ДВЕ МЕТОДИКИ
определения эмоциональных состояний
и личностных особенностей учащихся
Одной из проблем современной школы является увеличение числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями.
Анализ эмоционального состояния школьников показал, что более чем у 40% детей в школе преобладают негативные эмоции. Среди них подозрительность, недоверие (17%), печаль, ирония (по 8%), испуг, страх (8%), гнев (18%), скука (17%). Встречаются и такие дети, которые испытывают в школе только отрицательные эмоции. По мнению учеников, и учителя на уроках часто испытывают отрицательные эмоции. В результате школа, учебный процесс теряют для детей эмоциональную привлекательность, замещаясь другими, иногда деструктивными для личности интересами. Эмоциональные проблемы детей могут вызывать у них также головные боли, которые иногда приводят к более сильным проявлениям: мышечным спазмам и нарушениям сна. Обследование выявило наличие разного рода нарушений сна у 26% учащихся. Наличие у ребенка внутреннего психоэмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, к общей физической ослабленности его организма.
Психосоматическое неблагополучие сказывается и на личностном развитии детей. В последние годы все чаще наряду с уравновешенными характерами встречаются эмоционально неустойчивые. У детей нередко можно наблюдать самые разные варианты личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс. Это импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, повышенная ранимость, застенчивость, замкнутость, избыточная эмоциональная лабильность.
У 82% детей диагностируется неуравновешенность и раздражительность. К тому же исследования показывают, что у современных школьников притупляется эмоциональный слух. Более 60% учащихся оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении психики: агрессия в сознании детей и подростков вытесняет норму и занимает ее место. Многие из них считают, что речь дана, чтобы нападать и защищаться, а среди черт характера наиболее привлекательными становятся твердость, решительность, умение противостоять другим. Дети зачастую не могут строить конструктивное общение и взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предполагает выявление трудностей, испытываемых школьниками в обучении, поведении и психическом самочувствии. В практической работе часто бывает сложно определить эмоциональный фон личностного развития ребенка.
Для современных детей характерна эмоциональная глухость, им бывает трудно определить, что они чувствует, вербально отразить свои чувства. Слабое умение распознавать как собственные эмоции, так и чувства окружающих людей приводит к низкому уровню развития эмпатии. Их неверная интерпретация является одним из факторов, приводящих к росту агрессии, неприятию, отчуждению, тревожности.
Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых учащимися, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ученика, которые скрыты от наблюдателя в обычной школьной жизни.
Предлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.
Представленные авторские методики могут быть использованы как в индивидуальной работе, так и в групповом обследовании. Они просты в использовании, приемлемы на любом этапе школьного обучения.
Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»
(авторская разработка)
Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.
Материалы: информационные карты на каждого учащегося (приложение 1), листы бумаги, карандаши.
Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.
Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).
А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.
Напиши слово «дом» и сделай то же самое.
Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.
Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.
А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.
Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.
Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.
В результате можно выявить:
• какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);
• как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);
• как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.
При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся данного класса, как воспринимаются учениками учителя, родители, одноклассники.
Проективная методика «Мое настроение»
(авторская разработка)
Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.
Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки.
Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего (вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние. Может быть, оно похоже на спокойную гладь лесного озера или на бушующий океан.
А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза.
Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию.
Вопросы для анализа
• Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?
• Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?
• Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?
• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)
Источник
Тема 1 « Наблюдение за проявлением эмоциональной экспрессии в деятельности»
Цель занятия. Дать студенту возможность получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека в процессе наблюдения за особенностями проявления эмоциональной экспрессии в предлагаемых фрагментах видеозаписей.
В предлагаемом задании каждый из студентов должен оценить спонтанные и произвольные экспрессивные проявления эмоций человека по его мимике и пантомимике.
При этом студент может пользоваться таблицей опорных элементов и их признаками (табл.1 и 2). Данные, собранные в таблице, предложены в свое время Г. де Сюпервилем и могут помочь при первоначальной оценке эмоционального состояния по пантомимике. Данная схема основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица — глазным, носовым и ротовому. Горизонтальное направление этих линий глаз, ноздрей и рта сообщает лицу спокойное выражение. При косом направлении линий с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а при отклонении линий наружными концами вверх — веселое. Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики». В таблицах представлены основные опорные элементы и признаки, описывающие их положение и состояние, которые могут быть полезны при оценке эмоционального состояния.
Сочетание экспрессивных эмоциональных проявлений
эмоции | голова | Лицо | ||
брови | глаза | рот | ||
Радость | Отклонена назад | Приподнимание, сглаживание поперечных складок на лбу | Сужение глазных щелей; радиальные складки у наружного угла | Углы приподняты |
Внимание непроизвольное | Прямая или наклонена к объекту | Приподняты, дугообразны; поперечные складки на лбу | Расширение глазных щелей; взгляд фиксирован | Приоткрыт |
Внимание произвольное | Прямая или наклонена вбок, иногда вперед | Сдвигание и опускание головок бровей; продольные складки между ними | Сужение глазных щелей; взгляд фиксирован | Поперечно растянут |
Удивление | Неподвижна | Приподнимание бровей; поперечные складки на лбу | Расширение глазных щелей; взор на объект | Приоткрыт |
Безразличие | — | Горизонтальное положение | Веки полуопущены, взгляд в сторону | — |
Презрение | Закинута назад | Приподнимание дугообразно изогнутой одной брови; поперечные складки на лбу | Веки иногда опущены, глаза смотрят вниз | Нижняя губа опущена |
Печаль и горе | Опущена, при сидении опирается на руку | Сближение бровей и продольно-поперечная складка на лбу | Веки опущены, нижнее веко может быть поднято, взгляд пассивен | Уголки опущены; центр нижней губы приподнят |
Гнев | Прямая | Сближение или опускание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу | Расширение глазных щелей; быстрые движения глазных яблок | Плотно сомкнут с подворачиванием губ внутрь |
Страх | Опущена, иногда отвернута ли откинута назад | Сближение и приподнимание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу | Расширение глазных щелей; напряжение нижнего века | Закрыт или приоткрыт. Поперечно растянут при активных формах страха |
Боль | неподвижна | Приподнимание головок бровей и поперечные складки на лбу или сближение бровей и продольная складка на лбу | Сужение глазных щелей | Плотно сомкнут или верхняя губа приподнята |
эмоции | руки | корпус | ноги | Комплексные реакции |
Радость | Подвижны, хватание за бока и т.д. | Отклонен назад | Ступни развернуты | Моторное возбуждение |
Внимание непроизвольное | — | — | — | — |
Внимание произвольное | Иногда моделируют объект внимания | Наклонен к объекту внимания или от него | — | Заторможенность, неподвижность, части тела копируют объект внимания |
Удивление | Неподвижны, иногда пассивно свисают | Неподвижен или устремлен вперед | Согнуты в коленях | Гипотония мускулатуры |
Безразличие | Опущены, вялые, малоподвижные | «сломан», «вдавлен в бедра» | Ступни стоят произвольно, шарканье при ходьбе | Гипотония мускулатуры, наличие «двигательных шумов» |
Презрение | — | Напряжен и «снят с бедер» | Стопы при ходьбе ставят тщательно, носки развернуты | — |
Печаль и горе | Малоподвижные, при сидении могут быть опорой для головы | Расслаблен, ищет опоры, линия спины сломана, сутулость | Расслаблены, ступни свернуты | Гипотония мускулатуры, иногда тонус повышен до скованности |
Гнев | Размахивают, кисти сжаты в кулак. Дрожание | Наклонен вперед | Топтание ногами | Наличие разрушительной тенденции |
Страх | Прижаты к груди иди закрывают лицо. Кисти сжаты в кулак. Дрожание. | Расслаблен, «вдавлен» в бедра, неподвижен, сутулость | Согнуты в коленях. Спотыкание при ходьбе | Гипотония мускулатуры, иногда дрожь. Стремление в контакту с людьми. Семенящие движения при ходьбе. Застывание, иногда стремление съежиться. |
Боль | Отдергиваются от источника боли | Движения прочь от источника болит. Иногда неподвижность при внутренней боли (для успокоения) | Отдергивание от источника боли. Иногда – угловатые позы со свернутыми носками | Общее напряжение мышц и особенно в месте болевого ощущения |
Для отработки заданий студенты должны заранее заготовить формы для протокольных записей. В целях облегчения работы во время наблюдения опорные элементы и некоторые наиболее вероятные признаки эмоций надо вписать в протокол загодя. Однако при этом надо оставить место и для других признаков, которые трудно предвидеть заранее.
Протокол занятия 1
Оценка видеосюжета
Номер сюжета | Опорный элемент | Выделенные для опорного элемента признаки | Частота появления | название | количество | отдельного признака | суммарно для опорного элемента |
Порядок работы.
Необходимо, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, предполагаемые для наблюдения оценить интенсивность проявления каждого из признаков. Интенсивность проявления признака оценивают по двубалльной шкале:
— 1 — признак едва проявляется;
— 2 — признак проявляется отчетливо.
Каждый студент сам ведет записи в протоколе, оценивая просматриваемые видеосюжеты. Каждый видеосюжет показывается 2-3 раза..
Инструкция испытуемым. «Вам будут предложены видеосюжеты, где изображены люди, испытывающие разные эмоции. Ваша задача состоит в том, чтобы, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, зафиксировать в протоколе частоту появления каждого признака в видеосюжете».
Обработка результатов
1 — Подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную частоту проявления всех признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, полученных при оценке каждого видеосюжета.
2. Выделить наиболее и наименее информативные признаки, суммарную интенсивность и суммарную частоту проявления экспрессивных признаков всех опорных элементов у наблюдаемых.
В заключении при общегрупповом обсуждении результатов наблюдения можно проследить степень согласия наблюдателей, проанализировать причины расхождения между ними, выявить значимость субъективных критериев оценок и объективных условий наблюдения.
Источник