа у мамы.

Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, упорядоченный, скорее доброжелательный.

Читайте также:  Чувствует ли удовольствие девушка если

Особенности изображения семьи Семья на рисунке отражена не в полном составе. В центре композиции- мама как важный субъект в домашней иерархии. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что мама физически и эмоционально ближе к Еве. Обратила внимание на то, что папа – находится дальше от мамы ( изобразила папу в правом крайнем углу листа. ) Вероятно, не все ладится в их отношениях, либо присутствуют проблемы в общении. Об этом свидетельствует незначительное расстояние между ними, и разделяющие их предметы ( компьютер, стиральная машина)

Персонажи и бытовые предметы не имеют опоры, «не стоят на полу» . Они– парят, витают в «облаках» . Отсутствие рук у мамы и папы указывают на отсутствие сплоченности во взаимодействии. Ева нарисовала маму и папу с большим- пустыми глазами — это, может свидетельствовать о внутренних тревогах, страхах, агрессии.

Папу нарисовала без ушей, – символ того, что он может «не слышит» ребенка или вообще никого в семье. Губы выражают настроение, персонажи улыбаются, это показатель гармонии и позитивного настроя у ребенка

Манера письма Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. Вероятно, именно такой стиль поведения является наиболее характерным для Евы .

Цвет, который выбирает ребенок для рисования, может рассказать в первую очередь о психо- эмоциональном состоянии ребенка на момент рисования. Ева остановила свой выбор на сигнальном красном цвете для всех членов семьи, и бытовых приборов

Красный цвет является символом экспрессии, способствует стремлению к популярности, независимости в поведении. Ребенок, увлеченный красным цветом, имеет неплохие задатки лидера, ищет признания и похвалы от сверстников. Его выбирают сильные, энергичные, подвижные дети. Они, как правило, общительны и нетерпеливы, любят похвастаться. Могут иметь много интересов, начинать много увлечений и дел, но не доводить их до конца. Склонны к лидерству. Любят движение, игры. Напористы и порою упрямы, непоседливы и не всегда аккуратны. Притягивают к себе окружающих своими поступками и манерой поведения. Но иногда могут быть вспыльчивыми и импульсивными. Они успешны в учебе, рано начинаю осваивать письмо и чтение.
Но также тяга к оттенкам красного, например бордовые и алые цвета символизируют внутреннюю неуравновешенность, дети нуждаются в отдыхе и покое.

Изучив рисунок , сделала следующий вывод: Можно отметить то , что в семье присутствуют трудности Ева чувствуют себя в семье некомфортно. На рисунке отношения между членами семьи прохладные, вероятно, не все ладится в их отношениях, либо присутствует недостаток общения у родителей и ребенка, отсутствие близости и понимания у родителей и Евы .

Имеются не понимание по отношению к ребенку в семье.

Можно предположить, что ребенок тревожен, так как у Евы нарушен сон

Содержание работы на каждый день практики:

Дата, дни недели Среда 17.02 План деятельности на день практики Подбор методик для диагностики Проведение диагностики на восприятие — фигуры Поппельрейтора — узнавание перечеркнутых изображений — цветные кубики Проведение диагностики слухоречевой памяти — запоминание двух групп слов Заполнение дневника практики Задачи деятельности на день практики Собрать информацию об индивидуально — психических особенностях ребенка — восприятие фрагментов -умение выделять изображения, фигуры — соотношение цвета со словом названием. — объем и качество заучивания. Оценка/ подпись куратора
Содержание деятельности в день практики Подбор методик адекватных возрасту — наблюдение за Евой в течении дня — подбор места и времени для проведения диагностики — Организация и проведения диагностик — Вывод по каждой диагностики Заполнение дневника
Анализ наблюдаемых и проводимых занятий Во время обследования вела себя спокойно, не отвлекаясь.
Вывод по итогам дня Подводя итог, я сделала вывод, что Ева с заданиями справилась. Понимает задание и инструкции к нему.Ненарушила порядка первой и второй группы слов , назвала все слова Выделяет информативные точки и по ним воспроизводить образ предмета. Адекватное выделение фигур. Ребенок узнал пять предметов. Развито восприятие цвета
Методики для диагностики Цель Стимульный материал
1. Фигуры Поппельрейтора ( узнавание наложенных изображений.) изучение умения выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ предмета. Лист с изображением фигур Поппельрейтора: (ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли)
2. Узнавание перечеркнутых изображений выявить характер зрительного восприятия Лист бумаги с изображением перечеркнутых фигур ( бабочка, лампа, цветок, молоток, балалайка. расщестка
3. «Цветные кубики» выявить уровень развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета). Оборудование: цветные кубики пяти цветов: красный , желтый , зеленый , синий, белый.
4. «Повторение двух пар слов» оценка состояния слухоречевой памяти (объема и качества заучивания), утомляемости, активности внимания, состояния звукопроизношения. листок с написанными часто употребляемыми словами: 1 пара (ДОМ, КОТ, ЛЕС) 2 пара (ХЛЕБ, МОСТ, ОКНО)
5. «Разрезные картинки» зафиксировать умение ребенка создавать целое из частей, сформированность у него мыслительных операций анализа и синтеза. Выполнение задания возможно при определенной степени сформированности наглядно-образного мышления серия разрезных картинок (цветных) разной степени сложности, определяемой конфигурацией разреза (горизонтально- вертикальный, диагональный) и кол-вом разрезанных частей (2, 3, 4)
6.«Последова-тельные картинки». выявление возможности устанавливать пространственно- временные и причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок, устанавливать скрытый смысл событий, уровень развития связной речи, качество фразы, состояние лексико-грамматического строя и звукопроизношения, вербального воображения несколько серий, состоящих из 4-х картинок, каждая из которых отражает какое-либо событие несложного сюжета. Все серии содержат скрытый смысл.
7. «Исключение 4-го лишнего предмета» (модифициро- ванный вариант методики С. Я. Рубинштейн). предназначена для исследования операций абстрагирования и обобщения, уровня развития зрительного восприятия 6 карточек с четырьмя изображениями на каждой, одно из которых лишнее.
8. «Нелепицы». оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Картинка, в которой имеются несколько нелепых ситуаций с животными, людьми, растениями, предметами
9.«Почтовый ящик» (модифицированный вариант методики Е. А. Стребелевой). изучение уровня развития наглядно-действенного мышления (способов действия), работоспособности, обучаемости. Кроме того, данная методика позволяет более легко установить контакт с ребенком. квадратная коробка. На каждой грани коробки сделаны прорези различной конфигурации. Фигурки своим основанием повторяют прорези на гранях коробки.
10. Исследования экспрессивной речи у ребенка младшего дошкольного возраста Цель: исследование возможности речевого общения в ситуации обследования. 10 вопросов
11. Исследования воображения. Методика «Незаконченные рисунки» Цель: определение уровня развития образного воображения лист А4 с нарисованными незаконченными фигурами. Цветные карандаши
Читайте также:  Гормон радости эндорфин или дофамин

Протокол № 2( ПРИЛОЖЕНИЕ № 4, 5 )

Дата: 17.02

Изучение особенностей познавательных процессов дошкольника:

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

Изучение эмоциональных переживаний в дошкольном возрасте

Наталья Пономарева
Изучение эмоциональных переживаний в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст является лучшим возрастом для развития эмоциональной сферы. Эмоции и чувства, как и другие психические явления, играют важную роль в развитии ребенка и представляют собой различные формы отражения реального мира.

Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Изучение становления и развития эмоций в детском возрасте является весьма актуальным. Дошкольный возраст является особенно уязвимым в плане эмоциональной сферы. Эмоциональные травмы, полученные в детстве, сохраняются на всю жизнь, накладывают отпечаток на последующее поведение человека. Многие проблемы взрослого человека произрастают из эмоционально неблагополучного детства, из-за эмоциональных переживаний. Поэтому столь важно, чтобы период детства был наполнен положительными эмоциями.

За последнее время накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений об эмоциях дошкольников и особенностях развития эмоциональной сферы

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие эмоциональной сферы и особенности ее развития в дошкольном возрасте;

2. Выявить особенности эмоциональных переживаний у детей дошкольного возраста;

3. Провести диагностику эмоциональных переживаний у детей старшего дошкольного возраста;

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного процесс и результат практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей [4].

Эмоция представляет собой форму отражения и регуляцию функций мозга (Я. Рейковский). По мнению психологов, эмоция — реакция на ситуацию, в то время как чувство выражает направленность личности (Г. А. Фортунатов); эмоция — форма выражения чувства (А. Г. Ковалев); эмоция — психическое состояние, наиболее связанное с инстинктивной или безусловно-рефлекторной деятельностью (И. П. Павлов, Валлон); эмоция — аффект, дезорганизующий психическую жизнь и поведение человека (Пьер Жане, Прадин, Н. Д. Левитов) [16].

Собственно эмоции — достаточно длительные эмоциональные переживания. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный и процессуальный характер, т. е. Выражают оценочное отношение человека к складывающейся ситуации [16].Закономерность изменений эмоциональной сферы в детском возрасте.

п/п Содержание изменений Предпосылки и условия изменений

1 Ситуативная вариативность

эмоционального реагирования Отрыв эмоции от конкретной ситуации или объекта, выражающийся в варьировании эмоционального реагирования в зависимости от конкретной ситуации

2 Расширение ряда эмоциональных модальностей (базовые-социальные) Переход на новый уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе обогащения эмоционального опыта

3 Опознание эмоциональных состояний по выражению лица Необходимость расширения средств коммуникации и сопровождения игровой деятельности при условии дифференцированности восприятия различных эмоциональных состояний

4 Социальное преобразование выражения эмоций Произвольная регуляция эмоционального переживания (контроль и трансформация способов реагирования)

5 Расширение и усложнение знаний об эмоциях Необходимый уровень когнитивного развития и объем эмоционального опыта

6 Формирование структуры представлений об эмоциях Образование системы знаний об эмоциональном явлении, включающей причины, содержание, способы выражения и последствия определенного эмоционального переживания

7 Вербальное обозначение эмоций Формирование «словаря эмоций, обозначающего сущность и название эмоциональных проявлений

Проблеме появления различных эмоциональных модальностей в онтогенезе, а именно соответствию характера и содержания эмоциональных реакций ребенка определенному возрастному этапу посвящены многие отечественные и зарубежные исследования

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально [12].

Читайте также:  Как сердце чувствует любишь или нет

Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления — слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.

Дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно[12].

Развитие эмоциональной сферы ребенка возможно на любом этапе онтогенеза, но особенно актуально решение данной проблемы в период дошкольного возраста, когда ребенок, с одной стороны, должен подготовиться к усвоению новых требований и правил, подготовиться к вхождению в коллективе сверстников, а с другой стороны, именно в этот период коррекция личностных черт ребенка, в том числе и эмоциональной сферы, наиболее перспективна, т. к. происходит переход от эгоцентристкой позиции ребенка к возможности его сопереживания другому

Использование специальных игр и упражнений позволило многим детям найти свое место в детском коллективе, завоевать симпатии детей, научиться сотрудничать.

У некоторых детей, например, у Ирины, быстрее пошел процесс адаптации, что явилось немаловажным фактором, повышающим эмоциональное благополучие. Вначале было довольно сложно вовлечь Ирину в игру. Очень часто приходилось играть с девочкой индивидуально. К индивидуальным играм девочка проявляла интерес, но играть с другими детьми не хотела, боялась допустить ошибку, болезненно переживала, что другие девочки не хотят с ней играть. С этой целью мы использовали различные игры, требующие нескольких участников. Вовлекая в процесс игры от 1 до нескольких девочек, мы добились того, что Ирина привыкла к коллективу.

Очень сложным было наладить взаимоотношения с Сашей. Мальчик не любил проигрывать, остро переживал, когда не выходил победителем. Вначале Саша часто срывался на крик и плач, если что-то случалось не так, как он того хотел, мог разбросать игрушки, поломать домик или изорвать чужой рисунок. Дети не любили с ним играть. В игре мальчик вел себя агрессивно, мог заставить другого ребенка выйти из игры, если тот играл лучше. После продолжительной серии специальных игр и упражнений ребенок научился контролировать свои эмоции. Было видно, что ему обидно, но он старался сдержаться. Затем мы старались включать Сашу в коллективные игры. Через некоторое время мальчик мог уже играть в коллективе, сдерживать эмоции при проигрыше.

В целом было замечено, что дети стали спокойнее, терпимее, стали чаще улыбаться, у них реже стали происходить конфликты.

У детей вырабатывалась привычка соотношения своих чувств с миром другого человека, постижение эмоционального состояния партнера, умение чувствовать, понимать, сопереживать, прийти на помощь товарищу.

Родители также заметили положительные изменения в поведении детей. Так, родители Ирины, отметили, что девочка впервые за продолжительный период посещения детского сада сказала, что сегодня они играли в такую интересную игру, что ей даже не хочется уходить.

Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка представлена в В процессе экспериментального исследования, проведенного на МБОУ Логовский детский сад, были изучены методы и приемы психолого-педагогической коррекции эмоциональных переживаний у дошкольников.

В ходе данного эксперимента были изучены особенности эмоциональных переживаний дошкольников.

В ходе констатирующей диагностики были выделены следующие группы детей: дети с положительными эмоциональными переживаниями (4 человека – 40%); дети с частой сменой настроения (2 человек – 20%); дети с негативными эмоциональными переживаниями (4 человека – 40%).

На основе полученных результатов была выявлена необходимость коррекции эмоциональных переживаний у дошкольников.

С целью улучшения эмоционального состояния дошкольников был осуществлен целенаправленный подбор средств, включающий игры и упражнения. В процессе использования подобных упражнений было замечено, у многих детей появились высшие социальные эмоции и чувства, некоторые научились контролировать свое эмоциональное состояние.

В ходе контрольной диагностики были получены следующие результаты: количество детей с положительными эмоциональными переживаниями увеличилось и составило 6 человек – 60%); количество детей дети с частой сменой настроения составило 4 человека – 40%); дети с негативными эмоциональными переживаниями не выявлены.

Детей с положительными эмоциональными переживаниями свойственно радостное, оптимистическое настроение, уважение к миру чувств и эмоций других. У них отмечена положительная динамика в формировании высших эмоций и чувств: отзывчивость, общительность, дружелюбие, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Консультация для родителей «Что такое-эмпатия? Развитие эмпатии у детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Что такое-эмпатия? Развитие эмпатии у детей 3-4 лет» Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека.

Источник

Оцените статью