- Презентация «Наблюдение-основа чувственного познания природы» презентация по окружающему миру
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Наблюдения -как способ познания окружающего мира презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
Презентация «Наблюдение-основа чувственного познания природы»
презентация по окружающему миру
Наблюдая, ребенок познает сущность мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наблюдение-основа чувственного познания природы
Наблюдение – основной метод эколого-педагогической работы с дошкольниками. Сущность его заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др.
Значение наблюдений Формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы; Развитие умений выделять различные признаки объектов природы, обнаруживать взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы.
По характеру познавательной деятельности распознающее Виды наблюдений в природе воссоздающие По количеству детей По целям и объекту наблюдения индивидуальное групповое фронтальное эпизодическое (кратковременные) длительное итоговое (обобщающее)
В течении месяца можно провести четыре занятия примерно в такой последовательности: I неделя Природоведческая экскурсия (целевая прогулка) III неделя Наблюдения за природоведческими объектами (в групповой комнате) II неделя Наблюдение за бытовыми объектами IV неделя За общественными явлениями (один раз в квартал за трудом людей)
Общие требования для проведения всех видов наблюдений Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка). Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
Организационно-методические формы проведения наблюдений Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени. Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку.
Психологические особенности дошкольников, определяющие деятельность наблюдения 1. Младшие дошкольники становятся способными к наблюдению с момента овладения речью, т.е. в 3–4 года. Процесс восприятия становится произвольным, целенаправленным под влиянием самого объекта (поэтому он должен быть живым, подвижным, привлекательным, вызывать эмоциональный отзыв, интерес к нему, стремление узнать, что или кто это).
2. Процесс восприятия у дошкольника будет осмысленным и целенаправленным, если педагог четко формулирует перед детьми общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи. Дети дошкольного возраста способны принимать поставленную перед ними задачу. Однако малыши не осознают ее как познавательную, лишь следуют за воспитателем, отвечая на его вопросы и выполняя его задания. Дети средней группы осознают задачу, а старшие дошкольники не только осознают, но и творчески подбирают пути для ее осуществления.
3. В дошкольном возрасте у детей можно сформировать умение следовать плану наблюдения . Дети младшей возрастной группы отклоняются от него в силу особенностей их внимания и восприятия. Дети средней группы, как правило, придерживаются плана, хотя и отступают от него под влиянием разных внешних отвлекающих факторов. Старшие дошкольники точно придерживаются плана.
4. Процесс наблюдения у дошкольников обычно бывает эмоционально окрашен. Причем положительное эмоциональное состояние у ребенка и его заинтересованность способствуют более правильному, детальному наблюдению. Поэтому при организации наблюдения рекомендуется сначала вызвать у ребенка положительное отношение к объекту наблюдения.
5. Наблюдение требует тщательной предварительной подготовки. Воспитателю необходимо создать условия для возможно более эффективного наблюдения : продумывать место наблюдения , расположение объектов , рациональное размещение детей. Необходимо заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в ходе наблюдения (выполнение рисунков, моделирование, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем).
6. Кроме непосредственного рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, в процессе наблюдения надо задействовать другие анализаторы – слух, вкус, обоняние («золотое правило дидактики»).
7. Важно помнить, что в результате каждого наблюдения у дошкольников должно быть сформировано определенное представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.
Этапы организации наблюдений (А.И. Васильева)
Требования к руководству наблюдениями в разных возвратных группах
Алгоритм наблюдения за животным 1. Название, общее впечатление (эмоциональный отклик). 2. Особенности внешнего вида животного (в младшей и средней возрастной группе – на основе констатации признаков внешнего вида; в старшем дошкольном возрасте – на основе выделения и сравнения признаков внешнего вида наблюдаемого объекта с известным однотипным животным, например, белку сравнивают с кроликом).
3. Особенности в поведении животного: повадки, движения, способ питания и другие жизненные проявления. 4. Роль данного животного в природе (принадлежность данного животного к определенной систематической группе: звери, птицы, рыбы, насекомые; домашние и дикие; хищные, травоядные, всеядные; забота человека о животном). 5. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.
Алгоритм наблюдения за растением 1.Название , общее впечатление (эмоциональный отклик). 2. Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей (цвет, величина и форма, запах).
3. Особенности ухода и содержания растения: требования растения к теплу, освещению, воде. 4. Принадлежность растения к определенной систематической группе (деревья, кустарники, травянистые растения; растения огорода, цветника, леса, луга и т.д., комнатные растения). 5. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы».
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы».
Наблюдение основа чувственного познания природы Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.Правильная организация чувственного восприяти.
В материале дается консультация для воспитателей ДОУ на тему «Наблюдение – основа чувственного познания природы». В данной консультации раскрываются вопросы психолого-педагогического обоснования проце.
Подробно раскрыто содержание наблюдения как формы взаимодействия с детьми, аскрыто , обозначены требования к проведению наблюдений и описаны примеры использования этого метода в работе с детьми.
Презентация к семинару-практикуму.
laquo;Организация наблюдений в детском саду».
Источник
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Наблюдения -как способ познания окружающего мира
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа) по теме
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Природа – это уникальная книга.
Её тираж – один экземпляр.
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы.
Природа – источник ощущения прекрасного.
Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.
Правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.
Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи.
Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudeniya_-kak_sposob_poznaniya_okruzhayushchego_mira.pptx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитатель Абушахманова Гульнара Ильдаровна МБДОУ №7 «Чебурашка» 1 квалификационная категория как способ познания окружающего мира Наблюдения
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский. Природа – это уникальная книга. Её тираж – один экземпляр. В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Природа – источник ощущения прекрасного.
Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение. Правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи. Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений .
Наиболее важными для наблюдения являются: наличие природных объектов; определение содержания объектов; изыскание соответствующей организации наблюдений оптимальных форм включения в них детей. Наблюдение за живыми объектами Рассматривание внешних особенностей строения растений и животных Знакомство с компонентами внешней среды Наблюдение за их проявлениями (способами функционирования) Выявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий
Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений: 1.Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени. 2. Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети. 3.Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления. 4. Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации. 5. Подготовка и организация наблюдений.
Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника. Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.
Наблюдение – это неисчерпаемый колодец эстетических впечатлений, которое благоприятно влияют на эмоционально состояние малышей. Самое главное, что наблюдение должно проводиться в детском саду систематически, это необходимо для того чтобы приучить крох к внимательности, развитию наблюдения, а также интеллектуального воспитания. Существуют разные виды наблюдений в детском саду. Наиболее эффективным вариантом для наблюдения является прогулка в детском саду, воспитатель должен будет обратить внимание деток на то, что цветы появляются из земли, как прорывается трава, появление листочков на дереве, знакомство с птицами, необходимо также устраивать разные игры, при этом используя листочки, песок, воду и так далее. Можно также организовать грамотное наблюдение в цветнике, на участке. А для деток старших групп зачастую устраивается дежурство на участке. Всё это сказывается на развитии малыша. Для нормального закрепления и усвоения знаний, необходимо именно равномерно распределить те знания, которые воспитатель должен донести до свои воспитанников.
В «Комнате природы» совместно с детьми ведем систематическое наблюдение за объектами живой природы, им нравится кормить попугаев, морских свинок, хомячков, черепаху, рыбок в аквариуме, кролика, любоваться и наблюдать за их образом жизни, поведением.
В «Уголке природы» так же есть библиотека, где собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, иллюстрации, подобраны необходимые пособия, дидактические игры, игрушки. Мы создали условия для познавательной деятельности детей. Ребята сами пополняют природный материал: шишки, желуди, ракушки, листья, камни, семена растений и мн.др. В течении зимнего периода выращиваем лук на зелень и есть огород на окне, где вырастут цветы для посадки на клумбы. Дети ухаживают за растениями, заботятся о них.
В нашем дошкольном учреждении созданы экологические тропинки. Они выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции . Наблюдения способствующие к приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, ведёт к развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.
Источник