- Биология. 5 класс
- Презентация по биологии 5 класс. На тему «Методы исследования в биологии»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Презентация по биологии на тему «Методы изучения биологии» (5 класс)
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Сборник «Использование технологии критического мышления на уроках биологии»
- Опыт 1 вляние света
- Инструктивная карта к уроку фотосинтез
- Презентация по теме «Фотосинтез»
- Технологическая карта урока » Фотосинтез»
- Презентация по биологии «Кобчик — птица 2021 года»
- Презентация на тему: » Гербарий Никитского ботанического сада»
- Урок по биологии на тему»Земноводные или Амфибии» (8 класс)
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Биология. 5 класс
Конспект урока
Биология, 5 класс
Урок 2. Методы изучения биологии
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Урок посвящён методам изучения биологии.
Биология, научный метод, наблюдение, эксперимент
Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).
Эксперимент – метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе.
Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.
Обязательная и дополнительная литература по теме
- Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
- Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
- Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке мы обсудим с вами методы изучения природы.
-Что такое метод?
Методом – называется последовательность действий, приводящих к определённому результату.
Ну, например, нам надо с вами порезать яблоко, сделать это можно разными методами. Я предлагаю вашему вниманию набор инструментов. Итак, что же нам выбрать ну, если мы хотим отрезать кружок от яблока, мы, скорее всего, воспользуемся с вами обычным ножом и разделочной доской. Попробуем, ура, получилось. Может быть, перед нами стоит более сложная задача и нам требуется нарезать яблоко дольками, для этого я предлагаю использовать вот такую яблокорезку, обратите внимание, ячейки яблокорезки разрежут яблоко на ровные дольки и при этом будет удалена сердцевина яблока. Приступаем. Отлично у нас всё с вами получилось. Но может быть, стоит задача измельчить яблоко, для этого я предлагаю использовать тёрку.
Результат использования данного метода налицо, подведём итог: метод, который мы выбираем для того, чтобы действовать, зависит от тех целей, которые мы перед собой ставим и того инструмента, который мы имеем, но сегодня речь пойдёт о научном методе.
Научным методом, ребята, называется совокупность способов получения новых знаний. Мы ведь с вами на уроки и приходим, чтобы получать новые знания. И среди научных методов выделяют три основных, именно эти методы я сегодня вам и продемонстрирую.
Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования, или метод (от греч. методос – способ познания), которым он будет пользоваться. Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент (опыт). Теоретические методы связаны с объяснением результатов, полученных в ходе наблюдения или опытным путём. Они приводят к установлению различных закономерностей и взаимосвязей, а в конечном итоге – законов природы. Знание этих законов позволяет человеку понимать процессы, происходящие в живой природе, предвидеть их и использовать в практических целях.
Этот метод остаётся важным методом научного познания сегодня. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе.
Так как наблюдение даёт возможность получить ответ па поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях.
Эксперимент (от лат. экспериментум – проба, опыт) – более сложный, чем наблюдение, практический метод. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.
Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения.
Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то говорят о достоверности полученных данных.
Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Самым простым измерительным инструментом является линейка. С её помощью измеряют длину, ширину и высоту предметов. Для измерения массы тел используют весы, для измерения температуры – термометры. Хорошо знаком вам прибор для измерения времени – часы. Для проведения сложных измерений конструируют специальные приборы.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Добавление подписей к изображениям;
Текст вопроса: Подпишите приборы.
Правильный вариант ответа:
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Выделение цветом;
Текст вопроса: Теоретические методы исследования
Источник
Презентация по биологии 5 класс. На тему «Методы исследования в биологии»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Методы исследования биологии
Назовите науку и учёного Животных изучает наука — … . Растения изучает наука — … . Всё живое изучает наука — … . Вещества и их превращения изучает наука — …. Электричество изучает наука — … . Небесные тела изучает наук — … .
Методы – от греч. «методос» — способ познания, путь.
Методы изучения природы: наблюдение; эксперимент; измерение.
Перед вами стоит задача: определить какие насекомые опыляют цветки клевера? Предложите план своих действий.
Что такое метод наблюдения?
Наблюдение -восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств
Перед вами вещества: соль, мука, крахмал, песок речной, глина. Определите: какие из них нерастворимы в воде. Ваши действия.
Что такое метод эксперимента?
Эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление
Проснувшись утром, сын сказал маме, что он заболел. Что делает мама, чтобы убедиться в болезни сына?
Что такое метод измерения?
Измерение – метод изучения природы фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов
Приборы и инструменты биологической лаборатории
Техника безопасности в биологическом кабинете. 1. точно следовать всем указаниям учителя 2. внимательно изучить содержание работы, а также безопасные приемы ее выполнения 3. подготовить рабочее место. 4. проверить исправность оборудования. 5. при нагревании жидкости использовать специальные держатели, не направлять горлышко на себя и товарищей. 6. запрещается брать незащищенными руками нагретую посуду и жидкости. 7. соблюдать осторожность при обращении с инструментами и оборудованием 8. в случае если разбилась посуда или приборы из стекла, не собирать руками. 9. при разливе легковоспламеняющейся жидкости сообщить учителю. 10. при получении травмы сообщить учителю, оказать первую помощь 11. по окончании работы привести рабочее место в порядок.
Домашнее задание Какие фенологические исследования вы можете провести самостоятельно в природе. Подготовьте рассказ. 2. Проведите измерения вашего домашнего питомца, данные запишите в таблицу Название животного, кличка Возраст Вес Длина тела (от кончика носа до начала хвоста) Длинна хвоста Длинна лап Обхват грудной клетки
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-920552
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзору поручено актуализировать требования к школьному меню
Время чтения: 1 минута
Российские студенты стали чемпионами мира по программированию
Время чтения: 1 минута
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
Стартовал Всероссийский конкурс «Лучшая столовая школы»
Время чтения: 1 минута
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Презентация по биологии на тему «Методы изучения биологии» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Тема: «Методы изучения
биологии»
Описание слайда:
МЕТОД
(от греческого «методос» — путь исследования)
— способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи
Описание слайда:
Метод
— это путь исследования, который проходит учёный, решая какую-либо научную задачу, проблему.
Описание слайда:
Методы изучения природы:
наблюдение;
эксперимент;
измерение.
Описание слайда:
Перед вами стоит задача: определить какие насекомые опыляют цветки клевера? Предложите план своих действий.
Описание слайда:
Что такое метод наблюдения?
Описание слайда:
Описание слайда:
Наблюдение
восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств
Описание слайда:
1. Наблюдение
Сущность метода: восприятие объектов природы с целю получения первичных данных для дальнейшего анализа
Описание слайда:
Проснувшись утром, сын сказал маме, что он заболел.
Что делает мама, чтобы убедиться в болезни сына?
Описание слайда:
Что такое метод измерения?
Описание слайда:
Измерение — определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.
Описание слайда:
3. Измерение
Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов
Описание слайда:
Описание слайда:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы,
Вы вдруг полетели!
Теперь в океане
дельфином плывете.
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Описание слайда:
Перед вами вещества:
соль, мука, крахмал, песок речной, глина.
Определите: какие из них нерастворимы в воде. Ваши действия.
Описание слайда:
Что такое метод эксперимента?
Описание слайда:
2. Эксперимент — наблюдение в специальных и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление.
Описание слайда:
2. Эксперимент (опыт)
Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях
Описание слайда:
Приборы и инструменты биологической лаборатории
Описание слайда:
Описание слайда:
Техника безопасности в биологическом кабинете.
1. точно следовать всем указаниям учителя
2. внимательно изучить содержание работы, а также безопасные приемы ее выполнения
3. подготовить рабочее место.
4. проверить исправность оборудования.
5. при нагревании жидкости использовать специальные держатели, не направлять горлышко на себя и товарищей.
6. запрещается брать незащищенными руками нагретую посуду и жидкости.
7. соблюдать осторожность при обращении с инструментами и оборудованием
8. в случае если разбилась посуда или приборы из стекла, не собирать руками.
9. при разливе легковоспламеняющейся жидкости сообщить учителю.
10. при получении травмы сообщить учителю, оказать первую помощь
11. по окончании работы привести рабочее место в порядок.
Описание слайда:
Домашнее задание:
§ 2, 3 с.10-13читать, ответить на вопросы
Выполнить задание
№ 2 на с.11
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Сборник «Использование технологии критического мышления на уроках биологии»
Опыт 1 вляние света
Инструктивная карта к уроку фотосинтез
Презентация по теме «Фотосинтез»
Технологическая карта урока » Фотосинтез»
Презентация по биологии «Кобчик — птица 2021 года»
Презентация на тему: » Гербарий Никитского ботанического сада»
Урок по биологии на тему»Земноводные или Амфибии» (8 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5189040 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
В Госдуме рассмотрят вопрос верификации образовательных онлайн-курсов
Время чтения: 2 минуты
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Российские студенты стали чемпионами мира по программированию
Время чтения: 1 минута
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник